о ремеслу.
Так с этим заглавием "вещица" и пошла жить **.
* В действительности - Гомер. Одиссея, кн. VIII, стих 550:
Между живущих людей безыменным никто не бывает
Вовсе; в минуту рождения каждый, и низкий и знатный,
Имя свое от родителей в сладостный дар получает 17.
** Пьеса под этим названием напечатана в журнале "Артист" (1889, ноябрь, кн. III) в приложении. О ней упоминает П. П. Гнедич. - "Книга жизни", изд. "Прибой", 1929, с. 211.
305
Крестительские таланты Лескова были хорошо известны. Он ими не таился и не скупился. Напротив.
Устраивая давнему киевскому своему другу одну "работку" в "Исторический вестник", он пишет ее автору: "Заглавие тоже хорошо, но я бы его несколько изменил, чтобы казалось еще независимее. Почему бы не озаглавить так, например: "Византийский отблеск в русском боярстве - опыт бокового освещения к русским фигурам "Боярской думы" <Ключевского. - А. Л.>? Ко мне частенько "братия" толкается за заглавиями и, смеясь, "просят наречь имя младенцу". Я люблю заглавие, чтобы оно было живо и в самом себе рекомендовало содержание живой повести" *.
Случилось ему раз, едва ли особенно точно, но прелюбопытно, рассказать беседу свою с А. Ф. Писемским, вызванную затруднениями, происшедшими с пьесой последнего "Подкопы" в 1872 году. С ней все шло как будто заклятое, - и даже самое заглавие ее долго не давалось. Писемский это чувствовал и говорил Н. С. Лескову: "Я родил, брат, и умираю. Предаю дух мой. Мне силы нет подумать об имени этого ребенка... Я изнемог в муках рождения... Ты по поповской части очень усерден - ты нареки сему чадищу имя. Только смотри, чтобы кличка была по шерсти" **.
Не меньшее значение придавал Лесков и дарованию "пришедшему в мир" имени, с которым тому придется пройти весь свой "путь жизни".
В молодости первому своему сыну он дал имя своего деда, в котором ценил крепкий нрав и ум. Митя умер ребенком. В вопросе о наречении второго, вероятно, решающим был голос матери ребенка. Она была горячая патриотка, в частности своего родного города.
Киев, по преданиям, был местом апостольского подвига Андрея Первозванного. В его честь как раз над Подолом, на круче Старого города, высился дивной красоты и ажурной легкости собор, построенный по проекту гениального Варфоломея Растрелли в стиле затейливого барокко, почти тожественный Смольному собору, сооруженному этим зодчим в Петербурге.
* Письмо к Ф. А. Терновскому от 12 ноября 1882 г. - "Украiна", 1927, кн. 1-2, с. 188-189.
** "Заповедь Писемского".