Главная » Книги

Розанов Василий Васильевич - Семейный вопрос в России. Том 2, Страница 14

Розанов Василий Васильевич - Семейный вопрос в России. Том 2


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

помянули о "соблазнах, пороках и болезнях". Как вы попались? Значит, стремясь разрушить факты сочетания ("незаконные сожития") вы ввергаете людей "в соблазны, пороки и в болезни". Какое ужасное признание. О, это есть истинная книга документов, откуда все зло мира идет. В. Р-в.
   ** Да где же "злоупотребление"? Не было жены (женщины "в плоть едину" со мною) - беру ее; мужа не было - берет его. Никто же не берет одновременно жену на жену и мужа на мужа, кроме как кажущимся образом (фактически распавшиеся семьи). В. Р-в.
   *** Да что же делать, когда вы не даете венчания солдату, офицеру, разведенному? Вы бы отказались отпевать покойников: неужели люди должны тогда "не умирать", "воздерживаться умирать". Только и можно сказать: "Не трясите за шиворот, больно". В. Р-в.
   ______________________
   Из благословенного супружества образуется благословенное семейство и родство*; из семейств и родства - благословенный народ, отечество и государство**. Если корень общества свят, то и ветви его святы и благословенны. Следовательно, если корень нечист и гнил***, и ветви его не чисты и не прочны.
   ______________________
   * То-то и дело-то, что вы целое семейство и целое родство убиваете в каждой чете, которая благословиться у вас не смогла, а вы в наказание отрицаете, что это "брак", "родители и дети", "муж и жена". Из-за гордости вашей погибли мириады жизней. И еще странность: разве "таинство покаяния" своим бытием порицает случаи раскаяния перед частным человеком? Почему же "брак" порицает "незаконные сожительства"? Очевидно, не он порицает, а испуганные за власть свою и доходы. В. Р-в.
   ** Ну, пожалуй, вы станете отрицать, что "отечество, народ и государство" существовало у эллинов и римлян, "так как там не было консисторий, и они жили скорей по Розанову, чем по Дернову". В. Р-в.
   *** То-то хочется вам "загноить" всех; "я - свят, а младенец - исчадие сатаны", вот что мерцает сквозь все ваши слова. Первородный это грех ваш - ваша гордость. В. Р-в.
   ______________________
   Неблагословенный брак лишает благословения Божия семейство. Дети узнают, что их родители не уважали закона*, и легко приходят к мысли, что и им не нужно уважать закона более, нежели их родителям. Упадок нравственности, начатый родителями, продолжается в детях и далее.
   ______________________
   * Скажите, солдаты-хо, которым запрещен брак, тоже, родив, пренебрегли законом? Нет, ведь дело с "законом" так обстоит:
   a) Закон был дан (Богом в раю),
   b) его - отменили,
c) восстановляют его, даже насильно (солдаты, девушки),
   d) herem (отлучение) - восстановляющим.
   Всякая девушка, имеющая в утробе младенца и бережно его носящая, имеет семь небес благословляющих над собою. В. Р-в.
   ______________________
   Государство состоит из семейств. Расстроенные составные части расстроят и целое*.
   ______________________
   * Своими недопущениями и расторжениями браков вы и делаете это. Смотрите, вся Россия покрыта заразой болезни и разврата; но метрики в консистории чисто переписаны; и вы кричите "Noli tangere eas ["He трогайте их (лат.)], заявляя всем, будто - тут отечество. В. Р-в.
   ______________________
   Посему, естественно ожидать от нарушения законов брака и целомудрия тех общественных последствий, какие изображает пророк: "Прелюбодейство крайне распространилось по земле, и кровопролитие следует за кровопролитием: за то восплачет земля сия, изнемогут все живущие на ней" (Осии, 4, 2 и 3).
   Этого ли желает г. Розанов для нашего дорогого отечества?
   Не может ли нужда извинить отступление от брачного закона, например, когда от несчастного супружества ищут другого супружества, "которое, - говорит г. Розанов, - может иметь лучшую полноту условий рождения детей, в смысле верности, целомудрия, любви, согласной жизни супругов (рождающих)? Меня поражают другие случаи: когда разные канонические препятствия мешают вступлению в брак и когда мы имеем налицо прекрасную и полную, иногда стародавнюю (?) семью, и все-таки эта семья (?) религиозно и юридически разрывается, уничтожается. Вот где nefas, вот где - нечестие, уже со стороны закона".
   Никак! Что может быть несчастнее мужа, у которого жена безумна до такой степени, что ее нужно держать на цепи*. Но правило церковное говорит, что и в сем случае он не должен оставлять ее и искать другой**. Кого несчастное супружество постигло по неисповедимой судьбе Божией, тот должен терпеть оное, как испытание от Бога***, а кого вследствие нерассудительного выбора, тот должен терпеть оное, как наказание за свою безрассудность. Посему**** 87-е правило VI Вселенского собора говорит решительно: "Жена, оставившая мужа, аще посягнет за иного, есть прелюбодейца". "Состав выражений правила позволяет заключать, - говорит В-й митрополит Филарет Московский, - что было бы место извинению некоторому, если бы она только оставила мужа*****, а не посягнула за другого; но в сем последнем случае нет места извинению. Церковь - осуждает".
   ______________________
   * Какой милый язык. Буквально он к мужьям и женам относится как к собакам. То-то "во образ любви Христа к церкви". Ужасное принятие "имени Господа всуе". В. Р-в.
   ** Да если она сама убежала! А если жену муж жесточайшим образом прогнал? Ведь это все надо рассудить, а не поверху летать. Кстати, прямой совет: "Держать на цепи" - запомним. В. Р-в.
   *** То-то "совоздыхающие миру" инквизиторы... Ну, это ваше распоряжение, а где же объяснение, мотив, доказательство? "Моя лапа хочет"... Но уже настало время, когда мир скажет вам: "А мое сердце не хочет", да и скажет так же без мотива, без объяснения, люто и сухо, как вы ему говорили доселе. В. Р-в.
   **** Почему "посему"? В "сем" ничего не содержится, кроме 2 строчек дерновского рассуждения: "Вам Бог послал испытание - терпите". Как это легко сказать. Вот я безлично и вообще упомянул о "плате за труд", о подозрении "мзды" в таинстве, и как вы забегали, заскрипели перья, полетели жалобы, не всегда гласные. Почему же себе вы не сказали: "Потерпим, ибо испытания посылаются нам от Бога". Явно, что Божие имя вы всуе произносите, употребляя его так же мало подумав, как когда вынимаете из кармана платок. В. Р-в.
   ***** Какое хитрое выражение; скопческая тенденция к расторжению браков. Так удлиняя мысль Филарета, католические патеры соблазняют невест и жен покидать женихов и мужей и идти к ним. Но я отвечу: лучше оставить (хоть и больно это) жениха для жениха и мужа для мужа, чем для вас, неумолимых "врагов семени жены". В. Р-в.
   ______________________
   Если есть примеры вступивших в незаконные браки и не подвергшихся действию церковного правосудия, то это потому, что духовному начальству не было средства правильно узнать вину и степень ее и призвать виновных к суду. Такие примеры не ведут к тому, чтобы оказать покровительство незаконному сожитию, или полосочетанию, которое открыто подвергнуто суду и действительно осуждено, подобно как примеры людей, похитивших чужие вещи и укрывшихся от суда, не ведут к тому, чтобы уличенного похитителя поставить наряду с невинными*.
   ______________________
   * Скажите, уравнивает с ворами. О, как понятны детоубийства, притоны Скублинских. Куда бежать от осуждения? Осуждающий беспощаден. Но... "виноград" уже ныне "зелен": государство объявило правилами 29 июня 1902 г. равную правоспособность материнской семьи с отцовскою и передачу детям законного наследства и фамилии матери. Примеч. 30 августа 1902 г. В. Р-в.
   ______________________
   Что касается ссылки г. Розанова, стремящегося доказать, что брак не есть таинство, на г. Филиппова, который "приводит в длинном ряде историческо-канонических доказательств следующий разительный пример из законодательной практики наших дней: когда еврейская или немецко-лютеранская семья, состоящая из мужа, жены и детей, переходит в православие, то отношения членов семьи считаются законным православным браком без требования, чтобы они повенчались в православной церкви. Крещение соделало таковую еврейскую семью православною; но что соделало православно-христианским их брак? Очевидно, не еврейское венчание, а только простой факт супружества, совершенно равно качественный и равно количественный нашим нелегальным семьям, если, оговорюсь, - они честны, верны и чисты", - то здесь Церковь, допуская такие браки, держится слов Апостола (1 Кор. 7, 14): "Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы!" Св. таинство крещения еврейской семьи, очищая ее первородный грех*, очищает вместе с тем и все нечистое и греховное, что было в этой семье до "крещения", что, след., было не чисто и в их плотском сожитии, если только оно заключено было по форме, принятой и утвержденной у данного народа, а не было простое сожительство, бесформенное**. - Кроме того, для тех, принимающих христианство, евреев, или вообще иноверцев, принимающих православие, кои этого пожелают, убедясь в благотворности той помощи, которая дается верующим именно в св. таинствах Церкви, - для тех совершается и самое браковенчание, т. е. преподается им св. таинство брака, для благословенного рождения и воспитания детей, чтобы они были святы.
   ______________________
   * Помешались на "первородном грехе", забыли слова Спасителя: "Кто скажет ближнему своему рака (="глупый человек"), уже подлежит геенне огненной". В. Р-в.
   ** У евреев заключение брака считается гражданским договором, контрактом, и притом на временное сожительство. Какое же к этому отношение имеет таинство крещения? С контрактами таинства не связываются. Просто государство признает благоустроенную семью, с детьми. Не разрушает ее. Так следует поступить и с "незаконными сожитиями". Просто надо признать их и оформить, вписав в один паспорт и одну метрику сожительствующих и детей их, "в благословение будущему"; а вчерашние истлевшие связи (документы о них) порвать (если, напр., это есть сожительство еще не разведенных супругов). В. Р-в.
   ______________________
   Из всех означенных рассуждений можно видеть*, что у нас наблюдается святость благословенного брака более строго** и более лучшими средствами, чем тот способ, какой разумеет в своих статьях г. Розанов.
   ______________________
   * Ничего не видно. В. Р-в.
   ** Можно еще "строже": просто запретить всем жениться и выходить замуж. А на просьбу желающих вступить в брак отвечать бы: "Э, чего захотели; дорог этот бриллиант. Под семью замками храним, - брак-то. Никто не видит, сами на него не смотрим, только по книгам числится и знаем, что есть. Повенчать? Нельзя! Что вы! Иоким и Анна состояли в браке, так они - святые, "богоотцами" наречены. А вы кто? Мещане? Купцы? - и купцам нельзя дать! Дворяне? Не взыщите - и дворянам не даем. Этого святого таинства можно сподобиться, только став святыми: проживите так жизнь, сподобьтесь канонизации, - и тогда придите и попросите: мы вам тогда дадим брак, а теперь не можем же мы его расточать всякому". В. Р-в.
   ______________________
   Православная Церковь не знает такой идеализации человека, которая, как говорят его защитники, слышится в словах г. Розанова. Последний напрасно, как говорит и г. А-т, ссылается на Божественное Начало, которое, говорит г. Розанов, "определило брак, по существу, чрез рождение, и даже короче и уже - чрез "прилепление" полов. Здесь не проведено линии между способами рождения "в адюльтере", "наложничестве", "любви" и проч. Не сотворено самого понятия этого. Внебрачные рождения начал (?)тот, кто дал браку, существо (?) которого, - на основании слов Спасителя (?), есть полосочетание (?),кто дал браку неверное определение. На самом деле незаконных рождений нет. Прелюбодеяние началось от того, кто создал, сотворил идею, что можно, что есть способ касаться женщины неосторожно и внебрачно: тот и сотворил неосторожное к ней касание. Кто первый сказал: "Она (или он) любит незаконно", - первый тот и развратил человечество". "Исцелить человечество от разврата - великая проблема. И ее исполнение - в объявлении, что нет незаконных касаний".
   Г. Розанов! Что вы говорите! Ведь, по вашим же словам ("Нов. Вр." N 8858, столб. 3), заповедь "не прелюбодействуй"* установлена самим Богом. Кто же, таким образом, развратил человечество? Не говорите ли вы здесь хулы** на самого Бога?
   ______________________
   * Да не понимаете вы, в чем она состоит: вот корень всех ваших недоразумений. Вы словом "не прелюбодействуй" ударили по слову "плодитесь, множитесь" и кинули человечеству: "Размножающиеся - вот прелюбодеи". Отсюда у вас "незаконные дети", отсутствующие в Евангелии, в Библии. Кто их там помнит? Где они там? А должны бы быть. Разве Измаил назван "незаконным сыном" Агари и Авраама? или так именуются дети от Иакова и Рахили? от него и Баллы? от него и Зелфы? Послушать вас, семь колен израилевых были "незаконнорожденные". И Соломон, сын Вирсавии, был "побочным" же "сыном". Но заградите уста свои, нечестивцы, и пощадите человечество. Опустите бичи Иероваама, чтобы Бог не вырвал их у вас... В. Р-в.
   ** Бог меня избавил от этого. В своем уме живу. А вы, уча человечество, что "не прелюбодействуй" запрещает "плодиться и множиться", не делаете ли то, в чем меня обвиняете? Явно. В. Р-в.
   ______________________
   Ведь Сам Божественный Спаситель наш, Господь Иисус Христос, учит, что есть "любодеяния"* и "прелюбодеяния" (Матф. 15 гл. 19 ст.), что надобно избегать этих "грехов" (Иоан. 8,11); св. апостолы учат о том же, говоря прямо, что есть и "незаконные дети"** (Евр. 12, 8); Иисус Христос признает, что некоторые люди "рождаются от любодеяния" (Иоан. 8, 41). См. также: Иакова, 1, 14 и 15: "Похоть рождает грех". - Апостол Павел говорит, что "блудники", "прелюбодеи"*** "Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 9 и 10), что, "имея обетования о царстве Божием, надобно очищать себя от всякой скверны плоти и духа и совершая святыню (т. е. принимая святые таинства, след., и брак) в страхе Божием" (2 Кор. 7, 1).
   ______________________
   * Да, напр., половое общение с ниддой (менструирующей), хотя бы то была и законная жена. Таковая считалась "нечистой" и отношение к ней "нечистым", нарушало седьмую заповедь, предписывающую чистоту супружеских отношений. А вы вздумали сюда подвести десятки тысяч чистых и счастливых семей и целую треть всех в Петербурге рождающихся зарегистрировали в "незаконнорожденные". И не только наказали их, родителей их, но и требуете, чтобы их - не было. Страшное это дело, и вспоминаются слова Ионе о Ниневии: "Там 200 000 младенцев"... Это о язычниках сказано, чужаках, а о. Дернов требует разрушения для своих, он пишет о христианах. В. Р-в.
   ** У евреев назывались "незаконными" все дети от браков евреев с язычниками (образуется существо "ваала"), хотя бы и правильно заключенных. См. поступок Ездры с женши-вавилонянками. В. Р-в.
   *** Таковы суть по преимуществу последователи Онана, убитого Богом. Его примеру, "окаянному", последуют все, ради славы земной оставляющие себя в безбрачии или завистливо других не допускающие до счастливой семейной жизни, напр. несчастных в молодости овдовевших священников. Сюда и относятся слова Спасителя и Апостолов, обращенные к полигамическому даже народу, и без единого упрека полигамии. Ни в Библии, ни в Новом Завете нет упрека ни "внебрачному" так называемому "сожительству" ("Тот, которого ты имеешь, не муж: тебе, - сказал Иисус самарянке, не прибавив, - не касайся впредь его"), ни вообще любящему рождению детей. Что касается правил "Второзакония", хотя в них и установлена полигамия, - то даже они необязательны в новой эре с точки зрения того принципа новозаветной эпохи, что "если законом оправдание - то Христос напрасно умер" (Ап. Павел - "К Галатам"). Вот А. Дернов на всем пространстве этой брошюры и доказывает или усиливается доказать, что "Христос напрасно умер", ибо все время твердит: "Одним законом оправдание". Наивная брошюра. В. Р-в.
   ______________________
   Вот, г. Розанов, где путь исцеления* от разврата! Надобно прочно утвердить брак, а не ослаблять его, не отвергать его. Твердость же брака, поставляющая преграду разгулу** страстей, зависит от религиозного убеждения в святости брака, как именно таинства!
   ______________________
   * Ну и "исцелили". Человечеству "исцеленному" остается только встать на колени и благодарить. Но я вспоминаю, что фактически брак дается в предупреждение "соблазнов, пороков и болезней" (см. выше, слова Дернова), и, находя человечество "в соблазнах" (кафешантаны), "пороках" (вроде Онана) и "болезнях" (сифилис), говорю: "Не торопись, человечество, становиться на колени: ты - все в язвах, ибо запрещалось тебе супружество охраняющими (скрывающими, запирающими на замок) таинство брака". В. Р-в.
   ** Да как страстям не "разгуляться", когда на всю жизнь, положим, принявшему на себя вину в разводе запрещен брак? Очень тускло у вас воображение, и просто вы ленивы представить, что от этого происходит. Я же только и прилагаю слова Апостола, единственно бы необходимые для законодательства о браке: "Во избежание блуда (вроде Онана) каждый имей себе жену и каждая имей себе мужа". Только это одно я и проповедую, да еще отвергаю, чтобы "блуд предупреждался" единственно пропиской жены в паспорте и совершением обряда: я настаиваю на фактическом супружестве, а не этом фиктивном. В. Р-в.
   ______________________
   Поэтому-то не только церковное правительство, но и православное государственное правительство в нашем отечестве, да и всякое государственное правительство ограждают заключение брачных союзов подробными предписаниями, касающимися, с одной стороны, условий, от которых зависит правильность и беспрепятственность брака, а с другой - форм заключения или совершения, от которых зависит непререкаемость и нерасторжимость его.
   Г-н же Розанов, чудовищно извращая факты, поверхностно понимая сущность тайны, горячими статьями своими может достигнуть только полной разнузданности молодежи, которая уже и так обычна стала ныне, "образования", как говорит г. А-т, "женских семей, а следовательно, и полиандрии, массы семей у одного мужа, и умножения великих сластолюбцев-паскудников", а следовательно, и полигамии.
   Посему мы скажем вместе с св. Григорием Богословом: "Да погибнет* такой супружеский союз, которого не скрепил брачный закон, в святом таинстве брака".
   С.-Петербург, 12 ноября 1900 года.
   ______________________
   * Ну, что же - спасибо за пожелание. Может быть, русская Ниневия затрясется от петербургского Ионы. В. Р-в.
   ______________________
  
  

XXXV <Из "Риголетто">*

  
   Риголетто. Джильда!
Джильда. Отец мой!
Риголетто. О, подойти ко мне. Лишь близ тебя
Я знаю счастье, дорогая!
Джильда. Верю, родной, вам.
(Как им любима!)
Но вы вздохнули...
Откройте дочери вы сердце!
Джильде во всем довериться
Можете смело. Узнать ей
Уж давно хотелось.
Свою семью родную...
Риголетто. Ты сирота.
Джильда. Но как зовут вас?
Риголетто. Что пользы в имени!..
Не выходи из дома.
Джильда. Хожу лишь в церковь я.
Риголетто. И хорошо.
Джильда. Но умоляю, отец мой милый,
Мне расскажите хоть о родимой!
Риголетто. О, ран души не растравляй
О ней напоминаньем!
В ней находил отраду я
Невзгодам и страданьям.
Уродлив, беден, жалок был -
И все ж в ней чувство пробудил.
Увы, навеки расстались мы!
Я знал, что с нею теряю все;
Лишь ты одна мне в утешенье
Судьбой дана. Благодаренье
За то Творцу я воссылаю!..
Джильда. (Его печаль, его тоска
Тревожат сердце и томят.)
О, мой отец, я вас молю
Поведать мне печаль свою!
Ее сумею я понять,
За что же так меня терзать?
Откройте ваше имя
И что вас огорчает.
Риголетто. То имя знать что пользы?
Я - твой отец... довольно...
Одним кажуся страшным,
Другие проклинают...
Навряд ли кем любим.
Джильда. Но знали вы отчизну?
Семью, друзей имели?
Риголетто. Вера, семья, отечество
И целый мир земной -
В тебе, в тебе одной!
Джильда. Клянуся, выше нет
Отрады для меня,
Как знать, что вашу скорбь
Могу утешить я...
(Из действия II).
Монтероне (шуту). Ты ж, ехидна,
Смеешься над отца страданьем -
Так будь же проклят!..
(Из действия I).
   ______________________
   *Тон речи - самое замечательное в брошюре священника Дернова; тон его - о детях и родителях. И мы непосредственно сменяем его тоном безвестного и безымянного, конечно, - бездарного (как все либреттисты) написателя слов к распространенному музыкальному произведению. В. Р-в.
   ______________________
  

XXXVI. Письмо в редакцию "Нового Времени"

   Позвольте обратиться через посредство вашей уважаемой газеты к защите ее читателей и также читателей моих последних в ней статей по поводу так называемых незаконнорожденных детей. 18 ноября мне подали с почты брошюру, чтение заглавия которой залило мое лицо краскою стыда: "Брак или разврат? По поводу статей г. Розанова о незаконных детях. Отпор на призыв к бесформенному сожитию или, вернее, к половой разнузданности и охранение святости брачного союза. Протоиерея А. Дернова. С.-Пет. 1901". Стыд во мне сменился удивлением, когда, отвернув обложку, на первом заглавном листе я прочел надпись чернилами автора: "Многоуважаемому сотруднику "Нового Времени" В.В. Розанову от автора, 17 ноября". Каким образом идея "разврата" и "многоуважения" согласуется в уме и сердце автора, - для меня непостижимо, и, очевидно, что эти противоречия сердца и ума сокрыты и в брошюре. Сама собою как-то вспомнилась мне печальная история Валаама, выехавшего проклинать Израиля и против воли благословившего его. - Самое заглавие брошюры, которое читается в витринах книжных магазинов ранее ознакомления, а иногда и вовсе без ознакомления с ее содержанием, я не могу не считать глубоко оскорбительным для себя, как частного человека, как для друга своих друзей и знакомого своих знакомых, так же как и для писателя. Но вот уже общий, а не личный только интерес: если так публично осрамляется и позорно квалифицируется только литературный защитник таких детей, какова же буря "словесного побиения камнями", падающая на голову как их, так и особенно их матерей. Однако, кажется, общество одумывается; во множестве частных получаемых писем я вижу, как сострадательно и деликатно оно начинает относиться к таким детям, и, кажется, все круги людей приходят теперь к соглашению, что термин (и чувство, и понятие) "незаконнорожденный" - не правилен, не ясен, не точен, не согласуется с идеей воли Божией в рождении детей. Но, как заметил я в начале полемики, вопрос этот есть неисследимой глубины и богатства выводов, а не одной филантропии, и касаться его в кратком этом моем протесте - не время и не место.
  
   В. Розанов
23 ноября, 1900 г.
  
  

XXXVII. Письмо г. Розанову

   Почему же вы, г. Розанов, считаете заглавие брошюры прот. А. Дернова "глубоко оскорбительным" для себя? Ведь оно вполне соответствует содержанию ваших статей. И какой вы, подумаешь, обидчивый! То, что указывает на истинный характер вашего quasi-философствования, вы считаете почему-то оскорблением для себя, а то, что вы осмеливаетесь, не имея никакого основания, оскорблять целые учреждения (как это вы дозволяете себе в отмеченных прот. Дерновым ваших статьях), писать совершенно голословные обвинения, напр. на консистории (письмо ваше в N 8827 "Н. Вр."), - находите с своей стороны не оскорбительным для этих учреждений и согласным с вашими понятиями о справедливости, чести и добросовестности. Но позвольте усомниться, есть ли у вас, г. Розанов, истинные понятия о справедливости, чести и добросовестности. Если и есть, то, вероятно, такие же, какие у ваших клиентов, составляющих сочувствующее вам общество, о котором вы упоминаете в нынешнем письме. А это общество, как надо полагать, общество, по выражению достоуважаемого г. А-та, "великих сластолюбцев-паскудников" и девиц, населяющих пансионы без древних языков, или подобных им.
   24 ноября, 1900 г.
Л. Григорьев
  

XXXVIII. Копия с ответа, посланного отцу протоиерею Александру Дернову

   (Посвящается глубокоуважаемому В. В. Розанову) "Отпор" ли?..
   Пока я не прочитал книжки вашей, батюшка, я еще сомневался, прав ли г. Розанов. Но, прочтя ее, я вполне убедился в правоте его, потому что в нем говорит искреннее и горячее искание правды не по букве закона хотя бы Божьего, а по духу его.
   Разве в постановлении ученых епископов XVII столетия по поводу известного в то время сочинения Галилея о движении Земли не сказано: "Утверждать, что Солнце стоит неподвижно в центре мира - мнение нелепое, ложное с философской точки зрения и формально еретическое, так как оно противоречит священному писанию"?
   Но разве, дорогой отец, в этом постановлении есть правда?
   Правда открывается Всевышним не сразу. Она бы ослепила. Лишь - постепенно, последовательно, чтобы усвоить ее было бы возможно. Лишь тогда, когда к тому стал подготовлен человек, стал он удостоен к восприятию.
   И спрошу я вас, духовный отец, есть ли правда в том ныне, что женщина произошла от ребра мужчины, - тогда как сам Сын Божий, наш Иисус Христос, произошел от женщины... знаю, что и от Духа Святого, но все же на свет-то явлен, бывши рожден ею?..
   Нельзя неправду, ставшую очевидной, оправдывать... хотя бы ссылкой на предания старины глубокой. Как нельзя утверждать уж ныне, что Земля неподвижна, ссылаясь лишь на священное писание. И не "отпор" давать надо тем, кто будит совесть хотя бы вопреки буквы закона Божьего. "Отпор" надо давать тем, кто, опираясь на эту букву, усыпляет эту совесть, кто - низводит женщину на степень рабыни, чтоб нашей похоти служить в целях ли деторождения или для ради только удовлетворения этой похоти в домах терпимости.
   Неправда явная и стыд ужасный в узаконенном просторе и бессовестной свободе, какие предоставлены поныне нам, мужчинам, касаться женщины по произволу своего хотения (правильней - похотения), низводить ее до степени товарного обмена, продажей заниматься ею как живым товаром.
   "Адам библейский тому нам не препятствует", - думаете ль вы, батюшка?
   А новый наш Адам, тот истинный, единственный, который лишь один и может быть руководителем-то нашим, раз христиане мы действительно по духу, а не по званию только, так этот новый-то Адам, наш Иисус Христос, рожденный женщиной, - как думаете вы, батюшка, то ж этому препятствовать не будет?!
   Остерегайтесь, а то, видно, настало время Его второго-то пришествия.

________________

   Разве существует еще христианство как учение правды, истины и света? Девятнадцать веков тому назад оно существовало. Осталась ныне форма лишь одна, да масса лиц, жизненно заинтересованных в сохранении формы этой во что бы то ни стало...
   ... "признавать всякую любовь законною - значит низводить человека на степень животного"...
   Значит, любовь как чувство пола, сама по себе, есть нечто такое, что унижает достоинство человека, как такового? Что же это такое, однако, "человек"? Не женщина во всяком случае, что "чувство пола" возбуждает. Очевидно... человек это "мы" с вами, господин писатель и господин читатель; "мужчина" это. Только он. Так как еще не слышно было, чтоб женщина сказала от себя, какое есть такое определение это. Для нее, для женщины, еще и до сих пор "человек" - это есть или отец, или муж, иль брат... Ах, это все так хорошо еще!.. А то еще есть "господин", что жить ей с паспортом лишь разрешает. Еще есть и такой, что желтым паспортом ей место в жизни сей определяет и сам ее потом в беспутствах укоряет. Еще есть "тот, который"... пусть Лермонтов за нас кончает. А то "коты" еще, - чего уж Лермонтов не знает... Есть, словом, "властелин" ее и мира этого всего. Все может он и по закону, и вне закона. И лишь она одна не вправе без закона.
   Но этот "он", сей властелин самозванный, не ею разве же самой в мучениях-то рожден?!..
  
   ...Твое название - женщина. Лишь месяц!
Еще не износились башмаки,
В которых шла она...
   И прочее.
   - "Браво, браво! - кричим восторженно все мы. - Распять ее, распять - негодницу и блудницу"... И это - христиане??
   Нет, не "от Бога оно" и не "так", а от женщины. А женщина - от Бога.

______________

   Вы изволили, В. В., упомянуть о совести русского народа. А только... в нынешний век огромного и быстрого технического и другого развития, ведущего человечество вперед со скоростью свыше ста километров в час, которая скоро будет скоростью обыкновенной, - вряд ли совесть-то эта самая надолго дома засидится...
   Не в укор это вам. Нет! Низко в пояс кланяться высокоуважаемому В. Розанову за его правдивые статьи, что будят эту совесть. Ведь, вопрос о положении женщины - корень всех вопросов...
   Но нельзя, думается, предоставить одному полу решать по совести все то, что двух касается. Надо предоставить решение это и другому полу. Но чтобы оно было действительно решением, а не какой-то там полиандрией или полигамией, надо прежде оба пола уравнять во всех правах, как должно быть, по чистой совести. 26 ноября 1900 г.
   (Анонимно).

2

   Милостивый государь. Примите глубочайшую благодарность за вашу высокогуманную защиту несчастных детей, обездоленных жестоко, за вину их родителей. Если б было побольше таких людей, как вы, то была бы и справедливость. Наша религия вмешалась в такое дело, где ей следовало показать, что св. воля Творца именно доказывается рождением человека и что против этой воли сказать что-либо есть великий грех! А наша религия взяла право решать: законна или незаконна воля Творца!! Это что-то ужасное, смелость судить волю Божию, нашего Творца. Если форма брака так нужна, то должны определить наказание для родителей за внебрачное рождение детей, но дети-то за что же обвиняются? Где эти честные законные браки без измены и обмана? Именно они-то и причиной тому, что столько обездоленных детей родится на свет Божий. Нет между супругами ни любви, ни уважения, ни верности, это уже нравственно разрушенный брак, не лучше ли, не честнее ли прямо сознать это и не прикрываться закон, браком, как ширмами, чтобы жить развратно. И этому помогает именно законный брак, который разрушить законно можно только через ложь, через ложных свидетелей. И такой-то брак о. Дернов защищает! Только иезуиты могут так писать, ничего не желая видеть, лишь бы было все по форме. Это возмутительно. Проходят века, что дети наказываются за вину родителей, но это нисколько не мешает новому и новому рождению их. Зло, вопиющее зло делается без конца несчастному беспомощному ребенку именно потому, что он безгласный в ту минуту, когда совершается этот беззаконный произвол над ним. Без воли Божией волос с головы не упадет, так говорит Евангелие; родится человек по воле нашего Творца, и эту-то св. волю называют незаконной?!
   Подумать страшно, что религия восстает против воли Божией, и целые века допускается такой великий грех! Бог дает жизнь, и эту жизнь называют "незаконная". Это воля-то Господа незаконная? Как может рука священника писать такое слово? - Надо говорить и говорить об этой вопиющей несправедливости, несоответствующей нашей св. религии, которая учит поступать справедливо, покоряться воле Творца, а не делать зло беззащитному существу и явно нарушать волю Божию. Если б крестили взрослых, то ни один человек не позволил бы себя записать незаконным, было бы возмущение, и вполне законное. Пользоваться беззащитностью ребенка и сознательно, из-за этого, делать ему зло на всю жизнь! И такую-то несправедливость защищает Дернов, священник. Неужели он воображает, что делать зло такому существу, которое не умеет еще сказать ни слова в свою защиту, есть доблесть и охранение святости брака?! О! какое лицемерие, ложь. За ваше справедливое слово будут молить Бога тысячи матерей, сотни тысяч детей, чтобы Господь дал вам силу бороться с этим страшным злом, которое поддерживают служители церкви, для какой цели - я и понять не могу.
   Чем легче был бы развод, тем более дорожили бы верностью в браке и дольше сохранялась бы взаимная любовь, так как взаимно боялись бы потерять любовь. А теперь, какая надобность беречь любовь? Развод по дороговизне своей мало кому доступен; можно и не дорожить любовью жены или мужа, все равно не уйдет, развода вести не на что. И смотрят друг на друга, как на вещь, которая должна стоять на том же месте, куда поставлена, а о любви можно и не думать. Вот и начало безнравственности в браке. Ничто не поддерживает взаимной любви, и начинается или недовольство друг другом, или искание любви вне дома, является вторая семья. И такой-то брак о. Дернов считает святым. Я лично знаю такие семьи, где взаимной любви нет, и много лет уже, и даже детей нет, но законный брак отнимает все права у детей от любимой гражданской жены, где есть самая честная любовь, без измены, доверие, взаимное уважение - все то, чего нет в законном браке. И я в тысячу раз более уважаю эту гражданскую семью без измены, чем законную без любви и верности. Но для таких, как о. Дернов, лишь были бы обвенчаны, а что дальше - до этого дела нет. Вот такие-то люди и создают разврат в браке, потворствуют этому, называя обман святостью брака, а несчастных детей вне брака "незаконнорожденными", забывая, что они сами точно так же родились на свет Божий, т.е. по воле Творца, и процесс рождения для всех людей один. Какая дерзость называть волю Божию незаконной!! До чего возмечтал о себе человек.
   С чувством умиления читала я ваши статьи, и вдруг священник пошел против вашего человеколюбия, служитель Божий защищает зло! Это возмутительно. Я думала, что только католические священники способны на такое лицемерие, но что православный священник сам тяготится таким законом относительно невинных детей.
   Да поможет вам Господь вести борьбу для пользы обездоленных детей; от всего сердца прошу Бога, чтобы ваши чистые, честные слова нашли доступ к сердцу нашего Монарха, и одно Его слово может все изменить, и тогда замолчит и о. Дернов, и проч.
   С глубоким уважением, дек. 1900 г.
Надежда В-на.

3

   Monsieur!
   De toute mon ame et tout mon Coeur je Vous suis reconnaissante pour tout ce que Vous ecrivez et pour tout ce que Vous pensez au sujet du marriage et des enfants ilegitimes. Quoique mon fils ilegitime, mon unique enfant adore est mort il у a plusieurs annees, mais neamoins je suis bien contente que l'humani te commence a etre moins cruelle envers ces pauvres enfants et leur meres. Ces meres qui pouraient parfois etre tellement heureuses de poseder a elle toute seules leur tresor leur enfants cheris, si elle ne souffriraient pas a la pensee que leur enfant tellement aime pourait parvenir a les mepriser ou a souffrirent eux memes de leur naissance ilegitime. Je viens de lire dans le Nouveau Temps le desagrement que Vous avez eu et je ne sais pas quelles bonnes paroles Vous dire pour Vous faire oublier cette mauvaise impression. Vous avez raison, mille fois raison en tout ce que Vous pensez, seulement des gens mal elevees, qui n'ont ni le Coeur ni l'esprit devepoppe peuvent Vous dormer tort. Pour Vous prouver que Vous avez raison en disant que Г amour est l'essentiel dans la famille je Vous conterai en deux mots mon histoire. Je vis deja la sixieme annees avec le pere de mon fils, n'aynt pas d'autres enfants mais pourtant une famille, j'ai trios fils aussi поп legitimes, les fils legitimes de mon mari elegitime (ce qu'on nomme amant) et nous composons a nons cinq une famille pleine d'amour et de bonheur, et je ne mes sens ni coupable ni meprisable seulement infiniment heureuse, meme la douleur d'avoir perdu mon fils est deja opreseque gueri pence qu'auparavant mon bonheur avait ete tropp grand, le sort ne donne a personne un bonheur complet. Si Vous voulez savoir pourquoi nous ne nous marions pas a l'eglise je Vous dire simplement "a quoi bon" nous nous sentons parfaitement a notre aise aussi sans cette ceremonie, et pour etre franche je ne vais jamais a l'eglise, j'ai mon Dieu en moi et ma religions est "aime ton prochain et avis heureuse".
   Merci, encore une fois merci pour tout ce que Vous faite imprimer, je Vous comprends complettement et beaucoup d'autres avec moi. XI, 23/X 1900. Une mere et femme heureuse etant fille. E. M. S*
   ______________________
   * Сударь! Всей душой и всем сердцем я узнаю Вас благодаря тому, что Вы пишете и что Вы думаете по поводу брака и незаконных детей. Хотя мой незаконный сын, мое единственное обожаемое дитя умерло много лет тому назад, тем не менее я весьма рада, что человечество перестает быть столь жестоким к бедным детям и их матерям. Эти матери иногда могли быть столь счастливы, чтобы иметь у себя свое сокровище, своих дорогих детей, если бы каждая не страдала при мысли, что ее ребенок, столь любимый, может оказаться презираемым или страдать от своего незаконного рождения. Недавно я прочла в "Новом Времени" о Ваших неприятностях, и я не знаю, какое доброе слово сказать Вам, чтобы заставить Вас позабыть эти дурные слова. Вы правы, тысячу раз правы в том, что Вы думаете, особенно о плохо воспитанных людях, у которых нет ни сердца, ни разума и которые могут нанести Вам вред. Чтобы доказать Вам, что Вы правы, говоря, что любовь - основа семьи, я расскажу Вам в двух словах свою историю. Я живу уже шестой год с отцом моего сына, не имея других детей, но имея семью. Со мной трое сыновей, незаконных для меня, но законных детей моего незаконного мужа (именуемого любовником), и впятером мы составляем полную любви и счастья семью, и я не чувствую себя ни виновной, ни презираемой, а лишь безмерно счастливой. Горечь потери моего сына почти отступила, прежде чем возникло мое большое счастье, хотя судьба никому не дает полного счастья. Если Вы хотите знать, почему мы не женимся в церкви, я Вам прямо скажу "почему". Мы прекрасно себя чувствуем и без этой церемонии: будучи искренней, я никогда не пойду в церковь, мой Бог во мне, а моя религия это - "люби своего близкого и будь счастлив".

Спасибо, еще раз спасибо за все, что Вы сделали в печати, я Вас совершенно понимаю, и многие другие вместе со мной. 23/Х 1900. Счастливая мать и жена, пребывающая в девицах (фр.).
   ______________________
  

XXXIX. Меры к поднятию уровня общественной нравственности (Посвящается высокоуважаемому Василию Васильевичу Розанову*)

   I. Громкие голоса давно указывают на необходимость изменения наших законов о брачном и внебрачном сожитии и, в особенности, о детях так называемых "незаконнорожденных".
   ______________________
   * Читатель да не осудит меня, что я сохраняю и это посвящение. Вопрос о семье есть не только ход мысли, но и движение общества: и движения сердца, играющие здесь, должны быть сохранены, как они есть. В. Р-в.
   ______________________
   Законодательство наше не может само не видеть, что наши жестокие законы по отношению к этим ни в чем не повинным детям не только не принесли собою ожидавшейся от них нравственной пользы, но, напротив, в них именно общество наше, все глубже и глубже погрязающее в разврате и до мозга костей проникнутое ложью и фарисейским лицемерием, находит оправдание того усыпления у него священнейших чувств материнской и отцовской любви, которую обретают в их сердцах несчастные дети, рожденные ими вне брака.
   Если не подлежит сомнению, что по самой природе своей сила этой любви у родителей честных не способна охлаждаться от точки зрения мертвой буквы закона на условия рождения тех и других детей, то можно ли не согласиться, что, вместо того чтобы рождение детей вне брака и заботливость об них родителей, - ставились первым из них в позор, а вторым в наказание, следовало бы самое выражение "незаконнорожденные дети" не только вычеркнуть из законов гражданских для того, чтобы они удовлетворяли нравственным требованиям высшего порядка, но и признать, безусловно, обязательным для каждого честного отца и для каждой честной матери одинаково свято исполнять долг родителей к своим детям, будут ли они прижиты ими в браке или вне брака.
   Что же касается Церкви, то она должна отцам холостым воспретить брак с иною женщиною, кроме как с тою, с которою им прижиты дети.
   Более чем вероятно, что, воспитавшись в этих принципах, последующие поколения обрели б в них мотивы, которые были бы способны в значительно большей степени, чем теперь, обуздывать у многих их животные порывы к удовлетворению половых инстинктов, при отсутствии возможности быть готовым к честному исполнению обязанностей отца и матери по отношению к могущим родиться у них детям.
   Надежда на такую вероятность едва ли может подлежать сомнению, ввиду той обратной аналогии, которую находим мы в мотивах к детоубийству, почти во всех случаях.
   Можно ли отрицать, что для огромного большинства, в особенности девиц, единственным побуждением к убийству рождаемых ими детей служит стыд пред общественным мнением. И в какой мере могуществен этот стыд, красноречивее всего свидетельствует его способность подавлять в сердце молодой и неиспорченной женщины наисильнейший из инстинктов и наиблагороднейшее из ее чувств - любовь матери к своему ребенку.
   Источником же для столь страшного ей фарисейского общественного мнения служит, бесспорно, закон, карающий внебрачное сожитие. Нужды нет, что закон этот, никогда не применяющийся, остается мертвою буквою и занимает только лишнее место в нашем "Своде", тем не менее, однако, он оказывается в состоянии подвигнуть молодую женщину на такое страшное преступление, как детоубийство! Удивительно ли, что общественная совесть, в лице суда присяжных заседателей, сплошь и рядом оправдывает этих преступниц, не взирая на отсутствие малейшего посягательства этих последних уклониться от наказания.
   Оправдание же это находит себе прямое объяснение в том противоречии, которое обретается здесь в самом принципе наказания.
    

Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
Просмотров: 405 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа