." Ни словом не
упоминает он в своей драме о том событии, которое казалось будущим
поколениям центральным фактом, совершившимся в правление короля Иоанна - о
Великой хартии. Это зависело, вероятно, отчасти от того, что Шекспир близко
придерживался своего источника, старой пьесы, отчасти от того, что он не
оценил этого события по достоинству. Он не понял, что благодаря Великой
хартии укрепилась гражданская свобода в стране и образовалось среднее
сословие, помогавшее династии Тюдор в ее борьбе против необузданных баронов.
Но главная причина того, что он умалчивает о Великой хартии, заключается,
кажется, в том факте, что Елизавета не любила, если ей напоминали об этом
старом документе, охранявшем гражданскую свободу. Она не выносила, если
говорили об ограничении ее монархической власти или ссылались на поражения
ее предков в борьбе с воинственными и свободолюбивыми вассалами. Подданные
шли навстречу этому желанию.
Национальное могущество Англии было результатом ее правления, поэтому
считали неудобным особенно резко подчеркивать права народа и не находили
особенного удовлетворения при виде изображения того исторического эпизода,
который доставил ему эти привилегии.
Лишь гораздо позднее, в эпоху Стюартов, английский народ стал обращать
больше внимания на конституцию. Современные поэты-хронисты упоминают лишь
вскользь о победе баронов в борьбе за Великую хартию. Взгляд Шекспира на эти
исторические события был, следовательно, навеян столько же духом времени,
сколько и личным настроением.
ГЛАВА XX
Обработка пьесы "Укрощение строптивой". - Происхождение "Венецианского
купца". - Шекспир думает о богатстве. - Его состояние растет. - Покупка домов
и земельных участков. - Денежные дела и процессы.
Первые две пьесы, в которых, как полагают, отразилось влияние
путешествия в Италию, это "Укрощение строптивой" и "Венецианский купец".
Первая комедия написана не позже 1596 г., вторая, без всякого сомнения, в
том же самом или в следующем году. Мы говорили уже достаточно подробно о
пьесе "Укрощение строптивой". Это смелая и быстрая переделка старой пьесы,
здание которой Шекспир разрушил, чтобы из его архитектурного материала
воздвигнуть красивый дворец, полный воздуха и света. Уже старая комедия
пользовалась большим успехом на сцене. Гений Шекспира вдохнул в нее новую и
лучшую жизнь. Его пьеса не более и не менее, как фарс, не лишенный, однако,
драматического движения и некоторого огня, и
производящий
незабвенно-комическое впечатление своим контрастом между грубоватым,
мужественным Петруччио и избалованной, капризной, страстной, миниатюрной
женщиной, которую он укрощает. "Венецианский купец" - первая самостоятельная
комедия Шекспира. Она имеет больше литературного значения, и сам поэт
отнесся к ней иначе. В нее он вложил в гораздо большей степени свою душу,
чем в легкую пьеску "Укрощение строптивой". Мысль написать "Венецианского
купца" была дана Шекспиру трагедией Марло "Мальтийский жид".
В первой сцене герой Барабас (Варавва) сидит в своей конторе и
рассматривает с восхищением лежащие перед ним груды золота. В длинном
монологе, занимающем несколько страниц, он перечисляет свои сокровища: тут
есть жемчуг, подобный большим круглым камням, опалы, сапфиры, аметисты,
топазы, зеленые смарагды, чудные рубины и сверкающие алмазы. В начале пьесы
он владеет всеми сокровищами, которые доставили Алладину духи
чудодейственной лампы, и о которых хоть раз в жизни мечтал каждый
бедняга-поэт.
Подобно Шейлоку, Барабас - еврей и ростовщик; подобно ему он имеет
дочь, влюбленную в христианина: он так же мстителен, как Шейлок. Но это не
человек, а чудовище. Когда христиане лишают его всех богатств, он становится
преступником в грандиозном стиле сказки или в духе сумасшедшего дома. Он
пользуется собственной дочерью, чтобы отомстить за нанесенные обиды, и
отравляет ее потом вместе со всеми монашенками того монастыря, где она нашла
приют. Шекспир преобразил этого скучного дьявола в коже еврея в простого
человека и настоящего еврея. Но поэт едва ли увлекся бы этим сюжетом, если
бы образы и мысли, наполнявшие в это время его воображение, не походили бы
совсем на впечатления, полученные от трагедии Марло. А ум Шекспира был тогда
всецело поглощен такими представлениями и понятиями, как богатство, нажива,
имущество и т. д. Он только не мечтал, подобно еврею, не имевшему нигде
права владеть землей, о деньгах и драгоценных камнях, а желал, как дитя
деревни, как истый англичанин, приобрести дома и участки земли, поля и сады,
затем и капитал, который можно было бы выгодно поместить, и стремился к
тому, чтобы вместе с тем возвысить свое общественное положение.
Мы видели, как равнодушно Шекспир относился к своим пьесам, как мало он
заботился о том, чтобы упрочить свою славу их изданием. Все издания,
вышедшие в свет при его жизни, были напечатаны помимо его участия и даже,
вероятно, против его воли. Ведь продажа книг не доставляла ему никакой
выгоды, напротив, наносила ему только один убыток, уменьшая наплыв публики в
театр. Если далее вспомнить его сонеты, где он скорбит о своей актерской
профессии и ссылается с такой грустью на презрение общества к его сословию,
то не может быть никакого сомнения в том, что бедный юноша прибегнул к этому
занятию только ради необходимости заработать кусок хлеба.
Правда, актеры вроде Бербеджа, да и он сам, были очень популярны и
любимы в некоторых великосветских кружках, так как далеко превзошли обычных
представителей этой профессии. Но они все-таки считались чем-то вроде
вольноотпущенников и не были гражданами или джентльменами. В стихах поэта
Дэвиса из Гирфорда, начинающихся словами "Актеры, я вас люблю..." с
примечанием "W. S." и "R. В." (т. е. Вильям Шекспир и Ричард Бербедж) оба
актера упомянуты как редкое исключение. Далее следуют очень
многозначительные слова: "Хотя подмостки грязнят человека благородной крови,
но образ мыслей и поведение обоих благородны".
Однако профессия актера была очень выгодной. Все почти выдающиеся
актеры разбогатели. В современной литературе мы находим достаточно много
указаний на то, что этот факт представлял одну из причин враждебного
отношения к ним общества. В пьесе "Возвращение с Парнаса" актер Кемп
заявляет двум студентам кембриджского университета, пожелавшим учиться у
него и у Бербеджа, что самая выгодная из всех профессий - актерская. В одном
памфлете того же времени повешенный вор дает одному странствующему актеру
совет купить землю, если ему надоест писать комедии: тогда он достигнет
почетного положения. Конечно, это колкий намек на Шекспира. Наконец, в одной
эпиграмме сборника "Laquei Ridiculosi" (1616), озаглавленной "Theatrum um
licentia" говорится о том, что некоторые актеры приобретают такие богатства,
которые положительно достойны осуждения.
Шекспир мечтал прежде всего не о том, чтобы прославиться в качестве
поэта или актера, а о материальном богатстве, в котором видел верное
средство улучшить свое общественное положение. Банкротство отца, лишившее
его всякого социального значения, отозвалось тяжело на сыне. Он с юных лет
никогда не терял из вида свою заветную цель - реабилитировать имя и
авторитет своей семьи. В 32 года он уже успел сколотить небольшой капитал,
и, стремясь неуклонно к тому, чтобы возвыситься над своим сословием, он
старался поместить его как можно выгоднее.
Отец Шекспира боялся переходить улицу, потому что его могли арестовать
за неоплаченные долги. Сам поэт подвергся юношей телесному наказанию по
приказанию помещика и заключению в темный погреб. Маленький городок, бывший
свидетелем его унижений, должен был сделаться очевидцем его реабилитации в
общественном мнении. Он хотел вернуться почтенным домовладельцем и помещиком
туда, где о нем говорили, как о сомнительном актере и драматурге. Люди,
причислявшие его к пролетариату, должны были его вновь увидеть джентльменом,
т. е. представителем низшего дворянства (the gentry). Poy сообщает со слов
сэра Вильяма Давенанта предание, будто лорд Саутгемптон положил основание
богатству Шекспира, подарив ему 1.000 фунтов. Ввиду значительности этой
суммы приведенное известие кажется маловероятным, хотя, правда, Бэкон
получил от Эссекса гораздо больший подарок. Разумеется, молодой лорд
вознаградил поэта за посвящение ему двух эпических поэм; тогдашние поэты
жили вообще не гонораром, а посвящениями. Так как обычное вознаграждение за
посвящение достигало пяти фунтов, то даже 50 фунтов могли считаться
значительным подарком.
Шекспир сделался, без сомнения, очень рано пайщиком театра: он обладал,
по-видимому, особенным умением выгодно помещать свои капиталы. Упорное
желание выбиться во что бы то ни стало в люди в связи с присушим
англосаксонской расе практическим чутьем сделали его первоклассным дельцом.
Он развернул вскоре такие блестящие финансовые таланты, которыми обладали
среди других великих национальных писателей разве только еще Гольберг и
Вольтер. Мы видим по документам, как начиная с 1596 г. Шекспир богатеет. В
этом году отец поэта подает, вероятно, по его инициативе и на его средства,
прошение в Herald College (учреждение, соответствующее нашему департаменту
герольдии) о выдаче ему дворянского герба, рисунок которого, с пометкой
"октябрь 1596 г.", сохранился до наших дней. Другими словами, Шекспир был
официально зачислен в список дворянства. Это обстоятельство давало ему
(равно как и отцу) право, присоединять к своей фамилии эпитет "джентльмен".
Мы заключаем это из некоторых более поздних документов и из его завещания.
Конечно, сам Шекспир не имел право хлопотать о выдаче ему дворянского герба.
Актер считался слишком презренным существом, чтобы отважиться на такой шаг.
Он поступил очень разумно, снабдив отца необходимыми средствами к
осуществлению своей мысли. Положим, старик Шекспир не имел по понятиям того
времени никакого права на дворянский патент.
Но сэр Вильям Детик, "король гербов", был очень услужливым чиновником,
доступным, по всей вероятности, "звонким" аргументам. За это он часто
подвергался суровым обвинениям и лишился под конец своей должности: уж
слишком легкомысленно раздавал он гербы. До нас дошла его самозащита по
поводу шекспировского прошения. В ней он прибегает к разным невинным
вымыслам, вроде, например, того, что Шекспир уже получил лет 20 тому назад
эскиз своего дворянского герба от тогдашнего "короля гербов" Кука, и что он
был назначен именным указом королевы мировым судьей, тогда как в
действительности его должность считалась не более, как коммунальной. Однако
это дело затянулось. Еще в 1597 г. Джон Шекспир именуется "йоменом". Он
получил дворянский патент только в 1599 г. вместе с разрешением (которым,
впрочем, его сын никогда не пользовался) соединить герб семейства Шекспиров
с гербом семейства Арденов. Поле этого герба занято копьем, лежащим поперек
острием вниз, слева направо, и на нем начертана фамилия владельца. Копье
золотое, острие железное. Над щитом красуется в виде шлема серебряный сокол,
держащий в когтях другое золотое копье. Девиз гласит (не без некоторой
иронии): "Non s'ans droict" (не без права). Но разве существовал такой
дворянский герб, которого Шекспир был бы недостоин.
Весной 1597 г. Вильям Шекспир купил "New Plays", самый большой и одно
время самый красивый дом в Стрэтфорде. Так как в то время он был довольно
ветх, то за него потребовали довольно незначительную сумму в 60 фунтов.
Шекспир отремонтировал его, разбил вокруг него два сада и присоединил к
этому участку еще несколько других. Зимой 1598 г. в Стрэтфорде
господствовала дороговизна на хлеб. В списке домовладельцев Шекспир значился
в это время как собственник 10 квартеров хлеба и ячменя, другими словами он
был третьим богачом в городе. Дом "Ньюплейс" лежал как раз напротив часовни
гильдии; ее колокольный звон он слышал уже маленьким мальчиком. В то же
самое время Шекспир дает отцу деньги, чтобы вновь начать процесс против
Джона Ламберта из-за имения Эшби, заложенного 19 лет тому назад. Мы видели,
что сын так близко принял к сердцу неудачный исход этого процесса, что вплел
в пролог только что им оконченной пьесы "Укрощение строптивой" выходку
против семейства Ламберт. Из одного письма некоего Авраама Сторлея от 24
января 1597 г., адресованного на имя его шурина Ричарда Куини (сын которого
впоследствии женился на младшей дочери Шекспира), видно, что поэт считался в
то время уже весьма денежным человеком. В этом письме уроженец того же
города Стрэтфорд советует Шекспиру вместо того, чтобы приобретать участки
земли в соседнем Шоттери, лучше купить право сбора десятинной пошлины в
Стрэтфорде. Это было, действительно, очень выгодное предприятие. Кроме того,
городу было далеко не безразлично, кто получал это право, так как община
участвовала в доходах. Шекспир нашел тогда арендную сумму слишком высокой.
Только семь лет спустя, в 1605 г., он приобрел право на половину десятинной
пошлины в Стрэтфорде, Старом Стрэтфорде, Бишоптоне и Велкомбе за
значительную сумму в 440 фунтов. Раньше эту пошлину взимала церковь, начиная
с 1554 г. - община, а с 1580 г. - частные лица. Разумеется, эта привилегия
запутала Шекспира, как и следовало ожидать, в частые процессы.
В одном письме от 1598 г. Ричард Куини, поверенный жителей Стрэтфорда в
столице, писал одному родственнику: "Если вам удастся устроить с Вильямом
Шекспиром коммерческое дело, и если он вам даст деньги, то привезите их с
собой домой". Тот же самый Куини написал письмо Шекспиру, - это единственное
письмо на его имя, дошедшее до нас, быть может потому, что никогда не было
отправлено, - умоляя здесь трогательными, задушевными словами своего
любезного земляка одолжить ему 30 фунтов под проценты и с условием
поручительства. В другом письме от 4 ноября того же самого года Сторлей
выражает свое удовольствие, узнав, что Шекспир изъявил свое согласие ссудить
стрэтфордских граждан некоторой суммой, и просит более подробные сведения об
условиях.
Все эти документы доказывают с достаточной убедительностью, что Шекспир
не разделял официального отвращения своих современников ко взиманию
процентов, которое отличает венецианского купца от Шейлока.
По понятиям того времени христианину не следовало брать проценты.
Однако в большинстве случаев поступали наперекор этому правилу. Шекспир
взимал по тогдашнему обычаю 10 процентов. В следующие годы он продолжает
приобретать участки земли. В 1602 г. он покупает в Стрэтфорде на 320 ф.
земли, годной под пашню, и за 60 ф. дом с прилежащим участком. В 1610 году
он прикупает еще 20 акров, а в 1612 г. приобретает в компании с двумя
знакомыми дом с садом в Лондоне за 440 фунтов.
Шекспир был настоящим деловым человеком. Находясь в Лондоне, он ведет
процесс с каким-то бедняком Филиппом Роджерсом из Стрэтфорда, купившим у
него в 1603 и 1604 гг. небольшими партиями солода на 1 ф. 19 шил. 10 пенс, и
занявшим у него, кроме того, два шиллинга. Он уплатил только 6 шиллингов.
Итак, Шекспир ведет процесс из-за 1 ф. 15 шил. 10 пенсов! В 1609 г. он опять
предъявляет иск к одному из стрэтфордских жителей на сумму в 6 ф. 24 шил. и
привлекает к ответственности поручителя, так как должник успел скрыться.
Все эти подробности доказывают прежде всего, что между Стрэтфор-дом и
Шекспиром существовала самая тесная связь даже в период его лондонской
жизни. В 1596 г. он восстановил, наконец, в глазах общества репутацию своей
семьи. Он сделал бедного, запутавшегося в долгах отца джентльменом, доставил
ему дворянский герб и сам сделался одним из самых богатых и видных
землевладельцев родного городка. Он неустанно увеличивал свои капиталы,
округлял свои поместья, и если покинул Лондон, театр и литературу еще во
цвете сил и окончательно поселился в Стрэтфорде, чтобы дожить там свой век
зажиточным помещиком, то поступил, по-видимому, совершенно логично.
Мы видим далее, как ревностно Шекспир стремился к тому, чтобы
возвыситься над сословием актеров, к которому принадлежал. В 1599 г. он
получил, наконец, право подписываться "В. Шекспир из города
Стрэтфорда-на-Эвоне, в графстве Уоррикшир, джентльмен". Разумеется, он еще
не мог считаться представителем настоящего дворянства. Оба актера, издавшие
в 1623 г. в качестве добрых товарищей его произведения, называют его в своем
посвящении просто "слугою" графов Пемброка и Монтгомери, а его драмы -
безделками. "Их сиятельства воздадут этим "безделкам" слишком великую честь,
если удостоят их прочтением. Они посвящают обоим знатным братьям эти
произведения только потому, что последние оказали покойному поэту столько
снисхождения и столько милостей".
Изучение этих старых деловых писем и коммерческих актов любопытно в том
смысле, что освещает такую область душевной жизни Шекспира, о которой мы
иначе не имели бы никакого представления. Поэт мог иметь в виду самого себя,
влагая следующие слова в уста Гамлета, стоящего у открытой могилы Офелии (V,
1): "Этот молодец был, может статься, в свое время ловким прожектером,
скупал и продавал имения. А где теперь его крепости, векселя и проценты?
Неужели всеми купчими купил он только клочок земли, который могут покрыть
пара документов?"
Мы возвращаемся к нашей исходной точке.
Ясно, что Шекспир, рисуя в "Венецианском купце" различное отношение
людей к понятиям нажива, имущество, капитал, богатство и т. д., приступал к
решению этих вопросов с живым, личным интересом.
ГЛАВА XXI
"Венецианский купец". - Источники и характеры. - Антонио, Порция, Шейлок, -
Лунный пейзаж и музыка. - Взгляд Шекспира на музыку.
Из пьесы Бена Джонсона "Вольпоне" видно, что туристы, посещавшие
Венецию, нанимали себе комнату и поручали какому-нибудь еврею меблировать
ее. Если путешественник был в то же время и писателем, то он получал таким
образом возможность, которая не существовала в самой Англии, - изучить
характер и речь евреев. Шекспир воспользовался этим случаем. Он заимствовал
имена евреев и евреек, встречающиеся в "Венецианском купце" из Ветхого
Завета. В первой книге Моисея (10, 24) попадается имя Села, или по-еврейски
Шелах (имя одного маронита из Ливана). Шекспир видоизменил это имя в Шейлок.
Далее в той же книге встречается (И, 24) имя Джиска (выглядывающая,
высматривающая). В двух английских переводах Библии, относящихся к 1549 и
1551 гг., оно писалось Джеска. Шекспир превратил его в Джессика. Ведь Шейлок
говорит, как известно, что Джессика имеет привычку выглядывать из окна и
любоваться уличными зрелищами.
Шекспировская публика узнала различными путями легенду о еврее, который
упорно требовал от своего должника-христианина взамен уплаты денежного долга
фунт его собственного мяса, и который был принужден не только с позором
отказаться от своего иска, но даже принять христианство. Этот сюжет (равно
как и мотив с тремя ящиками) оказался буддийского происхождения, и многие
исследователи придерживаются того мнения, что он из Индии перекочевал в
Европу. Однако можно предположить и обратное движение. Как бы там ни было,
но мы находим уже в 12 таблицах древнего Рима закон, в силу которого
кредитор имел право вырезать у несостоятельного должника кусок мяса. Один из
источников шекспировской пьесы ссылается именно на это постановление. В
старину этот обычай существовал везде, и Шекспир только перенес его из
седой, варварской древности в современную ему Венецию. В этом рассказе
рисуется переход от периода безусловного исполнения строгого закона к более
позднему периоду господства принципа справедливости. Этот рассказ
представлял, таким образом, удобный повод к красноречивой тираде Порции о
различии между законом и милосердием, тираде, превращавшейся в уме зрителей
в доказательство превосходства христианской морали над еврейским культом
формального закона. Одним из источников, которым Шекспир пользовался для
личности Шейлока, особенно для сцены в суде, является трактат Сильвейна
"Оратор". Двадцать пятая ГЛАВА этого сочинения озаглавлена "О еврее,
потребовавшем от христианина вместо уплаты долга фунт его собственного
мяса". Так как книга Сильвейна вышла в английском переводе Энтони Мондея в
1596 г., а "Венецианский купец" упоминается в 1598 г. у Миреса в ряду других
шекспировских пьес, то нет никакого сомнения, что драма написана именно в
этот промежуток времени. В упомянутом произведении купец и еврей произносят
каждый по речи, и обвинения, взводимые на второго, интересны в том смысле,
что живо рисуют отношения того времени к евреям: они потому так упрямы и
жестоки, - говорится здесь, - что желают во что бы то ни стало глумиться над
распятым ими христианским Богом; они всегда были безбожным народом, так как
Библия полна рассказов о их возмущениях против Бога, судей и священников.
Даже больше, их прославленные патриархи продали собственного брата.
Но главным источником для пьесы Шекспира была, без сомнения, повесть
"Приключения Джанетто" из сборника Джованни Фиорентини "II Ресогопе",
вышедшего в 1558 г. в Милане.
Молодой купец Джанетто приезжает со своим богато нагруженным кораблем в
гавань близ дворца Бельмонте, принадлежащего одной прелестной юной вдове.
Много поклонников окружает ее. Она готова подарить свою руку и свое
состояние тому, кто исполнит никем пока еще не исполненное условие. Оно
выражено в чисто средневековом грубо-наивном духе. Когда наступает ночь,
дама приглашает своего гостя разделить с нею ложе. Но усыпительный напиток,
который она ему перед этим подносит, погружает его в глубокий сон, и когда
всходит солнце, он обязан отдать прекрасной вдове свой корабль вместе с
грузом и покинуть ее с позором и убытками. Джанетто терпит неудачу, но он
находится до такой степени под обаянием своей страсти, что когда добрый
Ансальдо, воспитавший его, снаряжает для него корабль, он снова возвращается
в Бельмонте. Однако и это посещение оказывается столь же бесполезным. Чтобы
послать Джанетто в третий раз, Ансальдо принужден занять у одного еврея под
известным нам условием 10.000 дукатов. На этот раз молодой человек избегает
опасности благодаря доброму совету одной из служанок. Он женится на
прелестной вдове и забывает в своей радости вексель, данный еврею Ансальдо.
Он вспоминает о нем только в самый день срока. Жена советует ему немедленно
поехать в Венецию и дает ему на дорогу 100.000 дукатов. Переодевшись затем
адвокатом, она отправляется вслед за ним и появляется в Венеции в виде
молодого, известного юриста из Болоньи. Но еврей отказывается наотрез от
всех предложений, имеющих в виду спасти Ансальдо, даже от 100.000 дукатов.
Затем сцена в суде происходит так же, как и в пьесе Шекспира. Молодая
супруга Джанетто произносит тот же приговор, что и Порция. Еврей не получает
ни гроша и не имеет возможности пролить ни одной капли крови Ансальдо.
Благодарный Джанетто предлагает адвокату все 100.000 дукатов, но тот требует
только перстень, данный ему женой, и шутливая завязка развязывается так же
легко, как у Шекспира.
Так как поэт нашел неудобным сохранить условие, поставленное прекрасной
вдовушкой новеллы для получения ее руки, он нашел другое в одном из
рассказов сборника "Римские деяния". Здесь молодая девушка должна выбирать
между тремя ящиками: золотым, серебряным и оловянным, если желает сделаться
невестой царевича. Надпись на золотом ящике обещает тому, кто его выберет,
дать то, что он заслуживает. Молодая девушка отказывается из скромности и
поступает разумно, так как ящик наполнен костями скелета. Надпись на
серебряном ящике обещает то, чего каждый желает больше всего. Девушка
проходит также мимо этого ящика, замечая наивно, что ее природа требует
прежде всего чувственных удовольствий. Наконец, оловянный ящик предвещает
тому, кто на нем остановит свой выбор, то, что сам Бог ему назначит:
оказывается - он наполнен драгоценными камнями.
У Шекспира Порция заставляет сообразно с завещанием отца своих
поклонников выбирать между тремя ящиками, которые носят другие надписи и из
которых самый неказистый на вид содержит ее портрет. Едва ли Шекспир
заимствовал что-нибудь из более ранней, не дошедшей до нас пьесы, которая по
словам Стефана Госсона в его "Школе злоупотреблений" бичевала алчность
светских женихов и кровожадность ростовщиков.
Значение "Венецианского купца" обусловлено той серьезностью и
гениальностью, с которой Шекспир обработал психологические эскизы
характеров, заимствованные им из старых сказок, тем увлекательным лиризмом,
той поэзией лунной ночи, которые дышат в заключительных сценах его драмы.
Шекспир вдохнул в царственного купца Антонио, который при всем своем
богатстве и счастье страдает меланхолией, и которого предчувствие грядущих
невзгод и мук поражает сплином, частицу своей собственной души. Меланхолия
Антонио имеет много общего с той, которая завладеет в скором времени сердцем
Жака в комедии "Как вам угодно", душою герцога в "Двенадцатой ночи" и умом
Гамлета. Она служит как бы черной подкладкой к светлому, жизнерадостному
настроению, которое еще преобладает в этом периоде шекспировской биографии.
Эта меланхолия заставит в недалеком будущем поэта уступить главное место в
своих пьесах героям мечтательным и рефлектирующим, тогда как в эпоху
цветущей молодости это место занимают натуры решительные и активные.
Впрочем, Антонио при всем своем царственном благородстве далеко не
безупречный человек. Он издевался над Шейлоком, обращался с ним свысока,
презирал его за веру и происхождение. Зритель понимает, какой дикой
необузданностью отличались средневековые предрассудки против евреев, когда
даже такой великодушный человек, как Антонио, находится всецело под их
гнетом. Если он с некоторым правом презирает и ненавидит Шейлока за его
денежные аферы, то он, с другой стороны, забывает, к нашему глубокому
удивлению, тот простой факт, что у евреев отняли всякую возможность
существовать иными средствами, и что им, в сущности, позволяли сколачивать
капиталы только затем, чтобы иметь на всякий случай жертву, которую можно
было бы бесцеремонно ограбить. Но сам Шекспир едва ли смотрел на Шейлока
глазами Антонио. Шейлок не в силах понять венецианского купца и
характеризует его словами (III, 3):
...Это вот:
Тот дуралей, что деньги без процентов
Дает взаймы.
Шекспир не принадлежал к числу таких "дуралеев". Он наделил Антонио
таким идеализмом, который не соответствовал его собственным наклонностям и
который не казался ему достойным подражания. В отношениях Шейлока к нему
рисуется, таким образом, ненависть и мстительность человека отверженного
племени.
С особенным вниманием и с особенной любовью обрисовал Шекспир фигуру
Порции. В том условии, которое она ставит претендентам на ее руку, сквозит
так же, как в конфликте, вызванном Шейлоком, сказочный мотив. Таким образом,
обе половины действия соответствуют друг другу как нельзя лучше.
Конечно, странное завещание отца, позволяющее Порции выйти замуж только
за того, кто сумеет отгадать загадку на простую тему: "не все то золото, что
блестит", кажется нам слишком наивным и сказочным. Шекспир, по-видимому, так
обрадовался случаю высказать по поводу этой старой повести о трех ящиках
свое отвращение ко всякой внешней мишуре, что не обратил никакого внимания
на такой неправдоподобный способ выходить замуж. Он хотел сказать другими
словами: Порция не только изящная, но и глубоко серьезная женщина. Ее сердце
может покорить только тот, кто презирает внешний блеск. Бассанио намекает на
это обстоятельство в длинной реплике перед выбором (III, 2). Если Шекспир
ненавидел что-нибудь в продолжение всей своей жизни такой страстной
ненавистью, которая не находилась ни в какой пропорции с ничтожностью самого
предмета, то это были: румяна и искусственные волосы. Вот почему он
настойчиво подчеркивает, что красота Порции ничем не обязана искусству.
Красота других женщин имеет совсем иное происхождение:
...Взгляните только
На красоту - увидите сейчас,
Что ценится она всегда по весу
Наружных украшений. -
Когда порою мы глядим
На мнимую красавицу и видим,
Как кудри золотистые ее
Вниз с головы бегут двумя змеями,
Кокетливо играя с ветерком,
То знаем мы, что это достоянье
Уже второй головки: череп тот,
Что их родил, давно лежит в могиле.
Поэтому на блеск наружный их
Должны смотреть, как на коварный берег
Опаснейшего моря.
{Все цитаты приводятся по переводу Вейнберга.}
Перед выбором Порция высказывает в высшей степени кокетливо, почти
против желания, делая полусознательную ошибку, свою любовь к Бассанио:
Проклятие глазам чудесным вашим!
Они меня околдовали всю
И на две половины разделили;
Одна из них вам вся принадлежит,
Другая - вам... мне, я сказать хотела,
Но если мне, то также вам - итак,
Вам все мое принадлежит.
Когда Бассанио выражает в своей реплике желание как можно скорее
приступить к выбору между ящиками, так как ожидание для него хуже пытки, то
Порция намекает в своем ответе, по-видимому, на варварскую казнь дона
Родриго Лопеса, испанского врача Елизаветы, состоявшуюся в 1594 г. после
того, как два негодяя сделали под пыткой какие-то разоблачения в пользу
совершенно неосновательного обвинения:
...Да, но вы
Мне, может быть, все это говорите,
Как человек, который может все
Под пыткою сказать.
Бассанио отвечает:
Пообещайте
Мне только жизнь - и правду я скажу.
Когда исход выборов оправдал надежды Порции, она говорит и поступает
так, как женщина, нравственный облик которой Шекспир считал в этот период
своей жизни идеальным. Это не бурное самозабвение Юлии, а беспредельная
нежность благородной и разумной женщины. Она не желала бы для себя - быть
лучше, но для него она хотела бы в двадцать раз утроить свою цену. Она
говорит:
Но, ах, итог того, что стою я -
Ничто. Теперь я девушка простая,
Без сведений, без опытности, тем
Счастливая, что не стара учиться,
И тем еще счастливей, что на свет
Не родилась тупою для ученья:
Всего же тем счастливее, что свой
Покорный ум она теперь вверяет
Вам, мой король, мой муж, учитель мой.
Так кротко любит она своего жениха, бесхарактерного расточителя,
приехавшего в Бельмонте только ради того, чтобы получить вместе с рукой
невесты возможность заплатить легкомысленно наделанные долги. Хотя отец
Порции желал достигнуть путем странного завещания того, чтобы дочь не
сделалась добычей сребролюбивого человека, но именно эта участь постигает
ее, правда, после того, как первоначальный мотив сватовства затмевается в ее
глазах достоинствами Бассанио.
Хотя Порция отдается совершенно своей любви, тем не менее в ее
характере много самостоятельности и мужественности. Как все дети, рано
лишившиеся своих родителей, она умеет сама распоряжаться, другим повелевать
и энергично действовать, не спрашивая ни у кого совета, не обращая внимания
на требования светского этикета. Поэт воспользовался данными итальянской
новеллы, чтобы наделить Порцию не только благородством, но и решительностью.
"Сколько денег должен Антонио?" - спрашивает она. - "Три тысячи дукатов". -
"Дай еврею шесть тысяч и разорви расписку". Шекспир наделил далее Порцию тем
светлым, победоносным темпераментом, которым некоторое время будут
отличаться все молодые девушки в его комедиях. К одной из них обращаются с
вопросом: "Вы, вероятно, родились в веселый час?" - Она отвечает: "О нет,
моя мать страдала. Но на небе плясала сияющая звезда, и я родилась под этой
звездой!" Все эти молодые женщины родились под звездой, которая плясала.
Даже из сердца самых тихих и кротких из них вырываются потоки ликующей
жизнерадостности.
Все существо Порции дышит здоровьем. Радостные восклицания так и льются
с ее уст. Счастье - ее настоящая стихия. Она дитя счастья, она выросла и
воспиталась в атмосфере счастья, она окружена всеми условиями и атрибутами
счастья и сыплет щедрой рукой счастье кругом себя. Она - олицетворение
великодушия. Это не лебедь, вылупившийся на утином дворе. Вся обстановка
гармонирует как нельзя лучше с ее фигурой.
Имущество Шейлока состоит из золота и драгоценных камней: их можно
спрятать или захватить с собою в случае бегства, но ведь их так же легко
своровать и отнять. Богатство Антонио заключается в нагруженных кораблях,
рассеянных по всем морям, угрожаемых бурями и разбойниками. Капиталы Порции
- более надежные. Это унаследованные от предков участки земли и роскошные
постройки. Понадобилось не одно столетие работы, забот и трудов, чтобы могло
родиться существо, подобное ей. Ее аристократические предки должны были жить
в продолжение нескольких поколений безупречно и беспечно и быть любимцами,
избранниками фортуны, чтобы накопить те богатства, которые являются как бы
подножием к ее трону, достигнуть того почетного положения, которое сияет
ореолом короны вокруг ее головки, создать и поставить на ноги то хозяйство,
которое заменяет ей двор, свиту, воздвигнуть тот великолепный дворец, где
она царит, как княгиня, и доставить ей то образование и те знания, которые
придают ей величие истинной правительницы. Порция отличается при всем своем
здоровье редким изяществом. Хотя она умнее всех окружающих, но это не мешает
ей быть веселой. Она исполнена мудрости, несмотря на свои молодые годы.
Порция - дитя более здоровой и свежей эпохи, нежели наш нервный век.
Здоровье ее натуры никогда не истощается, ее жизнерадостность никогда не
иссякает. Хотя неопределенное положение, в котором находится Порция,
угнетает ее, но оно не лишает ее веселости, а эта последняя не мешает ей
владеть собою. В критических обстоятельствах, при непредвиденных случаях
растут ее энергия и решительность. Неиссякаемые родники и ключи бьют в ее
душе. В голове Порции столько же мыслей, сколько планов. Она так же богато
одарена остроумием, как и материальными благами. В противоположность
возлюбленному, она тратит только проценты со своего капитала: отсюда ее
уравновешенность и царственное спокойствие. Если не оценить по достоинству
веселую жизнерадостность, составляющую коренную сущность ее характера, то с
первой сцены с Нериссой ее шутки должны показаться вымученными, ее остроумие
манерным, и тогда легко может прийти в голову, что только бедный ум любит
фокусничать и играть словами. Но кто способен открыть в ее натуре тот
неиссякаемый родник здоровья, тот поймет, что ее мысли льются так же
свободно и необходимо, как бьет вода из фонтана, что она переходит с такой
же быстротой от одного сравнения к другому, как срывает и бросает цветы,
когда под ногами цветет целый луг, и что она играет словами, как своими
локонами. Если она говорит в одном месте (I, 2): "Мозг может изобретать
законы для крови, но горячая натура перепрыгивает через холодное правило.
Безумная молодость - заяц, перескакивающий через капкан, который ставит ему
благоразумие", то эти слова вполне гармонируют с ее характером. Необходимо
предположить, что эти сравнения и обороты просто вызваны потребностью шутить
и смеяться, иначе они покажутся неуклюжими и натянутыми. Читая далее,
например, такую реплику (IV, 2):
...Ну, если бы жена
Услышала, чем жертвовать хотите
Вы для него - не слишком-то она
Была бы вам за это благодарна, -
опять-таки необходимо предположить, что Порция твердо убеждена в
победе, иначе эта задорная реплика, произносимая в ту минуту, когда жизнь
Антонио висит на волоске, покажется беспощадной. В душе Порции царит
какая-то врожденная гармония, но до того полная, богатая и скрывающая в себе
различные противоречия, что без некоторого воображения не составишь себе
верного представления о ее характере. В ее сложной, гармонически спокойной
физиономии многое невольно напоминает женские головки Леонардо. Здесь
таинственно перемешаны: чувство личного достоинства и нежность, умственное
превосходство и желание подчиняться, серьезность, доходящая до стойкой
твердости, и кокетливая шаловливость, граничащая с иронией.
Шекспир желал, чтобы мы отнеслись к Порции с таким же восторгом, с
каким о ней выражается Джессика (III, 5). Если одна молодая женщина говорит
с таким благоговением о другой, то достоинства последней должны быть выше
всяких подозрении. "Бассанио, - говорит она, - зажил теперь, вероятно,
счастливой жизнью, так как встретил в своей жене такое благо. Он найдет
здесь на земле все наслаждения неба, и если он их не оценит, то недостоин
попасть и на небо".
Да, если бы случилось двум богам Держать пари на двух из смертных
женщин, И Порция была б одной из них -То уж к другой пришлось бы непременно
Хоть что-нибудь прибавить - потому Что равной ей нет в этом жалком мире.
Однако для современного читателя и зрителя центральной фигурой пьесы
является, конечно, Шейлок, хотя он в то время играл, без сомнения, роль
комической персоны и не считался главным героем, тем более, что он ведь
покидает сцену до окончания пьесы. Более гуманные поколения усмотрели в
Шейлоке страдающего героя, нечто вроде козла отпущения или жертву. Но в то
время все свойства его характера: жадность, ростовщические наклонности,
наконец, его неизменное желание вырыть другому яму, в которую сам попадает,
- представляли чисто комические черты. Шейлок не внушал зрителям даже страха
за жизнь Антонио, потому что развязка была заранее всем известна. Когда он
спешил на пир Бассанио со словами:
...Я все-таки пойду
И буду есть из ненависти только -
Пусть платится мой христианин-мот! -
то он становился мишенью всеобщих насмешек; или, например, в сцене с
Тубалом, когда он колеблется между радостью, вызванной банкротством Антонио,
и отчаянием, вызванным бегством дочери, похитившей бриллианты. Когда он
восклицал: "Я хотел бы, чтобы моя дочь лежала мертвая у моих ног с
драгоценными камнями в ушах!" - он становился прямо отвратительным. В
качестве еврея он был вообще презренным существом. Он принадлежал к тому
народу, который распял Христа, и его ненавидели кроме того как ростовщика.
Впрочем, английская театральная публика знала евреев только по книгам и
театральным представлениям, так же как, например, норвежская еще в первой
половине XIX века. От 1290 по 1660 г. евреи были окончательно изгнаны из
Англии. Никто не знал ни их добродетелей, ни их пороков, поэтому всякий
предрассудок относительно их мог беспрепятственно зарождаться и крепнуть.
Разделял ли Шекспир это религиозное предубеждение, подобно тому как он
питал национальный предрассудок против Орлеанской Девы, если только сцена в
"Генрихе VI", где она выведена в виде ведьмы, принадлежит ему? Во всяком
случае, только в незначительной степени. Но если бы он выказал яркую
симпатию к Шейлоку, то, с одной стороны, вмешалась бы цензура, а с другой
стороны, - публика не поняла и отвернулась бы от него. Если Шейлок
подвергается в конце концов каре, то это обстоятельство соответствовало как
нельзя лучше духу времени. В наказание за свою упрямую мстительность он
теряет сначала половину той суммы, которой ссудил Антонио, потом половину
своего капитала и вынужден, наконец, подобно "мальтийскому жиду" Марло,
принять христианство. Этот последний факт возмущает современного читателя.
Но уважение к личным убеждениям не существовало в эпоху Шекспира. Ведь было
еще так близко время, когда евреям предоставляли выбор между распятием и
костром. В 1349 г. пятьсот евреев избрали в Страсбурге второй исход. Странно
также то обстоятельство, что в то время, когда на английской сцене
мальтийский жид отравлял свою дочь, а венецианский еврей точил нож для казни
над своим должником, в Испании и Португалии тысячи героически настроенных
евреев, оставшиеся верными иудейской религии после изгнания 300.000
соплеменников, предпочитали измене иудейству пытки, казни и костры
инквизиции.
Никто другой, как великодушный Антонио, предлагает крестить Шейлока. Он
имеет при этом в виду его личное благо. Крещение откроет ему после смерти
путь к небесам. К тому же христиане, лишивши