"justify">
Все это я повелеваю
Как государь; но как отец
Прошу об этом; как старик
Даю благие вам советы,
И если правильно Сенека
Царя рабом владений назвал,
Как раб смиренно умоляю,
Как раб об этом вас прошу.
Астольф
Тебе ответить должен я,
Мой голос больше прав имеет;
Скажу от имени других:
Верни свободу Сигизмунду!
По праву он наследник твой.
Все
Верни свободу Сигизмунду,
Его мы просим в государи.
Василий
Любезность вашу я ценю.
И вас благодарю, вассалы;
Теперь скорей идите вслед
Вы за атлантами моими {25}.
Его увидите вы завтра.
Все
Да здравствует великий царь Василий!
(Эстрелла, Астольф и свита уходят;
Василий остается один.)
СЦЕНА 7-я
Василий. Входят Клотальдо, Розаура и Кларин.
Клотальдо
Могу ль с тобой поговорить,
Великий государь?
Василий
Клотальдо,
Сюда пришел ты в добрый час!
Клотальдо
К твоим ногам склоняюсь я,
И должен, государь, склониться.
Несчастный случай! Все открыто,
Нарушен строгий твой закон,
Который стал уже привычным.
Василий
Но что случилось?
Клотальдо
Государь,
Со мной произошло несчастье,
Тогда, когда я мог считать
Себя счастливейшим из смертных.
Василий
Но что же дальше? Говори.
Клотальдо
Вот этот юноша прелестный,
Намеренно иль по ошибке,
Проник в темницу Сигизмунда,
Там принца увидал он и...
Василий
Напрасно ваше беспокойство;
Случись все это не сегодня,
Не скрою, он бы поплатился.
Но тайна всем теперь известна,
И не беда, что и ему
О ней проведать удалось.
Ко мне придите вы попозже;
Предупредить я должен вас
О многом; ваша помощь также
Нужна мне будет; да, Клотальдо,
Произойдет престранный случай,
Какого не бывало в мире;
И вы в нем будете орудьем.
Я этим пленникам прощаю,
Чтоб вы не думали, что я
Сержусь на вашу нерадивость.
(Уходит.)
Клотальдо
Благодарю вас, государь.
СЦЕНА 8-я
Клотальдо, Розаура и Кларин.
Клотальдо (в сторону)
Немного легче стало мне,
Но я, пока скрывать возможно,
Не буду говорить ему,
Что он мой сын.
(Розауре и Кларину.)
Свободны вы.
Розаура
Целую ноги я твои.
Кларин
А я твои стопы целую;
Различье маленькое слов
Друзьям, конечно, незаметно {26}.
Розаура
Синьор, вы жизнь вернули мне;
На ваш я счет живу отныне,
И потому навеки буду
Рабом я вашим.
Клотальдо
Погоди!
То, что я дал тебе, - не жизнь:
Кто от рожденья благороден,
Тот, оскорбленный, жить не может.
Ты говорил мне, что пришел
Сюда отмстить за оскорбленье.
Не мог тебе вернуть я жизни,
Которой ты и не имел:
Ведь жизнь позорная - не жизнь!
(В сторону.)
Задеть стараюсь за живое
Я самолюбие его {27}.
Pозауpа
Пожалуй, жизни не имею,
Хотя вернул ты мне ее;
Но отомщением жестоким
Я честь свою восстановлю;
Тогда, во что бы то ни стало,
Казаться будет жизнь моя
Твоим подарком.
Клотальдо
Меч блестящий,
Который ты мне дал, возьми.
Довольно этого меча:
Он, обагренный вражьей кровью,
Отмстит, я знаю, за обиду.
Он был в моих руках однажды, -
Ведь я держал его в руках,
Хотя не очень долго, - он
Отмстить сумеет за тебя.
Pозaypa
Я снова опояшусь им,
И именем твоим клянусь,
Что буду мстить, хотя мой враг
Сильней меня.
Клотальдо
А он сильней?
Pозауpа
Он так силен, что я не смею
Его назвать перед тобою;
Не потому, чтобы боялся
Тебе открыть такую тайну;
О нет! Боюсь, что ты меня
Тогда лишишь своей защиты.
Клотальдо
Напротив, помощь от меня,
Назвав его, скорей получишь.
Когда его ты мне укажешь,
Я буду знать, что он твой враг.
(В сторону.)
О если бы узнать, кто он?
Розауpа
Ценя доверие твое,
Я за него плачу доверьем.
Противник мой и оскорбитель
Был сам Астольф, Московский князь.
Клотальдо (в сторону)
Я поражен его словами!
Мое страдание тяжеле,
Чем думал я до этих пор.
Но выясним получше дело.
(Розауре)
Ты по рожденью Москвитянин,
И твой природный государь
Едва ли мог тебя обидеть.
Ступай назад в свою отчизну
И буйный свой сдержи порыв:
К безумству он тебя ведет.
Розауpа
Он государь, я это знаю,
Но мог меня он оскорбить.
Клотальдо
Не мог, когда бы даже в гневе
Тебя ударил по лицу {28}.
Розауpа
Была моя обида больше.
Клотальдо
Открой мне все, не утаи;
Ведь то, что я воображаю,
Наверно более того,
Что приключилось в самом деле.
Розауpа
Сказал бы я, но, ах! не знаю,
С каким глубоким уваженьем
Я на тебя смотрю! Какое
В груди моей зажглося чувство!
Как я люблю тебя и чту {29}!
С трудом промолвить я могу,
Что эта верхняя одежда -
Загадка, и тому, кто носит
Ее, она едва ль подходит.
Прошу, подумай хорошенько:
Ведь я не то, чем я кажусь,
И в этом случае возможно,
Что брак Астольфа и Эстреллы
Обида горькая и мне.
Я все тебе сказала ясно.
(Розаура уходит, за нею и Кларин.)
Клотальдо
Послушай, подожди, останься!
Какой возник здесь лабиринт,
В котором разум не находит
Своей руководящей нити!
Жестоко честь моя задета;
Могуч, силен мой оскорбитель,
Вассал - я, женщина - она;
Укажет небо пусть дорогу!
Хотя удастся ли, не знаю,
Когда в сей пропасти глубокой
Одна таинственность - все небо,
И чудо дивное - весь мир!
1 Обращение к коню вполне в духе того "изящного стиля" (estilo culto),
который с легкой руки поэта Луиса Гонгоры (Luis de Gongora, 1561-1627)
привился довольно крепко к испанской литературе; неестественные сравнения,
напыщенные уподобления и происходящая отсюда неясность составляют главный
признак этого явления, имеющего свои параллели почти во всех литературах
XVII в. Очень многие из драм Кальдерона, и между ними "Жизнь есть сон",
несвободны от этого стилистического недостатка. См. ниже, действие III, сц.
9-я, новое описание коня Розауры, которое автор влагает в уста Кларина.
2 (...оставлять в гостинице" (dejar en posada) - картинное выражение,
смысл которого "покидать"; Кларин этими словами, а также и след. указывает
Розауре, что и он, страдая одинаково с нею, имеет такое же право жаловаться,
как и она.
3 Название страдающего, истомленного человека "живым трупом и скелетом"
у Кальдерона довольно обычно; ср. ниже, д. III, сц. 6-я, где каждый солдат
назван лишь живым скелетом.
4 Т. е. изящное, правильное обращение известно мне только из
правильного движения звезд. Красоту звезд Кальдерой прославляет и в других
драмах.
5 Обычное выражение пессимизма, считающего за благо освобождение от зол
жизни при помощи смерти. Вся эта тирада Сигизмунда может служить примером,
как иногда неясен стиль Кальдерона.
6 В комедии "Тюремщик самого себя" (Et alcaide de si mismo) Елена, у
которой убили на турнире брата, говорит Федерико, над которым также
разразилась беда:
Твои жестокие страданья
Утешили мою печаль;
Тому, кто сам страдает тяжко,
Несчастного найти отрадно.
Действие I, сц. 2-я по изданию Кейли, т. 4-й, с. 373, столб. 2-ой.
7 Трусость и грубое остроумие составляют отличительные признаки
характера Кларина; ср. ниже, в этой же сцене далее, в д. III, сц. 12-я и т.
д.
8 Как в древней басне, по которой гиганты стали громоздить горы на
горы, чтобы добраться до небес и убить Зевса.
9 В духовных драмах того времени (autos sacramentales) постоянно
действуют аллегорические изображения гордости, смирения, идолопоклонства,
сладострастия и других отвлеченных понятий. Понятно, что от искусства в их
изображении зависел успех или неуспех известной драмы, на что и намекает
Кларин.
10 Ср. выше, примеч. 7.
11 Первый намек, что в жизни нет резкой разницы между мечтой и
действительностью.
12 Верность государю, забота о чести и любовь, из-за столкновения
которых так часто возникает в испанских драмах трагическое положение героя,
ярко отражаются в речи Клотальдо.
13 Птицы.
14 Рожки или трубы.
15 Это напыщенное приветствие Астольфа для современного читателя
является совершенно безвкусным, но у Кальдерона довольно много примеров
такой речи.
16 Т. е. мне легко показать, что ваше пышное приветствие только ложь, и
вашим истинным чувствам не соответствует.
17 Т. е., вероятно, моя любовь даст вам власть над моей душою.
18 Подобные разговоры двух лиц, постоянно прерывающих друг друга, не
редкость в поэзии Кальдерона.
19 Одним словом, Василий занимается астрологией.
20 Прозаическое, но чрезвычайно смелое сравнение.
21 Ср. след. место из Montesquieu, Lettres persanes (письмо XXXIX): Il
me semble, ben Josue, qu'il у a tonjours des signes eclatants, qui preparent
a la naissance des hommes extraordinaires; comme si la nature souffrait une
espece de crise et que la puissance celeste ne produisit qu' avec effort.
22 В древности и в Средние века полагали, что рождение ехидны влекло за
собой неминуемую смерть ее матери. Ср. у Пруденция, Hamartigenia, ст.
580-606, и многие места в пьесах Кальдерона.
23 Ср. Евангелие от Матфея, гл. 27, с. 45-52, рассказ о знамениях,
бывших при смерти Иисуса Христа.
24 Убеждение в силе и свободе человеческого духа, сближающее Кальдерона
с Софоклом; ср. знаменитый хор из Антигоны, начинающийся словами: "Много
могучего в свете, но что человека могучей?"
25 Под этими атлантами Василий подразумевает Астольфа и Эстреллу,
надежду и опору польского трона.
26 В подлиннике непереводимая игра слов: _Ros_. tus pies beso; _Clar_.
у yo los piso. T. e. целую твои ноги, а я попираю следы их, ставлю свои ноги
на след твоих.
27 Мы говорили в предисловии, как ревниво оберегали испанцы свою честь
от малейшего оскорбления; человек оскорбленный, по их мнению, не имел права
жить, пока не смывал кровью своего оскорбления.
28 Король - особа священная, и никоим образом не может оскорбить своего
подданного.
29 Любовь и уважение к отцу, основываясь на голосе крови, невольно
возникают в детях; на этой мысли основана драма Кальдерона "Las tres
justicias en una".
Зал во дворце Василия.
СЦЕНА 1-я
Василий и Клотальдо.
Клотальдо
Все я исполнил, государь,
Как ты приказывал.
Василий
Клотальдо,
Как было дело, расскажи.
Клотальдо
Происходило дело так.
С успокоительным питьем,
По приказанью твоему,
Составленным из трав различных,
Смешав еще такие травы,
Которые имеют силу,
Упорно, хоть и незаметно,
Рассудок мощный человека
И ослаблять, и оглушать,
И делать, чувства убивая,
Из человека труп живой...
(Зачем доказывать, что это
Возможно, если столько раз
Доказывал возможность опыт?
И, несомненно, медицина
Полна природных, чудных тайн,
И нет растенья, камня, зверя,
Чтобы таинственного свойства
В нем не было хоть одного!
И если злоба человека
Уж тысячи открыла ядов
Смертельных, надо ль удивляться,
Что усыпляющий есть яд,
Который действует слабее,
Есть и губительный состав,
Смерть приносящий без пощады?
Давно доказано все это
И опытом и размышленьем.)
Мое питье составил я
Из опия и белены,
К нему дурмана сок прибавив;
И с чашей к Сигизмунду я
Спустился в мрачную темницу.
Здесь повели мы разговор
О человеческих науках;
Хотя немного он учился
И красноречье изучал
В пустыне у зверей и птиц,
Однако многое открыла
Его широкому уму
Безмолвная природа скал,
Небес безмолвная природа!
Его желая приготовить
К тому, что замышляешь ты,
И гордость духа возбудить,