Главная » Книги

Розанов Василий Васильевич - Семейный вопрос в России. Том 2, Страница 10

Розанов Василий Васильевич - Семейный вопрос в России. Том 2


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

sp;    ______________________
   Но учительная власть Церкви выступает в свойстве законодательной не только в области вероопределения, но и в области канонической в тесном смысле, или в содержимых Церковью правилах церковного устройства и церковной дисциплины. И в этой области св. апостолы и, по их примеру, отцы церкви являются и сами выдают себя отнюдь не законодателями, а только учителями, истолкователями или даже просто передатчиками и хранителями учреждений и повелений* Господа: Он и здесь, как в области вероучения, в собственном смысле Законодатель**.
   ______________________
   * "Могий вместити - да вместит", - вот слова И. Христа, раз и навсегда предупреждавшие людей от постановления законов. Закон не говорит: "Если ты можешь", а приказывает: "Ты - должен". Но, сказав: "Если вы можете", Господь открыл людям свободу. Он "в завете" с людьями, в "любви" заветной, тайной, интимной: неужели не пропасть между этим и между законом?! Вот предмет забвения богословов, "первородный грех" богословствования. В. Р-в.
   ** Нет-завето-датель! Мы не знаем книг: "Ветхий закон", "Новый закон", а "Ветхий Завет", "Новый Завет". И как все софистично: автор уже бесцеремонно пролез под "воскрилия" Господа и объявил свои выдумки и эдикты греческих царей "повелениями Законодателя - Бога". Вот где место вспомнить: "Не приимли имени Господа Бога твоего всуе". В. Р-в.
   ______________________
   Из понятия сущности и происхождения церковно-законодательной власти открывается и особенный характер церковных законов и их сила. В своем действии, в своей силе, они аналогичны законам государственным, но отличны от них. Авторитет их - чисто нравственный*, поддерживаемый не физическою карою и устрашением, а благоговением** к воле Божией, этими законами раскрываемой. Они зиждутся на божественном законе и праве и суть не более, как его толкование, совершаемое просвещеннейшими мужами, призванными Самим Основателем Церкви на это дело, обязанными преимущественно пред всеми прочими христианами поучаться в законе Господнем день и ночь (VII Всел. соб., пр. 2). Там, где они занимаются устройством Церкви и учреждений ее, они имеют в виду сохранить в точности заповеди Господа и предания апостолов***, а там, где занимаются определением образа жизни верующих и способа действования пастырей, имеют в виду дать истинные средства "ко исцелению душ и уврачеванию**** страстей". Их обязательная и принудительная сила - опять чисто духовного свойства: нарушение и противление канонам влечет за собою лишение духовных прав и благ*****, а в крайнем случае и совершенное из общества верующих удаление.
   ______________________
   * Скажите, пожалуйста: ну, а требование, чтобы вне венчания дети даже фамилии родителей не носили и вообще считались неизвестно откуда и от кого родившимися, неужели это отнятие прав на отчество, на материнство, на детство - есть всего только легкое "нравственное воздействие"? От ваших "дуновений" горы сыплются, а из людей множество сошло с ума от горя. В. Р-в.
   ** Вот то-то. Тут гипноз. И он-то и действителен, и он-то и страшен. А посему и распоряжаться им надо бы крайне осторожно. В. Р-в.
   *** Проф. А.А. Бронзов очень кстати на стр. "Нов. Вр." разъяснил, что так называемые "Постановления апостольские" есть апокриф IV века, никакого серьезного значения не имеющий; а в "Богословской энциклопедии" проф. Лопухина указывается апокрифичность и "Правил апостольских", часть которых произошла уже позднее даже Климента Александрийского. Таковы данные современной богословской науки. Но в века более ранние на собраниях духовенства в Никее, Антиохии, Карфагене, Лаодикии и проч. эти "правила" и "постановления", апокрифичность которых не была известна, вписывались в "постановления такого-то собрания" и в этом виде дошли до нас. Но апокриф переписанный, даже хоть семь раз, все же остается апокрифом. В. Р-в.
   **** Да, советы "по уврачеванию" давайте, а от приказаний удержитесь. Кто же лечит палкою. Но "незаконнорожденность" есть палка, от которой много подохло человеческих "щенков". В. Р-в.
   ***** Как тонко. Как все скользко. Змея ползет - и кольца переливаются то золотом, то серебром, то чем-то красным. В. Р-в.
   ______________________
   Понимаемая в таком свойстве законодательная власть духовенства совершенно достаточна для осуществления возложенной на него задачи - спасения рода человеческого*.
   ______________________
   * Да, "спасли". Цело человечество. Но о чем же были хлопоты Дернова в докладе о "незаконных сожительствах"? И что за хлопоты медицинского департамента Мин. вн. дел о сплошной коре сифилиса, покрывающей русскую несчастную страну? В. Р-в.
   ______________________
   Но сознание великой пользы наиболее сильного влияния и воздействия церковной власти на общественные и национальные нравы побуждало, нередко, благочестивых христианских государей усиливать значение церковных правил до уравнения их с государственными законами*. Так было в древней греко-римской империи, когда, вскоре по признании Церкви государственною религиею, императоры утверждали за отдельными догматами значение государственных законов, а потом, со времени Юстиниана, долго имело силу высказанное им общее правило, что церковные каноны имеют силу законов; впоследствии же времени сделалось обыкновенным, что император византийский или сам лично участвовал на соборе, издававшем церковные постановления, которые ео ipso получали значение и законов государственных, - или же в отсутствие его изданные утверждал впоследствии в значении государственных законов.
   ______________________
   * Как это все тонко. "Не мы! Не мы! А - государство". Но уже я защищу доброе государство, все же с улицы подобравшее незаконнорожденных детей и воздвигнувшее для них дворцы - воспитательные дома. Нет, частные люди и государство всегда были к незаконнорождающим милостивы. А император Николай I даже раз посетил Воспитательный дом; да чуть ли для питомиц его не открыт один из институтов. Что же аналогичное сделало духовенство? Молчание. И вот это-то молчание и страшно. В. Р-в.
   ______________________
   Сходный с этим порядок издания церковных законов действует и в настоящее время в русском государстве.
   В полномочия устроительной или правительственной власти в церкви входит, далее, власть надзора*, соединенного с соответственными административными мероприятиями**. Общая задача его - наблюдение над всем состоянием общества верующих и охранение данного ему устройства.
   ______________________
   * Вот как пробирается все дальше. А началось с смиренного "нас тут не было и нет". В. Р-в.
   ** Еще дальше. Совсем за пазухой сидит и шелестит холодными кольцами. В. Р-в.
   ______________________
   Столь же существенным, коренным полномочием церковно-правительственной власти, сколько и надзор, служит судебная власть церкви*. Предметы, подлежащие ведению церковного суда, - суть споры о правах, даруемых церковию, и правонарушения церковные. Церковь облекает человека званием христианина и наделяет правами, принадлежащими этому званию. Хотя по существу своему эти права суть духовной природы, но они тем не менее имеют свойства юридических отношений**.
   ______________________
   * Тут везде есть сбивчивость термина. В катехизисе церковь определяется как "общество верующих", а Дернов говорит только об одной администрации, и притом еще об одной монашествующей: но это есть малая дробь церкви, тень в ней, пусть и длинная. В. Р-в.
   ** То-то вот и дело-то. И как все тонко. Началось с "нравственного воздействия", а кончилось "юридическими отношениями", из коих одно и страшное: от самого рождения лишение дитяти не только гражданских, но и естественных (на отца и мать) прав, притом без всякой с его стороны вины. В. Р-в.
   ______________________
   Законодательство, надзор и суд суть три главных вида полномочий правительственной духовной власти: ими исчерпывается все содержание* последней. Отличительный характер их, по сравнению с полномочиями священной власти, состоит в том, что каждый акт приложения их направлен к внешнему благоустройству церкви как общества и как божественного установления, тогда как приложение полномочий священной власти имеет в виду воздействие исключительно на внутренний мир каждого в отдельности члена церкви. Учение, священнодействие и пастырство имеют в виду исключительно религиозно-нравственную область индивидуальной человеческой личности; сфера же правительственных действий церковной власти - исключительно сфера внешних явлений, почему и каждый акт этой власти имеет правовой** характер.
   ______________________
   * Может быть, этого мало? В. Р-в.
   ** Ну, вот и добрался. "Мы только из уст дуем, а руками не трогаем". Но оказывается - и "руками трогают", да ведь в этом-то и дело, а то что "впустую-то" дуть. Не столь недальновидны. В. Р-в.
   ______________________
   III. Все вышеприведенные рассуждения о Церкви и церковной власти и об отношении к ней гражданской государственной власти должны привести к решению поставленного г. Розановым вопроса о том, кто прав и кто не прав, давая детям название "незаконнорожденные", т. е. может ли гражданское законодательство решать вопрос о "законности и незаконности" рождения, или это дело церковной власти?
   В этом вопросе у нас, в России, инициативы Церкви нет*.
   ______________________
   * Ну, вот с этого бы и следовало начать и этим кончить! Но тогда не для чего бы и писать всю брошюру. А посмотрите, как заглавие ее горит гневом! Странно: "инициативы нашей в учении о незаконнорожденности - нет", а как явился писатель, начавший отрицать "незаконнорожденность" - вдруг "наши ряды" заволновались, при полном спокойствии гражданских рядов, и из них выехали наездники, "от них же первый есмь аз", мог бы воскликнуть А. Дернов. Но как эта характерна его боязливость: "это я сражаюсь и - не я", или "я и сражаюсь, а вместе с тем и не сражаюсь". Удивительно. Где sancta simplicitas?!! В. Р-в.
   ______________________
   По существующим у нас "гражданским законам" (X т., ч. I, ст. 119 св. зак.), все дети, рожденные в законном браке и не расторгнутом судом духовным, признаются законными; рожденные же от девиц, а также от матерей, разведенных по духовному суду с их мужьями, и от вдов, по истечении трехсот шестидесяти дней со времени расторжения брака или смерти мужа, признаются незаконными, т. е. "незаконнорожденными"!
   Это определение гражданского закона*; но оно имеет значение для Церкви** при записях в метрические книги, кои признаются со стороны государства важнейшими церковно-приходскими документами, так как они служат общими актами состояний***. Имена вступающих в православную Церковь, т. е. крещеных, вместе с именами родителей и восприемников, вносятся в книгу, которая составляет первую часть так называемых метрик или метрических книг.
   ______________________
   * Очень важно; хотя бы даже и не искренно (тон всей брошюры; см. также ниже в письмах священ. Титова, уравнивающего детей незаконнорожденных с сифилитиками, и Ignotus 'а, нарекающего отцов и матерей таких детей "кобелями и суками", да простит читатель грубость выражений: они сохранятся, как необыкновенно важные). Здесь впервые в официальном почти сочинении признается, что понятие незаконнорожденности не есть такое, на котором церковь и церковная администрация настаивают; что они готовы его и снять. В. Р-в.
   ** Т.е. как бы церковь пассивно и невольно подчинялась определению государственного закона. В. Р-в.
   *** Вот и "дуновение": вся сумма гражданских и имущественных прав определяется "почерком пера" перед таинством крещения. Можно ли удивляться, что это так потрясает людей и что они с записью метрики и характером ее соединили такой стыд, в случае дефекта, что уж лучше спрятать косточки ребенка в могилу. Кто же не стыдится "лишения всех прав состояния"; и ведь это с пищащего ребенка назад отбрасывается на мать, которой как бы говорят: "Ты родила лишенного всех прав состояния", "ты лишенным всех прав способом родила; как каторжная каторжного родила - и мы только по милосердию прощаем". Вот узел дела. В. Р-в.
   ______________________
   Первая часть этой книги в значении гражданском составляет главное доказательство вероисповедания, происхождения, имени и лет жизни, принадлежности к семье, к сословию (дворянству, купечеству и проч.). Посему метрическое свидетельство, иначе - выпись из метрической книги записи акта о рождении и крещении, требуется при доказательстве прав на наследство, при поступлении в училище и вступлении в брак, в делах тяжебных и проч.*
   ______________________
   * Словом, это - вид, паспорт, где все определено, и притом на всю жизнь непоправимо. Дивиться ли, что этого пугаются?! Даже когда во Франции королевы имели таких детей - царственные матери не смели признать их своими. Ну, если уже цари пугаются, значит, этот гипноз с неба, тут - "Аз еемь Господь Бог твой" целой нашей эры. Вот где узел вопроса. В. Р-в.
   ______________________
   Первоначальное происхождение метрик имело смысл исключительно церковный. В древнехристианской Церкви существовали диптихи (список) оглашенных, в кои вписывали пресвитеры (иногда даже диаконы) новокрещеных, т. е. звание оглашенных, степень усвоения ими христианской веры и время крещения их, а затем самые списки представлялись епископу. Для последнего эти списки были необходимы для того, чтобы не причислить к клиру людей несвободного состояния (рабов), недостаточно сведущих в вере (крещенных во время болезни клириков), и чтобы новокрещеных не посвятить на иерархические степени (Ап. пр. 82; IV Всел. соб., пр. 4; Ап. пр. 80; I Всел. соб., пр. 2).
   Кроме сего, диптихи о новокрещеных, употреблявшиеся в древнехристианской церкви и замененные впоследствии метрическими книгами, назывались у христиан священным памятником и имели и имеют особенное знаменование духовное. Сии книги в смысле церковном свидетельствуют о священных и высоких обетах служения Богу и Господу нашему Иисусу Христу, данных родителями, восприемниками и вступившими в Церковь, и служат утешительным залогом непрестанных молитв Церкви о верных, принятых ею в свое попечение. (Вас. Вел. XIII. Бес. о принятии крещения).
   Некогда на Страшном суде книги обетов разгнутся* и, подобно письменам на суде гражданском, будут, как говорит св. Златоуст, служить уликою и обвинением против нарушающих св. обеты завета с Богом.
   ______________________
   * Да, я тоже думаю, что на Страшном суде "метрики" разогнутся; и будет спрошено: "А отчего же в них не внесены при рождении умерщвленные; и нет графы: задушенные, утопленные, удавленные". Ибо документ должен быть точен. "Книга Бытия" и Лота не утаила: все должно быть полно и точно. В. Р-в.
   ______________________
   Иначе: этими записями Церковь удостоверяет, что она облекла человека званием христианина и наделила правами, принадлежащими этому званию. А государство придало этим записям церковным характер гражданского значения государственных законов (актов о состоянии). Для облегчения в достижении собственных целей, государственная власть воспользовалась записями церковными, чтобы чрез эти записи вести точную регистрацию населения. И Церковь - помогает государству. И если бы государство взяло исключительно в свое ведение эту регистрацию населения, Церковь с величайшею охотою уступила бы эту регистрацию, оставивши для своих целей только записи духовного свойства. На Западе мы и видим это разделение.
   В руководственных церковных книгах (Кормчей и др.) нигде мы не найдем наименования: "незаконнорожденные" *.
   ______________________
   * Все эти признания очень важны. По всей линии автор чурается термина "незаконнорожденный". Какая несчастная судьба повлекла его в писание брошюры. Как легко было бы тут, при поднявшемся вопросе о незаконнорожденности, духовенству стяжать вечную себе славу и память в потомстве, быстро и сонмом воскликнув: "Не хотим так писать, запрещаем и государству, ибо блудница Раав вошла в праматери нашего Господа, и другую блудницу, возлившую Ему миро на ноги, Он указал поминать до скончания века". Вот правое восклицание. Но один добрый и мудрый священник А. П. Устьинский, мой личный и наставник и друг, сказал это. И, верю, ему сохранится за это историческая память. В. Р-в.
   ______________________
   Это наименование вне компетенции Церкви*. Оно введено государством. Когда?
   ______________________
   * Ну, вот. До чего это все важно. Но какой же вас рок увлек сказать неосторожные слова (эта брошюра); а "написанного пером - не вырубишь топором". В. Р-в.
   ______________________
   Можно сказать, что вообще это наименование вошло в наше гражданское законодательство только в истекающем 19-м столетии, как это можно судить по цитатам к статьям X тома Свода законов.
   Название же таковых детей в прежнее время, в России, заимствовалось от зазорной* жизни их матерей и, в особенности, от соблазнителей последних:
   ______________________
   * Вот это-то и есть "мешочек с ядом" над зубом гремучей змеи. Чудные девушки убивают детей своих, п. ч. нет сил им доказать, убедить, что они родили по любви к человеку ("и он будет господином тебе", Бытия, 4), по немощи, по потере воли (опять же "он будет господином тебе"), - а вовсе не как сальные существа и в сальную минуту. Вот чтобы сохранить видимую невинность, избежать каторги нравственной - дети убиваются. Таким образом, конечно, не в "метриках" дело, это -снаружи (хотя важно), а во внутреннем, скрытом дуновении "зазора"; в образовании мнения, что дитя рождается из "сала" и "сальною девицею" от "сального господина" во всех безусловно случаях, когда оно рождено "без нашего соизволения". Иными словами: отождествление человеческой нравственности и особенно женского целомудрия с "духовным послушанием" владыкам, которых сущность и обеты заключаются в совете, в идеале, в завете - "лучше не рождать", "не жениться", "не выходить замуж", это отождествление повиновения и нравственности и есть корень всего дела. В. Р-в.
   ______________________
   В "Уложении" 1649 года, Алексея Михайловича, в главе 10, статье 280 читаем:
   "А будет кто с кем побраняся, назовет выблядком и тот, кого он назовет выблядком, учнет на него Государю бити челом о бесчестье, и с суда сыщется про того челобитчика допряма, что он не выблядок, и ему на том, кто его назовет выблядком, велеть по сыску доправить бесчестие вдвое безо всякия пощады. А будет про того челобитчика с сыску скажут, что он прямой выблядок, прижит он у наложницы до законныя жены, или и при законной жене, или после законной жены, и таким выблядкам в бесчестьях отказывати, и к законным детям того, кто его у наложницы приживет, не причитати, и поместей и вотчин того, кто его беззаконно прижил, ему не давать. А будет тот, кто того выблядка у наложницы прижил, на той наложнице и женится: и ему того выблядка в законные дети не причитати же, и поместей его и вотчин тому его выблядку не давать потому, что он того выблядка прижил у наложницы своей беззаконно до женитьбы"*.
   ______________________
   * Везде у А.А. Дернова: "сын блуда", с оговоркой в примечании под страницей: "В подлиннике поставлен термин более резкий" (курс. А. Дернова). У меня есть "Уложение" Алексея Михайловича, - и я, уже студентом его читая, был поражен термином "выблядок". Теперь - серия вопросов: неужели Гретхен (ибо в Германии были те же термины, как в Москве) могла сколько-нибудь удержаться от погубления младенца, когда законодательно, как бы с эшафота, ей брошено: "Ты - бл..." Это - во-первых. Во-вторых: а что же "Уложение" при "тишайшем" и богобоязненном Алексее Михайловиче не было ли редактировано с участием духовенства того времени, а в статьях о супружестве и детях и прямо им продиктовано, составлено, обдумано? Итак, "выблядок", - с коим так согласуются термины о. Титова и Ignotus 'a: "сифилитик", "сын кобеля и суки", - есть собственно формула духовенства, от которой о. Дернов запоздало отступает. Да и отступает ли? Заглавие брошюры его: "Брак или разврат; по поводу статей Розанова о незаконнорожденных детях" - разве не кричит urbi et orbi [городу и миру (лат.)]: "Такие дети суть плоды разврата", что есть лишь описательная и уклончивая форма наречения: "выблядок". Между тем это такое имя, что он даже не напечатал его, а намекнул на него в примечании: если же имени такого бумага всё терпит, как стерпеть живому человеку? девушке? иногда милой и грациозной, как несчастная Катюша Маслова в "Воскресенье" Толстого? Вот вам и "диптихи", "знаменование духовное", "утешительный залог" и "попечение", с каковыми ласковыми словами он подкрался к несчастному убитому человеку, чтобы закричать: "выблядок", "бл...дь", "бл...дун". - "Коварство и любовь", как озаглавил Шиллер одну свою пьесу. Но тогда зачем говорить о любви? "Мы любим мир", "любим людей". О, как трудно и тяжело человечеству в этом "коварстве и любви". В. Р-в.
   ______________________
   Называя так и ограничивая таких детей в их правах, древние же русские законы грозили страшным наказанием детоубийцам*. Так, в первом полном собрании Свода законов, т. 1-й, N 441 (1669 г.), в статье III читаем:
   "А будет которая жена учнет жить блудно и скверно, и в блуде приживет с кем детей, и тех детей сама или иной кто по ее веленью погубит, а сыщется про то допряма: и таких беззаконных жен, и кто по ее веленью детей ее погубит, казнить смертию безо всякой пощады, чтоб на то смотря, иные такого беззаконного и скверного дела не делали и от блуда унялись. А в градских законах написано: аще жена во чреве имуще, и зло помыслит на свою утробу, яко да извержет младенца, будет биема и от предела да изженется".
   ______________________
   * Это - остроумно. Чтобы не было детоубийства, надо было не ругаться. Но ругаться хочется. А как от этого происходит детоубийство, то, чтобы вину его на несчастных же свалить, вписали: "А будет, которая убьет, - то-то-ей". И все - "ей". Все - несчастной! Да когда же хоть что-нибудь достанется Иеровоаму с его "скорпионами". Иеровоам так щекотлив, что встал на дыбы при простом указании на тот общеизвестный факт, что за "благословение" берутся деньги. Так если есть у вас гордость, почему ей не быть у девушки? И если вы заволновались, застыдились, все усилия употребляете, чтобы сказать "нет симонии", "благословляем бесплатно", - почему девушка не будет спихивать с себя подозрения? Вы ее представляете какой-то бездушной, каменной. Впрочем, бичу всегда кажется, что он хлещет по обуху, а не по человеку. В. Р-в.
   ______________________
   Значит, все дело и в наименовании, и в ограничении детей зависит от настроения и направления законодательной власти в государстве. И напрасно г. Розанов говорит, что "государство ни малейше не имеет права на это, - что рассуждение о том, законны или незаконны дети, есть вопрос канонического права, долгий счет с религией".
   Ниже мы скажем об этом.
   Что же касается Св. Церкви, то она, не давая детям сама того или другого наименования, в своем попечении о спасении всех людей, творя волю Божию на земле, призывает в благодатный союз с Богом всех без изъятия, младенцев и взрослых, дабы было, по глаголу Господа, едино стадо и един пастырь.
   Попечение матери Св. Церкви о младенцах родителей христианских, независимо от наименования их, согласно закону гражданскому, - законный или незаконный, начинается от самого рождения их: ко всякой решительно родившей христианке Церковь приходит со своими очищающими молитвами*, ко всякому новорожденному младенцу матери христианки, даже и нехристианки (подкидыши) приходит со своими охраняющими молитвами и спешит совершить над ним таинство крещения, т.е. немедленно облекает званием христианина и наделяет всеми правами, принадлежащими этому званию**. Какого-либо различия между "законнорожденными и незаконнорожденными" для Церкви не существует. И в древности, и вообще никогда в истории Церкви христианской, незаконнорожденность не препятствовала достижению высших санов и должностей церковных и ныне не препятствует сему.
   ______________________
   * Поразительно, что запись в метрики, определяющую все права и состояние младенца, священник даже не своею рукою производит, а "препоручает" это псаломщику, - сам же скрепляет только подписью. До того это "неинтересно" и не волнует священника, как бы ни ёжились родители. Все уже раз и навсегда скреплено еще "Уложением": "Без венчания рожденный - выблядок". Это равнодушие отразилось и в том, что не введено различий, о которых говорит А. Дернов. Но и далее: очистительная молитва, если она одна для законной жены и "бл.. .ди" (мать "выблядка"), то это не тот смысл имеет, чтобы последняя уравнивалась в глазах духовенства с честною женщиною: ведь молитва-то очистительная, счищающая скверну с родившей, а не прославляющая ее, и, стало быть, обратно, скорее на "честную жену", венчанную, она имеет взгляд как на "выблядовавшую" младенца. Иначе, от чего же очищение? И точь-в-точь в одних словах, как и для матери "выблядка"? Отсюда объясняется жестокое, непременное для брака требование обрядовых форм его заключения: одни они и святы, т.е. свято то, что в браке священник делает; а что между супругами происходит, самая их жизнь, т.е. "брак" самый - есть "бл...ство". Все это важно для анализа мысли о браке. В. Р-в.
** Года за два перед тем, как начать полемику в печати о незаконнорожденности, я беседовал об этом с М.П. Соловьевым, бывшим управляющим по делам печати. Ему же первому я сказал о симонии (на что он ответил, растерявшись: "Ну... это обычай, а не принцип, факт быта и слабости человеческой, а не учения"). Он мне также сказал: "Церковь ведь не отказывает окрестить незаконнорожденного". Ну, а что как родители такого младенца (см. ниже одно письмо матери) сами откажутся его крестить? Поставят дилемму: "Или окрестите законным, или вовсе не крестите; ибо мы (родители) вам дали христианина, овцу в стадо: верните же нам за это сына, сыщите и подайте дитя". В сущности, этот диалог только не приходит на ум, а идейно ему нельзя отказать в правости. А. А. Дернов забыл, что миссионеры и в Китай, и в Японию спешат крестить: что не есть знак благорасположения к восточным империям, а заботы об увеличении своего стада. Но как печально родителям видеть, что о себе забота излагается и выставляется как акт любви к людям. Вспомнишь формулу осуждения еретиков средневековых: "Мы вам (государству) передаем отступника для наказания его с любовью и кротостью, без пролития крови" (сожжение). В. Р-в.
   ______________________
   Из всего этого можно видеть, что "церковь"*, "византийские подробности", "суровая церковность", "Византия", "Рим" нисколько не повинны в "незаконнорожденности", каковой термин так старается приписать именно им г. Розанов.
   ______________________
   * Я уже оговорился, что под "церковью" везде разумею храм, молитву и священника, т.е. момент святости, а не века дел. И А.А. Дернов, говоря, что я "церковь" в чем-то упрекаю, не различает моей мысли. Какая же "церковь" греческие цари Лев VI философ и Юстиниан Великий? Можно ли Наполеона и Людовика XV назвать: "Вот католическая церковь". В. Р-в.
   ______________________
   IV. Г-н же* Розанов, приписывая вину этого термина ненавистным ему предметам и лицам, и не замечает, что уничтожением этого термина, что проповедию своею о том, что брак по существу и будто бы даже на основании слов Спасителя есть только полосочетание, что незаконных рождений нет, что в венчании не сообщается даров Св. Духа и что оно не есть таинство**, - не замечает, что всем этим он разрушает веру и говорит хулу на Св. Духа, и уничтожает всякую опору нравственности. Ведь, проповедуя, что церковь и стыд стоят поперек признания законности всякого рождения, г. Розанов противопоставляет этому полное бесстыдство*** и этим проповедует явный разврат****. Г. Розанов приводит сначала слова г. Серого (из журнала "Гражданин"): "Стыд - этот ужасный, вселенную наполняющий смрадом лжи, обманов, компромиссов, позорных ухищрений и даже преступлений, стыд материнства вне закона (курсив наш) - есть лишь то свойство человеческой натуры, котороя направляет людей плыть по течению жизни, а не против течения. А после этих слов г. Розанов продолжает:
   "Замечу здесь: мы даже любим революцию во всем, мы фрондируем, и с чувством счастья, в законах, модах, в политике, в литературе. Но в рождении мы никнем долу при всякой мысли о фронде. Здесь мы отказываемся от всякой революции. Первый революционер и всякая анархистка становятся здесь кротки, как ягнята. "О, как бы родить законно..." Когда вдумываешься в эти тайны, в эти инстинкты, растериваешься: до чего же святы - все эти рождающие, кротки, миролюбивы, законнолюбцы!"
   ______________________
   * Ну, вот - начинаются раскаты грома. Автор как будто совсем отступил на предыдущих страницах от понятия и термина "незаконнорожденности", и что трогательно - чистосердечно. Но то было больное отступление, с сжавшимся в груди сердцем, для "кроткого вида". Когда же форма "милости хочу, а не жертвы" соблюдена, автор зажимает сердце, вбирает воздух в грудь и бросается за жертвой. И теперь уже он не только имеет "вид искренности", но слова его горят, и он и в самом деле искренен. Снимем же с него фотографию в этот момент и забудем о предыдущей фотографии. В. Р-в.
   ** Тут все перепутано. Мое учение, тонко различаемое, не таково. В. Р-в.
   *** Ну, вот. В. Р-в.
   **** Ну, то же самое, что в "Уложении" Алексея Михайловича. В. Р-в.
   ______________________
   Итак, г. Розанов сожалеет, что у женщин, незаконно рождающих*, остается еще какой-то стыд и нет фронды, нет бравирования своим позором**, нет бесстыдства.
   ______________________
   * Да ведь так их нарекли, и им предлежит клички стыдиться: а по существу-то чего же? В семействе мне знакомом, классическом по тесной и глубокой привязанности всех членов друг к другу, при живых отце и матери, от 7-рых братьев и сестер, ушла 23-летняя девушка, красавица собою, и вступила (без венчания) в супружество с доктором, давшим развод не любившей его жене с принятием на себя вины и прописью в паспорте: "Навсегда запрещен к браку за прелюбодеяние". И муж ее, и она принимались родителями в доме, и, как отец ее мне говорил: "Они живут, как голуби, до того нежны друг с другом". Отец очень любил этого своего зятя, вечно с ним споря по медицинским вопросам. Они и до сих пор живут и счастливы, а случился уход в 1893 году. Почему она совершила худой поступок? в чем? где ее "разврат"? Отец ее, чиновник, получал 5000 жалованья, а сама она была писаная красавица, добрая и ласковая и очень простая (не гордая) девушка. Почему же она должна "стыдиться", хотя дети ее суть "незаконнорожденные", "дети девицы", как говорит жестокая пропись метрик и паспорта. Да где же вы найдете еще пример исполнения слов: "Да душу свою полагаете за други свои". Она только спасла человека, духовно и нравственно, - которого погубила каноника и Греция. Много лет спустя отец ездил в Константинополь, думая, что там можно обвенчать при патриархате: но оказались какие-то условия, там с нами (с Россией) заключенные, по которым, если бы обряд там и совершился, у нас он был бы не признан. Конечно, единственное средство побороть всю эту тяжесть условий - это понизить стену стыда: и отделяя честное в зерне от нечестного, признать все первое доблестным, не стыдным, великодушным, нравственным. В. Р-в.
   ** Есть и должно быть ругательство позора и позорящих, всех этих "Мефистофелей", лающих в виде черного пуделя на женщину и ребенка. В. Р-в.
   ______________________
   И слава, и благодарение Богу, скажем с своей стороны, что у женщин еще сохраняется стыд.
   Ведь стыд есть основа нравственности.
   "Чувство стыда есть отличительный признак человека, отличительная его особенность от прочих животных, особенно в половой стыдливости", - говорит В.С. Соловьев в своей книге "Оправдание добра". Этот основной факт антропологии и истории, незамеченный или намеренно пропущенный в книге современного корифея науки, был за три тысячи лет до него вдохновенными чертами отмечен в книге более авторитетной. "И открылись глаза у обоих (в момент грехопадения), и узнали, что наги они; и сорвали листьев смоковницы и сделали себе опоясание. И услышали голос Превечного Бога... и скрылись человек и жена его от лица Превечного Бога среди деревьев сада. И воззвал Превечный Бог к человеку и сказал ему: где ты? - И сказал (человек): голос Твой услышал я в саду и убоялся, ибо наг я, и скрылся*. - И сказал (Бог): кто возвестил тебе, что ты наг?" В момент грехопадения в глубине человеческой души раздается высший голос, спрашивающий: где ты? где твое нравственное достоинство? Человек, владыка природы и образ Божий, существуешь ли ты еще? - И тут же дается ответ: я услышал божественный голос, я убоялся возбуждения** и обнаружения своей низшей природы***. Я стыжусь, следовательно, существую, не физически только существую, но и нравственно, - я стыжусь своей животности****, следовательно, я еще существую как человек" ("Оправдание добра", 2-е изд., стр. 56 и 57).
   ______________________
   * Соловьев сам не понимает, что он написал: до грехопадения нагота была и ее не стыдились: т.е. не стыдиться есть свойство и преимущество безгрешного. А как согрешили - застыдились, т. е. грешнику присуще стыдиться, в стыде - грех, грех и стыд и есть внутреннее и внешнее одного явления. Теперь, те, кто пристыживают - распространяют грех, ибо грех и стыд одно и то же. Само собою мы тут не о наглости говорим, а о невинности: но ведь девушка, спасающая супружеством своим "приговоренного к вечному безбрачию" страдальца, конечно, невинна, а не нагла; как и истинно любившая девушка, Гретхен или Маслова. Но Соловьев сделал и худшую еще ошибку: застенчивость, сокрытие, жест тайны он отождествил с грешностью в том, что уносится в тайное помещение (половые части). Тогда как человек, согрешивший "различием добра от зла", весь померк: и от грешного его ума и взора убежали в сокрытие части "древа жизни", одни оставшиеся непричастными греху. А безумные скопцы (и им следует В.С. Соловьев) решили: "А, их закрывают, - значит, тут грех: режь их"?!! Безумие. Должен заметить, что от Ф.Э. Шперка, вначале горячо сошедшегося с Вл. Соловьевым, я слышал, что будто бы Соловьев говорил ему о себе: "Меня томит желание оскопиться, как поступил Ориген". Характерно (ибо подтверждает всю мою мысль о связи духа скопчества с развратом духовным), - характерно мне передавал известный библиограф Венгеров, очень любивший Соловьева, что он "в компании часто любит говорить невообразимые сальности, смешные". В. Р-в.
   ** Какое вранье: этого в Библии нигде не сказано. Напротив, для чего же и сотворена была Ева, как не в ответ на возбуждение нисколько не павшего и не согрешившего человека. Да и восклицание Адама: "Вот - она жена моя", - говорит о его восторге при виде ее прелестного телесного очерка. Боже, как все запуталось у людей. Грехи своей теперешней юдоли они переносят в рай, где любовались и не стыдились, были наги и невинны. Да и сейчас муж и жена, обнажаясь, нагие один перед другим, - ну хоть в духовенстве в субботнюю старозаветную баню, или древние наши благочестивые цари, ходя после венчания с царицами в "мыльню" (см. Котошихина), - неужели же стыдятся?! а не стыдясь - неужели грешат!?!! Но у них "закрываются" те очи греха, которые отверзлись после вкушения от древа познания добра и зла. Вновь они невинны, опять - как дети. И супружества главная тайна лежит в снятии, временном и личном (для пары), первородного греха: оттого в Библии и вечный совет: "Плодитесь! множитесь", т.е. через это поборайте в себе черную каплю первородного греха! Боже, как забыл все человек и извратил! В. Р-в.
   *** Манихейство. Это манихеи учили, что "тело есть низшая природа и создано диаволом"; а по Библии - тело образовал Господь: "По образу, по подобию Нашему сотворим его". В. Р-в.
   **** Прямо - кощунство. "Ваши тела суть храмы Божий", - сказал Апостол В. Р-в.
   ______________________
   "Чувство стыда переходит, в виде совести, на всю область человеческой этики". "Стыд и совесть говорят разным языком и по разным поводам, но смысл того, что они говорят, один и тот же: "Это не добро, это не должно, это недостойно".
   "Такой смысл уже заключается в стыде; совесть прибавляет аналитическое пояснение: сделавши это непозволенное или недолжное, ты виновен во зле, грехе, в преступлении" (ibid., стр. 67). "Когда человек поступает дурно в каком-нибудь отношении - ему бывает потом совестно. Вот настоящее душевное зерно всего человеческого добра и отличительный признак человека как существа нравственного" (ibid., стр. 183).
   Вместе с этим приведем и другой взгляд на значение стыда, на днях только что высказанный:
   "Стыд можно считать средством для предохранения человека от половых излишеств, которые особенно сильны могут быть у юношей, кровь которых кипит, кровь которых неуравновешенна. Стыд и служит уравновешивающим началом. Он и не позволяет юношам до наступления известного возраста, до известной зрелости, вступать даже и в какие бы то ни было половые сношения. У юношей стыд и должен быть особенно силен. Когда же наступает нормальный для половых отношений возраст, стыд как предохраняющее начало, естественно, несколько уже должен отступить на второй план. Это и видим обыкновенно у взрослых мужчин" (проф. А.А. Бронзов).
   Не здесь ли причина, что почти исключительно только в первый раз незаконно родившие девушки умерщвляют своих детей? А при последующих, повторяющихся незаконных рождениях такие девушки уже не умерщвляют детей, и даже бравируют* своим положением.
   ______________________
   * "Бравируют"... Автор точно жалеет, что они не убивают и во второй, и в третий раз. Но простим ему: "Не ведает бо, что творит". "Только в первый раз убивают, а потом уже не стыдятся"... Прямо страшно читать. В. Р-в.
   ______________________
   Блаженный же Августин "чувство стыдливости считает результатом чувствительности к потере и утрате первобытной гармонии между телом и духом, каковая дисгармония ощутительно и рельефно обнаруживается в акте плотского вожделения*, каковые и составляют предмет наибольшего стыда, даже в случае законного пользования похотью в браке. Человеческая душа стыдится того, что приличное по природе совершается так, что его сопровождает нечто постыдное, превзошедшее в природу** человека, как наказание".
   ______________________
   * "Дисгармония... вожделения". Известны излишества юности, коим ненасытно предавался до принятия христианства бл. Августин: и вот реакция против "гноища" юности оказалась у этой Марии Египетской в мужском образе - излишеством мнений в старости и зрелости. Вообще едва ли не весь аскетизм и все манихейство представляет "покаянные слезы" о "былом". Товия, от отрочества муж, Иаков - в юности почти отец 12 сынов, среди здоровой полевой жизни, среди благополучных стад - не заплакали бы о "дисгармонии плотского вожделения" в супружестве. "Ныне я купила тебя (за мадрогоровые яблоки) у сестры моей - иди, преспи со мною", - говорит некрасивая Лия возвращающемуся со стадами Иакову, дышащему зноем только что спавшего полуденного зноя. Так говорят невинные. Так они желают. Да будет благословенна память их. В. Р-в.
   ** Все это ужасная ошибка против текста Библии. Вообще Библию мы почти утратили способность бесстрастно читать: до того заражены и обвеяны скопчеством. В. Р-в.
   ______________________
   А у девиц, незаконно родивших, это нечто постыдное, без их желания, проявляется уже пред всеми (плод - ребенок); отсюда желание скрыть ребенка, убить*.
   ______________________
   * Автор почти радуется. Вот вам и "диптихи"... В. Р-в.
   ______________________
   Это-то зерно, этот-то благодетельный* для людей стыд г. Розанов и думает уничтожить у женщин и мужчин, рождающих детей не в браке, и очень сожалеет о присутствии его у них.
   ______________________
   * Да и радуется в самом деле: "Постыдное, ребенок - проявляется перед всеми; отсюда желание скрыть ребенка, убить: этот благодетельный стыд г. Розанов думает уничтожить". Да, "разогнется" все это на Страшном Суде, как и предрек автор. В. Р-в.
   ______________________
   "И тем ужаснее, - говорит он далее, - что к этой-то воплощенной простоте и примирению поднесено жало отрицания. "Не признаем тебя! Нет тебе закона!" "И тогда (прибавляет г. Розанов), опять чрез ужасную муку, дитя умерщвляется его кротчайшею матерью, на все бы согласною, на все бы готовою, лишь бы ее признали, и не находящею этого признания"...
   Таким образом, по мнению г. Розанова, надобно уничтожить брак, как приводящий к таким печальным последствиям, т. е. уничтожить брак, как что-то низшее, во имя высших нравственных требований.
   Но, скажем словами В.С. Соловьева: "В нравственности вообще высшие требования не отменяют низшие, а предполагают их и включают в себя. Казалось бы, это само собою разумеется; между тем, многие не понимали и не понимают этой простой и ясной истины. Так, по учению некоторых христианских сект, древних и новых, высшее правило безбрачия отменяет седьмую заповедь, как низшую, вследствие чего эти сектанты, отрицая брак, охотно допускают все виды блуда. Очевидно, они заблуждаются" (ibid., стр. 128).
   Очевидно, заблуждается и г. Розанов.
   Заблуждается он и в том, что стремится найти подкрепление своим воззрениям в письмах священнослужителей. Последние, зная хорошо дух Церкви, ее любвеобильное, чисто материнское отношение ко всем, едва ли могли бы высказать то, что напечатано в N "Нов. Вр." 8868-м, стр. 4, столб. 8, от имени* будто бы некоего протоиерея А.У.
   ______________________
   * Да

Другие авторы
  • Антропов Роман Лукич
  • Ярков Илья Петрович
  • Первов Павел Дмитриевич
  • Гагедорн Фридрих
  • Архангельский Александр Григорьевич
  • Римский-Корсаков Александр Яковлевич
  • Чехов Михаил Павлович
  • Зайцевский Ефим Петрович
  • Закржевский А. К.
  • Сухово-Кобылин Александр Васильевич
  • Другие произведения
  • Франковский Адриан Антонович - Жюль Ромэн. Белое вино ла Виллет
  • Некрасов Николай Алексеевич - Михаило Чарнышенко, или Малороссия восемьдесят лет назад. Сочинение П. Кулеша
  • Уоллес Эдгар - Ворота измены
  • Мельников-Печерский Павел Иванович - На станции
  • Кузмин Михаил Алексеевич - Письма о русской поэзии
  • Чаадаев Петр Яковлевич - Философические письма
  • Анненский Иннокентий Федорович - Стихотворения Я. П. Полонского как педагогический материал
  • Плавт - Канат
  • Решетников Федор Михайлович - Никола Знаменский
  • Куприн Александр Иванович - Колесо времени
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
    Просмотров: 289 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа