Главная » Книги

Розанов Василий Васильевич - Семейный вопрос в России. Том 2, Страница 12

Розанов Василий Васильевич - Семейный вопрос в России. Том 2


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

ть младенца - это значит стать детоубийцею, а "неволею" - впасть в ужасное несчастие. Для второй надо утешение, утешительная молитва. Есть особая болезнь, так называемая "привычный выкидыш"; дело в том, что матка женская, как бы подобная живому и одушевленному существу, приобретает привычки и, раз выкинув по несчастию, - напр., одна женщина поскользнулась на льду зимою, - затем выкидывает неудержимо, и я знал одну несчастную, которая, несмотря на все медицинские меры, выкинула 6 раз и умерла от истощения, оплакиваемая мужем и матерью. Неужели на таковую несчастную накладывают эпитимию?!! Но ведь тогда и чахоточного следовало бы замучить поклонами за "грех простуды"? Да накладывается ли на себя когда-нибудь эпитимия накладывающими ее на других? Что касается до "извержения волею", то в законном браке это развилось на почве учения, что не ребенок - цель брака (нет развода по причине бесплодия); а вне брака - от стыда. В обоих случаях виновен не индивидуум, а течение историческое, свет эпохи, губительный и ложный. В. Р-в.
   ** Т.е. все то же, что при законном рождении? Значит, "законно родить" (в формальном полном браке) не лучше, чем "волею выкинуть", т.е. вытравить плод? Тяжелые "уравнения"... Кто-то разрешит их? В. Р-в.
   ______________________
   Можно ли же после всего сказанного говорить, как это делает г. Розанов, что совершается отлучение детей, что для "незаконнорожденных" детей наиболее точный термин: "неблагословенные дети"?
   Напротив, мы-то всех решительно и благословляем*.
   ______________________
   * Т.е. очищаете. Это - разница. В. Р-в.
   ______________________
   Но г. Розанов пишет: "Вопрос идет вовсе не об устранении неточного и едва ли верного термина; вопрос "незаконнорожденности" есть вопрос о праве закона и религии лишать детей их родителей, а у родителей отнимать их детей". Фразы в высшей степени темные и дышащие злобою.
   Но уже выше сказано, что, даруя, с своей стороны, все блага духовные всякому новорожденному, мы нисколько не повинны в термине "незаконнорожденности", хотя и вносим его в свои списки. Здесь Церковь исполняет требования* государства.
   ______________________
   * Ну, не законные, антиканонические, антирелигиозные требования государства церковь всегда отказывалась исполнять, или - как о монастырских имуществах - исполнила с крайне сжатым сердцем. И писать "незаконнорожденными" детей духовенство согласилось только потому, что оно, конечно, не только разделяет этот взгляд государства, но и внушило ему, еще начиная с "Уложения". "Семья без обряда есть блуд", "дети - приблудные": вот учение морально-религиозное, проводимое и во всей этой брошюре, каковое государство только пассивно приняло, покорно и даже робко приняло. Наконец, бывали случаи в истории, - как с Бецким, сыном Трубецкого, - что даже государи при всем благожелании не осмеливались передать фамилию и все законное родство рожденному внеканонично и безобрядно. Наконец, как было с французскими королями, - государи сами не имели силы усыновить своих весьма любимых и от любимых женщин детей. Так, кажется, произошла фамилия Конде. Явно, что тут действует не только взгляд церковный, но еще какой-то страшный даже для государей, первоначальный принцип, что-то вроде: "Да не будут тебе бози инии разве Мене" Ветхого Завета. Вдумываясь, мы и действительно находим, что "Аз есмь Бог твой", - т.е. коренное, первое, - в нашей эре есть воздержание, самоограничение, скупость на сладкое, скопчество. Но сладость любви и зачатия - сильнейшая всего. Это как лезвие против лезвия стоит против скопчества: и - "первородный грех", глубочайший, основной. Плод "греха" этого, "сладости", ребенок не по себе сам, но по происхождению из сладостного - враждебен, неприязнен, угрожающ, подозрителен всей эре. Но как же быть и не рождать? "Как можно меньше"! Явилась идея "духовного брака", или больного, старого, искалеченного, - даже коммерческого - и то лучше, нежели очень сладкого и очень плодовитого. Но "плод любви", вспыхнувшей как зорька в пустыне, в безмолвии, при случайной встрече, юноши ли с девою или уже женатого человека (случай Трубецкого), есть именно "инии бози", ставшие на место "Аз есмь единый, вечный Бог". И как Рахиль похищенных у Лавана, отца своего, маленьких "божков" спрятала под себя, сокрыла: даже цари скрывают их "иных богов". Кстати, параллель бессильных венценосцев совершенно объясняет всю тягость стыда девушек, как Маслова, как Гретхен, - и до последней степени объясняет детоубийство. Но корень всего этого и лежит в лукавом "благопожелании" рождению как бы с любовью, а в действительности с страшною, первородною ненавистью. С тем вместе это ненависть к первому и изначальному глаголу Бога. Вот тут и разбирайся, кто может. Все темно. В. Р-в.
   ______________________
   Ведь государство как государство не подчинено Церкви, и потому государственная власть может, по своему усмотрению, составить закон и подчинить ему всех подданных, не исключая церковной иерархии.
   Государственная власть, сообразно с целями государственного управления, может распространять или ограничивать некоторые гражданские права званий и лиц, принадлежащих Церкви. Как последняя независима в своей сфере и совершенно самостоятельна в раздаянии благодатных, усвоенных ей даров, так и государство самостоятельно и независимо в своей сфере. Но та и другая находятся в союзе и имеют взаимные обязанности по отношению друг к другу. Этот союз не необходим для существования Церкви, хотя и полезен для той и другой стороны. Но не взаимная польза есть первое основание союза их, а самостоятельная истина.
   Союз Церкви и государства вполне естественный: христианский государь со своим величеством повергся пред святыней алтаря Христова.
   У государя, сделавшегося "слугою" Христа, и у Церкви естественно возникли общие интересы, именно: "Вера, благочестие, созидание блага христиан и человеков. Церковь проповедует благочестие*; благочестивый государь мудрым и благодетельным управлением охраняет благочестие и мир Церкви".
   ______________________
   * Вот "благочестие" в отношении к рождению, заключающееся в девстве, т.е. воздержании от рождения, - и есть корень всего. Оно дохнуло и в гражданские законы. Между тем государство ли, "Русь ли Матушка" за безбрачие? Ну, это такой вол (я говорю о Руси), которому, конечно, "лучше жениться". Незаметно для законодателей этот 1000-летний тур, с рожищами до небес, с копытами в версту и туловищем от океана до океана, ведется, однако, в поводу "тощею коровою Фараона", пожравшего "семь тучных коров"; и руками законодателей, через учение о незаконнорожденности, сократило и истощило бурю Богоблагословенного рождения. Тут вовсе не "благоустройство" действует, на которое выше ссылался А. Дернов: какое "благоустройство" в домах терпимости, которые всеми сторонами принципиально допущены; но - вражда именно к сладости, к счастью, к беззаветной любви. В. Р-в.
   ______________________
   Как следствие союза с Церковию, у христианского государства появились следующие обязанности: православное государство должно чтить православную Церковь, уважать ее права, определенные церковными правилами.
   Православное правительство не может объявить "недействительными" апостольские и соборные правила, не может также издать закона "противоборствующего Церкви и ее правилам", ибо в этом случае нарушилась бы гармония Церкви и государства. Эта гармония налагает на государство, кроме того, долг охраны и защиты Церкви, покровительства ей в сравнении с другими вероисповеданиями и, наконец, попечительства о внешнем благе ее.
   В силу той же гармонии и православная Церковь должна помогать, содействовать православному государству в достижении его целей.
   Основное начало, которым руководствуется Церковь в отношении государства, содержится в Евангельской заповеди: "Воздадите Кесарева Кесареви и Божия Богови". Эту заповедь Восточная Православная Церковь никогда не разделяла на две противоположные части и всегда старалась и старается одну другою поддерживать, а не ослаблять. Иерархия Православной Церкви не обязана повиноваться государственной власти только тогда, когда ее принуждают признать то, что противно Закону Божию и ее совести*. В этом случае православная иерархия должна лучше пострадать, нежели подчиниться такому принуждению, по слову апостольскому: "Повиноваться больше Богу, нежели людям" (Деян. 5-я гл., 29-я ст.).
   ______________________
   * Вот как "противные Закону Божию и совести", учение и законы о незаконнорожденности и следовало бы не только отвергнуть, - уже века назад, с самого начала, - но и распространить с кафедры в обществе, что в рождении беззакония и скверны нет: ибо "по образу, по подобию Божию" создан человек, и чем больше на земле "подобных" Образу Божию, т.е. рожденных, тем земля (вся, как планета) святее, цветущее, лучше, чище; что через рождение "очищается и побеждается первородный грех". У немцев есть "конфирмация", трогательный по красоте обряд совершеннолетия девушек. Вот так же следовало бы "конфирмовать", с раздачею священных колец по числу мужей Самарянки, - отроков и отроковиц в стране: дабы каждый и каждая были вместе и собственниками, как выражается Дернов, "творческой силы, распространения и торжества жизни и славы Божией", - и вместе собственниками не беззаконными, ворующими счастие у старых и скупых стражей, а - законными, счастливыми, священными, благословенными. Из шести колец, пяти золотых и одного серебряного (беседа с Самарянкою об ее браках), у 99/100 пять осталось бы никому не врученными: и ушли бы в могилу с счастливою матерью и счастливым отцом; у 1/100 выразились бы те комбинации, какие человеку присущи как микрокосму, в котором отражен мир и его сочетания. Но вообще говоря, все муки и коллизии теперешние - исчезли бы. И как бы все, каждая пара, побежала благословляться к доброму священнику, - как Ромео и Юлия к своему доброму патеру, благословившему их в тиши, в безмолвии, в уединении. Право же, брак должен быть уединенным; все площадное должно быть убрано из него, ибо площадь есть грязь. Как скверны эти теперешние оглядывания жениха и невесты; публика бежит на зрелище; считают годы обоим и соображают, "взял" или "не взял" (приданое), судя по красоте и летам невесты. Прочь все это, прочь весь цинизм; брак должен затвориться, по слову нашего Спасителя: "Ты же, когда хочешь молиться, войди в горницу и затвори за собою дверь". Родители, и священник, и их любящие друг друга дети, - и кольца с меною - и все уютно, дома, как прекрасные наши "всенощные на дому", перед днем Ангела, столь особо умилительные своим уединением, - вот что "буди! буди!" в браке. В. Р-в.
   ______________________
   Россия, заметим здесь, есть единственное государство в Европе, в котором и правительство и народ вполне признают, что "несть власть, аще не от Бога". И Государь всю законность свою получает от церковного помазания, из чего вытекает, что положение Церкви и отношение ее к самодержавной власти не сходно с положением церквей в государствах католических и протестантских.
   Будучи самостоятельным и не смешиваясь с гражданским, духовное ведомство находится в тесном соотношении с последним. Очень многие дела смешанного церковно-гражданского характера касаются того и другого ведомства, а потому должны ведаться и решаться вместе церковного и гражданскою властью.
   Таковы акты, заносимые в метрические церковные книги, о рождении и бракосочетании.
   Поэтому, напрасны восклицания г. Розанова: "О, пусть бы государство учило о "незаконнорожденности". Оно не понимает; для него, действительно, все только есть "наука"; оно, наконец, светско, его предания - в Риме".
   Государство наше, самостоятельно определяя термин "незаконнорожденности" и узаконяя его для церковных записей, выходит, вероятнее всего, из духовных начал*. Благоговея пред св. Церковью, оно верит в освящающие молитвы св. Церкви, оно верит в святость брака как таинства, и поэтому оно вправе называть детей от бесформенного, неблагословенного Церковию сожития: "незаконнорожденными", - оно вправе и лишать их некоторых гражданских прав. Государство вправе "удлинить мысль" Церкви.
   ______________________
   * Вот в том и дело, что государство, конечно, в этом деле "творит волю не свою, а пославшего его". Нуждаясь в заселенности территории и порядке, в воинах и хлебопашцах, государство оторвало ли бы хоть одного здорового ребенка от здоровой матери? Да не оно ли, с улицы подобрав детей, все же воздвигло им Воспитательные дома, с лекарями, мамками и училищами? Не оно ли всячески препятствует расторжениям уже законченных так называемых "неправильных браков". Но не в силах идти против первой заповеди скопчества: "Не плодитесь, не размножайтесь", которая извилисто и смутно отождествилась, постаралась войти в тожество с VII заповедью: "Не прелюбодействуйте". Размножение отождествилось с прелюбодейством; и государство, не смея покровительствовать второму, не смеет покровительствовать и первому. В. Р-в.
   ______________________
   Но странными и фактически неверными являются следующие слова Розанова: "Но для чего государство отделяет такого ребенка от матери, ввергая его в круглое сиротство? В письме в редакцию "Нового Времени" священника А.У. было правильно указано, что такой ребенок должен получать фамилию матери и отчество деда и, конечно, права (или их часть) имущественного наследования матери. Так как поводом к моим статьям было детоубийство и дево-убийство, то все, на чем я настаиваю, - это на снятии всякого религиозного, государственного и общественного клейма с таких случаев, на безмолвном: "Не разлучаем тебя с ребенком, не разделяйся с ним, и добрым его воспитанием и заботою ты станешь наряду со всеми другими матерями".
   Когда и где государство отделяет ребенка от матери? Если только сама мать не противится, то всегда ребенок (незаконнорожденный) и получает ее фамилию*.
   ______________________
   * Нет, ребенок получает фамилию по имени крестного отца; и в фамилии его, таким образом, не сохраняется никакого следа ни отца, ни матери. Мне известны случаи рождения девушками детей от мужей, покинутых своими женами: никакими средствами они не могли даже усыновить этих детей; и я знаю, когда сестра такой девушки-матери нарочно не пошла замуж, дабы усыновить себе сына сестры. Ибо девушка у нас может усыновить чужого ребенка ("милосердие"), а своего - не может ("прелюбодеяние"). В. Р-в.
   ______________________
   Не "мираж" ли это г. Розанова?
   Государство ограничивает рожденных вне законного брака детей в правах?.. Это - его дело*. Но при этом оно, несомненно, имеет в виду** и богословские соображения, вопреки которым г. Розанов говорит, что "смерть свята и рождение свято", и прибавляет также вопреки своим ранее сказанным словам, что вопрос "незаконного рождения нисколько не есть вопрос гражданского законодательства, а религиозный и философский вопрос и частью судебно-религиозная тяжба".
   ______________________
   * "Умываем руки"... В. Р-в.
   ** То-то и дело. Значит, сколько ни "мой" руки, пятнышки останутся. Но чтобы впасть в монологи леди Макбет, на которые так не похожи сии безжизненные страницы, надо почувствовать в себе сердце Шекспира. В. Р-в.
   ______________________
   VII. Вот к этой судебно-религиозной тяжбе, как это хочется г. Розанову, и перейдем, сделавши при этом, по необходимости, экскурсию и в ту "двойственность разных отделов богословия, - как говорит г. Розанов, - на которой покоится будто бы учение о незаконнорожденности и весь огромный итог уже погубленных детей".
   Законна ли смерть? - По мнению г. Розанова, "смерть не только законна, но она - свята. Поэтому и рождение - свято. Поэтому нет незаконнорожденных, нет и незаконноумерших. Поэтому надобно вычеркнуть и "незаконное рождение". Иначе нарушается основная, всюду разлитая в природе гармония между жизнью и смертью. Уравновешением законности рождения и законности смерти свидетельствуется фальшивость принципа незаконности рождения".
   Спросим же г. Розанова: "Есть ли незаконноумершие"? - И ответит он, несомненно, что - есть.
   Самоубийцы, не берегущие свое здоровье, расстраивающие его разными излишествами и страстями, вообще умершие от насилия так называемою неестественною смертью: разве они все умирают законно? И разве самая смерть вообще законна? В книге Премудрости Соломона, в I гл., прямо говорится: "Бог смерти не сотворил, но все создал для бытия"*. Библия прямо связывает, как причину и следствие, смерть и грех и, следовательно, считает смерть случайностию, обусловливаемою грехом человека. И грех и смерть** Библия прямо называет злом. И первое зарождение или начало зла указывает перенесенным из надземной сферы в мир земной, и здесь указывает место его зарождения в области нравственной человеческой свободы, в свободном уклонении первых людей от указанного им Творцом назначения. В противоположность философии, здесь, по вопросу о происхождении зла, Библия не вдается в какие-либо отвлеченные рассуждения: учение о происхождении зла она дает в конкретных чертах исторического рассказа о грехопадении наших прародителей (Быт., гл. II).
   ______________________
   * Как чудесно. И вообще все наши унылые рассуждения, получая вкрапленную в себя строку из Библии, - как зарею освящаются ею. Я изменил, перепечатывая, отождествление святости рождения со святостью смерти. Нет, как и Соломон, я тоже думаю, что "смерти Бог не сотворил" и, след., смерть всегда грешна. Человек, поскольку грешен - постольку умирает. Это отождествление я сделал, чтобы поднять из ямы рождение. Дело в том, что у нас смерть - на горе, а рождение в яме; рождение очищают, а умершего - прославляют (покров на лицо, свечи, фимиам, чтение псалтиря). Я за это и уцепился: "Дайте хоть уравнять со смертью, почтите любящую, как больного, и родильницу - как покойника". Но когда рождение вынуто из ямы, эта лестница отталкивается в сторону, как ненужная: рождение, конечно, не равно смерти, а выше ее. Поскольку смерть всегда есть грех, рождение всегда есть святость. Посему-то две блудницы и пришли с требованием суда к Соломону; а он, оставив пир, счел нужным удовлетворить их; поэтому-то и две дочери Лотовы вписаны в Книгу Бытия, а не утаены, как позор. В. Р-в.
   ** Вот это бы надобно помнить, подходя к роженице с очистительною молитвою. В. Р-в.
   ______________________
   Библейский рассказ не есть сказка или вымысел, но подлинная история, на что указывает помещение ее в книге исторической (кн. Бытия) и то, что на этой исторической основе покоятся предания, согласные в мелких подробностях всех древних народов о грехопадении родоначальника человеческого рода, - и вместе с тем глубоко правдивое психологическое изображение той истории, которая должна повторяться в жизни каждого мыслящего человека.
   Возникнувшее сначала в наших прародителях, зло должно было отсюда распространяться во всем человеческом роде со всеми следствиями этого зла. А следствия зла или греха есть смерть духовная - удаление души человека от Бога, источника жизни, проявляющееся в уменьшении духовных сил и жизни. При этом человек является не только несчастным существом, но и преступным* пред Богом и недостойным любви Божией, благодати Божественной. Это удаление Бога от человека немедленно отражается в душе человека, в его совести, чувством страха, виновности, нравственной тревоги. Отсюда - стремление заглушить голос совести преданностию чувственным удовольствиям** или же измышлением нелепых религиозных и нравственных идей. Кроме этого, грех образовал в людях наклонность ко злу больше, чем добру, так как грех внес расстройство в область воли, - человеческой нравственной свободы. За нравственным извращением человека, естественно, последовало помрачение ума, способности познавательной, - способности познавания высших, религиозных предметов, а не логической способности мышления, не способности познания внешнего мира. Третье следствие греха простирается дальше души человека, до самого его тела. Оно связывается в болезнях и смерти. Последняя не есть нечто отдельное от болезни, но конец того постоянного тления, разрушения организма, которое продолжается во всю жизнь в человеке. Самая жизнь человека в физическом смысле и есть постепенное умирание, т.е. убыль жизненной энергии в теле, или постоянная борьба со смертью. Так сбывается райская угроза: "В который день вкусите, (в тот) смертию умрете". С христианской точки зрения смерть есть наказание за грех, как явление ненормальное, иначе: "незаконное, несвятое".
   ______________________
   * Да, но связывайте преступление именно со смертию и смертным, а не с живым, не с рождением и младенцем. Но сейчас у автора пойдет, что, "влюбляясь"-то, человек и обнаруживает "испорченность павшей природы". В узле учения о незаконнорожденности, конечно, стоит подстановка, подтасовка, - до совершенной обратности - сути первородного греха. Именно он есть смерть, но в веках смерть-то, т. е. первородный грех, и получила санкцию святости, обожение ("умереть для мира", "хорошо умереть младенцем, потому что не нагрешишь"). В. Р-в.
   ** Ну, вот: своротил незаметно и уж теперь пойдет колесами по шпалам. В. Р-в.
   ______________________
   В 6-й гл. поел, к Римл. Ап. Павел выражает это словами: "Смерть - оброк греха" (возмездие за грех), - та дань, которую грех берет с человека. Ап. Иаков выражает другой оттенок мысли: "Грех, сделанный, рождает смерть" (Соб. поел. Иак. I, 15). В первом случае выражается та мысль, что смерть есть внешнее наказание правды Божией за грех, а во втором указывается естественная внутренняя связь между смертью и грехом.
   Только натуралистическая философия и может говорить, что смерть нормальна и, след., свята, а истинное библейское, христианское учение никогда этого не скажет; оно считает смерть случайностию, обусловливаемою грехом человека*.
   ______________________
   * Вполне исповедую и я это библейское учение. Смерть есть случай и временное. В. Р-в.
   ______________________
   Истинное христианское учение указывает и четвертое следствие греха - так называемое физическое зло, завершением которого служит смерть и все разнообразные виды которого имеют целию духовное совершенствование людей. Смерть, напр.*, справедливо называется учительницею мудрости; она заставляет человека задумываться о самом себе, о своем назначении, и препятствует человеку погружаться в чувственность** и в ней находить удовлетворение. Однако она не называется святою***.
   ______________________
   * Ну, вот: да ведь смерть же есть грех? Какою же грех может быть "учительницею"? В. Р-в.
   ** Откуда это выскочило? Напротив, чувственность упраздняет смерть, рождая второе, третье и т.д. "я". Она -растит, смерть - умаляет. И если в смерти - грех, в чувственности - истина. В. Р-в.
   *** Ну, если "учительница", то отчего бы и не назвать ее "святою". Да и называете, только потихоньку; думаете так. Предлагаем А.А. Дернову серьезнейшим образом вдуматься в первородный грех: не произошло ли в самом деле поклонения ему, незаметного, безотчетного? Анализ незаконнорожденности ко многим открытиям поведет. В. Р-в.
   ______________________
   Важнейшее, наконец, из следствий прародительского грехопадения - первородный грех.
   Христианское учение о первородном или наследственном грехе, объясняющее происхождение зла в мире, заключает в себе две половины: одна половина учения раскрывает положение о всеобщности, вторая - о прирожденности греха*. Мысль о всеобщности греха, о неизбежности его для всякого человеческого существа, подверженного равно и заблуждениям, и греху, разделяется почти всеми. Зло нравственное так глубоко сидит в нашей душе, что оно примешивается и ко всему доброму в нас. Тщательное наблюдение фактов именно в этом направлении заставляет заключать, что человек рождается** нечистым, что зло прирожденно ему.
   ______________________
   * Важнее было бы определить: с чего начинать in concrete грех? и с чего - святость? Чуть ли смерть, "которой Бог не сотворил", не считается у нас "разрешающею узы греха"; а жизнь, бытие - сплошным грехом?! Вообще тут если не сейчас, то со временем, и, я думаю, - скоро, мысль должна войти в глубочайший анализ двух кардинально противоположных моментов: кончины человека и его зарождения (зачатия), и через которое-то одно из них богосвязуимости: тогда другое будет расторгать человека с Богом. В. Р-в.
   ** Да почему только "рождается"? Ну, а "служит" он на железной дороге или в банке "чистым"? Но об этом умалчивается, это не замечается: ибо уже молча про себя автор решил: "Зачатие - вот morsus diaboli!" [укус дьявола! (лат.)]. В. Р-в.
   ______________________
   В положении о прирожденности или наследственности греха, в свою очередь, также две половины: одна совершенно понятная, именно учение о переходе греховного состояния или духовно-телесного повреждения, - в смысле расстройства духовной и телесной природы человека, греховного состояния нравственной нечистоты и тления от Адама на его потомство. Это стоит в полном согласии с биологическим законом наследственности, в силу которого родители передают своим детям не только свои физические особенности, родовые и индивидуальные, но и нравственные, притом часто случайные, черты своего характера.
   Другая половина учения о наследственности греха может представляться тем, что называется "тайною". Как себе представить возможным с точки зрения нравственной, именно - справедливости, переход вместе с наследственностью и вины, и осуждения за грех на всех потомков Адама, не принимавших лично участия в его греховном акте, - преступлении райской заповеди; как возможно с точки зрения понятия о нравственном вменении сделать людей ответственными за грех, совершенный* Адамом, а не ими лично, - тогда, когда их еще не существовало?** Нет ли здесь противоречия разуму и чувству справедливости?
   ______________________
   * Да мы все "адамы" (с маленькой буквы), дроби большого Адама: ибо размножение есть только раздробление, "бесконечная делимость материи"... Нет, впрочем, - лучше и больше; ибо Адам в нас растет и вырос; но все еще грешен. Однако, чем более растет - тем менее грешен (обещанное "Древо Жизни" "Апокалипсиса"). В. Р-в.
   ** В Адаме мы все существовали. Адам есть человечество нераскрытое; человечество - раскрывшийся Адам. Это (да будет прощено вульгарное выражение) как колода карт до сдачи и до игры, - и она же раскинутая, нарядная, широкая; с миллионными выигрышами и горестными проигрышами. В. Р-в.
   ______________________
   Мы стоим здесь пред непостижимою тайной, доступною только вере, а не разуму. Мы обязаны принять эту тайну как непреложную истину веры потому, что она в такой же степени ясно и твердо устанавливается в Библии, как и параллельно раскрываемая с нею тайна искупления людей в Иисусе Христе. Подробное и специальное раскрытие учения о первородном грехе в связи с учением об искуплении чрез Иисуса Христа дает ап. Павел в V гл. послания к Римлянам, 12-21 ст., где он говорит о переходе греха Адамова со всеми его последствиями, именно греховною порчею природы, осуждением и смертью, на все потомство или человечество, причем рассматривает это в связи с обратным явлением перехода оправдания, жизни и праведности, от Нового Адама, Иисуса Христа, на все Его духовное потомство и на верующих в Него.
   Кто поэтому верит в оправдание рода человеческого чрез Нового Адама его, Иисуса Христа, тот должен признать тем самым возможным и действительным осуждение всего рода человеческого в ветхом его Адаме... Из этого учения, всесторонне рассмотренного и правильно понятого, явля
   ется невольный вывод, что и новорожденные младенцы, наравне со всеми, без всякого отличия от взрослых, осуждены на гибель грехом Адама и виновны пред судом Божественной правды*. Младенцы, как люди, со всеми разделяют общую печальную участь. Можно ли поэтому утверждать, как делает это г. Розанов, что рождение** свято?
   ______________________
   * Да виновны-то они виновны, только не больше чиновников и не больше членов консистории. Что все вы на детей упираете? Так глаз и клонит сюда, точно Авраама к мистическому сну перед обрезанием. Уж и вы не хотите ли "вступить в завет", только с кем тогда? И вот все клонит вас к головке неповинного младенца: "Нет, он виновен! Выдайте мне головой этого преступника; прочь, отцы и матери, не заступайтесь, не ваш он, а - мой". Страшно это. В. Р-в.
   ** Ну, а смерть? "Смерти Бог не сотворил", - сами говорите. Тогда свято рождение, ибо уж его-то творческим повелением сотворил Бог. О смерти Бог предупреждает, что она придет, если человек согрешит. Но Бог не наслал на человека смерть, не "благословил" умирать и не повелел. Смерть пришла как третье, пришла откуда-то, не от Бога. А рождение - от Бога, и оно свято. И ничего, что рождающийся - существо слабое, ограниченное, смертное, грешное: медь - не золото, но медник и работа медника оплачивается золотом, как совершенно чистая, святая, золотая работа. То же - о рождении. В. Р-в.
   ______________________
   Ключ к правильному пониманию рождения и смерти, что именно такое они по существу своему, дается в правильном учении об искуплении.
   В Адаме все согрешили. Верою в нового Адама получают все оправдание, восстановляют свой союз с Богом. Но для этого потребно не одно только удовлетворение за нас правде в Иисусе Христе, но и личное участие каждого из нас в этом искупительном деле Христовом, в силу чего усвояется нам последнее и делается как бы нашим собственным делом. Плоды искупительного дела Христова делаются нашими по силе нашего участия в искуплении, а потому искупление получает свойственный ему характер нравственного духовного процесса и перестает быть простым актом внешнего юридического оправдания или прощения: оно становится духовным обновлением и возрождением к новой жизни, а это достигается тесным единением верующего со Христом, слиянием его с Личностию и жизнию Христа, как лоза соединена со своими ветвями (Иоак. 15, 5 - 57).
   Средством приобщаться Христу и сливаться личностью своею с Ним, вместе с тем и приобщаться и всему, что дано и нам в Нем и что сделано Им для нашего спасения, служат Св. Таинства. И только чрез посредство таинства св. Крещения, - телесное - по существу греховное, - не святое, рождение может стать святым.
   К таинствам принадлежит и брак, который так превратно понимается г. Розановым.
   VIII. Последний, выходя из тех же данных, на основании которых православная Церковь учит о браке как о Таинстве, коего начало - благословение брака первых человеков, а полнота в христианстве, - учит, что брак есть не что иное по существу своему, как именно "прилепление" полов, что посему нет ни "адюльтера", ни "наложничества", нет и "незаконных" рождений, что нет и падений. Такой взгляд, по мнению г. Розанова, есть путь исцеления человечества от разврата. "Нет вовсе, - говорит г. Розанов, - незаконных касаний женщины, а есть только супружество! Нет случайного, есть только вечное! Нет "падений", есть только правда! Нет соблазнений, а есть только начало супружества". "Это, - говорит он далее, - безотчетно, но это носится в воздухе, и на это я указал как на новое и, может быть, специально русское чувство брака".
   "Уверен вполне, что без всякой подражательности евреям (все подражания в истории - бессильны) русская совесть вырабатывает свой тип семьи, уж во всяком случае чистейший и возвышеннейший, чем печальнейшая в смысле чистоты византийская семья и чем наша до сих пор семья русская. Думать о лучшей постановке семьи, и притом с фундамента, - есть причины. Русский народ исторически свежий и относительно чистый. Совесть в нем не умерла. А совестливым взглядом на вещи - можно на многое отважиться, даже в такой деликатной и чуткой области. Первый лозунг на этом пути, мне думается: "Родители - не отлучайтесь от детей", "Закон - не разделяй родителей и детей".
   Таким образом, по воззрениям г. Розанова, плотские движения, положенные в греховной природе человека*, проявляющиеся именно в незаконных касаниях к женщине, в падениях, в соблазнениях**, - суть "вечное", т.е. составляют сущность природы человека.
   ______________________
   * Да откуда вы это взяли? Что за сатанизм?! "Не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощницу"... "Вот это - плоть от плоти моей, и кость от кости моей: посему наречется женою". Все это - до грехопадения, в раю; и даже вне предвидения грехопадения, которое было свободным человеческим актом. Что же за бессовестность такая, - не говорю уж о забвении Св. Писания - в вожделении "помощницы" себе видеть "плод соблазнения Евы змием"?? Разве змий так соблазнял Еву: "Как хорош Адам; зачем ты от него отошла; поди, вернись к нему, ляг головой к нему на плечо". Он говорил ей какую-то другую чепуху. Право, если что он и мог говорить, то - так как Божий завет был: "Плодитесь, множитесь" - обратное этому: "Отойди от Адама, не возвращайся к нему, останься одна, странствуй и размышляй и вовсе забудь о нем, своей родине" (из ребра его). В. Р-в.
   ** Откуда взяли? Хоть бы текстом доказали? Все это "приятие имени Господа Бога всуе", забвение Божьей заповеди и подстановка на ее место своей. Но я вспоминаю защитительный глагол Апостола: "Не надлежит слушать человеков более, нежели Бога". В. Р-в.
   ______________________
   Ради этой сущности г. Розанов желает установить более упрощенные формы заключения брака (чем сложные церковные), - для моря случайностей, прибавляет он, - напр. вплоть до одного благословения родителей, или до простой мены кольцами, или, наконец, даже до самой простой формы, которая заключается в простом факте супружества, т. е., как он говорит много раз, в "прилеплении полов", в "полосочетании".
   И уже ли семья русская до сих пор была печальнейшею?* И печальнейшею потому, что она хотела держаться "чистоты византийской семьи"? Далее, ниже, мы покажем, был ли у нас, в России, тип семьи чистейший и возвышеннейший? И если был, вопреки утверждению г. Розанова, то укажем и то, от чего именно зависел этот тип? И надобно ли русской совести стремиться вырабатывать свой тип семьи?
   ______________________
   * Да, уж не красива. В. Р-в.
   ______________________
   А теперь, читая горячие рассуждения г. Розанова, невольно приходишь к мысли, что, по его мнению, стремление человека к истине, к добру, к небесному, к божественному, - это все не существенное, а сущность человека есть стремление к* женщине! Вот до какой крайности может довести неумеренное усилие доказать желаемую мысль во что бы то ни стало, - именно, что "незаконных" рождений нет.
   ______________________
   * За тысячу лет перевес в сторону отторжения "ишъ" от "иша" ("мужа и мущины" от "жены и женщины") был так велик и к таким горестным последствиям привел, - что я намеренно накрениваю корабль на другую сторону. Да, только тот, кто видал ужасы проституции (а священники их вовсе не видели), знает, до чего дошло дело с "безбрачием". В. Р-в.
   ______________________
   Стремясь доказать, что незаконных рождений нет, что всякое рождение свято, что посему дело не в форме брака, но в зачатии, г. Розанов, по-видимому, хотел сказать, что, собственно, с точки зрения самого родившегося ребенка, рождение - свято, законно, так как ему - ребенку - дарована чрез рождение - жизнь.
   А если рождение произошло от болезненного отца и зараженной матери (сумасшедшие, сифилитики, прокаженные), то назовет ли тогда г. Розанов рождение святым* и законным? Не есть ли это насилие над рожденным, когда родители, сами больные**, произвели и его больным? И не вправе ли родившийся сам сказать, что он рожден незаконно? Не будет ли он проклинать свое*** рождение?
   ______________________
   * Ну, пошли "сифилитики". Незаконные дети, как непременно от любящих родителей рождающиеся, удвоенно здоровы и даровиты. Это была бы краса населения в стране, и она-то выбрасывается в клоаки и в воспитательные дома. В. Р-в.
   ** Ну-ну! Не повенчанных приравнивать к физически больным и сумасшедшим! Это все одно, как если бы в целой стране сделать абсолютно обязательным пост, аргументируя перед правительством: "Послушайте, гг. министры и государственный совет: есть яд, как-то: мышьяк, сулема, фосфор и т.п. Если скушать их, то ведь умрешь? Посему, не всякое вкушение полезно, и мышьяк, молоко и мясо, и даже мясо и молоко преимущественно перед мышьяком, - не должны быть вкушаемы ни малым, ни старым, ни больным и никем в семь недель Великого поста, шесть - Рождественского, 2 - Успенского, и в Петровский пост. А если кто оскоромится - должно давать тому рвотного для изблевания" (параллель усилию расторгнуть "незаконные сожития" через учение о незаконнорожденных детях). В. Р-в.
   *** И до какой мерзости, до какого ужаса мирового вы доводите людей, здоровых, здоровою и нравственною жизнью живущих (см. письма), этими своими подвохами и аналогиями. В. Р-в.
   ______________________
   Да! "Незаконные рождения" есть, и по самой сущности, а не по гражданскому только определению!
   И вот к такому-то рождению, всегда греховному, след. незаконному, ибо грех есть нарушение закона*, и приходит на помощь св. Церковь с освящающими молитвами и таинствами, и из незаконного делает законным. "Аще кто не родится водою и Духом, не может внити** в царствие Божие". Таинство крещения примиряет такого несчастного с его несчастным положением: если не тело, зараженное болезнию, то дух спасется; скорбя телом, он при благодатной помощи таинств будет очищаться духом для царствия Божия. Но и тело, облагодатствованное св. тайнами, становится храмом Св. Духа; след., и оно врачуется***, спасается!
   ______________________
   * Божия; и человеческого - если он тавтологичен Божию. Но ведь неужели же А.А. Дернов не слыхал на лекциях канонического права, что нормы брачные в Европе устроены по римскому гражданскому праву, еще языческому, а вовсе не по "Второзаконию" раба Божия Моисея? И что это "Второзаконие", допускающее брак в очень близких степенях родства, не знающее нашего "свойства", не противящееся даже полигамии, о которой, кстати, и Христос ничего запретительного не изрек, хотя в Иудее при Нем она была наличным фактом, - что это "Второзаконие", книга каноническая и боговдохновенная, узаконяет как Слово Божие все формы им порицаемого брака. Весь этот его трактат есть один сплошной грех. В. Р-в.
   ** Эти слова - неизреченной глубины и тайны, и не на этих страницах изъяснить их. В. Р-в.
   *** Это про наследственного сифилитика пишет автор или про плод незаконного сожития? В. Р-в.
   ______________________
   Сверх сего, св. Церковь заботится и о том, чтобы самих родителей сделать такими, чтобы рождаемое от них было "законным", "святым": она освящает тех, кто хотят сделаться родителями, св. таинством брака, с тою именно целию, чтобы в них, при самом зачатии детей, порок, грех был ослаблен благодатию: "Брак - честен, ложе - не скверно"*.
   ______________________
   * Кстати об определении сущности брака; ловлю вас на цитате, которая и мне не приходила в голову: "Брак честен, ложе не скверно" - отождествляет брак ложу и как бы говорит: "Вот что такое брак, и это (ложе) не скверно, а честно". Можно ли бы было сказать: "Венчание честно и ложе не скверно" (разделяя)? Самое слово "честно" употреблено с ударением, как бы были у людей сомнения; но разве же могло быть сомнение в честности обряда? Итак, ап. Павел видит центр брака там, где и я. И вся борьба А. А. Дернова просто незаконна, противо-апостолична. В. Р-в.
   ______________________
   Церковь православная, последующая св. Писанию, не знает никакого "непорочного" зачатия: никто из рожденных женами, кроме Богочеловека Иисуса Христа, не зачинался без "беззакония" (Пс. 50, 7). "Плотское рождение, - говорит св. Григорий Богослов, - есть дело ночи, рабское и страстное* (Соч., ч. 3, стр. 224).
   ______________________
   * Св. Григорий Богослов канонизован в жизни своей, подвигах дела и правды, борьбы за веру; но не во всяком слове: ибо тогда он был бы не свят, а божествен. Святость всегда есть святость жизни, а не безгрешность мысли. И св. Григорий Богослов не знал "непорочного зачатия" и произошел, как мы, ограниченным, слабым. Иной праведник, напр. Мария Египетская, лишь концом жизни приобрела святость: канонизованность ее прострем ли мы назад и скажем: "Вот безгрешная в делах и мысли". Посему, хотя Григорий Богослов и свят, но, как подверженный закону греха и ошибки, напр., в приведенных словах, порицающих закон размножения, Богом благословенный, он погрешил неосторожностью и порывистостью личного впечатления. Товия и Сарра зачинали, как мы; Авраам и Сарра прямо зачали по повелению Божию: неужели же они согрешили?! Может быть, однако, св. Григорий Богослов хотел сказать, что пошлый род людской уже разучился в праведности зачинать, а зачинает (в его время) в объядении и пьянстве: тогда его глагол и упрек небесно свят!! Но тогда он применим к случаям, к людям, а не есть выражение мирового закона зачатия. В. Р-в.
   ______________________
   "Того не знает отец, родит ли он любезного сына или дочь; но только восстание плоти угашает на супружеском ложе" (Соч., ч. 5, стр. 59). "Плотское сочетание изобретено веществом, - этою непрестанно текучею природою. Впрочем, Бог и сему положил меру*, узаконив брак" (Соч., ч. 5, стр. 91).
   ______________________
   * Во "Второзаконии", а не в "Кормчей". В. Р-в.
   ______________________
   "Плотское супружество удерживается в должных пределах этим Законом Божиим* о браке" (Соч., ч. 5, стр. 158).
   ______________________
   * Во "Второзаконии" опять же. Вообще против "незаконных сожитии" вы можете бороться, но не ранее, как восстановив "Второзаконие". Но тогда они все подойдут под него, и вы потеряете bete noire [пугало (фр.).], вас пугающее. В. Р-в.
   ______________________
   А относительно безбрачных св. Григорий Богослов говорит: "Забавно уверять, что плоти вступают в союз для произведения на свет добрых. Добрыми или худыми - образует время. А кто сеет, тот не иное чт

Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
Просмотров: 322 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа