Главная » Книги

Лесков Николай Семенович - А. Н. Лесков. Жизнь Николая Лескова. Том 1, Страница 24

Лесков Николай Семенович - А. Н. Лесков. Жизнь Николая Лескова. Том 1


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

в "глухую пору" царствования Николая I, "стал на сторону угнетенных и бесправных крестьян" и испытал преследование от людей своей среды ("Новь", 1884, N 2, с. 228). Справедливо мнение К. П. Богаевской, что "Незаметный след" должен был стать романом общественным" (ЛН, т. 87, с. 46).
   48 Слова бабушки рассказчика Петра Федоровича Лучинова о временах, исключавших даже дворянам брак вне воли родителей и опекунов (см.: Тургенев, т. 4, с. 92).
   49 Большой городской дом Страховых "У Плаутина колодца" в 112 квартале (под N 2) в 1850 г. значится как "место", т. е., возможно, сгорел в пожары 1842, 1843 или 1848 гг. (сообщено Р. М. Алексиной).
   50 В суждении Горького использованы мотивы более ранних статей о Лескове. Например, Р. Сементковский писал: "...Соединились четыре сословия, чтобы дать нам Лескова. Вместе с тем он с раннего детства находился под влиянием всех этих четырех сословий, а в лице дворовых людей и нянек еще под сильным влиянием пятого, крестьянского сословия: его няня была московская солдатка, нянькою его брата, рассказами которой он заслушивался, - крепостная" (Сементковский Р. Николай Семенович Лесков. Полн., собр. соч., 2-е изд., 1897, т. I, с. IX-X).
   51 Лесков имел в виду издание: Горе от ума. Комедия в четырех действиях в стихах А. С. Грибоедова. Редакция полного текста, примечания и объяснения составлены И. Д. Гарусовым. СПб., 1875. Гарусов квалифицировал свой труд как "первое полное издание". Н. К. Пиксановым установлено, что текст в этом издании откровенно "компилятивен", "подвергся тройной фальсификации" (см.: Грибоедов А. С. Полн. собр. соч., т. II, изд. разряда изящн. словесности имп. АН. СПб., 1913, с. 254, 256).
   52 Свою бабку Лесков называет "Акулиной" в записках "Из одного дорожного дневника" (СПч., 1862, N 351, 29 дек.).
   432
  
   53 В последнем случае имеется в виду ирония над "итальянским происхождением" московских дедов Лескова - Петра Сергеевича Ивана Сергеевича и "ученого Василья Сергеевича", о которых "иногородние Алферьевы и слыхом не слыхали..." (ИВ, 1886, N 6, с. 602).
   54 Луциана Константинова (см. примеч. 12) Лесков подробно характеризует в рассказе "Несмертельный Голован": "в Орле <...> служил совестным судьею мой дядя, который оставил по себе память честного человека. Он имел много прекрасных сторон, внушавших к нему почтение даже в тех людях, которые не разделяли его взглядов и симпатий <...> Дядя любил меня и знал, что я его люблю и уважаю, но во мнениях об эмансипации и других тогдашних вопросах мы с ним не сходились" (Лесков, т. VI, с. 389-390; см. также с. 391-392, 404).
   55 Пребывание С. П. Алферьева за границей относится к 1843-1845 гг. (здесь и далее основные данные к его биографии извлечены из кн.: Иконников, с. 17-19).
   56 С. П. Алферьев начал службу в Киевском университете ординарным профессором кафедры частной терапии (утвержден в должности в 1847 г.).
   57 Подразумевается фраза Хлестовой из "Горя от ума" (1824) А. С. Грибоедова: "Молчалин, вон чуланчик твой..." (дейст. IV явл. 8).
   58 В 1856 г. С. П. Алферьев находился в Южной армии, где помогал тифознобольным. Позднее он добился высочайшего разрешения выехать в Константинополь для исследования тифозной горячки. За участие в войне был награжден памятной светло-бронзовой медалью.
   59 С 1857-го по 1864 г. С. П. Алферьев был ординарным профессором но кафедре терапевтической клиники с семиотикой.
   60 В 1864 г. Алферьев был уволен от службы с пенсионом 1200 р. в год.
   61 Василий Логгинович Иванов скончался 4 января 1900 г.
   62 Цитируется "История об отцах и страдальцах соловецких", написанная в первой половине XVIII в. настоятелем Выговской старообрядческой пустыни Семеном Денисовым.
  
  
   ЧАСТЬ ВТОРАЯ
   ОТ КОЛЫБЕЛИ ДО ПИСАТЕЛЬСТВА
   1831-1860
   (Стр. 97-184)
  
   1 Из стихотворения Д. В. Веневитинова "Поэт и друг" (1827).
   2 Имеется также копия свидетельства о рождении в делах Орловской гимназии (ГАОО, ф. 64. оп. 1, ед. хр. 1700, N 8371).
   433
  
   3 В 1861 г. Лесков опубликовал под псевдонимом "В. Пересветов" статью "О замечательном, но неблаготворном направлении некоторых современных писателей" (РР, N 60, 27 июля).
   4 "Прочитал теперь Гелленбаха, который мне попался под руку перед выездом из Петербурга. <...> Пять лет тому назад он мне ничего не открывал, а теперь я извлек из него много отрады и утешения", - писал Лесков Л. Толстому 20 июня 1891 г. из Усть-Нарвы (Лесков, т. XI, с. 493). Книга Людвига фон Гелленбаха сохранилась в библиотеке писателя (см.: Афонин Л. Н. Книги из библиотеки Лескова в Государственном музее И. С. Тургенева. - ЛН, т. 87, с. 150-151).
   5 Из "Песни духов над водами" (1779) И.-В. Гете.
   6 Из ч. I "Фауста" (1808) И.-В. Гете (сцена "У ворот", пер. Н. А. Холодковского).
   7 Почти то же наблюдал в Воронеже николаевской поры ровесник Лескова, H. H. Ге: "...сижу с няней у окна, против дома площадь, на ней учат солдат. Солдаты в своих необычных платьях ходят не так, как все, ходят правильными квадратами, линиями, и вот вдруг выносят одного. Что с ним? Его страшно били и потом вынесли замертво" (Николай Николаевич Ге. Его жизнь, произведения и переписка. Сост. В. В. Стасов. М., 1904, с. 17).
   8 См. рассказ "Пугало" (Лесков, т. VIII, с. 6).
   9 С. П. Шестериковым набросок отнесен предположительно к 1884 г. (ЛН, т. 87, с. 61).
   10 Панинский родник находится в двух километрах от с. Гостомль Орловской обл.
   11 Писатель возражал против формулировавшегося И. С. Аксаковым на страницах газеты "День" ограничения "административных и законодательных прав" в христианской стране для иноверцев, "отрицающих христианское учение, христианский идеал и кодекс нравственности" (Аксаков И. С. Соч., т. III. M., 1886, с. 693, 690). Лесков, в отличие от Аксакова, стоял на позициях веротерпимости. Об этом свидетельствует рассказ "На краю света" (1875), где язычник-зырянин оказывается человеком, стихийно владеющим высшей нравственностью, которой не подозревает в нем церковник-миссионер. Дальнейшее воплощение эта тема получает в рассказах о "праведниках", в легендах Лескова 1880-х гг., где она органически сливается с мыслью об интуитивном братстве людей земли, искуственно отдаляемых друг от друга блюстителями чистоты религиозных вероучений, подобными сектанту-"младопитателю" из лесковского "Сказания о Федоре Христианине и о друге его Абраме жидовине" (1886). То же относится и к толкованию писателем национального вопроса в собственном смысле. Лесков выступает против шовинизма, каков бы
   434
  
   ни был его источник, решительно осуждая национальную буржуазию, насаждающую мораль "систематического противодействия идеям общего человеколюбия" ("Книга кагала". - HB, 1882, N 2186, 1(13) апр.). Пафос Лескова-интернационалиста и реализм его взгляда на живые проявления национальной психологии давали писателю внутреннюю свободу при освещении светлых и теневых сторон жизни больших и малых наций.
   12 Лесков впервые выступил с защитой равноправия наций в передовице СПч за 1862 г. (13 марта, N 70).
   13 "Интролигатор" - переплетчик (пол.). Лесков в Киеве овладел польским языком, полонизмы нередки в его сочинениях, письмах, устных рассказах.
   14 См. фельетон "Несколько слов о врачах рекрутских присутствий" (СМ, 1860, N 36, 15 сент.).
   15 Положительный герой рассказа - учитель, который "давал всем правильное наставление к жизни" (Лесков. Полн. собр. соч., т. XXX, с. 91), прямо воплощает мысль Лескова о вздорности религиозной и национальной вражды и оттого назван "Панфил" - "всеми любимый, всем милый" (Петровский Н. А. Словарь русских личных имен. М., 1966, с. 173).
   16 Лесков пишет в рассказе "Несмертельный Голован": герой "так хорошо умел рассказывать сто четыре священные истории, что я их знал от него, никогда не уча их по книге" (Лесков, т. VI, с. 358). Из мемуаров А. М. Достоевского известно, что это была любимая книга детских лет и Ф. М. Достоевского (Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников, т. I. M., 1964, с. 74). Точное название книги приведено ниже на с. 110.
   17 Андросов упомянут в рассказах "Ум свое, а черт свое (Из гостомельских воспоминаний)" (СПч., 1863, N 17, 18 янв.), "Несмертельный Голован", "Павлин".
   18 Автор книги - А. Некрасов (см.: Гeннади Гр. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, т. III (
Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
Просмотров: 408 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа