Главная » Книги

Лесков Николай Семенович - А. Н. Лесков. Жизнь Николая Лескова. Том 1, Страница 26

Лесков Николай Семенович - А. Н. Лесков. Жизнь Николая Лескова. Том 1


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

"воистину делом безумным" (Чуковский К. Люди и книги. М., 1958, с. 291, 285). Впрочем, это предсказал еще Добролюбов в статье "Роберт Оуэн и его попытки общественных реформ" (1859). Были "прорицания" героических и трагических человеческих судеб (Райнера, Лизы Бахаревой), которые исполнялись почти буквально (гибель Артура Бенни). Пророчеством более широкого свойства, которое исполнилось, Лесков считал безуспешность попытки революционных демократов поднять Россию на всеобщее восстание против царизма в начале 1860-х гг. Еще одно свершившееся пророчество - предвидение ренегатства экс-нигилистов, переметнувшихся в "Московские ведомости" (Письма Лескова В. Г. Черткову от 18 янв. и 1 марта 1892 г. - ЦГАЛИ, ф. 275, оп. 3, ед. хр. 21).
   82 К моменту настоящей записи была известна статья Шелгунова "Люди сороковых и шестидесятых годов" ("Дело", 1869, N 9-12), где дана высокая оценка Лизы Бахаревой, как типического характера своей эпохи. "Лиза, по своей силе <...> много выше Елены (Стаховой из "Накануне". - А. Г.), до которой г. Тургенев довел идеальный тип женщины своего периода. <...> Лиза и Базаров изображают собою порыв последовательного мышления к тому, что еще невозможно в осуществлении для большинства. Они в зародыше люди будущего <...> Лиза <...> истинный тип современной, живой девушки" (Шелгунов Н. В. Литературная критика. Л., 1974, с. 201, 202). Слова М. К. Цебриковой о героине "Некуда" дошли лишь в передаче Лескова (Одно из писем Цебриковой к Лескову о "Что делать?" имеется в ЦГАЛИ, ф. 275, оп. 1, ед. хр. 316).
   463
  
   83 К автокомментарию Лескова близко высказывание о писателе Льва Толстого (1898). Отправляясь именно от прочитанного в марте 1890 г. "Некуда", Толстой предлагает свою общую оценку творчества Лескова: "Николай Семенович раньше меня начал ту работу, которой я заинтересовался позднее. Он еще в "Некуда" доказал, что без христианского духа немыслимо братское общежитие людей и его "Знаменская коммуна" распалась именно по этой причине. Лесков первый осветил эту истину из нигилистической жизни в нашей литературе. Наши критики не умели оценить в нем этот труд. Лесков - писатель будущего, и его жизнь в литературе глубоко поучительна" (Фаресов А. Умственные переломы в деятельности Н. С. Лескова. - ИВ, 1916, N 3, с. 786). Ср. ниже ч. VII, гл. 3.
   84 Лесков осознал вред антинигилистической тенденциозности "Некуда" в письме И. С. Аксакову от 23 марта 1875 г., где, сравнивая "Анну Каренину" со своей прозой, говорил о романе Л. Н. Толстого как о "картине, исполненной невыразимой прелести изображения жизни современной, но не тенденциозной (что так испортило мою руку)" (Лесков, т. X, с. 389).
   85 Ныне находится в ОГМТ (ЛН, т. 87, с. 135).
   86 Для заглавия взяты слова Лескова из статьи "Благоразумный разбойник" о довольно долгом его "отвержении от литературы за непокорность партийным приказам" (ХЖ, 1883, N 3, с. 194).
   87 Речь идет о серии "контрреформ" во внутренней политике правительства Александра III, имевших целью укрепление самодержавия. После манифеста 29 апреля 1881 г. были введены "временные правила" о печати, установившие так называемую "карательную цензуру" (27 августа 1882 г.), а это прежде всего ударило по литературе. MB Каткова настойчиво внедряли принцип: "У русских подданных есть обязанности, это выше прав" (Твардовская В. А. Идеология пореформенного самодержавия (М. Н. Катков и его издания). М., 1978, с. 218). Лесков осторожно критиковал Д. Толстого еще в бытность того обер-прокурором св. Синода (Лесков, т. VI, с. 483, 486).
   88 Это были бесподписные - по-видимому, написанные самим П. К. Щебальским - статьи "Заметки о русской литературе. Сочинения Н. С. Лескова".
   89 О "соллогубовском сосьете" (фр.: societe; букв.: обществе, кружке) - см. ниже ч. VI, гл. 11.
   90 Принадлежность перу Лескова каких-либо статей из "Экономиста" не установлена, хотя журнал, печатая протоколы
   464
  
   заседаний Русского географического общества, неоднократно и подробно характеризовал выступления писателя.
   91 "Всемирный труд" - близкий к реакционным кругам ежемесячник, выходил под редакцией коммерсанта, издателя и переводчика Э. А. Хана с 1867-го по 1872 г. (сохранилось его письмо Лескову от 17 мая 1867 г. - ИРЛИ, ф. 220, N 119).
   92 Речь шла о статьях Ю-ова (А. В. Жаклар) "Экономический и нравственный быт балтийских крестьян" (ОЗ, 1867, N 3-7).
   93 Форвальтер (нем. Verwalter) - управляющий.
   94 В киевском пансионе Криницкой училась Вера Николаевна Лескова.
   93 Критика "Расточителя" определялась "антинигилистической" репутацией автора, чем и объясняется преимущественно памфлетный ее характер (см., напр., "Расточитель", драма г. Стебницкого. - ПЛ, 1867, N 164, 4 ноября). Известен, кроме анонимного авторского (Русский драматический театр. ЛБ, 1867, XI, кн. 2-3, с. 248-266), лишь один положительный отклик, едва ли дошедший до Лескова. Чешский журналист, писатель и переводчик Эмануэл Вавра писал об авторе "Расточителя" как об одном из "талантливейших русских писателей", драма которого "возвышается над другими произведениями последнего времени" и, помимо других своих достоинств, отличается "необычайными сценическими эффектами" (Kvety, 1867, II pol., с. II, str. 95. - Цит. по кн.: Ровда К. И. Чехи и русские в их литературных взаимосвязях (50-60-е годы XIX века). Л., 1968, с. 99).
   96 Ф. А. Бурдин 19 апреля 1868 г. писал А. Островскому: "Вообрази, что претендентом на режиссерство является Стебницкий, это уже верх всякой мерзости, и - по слухам - имеет много шансов". Далее автор выражал надежду, что свидание Островского с директором Александринки поможет "разбить" затею (Островский и Бурдин Ф. А. Неизданные письма из собраний Гос. Театрального музея им. А. А. Бахрушина. М.-Пг., 1923, с. 74).
   97 БВ извещали, что "комедия" "Голь, Шмоль и компания - банкирский дом на временном доверии" представит "современную, почти безумную погоню за быстрым обогащением", выведены будут "спекулянты-проходимцы", написанные автором, "применяясь к типам, созданным в биржевом мире в последнее азартное время" (N 234, 29 августа). Фамилии героев пьесы мелькают в статьях Лескова 1869-1879 гг., в письмах (Лесков, т. X, с. 331 и др.).
   465
  
  
   ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
   В ТЕНИ И НЕБРЕЖЕНИИ
   (1865-1874)
   (Стр. 275-415)
  
   1 Из стихотворения Е. А. Баратынского "Признание" (1824).
   2 Эти приписывавшиеся Лермонтову слова поставлены эпиграфом к "Архиерейским объездам", встречаются в очерках "Монашеские острова на Ладожском озере", "Семинарские манеры".
   3 Из письма А. С. Пушкина Л. С. Пушкину в ноябре 1824 г.: "Не забудь Фон-Визина писать Фонвизин. Что он за нехрист? он русской, из перерусских русской".
   4 Это прозвище Г. П. Данилевского закрепила сатирическая журналистика. См., например, текст на карикатурах M. M. Знаменского "Провинциальные очерки". - "Искра", 1867, N 42, с. 511.
   5 В Величко Лескова раздражала идейная всеядность: "Я не понимаю <...>, как может В. Л. Величко одновременно писать прекрасные стихи и мне и кронштадскому священнику (о. Иоанну Кронштадтскому. - А. Г.), увлекаясь исключительно лирикой и слогом стиха..." (ИВ, 1916, N 3, с. 791).
   6 Из поэмы Т. Г. Шевченко "Кавказ" (1845). Эти слова Лесков цитировал и в "Русских общественных заметках" (1869),
   7 Из Г. Гейне. - Идеи. Книга. Legrand, гл. XX.
   8 До сих пор текст Л. Я. Гуревич А. Н. Лесковым пересказывался. Далее идет точная цитата из ее статьи "Из дневника журналиста. (Франция. Тюрби)". - СВ, 1895, N 4, отд. II, с. 67. На экземпляре журнала из библиотеки ИРЛИ (644, инв. N II-12921) сохранились пометы и одна фактическая поправка А. Н. Лескова.
   9 Перефразировка строк стихотворения А. С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" (1836).
   10 Благодаря обращениям в печати Лескову удалось через контору газеты "Новое время" собрать старому и больному В. П. Бурнашеву 400 р. денег и поместить его в платное отделение Мариинской больницы. Публичными хлопотами писатель хотел "заставить призадуматься кружковщину, держащую в своих дремотных руках кормило русского литературного фонда" (О литераторских калеках и сиротах. - ПГ, 1887, N 326, 27 ноября).
   11 Мормоны - религиозная секта в США, буквально толковавшая текст Библии и пытавшаяся воплотить в жизнь теокра-
   466
  
   тический идеал библейских пророков. В повести-памфлете "Загадочный человек" Лесков рассказывает, как Бенни с его помощью "привел свою небольшую компиляцию о мормонах в такое состояние, что она могла быть напечатана в "Русской речи" (Лесков, т. III, с. 335). Это была статья "Несколько слов о мормонах". - РР, 1861, N 61, 31 июля.
   12 Практически Лесков был соавтором предисловий к книгам М. И. Пыляева (Ежегодник 1971, с. 12).
   13 Лесков любил подчас к слову вспоминать французского политического деятеля Гамбетту, которого он слышал в Париже в 1875 г. и который по внешности был "схож" с писателем (Лесков, т. X, с. 405, 415 и др.).
   14 Цитата из "Евгения Онегина" А. С. Пушкина (гл. XVIII, строфа XVI).
   15 Тогда же в Киеве писался и рассказ "Леди Макбет Мценского уезда".
   16 См. выше с. 149.
   17 "Одиссея" цитируется в переводе В. А. Жуковского.
   18 Гойцевать - скакать без дела (диалектн.)
   19 В лирическом наброске, написанном Н. В. Гоголем накануне 1834 года и получившем заглавие - "1834", писатель восклицал: "Я совершу... Я совершу! Жизнь кипит во мне. Труды мои будут вдохновенны. Над ними будет веять недоступное земле божество! Я совершу..."
   20 В статье "Большие брани" нет явного "склонения" автора к школьному "классицизму" (ср.: Лесков, т. X, с. 62-71).
   21 А. Н. Лесков заметил: "...в сущности Антон Елдаков, по деревенской номинации" (ИРЛИ, ф. 612, N 383, л. 2061).
   22 Крамского раздражали невежество и легкомысленная самонадеянность А. З. Ледакова - художественного критика. В письме к П. М. Третьякову от 6 апреля 1879 г. Крамской не без иронии упоминает отрицательное высказывание Ледакова о картине Репина "Царевна Софья", в особенности же резко отзывается о Ледакове в статье "Русские художественные критики" (1882 г.): "...г. худ. А. Лед. ...полагает себя тем смелее, что его до сих пор не поймал еще никто за шиворот и не выбросил из литературы" (Иван Николаевич Крамской. Его жизнь, переписка и художественно-критические статьи. 1837-1887. Издал А. Суворин. СПб., 1886, с. 412, 681). Лесков также иронизировал над художественными оценками Ледакова уже в 1875 г. (Лесков, т. X, с. 410). В газетном комментарии к сборнику писем и статей Крамского 1888 г. писатель воспроизвел страницы критической карьеры Ледакова, "которого где-то откопал мастер редактировать газеты Вис. Вис. Комаров", и отметил, что в "Комарёвы дни" в
   467
  
   "Петербургских ведомостях" подпись Ледакова "Худ. А. Лед." "была чем-то вроде смехотворного значка, над которым любой охотник посмеяться всегда находил "бравое невежество", и "непременно в обширной мере". Цитациями из Крамского Лесков показал, "что думал об этом "бравом невеже" <...> человек, которого признавали и называли "самым умным современным художником" (Загробные комплименты. - ПГ, 1888, N 85, 27 марта). См. также письмо Лескова А. С. Суворину от 25 марта 1888 г. (Лесков, т. XI, с. 372).
   23 "Ромового" тембра - пропитой голос.
   24 В 1872 г. Лесков не только тепло отозвался о книге земляка-орловца, полковника Генерального штаба, статистика С. И. Турбина "Страна изгнания и исчезнувшие люди. Сибирские очерки" (Пб., 1872) (Лесков, т. X, с. 170-178), - но и готов был писать с Турбиным повесть из народного быта (там же, с. 343- 345). Писатель ценил у Турбина произведения об "армейских нравах" (Без подписи. Рецензия: Досуги Марса. СПб., 1887 г. - РМ, 1888, N 2. Библиографический отдел, с. 59-64).
   25 "Штранд" - (нем.: Strand) - морской берег, пляж.
   26 Лесков писал В. Г. Черткову: "Более всего Лев Николаевич хвалит "Колыванский муж":.. "Колыванский муж" - ирония - она очень нравится всем" (ЦГАЛИ, ср. 275, оп. 3, ед. хр. 16, N 10).
   27 "Колыванский муж" Лескова близок по мысли известной писателю статье А. Майкова "Всеславянство" ("Беседа", 1871, N 3, с. 219-261), где, в частности, писалось о процессе онемечивания населения славянских земель путем обращения немцами аборигенов "в пригодное для себя вещество, которое через два поколения становится отъявленною немецкою породою" (там же, с. 256) и т. д. Экспансионистские националистические тенденции немцев отмечал в Прибалтике (Остзейских губерниях) Ю. Самарин (Окраины России. Русское балтийское Поморье, вып. I-III, Прага, Berlin, 1868-1871), а вместе с ним и "русская либерально-консервативная пресса" 60-70-х гг., когда писался рассказ Лескова "Железная воля" (С. Г. Исаков. Остзейский вопрос в русской печати 1860-х годов. - Уч. зап. Тартуского ун-та, вып. 107. Тарту, 1961, с. 20, 30 и др.).
   28 Неключимый - негодный (древнерус.).
   29 В. С. Лесков знакомился с известными в кругах интеллигенции сочинениями французской социалистической литературы: Lois Blanc. De L'organisation du travail (Paris, 1839); Alfred Sudre. Historie du communisme (Paris, 1856). В русском переводе: "История коммунизма. Соч. Альфреда Сюдра, увенчанное Мон-
   468
  
   тионовской премией". СПб., 1870; и историко-статистическим очерком: Л. Костeнко. Средняя Азия и водворение в ней русской гражданственности (СПб., 1871).
   30 Генерал-майор Н. Б. Герсеванов - реакционный публицист. Помимо клеветнической книги о Гоголе известно и другое его выступление против Салтыкова-Щедрина (Н. Яковлев. Жандармы о "Губернских очерках". - "Известия", 1939, N 107, 9 мая).
   31 Вполне возможно, что В. С. Лескову принадлежит небольшая статья, вскоре опубликованная в разделе "Дневник" БВ (1871, N 104, 18 апр.) и имеющая в оглавлении название: "Тревога по вопросам малорелигиозным, но в сущности скрывающим немецко-фатерляндские притязания".
   32 Левая от входа комната в домике Петра I была превращена при Николае I в часовню. Там находилась главная православная святыня Петербурга - образ "Нерукотворный Спас", с которым Петр I отправлялся в походы.
   33 Из драмы А. С. Пушкина "Борис Годунов" (1825): сцена - "Ночь. Келья в Чудовом монастыре".
   34 Речь идет, по-видимому, о Библии на церковно-славянском языке, так как первое синодальное издание Библии на современном русском языке относится к 1876 г.
   35 Цитируется последняя строка из стихотворения Фофанова "Л. Н. Толстому (Я знаю мир души твоей...)", которое Лесков привел в письме И. Е. Репину от 22 января 1889 г. (Лесков, т. XI, с. 413).
   36 "Обличительный поэт" (Д. Д. Минаев) завершил свое стихотворение "Это ты, весна! (Мелодия)" ("Искра", 1861, N 19, 26 мая, с. 283-284) куплетом:
   В "Библиотеке для чтенья" -
   Стансы Зарина...
   Это ты, мое мученье,
   Это ты, весна!
   (См. глухое упоминание о "Стансах" Зарина. - Лесков, т. VIII, с. 458-459). Вариант рефрена и размер стихотворению Минаева подсказала пародия Пр. Знаменского (В. С. Курочкина) "Холод, вьюга, пар дыханья..." на стихи Фета ("Шепот, робкое дыханье...") с концовкой:
   Бюрократы-либералы,
   Публицисты сна,
   Флюсы, насморки, скандалы
   И весна, весна!
   ("Искра", 1860, N 16, 29 апр., с. 171-172).
   469
  
   37 Пенитенциарный - связанный с жестокими формами уголовного наказания (от фp.: penitentiare - исправительный, тюремный).
   38 Эпиграфом стала вторая строфа стихотворения "Выученик" поэта и переводчика Андрея Михайловича Комарова, сотрудничавшего в "Искре" (1859-1866). В стихотворении говорилось о гибели мальчика, отданного в ученье к портному, от побоев.
   39 Статья Лескова имела название: "Сентиментальное благочестие. Великосветский опыт простонародного журнала. (Критический этюд.) Разбор ежемесячного религиозно-нравственного издания "Русский рабочий" (см. ниже ч. V, гл. 4, а также коммент. к ч. V).
   40 Лесков имел в виду полемику по поводу опубликованных в июле 1859 г. "правил о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа". Составленные при участии Н. И. Пирогова "правила" допускали применение телесных наказаний. С критикой "правил" выступил Н. А. Добролюбов - см. "Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами" (С, 1860, N 1).
   41 "Детский мир" (1-е изд. - СПб., 1861) и "Родное слово" (1-е изд. - СПб., 1864) - книги для чтения в начальных классах русских школ, составленные К. Д. Ушинским.
   42 Полемика с революционно-демократическими кругами в "Некуда" и последующая критика, которой передовая печать подвергла Лескова, привели его к сближению с ортодоксально-консервативным лагерем, возглавлявшимся редактором PB M. H. Катковым. В письме П. К. Щебальскому от 22 апреля 1871 г. Лесков сам относит себя к "горсти <...> литераторов московского уряда мыслей" (Лесков, т. X, с. 316). Последнее действительно выразилось в публицистических выступлениях писателя, его памфлетной прозе ("Загадочный человек", "На ножах"), отражено в письмах Лескова 1866-1875 гг. В оценке действительности, однако, Лесков не ограничился критикой "крайней" революционной партии: почти параллельно роману "На ножах" печатается повесть "Смех и горе" - сатира (Катков, обманувшись, назвал ее "доброй") на политический режим, оставшийся незыблемым в основах и после "великой реформы". Утрата надежд на разумный "прогресс в рамках законности", разочарование в консервативной партии вызывают новый духовный кризис Лескова, а затем трудное высвобождение писателя из орбиты "москофилов". Появление "Очарованного странника", "Захудалого рода", "На краю света" в 1873-1875 гг. означает необратимость этого движения.
   470
  
   43 Дом Зейферта находился по адресу: Сергиевская, 36.
   44 А. К. Толстой принадлежал к числу любимых поэтов Лескова (см. ч. V, гл. 7), что подтверждается цитатами из его стихов в сочинениях и письмах писателя, обильными пометами на книге "Стихотворения графа А. К. Толстого" (СПб., 1867), хранимой ныне в ОГМГ (Библиотека Н. С. Лескова, N 182), выписками из его стихотворений, воспоминаниями современников. 19 декабря 1871 г. Лесков слушал в гостях новую балладу А. К. Толстого "Эдвард". Читавший поэму Б. Маркевич рассказывал поэту: "Лесков-Стебницкий <...> слушал меня с таким видом, как будто баба рушится ему на голову (снаряд для бойки свай) <...> Прослушав вольный перевод из Шиллера, Лесков воскликнул: "Боже мой! Как он растет и свежеет", - после чего выпросил у Маркевича стихи, чтобы переписать их" (Письма Б. М. Маркевича к графу А. К. Толстому, П. К. Щебальскому и др. СПб., 1888, с. 123, 125-126). В письме к В. Г. Черткову от 15 августа 1889 г. Лесков цитирует строки поэмы "Поток-богатырь" (см. ниже, ч. IV, гл. 8), совпадавшей с его собственным взглядом на народ и на взаимоотношения литературы с народом: "Я тоже "народ" в смысле его составной части, а Петр-царь уж и куда больше "народ", ибо извел "народ" из тьмы самообольщения, самомнения и косности. И Гоголь, и Иннокентий, и Сенека, и Сократ <...>, а распутный мужик <...> мне нимало не мил и не почтенен. Я держусь Алексея Толстого:
   Есть мужик и мужик.
   Если он не пропьет урожаю,
   Я того мужика уважаю...
   И все тут. А что "он меня кормит", так и я его кормлю, в своем роде. <...> "В большом хозяйстве разная скотинка нужна" (ЦГАЛИ, ф. 275, оп. 3, ед. хр. 16, N 16). В 1879 г. Лесков, помогавший изданию "Русского рабочего", включает любимую им поэму А. К. Толстого "Иоанн Дамаскин" в состав 6-го номера журнала (Лесков, т. X, с. 459). Из более ранних воспоминаний А. Н. Лескова об отце известно, что писатель "не одобрял" в Толстом "лишь <...> посвящения тома своих сочинений императрице Марии Александровне" (ВЛ, 1920, N 7(19), с. 7).
   45 О затухании былого расположения свидетельствует письмо Крестовского к Лескову от 14 декабря 1871 г., где среди упреков фигурирует и такой: Крестовский припоминает Лескову "собственное <...> признание" автора романа "На ножах", что "весьма некрасивый герой Висленев писан якобы с меня" (ЦГАЛИ, ф. 275, он. 3, ед. хр. 246, л. 1 об.). Между тем еще за полгода до этого письма Лесков горячо выступал с защитой авторского
   471
  
   права Крестовского от самочинности заграничных издателей (Предостережение книгопродавцам. - БВ, N 125, 9 мая). В ответном письме Крестовскому Лесков отводил обвинения, говоря, что он любит прямоту, а не "заугольную критику" (ИРЛИ, ф. 612, N 160). Дочь Крестовского, либеральная романистка М. В. Крестовская, по отзыву Лескова, "жизнью и деятельностью <...> искупила грехи своего отца" (Быков П. В. Силуэты далекого прошлого. М.-Л., ЗиФ, 1930, с. 159).
   46 "Цыганская венгерка" (1857) А. А. Григорьева.
   47 Стихотворение Г. Гейне "Трубят голубые гусары" (цикл "Песни"), переведенное на русский язык М. Л. Михайловым и положенное на музыку Ц. А. Кюи (1858).
   48 Лескову как свидетелю работы Вс. Крестовского над "Петербургскими трущобами" пришлось защищать автора от клеветы в плагиате, приписывавшей создание романа покойному Н. Г. Помяловскому (ИВ, 1900, N 3, с. 979). Защитниками выступили также М. Шевляков и Ф. Берг (СВ, 1895, N 3, отд. II, с. 104- 105). В 1877 г. писатель противопоставлял "Петербургские трущобы" - "книгу о сытых и голодных" вульгарно-"простонародным" произведениям А. Ф. Погосского (Лесков, т. X, с. 241), а в письме к М. О. Меньшикову из Мереккюля 27 мая 1893 г. характеризовал "Петербургские трущобы" как "самый социалистический роман на русском языке", создатель которого, однако, "обиделся, не устоял и запел: "Трубят голубые гусары", то есть "пропал для всего доброго" (ИРЛИ, ф. 22574, CLVIII, б. 61, л. I. об.).
   49 Идиллическое изображение пореформенной жизни присуще стихотворению Ф. Н. Берга "Зайка" ("Время", 1862, N 12, с. 376-377), которое в сокращении вошло в хрестоматию К. Д. Ушинского.
   50 Вольная цитация последней полустрофы стихотворения А. С. Пушкина "Что в имени тебе моем?" (1830).
   51 Тургенев. Письма, т. 3, с. 40.
   52 Распространение спиритизма Н. С. Лесков считал явлением сугубо отрицательным. Начало его выступления положили статьи в БВ 1869 г., полемика продолжалась в художественной прозе ("На краю света" - 1875 г.; "Дух госпожи Жанлис" - 1881 г.). Лесков называл спиритизм продуктом "большой и очень сильной скуки" высшего общества, иронизировал над "подстольными стряпчими спиритизма", делая, однако, идеалистическое допущение, что не вся "суть вопроса о причине вещей находится в заведовании партизанов "силы и материи" (ИВ, 1882, N 1, с. 232-233).
   53 Визиты видных представителей духовной печати, профессоров Петербургской духовной академии, обычны в доме Лескова
   472
  
   в начале 1870-х гг. Профессор А. И. Предтеченский сотрудничал в БВ (по церковным вопросам) одновременно с Лесковым, но оставил газету в начале 1871 г. (Лесков, т. X, с. 291). К этому моменту относится упоминаемая им встреча. В 1874-1881 гг. Предтеченский редактирует "Христианское чтение", а с 1875 г. и "Церковный вестник", который резко выступает в 1879 г. против лесковских "Мелочей архиерейской жизни" (см. протест писателя. - Лесков, т. X, с. 521).
   54 См.: Лесков, т. X, с. 355-357. "Заказ", однако, был выполнен лишь в августе следующего, 1874 года (там же, с. 361).
   55 Подзаголовок определил идейное и художественное задание повести. Интересен в этой связи отклик раскаявшегося В. И. Кельсиева именно на подзаголовок и заданную им тональность произведения: "То было время, к которому я сам принадлежал в качестве деятеля, и подать голос за старых товарищей, одна половина которых находится уже на том свете, а другая в ссылке и в каторге, я считаю своим священным долгом. Мы ошибались, мы думали сотворить в России революцию <...> Мы шли с верою, мы делали ошибки, но шутами гороховыми, какими нас старается представить г. Стебницкий, мы не были". О братьях Серно-Соловьевичах и Ничипоренко (который особенно непригляден в изображении Лескова) Кельсиев писал: "...если по груди их проехала тяжелая телега истории, то я все же не вижу, <...> за что бросать грязью в их память" ("Заря", 1871, N 6, отд. II, с. 1, 11).
   56 См. ч. III, гл. 8.
   57 Об отношении H. H. Страхова к Лескову свидетельствует письмо критика в марте 1868 г. к Ф. М. Достоевскому, где он, перебирая "наличные силы" того "литературного кружка", который связан с "Эпохой", упоминает "истинно даровитого Стебницкого": "Часто в эти два года мне приходилось с радостью замечать: все наши! все наши на первом плане!" (ШГ, с. 259).
   58 Устный вариант песни на слова стихотворного "Послания" ("Из Петербурга в Москву"), опубликованного в "Полярной звезде" на 1861 г. (кн. 6, с. 214) и - в иной редакции - в "Колоколе" (1866, N 221, 1 июня, с. 1812).
   59 Из агитационных песен, написанных К. Ф. Рылеевым совместно с А. А. Бестужевым (1823).
   60 Стихотворение, написанное декабристом Владимиром Соколовским (1826) или - предположительно - А. И. Полежаевым.
   61 Маестозно - русифицированная форма от итальянского maestoso - торжественно, величественно.
   62 Цитата из повести в стихах К. П. Масальского "Модест Правдин, или Терпи, казак, - атаманом будешь" (1829).
   473
  
   63 Маркизова лужа - Финский залив.
   64 Неточная цитата из стихотворения А. С. Пушкина "Герой" (1830).
   65 Измайлов А. А. окончил в 1897 г. Петербургскую духовную академию.
   66 Серафим Саровский (1760-1833) - иеромонах-затворник Саровской пустыни Тамбовской губ., канонизированный в начале XX в. как святой.
   67 Заглавие действительно имело двусмысленный характер, так как получало значение оценки произведения Лескова. "Смятенный вид! Как ужасно его изнеявствили!" - говорит об испорченном лике ангела архиерей в повести "Запечатленный ангел" (Лесков, т. IV, с. 344). Достоевский называл рассказ "прекрасным", но считал неправдоподобным показ бессилия архиерея перед лицом самоуправных светских властей (Достоевский, Л., 1980, т. 21, с. 54-58).
   68 В критическом фельетоне "Ряженый" Достоевский, прибегнув к анализу слога Лескова, опроверг своего оппонента, поддавшегося искушению уязвить писателя незнанием церковного быта (там же, с. 77-91). Достоевским был раскритикован отвергаемый им эстетический кодекс художников-"типистов", "специалистов", к которым он относил Лескова, и утверждалось преимущество художника-поэта, которого влекут "общие, вечные и, кажется, вовеки неисследимые глубины духа и характера человеческого". Хотя "типизм" был не менее свойственен и Достоевскому, его формула своеобразия типов писателей и меткое заглавие глубоко запали в сознание Лескова: термин "ряженый" входит в лесковские критические статьи.
   69 Достоевский низводился анонимом с пьедестала "пророка, призванного сказать новое слово". Ему отказывалось в праве и возможности играть "роль общественного руководителя". И если подобные мысли не были вполне чужды Лескову, то выбор момента для критики и ее грубость, отрицательное отношение к речи Достоевского о Пушкине, вульгарное противопоставление раннего и позднего творчества Достоевского, выпады против Гоголя - исключают и тень предположения о лесковском авторстве.
   70 Статья Лескова "Граф Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский как ересиархи (Религия страха и религия любви) ", направленная против книги К. Н. Леонтьева "Наши новые христиане" (М., 1882), пронизана патетикой защиты высоких гуманных идей Достоевского. Лесков заявляет свое согласие с Достоевским в главном: "Чувство общечеловеческой любви, внушаемой речью
   474
  
   Достоевского (о Пушкине. - А. Г.), есть чувство хорошее, которое, так или иначе, стремилось увеличить сумму добра в общем обороте человеческих отношений" (НБГ, 1883, N 1, 1(13) апр.). Лескова и Достоевского сближало также отношение к народу, их своеобразный христианский демократизм. В 1876 году Лесков писал о существовавшем с его точки зрения в обществе настроении, суть которого сводилась к "унижению народного смысла". Это тревожное явление получило, по словам Лескова, "достойную оценку в апрельском Дневнике писателя Ф. М. Достоевского" (ПО, 1876, N 5, с. 140). Значит, было бы ошибкой толковать односторонне слова А. Н. Лескова об отрицательном отношении отца к "Дневнику писателя" (ВЛ, 1920, N 7(19), с. 6). О тождестве народной христианской идеи с ее трактовкой у Достоевского и у Лескова говорили первые строки очерка "Обнищеванцы" (1881), где варьировалась тема "Дневника писателя" 1881 года: "Нашему народу можно верить, он стоит того, чтобы ему верили". Родство демократических взглядов Лескова и Достоевского устанавливается в более раннюю пору - при публикации глав "Записок из Мертвого дома" (1862). По словам А. Н. Лескова, это произведение отец его "ставил исключительно высоко". "Когда мне исполнилось 12-13 лет, он принес мне "Записки" и сказал: "Читай внимательно, лучше этой книги редко что доведется тебе читать" (ВЛ, 1920, N 7 (19), с. 6). И тем не менее, по словам мемуариста, А. Н. Лесков испытывал неприязнь к "крупнейшим вещам Достоевского", которые писатель "считал <...> как и всю творческую психику Федора Михайловича, изломанными, искусственными, вымученными" (там же). А. Лесков сообщал Б. В. Варнеке 24 декабря 1937 г. о библиотеке Н. С. Лескова: "У отца сочинений Достоевского не было. Были "Записки из Мертвого дома", "Скверный анекдот", может быть, еще что-нибудь. "Подростка" не было" (ОГМТ, ф. N 6501).
   71 Это и пересказ строк рассказа Лескова "Счастье в двух этажах. (Киевский вариант живых людей к "бумажным" людям Невы)" (ЛН, т. 87, с. 97).
   72 Раздражаясь непоследовательностью того общества, "которое так недавно упивалось всякою мыслью Достоевского и называло его своим "великим учителем", но не усвоило заветы писателя о необходимости искоренять дурное в человеке "мерами воспитания", неотвратимостью наказания, - Лесков иронизирует над высоким эпитетом, и все же апеллирует к неоспоримому авторитету создателя "Дневника писателя". (Еще о процессе - ПГ, 1885, N 275, 8 окт.). Это показательный пример противоречивости чувств, владеющих Лесковым, когда он говорит (не может не говорить!) о Достоевском.
   475
  
   73 Часто наблюдалась полярность общественных идей, которые отстаивали на определенных этапах своей судьбы Лесков и Достоевский. Так, например, в "Русских общественных заметках" (БВ, 1870, N 39, 25 янв.) Лесков указывал на беспочвенность нечаевщины, утверждая, что Россия "пока, слава богу, очень здорова". Достоевский, напротив, считал в это время, что Россия чревата социализмом (Достоевский, т. 12, с. 270-271). Через 10 лет Лесков писал: "Общество всего более нуждается в оздоровлении его духа, и это зависит менее от власти, чем от нас самих" ("О трусости", - HB, 1880, N 1426, 16(28) февр.).
   74 Лескову удалось отстоять неприкосновенность текста.
   75 Посвящение "Очарованного странника" имело свое объяснение: "Дебют" повести Лескова в свете состоялся именно в кушелевском доме. Из писем В. Маркевича M. H. Каткову выясняется, как дорожило Лесковым катковское окружение в начале 1873 г. и как попыталось оно "сохранить" писателя для себя в момент выявившегося идейного расхождения сторон, за которым хорошо знавший Каткова Маркевич увидел симптом грядущего разрыва PB с писателем. 25 марта, когда в редакции журнала находились "Черноземный Телемак" и "Монашеские острова на Ладожском озере" Лескова, Маркевич, пытаясь предотвратить разрыв, писал Каткову о тяжелом семейном положении писателя: "Позвольте <...> просить Вас помочь бедному Лескову; у него чуть не умер мальчик (то есть Андрей Лесков. - А. Г.), которого он страстно любит, и хотя теперь опасность прошла, но ребенок требует серьезного лечения. А в доме теперь ни гроша". Письмо Маркевича Каткову от 15 мая 1873 г, почти все посвящено "Очарованному страннику": "Мне <...> очень больно было узнать, что Вы признали неудобным напечатать рассказ Лескова, находящийся ныне у Вас. <...> рассказ этот ("Русский Телемак") читан был им нынешней зимой у Кушелева, в присутствии многих дам и любителей литературы и произвел на всех, в том числе и на меня, самое прекрасное впечатление. <...> интерес его все время поддерживается ровно, и когда рассказ кончается, жаль становится, что он кончился. Мне кажется, лучшей похвалы нет для художественного произведения! <...> Очень досадно то, что Лесков, совершенно смущенный этим отказом Вашим, может отдать эту вещь Суворину для помещения ее в "Вестнике Европы". Так как он живет единственно литературным трудом, мы не будем вправе сетовать на него за это; а раз попадет он туда <...> Вы его совсем лишитесь. А <...> он талант положительный <...> никак не расчет лишаться такого талантливого и ценимого публикою писателя, как Лесков" (PO ГБЛ, Кат., п. 8, ед. хр. 3, л. 23, 43-44 об.).
   476
  
   76 "Шамбелян" (фp.: chambellan) - камергер, придворный чин 4 класса (ниже гофмейстера, но выше камер-юнкера).
   77 Статья Лескова "О литературных контрактах. (Письмо в редакцию)" спустя годы вносила определенную поправку в освещение характера сделки между Баймаковым и Маркевичем. Лесков - едва ли убедительно - пытался доказать, что в 1875 г. имело место заключение литературного контракта с предварительной оплатой за год вперед (6000 р.) будущих статей Марковича. В качестве аналогии назывался также договор Бурнашева с канцелярией петербургского градоначальника генерала Трепова на поставку в течение 7 лет 370 статей "Газете С.-Петербургского градоначальства" (НБГ, 1888, N 156, 7(19) июня).

Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
Просмотров: 358 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа