получает гнилостный микроб в себя.
Одна колония на двадцать женщин, - конечно, капля в море того, что нужно. Но с первой ласточкой появятся другие - и они сделают весну. Самые высокие авторитеты подошли к делу, взяли заботу на себя, очистили своим присутствием атмосферу угнетенности около таких девушек-женщин: сюда каждый теперь может подойти, помочь, сами матери почувствуют себя бодрее и переживут кризис хотя мучительно, но не смертельно. Движение это неизмеримо здоровее и нравственнее, нежели отдача детей в воспитательные дома. И, Бог даст, может быть, от типа последних, убийственного в отношении детей и развращающего относительно женщин, мы мало-помалу перейдем к типу таких сельскохозяйственных ферм или аналогичных ремесленных заведений, которые каждую мать будут стараться удержать в положении матери, отнюдь не отделяя ее от ребенка. Это так благородно в душевном отношении и так здорово в социальном, что каждый принесенный сюда обществом рубль возвратится ему сторицею. В самом деле, как высчитать пользу, что в обществе будет одною проституткою менее и одною матерью семейства более?
Современные хананеи (О смешанных с иноверцами браках)
Прочел интересную и умную статью г. W. о евреях, где он говорит, что лишь "гибридизация", т.е. смешение их крови с христианскою, может засыпать пропасть между европейцем и семитом. Прочел - и глубоко вздохнул. Знаете ли, когда начался сионизм и кто был его безмолвным изобретателем? Один горячий русский патриот. Дело было вечером. У окна моей комнаты стоял студент-филолог еврей Г-ий. Бог весть с чего привязался ко мне юноша, очень любивший науку, очень любивший историю. Я же знал и гащивал и до сих пор с благодарностью помню всю большую патриархальную его семью (отец, мать и три сына). Не забуду одного утра первого дня Рождества. Я у них ночевал, остановившись в приезд свой в Москву на зимние вакации (я был провинциальным учителем). Спускаюсь утром вниз к чаю. "С праздником", - приветно улыбнулся и пожал мне руку пожилой отец семьи. "С праздником!" Ведь я знал, что в день Рождества Христова строгие евреи не открывают ставен в окнах и не встают с постели, а так-таки и просыпают этот День мимо, как бы в году было не 365, а 364 дня, т.е. все, кроме вот этого черного и ненавистного им дня.
Шел конец моего студенчества и начало учительства, когда я был знаком и дружен с этой еврейской семьей. Сам я был в то время совершенно погружен в раскольничьи рассказы Андрея Печерского, в Хомякова, в Алексея Михайловича и Московский Кремль. Ничего, кроме России и ее дедины, для меня не существовало. Любил ходить я в церковь, особенно ко всенощной. Церковное пение в полумраке, при ярком сверкании издали, перед алтарем свеч, всегда меня трогало. Раз мне и говорит этот студент Г-ий: "Я несколько раз бывал в вашей церкви. Мне нравится". Я промолчал. Я знал, до чего надо быть деликатным в вопросах веры и не кричать, не навязывать даже того, что очень любишь.
Раз собираюсь ко всенощной, заходит ко мне Г-ий. "Куда вы?" - "Пожалуй, останусь, а хотел идти в церковь". - "Нет, пойдемте, и я с вами". Но на этот раз пение ли было дурно, или церковь не так освещена, но как-то молитва прошла холодно.
В то время на юге шли еврейские беспорядки, первые, какие у нас случились. И в Москве евреи очень опасались возникновения беспорядков и сносили золотые дорогие вещи к знакомым русским. Вообще волнения между ними было много. Этот студент Г-ий чрезвычайно страдал. Но мне он почти не говорил об этом, зная, что не найдет во мне сочувствия. Я же, помня старый Кремль, думал: "Вы (евреи) к нам пришли; и мучите нас; мучили еще казаков и Тараса Бульбу. Теперь вас бьют - и ништо". Но Г-ому, конечно, я этого тоже не говорил. Было это около 82-го года. И вот, как теперь, помню этот вечер.
Он стоял отвернувшись к окну. Я сидел на кушетке. В комнате было полутемно, скоро зажигать свечи.
- Что же нам делать? Я молчал.
- Как можно сгонять с земли народ? Народ сидит на земле. Как же можно его, как саранчу, сгребать в ямы и давить.
И опять я молчал. Я помнил о процентщиках, но не хотел его обижать и ничего не сказал.
- Безвыходное положение.
Все его в дому звали "Стаха" (сокращенное из "Станислав"), и так звал его я. Был он чрезвычайно нежный и деликатный и одухотворенный юноша.
- Знаете что, Стаха? Вам надо выселиться в Сион. Вот что.
- Что-о-о?!!
- Что же делать? Нам тоже трудно. Наш народ ненавидит вас, и кто тут виновен - не буду разбирать, но факт тот, что ни вы, ни я, никто не может погасить вражды, очевидно имеющей для себя причины, и вы помните, как сказал Лоту Авраам: "Если ты пойдешь на восток - я пойду на запад, а если ты на запад - я на восток". Так и надо сделать.
- Что сделать? Выселиться?
- Вы богаты, у вас есть Ротшильды. Да и здесь в Москве есть богачи, Поляков... Турция бедна. Зачем ей Иерусалим? Она продаст, и вы образуете свое королевство.
Не могу здесь не вспомнить слов матери (мачехи) этого еврея, которую я имел все причины уважать особенно глубоко в этой прекрасной вообще во всем ее составе семье. Как сейчас помню - звали ее Анной Осиповной. Белокурая, полная, добрячка без границы, она казалась истинною христианкою, типом христианки, хотя была строгая еврейка. Она немножко картавила и вот раз говорит мне:
- Евгеи никогда не могли и не могут обгазовать цагства. Они слишком гогды для этого. Где цагство - там и князья и царь. Евгеи все равны. Потому, что они не могут допустить возвышения над собою кого-нибудь, они и не могут иметь государства. От этого мы несчастны.
И я видел, что она гордится своим несчастием, имеющим такое происхождение.
Возвращаюсь к разговору о сионизме.
Я заметил, что своим указанием на Палестину как бы стеснил дух Г-ого. Он ничего не говорил, но ему, видимо, было трудно. Я стал его утешать.
- Разделиться, когда нельзя жить вместе, есть единственная почва примирения. По-че-му вам не жить полною и цельною национальною жизнью? Не понимаю. Вы какой-то обрывок среди европейцев. Ни начала ни конца. Какие-то промежуточные у вас занятия.
- Это трудно, это ужасно трудно.
Не помню, чем кончился этот разговор. Но раз у нас был разговор и о христианстве.
- Стаха, вы так любите нашу церковь; говорите, что вас что-то влечет к ней. И ваш брат Джон - чистый русак по грубости, прямоте и великодушию. Почему вы не перейдете в христианство?
- Мы говорили об этом с отцом. "Невозможно, - сказал он, - нам обещаны за это привилегии, права службы, повсеместного передвижения. Это подло - перейти в веру, за переход в которую что-то обещано. Если бы не это препятствие, я вас, дети, не удерживал бы".
Молодой этот еврей гостил одно лето у меня в Б., и у него произошел чудный двухмесячный роман с прекраснейшею русскою девушкою, хорошею музыкантшею, дочерью священника. И в семье этого священника он был прекрасно принят. Роман по разности вер ничем не кончился. Но как они оба плакали! Прошло с тех пор двадцать лет, но таких Ромео и Юлии, истинных, без прикрасы, без преувеличения, я еще не встречал. Главное, оба они были очень чисты и очень бескорыстны. Я же для обоих их был другом, и тоже почти плакал, и тоже сожалею, что люди и неправильный закон помешал соединиться их судьбе. Трудно даже сказать, кто из них кого больше любил. Я видел, что она вся таяла и сияла, а он с самого возникновения рассказывал мне все чувства. Бедная провинциальная девушка грацией души своей закрыла, затмила, бросила, можно сказать, под ноги всех московских умниц и щеголих, каких он знал. Его любовь именно началась с удивления, с восхищения (он мне говорил) и достигла высшей степени экстаза. Такой еще богомольной преданности друг другу я не помню.
И расстались. И разорвались.
Возвращаюсь к умной заметке г. W. Да, "гибридизация" нужна, но нужна для нее обоюдная скромность. "О верующей жене спасается неверующий муж, и о верующем муже спасается неверующая жена", - сказал апостол (Поел, к Коринф., гл. 7) для всех возможных случаев гибридизации. Мы должны щадить чужую гордость. Начнем сперва сближаться, а потом и ожидать достойных плодов веры, ожидать деликатно, ожидать молчаливо. Ведь еврей, о котором я рассказал, да и даже вся его семья, были почти христианские. Ну, снизойди закон к завязавшемуся роману, не нудя никого сейчас же к перемене веры, и его дети стали бы потом чистейшими и ревностными христианами. Для чего нам подражать ревности и щепетильности самих евреев, которые, придя в Ханаан, не допускали брачных союзов себя с соседями? В чем же высота и универсальность христианства и его долготерпение сравнительно с Ветхим Заветом? даже с его частностями, с его признанно жесткою односторонностью и исключительностью?
Вот на этой почве, я думаю, кое-что можно придумать, кое к чему можно придвинуться. Право, как мы отделяем Синайское законодательство от Талмуда, своевременно и нам подумать об отделении безукорного Евангелия от его средневековой талмудизации, которая ввела столько нетерпимости и разделений между верами, столько перегородок на почве брака.
Между тем какое было бы красивое зрелище, если бы при допущении смешанных браков воскресенье евреи праздновали бы с женою, с невесткою, с матерью-христианкою по-христиански, а в субботу со свекром, с мужем, с деверьями, и эта христианка зажигала бы четыре шабашевые свечки в память праматерей еврейского народа: Сарры, Ревекки, Рахили, Лии. Кстати, отчего эти четыре праведницы Св. Писания не имеют у нас иконообразных изображений? Разве эпизоды Библии менее для нас священны, чем эпизоды из Четьи-Минеи, иконописью запечатленные?
Много вопросов. Тягостные вопросы. Но и на краю их я вижу зарю.
ЖЕНСКИЙ ТРУД И ОБРАЗОВАНИЕ
Утилизация главного женского таланта
Мы разумеем талант сострадания и талант хозяйственности и предлагаем утилизировать два эти женские дара в общественной жизни, как они утилизируются в частной жизни, - и собственно частная, домашняя жизнь и держится этими двумя дарами женщины.
Прежде всего парируем самое главное и самое давнее возражение, которое уже рвется из уст множества читателей: "Зачем расширять сферу общественного женского труда; ее мир - это дом, ее призвание - это семья; святыня супружеских и материнских обязанностей"... Так всегда говорят. Это возражение мы парируем как просто бессовестное, ибо ни один из защитников "святыни материнских обязанностей" пальцем о палец не ударил для того, чтобы за каждою девушкою нашего времени и общества было обеспечено "святое материнство", и это уже так давно, а теперь так непоправимо, что и глупо и бессовестно о девушке, которая оставлена "за штатом", говорить с укором: "Она не исполняет святейших обязанностей". За все время, как женщина вступила в сферу общественного труда и потребовала себе образования, не было, вероятно, ни одного случая, чтобы которая-нибудь девушка отказалась стать женою и семьянинкою ради того, что ей нужно кончить курс или что нужно поступить на такую-то службу. Множество прекраснейших, добрейших, умнейших девушек отведены "за флаг", выведены из семьи; и наконец, видя, что они никому не нужны как семьянинки, пробовали стать нужными или хоть пригодными, как члены общества и гражданки. "Ну, не нужна я как жена - буду стучать на телеграфе", "не нужны обществу матери - что делать, пойду переписывать бумаги в канцелярию". Семья сократилась и все более сокращается; и женский общественный труд есть выжимки, отделяющиеся в этом процессе, где первою страдает женщина и в первую же ее бросают камень фарисеи. Но оставим фарисеев и будем говорить о деле.
Теперь куда ни войдешь - в департамент, в контору, на телеграф, - увидишь чистенькую и аккуратную женщину, которая "стучит", т. е. пишет на ремингтоне или на аппарате Морзе. Женщина скромнее в своей домашней обстановке, чем мужчина; ей не нужны загородные удовольствия, без которых дышать не могут защитники "святых обязанностей жены и матери"; и она как девушка, как вдова, и иногда с детьми, может пробиваться на меньшее жалованье. Женский труд в Европе - это китайский, дешевый труд. И как китайцам в Америке дают только физический труд, механический труд, так и женщинам в Европе дают мелкие, почти детские формы труда. Она играет роль "малого", "подростка" при большом заведении, где всем важным орудуют взрослые, т.е. орудуют мужчины. Но есть одна сфера, где женщина могла бы быть поставлена как мужчина.
Это - администрация интендантства и администрация всевозможных лечебных заведений. Мы не говорим, конечно, о главных постах; мы имеем в виду лишь промежуточные административные должности, однако ответственные и притом отчасти начальнические. До сих пор женщина была только сестрой милосердия, и прошла этот курс приготовительного класса с похвалою от всех. За много лет - ни одного порицания, а покойный Боткин в "Письмах из Болгарии" свидетельствовал, что если кто был безупречен и был героем на войне, то это скромная русская девушка с нашивкой Красного Креста на рукаве. Кто наблюдал наши больницы, кто наблюдал в особенности психиатрические лечебницы, знает, что 50% недочета в них происходят не от бессилия медицины, а от жестокосердия или равнодушия медиков и также вообще прислуживающего, большею частью мужского, персонала. Устранение этого равнодушия, невнимания, грубости, а подчас и жестокости можно возложить только на сердце, в котором обеспечено сострадание. И никто не станет оспаривать, что эти инстинкты вообще богаче развиты в женщине, нежели в мужчине. Женщины превосходно администрируют все в России женские институты, т. е. они способны к столь широкому заведыванию, к столь сложным функциям. Вполне они могут быть и директрисами лечебниц, приемных покоев, родовспомогательных заведений. Все пойдет здесь мягче и деликатнее, и даже пойдет все требовательнее и строже по отношению к лечащему врачебному персоналу. По крайней мере вполне можно здесь начать опыты.
Вторая область - это интендантство. Вот область всемирного хворания, и, как все соглашаются, какого-то неисцелимого хворания. Кажется, потеряна надежда превосходно поставить это дело, и уже считается великим успехом, если оно идет сносно. Солдаты наши на той же Турецкой войне и по записям того же Боткина оставались по два дня без сухарей; оставались без пищи, без горячего варева и чая - больные. Здесь были жиды-поставщики; но почему здесь не были женщины? Именно в смысле заботливости, опять какой-то природной, инстинктивной заботливости, они аттестовали себя безупречно; и главная прореха поставщика-еврея - обрезать солдата и обогатиться самому - опять очень мало известна в женщине. В самом деле, нельзя не обратить внимания, как вообще мало, ничтожно, почти отсутствует вовсе в женщине этот печальный инстинкт - "хапнуть". Женщина, "хапнувшая несколько тысяч через такую-то хитрую махинацию", "через такой-то необыкновенный прием", кажется, вещь неизвестная. "Махинации" при закупках, неверные счеты, поддельные и двойные счеты - для представления по начальству и для оставления у себя в секрете, наконец, закупка гнилого дешевого товара есть какой-то специальный грех мужчины, но на котором никогда не попадалась женщина. Трудно сказать, почему не попадалась, но что не попадалась - это факт. Он имеет даже знаменитую, хотя и смешную иллюстрацию: известно, как добросовестно торговалась Коробочка о мертвых душах, тогда как Собакевич сразу понял мысль Чичикова и подсунул ему Елизаветъ Воробей, сошедшую за мужика в силу поставленного на конце твердого знака. Кажется, здесь причина лежит в том, что женщина менее изобретательна, чем мужчина, между тем как таланты "махинаций воровских" суть именно таланты изобретательности. Женщина проще, аккуратнее и менее выдумывает... Обеспечение армии, устроение, чтобы солдаты не голодали, чтобы на зиму у них были теплые полушубки... как хотите, а сходнее это доверить женщине, чем жиду. Можно попробовать почву. Что же касается положительных талантов отыскивания, счетоводства и, наконец, распоряжения и организации в хозяйстве, то все эти таланты, нужные в интендантстве, не только есть у женщины, но часто виртуозны у женщины.
История русского хозяйства может представить примеры гениальной хозяйственной распорядительности женщины; и если Костанджогло Гоголя был выдуманным лицом, то совершенно не мифом была г-жа Бенардаки, ныне покойная (природная русская женщина), о которой в действительности рассказывали все то, что Гоголь выдумывал о Костанджогло. Разыскать материал, скупить материал, сберечь материал - и все это для того, чтобы обеспечить солдата в трудную минуту, - к этому высоко способна вообще женщина, в частности русская женщина.
На женщин давно нужно перестать смотреть как на детей. Она выросла, и она серьезна. Она доказала свои способности на самом для нее рискованном поприще - в теоретической науке; но ее главные таланты - практические; женщина - природный практик, и в особенности она может быть гениальна как практик-покровитель, как практик-защитник, дающий воспособление, охрану. Тут, кажется, происходит своеобразная трансформация инстинктов материнства и домоводства в инстинкты ухода и хозяйского уклада. Сюда и должна она двинуться, сюда нужно ее двинуть, по крайней мере попытаться двинуть. Это - не для нее, но для общества, для государства, которое нужный талант должно брать там, где он лежит.
Кн. В.П. Мещерский о женщинах
Можно ли бросаться с бешенством в открытую дверь? Пожалуй, упадешь и разобьешься. Так упал и разбился в своем "Дневнике" кн. В.П. Мещерский. Почти невероятно то, что он написал, прочтя в этот день статью нашу: "Утилизация главного женского таланта". "Сегодня один из публицистов "Нов. Вр.", с развязностью почти военного человека, решил один из важнейших всемирных вопросов (значит, все-таки "вопрос" есть. В.Р.)-вопрос женский. Всемирная заслуга этого решения заключается в том, что новый Колумб в области женского вопроса одновременно решил две важнейших задачи: он упразднил старую женщину, а для новой, снабдив ее талантами, нашел необъятно широкое поприще деятельности. Под старою женщиною, очевидно, разумеется женщина-супруга и женщина-мать. То и другое Александр Македонский женского вопроса признал отжившими свой век предрассудками, с которыми женщина без вреда для общества может расстаться. По его мнению, главное призвание современной женщины не семья, как это думают некоторые староверы, а необъятное мировое поприще", и т.д.
Просто невероятно читать. Как будто в начальных словах своего рассуждения мы не указывали с болью, что семья у нас, да и в Европе вообще, есть полуразрушенное явление; и как будто не мы же, утверждая религиозный и трансцендентный характер семьи, все силы употребляли, чтобы вызвать не колеблющееся и двоящееся, но настоящее, непоколебимое, твердое к ней участие церкви, государства, всякого частного и честного человека. Что путает кн. Мещерский, что мы проповедуем бессемейность женщины! Но женщина в огромном проценте вытолкнута из семьи, и к этой вытолкнутой женщине, во все долгие годы ее бесприютности, не было ничьего участия. Что же по данному больному пункту кн. Мещерский сказал за все годы публицистики, кроме пошлейшего трюизма: "Призвание женщины - семья". Да его можно сейчас же обуздать на этой фразе: по чьему мнению призвание женщины -семья? По-нашему - о, да, да и да, семья! По мнению страстного консерватора кн. Мещерского - тоже! Но вот нас только два, бессильных и смешных человека. Мы можем найти многих приятелей, которые, сидя у нас в гостиной, будут тоже гуторить: "Семья", "семья", "семья". Но ведь это все частные и бессильнейшие мнения, и, кроме того, это мнения новые и оригинальные. Посмотрите, в разных газетах нашей прессы ведется вот уже два года защита религиозного призвания не одной женщины, но и мужчины в семье. И нашла она сочувствие, распространение? Увы! струйка этой мысли едва пробивается, едва живет, и против нее стеной стоит каменный тезис: "Семья - не безусловна в своем спасительном значении для человека", и что, конечно, "можно жениться", но отнюдь не необходимо и во всяком случае "лучше не жениться". А когда так, то маски прочь; когда игра ведется двусмысленно, то позвольте к экспертизе ваши карты. Тут не спор слов, - тут спор фактов, и кровавых фактов, спор слез, и опять-таки горьких слез. Мы не видели и не видим ни законодательной, ни религиозной, да и вообще никакой определенной и сколько-нибудь властительной заботы о падающей и разрушающейся семье. Падает - "и пусть падает"; рушится - "и пусть рушится". Мы имеем в утешение бессемейной женщине глагол: "Терпите!" "Ступай, матушка, в монастырь!" - "Да я не в монастырь хочу, а в семью и, - как вы же формулируете, - к исполнению святых обязанностей супруги и матери". - "Ну, матушка, поздно хватилась; где же для каждой взять семьи; теперь и семейные люди по Аркадиям разъехались, а холостых вовсе не сыщешь". Таким образом, семья нашим небрежением есть упавшая с воза драгоценность, которую найдем ли мы опять или нет - неизвестно. Но во всяком случае мы сперва должны восстановить целостную, прочную, чистую и универсально развитую семью, - семью как нравственное правило и религиозный закон для всех: и тогда позвать в нее женщину. А пока звать ее на пустое место - ведь это немножечко бессовестно. Ну, пришла она: "Дайте мне священные обязанности жены и матери". - "Подождите, вакансии нет!" - "Ах, нет? Ну, так я пока поищу места фельдшерицы, доктора, учительницы, конторщицы, да и попрошусь в интендантство, как это вас ни пугает".
Стыдно говорить пустые слова тоном серьезной деловитости, и особенно стыдно говорить кн. Мещерскому.
Женского вопроса как мирового вопроса (умные слова кн. Мещерского) не существовало бы, если бы семья была бесспорна. Но она спорна, она имеет очень авторитетные (религиозные) оспаривания, против которых мы и кн. Мещерский совершенно бессильны. А когда так, то повозитесь с женским вопросом. Кто плел веревочку, тому нечего отнекиваться от петельки. Женщина не по вашему внушению, а по собственному инстинкту, конечно, может быть вполне счастлива только в чистой семье. Но полного счастья нет, и, как вы рекомендуете: "Будьте, сестрицы, долготерпеливы", - ну, тогда она берет, да и с силой, со страстью возьмет полсчастья: она возьмет заработок и уважаемое общественное положение. "Не дадим!" - скажете вы, скажете жестокосердно. Ну, это бабушка надвое сказала, кто кого переломит. Отступления женщин от своих требований хотя бы на шаг нигде нет, а осуществление ее требований - это суть маленькие, но прочные факты то там, то здесь. И, - повторяем, - вспомните о веревочке и петельке. Ибо и мы хорошо понимаем, что появление женщины около общественных обязанностей, а затем и около власти совершится "на падение многим"; в частности - на падение множества принципов, охраняемых кн. Мещерским.
Воспитательная и хозяйственная роль женщины
Не излишни, конечно, ссылки на мнения Д.С. Милля и на примеры великих государынь в истории, какие начинают делаться публицистами при обсуждении роли женщины. Но, слава Богу, в деле применения женских способностей мы сами сделали небольшой опыт, и этот опыт имеет свои туземные, необыкновенно привлекательные черты. Женщина как доктор, как фельдшерица, как учительница никогда не была уличена в неряшливости. Трудолюбие, исполнительность, необыкновенная выносливость засвидетельствованы в ней самыми компетентными наблюдателями. Не можем не указать на желательность призыва женщин к деятельности инспектрис народных училищ. Сельская школа почти вся вынесена у нас на плечах русской девушки. Это есть никуда не вписанный подвиг, - подвиг, не получивший себе ни пенсий, ни орденов, и который в личном существовании каждой девушки был часто трудным, истомляющим походом по безводным пустыням. Нам случалось наблюдать иногда сельскую учительницу, скромную, религиозную девушку, преданную народу, и которая за много лет терпения имела только ту награду, что вот когда-то, когда-то выслушали и поверили печальной истории о том, как из пренебрежения вообще к самому существу школы крестьяне не отпускали ей дров зимою, или давали ей комнату при "обчественном кабаке", в соседстве своих сладких разговоров. Мужик умен, мужик бывает гениален; но мужик и хитер, и если захочет "доехать" неприятного ему человека или вот "ненужную ему школу", то сделает это с виртуозною безжалостностью. Да, это - мартиролог, никуда еще не вписанный. Оставим воспоминания и обратимся к возможному. Нужно иметь чисто тюлевое представление о женщине или девушке, чтобы сказать, что ей "холодно ездить зимою" или что в "весеннюю грязь как же она поедет на ревизию школ". Ездят с мужьями и отцами по всякому морозу и решительно не случалось видеть или слышать, чтобы "вот нужно было ехать на лошадях, но по случаю мороза или грязи отец или муж поехали, а дочь или жена решили переждать холодок". Что за небылицы. Да разве на рождественские каникулы не разъезжаются по усадьбам, по селам, по уездным городам даже девочки-гимназистки 13-14 лет, без всяких последствий и без всякого неудовольствия. Поэтому о физической затруднительности в исполнении обязанностей инспектрисы народных училищ не может быть и речи. Остается образовательный ценз. Но если русская женщина занимает профессорские кафедры, если в самой России перед каждою девушкою открыт теперь диплом доктора медицины, какой может быть вопрос о том, что и должность инспектрисы народных училищ ждет только самой маленькой административно-законодательной "отдвижки", чтобы совершенно подготовленная и созревшая для этих обязанностей женщина ли, девушка ли двинулась на новый труд, ее любимый труд - воспитательницы.
Софья Ковалевская, которая была вынуждена понести свой талант и знания на чужестранную почву, была бы, верно, лично счастливее, трудясь на родине, да и родина была бы несколько богаче, не растеривай она даровитых детей своих. "Ковалевская была исключением, а инспекция училищ есть правило", - скажут нам; но мы ответим, что и образовательный ценз инспекции неизмеримо ниже профессорских требований. Добавим, что организация сельской школы и надзор за нею требуют, по самому существу соприкасания и взаимодействия нераспаханной народной почвы с образовательным зерном, чрезвычайно много такта, приспособляемости к обстоятельствам и чужому умственному складу, и именно эти дары приспособляемости богаче выражены у женщины, чем у мужчины. Не нужно для доказательства этого ни углубленных размышлений, ни ухищренных наблюдений. Так это ясно и вытекает из самой организации женщины, могущественно отражающейся на ее психике. Инспектриса заговорила бы как близкий и родной человек с учительницею; не напугала бы детей на экзамене, как пугает их до остолбенения чиновник с орденом. Тут же в классе, да и в разговорах с учительницею и ученицами, она выведала бы настоящее положение школы в селе, и, может быть, отчеты ее по начальству не были бы написаны таким хорошим слогом, но содержали бы более правды и более нужных указаний. Но мы настойчиво, сверх педагогических функций, указываем на хозяйственные способности женщины. Вот пример. Известна печальная фигура "эконома" в наших пансионах, при закрытых и полузакрытых средних учебных заведениях. "Домик на краю города" обычно выстраивается из обрезков говядины, из недочетов в картофеле и зелени. И у учеников на всю жизнь остается горькое и иногда озлобленное воспоминание об учебном заведении, где его хорошо учили, но очень плохо кормили. Отчего на место эконома не поставить экономки? Кто наблюдал рачительность женщин-квартиро-держательниц к своим нахлебникам, тот не усомнится, что опыты и здесь более чем вероятно будут успешны.
Нельзя не наблюдать с большою печалью, как туго у нас распространяется ремесленный труд, как много сфер этого труда находится всецело в руках иностранцев или инородцев, особенно евреев, и не попадает в русские руки. Только грубые и громоздкие ремесла, в то же время скуднее всего оплачиваемые, находятся издавна и прочно в русских руках, до известной степени национализировались. Сапожник, столяр и портной суть классические фигуры русского ремесленника, но и здесь с сожалением приходится добавить, что, как только дело заходит о художественной мебели, об изящном покрое платья и даже обуви, - приходится обращаться к фирмам, носящим не русское имя. Также есть целые ремесла, особенно выгодные, слегка уже научные, требующие тонкой техники, от которых почти безусловно устранились русские. Таковы часовое ремесло и аптечное. В какую бы вы аптеку ни зашли и в какой бы часовой магазин ни обратились, вы встретите там или еврея или немца. Все петербургские аптеки и вслед за ними аптеки по целой России распределены между этими двумя племенами, без всякого участия здесь русских. Положение мало выгодное для нас и отчасти позорное.
Мы заметили, что хорошо идут в русских руках громоздкие ремесла. Там, где требуется сила, русский хорошо работает; там, где требуется ловкость, он хуже работает; и еще хуже работает там, где требуется вкус, сноровка, приспособляемость и, наконец, мелкая и мелочная, скрупулезная техника. Просто русские мужские руки и русский мужской глаз слишком крупно устроены для мельчайших колесиков и штифтиков карманных и даже стенных часов, как и для развешивания лекарственных доз. Опыт женской аптеки, открытой г-жою Лесневскою в Петербурге и, как слышно, вызвавшей множество предложения труда со стороны бывших воспитанниц гимназий и институтов, пробуждает мысль о том, что вообще женский труд может проложить первую дорожку русским в такие ремесла, от которых до сих пор русские уклонялись. Уже одно то, что женщина и девушка есть вековая рукодельница на Руси, исполнительница мельчайших и иногда изящных работ, что она века обращалась с иглою, а не с топором, сидела за пяльцами и кружевом, - одно это заставляет предполагать в ней, так сказать, историческую и бытовую приспособленность и подготовленность к такой ручной технике, на которую до сих пор не отважился русский мужчина. Мы указали на часовое и аптечное ремесло, как бросающиеся в глаза; но есть, конечно, и множество подобных же ремесел, менее заметных и не выходящих до сих пор из рук немцев и евреев. Вот куда хотелось бы, чтобы направилась русская женщина. Вот где она могла бы сослужить роль пионера. Водворившись здесь, она распространила бы уменье и искусство на младших братьев, на детей, вообще родных. И промысел, еще вчера бывший немецко-еврейским, станет русским.
Об этом вовремя напомнить теперь, когда женщина ищет приложения своей трудоспособности. Мы вправе надеяться и ожидать, что и частная предприимчивость, и правительственная заботливость откроет училища или курсы для теоретического и практического подготовления к ремеслам и откроет их именно для девушек и женщин. И может быть, эти ветви труда, никогда не бывшие у нас туземными, станут повсеместно распространены и дадут русскому хороший кусок хлеба.
В поисках за трудом и просвещением
От тягостных вопросов можно отмахиваться. Ставить их в рубрику неразрешенных тем, злословить около них, острить и, в конце концов, отталкивать их от себя. И сколько мучительных вопросов, оттолкнутых небрежением общественным, у нас в своем роде дожидается или "честного погребения" себе, или хоть кой-какого разрешения.
В минувшую зиму, по поводу открытия первой женской аптеки в Петербурге и еще по случаю одного инцидента, рыцари с претензиями на благовоспитанность облили русскую трудящуюся женщину и русскую учащуюся женщину самою невозможною грязью. Ни труда, ни просвещения будто бы женщине не нужно, "ибо ее призвание - семья". Писавшие это не знали, напр., того поразительного факта, что в Петербурге, по данным статистики 1898 года, в возрасте брачном было 193 497 незамужних женщин, а замужних 136 249, т. е. более половины возможных жен - женами не были; и что не могут же эти женщины без семейного приюта сами делать предложение мужчинам. Мы любим звенеть фразами, не справляясь с делом. Вполне можно удивляться не развращенности женщин, как сделали обвинители их в газетной полемике, но выдержанности, скромности и твердости их и тому, что, лишенные в таком числе удовлетворения главного своего призвания и инстинкта, они не перевернули до сих пор вверх дном все наши понятия о браке, семье, супружестве, деторождении; понятия, выросшие в законодательные нормы, крайне неуклюжие и не благоприятствующие нормальному течению семьи в стране. С желанием обратить на это внимание, я недавно поместил в "Новом Времени" статью "Без надежд на замужество", указав в ней даже на такой факт, как вывоз девушек-христианок в южные и восточные страны, который при ближайшем рассмотрении оказывается добровольным их туда уходом. Дальше идти некуда, и наш квиетизм и равнодушие при виде бессемейного положения более чем половины женщин в столице, к каковому положению приближается более или менее и вообще положение их в стране, - должен рассеяться. Мне кажется, забота эта должна разделиться на две. Первое - на облегчение условий вступления в брак, на благоприятствование этому-законодательное, юридическое, экономическое, служебное и всяческое. Напр., что за странность в законе, что женщина, получающая пенсию за службу свою, лишается ее, как только выходит замуж. С пенсией жены муж чиновник, получавший маленькое жалованье, еще мог бы существовать; а на одно свое жалованье в какие-нибудь 50, 75 руб. он семейно существовать не может. Здесь закон, к которому никакого мотива найти нельзя, прямо враждебен семье, завязыванию семьи, семейному состоянию человека. Поискав, мы нашли бы множество и других подобных мелочных, придирчивых законов о браке. И заметьте, законы эти царствуют и господствуют при полном и всеобщем признании, что "всякое государство держится семьею". Тут начала и концы государственного мышления не совпадают. Вторая половина забот должна быть направлена на расширение сфер женского труда. Или семья, или - труд: все остальное женщину развращает. Мне по понятному чувству хотелось услышать отклик на эту мысль, и вот письмо одной девушки, к которому, мне кажется, не может не прислушаться общество, дорожащее своею судьбою: "Прочтя вашу статью "Без надежд на замужество", я от лица всех девушек не могу не поблагодарить вас за то, что вы заговорили на эту тему. Грустную, безотрадную картину представляют факты, вами приведенные, но еще грустнее, еще безотраднее станет она, если вникнуть в эти факты. Какую массу лишений, унижений, собственного презрения к себе нужно было испытать девушке, чтобы ухватиться как за единственное спасение за место двусмысленной экономки у старика-купца. А между тем, по вашему рассказу, этих девушек, молодых, образованных, явилось к нему очень много; стало быть, это не были случайные исключения, не были испорченные субъекты, готовые ради ничегонеделания пойти на позор, - это было тупое отчаяние, презрение к себе, как к человеку, - и ни луча надежды на более честную, более лучшую жизнь. И тем ужаснее, что это все были образованные личности, которым идти на этот позор было еще тяжелее, чем не интеллигентным. Спасибо за то, что вопрос этот вы подняли в печати; но вы не во всем правы. Не правы вы в том, будто бы нет ничего промежуточного или среднего между "союзом единого с единой вечным" и совершенно грязным пороком; напрасно вы говорите, что ничего среднего не изобретено; изобретено-то изобретено, да только не дается хода этому изобретению. Сколько времени рвутся девушки в здания университета, сколько времени добиваются они напрасно высшего образования ради очень скромной цели - трудиться наравне с мужчиной на общественном поприще, хотя бы с вдвое меньшим окладом, и до сих пор все это тщетно. Боятся, чтобы из совместного обучения не вышло разврата и, как писал "Гражданин", чтобы студентки не слушали лекций на коленях студентов, а того, что общественная безнравственность и общее положение вещей бросает девушек в дома терпимости и двусмысленные экономки к старым купцам, наконец, даже в гаремы на Востоке, этого не боятся и как будто даже не видят. Право, страшно за униженную, поруганную личность девушки и женщины. А между тем совместное обучение, дарование права служить наравне с мужчинами подняли бы в женщине упавшую веру в себя, не заставили бы смотреть на ее тело, как на товар, и повысили бы также уровень семьи, так как тогда выходили бы замуж более обдуманно, с сознанием той нешуточной обязанности, что берет на себя девушка, делая этот шаг: зная, что ей придется отвечать перед детьми за свою жизнь, зная, что ей придется воспитать в них истинных людей, тогда как теперь в большинстве случаев, за неимением другого выхода, они смотрят на брак как на возможность добиться разных благ жизни. Да и не думаю, чтобы мужчины много потеряли от вновь явившихся конкурентов; наконец, можно было бы ограничить число служащих женщин известным процентом, чтобы на службу попадали наиболее даровитые личности. Мне лично приходилось слышать и читать, что совместное обучение способствовало бы улучшению нравов, так как заставляет мужчин с большим уважением смотреть на своих соучениц и видеть в них не только "женщин", но и человека. Дайте хоть небольшие права женщинам, дайте им возможность высшего образования, хотя с половиною тех привилегий, что оно дает мужчинам, и вы устраните уход девушек из стран христианских в нехристианские, дадите более серьезно относящихся к своим обязанностям жен и матерей и, наконец, получите за половинные оклады служащих на всех поприщах, и (судя по фактам в некоторых областях Америки, где женщины допущены на государственную службу) эти новые конкурентки принесут более добросовестное исполнение своих обязанностей, чем служащие мужчины. И это будет великое дело. Женщины ждут от представителей печатного слова защиты своих прав, как человеческих, так и женских, и дай Бог, чтобы они не ошиблись в своих ожиданиях".
Так кончается письмо. И еще раз напомним, что это голос и просьба без немногого 193 497 в одном Петербурге взрослых девушек и вдов. Никто не откажет этому письму в признании спокойствия его тона, достоинства самой просьбы, глубокой горести, основательности доводов. Припоминаю я служащих женщин в женских гимназиях и в двух полуфинансовых учреждениях, где я ранее служил. Невозможно представить себе более кропотливых и, так сказать, переполненных ответственностью служащих, чем женщины там. Да и достаточно вспомнить нам благороднейший Красный Крест, ведомство Императрицы Марии и множество всевозможных частных человеколюбивых обществ и комитетов, где трудятся или преимущественно, или в большом проценте женщины, чтобы сознаться и признать ту до последней степени очевидную истину, что все сферы технического, письменного, административного, счетного, распорядительного, организационного труда доступны женщине в такой же мере, как и мужчине. И всюду женщина вносит мягкий дух и деликатность в службу, женственность. Да, мое личное впечатление, мои личные наблюдения, не обширные, но внимательные, говорят мне, что служащая женщина отнюдь не приобретает мужиковатости, грубых и резких манер и тона мужчины - словом, что она ровно ничего не утрачивает из прекрасного своего женского облика. А сколько ее мягкость и деликатность, ее поспешная деловитость, ее непременная сострадательность к чужому горю или затруднению даст удовлетворения всяческим клиентам, стучащимся в двери наших учреждений, начиная от школы и кончая банком, - об этом трудно говорить! Помню я, в бедном уездном городке, начальницу женской прогимназии, вдову и уже мать двух взрослых дочерей, имевшую от них внуков. Она напрягла все свои усилия, чтобы не допустить ни одну ученицу до исключения за невзнос платы; обивала пороги купцов, чтобы собирать беднейшим крошечные стипендии или на форменное платье. Она не вмешивалась в ученье, не будучи в нем очень компетентною. И так как она в него не вмешивалась, то есть педагогически не раздражалась, то все сплошь ученицы казались ей восхитительнейшими существами, и она безустанно с утра до ночи хлопотала, чтобы они были сыты, одеты, согреты и никогда, никто и ни за что не исключен из прогимназии. Имея "должность" весьма официальную и ответственную она совершенно поглотила и затушевала ее сухие черты в трансформированном материнстве. Не знаю, жива ли она сейчас, но эту маленькую, добрую и толстую старушку я помню как прекраснейшее явление нашей общественной деятельности. Всякий "инспектор" на ее месте был бы хуже, жестче, не говоря о том, что попросил бы вчетверо большее жалованье за свои "мужские таланты". Нет, решительно нужно признать, что во множестве случаев женские таланты действуют не хуже мужских, и для клиентов, просителей, "нуждающихся и обремененных" они положительно удобнее. С точки зрения народа, публики, общества, "просителей" - разлитие в стране женской работы можно рассматривать как огромный выигрыш, из которого получена пока самая малая доля.
Именно в интересах семьи, о которой хлопочут часто бессемейные консерваторы, нужно пожелать торжества женщин на поприще труда и полного им равенства с нами в юридическом и экономическом положении. Только тогда прочно и надежно может быть поставлена и семья, когда подадут в ней свой "votum" заинтересованнейшие существа, матери, жены, дочери, девушки и женщины. Муж и отец всегда немножко "прогуливается" в семье; отдыхает в ней; но подлинная его сфера, сфера труда и настоящего внимания - это служба, улица, площадь, фабрика, контора, учреждение. Женщина изводит из себя семью, буквально ткет ее из своих внутренностей и физиологически и духовно. Муж на 1/10 живет семьею, женщина на 9/10. В силу же сострадательности женщина никогда не отнеслась бы столь квиетично к таким чудовищным фактам, как проституция, детоубийство, как вывоз девушек на Восток. Она сперва по несообразительности боролась бы с этим паллиативно, торопливо, нервно, страстно; а затем эту нервность и страстность и благородство души своей приложила бы к тому, чтобы победить зло, и не паллиативно, а радикально, действуя не на симптомы, а на причины. И победила бы, и победит. Торжество женщин, как главного и страдальчески в семье заинтересованного существа, будет непременно и торжеством семьи. А как бесспорно же женщина стыдливее и нравственнее мужчины, сдержаннее и целомудреннее, то это передвижение, так сказать, от патерната к матернату будет торжеством хорошей семьи. И теперь ведь почти без прав в семье, кроме права быть вписанной в мужнин паспорт и получить от него "билет" на поездку в соседний город, женщина силою и интенсивностью своего духа, столь родственного к Матери-Земле, столь близкого к природе, столь одновременно и наивного и мудрого, является в каждой единичной семье царицею, хозяйкою, матерью, установительницею обычаев и законов и всего "духа дома". А муж именно только "бывает" в семье, "проходит" в ней, есть "гость" у подлинной его хозяйки. Так природа вещей одолевает гипотезы законов.
Женское медицинское образование в России
Очень трудно сказать, кто более, врач-мужчина или врач-женщина, может оказать пользу окружающему населению, если их медицинское образование и искусство практики стоят, как говорится на бирже, al pari (на уровне (ит.)). Детские и женские болезни есть законная собственность женщины-врача, а это половина существующих болезней. Заметим, что заболевание ребенка и молодой матери более несет в себе, так сказать, отдаленных последствий, нежели всякое иное, резко локализованное заболевание, и обращение к врачу вовремя особенно важно здесь. Вот почему рост женского медицинского образования в стране есть огромное условие поддержания и улучшения здоровья целой страны. Особенно это нужно сказать про Россию с ее темными далекими уголками, куда так неохотно едет мужчина-врач и куда женщина пойдет как пионер, как колонист образования. Уже и теперь можно наблюдать в качестве земских врачей женщин, неустанно работающих в уезде на врачебных пунктах, являясь так же самоотверженными, как и женщины-фельдшерицы, женщины-учительницы, женщины-сестры милосердия. Против мужчины у женщины есть большое преимущество в ее сердце и самоотвержении, и эти качества не менее ценны во враче, как и в сестре милосердия.
Петербургский Медицинский институт есть, очевидно, первый этапный пункт на том длинном пути, которым предстоит идти женскому образованию в России. В Москве получено утверждение устава общества для учреждения и там Медицинского института, и до сих пор успехи женского образования у нас шли так прочно и быстро, что нет сомнения, в ближайшие пять лет мы увидим и там медицинский институт, а затем, Бог даст, в недалеком будущем и все остальные университетские города обогатятся у нас вполне солидными и необходимыми для страны женскими высшими образовательными учреждениями. Уставом разрешены только способы собирания средств, нужных для обеспечения материальной стороны будущего института: это -пожертвования, членские взносы, устройство всяких чтений, концертов и т. п. рубрик обычных у нас сборов "с миру по нитке" на "рубаху бедному". Тут есть та хорошая сторона, что общество шевелится и хлопочет около доброго дела; но женщина-врач есть такое серьезное государственное дело, что на помощь ему может тронуться и казначейство. Ибо здоровое население - это такое же условие бодрости и труда в стране, как и упорядоченность его нравственного состояния. Нигде "посев" денег не обещает такого "всхода" и обильной осенней "жатвы", как здесь, где имеется главное: огромный контингент рвущихся к труду и даже рвущихся к самопожертвованию русских женщин, так вообще зарекомендовавших себя на всех практическо-человеколюбивых поприщах.
Учительницы в коммерческих училищах
Медленно, но с постоянным успехом русская образованная женщина отвоевывает больший и больший район для своего труда. В этом отношении допущение преподавательниц в коммерческие училища министерства финансов составит крупный шаг. Кажется, ни одного нельзя указать поприща, где женский труд, будучи допущен, вызвал бы потом горькие сетования на его неудачу. Везде женщина является труженицею скромной и прилежною. Везде она исполнительна и вносит в дело ту мелкую аккуратность и чистоплотность, которая, кажется, вытекает из особенностей ее душевной организации. Люди частной предприимчивости хорошо умеют соблюдать свои выгоды и берут в дело только людей, действительно могущих принести ему пользу. Они уже давно и на всевозможные поприща позвали женщину, и это есть общее доказательство, что государство не просчитается, открыв для женской службы свои учреждения. Давно следовало бы подумать о более резком, чем теперь, отделении прогимназий от гимназий и передать роль надзора в пе