Главная » Книги

Розанов Василий Васильевич - Семейный вопрос в России. Том 2, Страница 23

Розанов Василий Васильевич - Семейный вопрос в России. Том 2


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

ие брака, ибо "брак", т.е. "супружество", есть связь между полами (nuptiae est maris et feminae conjuctio - по Кормчей), плодом коей является ребенок - всегда законный. Мы можем говорить о тневенчаных" детях, но не о "внебрачных". Замечательно, что проститутки, где нет и тени: "того ради оставить отца и мать и прилепится" - никогда, безусловно никогда не имеют детей. Поразительно: ведь их десятки тысяч; в течение десятилетий, столетий существования проституции - их наберется сотни тысяч: но этого удивительного известия, что вот "девица" такая-то в таком-то доме терпимости "разрешилась от бремени", - нет вовсе, не было никогда! Этот феникс не прилетал. Между тем, тотчас по излечении или начинающая свою профессию проститутка - ведь здоровы же? Явно - Бог проклял таковое явление (проституцию), Бог отступился от людей "вне Образа и подобия Своего" и, как всегда мы читаем в Библии, проклял их именно бесплодием, закрытием чрева. Но затем, вне проституции - вы имеете многобрачие, полиандрию и полигамию, которых не избыл христианский мир: вот в чем горе! Но не закрывайте глаза на реальное бедствие и, указывая на едино-венчание, не утешайте себя: мы - люно-гамисты либо - лоно-андристы. Нет и нет: мы живем в неопределенном и совершенно зыбком многобрачии!
   Но я не хочу в вопросе о детях становиться на почву сострадания или жалости: ибо истина здесь так светла, что не нуждается в филантропических подставках. Тысячею текстов из Библии можно было бы показать, что младенец, самое его появление, свет бытия, на него падающего, - не вне и не без преимущественного здесь участия, внимания, благословения Божия. "Бог благословил меня детьми", "Бог наказал меня неплодием" - это альфа и омега, между которыми женщина включает весь смысл бытия своего. Да и как же иначе? если не здесь Бог, то где же? Не это ли самая великая, по неразрешимости, тайна? а с другой стороны, по достоинству завитого в этой тайне - именно души человека, грядущей в мир, никем не судимой, - не есть ли это тайна священная? Блудницам и не дается она: но кому дана - она уже возросла в супружество, пусть несчастная кинута мужем своим, это его грех, его ответ пред Богом, перед людьми позор; но на ней нет ни позора, ни ответа, ни греха: ибо она подпала давлению заповедания Божия: "Иметь к мужу - влечение". Все это очень серьезно; со всем этим нельзя шутить. Мы расстроили, мы допустили расстроиться браку - до того, что имеем только его осколки: но эти осколки суть в точности "брак", и нужно их собрать в целость, а не регистрировать "незаконнорожденных", в чем упражняется "закон" и куда тянут юридическое пророки. Нужно озаботиться о бессемейных воинах, о быте, и опять семейном, фабричных; нужно дать простор и свободу движения и жизни в браке. Но отрицать, что и те осколки, в которые по небрежности нашей превратился (от тысячи социальных причин) брак, суть, однако, в точности брак, есть религиозное таинство - никто не вправе. Скажут: это "безнравственность", это - "беззаконие". Но я покажу вам, что безнравственность и беззаконие и получили себе начало от слияния "венчания" с "браком", которое позднее перешло в подмену, замену второго первым. Я "обвенчан" единожды - и фактически потом начинаю полигамию; никто не обвинит меня ни в ее "незаконности", ни в ее "безнравственности". Вот на этом фактически и крушится брак. Перенесите же центр значительности именно в супружество, в сопряжение полов: при венчании или без него раз завязалась связь, открылось сопряжение - есть брак во всей его религиозной полноте; и вот об этой-то реальной религиозной связи объявите, что ее нельзя нарушить "флиртом". Вы чувствуете, что здесь и лежит узел поправления семьи, т.е. он лежит в восстановлении ветхо- и новозаветного учения о браке как вещи, а не о браке как nomen. Этой вещи ради человек "оставит отца и мать" и "прилепится" - вот полнота самим Спасителем оставленного нам таинства.
  

Сколько раз можно было вступать в брак в древней церкви

   Позволю себе подтвердить мнение, имеющее важное практическое значение, немалозначащим авторитетом. В прошедшем году, в статье "Напрасное обременение", я высказался, что в необозримом океане случайностей, какие могут встретиться в жизни 140 000 000 людей, бывают редкие случаи быстрой потери в краткий срок времени женою преемственно одного и другого мужа, или мужем одной и другой жены. Господин А-т передал печатно, при споре со мною о незаконнорожденности, что он происходит от бабки, жившей долго и счастливо с четвертым мужем, каковое супружество, как четвертое, не было повенчано, и многочисленные от него дети все были "незаконнорожденные". В вышеназванной статье я поднял вопрос об основаниях, на которые опирается запрещение для таковых редких случаев четвертого брака, и сослался, что в Евангелии таковых оснований - нет. Понятно, однако, было мое желание услышать подтверждение моей мысли со стороны более авторитетной. В только что вышедшей октябрьской книжке "Богословского Вестника", в статье И.М. Громогласова "О вторых и третьих браках православной церкви", я прочел на стр. 26-й следующую удовлетворившую меня в этом отношении ссылку: "Выражение снисходительного воззрения на повторяемость христианского брака мы находим у блаженного Иеронима". В подтверждение автор приводит слова последнего: "Церковь не осуждает ни вторых, ни третьих браков и точно так же позволяет выходить замуж за пятого, за шестого и т.д. мужа, как и за второго..."; и в другом месте повторительно тот же учитель церкви выразился: "Не осуждаю вторых, ни третьих, даже, если можно сказать, осьмых браков: пусть иная примет и осьмого мужа, только бы перестала любодействовать". А (цитирую статью) "из письма блаженного Феодорита к патриарху Антиохийскому Домну видно, что в восточной церкви бывали случаи поставления второбрачных даже в епископский сан" (стр. 28). Таков голос и практика древнейшей церкви, которая всячески применяла основание и собственно единственное правило брака, высказанное апостолом Павлом: "Во избежание блуда каждый имей свою жену и во избежание блуда каждая имей своего мужа" (т.е. на протяжении всей жизни всячески избегайте оставаться одинокими, что невольно и непременно повело бы вас к блуду). Сообразно этому, всякий след препятствия к браку должен быть рассматриваем как поощрение и даже как понуждение разврата, как "введение во искушение и предание лукавому". К этим заботливым древним временам надлежит вернуться и XX веку, оставив вовсе вопрос о нумерационной стороне супружества, не подлежащей усмотрению в жизни 140 мил. населения. И тогда только общество и государство получат твердую почву и непререкаемое право начать медленную и последовательную уничтожительную войну против проституции, - о которой пока и вопроса не может быть поднято. Прибавлю к сказанному, что о поставленном вопросе я беседовал неоднократно с компетентными людьми, между прочим, с покойным М.П. Соловьевым и одним очень ученым профессором Петербургской духовной академии. На мое указание о боли для мира, проистекающей от запрещения второго брака вдовым священникам и четвертого вообще всем, они говорили, что серьезных оснований для этого нет, и это есть более обычай, нежели мотивированный и основательный закон. В письме же, мною сохраняемом и которое подписано "Русский священник", я нашел следующее место на данную тему: "Собеседница Христа самарянка имела последовательно пять мужей, и Христос не осудил ее. Саддукеи указывают Христу Спасителю на случай, когда одна женщина выходила последовательно замуж за семерых мужей, Мф., 22, ст. 23-26. И замечательно, что нигде духом и тоном Св. Писания на подобные случаи не накидывается ни малейшей тени. Нигде о них нет отзывов в порицательном или пренебрежительном смысле. И Христос Спаситель, многократно разражаясь громами негодования на разные другие порядки и обычаи еврейской жизни, напр., Мф. гл. 23 или Марка гл. 7, нигде и никогда ни полсловом не осудил состояние и формы священной еврейской семьи". И т. д. - Не станем впадать в фарисейство и пытаться превзойти в целомудрии жизнь древних христиан, современных бл. Иерониму, ни поправлять апостола, ни дополнять Христа. Мы споткнемся и уже споткнулись на этом, "запрещая брак и вводя людей в блуд".
  
   1902 г.
  
  

МАТЕРЬЯЛЫ К РАЗРЕШЕНИЮ ВОПРОСА

LIII. О записи в метрики "незаконнорожденных"

   (Письмо в редакцию "Нов. Вр.")
   М. г. В N 9232 "Нового Времени" В. В. Розанов, протестуя против предполагаемой замены слова "незаконнорожденный" словом "внебрачный", с своей стороны предлагает в подлежащих случаях употреблять слово "внеканонический". Конечно, он делает это предложение лишь при том условии, если будет признано необходимым оставить за незаконнорожденными детьми какую-либо специальную кличку. Но есть ли непременная нужда в такой кличке? Нет ли иных способов безобидным образом обозначить различные оттенки в рождениях? Год назад, в письме в редакцию "Нового Времени" я предлагал троякую форму метрических записей как средство, с одной стороны, избежать ненавистного, презренного и обидного слова "незаконнорожденный", а с другой - сохранить указания на различия рождающихся младенцев по способу происхождения их на свет Божий. Считаю благовременным теперь повторить свой проект.
   Первая форма метрических записей должна относиться к законным супружествам, когда супруги венчались в церкви и живут вместе. Здесь, при записи факта рождения и крещения младенца, в графе о родителях ребенка следует писать, как и пишется в настоящее время: "такой-то и законная его жена такая-то". Вторая форма должна употребляться в тех весьма многочисленных и распространенных в наши времена случаях, когда сожительствуют мужчина и женщина, невенчанные в церкви, безотносительно к тому, по каким причинам они не венчались, составляя между тем правильную семью. Относительно младенцев, рождающихся в такой семье, в графе о родителях следует писать так: "такой-то и сожительница его такая-то". Третья форма остается для всех тех случаев, когда отец младенца остается в неизвестности или не желает открыть себя. В этих случаях в графе о родителях следует помечать одну только мать младенца, именуя ее так: "Девица такая-то" или "вдова такая-то". Само собой разумеется, что по второй форме метрической записи младенец должен носить фамилию своего действительного - фактического отца, а по третьей форме фамилию своей матери.
   Внимательный читатель уже заметил, что при указанном мною различии в метрических записях не остается даже места для слова "незаконнорожденный" или для какого-либо его синонима, ибо все оттенки происхождения младенца со всею ясностью уже обозначены наименованием его матери. Где матерь младенца названа законною женою, там, очевидно, имеется налицо законное супружество; где она названа сожительницею, там выступает на сцену семья, составившаяся из невенчанных сожителей; а где она названа девицею, там, очевидно, младенец есть плод краткой или случайной связи. К чему же тут вводить еще совершенно излишнее слово "незаконнорожденный"? Метрическая запись должна быть только изображением действительного наличного факта, без всякой его критики или оценки.
   Полагаю, что метрические записи по рекомендуемому мною проекту гораздо лучше и несравненно нравственнее той жалкой и прискорбной фальсификации, какая допускается в случаях, подобных рассказанному В.В. Розановым, когда жена, убежавшая от своего законного мужа и прижившая со своим любовником пять человек детей, всех их в метриках записала на имя своего законного мужа. Не правильнее ли, не законнее ли, не нравственнее ли, не истиннее ли, не более ли согласно с действительностью было бы записать их на имя любовника, с которым означенная жена составляла действительную, хотя и нелегальную, семью? В самом деле, будемте искренни, соотечественники! Кому нужна эта беспросветная ложь, эта чудовищная фальшь? Кого мы думаем ею обманывать и надувать - себя, отечество, Бога? У кого хватит духа и отваги по совести оправдывать и защищать эту жалкую фальсификацию?
   Что касается положения детей, появившихся от сожительства или от случайной связи, то вдаваться в разрешение этого вопроса я не считаю себя компетентным. Определить правовое, имущественное и государственное положение таких детей по совести и по Божьи, прислушиваясь к голосу человеческого родительского сердца, есть задача христианского государственного законодательства. Желательно только, чтобы при решении этого вопроса мы не забывали, что мы составляем из себя именно христианское государство и что, следовательно, для нас при рассуждении о каких бы то ни было детях должны быть памятны слова Христовы: "Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного" (Мф. XVIII, 10).
   Протоиерей А. Устьинский
  

LIV. Когда незаконные дети будут законными?

   Ввиду нового пересмотра законов о незаконнорожденных и проникшего в печать известия, что им будет присвоено название "внебрачных", уже высказано разными авторами достаточно, чтобы видеть, какой это жгучий и в то же время запутанный и сложный вопрос. Г-жа Лухманова предлагает присвоить таким детям имя "государственных" детей и им же по преимуществу предоставить казенные места в училищах, стипендии в университетах, а следовательно, и все преимущества, доставляемые этим для карьеры служебной и иной. Г. Серенький, полемизируя с кн. Мещерским, стоит за полное уравнение этих детей с законными в правах фамилии и состояния их действительных родителей. Уважаемый В.В. Розанов, много думавший над вопросом, предлагает дать им тоже название "внебрачных"*, но только по латыни, и в то же время признать гражданскую связь насильственно обреченных на холостую жизнь мужчин с девушками героического характера за связь легальную и не менее святую, чем самый церковный брак. Кн. Мещерский, называя ту же меру, обещающую расширение прав незаконнорожденных, великодушной и гуманной, не скрывает своей боязни, что право отыскивать родителей и связанные с тем имущественные и сословные права может повести к страшным злоупотреблениям и шантажу.
   ______________________
   * Вовсе нет! В том-то мысль моя и состоит, что брак - есть, но - не канонический: "matrimonium extra jure canonico", однако - "matrimonium sacrum" [святой брак (лат.)]. В. Р-в.
   ______________________
   Мне кажется, что все эти авторы, каждый по своему и в пределах собственного великодушия, правы. Несомненно также, что лучшее общественное решение этого вопроса лежит в разрешении гражданского брака вообще, а также широкого разрешения каждому мужу и каждой жене права признавать нелегальных детей своими, после чего на этих признанных детей должны распространяться и все сословные и имущественные права, какими пользовались их родители. В старые годы так ведь, в сущности, и было, хотя существовали не дети, а воспитанники, а фамилия таким воспитанникам придавалась чаще по матери, чем по отцу. Свидетелями последнего являются исторически известные бастарды, в числе которых бывали и Шумские, и Жуковские.
   Такие постановления отлично решат вопрос относительно детей, у которых есть состоятельные отцы и матери или вообще отец и мать, взаимно преданные настолько, чтобы открыто признавать своих незаконных детей. Но, решая вопрос сравнительно хорошо для высших сословий, эти же законы весьма мало помогут громадному числу детей, рождающихся от проституции, более или менее позорной, т.е. для тех детей, у которых буквально нет отца, ибо им могли быть несколько совершенно ничего общего между собой не имеющих мужчин, или у которых есть мать, умершая от болезни и чрезмерного пьянства в специально для того созданной больнице. Если, по совету г-жи Лухмановой, именно этих детей признать государственными и предоставить им исключительные права по образованию и карьере на общественный счет, то, не будучи пессимистом, можно ждать, что множество бедняков, живущих ныне в честном браке, постараются сбыть своих законнейших чад в воспитательные дома, на общественное привилегированное содержание и попечение. Помилуйте, кто же враг своему младенцу?
   Писать же в этом направлении особые законы для лиц привилегированных и для простого народа едва ли в свою очередь будет удобно. Что же касается до наименования в бумагах и метриках этих детей так или иначе, то, как ни назовите, все будет нехорошо. Хоть "детьми Божьими", и то никто добровольно не пожелает носить эту почетную кличку. Как упразднить факт? По-природному - все незаконные Бобчинские родятся совершенно так же, как и законные, но ведь мы живем не по природным законам, а в условиях искусственной и ограниченной гражданственности. Тут само собой упразднение чего-либо стеснительного для одних неминуемо должно отражаться на стеснении других. Здесь все, что будет сделано в пользу детей, нелегально рожденных, отнимется от детей, легально рожденных; все, что будет сделано в интересах свободного сожительства мужчины и женщины, будет во вред семье церковной*. Семья ведь обуза, и пребольшая, особенно к старости. Если ее не поддерживать извне, с некоторым насилием даже, то она неминуемо рассыпется**.
   ______________________
   * Вот это надо очень запомнить: "Будет во вред семье церковной, если в чем-нибудь поможем людям невенчавшимся". След., вся судьба таких девушек, вдов и их детей единственно исходила "из забот о семье церковной". В. Р-в.
   ** Да во что она рассыпется?! Преспокойно останется все на прежнем месте, - и только семей будет гораздо больше, а сами они - чище и счастливее. Все это объясняется в этой книге с подробностями, каких незачем здесь повторять. В. Р-в.
   ______________________
   Смею думать, что я прав, говоря, что вопрос о незаконнорожденных перестанет существовать только с полным торжеством крайнего феминизма. Когда дети будут носить фамилию матери и наследовать ее права, тогда само собой исчезнет всякое между ними различие и de jure, и de facto. Одна мать достоверна; отец слишком часто сомнителен, а так как ему и убежать легче от ребенка, чем матери, то этим и порожден вопрос о легальных и нелегальных детях. И это одно только безусловно совершенное решение вопроса. Но сколько можно видеть вперед и судить при наличности наших чувств, царство феминизма будет заключать в себе владычествующих неограниченно: "гетер"-амазонок, затем "маток"-рожающих, существующих наподобие дойных коров, затем производителей-самцов, очень строго и жестоко содержимых, и тому подобных существ и порядков, о которых мечтает крайний феминизм.
   На самом же деле будет только то, что может быть.
   На этом и утешимся.
   А-т
  

LV. Игра слов

   В.В. Розанов, горячий, искренний защитник пасынков "семейного права", вполне основательно опасается, что термин "внебрачный" примет на себя весь тот позор, который до сих пор тяготел над "незаконнорожденными". В.В. предлагает заменить слово "внебрачный" - "внеканоническим".
   "Незаконнорожденный", "внебрачный", "внеканонический" - все эти термины, приставленные к человеческому имени, звучат неприятно, все три одинаково ярко подчеркивают, что носитель их batard (незаконнорожденный (фр.)).
   Кому это нужно? Зачем порочить имя без вины виноватого, отнимать у него при самом рождении право на человеческое существование?
   И без того плод любви несчастной обыкновенно подвержен многим чисто материальным невзгодам. В большинстве случаев на их долю выпадает и голод, и холод, а в довершение несчастья - позорное клеймо на всю жизнь.
   Дети не могут требовать от родителей богатого наследства, от государства - пенсии и знатных титулов, но можно ли им отказать в праве на лично неопозоренное имя? Ведь отметка в паспорте о недочетах прислуги - и та преследуется законом, который не может потерпеть такого посрамления личности, а по отношению к беззащитному, невинному существу говорит не отеческий голос, а слышится суровый приговор судьбы...*
   ______________________
   * Ну, конечно; понятие и термин "незаконнорожденный" есть внесенная в самый закон, и от закона на частных людей падающая, диффамация гражданская религиозная. В. Р-в.
   ______________________
   Разные сословные привилегии, имущественные права - дело в жизни наживное. Мальчик-крестьянин может достигнуть титула светлейшего князя и звания фельдмаршала (как Меньшиков), разбогатеть, как московские миллионеры, но "незаконнорожденный", "внебрачный", "внеканонический" никогда не может сбросить этого позорного тавра, своей каторжной печати, никогда не может быть просто "сыном", а всегда с гнусной приставкой...
   Скажут, упоминание о "внебрачности" рождения необходимо для определения гражданских прав лица, для охранения интересов "законных" детей. Если это так нужно, то неужели другим путем нельзя гарантировать признаваемых законом наследников, что их пай не будет затронут несчастным братом, сестрой или более отдаленным нелегальным родственником? Это не больше как техническая подробность законодательства, которая должна отступить перед ясным принципом невозможности клеймить невинных. Пусть в метрических свидетельствах детей, рожденных вне брака, вместо позорных определений и наименований будет глухое упоминание, что относительно прав наследственных надлежит представить дополнительные документы.
   Вопрос о незаконнорожденных назрел, проникли слухи в печать о намерении улучшить их положение. Дело благое, человечное! Не следует же останавливаться на полумере, на игре слов, перемене терминов. Бог с ними с прирожденными качествами. Теория наследственности камнем налегла теперь на человечество. За грехи предков, за былых алкоголиков, сифилитиков, эпилептиков, за больных прапрадедов и прабабушек приходится ждать расчета молодым поколениям. Не сегодня, так завтра наступит расплата. Слава Богу не придумали еще зарегистрировать при рождении таких определений: "сын алкоголика", "правнук развратницы", "праправнук сумасшедшего"...
   Желательно и черную приставку о рождении "вне брака" совсем стереть и не напоминать о ней людям, имевшим несчастие родиться вне теплого, оберегаемого государством, семейного гнезда.
   В. Кривенко
  

LVI. Из писем о "незаконнорожденности"

1

   М. Г. В. В.!
   Последнее время много пишется о детях "незаконнорожденных", о том, что им на всю жизнь дается позорная кличка. Дело, по-моему, не в названии, а в том, что незаконность рождения отмечается при самом вступлении в свет и остается отмеченной на всю жизнь. Избежать этого, мне кажется, возможно изменением самого порядка записи в метрические книги. Вместо теперешней формы записи принять общую для всех детей: "Такого-то числа и года в такой-то церкви крещен младенец (имя), родившийся тогда-то. Восприемниками были" и пр. Одновременно с этим делать надпись на метрическом свидетельстве о бракосочетании родителей: "У означенных в сем свидетельстве супругов такого-то числа родился (сын или дочь), который и занесен в метр, книги о родившихся такой-то церкви такого-то за N " и вменить в обязанность священникам вместе с выдачей свидетельства о крещении выдавать бесплатно копию брачного свидетельства родителей с означенной надписью.
   Незаконнорожденные по достижении известного возраста должны приписываться к обществу, - и получатся мещане или крестьяне такие-то (отчество и фамилия по восприемному отцу), и нигде не будет отметки русской или латинской, которую захочется скрыть или которой надо стыдиться. При таком порядке уничтожится и название "узаконенный", которое тоже не очень благозвучно и носящим его вряд ли приятно. Форму записи выработают специалисты, ну а что придется писать и иметь вместо одного метрического - два, это не беда, тем более что копию и надпись можно писать на обороте метр. свид. о крещении. Если найдете мою идею стоящей внимания, поместите в своих статьях, не упоминая моей фамилии, так как это для меня по некоторым причинам неудобно. Простите за неразборчивость письма, но причина этого не небрежность, а болезнь пальца на правой руке.
   С полным к Вам уважением остаюсь А. К-в.
   P. S. Вместо практикуемой теперь перемены метрических свидетельств придется делать надписи (на основании постановления суда) на метрическом о браке и выдавать копии; и тогда только при внимательном сличении времени брака и рождения можно будет знать о том, что такой-то "узаконен". Кроме этого, проектируемый мною порядок затруднит и запись незаконных детей, прижитых женой, ушедшей от мужа.
   Закончив письмо, вспомнил еще одну подробность. Для установления связи между матерью и незаконным ребенком можно матерям выдавать свидетельства:
   "У такой-то, тогда-то родился(ась) (сын - дочь), который(ая) и занесен(а) в метр, книги такой-то церкви, тогда-то за N".

2

   Милостивый Государь, В.В.
   В печати много писалось о том, чтобы не клеймить детей, рожденных вне брака, "незаконнорожденными". Предлагали разное: назвать "внебрачными", "внеканоническими" и т.д., но это все делу не помогло бы, кличка осталась бы кличкою. Если бы даже для рожденных вне брака документы составлялись совершенно одинаково, как и для детей законных, но для отличия (имена) фамилии первых только бы подчеркивались - и этого достаточно было бы, чтобы их заклеймили каким-либо словом, ну хоть - "подчеркнутыми".
   Мне кажется, чтобы не клеймить ни в чем не повинных детей на всю жизнь, следовало бы изменить запись крещаемых детей в метрические книги, и форму выдаваемых копий из метрических книг тоже немного изменить. В метрические книги записывать имя ребенка и от кого он родился, причем никаких упоминаний, что он законнорожденный или незаконнорожденный, не делать. Если отец незаконнорожденного признает его своим ребенком, то он объявляет об этом (при записи) священнику, предъявляет ему свои документы, и священник записывает: "Мать: девица* Анна Ивановна Иванова, отец: дворянин Игнатий Иванов Николаев". Если же отец не признается, то записывать одну мать.
   ______________________
   * Никто таковую "девицей" не смеет называть. Сам человек должен ответить о себе: "Я - жена", "женщина", "девица", "мать"; а полиция должна покорно вписать в паспорт то, что диктует о себе его владетель. Девушка с рождением ребенка получает новый паспорт: "Анна Петровна и при ней ребенок такой-то" (с выпуском прежнего именования: "Девица"). В. Р-в.
   ______________________
   При выдаче же выписки из метрической книги помещать только имя, отчество и фамилию отца как для законных, так и для незаконных детей**. При таких условиях никто из окружающих ни в учебном заведении, ни на службе не будут знать о незаконности рождения, потому что метрическая выпись будет указывать только отца, а состоит ли он в браке или не состоит - этого в выписи не значится. Для тех же детей, от которых отцы их отреклись, в выписи проставлять имя матери.
   ______________________
   * Ни под каким видом не обозначая, кто мать, потому что по просьбе законных такие пометки начали бы делать. И. К-тис.
   ______________________
   Если бы нежелательно было уравнять права наследства, то, чтобы не выходило недоразумений по наследованию от отца незаконнорожденного ребенка, следует суду требовать во всех случаях полную выписку из метрических книг, где и видно будет, законный или незаконный ребенок. Такие выписи могут быть выдаваемы только по требованию суда, отца ребенка, матери и самого незаконнорожденного. Посторонним лицам выпись не должна выдаваться.
   Будьте любезны развить эту мысль и напечатать в "Новом Времени". Если бы нужно было подробней изъяснить мою мысль, я с удовольствием готов вам ответить на ваши вопросы. Примите уверение в моем к вам почтении.
   И. Куртис

3

   Многоуважаемый В. В.!
   Все, что вы сказали сегодня, в своей заметке, и что писали на днях в газетах по поводу открытия в Киеве нового притона замаскированного детоубийства, есть один вопрос, самый ужасный в жизни. Главные виновники этого: рутина и предрассудки. Строй жизни не может быть тот же, что был даже 100 лет тому назад. Женщина теперь не та раба, которая жила в тереме и была с детства рабой родителей, а потом мужа; или крепостная, которая была в двойном рабстве. Раз не стало этого рабства, женщина свободна, но все ее запросы жизни, по-старому, остаются "в общественном" рабстве. Оттого и весь строй общества и семья страдает. По моему мнению, все изменилось бы к лучшему, лишь исчез бы жестокий предрассудок - считать позором материнство*. Тогда каждая женщина нашла бы свою семью**, т.е. нашла бы цель в жизни, привязанность, все то, что возвышает нравственно человека вообще, к какому бы кругу общества ни принадлежала женщина по своему развитию. Любовь к своему ребенку заставляет каждую мать больше подумать и о своем нравственном воспитании. Это ужасное зло, жестокий приговор людской - покрывать позором материнство вне брака; и оно есть начало "фабрик" Скублинской и проч. и ухода девушек даже в гаремы, о чем вы писали, - лишь бы найти привязанность и покой. Интеллигентные, здоровые матери и сами должны уметь воспитывать детей, это их долг, обязанность, а не сдавать детей на руки бонн и гувернанток. У меня была прислуга, девушка, но имеющая сына, и любовь к этому ребенку спасла ее от всех искушений, она не отдала ребенка в воспитательный дом, а отдала на воспитание в деревню, отец помогал, и сообща они платили за него, ездили к нему: мать старалась жить на одном месте, чтобы не потерять возможности вовремя посылать гонорар. Другая девушка, ее знакомая, также готовилась быть матерью, но, боясь того, что скажут, т.е. людского приговора, плакала, страдала, все скрывая, и должна была отдать ребенка в воспитательный дом. Не могла помириться "с позором" и с горькими слезами отнесла свое дитя туда. Но когда привычка взяла свое, т.е. успокоилась от разлуки с ребенком, и считая себя уже не девушкой, она, ничем не связанная, повела жизнь по избитой дороге, и материнство для нее пропало. А оставила бы она свое первое дитя на своем попечении, она могла бы быть честной, любящей матерью и свою нравственность сохранила бы, любя ребенка. Только бы признали материнство правом каждой женщины, лишь бы она честно относилась к своим обязанностям, не спрашивая, законный или незаконный ребенок, тогда уменьшилось бы много, много зла в жизни. Это единственный выход. Дома трудолюбия не привлекут никогда молодую жизнь, желающую именно жить согласно с тем, чего требует природа, т.е. материнства. Это не разврат, и от этого нечего оберегать женщину, она для этого создана, а ее насильно хотят сделать весталкой*** при доме трудолюбия! Конечно, ей в гареме лучше. Общество ставит на одну ступень материнство вне брака и разврат. А это так же далеко одно от другого, как небо и земля. Лишь бы поняли эту разницу, и тогда легче многим жилось бы на свете. Примите уверение в моем уважении.
   С. Чужбойская
   ______________________
   * Возведите его в славу - и все изменится, вся цивилизация. Вот что наделал идеал девства: он подрыл счастье и прочность целой цивилизации. В. Р-в.
   ** Можно бы преобразование начать с закона о наследовании: дочь, наследующая (теперь) от родителей в размере 1/3 сравнительно с братьями, получает при первой же беременности, заявленной и доказанной суду (вообще - власти, напр., священнику или губернатору), полное уравнение наследственных прав с братьями. Вообще надо не втихомолку, а явно, громко, государственно и религиозно объявить превосходство родительства перед девством. В. Р-в.
   *** Письмо это печатается впереди моих двух статей, которыми оно было вызвано, для объединения рубрики "незаконнорожденность". В. Р-в.
   ______________________
  

LVII. Незаконнорожденные во Франции

   Если один и тот же вопрос начинает одновременно занимать общество и правящие сферы в различных странах, значит, он назрел, и правда, с таким трудом пробивающая себе дорогу в свете, успела сделать относительно его завоевания в сознании людей. Положение незаконнорожденных занимает у нас и печать, и правительство, и о нем же толкуют теперь во Франции, где положение злополучных "пасынков судьбы" едва ли не хуже, чем у нас. Отзвуком этих толков является статья чуткой "Revue" в декабрьском ее выпуске. Курьезно, что для этой небольшой работы два автора, гг. Лагранж и Де-Нувион, соединили свои силы.
   "Все люди родятся и живут, пользуясь одинаковыми правами", - объявила более века назад "Декларация прав человека и гражданина". И между тем французские законы доселе делят людей по рождению на два разряда, давая одному из них меньше прав, чем другому, хоть и оставляя ему в утешение одинаковое количество обязанностей.
   Несправедливость общества к этим безвинно виноватым, количество которых поражает во Франции своею численностью, начинается, так же как и у нас, с минуты их появления на свет. Надо внести ребенка в метрические записи. Собственная семья отталкивает его, в особенности семья отца, всегда склонная сомневаться в действительности отцовской личности или враждебная к нему по имущественным соображениям. В школе, в мастерской, в армии, в чиновничьей канцелярии клеймо незаконности лежит на несчастном, так как и в метрике, и в военном формуляре положение его родителей и его самого обозначено с жестокою точностью. Захочет ли незаконнорожденный вступить в брак, объявления мэра называют имена его отца и матери и обнаруживают "неправильность" его происхождения. Положение незаконнорожденных, одинаковое с тем, каким было оно полтора века назад, поддерживается во всей своей несправедливости статьями французского кодекса.
   Все незаконные рождения разделяются на три группы:
   1) Дети, рожденные от неженатых мужчин и девушек.
   2) Дети от холостого отца и замужней матери или наоборот.
   3) Дети от отца и матери, состоящих в браке с другими лицами. Незаконнорожденные, принадлежащие к первому разряду, являются среди других как бы привилегированными. Родители их могут вступить между собою в брак и сделать ребенка законным. Но и здесь коварное законодательство изобрело термин, отпускающий известную долю кары безвинно виноватым. Такие дети зовутся "узаконенными", отметка об этом вносится в их метрики и тайна их рождения рано или поздно разоблачается. Условия в правах наследства таких детей также отличаются некоторыми особенностями, дающими преимущество детям, рожденным в браке, перед узаконенными.
   Иным является положение незаконного ребенка женщины, состоящей в браке. Французский закон запрещает замужней женщине признать своим такого ребенка, так как всякий ребенок, рожденный в браке, предполагается ребенком законного мужа. И если он откажется признать этого ребенка своим, то ребенок объявляется "прелюбодейным" (adulterin) и положение его делается ужасным. Незаконные дети родителей, состоящих каждый в законном браке, разумеется, самые несчастные. Французские чиновники, - хотя закон и не дает им на это ясного права, - требуют обыкновенно объявления имени матери. При этом начинаются уловки и увертки. Часто пишут вымышленное имя, что ведет потом к печальнейшим осложнениям, например к невозможности такому лицу вступить в брак, так как для его вступления в брак закон требует согласия матери.
   Если два лица, уличенные в прелюбодеянии и разведенные, вследствие смерти прежних своих супругов оказываются свободными и получают возможность вступить между собою в брак, французское законодательство является к тому препятствием, запрещая брак между лицами, уличенными в прелюбодеянии. Если ребенок был записан прежним мужем женщины законным, то теперь, после смерти этого мужа, настоящий отец не может усыновить его, ибо право усыновления относится только к незаконным детям, а этот записан законным. Сами виновные могут обвенчаться за границей и упорядочить свое положение, жертвою же закона остается невинный. Он не может наследовать после своих родителей. Дети, родившиеся от этих родителей впоследствии, могут не признать его своим братом и прогнать.
   Как выход из всех этих тяжелых условий французское законодательство допускает, правда, "приемных детей" и идет в этом случае так далеко, что видит возможность дать право приемных родителей одного ребенка в одно и то же время нескольким лицам, так что у ребенка может быть несколько отцов и матерей. Усыновление является иногда единственным спасением детей, в особенности так называемых "прелюбодейных". Но многим ли из этих несчастных выпадает удача найти себе приемных родителей?
   Нечего говорить, как мало выигрывают от преследования незаконных детей государство и общество. Доказано бесчисленными примерами, что ненормальность положения этих лиц и связанные с нею житейские невзгоды делают из них людей озлобленных и толкают в ряды недовольных обществом и питающих к нему чувства ненависти и мщения. А количество незаконных рождений не уменьшается, а увеличивается во Франции. Составляя в 1875-78 годах 35 проц. законных рождений, в 1896-99 годах оно поднялось до 41 проц.!
   Строгости закона не исправляют в этом случае нисколько современных французов. Молодежь уклоняется от законных браков, налагающих обязанности, принуждающих к усиленному труду и заботам о семье. Примеры свободных союзов становятся все более и более частыми, и возникают жизненные трагедии, примеры которых в литературе дали Додэ в "Жаке", Франсуа Коппе в "Сrime" "Преступление" (фр.)и в "Fils naturel" ("Незаконный сын" (фр.)) - А. Дюма, сам незаконнорожденный, подобно нашим Жуковскому, Полежаеву и Костомарову.
   Авторы-французы взывают к справедливости и требуют пересмотра законов о незаконнорожденных. Они высказываются при этом со всевозможной осторожностью, сознавая отлично, что главным противником в этом случае будет значительная часть самого общества, именно косная и закоренелая в предрассудках французская буржуазия. В этом деле русские взгляды более гуманны и терпимы. Незаконнорожденные, в особенности в народе, далеко не всегда играют у нас роль отверженцев. Относилось к ним нередко мягко и старое барство, и Лицыны, Бецкие, Панины, потомки Голицыных, Трубецких и Репниных - играли не последнюю роль в обществе, а дети Разумовского - Перовские - принадлежали к высшей знати, так же как и потомки князей Куракиных, носящие три единственные существующие русские баронские фамилии.
   Требования французских авторов весьма скромны и сводятся пока к улучшению прав наследства внебрачных детей и уравнению их с другими гражданами в льготах по воинской повинности. Коренная реформа в этом деле кажется им столь трудною, что они называют ее одною из величайших задач наступившего нового века...
   (Из иллюстрир. приложения к "Нов. Вр.".)
  

LVIII а. О разводе у католиков

   Западноевропейские государства, даже архикатолические, давно уже решили вопрос о расторжении брака у своего католического населения в смысле изъятия этого населения из-под власти духовенства, ничуть не справляясь в этом отношении с мнением римской курии.
   Католическое духовенство признает брак нерасторжимым; оно допускает лишь кассацию брака в тех случаях, когда нарушена какая-либо формальность в смысле обрядовой стороны, как, например, оглашение о брачащихся не в том приходе, где это следовало, или же венчание жениха и невесты священником чужого прихода и т.д.
   Что же касается самых существенных вопросов, которые в действительности должны бы служить несокрушимым поводом к расторжению брака, то католическая консистория остается к ним глуха: муж может на глазах жены сожительствовать с другою женщиной, может тиранить и увечить свою жену, может без вести пропадать десятки лет, бросив жену и детей на произвол судьбы; ту же историю может проделать в отношении мужа и жена. Все это, изволите видеть, отнюдь не поводы к расторжению брака, а вот венчание священником чужого прихода или другая пустая формальность вдруг почему-то превращает таинство совсем не в таинство, и, вопреки здравому смыслу, таинство развенчивается в своей святости. Неугодно ли всем и каждому, обретающемуся в здравом уме и твердой памяти, разобраться в этой средневековой схоластике, в этой бессодержательной метафизике!
   Мало того, даже при наличности таких более чем странных поводов начатый сторонами развод тянется десятки лет, стоит десятки тысяч; и стороны почти всегда получают развод по достижении глубокой старости. Случалось, что, застрявши в Риме, дело получало разрешение, когда разводящиеся стороны давно уже лежали в могиле.
   Далеко не так бывало, когда любой архикатолический король требовал, чтобы римская курия расторгла его брак с нелюбимой или надоевшей ему женщиной; тогда вся схоластика и метафизика летела вверх дном и развод получался моментально. Так бывало и тогда, когда расторжение такого брака почему-либо было в интересах духовенства.
   "Мы значительно облегчили положение неуживающихся супругов, - заявляет католическое духовенство, - мы ведь создали (тоже фикция) разлучение супругов от стола и ложа, - separation des corps".
   Да какая, спрашивается, жена, переехавшая от мужа в квартиру холостого человека, или какой муж, обзаведшийся почему-либо другой семьей, будет просить у вас этого пресловутого separation des corps? Если им закрыты все пути к разводу и вследствие этого к образованию новой законной и доброй семьи, то к чему им пригодится эта ваша фикция?
   А если кто-либо и когда-либо и попросит наградить его такою фикциею, то можно будет вперед поручиться, что это будет субъект из породы тех, кто, по выражению одного польского писателя, "всю неделю тяжко работает, а по воскресеньям ксендз с амвона пугает его адом"; этой фикциею, пожалуй, воспользуется добрая католичка в том случае, когда ксендз, втершись в семью, сам послужит поводом к такому casus belli (основание для раздора (лат.)).
   Принцип нерасторжимости брака, схоластическая фиктивность поводов к расторжению его, медленность производства бракоразводных дел даже при наличности поводов и даже separation des corps - все это создано католическим духовенством исключительно в целях удержания своей власти над населением: раз человек родился католиком, он должен всю жизнь твердо помнить, что любая фикция римской курии всегда станет ему поперек горла и при всяком случае испортит ему жизнь.
   Но ведь всему бывает конец, - кончилось и закабаление западноевропейского католического населения. Весь смысл западноевропейских законодательных актов, направленных в защиту не только населения, но и государственной власти от посягательств духовенства, заключается в следующем. Государство заявляет католическому духовенству: "Семья - основная клеточка государственного организма"; регулировать ее внутренний быт, ее отношение ко всему государственному организму, лечить ее в случае болезненного состояния или произвести требуемую операцию - все это дело мое, т.е. государства. Только я, государство, могу и обязано разрешить сторонам образовать новую семью, новую клетку в государственном организме, если прежняя оказалась гнилою. Это мое право и моя обязанность вытекает из самого существа моей деятельности и в числе других элементов составляет смысл моего бытия. В области чисто духовной я признаю всю пользу вашей деятельности, я благоволю к вам, но что касается вопросов, составляющих основу моего бытия, то - руки прочь!
   Рэджер*.
("Нов. Вр.", N 9596)
   ______________________
   * Под этим псевдонимом скрывается, как мне известно, одно католическое лицо, г. Л-цкий. В. Р-в.
   ______________________
  

НЕДОГОВОРЕННЫЕ СЛОВА

   Посмотрите каталоги библиотек и книжных магазинов; откройте отдел "естественные науки"; вы в нем найдете целую рубрику книг, брошюр, монографий, популярных очерков, относящихся к защите, к опровержению и к выяснению мельчайших деталей теории Дарвина. В немецкой литературе целый отдел естествознания носит название "Das Darwinismus". Чего-чего тут нет! что тут не рассмотрено! Растения и животные, теперь живущие и ископаемые, в диком состоянии и в домашнем, ублюдки, скрещивание, влияние привычек, среды, влияние упражнения на органы - все рассмотрено с поразительною полнотою, тщательностью. Вот это наука! Вот это г

Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
Просмотров: 333 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа