Главная » Книги

Лесков Николай Семенович - А. Н. Лесков. Жизнь Николая Лескова. Том 1, Страница 20

Лесков Николай Семенович - А. Н. Лесков. Жизнь Николая Лескова. Том 1


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

с горошину, выпяченная бородавка у него на лбу. Запомнился еще высокий, ражий, всегда улыбчивый Берг, стихотворение которого о заиньке, лапочкой о лапочку похлопывающем и трогательно приговаривающем: "экие морозцы, прости господи!" - Лесков охотно наизусть читывал до последних лет своих, поглядывая в ясные дни в окна на обмерзших людей и лошадей. С тех еще времен и пошло за Бергом прозвище "Заинька" 49. Пожалуй, и все.
   С концом 1870 года связано мое первое, счастливо для меня начатое знакомство с моим родством: приехал дядя Вася. Ему отведена глава 6 четвертой части этой книги. Ему я обязан до сих дней согревающими дух и мысль воспоминаниями об обидно краткой, но полной неувядаемой прелести поре моего раннего детства.
   И все-таки приходится сознаться, что это такое милое мне тогда имя, в смену лет, постепенно оказалось "забытое давно в волнениях новых и тревожных", переставая служить источником "воспоминаний пылких, нежных". Но внутреннее, хорошо залегшее в душу чувство, хотя бы годами и приглушенное, не омертвевает совершенно,
   361
  
   пока жив человек. В свой срок прошлое воскресает... Многое тут бывает страшно, но многое и умиляет. И сейчас, три четверти века спустя, Василий Семенович мог бы продолжить допущенное здесь пользование прекрасным стихом, сказав: "Есть память обо мне, есть сердце, где живу..." 50 И не ошибся бы: живет!
   Не смею утверждать, что я сохранил безупречно четкое, живое, не по фотографиям, представление внешности покойного. Но я полон чувствованием его всегда бледного, задумчивого лица, какой-то, может быть только в условиях петербургских незадач возникшей, робости выражения синих глаз. Хорошо помню высокую гибкую фигуру, легкую поступь, спокойные движения, мягкий жест, приветность речи. Без затруднений представляю, ощущаю зимние вечера, в которые мы сиживали с ним па большом диване в полутемной угловой нашей зале, ведя бесконечные, едва ли многозанимательные для него, но восхитительные для меня, тихие беседы, исподволь прислушиваясь к покашливаниям и нервным передвигам рабочего кресла в кабинете.
   Таким рисуют мне Василия Семеновича моя память, чувство... Этого, конечно, мало.
   Как уже известно, он оставил дневничок - подлинный "человеческий документ". Он был начат, веден и брошен строго по интимным побуждениям и потребностям. Этим утверждается бесспорность его искренности. Им сбережены простосердечные свидетельства о жизненной и рабочей обстановке Николая Семеновича в те времена. Небольшие извлечения из него, несомненно, кое-что осветят. Итак - к ним, к дневничку, к "человеческому документу"!
   "За обедом между Николаем и Катериною Степановною произошла какая-то вспышка, в которой Николай, по моему мнению, не виноват. Смотрю я, смотрю на сию... Катерину Степановну и никак не могу уяснить себе, что "оно" такое? По-своему добрая, довольно последовательная в том, что себе зарубит (упертая), и всячески бестолковая. Это тип малороссийской "жинки", которая не боится своего "чоловiка". Особенно интересна она с своею манерой говорить "высоким слогом" и пускаться в рассуждения... Но тем не менее, в ней есть стороны, которых нельзя не уважать: она прекрасная (по-своему) мать, хорошая и заботливая хозяйка, что тоже не вздор; и потом она очень правдива - пункт, в котором она сильно
   362
  
   расходится с Николаем, который врет много и часто вовсе без нужды и цели. Я ставлю себя в ее положение и нахожу, что действительно ужасно любить человека, жить с ним и не быть уверенным в том, что вот то, что он рассказывает в данную минуту - правда или нет?" (26 февраля 1871 года).
   Милый, не искушенный еще жизнью со всеми ее противоречиями, старовер и правдолюбец! После кромских, уманьских и киевских "дам", чуждых многим интересам, женщины столичных литературно-артистических кругов были ему слишком новы, неожиданны, странны и непонятны.
   Внешне провинциальные "жинки", может быть, и больше считались со своими "чоловiками". Но являлось ли это истинною панацеей супружеского благоденствия? Не подменялась ли в ней искренность житейскою сноровкой?
   Отвергал он и власть соблазна, овладевающего человеком, исполненным речевого мастерства, безотступно подсказывающего всегда новую, блестящую импровизацию вместо безупречно достоверного, но и бесцветного доклада о том или ином событии. Здесь совершенно исключалась какая-нибудь "нужда" или "цель". Здесь не было ничего, кроме неодолимо властного "влеченья духа", неосилимой потребности обогатить фабулу, утончить узор, оживить расцветку.
   Беллетрист до мозга костей, неподражаемый рассказчик, Лесков на редкость тепло и любовно говорит о легендарном киевском "антике" Кесаре Берлинском:
   "Соображал он быстро и сочинял такие пестрые фабулы, что если бы он захотел заняться сочинительством литературным, то из него, конечно, вышел бы любопытный сочинитель. Вдобавок к этому все, что Кесарь раз о себе сочинил, это становилось для самого его истиною, в которую он глубоко и убежденно верил. Вероятно, оттого анекдотические импровизации "печерского Кесаря" производили на слушателей неотразимо сильное впечатление".
   Дальше, передавая рассказ Берлинского о совершенно невероятном способе его делать у людей верхние больные зубы нижними, примененном им якобы к "Бибиковой теще", автор "юношеских воспоминаний" восхищенно свидетельствует:
   363
  
   "Но чуть к нему <упомянутому способу. - А. Л.> коснулся гений Берлинского, - произошло чудо, напоминающее вмале истечение воды из камня в пустыне. Крылатый Пегас-импровизатор ударил звонким копытом, и из сухой, скучной материи полилась сага - живая, сочная и полная преинтересных положений, над которыми люди в свое время задумывались, улыбались и даже, может быть, плакали" *.
   Чувствуется не только полное оправдание, но и признание художественной артистичности и в речи и в смелости создания пленительной "сочной саги".
   Вдохновенность ошеломительных импровизаций исполняла восторгом слушавшего их юношу. Берлинский поражал, запечатлялся, жил в памяти, как бы побуждал "дерзать".
   С началом "сочинительства", среди многих профессиональных советов, познается и мнение Вольтера, что все виды литературы хороши, кроме скучного. Закон принимается всем сердцем: раз он хорош для calami **, чего ради не следовать ему и в lingua? ***
   И Лесков не мог два раза рассказать о чем бы то ни было, не привнося каждый раз непроизвольных вариаций, в которые тут же сам начинал "глубоко и убежденно верить". Незыблемая точность тяготила. Даже в цитатах он не был строг, приводя их по памяти и сплошь да рядом - в отвечающей его задачам редакции. Раздражал и педантизм библиографов, которые подчас казались ему даже "противны" ****.
   Близких повествовательные вариации главы дома повергали подчас в большое смущение. Наиболее строптивые, хотя бы и неправомочные, решались бросать ему, украдкой от посторонних слушателей, негодующие взгляды. В творческом порыве рассказчик холодно отводил глаза.
   Представляло ли, однако, это собою редкое явление?
   Кто сейчас не читал, как и сколько корил себя в ранних своих дневниках в кое-чем схожем Л. Н. Толстой?
   * "Печерские антики". - Собр. соч., т. XXXI, 1902-1903, с. 10.
   ** Для письма (лат.).
   *** В языке, в речи (лат.).
   **** "Исторический вестник", 1901, N 4, с. 192.
   364
  
   Как не вспомнить рядом, с какой всеоправдывающей, если не поощряющей, веселостью писал 7 (19) ноября 1856 года И. С. Тургенев А. Н. Островскому об артистических экспромтных увлечениях в беседах А. А. Фета: "Это человек душа - милейший поэт, врет иногда так мило, что расцеловать его хочется" 51.
   Василий Семенович и моя мать не читали ни толстовских дневников, ни тургеневского письма. В простоте своих неискушенных сердец они, несомненно, все равно остались бы в протесте. Это вопрос натуры. Им она не позволяла постигать трудность совмещения в себе то виртуозного сочинителя, то скучного правдослова. И они искренно страдали.
   Возвращаюсь к дневничку:
   "Николай мечется еще и до сих пор, и когда остановится - бог знает. Какая это богатая и способная натура, а жизнь свою не умел сберечь!" (28 февраля 1871 года):
   "Вечер провел в беседе с Дронушкой: говорили о Ташкенте и о войне с киргизами. Это ребенок, зная которого, нельзя не любить его: умен, понятлив и добр, как я мало видывал детей в его возрасте" (5 марта 1871 года).
   "После обеда был у меня в гостях Дронушка: много болтал, рисовал и смешил меня. Нужно правду сказать, что, не будь его, мне в Петербурге было бы еще грустнее, а он все-таки наполняет до известной степени пустоту моего существования" (13 марта 1871 года).
   "Если бы не Дрон, совсем пустота. Я с большим удовольствием замечаю, что и он меня любит и отчаянно ссорится и заступается за меня, если кто, даже и в шутку, не похвалит меня" (17 марта 1871 года),
   "Обедал, по обыкновению, у Николая и вечером ходил к нему, но во все время не перемолвился с ним ни одним словом, потому что он молчит и хмурится, как бирюк: я, мол, сердит сегодня. Ну и бог с ним! Причудливее человека редко можно встретить, тем более что я по крайней мере не умею себе объяснить многих его выходок и капризов, истинно недостойных сорокалетнего умного и развитого человека. Порой он даже просто смешон бывает с своими мгновенно сменяющимися порывами строгости и ласк относительно Дрона, которого, по моему мнению, он только пугает и вместе балует таким способом обращения, но уж никак не "воспитывает", как ему это кажется <...> А Дрон очень нуждается в том, чтобы им занялись как следует, иначе все хорошие задатки, кото-
   365
  
   рые теперь в нем замечаются, могут при мало-мальски неблагоприятных обстоятельствах дать плохие плоды. А жаль, - мальчик очень хороший и разумный!" (20 марта 1871 года.)
   "Вечером у Николая собрались знакомые: жена и сестра Турбина, М. П. Лелева с мужем, К. С. Иванова и H. M. Фумели, было шумно и весело без принуждения,- танцевали и даже пели все, кто что умел: М. П. Лелева спела первую арию "Елены", Marie свою шансонетку, а я, по общему настоянию, последнюю арию Сусанина "Чуют правду", и, сверх всякого моего ожидания, весьма недурно, так что вызвал в слушателях одобрения и шутливые аплодисменты. - За ужином пошла речь о спиритизме 52 (инициатива подобных разговоров вечно принадлежит Николаю) сравнительно, или, лучше сказать, сопоставляя его с христианством; весьма немногие, конечно, могли принять в нем участие, а потому и скучали. слушая, а что всего хуже, так это то, что разговор этот кончился пикировкой между Николаем и Екатериной Степановною" (29 марта 1871 года).
   "Вечером у Николая А. П. Милюков читал свою повесть из времен И. В. Грозного "Царская свадьба", - дело идет о третьей женитьбе его на Собакиной. Вещь эта хорошо выработана и полна интереса как по предмету, так и по подробностям; видно, что на нее затрачено много труда и времени. Из литераторов присутствовали Богушевич, Скавронский, С. И. Турбин и Боборыкин; из простых смертных Фумели, актер Федоров и я. Мне особенно не понравился Боборыкин, - кричит громко, много, дерзко и с ужаснейшими жестами и кривляньями, - знай, дескать, наших. Мне невольно вспомнились стихи, сказанные ему С. И. Турбиным:
   Посмотреть на вас поближе,
   Так, ей-богу, даже жаль, -
   Вот что значит жить в Париже
   И ходить в Пале-рояль!
   И какая разница между тем и другим! В Боборыкине так и видишь хлыща, довольного собой, барчонка, которому хочется и полиберальничать, и не хочется от своих отстать: я-де все-таки un homme de la societe! * Он именно "штатский юнкер", по его же выражению" (1 апреля 1871 года).
   * Человек общества (фр.).
   366
  
   "Прочел новое, еще нигде не напечатанное стихотворение графа А. К. Толстого "Песня о Потоке богатыре"; рукопись его принес Николай от автора и списал себе; по форме оно напоминает древнерусские былины и представляет аллегорически народ русский; в нем много ума и язвительности, несколько напоминающей его "Целителя Пантелея" (6 апреля 1871 года).
   "Сажусь читать "Организацию труда" Луи Блана. - Вечером просидел до 10 часов у Николая, видел там жену Вс. Крестовского, - очень показалась антипатична эта барыня - что можно отчасти объяснить и моим предубеждением на ее счет, так как я давно уже знаю кое-что из ее вертепных похождений, тем не менее я не могу скрыть досады, когда ее сожалеют или оправдывают. Кроме ее, был А. П. Милюков и профессор Предтеченский; 53 беседа шла умно и занимательно" (7 апреля 1871 года).
   Задумываясь над тревогами дяди Васи за меня, почему-то вспоминаю курьезный и как нельзя более характерный для его старшего брата педагогический эксперимент последнего в отношении чужого ребенка.
   Ровно два года спустя мы жили летом в Петергофе, у Ольгиного пруда, на даче Шарбау. Гостит как-то у нас сестра Крестовского, Клеопатра Владимировна Майкова, с сыном Мишей, почти моим сверстником, двоюродным племянником Аполлона Николаевича Майкова. Отправляемся однажды после обеда на Бабьи Гоны. Поднялись на башню красивого павильона. Вид превосходный. Отец мой разворачивает широкие пояснения всех окрестных достопримечательностей. Все поглощены рассказом. Оглянулись - а Миша, лежа на каменном парапете и задрав ноги, свесился над зияющей бездной. Мать его с воплями бросилась стаскивать сына, моля его слезть и больше туда не взбираться. Разбалованный маменькин сыночек радостно визжит и еще пуще брыкается. Заметив, как взглянул на него мой отец, я дружески стал подавать ему предостерегающие знаки, на которые тот отвечал мне полным презрением. И раньше, чем несчастная мать успела еще раз в отчаянии простереть к своему непокорному сыну молящие руки, левая рука Лескова цепко ухватила сорванца за штанишки, крепко придавила его к плоскому парапету, а правая, от души отшлепав его со всем усердием, сорвала с барьера и поставила мальчишку на ноги.
   367
  
   Счастливая поначалу благополучным исходом эквилибристических упражнений сына, мамаша, "отойдя" от только что перенесенных страхов, вдруг оскорбленно позеленела. Моя мать, растерявшись, не знала, как завязать какой-нибудь отвлекающий от только что разыгравшейся сцены общий разговор. Сам пострадавший так опешил, что не сумел даже разреветься и только недоуменно оглядывался.
   Домой возвращались в полном расстройстве. В Петергофе неожиданно Клеопатре Владимировне вспомнилось, что ей сегодня же к ночи необходимо быть дома, в Петербурге. Разрыв дипломатических отношений сильно затянулся. Но ничто не вечно под луной. "Как мне благодарить вас, Николай Семенович, - услышал при выпавшей как-то встрече с оскорбившейся когда-то дамой мой отец. - Знаете ли, ведь с тех пор, как только Миша раскапризничался, мне довольно пригрозить ему, что я сейчас - уж простите - пошлю за вами, - все как рукой снимает. Такое облегчение, сказать не умею! Большое, большое вам спасибо!"
   Смена лет приносит временами кое-что и позначительнее прощения со стороны мамаши Миши Майкова.
   В 70 году, например, каким-то образом становится вновь возможным общение со "скандалистом академической газеты", с А. С. Сувориным, круто оборвавшееся десяток лет назад в Москве у "Сальясихи". Сближение с этим быстро выдвинувшимся популярным и опасным публицистом, в тайне помыслов, давно представлялось желательным и... недостижимым. Трудности здесь преодолеваются, вероятно, обращением Лескова к многолетнему врагу за посредничеством в разборе тяжбы с В. В. Кашпиревым из-за "Божедомов", закрепленным эпистолярно *. Такой демарш ломал многолетний лед, неизбежно несколько связывал враждебность "Незнакомца". А ведь в каждом деле всего ценнее первый шаг. Он был сделан. "Лиха беда - начало", - говорит народ.
   Год спустя ему посылаются уже главы романа "На ножах" и очерка "Смех и горе" с прямою и полной доверия просьбой: "Прочтите, судите и "ругайте", если добрая совесть ваша укажет вам, за что "ругать" следует" **. Переписка оживляется, становится более при-
   * Письмо Лескова от 5 и 6 апреля и Суворина от 8 апреля 1870 г. Первые два - в Пушкинском доме и последнее - в ЦГЛА.
   ** Письмо от 5 марта 1871 г. - Пушкинский дом.
   368
  
   ятельской, обоюдно нимало не убеждая "противумышленников". Не торопясь, с перебоями, дело все же движется.
   В 73-м году Суворин признает необходимым, получить от Лескова автобиографические данные, намереваясь включить их в затевавшийся им справочный сборник. Лесков охотно приступает к выполнению заказа 54, привнося в ответное свое письмо уже некую дружескую увещевательность: "Благодарю и за искренное мнение обо мне и моей деятельности. Как быть? Все мы люди, все человеки, - существа плохие и не совершенные перед идеею абсолютного разума и справедливости. Может быть, и я во многом виноват, может, и вы в чем-нибудь не безгрешны... Кто из нас в чем был правее другого, то решать не нам... В заключение скажу вам: вряд ли многие из нас теперь в существенных вопросах так противумысленны друг другу, как это кажется. А подумайте, что впереди? Если мы поживем, то не придется ли нам повоевать заодно против такого гадкого врага, который мужает в меркантилизме совести? За что же мы унижаем друг друга? И перед кем? - Перед людьми, которые всех нас менее совестливы... Распря наша часто держится характера чисто сектаторского... Это худо; но помочь этому могла бы только одна талантливая критика, а ее нет...
   Наши люди как-то более умеют щадить самолюбие и человеческое достоинство своих противников, и, по крайней мере, они едва ли на десять оскорблений отвечают одним, и то всегда гораздо более умеренным. Как хотите, а это несомненный признак порядочности, которой нельзя не уважать в самом противумысленном нам человеке. Вот вам мой болтливый ответ на ваше доброжелательное письмо, за которое еще раз благодарю вас; вполне вам верю (как и всегда верил) и желаю вам от души наилучших во всем успехов и наилучшего счастья" *.
   А следующее, очередное из сохранившихся письмо заключается совсем приятельской приписочкой: "P. S. Не случится ли быть в Петергофе? Заверните, пожалуйста. У меня такой простор, что запоздавший гость и ночует, нимало меня не стесняя, а напротив даже обязывая" **.
   * Письмо от 7 марта 1873 г. - Пушкинский дом.
   ** Письмо от 29 июня 1873 г. - Там же.
   369
  
   Чувствуется почти удовлетворенность совершившимся наконец полупримирением. Одним из самых лютых врагов из сверстников, с которыми начата была литературная жизнь, меньше!
   Вражда успела хорошо измотать нервы. Чего только не наговорено было на столбцах печати друг на друга! Сдвиг! Довольно "великих браней"! Намечается взаимная благонастроенность признание права на разномыслие.
   Большой прочности во всем, конечно, не оказалось. Не такие были темпераменты. "Одержимости разными одержаниями" хватало в каждом. И все-таки что-то заставляло искать друг друга.
   А вот что случилось раз на Фурштатской еще в годы моего детства.
   Вечер. На дворе жестокий мороз. Все дома. В угловой просторной зале огня нет. Свет идет справа из передней, слева - из комнаты матери. Вооруженный пикой, свернутой из "сахарной" синей бумаги и луком с деревянными стрелами, занимаю выгодную тактическую позицию на полу, под роялем, у педалей. Прекрасная видимость, обстрел и укол всех проходящих по этой бойкой трассе. Терпеливо поджидаю жертву. И вдруг оглушительный, нервный звонок. "Собиравшая" только что в столовой вечерний чай Паша устремляется в прихожую. Выдвигаюсь и взволнованно смотрю. В распахнувшуюся дверь с неотапливающейся парадной лестницы врываются густые клубы пара, из которых в одном хорошо запорошенном снегом сюртуке, без шапки, выдвигается высокая худощавая фигура, молча сворачивающая из передней прямо в отцовский кабинет.
   Захлопнув выходные двери, Паша, за которою увязываюсь и я, бежит доложить хозяйке о непостижимом пришельце. Вскоре же быстро входит отец: "Ради бога, как можно скорее горячего, очень горячего чая с ромом и побольше рома. Это Суворин. У него большое горе. Потом расскажу. Он безо всего пришел... обморозился... Главное - сейчас же отогреть. В ужасном, подавленном состоянии. Поскорее, пожалуйста!"
   Общий переполох. Час-полтора спустя приводят с ближайшей "биржи" карету. Отец одевает Суворина в свою запасную медвежью шубу, меховую шапку, заставляет одеть большие теплые боты и увозит его. Все взволнованы. Пока ничего толком не известно. Меня посылают спать.
   370
  
   Десятки лет я был убежден, что это явление стояло в прямой связи с трагической смертью первой жены Суворина, убитой в ночь на 20 сентября 1873 года и оставившей мужу пятерых детей, из которых младшему было четыре месяца. Сев за книгу о Лескове, я доискался точной даты убийства А. И. Сувориной и убедился, что оно относится к осени *. Что же привело Суворина к Лескову лютой зимой? Однажды мой отец писал ему:
   "Я помню две минуты жизни, когда мы пошли друг к другу... Вероятно, мы тогда не думали, что мы дурные, жестокие люди" **.
   Что это были за случаи - кануло в вечность. Дело, однако, не столько в том, что именно случилось с Сувориным, сколько в том - почему в минуту тяжкого нравственного потрясения он пошел к Лескову? К человеку, которого он "беззастенчиво оскорблял" *** и травил десяток лет. Было ли это искренней переоценкой своих поступков, отношений? Судя по многому дальнейшему - едва ли. Скорее - вспомнилось что-то раннее, молодое - и потянуло, а потом и опять отвело.
   Так и дальше: сколько-нибудь устойчивых отношений никогда не было. Всегда шла какая-то перемежающаяся лихорадка. Не без двусмысленного, видимо, юмора назвал раз Суворин в каком-то своем письме Лескова "коварным, но милым", а последний, отвечая ему той же формулой, добавил к ней еще "благоприятель". Ни глубже, ни проще ничего не удавалось. Пестроты и взрывов в настроениях и отношениях - обоюдный избыток. Дружества нет.
   Не лучше, если не хуже, идет и со многими другими. Одобрения и хвалы "благоприятелей", изрекаемые "пошептом", - раздражают. Открытого признания нет.
   Каковы же общие итоги и уровень личных дел и положения? В литературе - без ободряющего изменения. Дома - "вспышки".
   Было над чем задуматься.
   * См.: "С.-Петербургские ведомости", 1873, N 260 и 261; "Петербургский листок", N 186; "Петербургская газета", N 77; "Голос", N 261.
   ** Письмо к Суворину от 20 октября 1889 г. - Пушкинский дом.
   *** См. ст. Лескова "Дневник Меркула Праотцева". - "Русский мир", 1874, N 63, 7 марта.
   371
  
  
   ГЛАВА 9
   "ВЕЛИКОЛЕПНАЯ КНИГА"
  
   В произведениях, дышащих "местью и вызывом", как романы "Некуда", "На ножах", частью "Обойденные" и даже "Соборяне", в обильных публицистических статьях - Лесков горит желанием ниспровергнуть все установки "нетерпеливцев", поколебать авторитет их вождей, подорвать доверие к подозреваемым в неискренности их последователям.
   Сильно ожегшись, а затем немного и поостыв, он отходит от напряженно полемических романов, от слишком острых счетов с нигилизмом.
   Значительно позже сам он скажет: "Я сначала злобился, а потом смирился, но неискусно" *.
   В чем же выразилась эта неискусность и в чем видел ее сам Лесков?
   Не в маневренной ли сбивчивости и неровности самоусмирения, перемежающегося с внезапными новыми взрывами злобленья?
   Каков же в общем путь от "Некуда"?
   В следующем за ним году появляется "Леди Макбет нашего уезда" **. В тогдашнем своем тиснении рассказ полностью свободен от каких-либо с кем-нибудь счетов. Чистый, художественно данный быт.
   Дальше - "Обойденные", с противопоставлением рабоче-экономического опыта здешних героинь опыту Веры Павловны Лопуховой в романе "Что делать?" Н. Г. Чернышевского, со включением в число действующих лиц двух ведущих тягучие разговоры, аляповатых и мало приглядных нигилистов, награжденных отменно неблагозвучными нарицаниями - Вырвич и Шпандорчук ***.
   Затем "Воительница" **** - кроме легких, по лексике Лескова, "намеков на то, чего не ведает никто", почти неполемична, как и следующие за нею "Островитяне" *****.
   Обозначаются будущие "Соборяне", пока в их первоначальном плане и с точно выражавшим основную их
   * Письмо к И. С. Аксакову от 23 апреля 1875 г. - Пушкинский дом.
   ** "Эпоха", 1865, январь.
   *** "Отечественные записки", 1865, N 18-24.
   **** Там же, 1866, N 7.
   ***** Там же, 1866, N 21-24.
   372
  
   идею заглавием - "Чающие движения воды". Здесь уже не обходится без "рикошетов" по противникам. Задача - показать превосходство перед нетерпеливым зовом "в топоры" мирного чаяния целительного "возмущения воды", которое будет произведено самою благонастроенною властью, изготовляющею уже благие реформы.
   Пишется, публикуется и ставится на Александринской сцене пьеса "Расточитель" *. Цель - убедить в ужасе старых бытовых и общественных взаимоотношений, обрекаемых на гибель введением "нового суда", гласного судопроизводства, вынести бесповоротный приговор "ума и совести народной расточителям".
   Печатается чисто исторического характера бытовой очерк - "Старые годы в селе Плодомасове" **.
   Это все, в той или другой мере, отвечает или не противоречит готовности автора утишить в себе "злобленье". Но рядом с этим им овладевает "влеченье, род недуга" поддать жару, и какого!
   Публикуется, по собственному его определению, "вещь пряная и забористая", которая "шуму может возбудить множество" ***. Именуется она - "Загадочный человек", а подзаголовок ей ставится призанятый у Н. Ф. Щербины: "Эпизод из истории комического времени на Руси" ****55.
   Вся "вещь" до отказа насыщена острыми выпадами по адресу некоторых, своими именами названных, деятелей "нетерпеливого лагеря". Это как бы "эпизоды", случайно или по несовпадению во времени с выходом романа не нашедшие себе места в "Некуда".
   Исключительная "забористость" нового выпада поднимает новую озлобленность на автора, "Шуму" действительно возбуждается "множество".
   С декабря 70-го года начинают выходить главы "сокрушившего" в конце концов самого автора романа "На ножах" *****. Он тянется почти весь следующий год. Новые бури!
   * "Литературная библиотека", 1887, т. VII, кн. 1 и 2, июль.
   ** "Сын отечества", 1869, N 6-9.
   *** Письмо Лескова к А. П. Милюкову от 4 января 1869 г. - "Шестидесятые годы", с. 294.
   **** "Биржевые ведомости", 1870, N 51-78 (с пропусками).
   ***** Письмо Лескова к П. К. Щебальскому от 14 октября 1871 г. - "Шестидесятые годы", с. 324.
   375
  
   Чуть начинавшие было заживляться раны открываются сызнова.
   Так шли и обстояли дела вообще. В частности, "Соборяне" испытывали неисчислимые затруднения.
   В шести книжках последнего квартала "Отечественных записок" оповещается о предстоящем печатании в них "романической хроники "Чающие движения воды" господина Стебницкого".
   И действительно, со второй половины марта 1867 года это печатание начинается, но на второй апрельской книжке обрывается.
   Исчерпывающее объяснение этому дается Лесковым в его обращении за ссудой в Литературный фонд 56.
   Это было уже полное прекращение какой-либо связи Лескова с "почтенным редактором", для которого, "вследствие некоторых особенностей нрава и обычаев" его, литературные "скандалы не редкость".
   В том же году определенные куски хроники включаются в выпущенную книжку произведений Лескова уже под заглавием "Старогородцы. (Отрывки из неоконченного романа "Чающие движения воды")" *. В конце этой публикации автор объяснял, что "роман"... "начат был при непростительном забвении всех цензурных "терзаний", испытанных при печатании им своего романа "Некуда", и "при еще более непростительном заблуждении, что все нынешние наши, бесцензурные по имени, издания бесцензурны и на самом деле".
   В очередной стадии своих мытарств многострадальное произведение печатается под третьим заглавием - "Божедомы" - с января 1868 года в журнальчике, умирающем на февральской книжке **.
   Новое злоключение! Опять надо искать издательского радушия!
   8 августа 1868 года "Божедомов" приобретает В. В. Кашпирев для учреждаемого им журнала "Заря". Гонорар сто рублей лист. Пятьсот рублей задатка.
   Как водится, сперва идут взаимные любезности. Издатель успевает выдать автору еще тысячу рублей. Посте-
   * "Повести, очерки и рассказы М. Стебницкого", т. I, СПб., 1867, или "Сборник мелких беллетристических произведений И. С. Лескова-Стебницкого". СПб., 1873. В обоих выпусках с. 246- 292.
   ** "Литературная библиотека", 1868, январь и февраль.
   374
  
   пенно возникают неудовольствия, переходящие в прямую "дрязгу", а там доходящие и до тяжбы.
   Кашпирев предъявляет иск в 1800 рублей. Поверенный Лескова, орловский его приятель H. M. Фумели, подает встречный в 700 рублей.
   12 августа 1869 года Петербургский окружной суд, заслушав стороны, отказывает обоим в их исках и возлагает судебные по ведению дела издержки на обоих поровну.
   Постановление небывалое! По существу в выигрыше ответчик, а не возбудивший дело истец. Рассчитаться с ним все-таки надо. И хронику опубликовать тоже необходимо. Все это заботит, тяготит, раздражает...
   Возвратясь из суда, Лесков пишет в газету "открытое письмо", в котором сочно обрисовывается суть дела с открытым признанием, что в определенный момент он взял у Кашпирева "роман для поправок и объявил, что затем без письменного условия" рукописи не отдаст.
   Дальше, в доказательство неосновательности претензий противной стороны, Лесков объяснял, что предлагал последний получить от него "в возврат свой задаток в два срока с обеспечением его моими изданиями, хранящимися у Базунова, или векселями на не платящих мне за старые работы редакторов г.г. Боборыкина и Достоевского. Я не 12 августа заявил это на суде, как сообщает "Судебный вестник", а я с прошлой осени ищу такой развязки и не мог ее найти потому, что г. Кашпирев до сих пор, пока нас с ним рассудил суд, все стремился продать мой письменный стол и табуретку *.
   Не удовлетворяясь судебной победой и газетным уязвлением противника, Лесков переходит в наступление, перенося все дело в область чисто литературных счетов. Он признает себя тяжко оклеветанным и оскорбленным Капширевым на суде утверждением последнего, что прошедшие за время ссоры в "Русском вестнике" главы о "Плодомасовских карликах" составляют существенную, неотъемлемую часть полностью приобретенного им у автора романа.
   * "Биржевые ведомости", 1869, N 219, 14 августа. См. еще "Судебный вестник", 1869, N 176, 179, 209, 224, и 1870, N 21, а также "Материалы, собранные особой комиссией, высочайше утвержденной 2 ноября 1869 года, для пересмотра действующих постановлений о цензуре и печати" (ч. III, вып. 2, СПб., 1870, с. 1214-1231).
   375
  
   Поднимается новая "свада", но на этот раз по строго принципиально литературному вопросу, разрешить который в силах только третейский суд профессионалов.
   Лесков, не без побочных соображений, вовлекает в дело заведомо враждебного ему А. С. Суворина, несомненно. не расположенного к нему М. М. Стасюлевича. Предположительно называются тут и граф А. К. Толстой, и А. П. Милюков, и А. М. Скабичевский, и H. H. Страхов 57.
   Задумывается и сооружается нечто выше нужды громоздкое. 8 апреля 1870 года днем он получает испрошенную ему Сувориным аудиенцию у Стасюлевича.
   Последний, с профессорской методичностью, выдержкой и авторитетом лет и опыта, видимо, доказывает пылающему не слишком обоснованным негодованием сангвинику призрачность клевет и оскорблений, усматриваемых Лесковым со стороны Кашпирева. Создается положение, при котором можно удовольствоваться оглаской своих попыток и, внемля старейшему, как бы из уважения к его авторитету, утишить гнев свой. Буря стихает *.
   "Хроника" по-прежнему не пристроена! Заколдованность ее судьбы удручает. Столько затрачено трудов, столько было ожиданий.
   Раздосадованный Лесков пишет в Москву незнакомому еще ему С. А. Юрьеву, собиравшемуся редактировать нарождавшийся журнал "Беседа". Предлагая своих "Божедомов", он говорит, что его герои "несколько необыкновенны, - они церковный причт идеального русского города. Сюжет романа, или, лучше сказать, "истории", есть борьба лучшего из этих героев с вредителями русского развития. Само собой разумеется, что ничего узкого, фанатичного и рутинного здесь нет. Детали романа нравятся всем и, между прочим, Михаилу Никифоровичу Каткову, но в общей идее он для некоторых взглядов требует изменений, которых, по-моему, он вовсе не требует" **.
   Завязывается переписка, как будто что-то сулящая.
   9 марта 1871 года Лесков везет своих "Божедомов" в Москву в предположении отдать их Юрьеву. Тот, видимо, мнется, тянет, а Катков, обласкав автора, приобре-
   * См. письма Лескова к А. С. Суворину от 5 апреля 1870 г. и мартовское 1871 г. (Пушкинский дом); письмо Суворина к Лескову от 6 апреля 1870 г. (ЦГЛА).
   ** Письмо к С. А. Юрьеву от 5 декабря 1870 г. - "Щукинский сборник", вып. V, М., 1900.
   376
  
   тает "старогородскую хронику", которая получит потом свое последнее заглавие - "Соборяне" - и посвящение - "графу Алексею Константиновичу Толстому".
   Со слов вернувшегося 19 марта брата, Василий Семенович заносит в свой дневничок: "Сегодня утром приехал аз Москвы Николай, где поместил наконец своих "Божедомов" у Каткова в "Русском вестнике"... Я душевно радуюсь тому успеху, которым, по его словам, пользовались в Москве в этот приезд его произведения и он сам. От "Божедомов" я жду много хорошего. Дай бог счастья и доли Николаю, - работает он страшно, подчас даже не по силам своим" *.
   С продажей романа не только нравственно, но и материально гора сваливается с плеч. Катков дал не сто, как давал Кашпирев, а полтораста рублей за лист. Это облегчает погасить долг Кашпиреву, возросший с процентами до тысячи девятисот рублей. Одной обузой стало меньше.
   В апреле приезжает в Петербург Катков. Лесков делится с П. К. Щебальским сведениями о своих свиданиях с приезжим и об общем положении издательских своих дел: "На сих днях ко мне обратился книгопродавец Ваганов с просьбою продать ему право на "Полное собрание" моих сочинений, - я отказался. По-моему, это еще рано и невыгодно для меня до тех пор, пока будут напечатаны "Божедомы". Здесь я вошел с Михаилом Никифоровичем несколько в иной тон отношений. Не знаю, чему это приписать? Начальное внимание его ко мне, верно, кроется в столь зримой интриге моей в пользу классического образования - интриге непредосудительной и, смею думать, даже честной... Надо же было хоть один орган удержать в пользу этого вопроса, а тут мы, разумеется "поинтриговали". Что делать? Но потом Михаил Никифорович верно, нашел, что меня пустым мешком не били, и обласкал меня, как никогда не ласкивал" **.
   Идет благорастворение воздухов... Однако вслед приходят и будни: обычная, мучительнейшая для авторов, редактурная пытка, нравственная дыба, волокита, требо-
   * Запись 19 марта 1871 г. - Архив А. Н. Лескова.
   ** Письмо от 8 апреля 1871 г. - "Шестидесятые годы", с. 309. См. статьи Лескова (бесподписные) в "Биржевых ведомостях" (1869, N 153, 282, 298, 312, и 1870, N 15 и 39).
   377
  
   вание ненужных изменений, подправочки, усмирение или усиление тех или других мест и т. д. "до бесконечности". Переварить весь этот, по-нынешнему говоря, "принудительный ассортимент" бывает труднее, чем написать работу.
   Усовершателем "великолепного" творения и судьей, утверждающим окончательный его текст, а частью даже форму, становится П. К. Щебальский, человек без сколько-нибудь значительного положения в литературе.
   Порядочный, воспитанный и благожелательный, он несопоставляем с автором в мере литературной одаренности. Спасибо, что приятен в обхождении и обычае, что Лесков, чувствующий, что "это, может быть, единственная моя вещь, которая найдет себе место в истории нашей литературы", - жертвенно идет на уступки с трогательной покорностью року и даже с ясно улавливаемой радостью, что ментором ему дан уважаемый им Щебальский, а не иной кто из катковских препараторов.
   Он пишет своему редактору: "Я уполномачиваю вас, однако, сделать те сокращения, какие вы признаете полезными, но непременно вашей рукою, осторожною и доброжелательною... Хроника же такая, как "Божедомы", должна быть строго верна правде дня и я возмущаюсь против вас, мой благороднейший руководитель" *.
   Но так иди иначе, а мало кому ведомый сейчас Щебальский руководствует Лескова!
   Постепенно автор начинает изнемогать и пишет своему наставнику:
   "О себе вам скажу вот что: я некоторое время сам не знаю, что о себе думать: мне как-то все жестоко надоело, то есть так надоело, что я все держусь плана вашего: хочу на год спрятаться в Веве, или еще лучше в Сорренто, и что-нибудь "совершить" (как говорил Гоголь). Мне все кажется, что все, что я пишу, вовсе не то, что я хочу и могу написать, - могу, ибо ощущаю, что
   Жизнь хороша, потому что искусство прекрасно.
   Возлюбите, ради любви к искусству и идее любви, моих "Божедомов" и соблюдите их. Я на них возлагаю большие мои надежды, и по их поводу, вероятно, придется договориться до дела: будет или не будет выходить
   * Письмо к П. К. Щебальскому от 8 июня 1871 г. - "Шестидесятые годы", с. 320.
   378
  
   в 1872 году "Русский вестник"? Если не будет, то, я полагаю, надо будет передать роман в "Беседу" или, может быть, напечатать в "Совр[еменной] летописи" *.
   Новая угроза: не придется ли снова переустраивать свое творение к Юрьеву или спускать его в газетку, в которой, по выражению Лескова, раз уже "кокнуло, как яйцо в яишнице", его "Смех и горе". Тревогам и опасениям нет конца, и в них тянется бесконечная мука мученическая!
   Где тут было "совершать", когда после трехлетних "терзательств" пришлось самого Савелия отпускать "в горняя" утишенным и примиренным, а не опаленным и негодующим на неоправдание ни одного из "чаяний".
   Предлагая роман Юрьеву, Лесков подчеркивал необыкновенность своих героев. Роман был необыкновенен весь, во всем своем строении, этот единственный и первый "роман без любовной интриги", как его характеризовал автор **.
   Что же могло внушить мысль дать героями романа людей, которые в этих ролях так "необыкновенны"?
   В этой области есть ценное показание писателя.
   Рисуя "кромешный ад, который представляла собою орловская монастырская слободка" с благостно резидировавшими в ней "лютыми крокодилами" архиереями и "ужасными", ненасытными их секретарями Бруевичами, с "многострадальными" священно- и церковнослужителями, вызывавшимися туда "под начал" или "ожидавшими резолюции" преосвященных, Лесков, от сердца болезнуя о последних, открывает душу:
   "Они располагали меня к себе их жалкою приниженностию и сословной оригинальностью, в которой мне чуялось несравненно более жизни, чем в тех так называемых "хороших манерах", внушением коих томил меня претензионный круг моих орловских родственников. И за эту привязанность к орловским духовенным я был щедро вознагражден: единственно благодаря ей я с детства моего не разделял презрительных взглядов и отношений "культурных" людей моей родины к бедному сельскому духовенству. Благодаря орловской монастырской слободке я знал, что среди страдающего и
   * Письмо от 7 октября 1871 г. - "Шестидесятые годы", с. 323.
   ** Письмо Лескова к Б. М. Бубнову от 14 мая 1891 г. - Там же, с. 361.
   379
  
   приниженного духовенства русской церкви не все

Другие авторы
  • Коропчевский Дмитрий Андреевич
  • Уайзмен Николас Патрик
  • Ожегов Матвей Иванович
  • Жиркевич Александр Владимирович
  • Бешенцов А.
  • Кипен Александр Абрамович
  • Крестовская Мария Всеволодовна
  • Д. П.
  • Радлова Анна Дмитриевна
  • Дризен Николай Васильевич
  • Другие произведения
  • Сологуб Федор - Красота
  • Свенцицкий Валентин Павлович - Граждане неба. Моё путешествие к пустынникам Кавказских гор
  • Толстой Лев Николаевич - Севастополь в мае
  • Нарежный Василий Трофимович - В. А. Грихин, В.Ф.Калмыков. Творчество В. Т. Нарежного
  • Измайлов Владимир Васильевич - Надгробное cлово, сочиненное Г. Левандою
  • Дружинин Александр Васильевич - (Замысел драмы о семье Саксов.)
  • Львов-Рогачевский Василий Львович - Имажинизм
  • Голицын Сергей Григорьевич - Голицын С. Г.: биографическая справка
  • Новоселов Н. А. - Открытое письмо графу Л. H. Толстому
  • Екатерина Вторая - Аллегорические сказки
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
    Просмотров: 408 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа