Главная » Книги

Духоборы - О. М. Новицкий. Духоборцы, Страница 7

Духоборы - О. М. Новицкий. Духоборцы


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

нюдь не там, где жители православного грекороссийского исповедания. 4) Ссыльно-каторжных духоборцев или молоканов, находящихся в самых нерчинских рудокопных заводах и изобличенных по суду в распространении там своей ереси, соединять в одном заводе с посланными туда по 2-ой статье; но пребывание их в каторжной работе продолжить за сие преступление сверх двадцатилетнего срока, вообще положенного для каторжных, еще на 5 лет. 5) Тех и других, если по истечении этого срока не оставят своего заблуждения и не обратятся к православию, отправлять в отдаленные части Сибири для поселения. 6) Сибирских жителей, изобличенных в распространении молоканской или духоборческой ереси, предавать равномерно гражданскому суду и признанного виновным отдавать, буде годен, в солдаты, обращая на службу в отдаленные отряды сибирского корпуса, а неспособных к службе, равно как и женщин, отсылать в отдаленный край Сибири и селить отдельно от раскольников ссыльно-поселенцев. 7) Воинских нижних чинов за распространение ереси предоставлять собственному распоряжению военного начальства. 8) Если кто-либо из обличенных в распространении ереси раскольников, не будучи причастен ни к какому другому преступлению, обратится к православию и заблуждения свои совершенно оставит, то по надлежащем удостоверении в том местной духовной власти, главное начальство может облегчить по возможности участь его даже до совершенного обращения в первобытное состояние, лишь бы только подобный раскольник, сосланный в Сибирь из внутренних
  

139

  
   губерний, никогда уже в оные из Сибири не возвращался. 9) Если кто из обратившихся к православной вере снова совратится в раскол, такового по судебному решению отсылать: сельских жителей и поселенцев в отдаленный край Сибири уже безвозвратно, а каторжных в нерчинские заводы до окончания прежде положаенного термина, и сверх того на пять лет, а потом в отдаленный край Сибири на поселение также безвозвратно. 10) Судебные приговоры о всех сих раскольниках, вместе с подлинными делами, прежде приведения в исполнение, представлять по установленному порядку с мнениями начальников губерний в министерство вн. дел на рассмотрение" *). В следующем, 1837 году, в общем наказе гражданским губернаторам, этот порядок ведения дел распространен на раскольников всех вообще местностей. В ¿ 240 этого наказа сказано: "приговоры палаты уголовного суда по делам духоборцев и т. п. представляются гражданскими губернаторами до приведения их в исполнение министру вн. дел" **).
   В том же 1837 г. восемь горнозаводских служителей в Нерчинске отступили от православия в духоборческую ересь. Коммисия военного суда при нерчинском заводе приговорила отдать тех мастеровых в солдаты, что и утверждено было генерал-губернатором восточной Сибири Броневским. Но по этому поводу объяснено, что "дела о раскольнических сектах изъяты из общего круга дел уголовных и отнесены к составу высшей полиции, что приговоры военных судов не должны приводиться в исполнение с одного лишь утверждения генерал-губернатора восточной Сибири, а должны представляться от него, с его мнением, к главноуправляющему корпусом горных инженеров,
  
   *) Указ 1836 г. генв. 13. П. соб. зак. т. XI, 8,772.
   **) Указ 1837 г. июля 3. Т. XII ст. 10,303, ¿ 240.
  

140

  
   и от сего последнего в министерство вн. дел для представления в комитет гг. министров" *), а решение комитета представляемо было, конечно, на Высочайшее утверждение, так как еще в предыдущем году в учреждении военного министерства пояснено было, что "решения по делам о ересях, признанных особенно вредными, каковы духоборцев и пр., представляются на Высочайшую конфирмацию" **). - Но дела о раскольниках по донскому и другим казачьим войскам, подлежавшие до 1840 г. ведомству министерства вн. дел, повелено производить впредь в военном министерстве по департаменту военных поселений ***). - В последствии времени пункт 5-ый указа 1836 г. дополнен тем, что "по прошествии срока ссыльно-каторжным из раскольников вредных ересей, и при новом водворении, не селить их к православным обществам, а особо в отдаленные места с запрещением отлучек далее своих волостей; но тем ссыльно-рабочим в сибирских заводах, которые суждены за совращение, никаких отлучек не дозволять" ****). Сенатор Толстой, в 1846 году ревизовавший восточную Сибирь, выразил мнение, что минусинский округ, как лучший в том крае и пограничный с китайским государством, не следовало бы заселять сектаторами. По этому поводу в дополнение 3-го и 6-го пункта указа 1836 г. Высочайше повелено: "сибирских раскольников, приговариваемых к ссылке по делам, относящимся до раскола, ссылать: скопцов, как особенно вредных сектаторов, в туруханский край, и последователей всех прочих сект - в якутскую область" *****).
  
   *) Ук. 1837 г. февр. 23. Т. XII ст. 9,959. См. ук. 1816 г., декабря 9.
   **) Ук. 1836 г. мар. 29. Т. XI ст. 9,038 ¿590.
   ***) Ук. 1840 г. дек. 6. Т. XV ст. 14,026.
   ****) Ук. 1841 г. фев. 16. Собр. пост. по част. раск. X стр. 266.
   *****) Указ 1847 г. апр. 18. Т. XXII. ст. 21,125.
  

141

  
   В 1834 г. дозволено духоборцам таврической губернии причислять к своим обществам магометан единственно по платежу податей и повинностей, а потом и нанимать их в рекруты *). Поэтому духоборцы и других губерний стали всеми мерами уклоняться от военной службы, поставляя вместо себя рекрут не из своего общества. Тогда последовали следующие постановления относительно рекрутской их повинности: в 1839 г. объявлено было, что "молокане и духоборцы отныне впредь никого нанимать за себя в рекруты не могут" **). Но в том же году было пояснено, что им "дозволяется нанимать рекрут за свои семейства из среды себя"***). Нарушителей же сего правила отдавать по суду в солдаты не в зачет обществу" ****). Наконец, последователям вредных сект запрещено приобретать в собственность как у частных лиц, так и из казны, зачетные ревизские квитанции, выданные на поступивших в военную службу-таких людей, которые не принадлежат к сим сектам *****).
   Таких постановлений о духоборцах и им подобных еретиках, которые не имели прямого отношения к указам от 20 окт. 1830 и от 13 генваря 1836 г. можно указать только два. Так в 1842 г. Высочайше повелено: "1) Однодворцам из духоборцев и молоканов, владеющим крепостными крестьянами, воспретить приобретать крестьян; 2) крестьян, состоящих ныне в их владении, отобрать преимущественно в казенное ведомство с выдачею за них вознаграждения, и затем 3) переселить их в многоземельные губернии; но которые сами окажутся принадлежащими
  
   *) Указ 1834 г. нояб. 8. Т. IX ст. 7,535. пунк. XXXVIII.
   **) Указ 1839 г. мая 8. Т. ХIV ст. 12,316.
   ***) - - - ноябр. 6. Т. ХIV ст. 12,854.
   ****) Указ 1843 г. дек. 24. Т. XVII ст. 17,446.
   *****) Указ 1853 г. янв. 19. Т. ХХVIII. ст. 26,946.
  

142

  
   к вредным ересям, имеют быть водворены в закавказском крае" *). И в 1843 г. духоборцам и прочим этого рода раскольникам "воспрещено принимать к себе в семейство, под каким бы то видом ни было, детей православного исповедания" **).
   Определив законами положение духоборцев закавказских, бессарабских и сибирских, правительство не могло не обратить свое внимание и на главную массу их на Молочных водах. Сами эти поселенцы вынудили правительство ближе всмотреться в их внутреннюю жизнь и принять относительно их известные меры сообразно с открывшимися фактами.
   Мы уже упоминали, что по смерти Капустина, с 1820 года должность пророка и управление делами общества духоборцев, поселенных на Молочных водах, перешли к его сыну Василию Калмыкову. Не отличавшийся ни умом, ни характером, кроме того преданный пьянству и разврату, он тем не менее полновластно управлял делами общины, которая оставалась в-таких же отношениях к нему, в каких находилась к его отцу. Предосудительный образ жизни его не делал на духоборцев невыгодного для него впечатления: они с благоговением продолжали цаловать его руки, ноги и полу платья. А между тем, от беспорядочной его жизни стали вкрадываться беспорядки и в самом его управлении. Так при жизни Капустина, - как мы уже говорили, - в сиротском доме содержалось несколько мущин и женщин для пропитания и несколько девиц подготовлялись в запевалы. Но при Василие Калмыкове девицы вытеснили из сиротского дома почти всех стариков и старух и содержались там с предосудительною целию; а жившие там му-
  
   *) Ук. 1842 г. апр. 17. Собр. зак. т. XVII. ст. 15,543.
   **) Ук. 1843 г. окт. 10. С. з. т. ХVIII, ст. 17,217.
  

143

  
   щины были не иное что, как работники Калмыковых, одни, даже достаточные, из суеверного усердия к ним, а другие просто из насущного хлеба*). Василий умер в 1832 году и его место заступил сын его Иларион Калмыков. Он так же пользовался уважением сектаторов и влиянием на них, хотя еще не вступил в полные права пророка, так как по мнению духоборцев совершеннейшее обитание божественной Тройцы, или иначе, души Иисусовой в роде Капустина начинается только с тридцатилетнего возраста. Чтобы скорее иметь от него потомка, в которого в свое время тоже перешла бы душа Иисуса, духоборцы предложили ему, одну после другой, шесть молодых девиц в наложницы. Но и этот Калмыков скоро предался пьянству и в духоборческой общине водворились еще большие беспорядки: общность имущества потеряла свое серьезное приложение и свою действительность и колония лишилась того цветущего состояния, в котором находилась она прежде. Но еще более гибельные последствия дурного управления обнаружились в самой среде поселенцев. Их старшины и вожаки захватили в свои руки власть и пользовались ею деспотически. Еще Капустин установил совет из 30 лиц, из которых 12 исполняли при нем обязанности апостолов. Когда после его смерти не было уже сильной руки, которая удерживала бы порядок во внутреннем управлении поселенцев, то этот совет с течением времени более и более удалялся от своего первоначального назначения и сделался гнездом преступлений. И при Капустине, кроме собраний для общего моления, были еще собрания секретные; их значение нам неизвестно; известно только, что в последствии времени, при внуке Капустина, эти секретные собрания стали сопровождаться возмутительными оргиями и жестокостями. Все духоборцы Молочных
  
   *) Труды К. Д. Ак. 1876, авг. стр. 408, 405-6.
  

144

  
   вод знали об этом; но никто из них не открывал этой тайны. Даже те из них, которые перешли в лоно православной церкви, ничего не хотели говорить о ней и упорно хранили боязливое молчание. Между тем, когда допустили к этим мистериям и секретным действиям секты слишком большое число лиц, то между членами возникло недоверие и опасение; стали бояться интриг и измены. В следствие такого недоверия друг к другу совет 30-и превратился в трибунал жестокой и кровавой инквизиции. Он поставил для себя правилом: кто отрицает своего Бога, должен умереть. Понятно, какое страшное орудие давалось этим интриге, честолюбию, клевете. Дом, в котором происходили заседания этого судилища, назывался "рай и мука". Для исполнения приговоров избран был остров при впадении реки Молочной в лиман азовского моря. Достаточно было самого легкого подозрения, малейшего признака мнимого отступничества, или измены, чтоб подвергнуться самой жестокой пытке. В течении двух лет почти 400 лиц исчезло навсегда, не оставив по себе никаких следов*). Если не верить слухам о числе убитых духоборцами, то нельзя уже в сем случае отвергнуть результат произведенного следствия. Оно, при всем их упорстве и уменьи скрывать тайные злодеяния, обнаружило 21 убийство. Оказались люди, погребенные заживо, трупы обезглавленные и изуродованные. Воды молочные не раз выбрасывали кости убитых и утопленных; земля и азовское море покрыли других вечным молчанием. На след этих страшных преступлений навело местные власти расследование, к несчастию, слишком позднее. Коммисия, назначенная правительством для этого расследования, употребила 4-е года, с 1835 по 1839 г., пока ра-
  
   *) Haxthausen. Etudes. sur la situation intér. de la Russie. Hanov. 1. Part. 1847. р. 376.
  

145

  
   скрыла и уяснила факты. К сожалению, документы относящиеся к этому делу, самому интересному и важному в истории мелитопольских духоборцев в царствование Николая Павловича, в свет еще не изданы.
   Нельзя еще не обратить здесь внимания и на следующее обстоятельство. Правительство, переселяя духоборцев на Молочные воды в край отдаленный и отделенный, имело в виду как защитить их от обид и притеснений, которым они подвергались прежде, так и сделать их безвредными для православных. Мелитопольские пустыни сначала вполне удовлетворяли этим требованиям. Но время совершенно изменило положение этого края. Оказалось, что мелитопольские духоборцы только с двух сторон имеют соседями меннонитов и нагайцев, а с остальных окружены православными *). При таком положении мелитопольских поселенцев и при тех сношениях с посторонними лицами, к каким ведет торговля и промышленность, пребывание здесь духоборцев не соответствовало уже предположенной цели. Вредные начала духоборческой секты, стремление к пропаганде, укрывательство дезертиров и злодеев и другие преступные действия, происходящие частию от начал верования, частию от злоупотреблений изуверного духоборческого совета, побудили правительство возобновить с духоборцами ту же меру, которая предпринята была им и прежде и на необходимости которой настаивал херсонский военный губернатор граф Ланжерон еще в 1816 году, т. е. снова переселить их в какое-либо отдаленное и от православных жителей отделенное место. По окончании правительственного расследования, открывшего множество злоупотреблений и странных преступлений, последовало в 1839 году Высочайшее повеление Государя Императора, "чтобы все духоборцы переселены были из Мо-
  
   *) Труд. К. Д. А. 1878, авг. стр. 411.
  

145

  
   лочных вод и водворены в закавказской провинции" под строгим надзором. От этого переселения освобождены лишь те, которые захотели бы возвратиться в лоно православной церкви *). Это Высочайшее повеление объявлено духоборцам чрез генерал-губернатора новороссийского и бессарабского, князя Воронцова, который обратился к ним с следующим известием:
   "Все действия, осуждаемые православною церковию, или противные благочинию и общественному спокойствию, строго запрещены законами Государства, неуклонно преследующими тех, которые позволяют себе нарушать их. Законы эти исходят от Власти, установленной Богом и в следствие их божественного происхождения всяк и все обязаны в точности исполнять их. Противящийся этой Власти, тем самым противится велениям Бога".
   "Вы, духоборцы, отвергли догматы, столько веков исповедуемые государственною церковию и по невежеству и заблуждению составили особенное верование, несовместное с внутренним миром церкви. Кроме того, своим поведением, своими поступками вы нарушили общественное спокойствие. Как противники Верховной Власти вы давно уже заслужили суровое наказание; но почивший в Боге Император Александр I надеялся великодушием и кротостию возвратить вас на путь долга и истины. В своей отеческой благости и снисходительности Он простил вам все ваши вины, избавил вас от заслуженного вами наказания, и в то время, как вы были рассеяны по разным местам и оставались, так сказать, во мраке, повелел соединить в одно общество и наделить значительным количеством земли со всеми удобствами. За все эти милости и благодеяния Он требовал только
  
   *) Указ 1839 г. февр. 17. См. Собр. постан. по част. раск. Л. 1863 стр. 228. Указ этот в свод законов не вошел.
  

147

  
   одного: чтобы вы жили в мире и спокойствии и не нарушали законов Государства. И чем же вы отблагодарили за все эти благодеяния? Едва успели вы водвориться на отведенной вам земле, как во имя вашего верования и по приказанию ваших мнимых наставников вы совершили страншые преступления: вы изтязали людей и за тем предавали смерти; вы укрывали у себя злодеев и преступников, ускользнувших от руки правосудия; вы таили и скрывали от властей преступления и злодеяния ваших братьев и ни на минуту не переставали быть мятежными и непокорными Власти. За-такие действия, противные всем законам божеским и человеческим, многие из вас заключены в тюрьму и подвергнутся уголовному наказанию".
   "Все преступления ваши обнаружены и неповинная кровь, вами пролитая, призывает на преступную главу вашу строгость закона. По вашим делам мы сделались недостойными той снисходительности, которая вам оказываема была Его Императорским Величеством; вы истощили терпение правительства, которое убедилось, что для общественного спокойствия вы должны быть переселены в отдаленные страны, где бы вы не могли вредить вашим ближним. Ваши злодеяния обратили на себя наконец Высочайшее внимание Государя Императора, который повелел: всех принадлежащих к пагубной секте духоборцев переселить в закавказские провинции; при чем Его Величество оказывает вам, однакож, следующие знаки милости":
   "1) В замене земли, которою вы теперь пользуетесь от казны, вам даны будут соответственные наделы в грузино-имеретинской губернии в ахалцыхском уезде. Вместе с сим дается вам знать, что переселяемые за Кавказ не будут изъяты от рекрутской повинности.
   2) Переселяющимся дозволяется движимое их имущество продать, или взять с собою.
  

148

  
   3) За недвижимое имущество, как-то дома, сады и пр. каждый получит вознаграждение по оценке, произведенной особенною, для этого назначенною коммиссиею.
   4) Те части земли, которые у переселяемых составляют их личную собственность, могут быть или проданы частным лицам, или уступлены казне за известную цену. Но те, которые ко времени назначенному для переселения, не успеют продать свои участки, не могут оставаться на месте долее 15 мая 1841 года".
   "Его Императорское Величество повелел мне в тоже время известить вас, что те, которые согласятся отречься от своей ереси, вступят в лоно православной церкви, нашей общей матери, и следовать учению основанному Спасителем и апосталами, могут оставаться на месте в своих селениях с сохранением движимых и недвижимых своих имуществ. А правительство, с своей стороны, обещает им свое покровительство и особое благоволение".
   "Для сообщения вам повеления нашего Всемилостивейшего Государя я посылаю к вам вашего гражданского губернатора действительного статского советника Муромцева и коллежского советника Ключарева *). Я вам советую и прошу вас обратить особенное внимание на все вышеуказанные пункты и сообщить мне ответ о ваших намерениях". Одесса, 26 января 1841 года**).
   В следствие этого распоряжения правительства переселение духоборцев из Молочных вод в закавказский край началось в 1841 году. Между тем от 17-го апреля 1842 г. последовало еще Высочайшее повеление как о способе и
  
   *) Ключаров был потом председателем казенной палаты в Житомире, за тем в Киеве и наконец директором департамента в министерстве финансов. Умер в Киеве.
   **) Haxthausen. Studien über die innern Zustände Russl. 1847. S. 409.
  

149

  
   пособии переселения мелитопольских духоборцев за Кавказ, так и о поселении государственных крестьян православного исповедания на землях, остающихся за тем свободными:
   1) "Семействам мелитопольских духоборцев, упорствующим в своем заблуждении, дозволить переселение за Кавказ не по ревизскому, а по подворному списку.
   2) На продовольствие во время следования до Тифлиса духоборцев, кормовые по арестантскому положению деньги отпускать из таврической казенной палаты по требованиям таврического гражданского губернатора.
   3) Заимообразно отпущенные на сей предмет в распоряжение помянутого губернатора в 1811 году из сумм министерства государственных имуществ 2,000 р с. возвратить сему министерству из государственного казначейства.
   4) На податные земли, остающиеся в мелитопольском уезде после высылаемых за Кавказ духоборцев, селить государсгвенных крестьян православного исповедания, которые согласятся принять по сделанной оценке дома и прочее недвижимое имущество, после тех переселенцев оставшееся, для чего предоставить таврической палате государственных имуществ, в случае недостатка таковых крестьян в тамошней губернии, пригласить желающих из благонадежных крестьян харьковской и черниговской губерний, по сношению с тамошними палатами государственных имуществ.
   5) В духоборческих слободах мелитопольского уезда для обратившихся из духоборцев в православие и для тех православных, кои имеют быть поселены, на землях, остающихся после переселенных за Кавказ духоборцев, устроить православную церковь, определить к ней священника и двух причетников с производством им содержания из сумм духовного ведомства по назначению святейшего синода и обратив для сего дом и прочие строения, оставшиеся после высланного за Кавказ духоборца Калмыкова, отказавшегося от всякого за оные вознаграждения.
  

150

  
   6) Для образования детей православных, а также и желающих из числа духоборцев, учредить в одном из духоборческих селений, по назначению новороссийского и бессарабского генерал-губернатора, училище, на содержание которого и на жалование учителю отпускать из казны, до открытия местных способов, в течении трех лет, в распоряжение помянутого генерал-губернатора по 300 р. с.
   7) Землю, которая сверх податной состояла в пользовании мелитопольских духоборцев с платежем в казну по 20 к. сер. за каждую десятину, оставить до времени у них с таковым же платежем" *).
   Из указа 20 окт. 1830 года видно, что в пользовании мелитопольских духоборцев было тогда земли 79,000 тесятин и что находившимся в наличности поселенцам велено было оставить по 15 десятин на душу, обратив остальные в казенное ведомство. После этого, по заявлению неизвестного автора "Записки о мелитопольских духоборцах" **), всей вообще земли, наделенной по душам и данной во временное пользование, состояло в распоряжении духоборцев 47,869 десятин; стало быть в 1830 году отобрано у них земли 11 тыс. 131 десятина. По количеству десятин земли, оставленных в пользовании мелитопольских духоборцев, можно заключить и о числе бывших тогда в наличности духоборцев. Так как по 15 десятин оставлено, конечно, на ревизские души, а не по подворному счету, то значит, что-таких душ было тогда на лицо 2.276; тоже число указывает и неизвестный автор "Записки", прибавляя, что наличных обоего пола было почти 5,000; но к сожалению, он не обозначил, к которому именно времени относится это счисление
  
   *) Указ 1842 г. апр. 17. Собр. пост. по част. раск. 1863 г. Л. стр. 276-7.
   **) Труды К. Д. Ак. 1867 авг. стр. 792.
  

151

  
   к 30-м. ли годам, - ко времени сокращения наделов, - или к 40-м, - ко времени составления "Записки".
   Интересно бы знать число духоборцев не только мелитопольских, но всех вообще. И правительство, с самого начала царствования Николая Павловича, хотело ознакомиться с количеством разного рода раскольников, существующих в России, в том числе духоборцев и молокан. Первый опыт счисления их произведен в 1820 году. Но собирание статистических сведений полицейским путем, конечно, не могло быть удовлетворительным. При сличении этих сведений за разные годы оказывается шаткость и произвольное то понижение, то повышение предъявляемых чисел. Так духоборцев и молокан в 1826 году показано 27 тысяч (мы приводим только круглые числа), а в 1827 г. 22 т., - на 5 т. меньше, хотя в это время не было значительных обращений к православию. Чрез десять лет, именно в 1837 г. показано еще менее, им. 20 т. хотя к духоборцам и молоканам причислены были здесь еще иконоборцы. Зато в 1841 году вдруг поднято число их до 29 т.; можно было бы подумать, что в небольшой промежуток между двумя этими годами произошло громадное совращение в духоборчество и молоканство; но в 1846 г. цифра снова упала на 21 т. и т. д. И помимо этой зыбкости статистических сведений числа эти не удовлетворяют нас тем больше, что духоборцы здесь идут в один счет с молоканами, тогда как для нас желательно было бы знать число одних лишь духоборцев. Правительство, в разных отношениях, могло отчасти пользоваться и этим счислением раскольников, но оно вовсе не пригодно для нас относительно статистики духоборчества. Если в 1840-х годах мелитопольских духоборцев было около 5 тысяч а на Молочных водах собрано их было самое большое количество, то независимо от приведенных
  

152

  
   нами здесь счетов, число вообще духоборцев в это время можно полагать около 8-и тысяч *).
   Как приняли мелитопольские духоборцы распоряжение правительства о переселении их в закавказскую провинцию? По свидетельству неизвестного автора "Записки", бывшего близкого их соседа, при переселении своем за Кавказ они часто упоминали имя Императора Александра I-го, но не как своего благодетеля, а как пример, которому правительство должно бы всегда следовать относительно их. Тем не менее, при своем переселении они показали опыт совершенной покорности воле Государя Императора и распоряжениям начальства. Они утешали себя тем, что переселение для них не есть дело новое, что они и на Молочные воды пришли из разных мест, бросив на прежнем местожительстве свое имущество, пришли сюда в-такие места, которые были тогда совершенною пустынею, краем света, - как выражались духоборцы, - со всеми невыгодами климата для новых выходцев из внутренних губерний Империи. Считая закавказский край подобною же пустынею и климат его не менее вредным, как и здешний вначале, они признали в предстоящем переселении лишь повторение того, что уже было с ними. Оставалось еще много стариков, из числа первых переселенцев, которые были и основателями слобод и виновниками приобретенных богатств; своим примером они поддерживали бодрость духа и в новом поколении. С другой стороны, из начал верования духоборцы почерпали убеждение, что им, как избранникам божиим, везде будет хорошо, что они всегда пожнут и соберут, хотя бы посеяли на камнях. При таком убеждении, в виду предстоящего пе-
  
   *) Выше приведенные нами статистические сведения указаны у г. Варадинова с его Ист. мин вн. дел кн. VIII стр. 158, 374-8, 446 и 576.
  

153

  
   реселения за Кавказ, все духоборческие селения оглашались почти беспрерывным молитвословием, хотя перед этим, особенно в большом собрании, пение псалмов совершалось уже весьма редко.
   Переселение духоборцев за Кавказ происходило отдельными партиями. Первая партия, состоявшая из лиц наиболее навлекших на себя подозрение правительства, в числе 800 душ прибыла туда в 1841 году; вторая, - тоже в 800 душ, - в 1842 году; третья в 1843 г. в количестве 900 душ; четвертая в 1844 и остальные в 1845 году. Главные их поселения, именно 8 деревень, расположены по ту сторону Мокрых гор, вдоль бывшей турецкой границы на запад от Тифлиса в ахалцыхском (а у г. Максимова в его статье "За Кавказом", в "ахалкалакском") уезде; три поселка находятся в уезде тифлиском; два-три поселения - на юго-восточной границе относительно Тифлиса, в елисаветпольском уезде *). Значительное число духоборцев предпочло остаться на месте и подчиниться предложенному условию обращения в православие; 27-ь душ в самом начале предложения
  
   *) Автор статьи "Русские рационалисты", помещенной в Вестн. Европ. мес. февр. 1881 (стр. 685) полагает, что духоборцы из Молочных вод переселены в Мингрелию на земли князя Дадьяна. Но во-первых они поселились вовсе не в Мингрелии, а гораздо южнее, и во-вторых, условия, на каких дозволено разным сектантам из казенных крестьян селиться на землях кн. Дадьяна, утверждены в исходе 1845 года (см. указ 1845 г. ноября 19 ст. 19,487), а переселение духоборцев в этом году было уже окончено. И ныне наибольшее количество духоборцев находится не в Менгрелии и не около Шемахи как полагает тот же автор (стр. 686), а в ахалцыхском уезде. Около Шемахи (бакинской губернии) живут преимущественно молокане, как свидетельствует г. Максимов, лично посетивший эти страны (См. От. Зап. 1867 г. июль, стр. 108 сл. 92).
  

154

  
   вступили в недра православной церкви. А некоторые возвратились с места их высылки, где положение их вообще оказалось, довольно затруднительным, и подчинились тому же условию. Всех мелитопольских духоборцев, переселившихси за Кавказ было, поэтому, немного больше 4-х тысяч. В числе первых переселенцев на Кавказ был и Иларион Калмыков, который и умер в том же 1841 году в Ахалцыхе. Он оставил после себя двух малолетних детей, - последнюю надежду духоборцев. Они надеялись, что один из них, достигши тридцатилетнего возраста, пойдет по следам своего прадеда и откроется в качесве христа; а между тем, в ожидании этого, стал заправлять духоборцами за Кавказом некто Лёвушка; но и он сослан был в Сибирь. *).
   В 1843 году Гакстгаузен путешествовавший по России, посетил между прочим мелитопольских духоборцев, еще не успевших переселиться за Кавказ. 26-го июля того года он с г. Корнисом отправился в деревню Богдановку, где один духоборец, близко знакомый его спутнику, принял их весьма радушно. Вскоре полдеревни собралось частию в доме, где остановились они, частию вокруг дома. Вид жилищ и внутреннее их расположение ничем не отличались от домов других окрестных поселян; только у них заметно было более удобств, порядка и благосостояния, и притом в домах духоборцев нигде не встречалось икон с маленькою зажженною лампадой, обыкновенно украшающих один из углов дома у православных. Мущины, женщины и дети, каких ветречал в Богдановке путешественник на улицах и в домах, поражали его красотою своих форм, своею свежестью и замечательно здоровым видом. По этому
  
   *) Haxthaus. Studien. Thl. 1. S. 408-412 и Максимова "За Кавказом", Отеч. Зап. 1867 г. июль, стр. 92 и 95.
  

155

  
   поводу Гакстгаузен передает известие, будто духоборцы умерщвляют своих детей, как только окажется, что дитя подвержено напр. английской болезни, или вообще дурно сложено и слабосильно. Они будто оправдывают такой поступок свой тем, что "душа, - этот образ Божий, должна обитать в теле благоустроенном, здоровом и крепком; как скоро она является в оболочке, ее недостойной, то наш долг освободить ее от этой тюрмы. Душа, освобожденная таким образом от уз, удерживающих ее в плену, может в силу переселения опять избрать себе тело и притом более соответственное. Это не убийство, когда дитя еще не имеет самосознания. Иное дело, если бы мы лишали жизни человека, уже зрелого; тогда бы мы действительно совершали убийство". Сомнительно однакож, что бы здоровый и красивый вид жителей известной местности нуждался в таком предположении и объяснении.
   Вскоре Корнис завел с духоборцами речь о религиозных предметах. Гакстгаузен по незнанию русского языка не мог, конечно, понимать ее смысла; тем не менее он удивлялся той ловкости и легкости, с какими выражались сектаторы, - уму, который светился в глазах двух главных собеседников, - одного старика с белой бородою, а другого тридцатилетнего. По заявлении Корниса, всякий раз, как приходилось им касаться предметов высшего порядка, основ их вероучения, они делали это с осторожностию и тактом, по истине удивительными. Они выражались множеством метафор, аллегорий, слов двусмысленных, которые сделали бы честь самому опытному диалектику. Опасаясь оскорбить их, путешественник в их присутствии не сделал никакого замечания на их религиозные воззрения, передаваемые Корнисом. Заметил лишь после, что выражаемые ими понятия представляют странную смесь мыслей возвышенных и применений самых грубых, материальных, особенно когда из области отвлеченностей переходили к жизни реальной.
  

156

  
   Гакстгаузен, между прочим, спросил духоборцев, почему они не подчиняются уставам православной церкви в виду того, что по их учению для них совершенно безразлично соблюдать, или несоблюдать религиозные обряды; подчинившись светской власти и гражданским законам, они тоже легко могли бы признать установленную церковь и ее духовную власть. На это духоборцы отвечали, что Силуан Колесников действительно учил их подчиняться законам страны и по крайней мере наружно исполнять церковные постановления; он учил, - говорили они, - держаться религии православной в России, римско-католической в Польше и магометанской в Персии и Турции. Сверх того они с полною уверенностию утверждали, что некоторые из их единоверцев живут в Персии и там подчиняются уставам Ислама. Духоборцы, в этом отношении, сходны стало быть с цыганами. Есть поговорка, что когда цыгана спрашивают, какой он веры, то он отвечает вопросом: "а какой тебе надо?" и какую назовет спрашивающий, такую и он признает своею. И действительно, в Турции цыгане обрезываются, среди христиан крестятся; в странах католических выдают себя за католиков, а в протестантских - за протестантов.
   Не смотря на мнимое пренебрежение духоборцами благ мира сего, - по словам Гакстгаузена, - они оказывались людьми жадными, ябедниками и враждебными к соседям другого исповедания. Когда молоканам тамбовской губернии разрешено было поселиться на Молочных водах, то духоборцы предъявили против них столько жалоб, что начальство вынуждено было поселить новоприбывших между меннонитами и татарами. Степь у Молочных вод занимали прежде ногайские татары, как кочевники. Из них орда буджакская сделалась оседлою не в далеке от реки Молочной. Но духоборцы, более и более расширяя свои земельные участки, кончили тем, что приглянувшиеся им богатые пастбища захватили у своих
  

157

  
   соседей. Татары жаловались местным властям, что ловкие и по большей части богатые духоборцы успели посредством лжи, обмана, ложных уверений, а может быть и подкупов оттягать спорные земли в свою пользу, а татары, несправедливо лишившись пастбищ, необходимых для поддержания их стад, вынуждены были в числе 600 душ переселиться на берега Дуная.
   28-го июля Гакстгаузен вместе с Корнисом посетил деревню "Терпение", бывшее местожительство Капустина и центр внутреннего управления секты. Оказалось, что местоположение деревни для степной страны весьма красиво. По долине течет довольно быстрая речка. По ее течению высятся возвышенности, покрытые кустарником и деревьями. Между этими возвышенностями и речкой лежит деревня. Это обыкновенная русская деревня; но теперь она имела вид пустынный и печальный. Почти все дворы покинуты и большая часть жителей уже выселилась в закавказские провинции. Только немногие семейства перешли здесь в православие и остались на месте. Путешественники подошли к двору Капустина. Двор лежал влаственно в середине селения, несколько поотдаль от других на песчаном возвышении в лощине меж двух холмов. По правой стороне дороги, ведущей ко двору, за сто шагов до него, виден колодезь. Ворота вели в обнесенные досчатым забором двор, на котором слева стояло несколько деревянных домиков, а направо дом Капустина. Затем был вход во второй, или внутренний двор, в котором направо стоял его большой двухэтажный дом. Влево, среди двора, стояли три, имевшие около 6 футов вышины, каменные истукана в роде так называемых баб, которые в пустынных степях южной России встречались прежде, как безмолвные свидетели существования здесь какого-то народа, которого и имя теперь забыто. С левой стороны был ряд домиков, в которых жили 12 апостолов и 30 чле-
  

168

  
   нов совета, посвященные в таинства секты. С духоборцами, обратившимся в православие, посетители вошли в дом бывшего главы духоборцев. Дом был совершенно покинут и пуст; двери и окна его стояли открытыми; ветер свистел во всех его углах. Из этого-то горнего "Сиона" Капустин бывало и поучал и благословлял своих последователей; здесь же было и судилище: "рай и мука", которым духоборцы так невыгодно прославились. Каждая комната, каждый угол, каждое отделенное досками пространство имели свое особенное значение и название; при распросе об этом проводник сначала отвечал неохотно и слишком уклончиво, а потом погрузился в мрачное молчание. Внизу был большой, темный зал, без окон. Это одно из тех мест, где праздновали мистерии, переходившие иногда в отвратительные оргии. Было прекрасное утро; небо чисто и ясно; но вся эта местность в своей безмолвной пустынности и дикой запущенности, с ее тремя отвратительными истуканами, похожими на привидение, с своими мрачными и страшными напоминаниями производила впечатление самое тажелое*).

II.

  
   Переходя теперь к духоборческому вероучению, считаем не лишним, как бы в виде предисловия, привести здесь те критические заметки, которые в разное время, разными лицами сделаны были на наше сочинение о духоборцах, особенно те, которые касаются изложения их учения. Всматриваясь в эти заметки, мы поймем, чего именно лмца, более или менее знакомые с толками наших сектантов, требуют от из-
  
   *) Haxthausen. Studien über die innern Zustände. Russlands. 1. Thl. 1847. S. 413-418.
  

159

  
   следователей этих учении; а обсуждая эти требования, можем выяснить себе, которые из них и в какой мере могут и должны быть удовлетворены.
   Первый по времени критический взгляд на брошюру "О духоборцах", изданную в 1832 году, высказан в том же году в Московском Телеграфе редактором его Н. Полевым. Критик весьма благосклонно отнесся к этому первому опыту автора. Мы не станем здесь приводить его похвалы относительно достоинства этого сочинения вообще, как не ведущие к нашей цели; приведем лишь его отзыв о духе изложения. "Всего замечательнее, - говорит он, - дух, в каком писано сочинение г. Новицкого; дух кротости, милосердия, христианского снисхождения отличает его от всего, что прежде писывали у нас о расколах и ересях. Это совершенная противоположность, в этом отношении, книге протоиерея Андрея Иоаннова или Журавлева "Историческое исследование о раскольниках" (изд. 2-е 1787 а 3-е 1791 г.) и другим обличительным и полемическим сочинениям о русских ересях. Книга эта имеет свое значение, но важный недостаток ее заключается в полемическом ее изложении. Исполненный праведного негодования, он более порицает вместо рассказа и более упрекает вместо обличения, а чрез то нередко заставляет сомневаться в словах своих. Сличая по духу, сущности и подробностям сочинение Иоаннова о раскольниках с сочниением Новицкого о духоборцах не можем не признать, что их разделяет полстолетие времени и - целый век просвещения и образованности"*). В этой заметке Полевой косвенно выразил мысль, что сочинения о ересях и расколах должны быть писаны в духе христианского снисхождения, или говоря иначе, в духе полного спокой-
  
   *) Моск. Телеграф. изд. Н. Полевым, 1832 г. No 21 стр. 69, слич. 66, 67 и 88.
  

160

  
   ствия и беспристрастия. Заметка эта не утратила своего значения и в наше время, потому что и теперь встречаются, хотя и редко, лица во всех отношениих достойные уважения, которые однакож о ересях и расколах высказываются в духе не то презрения, не то озлобления, что, не принося делу никакой пользы, подрывает лишь в читателях доверие к сообщаемым ими фактам. В недавнее впрочем время некоторые стали относиться совершеннно иначе к нашим сектам: стали осуждать и правительственные меры, их касающиеся, и духовенство и чиновников и вообще весь строй общественной жизни и в нем искать причину уклонения из православия в разные секты, а самих сектантов этим как бы оправдывать и при всяком случае, хотя бы фактически не верном, выражать им соболезнование и в их учении находить иногда недурные стороны даже там, где кроме его нелепости ничего не представляется. Это другая крайность, а потому и самое обсуждение предмета с-таких точек зрения оказывается тенденциозным и неверным. Иное дело гуманное отношение к чужим религиозным мнениям и убеждениям, хотя и ошибочным, а иное - защита, под видом гуманности, и сектантов и их вероучения, хотя бы очевидно ложного и в известном отношении даже вредного для общества.
   Спустя 30 лет после отзыва Полевого, несколько критических заметок на сочинение "О духоборцах" высказал г. Варадинов в своей "Истории министерства внутренних дел, изд. в 1863 году*). Так как замечания эти имеют сериозное значение, то приведем их здесь с небольшими лишь пропусками, не изменяющими действительного их смысла. "В источниках наших и в Литературе того времени (до 1830-х годов), - говорит г. Варадинов, - нет
  
   *) Истор. мин. в. д. книга 8-я дополнительная, стр. 340-343.
  

161

  
   положительных и подробных известий, в чем состояла система вероучения духоборцев и молокан. Если спросить, какая тому причина, то мы нисколько не затрудняясь скажем, что системы верований ни у духоборцев, ни у молокан никакой не было, что они сами не знали, чему веруют, на чем основывают свое учение и откуда его заимствовали. В разных местах выставлялись ими разные главные пункты верования, и везде была такая путаница в мнениях и понятиях, что из них нельзя было составить ничего целого. Что они отвергали церковь, и вообще все внешнее христианство, - не было сомнения: но почему огвергали, чем заменяли огвергнутое и в чем состояло внутреннее их христианство, ни духоборцы, ни молокане не знали и никто уловить того не мог. Ясно, что в верованиях и учениях их господствовали неопределенные понятия без всякого сознания их, другими словами, понятия бессознательные. Но вот в 1832 году студент к. д. Академии Новицкий созидает в своих исследованиях о духоборцах, а также отчасти и молоканах, полную систему верования духоборцев, систему, которой они никогда не имели и по крайней необразованности даже иметь не могли. Сочинение его есть в полном значении слова ученая диссертация, показывающая добросовестный труд, начитанность, обишрное знание богословских наук, но лишенное верного взгляда. Сочинение это есть не иное что, как приведение в систему разных известий, собранных о духоборцах в разных местах и имевшие мало общего между собою. Все эти известия автор прилагает к разным ересям, существовавшим и существующим в христианском мире и дополняет первые последними, отчего созидается у него сис

Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
Просмотров: 458 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа