устных рассказов, которые притом оказываются слишком зыбкими и неопределенными. Вероятно, сам Лопухин вскоре убедился в неверности этих известий, когда не внес их в свои "Записки некоторых обстоятельств своей жизни и службы", где однакож изложены его отношение к духоборцам и взгляды на них. Затем, в упомянутой выше "Выписке" указаны Лопухиным некоторые черты действительно духоборцам принадлежащего учения; но они заимствованы им уже не от губернаторов, а из личного разговора с приходившими к нему харьковскими духоборцами. При таком смешении самими правительственными лицами духоборцев и молокан не удивительно, что ф. Берг сосланных в 1762 году в Азов молокан принял за духоборцев. Остается лишь достоверным, что в 1796 году в азовскую крепость сослан был действительно за духоборчество указанный нами выше (стр. 41) московской губернии и уезда крестьянин села "Новоселок" помещика Голохвастова "Крючков" с семейством *). Около этого времени ссылались сюда, конечно, духоборцы и из других мест. Знаем, по крайней мере, что в конце 18-го столетия в азовской крепости находилось 38 душ духоборцев обоего
*) Арх. дело 1805 г. No 4.
пола, из которых, между прочим, состояли на службе: один унтер-офицер гарнизонного баталиона, один кондуктор инженерной команды, один капрал, два солдата, три казака и один фельдшер *). Сосланные сюда духоборцы мало по малу распространяли свое учение между азовскими жителями и в одно время 15 человек мещан г. Азова, после долгого скрывания себя, вдруг объявили себя духоборцами, перестали принимать духовенство, ходить в церковь и пускать в нее своих детей **).
В конце 18-го столетия духоборцы из некоторих губерний ссылаемы были по суду в г. Ригу, как место ссылки ***), но по указу 1801 года ноября 27-го освободили их оттуда несколько семейств ****). Местом ссылки духоборцев в конце 18-го века была назначена и Финляндия. Так, напр. сюда сосланы были козаки войска донского с семействами их, как сказано выше (стр. 37) До нас дошла любопытная "Записка" какого-то официального лица о финляндских духо борцах, поданная 11 ноября 1810 г. Министру в. д. *****). "Находясь в г. Выборге и его окрестностях, - говорится там между прочим, - имели мы случай познакомиться с одним из ссыльных духоборцев, по имени "Семеном" и узнать от него о содержимых там под присмотром нескольких семействах козаков-духоборцев. По его словам, их сослали сюда в Финляндию в заключение 90 семей, не велели давать им ни земли, ни домов, не пускали ходить на работу, а детей отобрали и отвезли безвестно куда. Старшин послали на житье на о. Эзель и Соловецкие острова.
*) Донесен. екат. губерн. ф. Берга м. в. д. 1802 года.
**) Там же.
***) Архив. дело м. в. д. 1809 г. No 10.
****) Там же.
*****) Арх. дело м. в. д. 1811 г. No 28.
Когда стали уговаривать нас ходить в церковь, то двое молодых наших, не стерпевши, резко выразились о нем и о духовенстве. Их высекли кнутом и сослали в Сибирь на работу" *). К сожалению, в Записке этой не сказано, в каком именно году высланы они были в Финляндию и другие места и мы можем лишь предполагать, не были ли эти ссыльные из числа тех донских козаков, которые, - как видно из дел тайной экспедиции, - судились и были осуждены в 1779 году. В Архангельской губернии являются духоборцы в качестве ссыльных из разных других губерний. Так в 1802 году, - как мы уже видели, (стр. 39) - сосланы в кольский уезд этой губернии на поселение духоборцы астраханской губернии ставропольского уезда. По случаю запроса в 1817 году министра внут. дел о духоборцах переселенных на жительство в кольский уезд, архангельский губернатор Перфильев отвечал, что всех духоборцев, поселенных в этом уезде по определениям разных судебных мест за отпадение от православной церкви, непоклонение иконам и отвержение церковных обрядов, 57 душ обоего пола. Из них - 8 душ крестьян тамбовской губернии моршанского уезда селений "Тройцы и Клеванова"; 25 крестьян помещика Давыдова тамбовской же губернии; 2-ое войска донского из станицы Михайловской; 7-ь человек из кавказской губернии ставропольского уезда села "Михайловского"; 6-ь душ той же кавказской губернии и уезда, 2-е из козаков кавказской станицы **). В Пермской губернии духоборчествпо, как ссыльное, явилось преимущественно в г. Екатеринбурге, куда в конце 18-го века, а затем в 19-м ссылали духоборцев на казенные заводы ***). В Тобольскую
*) Арх. дело м. в. д. 1816 г. No 20.
**) Арх. дело м. в. д. 1817 г. No 24.
***) Сборник распоряжений св. синода о расколе. Арх. дело м. в. д. 1802 г. No 13.
губернию духоборчество занесено вместе с ссыльными и распространялось ими среди местных жителей. Так тобольской губернии красноярского уезда села "Лодейского" Андрей Петров за обращение его в духоборческую секту был судим томским гражданским и уголовным судом вместе с крестьянином Андреем Артемьевым и крестьянской вдовой Парасковьею Замятиною с семеиствами их *). В том же округе, по донесению сибирского генерал-губернатора графа М. М. Сперанского министру полиции, крестьяне Федот Милованов и Карп Стародубцев на допросе показали, что они заимствовали свою веру от томского мещанина Федора Бурнашева, а Бурнашев, призванный в городскую полицию, откровенно объявил, что он принадлежит к секте духоборцев и что он наставлен, по его выражению, в сем "духовном христианстве" поселенцами из ссыльных, которых оказалось всего 14 человек**). В Иркутской губернии духоборчество явилось также от ссыльных; и из донесения генерал-губернатора Сибири министру в. д. ***) видно напр., что сторож иркутской казенной палаты Захар Шалимов был прежде таврической губернии перекопского уезда селения "Казачьих Лагерей" казенный поселянин, сослан в 1800 г. за содержание духоборческой ереси сначала в Екатеринбург к разработке рудников, а потом удален с товарищами его в нерчинские заводы на работу. В иркутской губернии для поселения духоборцев отведено было место в нижнеудинском округе тулуновской полости в урочище "Баланда" ****), куда они и ссылались в конце 18-го и в 19 веке. В начале 19-го в. в г. Иркутске обратил на
*) Арх. дело м. в. д. 1816 г. No 23.
**) Тожс 1819 г. No 16.
***) Тоже 1827 г. No 149.
****) Тоже 1809 г. No 10.
себя внимание начальства и духовенства бывший тульский мещанин, сосланный сюда за духоборчество, Ракитин. По распоряжению иркутского и нерчинского епископа Вениамина, его и товарищей его старались отвратить от заблуждения и утвердить их в истинной вере; но при троекратном увещании их, ни Ракитин, ни товарищи его не оказали ни малейшей наклонности к обращению; при чем его последователи единогласно утверждали, что Ракитин есть лучший их учитель; а сам Ракитин заявил, что кроме привлеченных с ним к суду есть у него еще полтораста человек последователей в иркутской губернии. За образ его мыслей о религии он был признан иркутскою консисториею поврежденным в рассудке; но по освидетельствовании в губернском правлении и врачебной управе оказалось, что он умственно здоров *). О существовании в исходе 18 в. духоборцев на Кавказе мы уже знаем из приведенного выше донесения архангельского губернатора Перфильева, что в кольском уезде поселены, между прочими, и духоборцы, сосланние из разных мест кавказской губернии. А с другой стороны, на Кавказе духоборчество, как и молоканство, явилось в лице ссыльных сектантов из внутренних губерний. Из мест жительства их здесь преимущественно известен г. Александров **).
Секта духоборцев, со времени первого открытия их, не могла не подвергаться преследованиям и бедствиям.
В первой половине 18-го ст. правительство смотрело на всякий раскол не только с точки зрения государственной, но и духовной, религиозной; оно преследовало его, как про-
*) Донесение сибирского генерал-губернатора Пестеля 4 авг. 1814 г. министру полиции Вязмитинову. Арх. дело м. в. д. 1814 г. No 9.
**) Донесение кавказ. гражд. губернатора м. в. д. Архив. дело 1814 г. No 1.
явление в жизни народа вредное и для государства и для церкви *). Петр Великий предписал строгие законы против отступающих от православной церкви. По силе узаконений его надлежало между прочим "отступивших исправлять и о обращении ко благочестию увещевать, а которые по увещанию исправиться не похотят, о-таких сообщать Синоду в Сенат ведение" **). Поэтому, как скоро открывали где-либо последователей раскола, тотчас, от места до места, чрез степени властйй духовных пересылали их для допросов и увещаний; но отступники от православия по большей части упорствовали в своих заблуждениях и тогда передавали их властям светским, которые и применяли к ним всю строгость закона. Эта строгость закона долго удерживалась и при наследниках Петра В. Так в 1733 "заводчики и учители, также и последователи квакерской (собственно хлыстовской) ереси иные смертию казнены, именно старица Настасья и иеромонахи Филарет и Тихон, а другие, по учинении им публичного наказания кнутом, в ссылки посланы" ***); и последователи той же ереси, открытые в 1745 году, одни по паказании кнутом сосланы в Рогервик в тяжкую работу, или на фабрики, другие по наказании кнутом или плетьми отданы были в солдаты и матросы, а негодные возвращены на прежние жилища ****).
Но существование духоборцев обнаружено правительством уже во время царствования Екатерины II. А с этого времени много смягчили законы России против раскольников и еретиков; с этого времени закон осуждает религиозную
*) Г. Варадинова Истор. мин. в. д. Спб. 1863. 8-ая книга, стр. 20.
**) Указ 1722 г. апр. 29.
***) Указ 1734 г. авг. 7. 1. Соб. зак. Т. IX ст. 6613.
****) - 1756. г. дек. 9. Т. XIV, 10,664.
нетерпимость *), - предписывает, чтобы ересь "трактовали как обыкновенное гражданское дело и отнюдь не иначе" **), запрещает, "ради различия веры вчивать ссоры или распри" ***) и заповедует "мир и тишину между членами отечества самыми разноверными" ****), потому что "гонение раздражает только умы" *****). Между тем, и при таком изменении законов положение новооткрытой духоборческой секты было тяжелое. Уже в 1779 году, как мы видели, подверглись суду правительства духоборцы из казаков войска донского, в 1793-7 годах харьковские. Каков был результат этого суда мы наверное не знаем за неимением под рукой дел тайной экспедиции, в которой он производился. Но знаем из других источников, что открываемых где бы то ни было духоборцев никогда не оставляли на месте. Мы уже видели, что их и в одиночку и целыми семействами ссылали то на фортификационные работы, то в глухие места далекого севера, то на поселение и тяжкие работы в Сибирь. Особенно сурово относились к ним местные власти, как можно судить напр. по решению дела о 34-х духоборцах перекопского уезда таврической губернии. В 90-х годах 18-го ст., после длинного производства следствия, перекопский уездный суд заключил по этому делу так: "как означенные подсудимые за внушением и увещанием остались непреклонными, то дабы отвратить впредь у людей, им подобным, суеверие и самим им воздать за отвержение их от церкви, ее
*) Наказ 1767 г. июля 30. ст. 494-6. Собр. зак. Т. XVIII ст. 12,949.
**) - 1772 г. июля 2. Собр. зак. Т. XIX ст, 13,838.
***) Устав благочин. 1782 г. апр. и ст. 202. Полн. Собр. зак. Т. XXI ст. 15,379.
****) Там же ст. 63.
*****) Вышеозначен. наказ 1707 г. июля 30, ст. 496.
таинств и святых - мщение сих преступников, именно: алешковских, лагерских, чалбурских и днепровских в Дпепровке наказать публично мущин кнутом по тридцати, а женщин плетьми по сорока ударов; дочерей же духоборцев Якова Лактева - Катерину и Ивана Шалаева - Настасью, как несовершеннолетних, по силе указа 1766 г. мая 2 дня высечь первую в Алешках, а последнюю в Днепровке розгами, и по наказании всех сих преступников, отправить их в Сибирь на поселение; имение же их описать, с публичного торга продать и вырученные деньги для записки в казенный доход отправить в перекопское уездное казначейство, исполнение чего возложить на перекопский земский суд". Уголовная новороссийская палата была несколько снисходительнее к духоборцам. Она определила: "подсудимых, обличенных в духоборческой ереси, сослать закованных в железа, без наказания, в Екатеринбург вечно к разработке рудников, кроме малолетних детей; о воспитании детей их ниже 10 лет в православной вере в городе - городскому и в уездах - волостному головам обще с духовенством иметь попечение; а имение судимых отдать родственникам, буде имеются, православной веры, тоже для воспитания малолетних детей и в пользу их употребить им принадлежащее; а когда родственников не окажется и малолетним оное не принадлежит, то продать оное с публичного торга и вырученные деньги отослать в приказ общественного призрения". Это решение представлено было на утверждение новороссийскому губернатору, который и утвердил оное*). Перекопский суд имел здесь в виду наказать духоборцев за оскорбление религиозного народного чувства, или, по выражению самого суда, воздать "мщение за отвержение от церкви" говоря иначе, действовал
*) Ливанова Раск. и Остр. Т. II. стр. 258.
по религиозной нетерпимости, уже осужденной законом. Но у правительства были другие мотивы преследования духоборцев. Они отвергали верховную власть и публичио стали проповедывать свое учение. Так в 1791 году духоборцы екатеринославской губерии мариупольского уезда судились за то, что "они проповедуют свое учение на улицах и толпы народа постоянно окружают их", как доносил министру в. д. херсонский губернатор *). Здесь ересь "трактовали" - уже согласно закону, - "как обыкновенное гражданское дело", и потому правительство осуждало и преследовало духоборцев не по духу уже нетерпимости; оно не увлекалось и недоказанными доносами на них, а имело верные и очевидные доказательства их виновности; не желало стеснять свободу их совести, но не могло и не должно было смотреть равнодушно на то, что возбуждаемые своим учением, они явно шли против устройства общественного благосостояния и открыто стали противиться гражданской власти. Таким образом они и сами были виновниками той бедственной судьбы, которая преследовала их повсюду; сами приняли то неспокойное направление мыслей и действий, которое всех вооружало против них и заставляло преследовать, как уличенных преступников. После этого могли ль они искать защиты для себя у закона, когда сами противодействовали его требованиям? Самый закон, желавший быть покровителем всех, для них не мог не сделаться строгим судиею и обличителем.
Впрочем, когда духоборцев преследовала законная строгость, не забывали испывать их и кротостию. Император Павел 1-й в начале своего царствования употребил относительно них самые кроткие меры **), какие внушают снисходптельность и отеческая заботливость, пекущаяся о обра-
*) Арх. дело. 1806 г. No 2.
**) Указ 1799 г. авг. 28. П. с. з. Т. XXV. 19,097.
щении на путь правый; но снисходительность встретила буйных, отнческая заботливость неблагодарных; они всему противились, когда обуздывали их силою; хотели умножать своих последователей, когда оставили их на воле. Вскоре явились в новороссийской губернии *) новые последователи их и в 1799-м году, как доносил новороссийский губернатор Селецкий, начали гласно проповедывать, что высшие власти в государстве не нужны. Тогда десница, прежде их миловавшая, обратилась для них в карающую: заключенные в оковы, все они (31 человек), как возмутители общественного порядка, сосланы в Екатеринбург навечно для разработки рудников, на самые тяжкие работы "дабы, - как сказано в Высочайшем указе **), - сии духоборцы, отвергающие Вышнюю власть на земле, пределом божиим поставленную, возчувствовали чрез сие, как следует, то, что суть на земле власти, Богом определенные на твердую защиту добрых, злодеям же подобным на страх и наказание". Вскоре чрез все правления, суды и расправы было объявлено, что подобная участь ожидает всех, которые впредь будут изобличены в духоборческой секте ***). Исполнители закона строго прилагали его к духоборцам и не редко обращали в жестокое истязание виновных. Так напр. упомянутый уже нами крестьянин тверской губернии села "Тебпешева" Андрей Давыдов и жена его Домна Толстаевы (стр. 41), сужденные за духо-
*) В истор. м. в. д. г. Варадинова кн. 8 стр. 48 вместо новороссийской губ. сказано новгородской. Надо считать это опечаткой. - Новороссийская губерния учреждена вместо екатеринославской с 1706 г. и разделена в 1802 г. на три губернии: николаевскую, екатеринославскую и таврическую. П. с. з. т. XXVII. ст. 20,439).
**) Вышеозначенный указ 1799 г. авг. 28.
***) Указ 1880 г. мар. 30. П. с. з. т. ХХVI. 12,952.
борчество, наказаны кнутом с вырезанием ноздрей и сосланы в иркутскую губернию на работы *). - По свидетельству сенатора Лопухина в 1801 году - "никакая секта до того времени не была столь строго преследуема, как духоборцы, конечно не потому только, что они всех вреднее. Разными образами истязывали их, целыми семействами ссылали в тяжкие работы, заключали в самые жестокие темницы. Некоторые из них сидели в-таких, где ни стоять во весь рост, ни лежать протянувшись нельзя было. Это мне сказывал, хвалясь своим распоряжением, один из начальников тех мест, в коих они содержались. Всякий генерал-прокурор, вследствие губернаторских представлений, объявлял именной указ о ссылке их целыми семействами в разные места на поселение и на каторгу, и сослано их таким образом не одно сто" **). - Самый народ, как ревностный хранитель св. веры, презирал духоборцев и убегал их, как язвы: он видел, с каким презорством смотрят они на все, что принял он от своих отцов, как заветное достояние веры, знал, с каким неуважением отзываются они о важнейших постановлениях церкви, на которых утверждается вера и надежда христианина.-такие же чувствования к духоборцам и по тем же побуждениям разделяло с народом и сельское духовенство. Таким образом отношение между ними и местными властями, духовенством и православным народом в конце 18-го века было весьма враждебное. Их отдавали в рекруты без всякой очереди, поносили руганиями и обременяли огромными поборами, как видно из жалобы пензенских духоборцев казанскому начальству ***), и вообще, как они выражались в своем прошении, "им не было
*) Арх. дело м. в. д. 1817 No 23.
**) Записки Лопухина в чтен. Имп. общ. ист. и древн. при м. унив. 1860. Квига III, июль-сент. стр. 109-110, и 93.
***) Арх. дело м. в. д. 1806 г. No 3.
средства жить между духовенством и мирскими людьми." И сенатор Лопухин, вникавший в положение слободоукраинских духоборцев в 1801 году, заметил, что "поселяне подлинно их не терпят, как и все почти жители *)". Оскорбляемые и теснимые, духоборцы с своей стороны ненавидели и местные власти и духовенство.
Настало царствование Александра Благословенного и судьба духоборцев изменилась. В Его царствование, во всю первую четверть 19-го столетия (1801-24) правительственная двятельность выражается мерами направленными против тех проявлений раскола и ереси, которые нарушали полицейские и уголовные постановления **); стало быть, смотрели на отступников от церкви уже не с религиозной и государственной точки зрения, а единственно только с гражданской.
С самого вступления на престол Александр I твердо решился, между прочим, усмирить духоборцев навсегда, но не угрозами и наказаниями, а могуществом своих благодеяний: обратив на них свое бдительное внимание, монарх противопоставил заблуждениям их и упорству мудрую снисходительность и кротость; не желал входить, как бывало прежде, в исследование мыслей их о религии, а заботился о том, чтобы сделать из них покорных и счастливых подданных. Уже в 1801 году по Высочайшему рескрипту освобождено было из Сибири множество духоборцев херсонских, харьковских, екатеринославских для водворения их на родине***). При вести о такой снисходительности к духоборцам, вскоре начали открываться новые их секты, которые до сих пор из страха наказания таились в неизвестности, но они открылись как будто для того, чтобы тем
*) Записки Лопухина стр. 101.
**) Г. Варадинова Истор. мин. в. д. кн. 8-я, стр. 56.
***) Арх. дело м. в. д. 1802 г. No 10.
больше представить поводов монарху явить на них свою мудрость и благость. Так в 1803 году, когда открылись новые духоборцы в тамбовской губернии, то вместо строгих исследований, как бывало прежде, предписаны были относительно их самые кроткие меры, какие только могут быть начертаны отеческою попечительностию. Вот подлинные слова этого достопримечательного указа, данного на имя тамбовского гражданского губернатора Палицына.
"Министр в. д. донес Мне, по представлению вашему, об открывшихся по вверенной вам губернии духоборцах. Общее правило, принятое Мною на заблуждения сего рода, состоит с том, чтобы не делая насилия совести и не входя в разыскание внутреннего исповедания веры, не допускать однакож никаких внешних оказательств отступления от церкви и строго воспрещать всякие в сем соблазны не в виде ересей, но как нарушение общего благочиния и порядка. На сем основании вы должны распорядиться во всем, что касается до дел раскольнических. В настоящем же случае примите к наблюдению вашему следующее: 1) Снеситесь с епархиальным архиереем, чтобы в селения, где есть духоборцы, предпочтительно определяя священников кротких и благонравных, подтверждаемо им было, дабы не входя с сими людьми ни в какие споры и распри, старались обратить их на путь истинный не состязаниями и принуждением, но единственно кротостию примера и святостию жизни. 2) С другой стороны, гражданское начальство долженствует наблюдать, чтобы раскольники не дозволяли себе оказывать священникам презрения и грубостей, а паче не допускать, чтобы явным разглашением своей ереси причиняли они соблазн правоверным, за что придавать их, как нарушителей общественного порядка, суду по законам. 3) Поручая точное исполнение сих правил собственному вашему наблюдению, Я считаю нужным впрочем вам приметить, что
доколе не обнаружено будет в духоборцах явного неповиновения установленной власти, дотоле не можно по единому смыслу их ереси судить и обвинять их в сем преступлении, но должно, оставляя их спокойными во внутреннем их исповедании, воспрещать только явные соблазны, подвергая их за то суждению по законам на нарушителей общего благочиния постановленным. 4) Чтобы меры сии могли иметь более действия вы не оставите, снесясь с духовным начальством, подтвердить, чтобы взаимно избегаемы были, сколько можно, встречи с таковыми раскольниками, - как то посещения в их домах и тому подобные случаи, к спорам и раздорам повод подать могущие" *). Вслед затем в инструкции, данной назначенному вновь тамбовскому гражданскому губернатору, говорится: 1) "Из всех дошедших сюда сведений видно, что полиция в этой губернии не имеет надлежащей точности в своем действии и многие замечены были по этой части упущения; 2) с некоторого времени возник в этой губерии особенный род раскольников, известный под именем духоборцев; в делах предместника вашего многие по этому предмету найдутся предписания; недостаток уважения к гражданскому начальству и неустройство полиции были причиною, что предписания эти не имели доселе полного своего действия; правительство желает, чтобы войдя точнее в разум их, дали бы вы им успешнейшее исполнение; если в поступках ваших с сими людьми различите вы терпимость от попущения и невнимательность к заблуждениям разума от послабления, то тем самым вы найдете главное и существенное правило вашего с ними поведения и большую часть затруднений и жалоб, доселе бывших, пресечете" **).
*) Указ 1803 г. февр. 21. П. с. з. Т. XXVII, 20,629.
**) П. с. зак. Т. XXVII. No 20.904. Распоряжение 21 авг. 1803 г.
Предоставляя духоборцам свободу совести и воспрещая с их стороны лишь нарушение общественного порядка, Государь обратил еще свое внимание на их отношение к православному люду, среди которого жили они. Зная, что они часто подвергались укоризнам народа из за разномыслия в вере, а с другой стороны могли быть и соблазном для
слабых, Он помышлял о средствах защитить их от нелюбви народной и положить предел распространению их толка. Не легко было найти средство, которое было бы действием снисходительности и прозорливости, которое вело бы к предположенным целям путем прямым и надежным; однакож вскоре представилось это средство, самое верное и мудрое.
Еще в 1801 году сенаторам Лопухину и Нелединскому-Мелецкому поручено было Государем обозрение слободоукраинской губернии. Там они обратили свое внимание между прочим и на духоборцев. Приехавши в Харьков, они потребовали ведомость и о том, что происходило и происходит с духоборцами, живущими в тамошней губернии. Оказалось, что при вступлении на престол Адександра I-го повелено было духоборцев, сосланных прежде целыми семействами в разные места на поселение и в каторгу, возвратить с ссылки, водворить в прежние жилища и оставить в покое. Вследствие этого Высочайшего повеления, они в августе 1801 года, - по словам Лопухина, - возвратились в свои дома, или лучше сказать, на места опустошенных домов их; а в октябре начали уже опять увещевать их, для чего отправлено было два священника и земского суда заседатель с командою. Первый вопрос духоборцам был о коронации. Духоборцы, не имеющие к обрядам уважения, не могли дать им ответа удовлетворительного и сказали, что они всякого Царя почитают от Бога поставленным, - доброго - даром божиим, а злого - бичем за грехи. Поставили пред ними
образ Спасителев и спрашивали их, веруют ли они в предстоящего пред ними Спасителя? Духоборцы отвечали: "это не Спаситель, а доска расписанная". Наконец, их спрашивали: будут ли они платить подать и рекрут ставить? Они с досадою говорили: "мы нищие: чем нам подати платить! Какие от нас рекруты? Остался старой, да малой, да изувеченный. Мы прежде служили Государю, как и другие, а теперь власть Его, мы не можем".-такие ответы духоборцев признаны были за бунт и изюмский нижний земский суд, по донесению ему об этом, движимый необдуманною ревностию, поспешил отправиться на место для розысков и производства из того криминального дела и о таком определении своем донес губернатору с нарочным. Но когда губернатор уведомил о том сенаторов Лопухина и Нелединского-Мелецкого, то они, сообразно с духом царствующего Государя, настояли, чтоб весь этот мнимый бунт приписан был недоумению и неискусству увещателей, чтоб всякое следствие и розыск были тотчас пресечены, чтоб по этому делу никому не было чинено стеснения и если кто взят под стражу, то немедленно был бы освобожден; и в след затем, от 12 ноября 1801 г. из Харькова же о всем случившемся донесли Государю в духе терпимости и истинно-христианской любви. Скоро собралось у гг. сенаторов много духоборцев. Несколько их пришло и из екатеринославской губернии. С ними преимущественно беседовал Лопухин, не как суровый судья, а как снисходительный и кроткий отец, и они, по собственным его словам, очень его полюбили и говорили с ним откровенно. Кончилось тем, что духоборцы подали прошение, в котором, изъявляя свою верность и усердие к Государю, просили исходатайствовать им позволение отделиться в особое поселение. Тогда же, из Харькова от 3 декабря, Лопухин и Нелединский-Мелецкий послали к Государю второе о духо-
борцах всеподданнейшее донесение, в котором, между прочим, писали: "Из всех селений здешних духоборцы, где они есть, и некоторые из новороссийской губернии были у нас, Всемилостивейший Государь, и все изъявили желание отделиться в особое поселение, не назначая никаких себе к тому мест, и в оных, как и в нужном им для того вспоможении, совершенно предаваясь всемилостивейшей воле Вашей. Бедное состояние оных людей, каких и число здесь не велико, столько жалостно, что по истине достойно обратить на себя воззрение великой щедроты Вашего Императорского Величества, дающего пример земным владыкам священного уважения к человечеству" *).
На кануне выезда из Харькова сенаторов Лопухина и Нелединского-Мелецкого получен был ими, по поводу первого их донесения о духоборцах, Высочайший рескрипт, в котором Государь Император выразил им "истинную свою благодарность за поступок их в деле духоборцев", и тогда же в указе, данном на имя слободоукраинского гражданского губернатора, изображено было: "Вместе с рапортом вашим о духоборцах получив обстоятельное по сему же предмету донесение от пребывающих в Харькове сенаторов, все сделанные ими в сем случае распоряжения, яко на благоразумии и истинном понятии дела основанные, утверждаю во всей силе их и пространстве, и поручаю вам не только на настоящее время, но и на будущее принять их правилом и руководством в поведении вашем с сими людьми, возлагая на собственный ваш отчет как спокойство их, так и защиту от всех притязаний к ним невежества и ложной ревности к их просвещению. И разумом и опытами давно уже дознано, что умственные заблуждения простого народа, прениями и нарядными увещаниями в мы-
*) Записки Лопухина в означ. Чтениях стр. 87-102.
слях его оглубляясь, единым забвением, добрым примером и терпимостию мало по малу изглаждаются и исчезают. Вот правило, коего местному начальству должно с ними держаться и на нем-то основано было и повеление, данное о увещании сих духоборцев при возвращении их во-свояси. Сии увещания никак не должны иметь вида допросов, состязаний и открытого образу их мыслей насилия; но должны сами собою и неприметно изливаться к ним из добрых нравов духовенства, из жизни их, из поступков и наконец из непринужденных, к случаю и с видом ненамеренности направленных на их положения разговоров; а чтоб все сие имело более действия и чтоб они лучше почувствовали обязанности их к правительству, прежде всего нужно бы было дать им самим приметить, что оно об них печется и после претерпенного ими раззорения войти в их состояние, что и поручаю вам немедленно исполнить, представив Мне о действительном положении их хозяйства, о нуждах их, обстроились ли они, имеют ли домы, вступили ли в хлебопашество, имеют ли чем платить повинности? Все сие, скромностию и благоразумием разведав, подробно Мне донесите, означив именно, сколько на построение домов их, по количеству их и по местным ценам, будет денег потребно, дабы получив сведение сие, мог Я дать о надлежащем им пособии повеление" *).
Мысль, выраженная Лопухиным во втором его донесении Государю, о переселении духоборцев в одно отдельное место, совершенно соответствовала намерениям Августейшего Монарха защитить их от нелюбви народной, а народ православный от соблазна, и потому эта мысль была благосклонно им принята и охотно утверждена. Самое удобное
*) Указ 1801 г. 27 ноября. Собр. постанов. по части раскола. Лонд. 186З. Вып. перв. стр. 17.
место для этого нового поселения представлялось тогда таврической губернии в мелитопольском уезде по течению речки "Молочной", где оставались обширные плодородные, но не заселенные места, получившие наименование "Молочных вод" от речки их орошающей. Заселение этой местности началось лишь в исходе прошлого столетия, но весьма слабо; развивалось же оно более значительно с 1800 года, когда стали здесь водворяться меннониты. По этому поводу последовал бывшему новороссийскому гражданскому губерватору Миклашевскому Высочайший указ следующего содержания:
"Вняв прошению от духоборцов, в слободско-украинской губернии обитающих, и получив таковое ж от некоторых из них, в губернии вам вверенной живущих, о соединении их в одно место и водворении сколько можно отделенно от прочих, Я признал за благо, сколько по уважению претерпенного сими людьми раззорения, столько и потому предположению, что таковое отделение считаю Я надежнейшим средством к погашению их ереси и к пресечению влияния ее на других, переселить их в новороссийскую губернию в мариупольский уезд на обильных полях, лежащих по течению речки Молочной. К произведению сего намерения в действие поручаю вам: Первое, избрав надежного, благонравного и скромных правил чиновника, объявить чрез него духоборцам, во вверенной вам губернии живущим, что снисходя на прошение их и желая в раззоренном их состоянии дать нужную помощь, соизволяю Я переселить их на вышеозначенное место. Второе, что место сие сверх плодородного своего положения представляет им и ту выгоду, что будут они соединены и расположены по слободам с духоборцами, в слободско-украинской губернии живущими, и вместе с тем со всех сторон будут отделены от соседства им притеснительного. Третие, что на каждую переселившуюся душу назначено будет по 15 деся-
тин земли. Четвертое, на пять лет, считая с текущего ныне года, освобождаются они от всех государственных податей. Пятое, при самом переселении на подъем выдано им будет из казны по сту рублей на каждое семейство заимообразно. Шестое, в возврате денег сих в казну дается десять лет льготы, считая со времени их водворения. Седьмое, по истечении сих льготных лет взыскание с них сей суммы расположится на двадцать лет так, что каждый год, каждое семейство не более пяти рублей уплачивать будет. Восьмое, изъяснив им все сии даруемые им выгоды, назначить нужное число надежных чиновников, которые бы, отправлясь на предопределенное духоборцам урочище вместе с доверенными от них людьми, обозрели его, назначили на нем по удобности и прочим выгодам места для заселения, сняли план, кой и представьте Мне на утверждение. Девятое, вместе с сим, указом данным слободско-украинскому губернатору, предписал Я, чтобы и тамошние духоборческие общества, сделав подобный выбор, прислали к вам доверенных людей, а посему для совместного показания назначаемой им земли не оставите вы снестись с начальником сей губернии, и о всех последствиях сего распоряжения Мне донести" *)
Первыми переселенцами на "Молочные воды" были возвращенные из Сибири духоборцы слободоукраинской и екатеринославской губернии, именно 30 семейств в количестве 296 душ **); в числе их был и старший сын Силуана Колесникова Кирилл Колесников, о котором упоминается в последствии, как о наставнике в среде духоборцев. Они основали здесь слободу "Богдановку", обратились к
*) Указ 1802 г. янв. 25. П. с. з. Т. XXVII, 20,123.
**) Архивн. дело м. в. д. 1810 г. No 6.
земледелию и с радостию увидели, что труды их венчаются успехом. Когда слух о счастливой их судьбе достиг до прочих единомышленников, живших в рассеянии, во многих родилось желание перейти к своим единоверцам на новое их поселение. Так в 1804 г. поверенные от духоборцев, находившихся в тамбовской и воронежской губернии, принесли Государю просьбу "дабы во избежание обид и притеснений, чинимых им не только поселянами, но и некоторыми чиновниками, единственно по разномыслию в вере, дозволено им было перейти в таврическую губернию, как это указом 25 янв. 1802 г. дозволено духоборцам, жившим в губерниях слободоукраинской и екатеринославской". Государь Император на такое переселение их соизволил и в указе, по этому поводу данном 16 декабря 1804 г. как воронежскому гражданскому губернатору Пушкину, так и тамбовскому, между прочим, значится: "1) Духоборцам, кои в воронежской и тамбовской губернии изъявлят желание переселиться в Таврию, то им дозволить; 2) время переселения предоставить им самим назначить, стараясь по возможности, чтобы наибольшее их число туда отправилось и чтоб таким образом секта сия не оставляла уже тут следов своих; 3) переселение сие произвести им на собственном их коште; 4) дать им полную свободу распорядиться своим имуществом как они сочтут за лучшее; земли же, коими они пользуются, приняв в ведомство казенное, предоставить в надел казенным крестьянам; 5) позволить им, буде пожелают, для осмотра и выбора под поселение земель послать доверенных людей; 7) уведомить их, что на каждую переселяющуюся мужеского пола душу дастся им по пятнадцати десятин из казенных свободных земель в мелитопольском уезде по удобности к молочным водам, и что те, кои переселятся, освобождены будут от всех государственных податей на пять лет, считая с будущего 1805 года, хотя бы кто из
них и позже переселение предпринял" *). В то же время указом на имя херсонского военного губернатора (которому подчинен был губернатор таврический), сверх сообщения сущности тотчас приведенного указа, между прочим предписывалось: "3) Препоручая губернскому таврическому начальству защищать переселенцев от всяких стеснений и благоприятствовать водворению их, вы должны при том поставить ему в виду о непременном наблюдении, дабы ни под каким видом духоборцы, как ныне на Молочных водах находящиеся, так и вновь в мелитопольском уезде поселиться имеющие, беглых не принимали и в секту свою никого не совращали; таковое размножение оной и таковые беспорядки отнюдь терпимы быть не могут, и местное начальство со всею строгостию законов поступать должно с духоборцами, кои таким образом дерзнут оные нарушить" **). В силу Высочайшего разрешения тамбовские и воронежские духоборцы стали переселяться на Молочные воды с начала 1805 г. и в этом же году тех и других переселилось 494 души ***). Вместе с ними прибыл сюда и Капустин. Сын его Василий, названный по спискам сыном однодворца Никифора Калмыкова, под этим именем также перешел сюда вместе с нареченным своим отцем Никифором Калмыковым, который считался в числе 25-и духоборческих наставников, бывших под властию зятя его, Капустина ****). На Молочных водах Капустин основал главную слободу "Терпение" и взял в свои руки управление всеми делами общества, как пророк, или христос духоборческий.
Не смотря на желание Государя и правительства как
*) Указ 1804 г. дек. 16. П. с. з. Т. XXVIII. 21,556.
**) Собрание постан. по части раскола. Л. 186З. стр. 24.
***) Архив. дело м. в. д. 1810 г. No 6.
****) Донесение херс. воен. губернатора министру полиции.
можно большего переселения тамбовских, воронежских и других духоборцев на Молочные воды, многие из них остались однакож на месте, как видно из их жалоб на притеснения местного начальства. Так тамбовского уезда сел: "Горелова, Троицкой Дубровы" и козловского уезда села "Жидиловки" духоборцы подавали в 1806 г. министру внут. дел записки, что местное начальство издевается над ними, творит суд неправый и вообще притесняет их на каждом шагу, вымогая денег *).
В г. Екатеринославе купцы Осип и Василий Соколовы, Аристарх Емельянов, Иван Голованов и мещанин Андрей Голубев 24-го июля 1805 г. объявили губернатору фон Бергу, что они с женами и детьми исповедуют духоборческое учение. Губернатор донес об этом министру в. д. графу Кочубею с своим мнением - выслать их на Молочные воды. Министр отвечал, что на основании Высочайшого указа 21 февр. 1803 г. он "не видит никакой нужды, по единому смыслу ереси, в переселении екатеринославских духоборцев на Молочные воды, особливо если на то нет их доброй воли. Буде же они сами хотят итти туда, то сие им быть может дозволено, но они уже никак не должны надеяться на те выгоды, кои некоторым из духоборцев при их переселении предоставлены" **). По объявлении этого ответа духоборцам г. Екатеринослава, все они согласились остаться на месте жительства, исключая Голованова и вновь заявившего себя мещанина Михаила Соловьева, которым, согласно их желанию, разрешено было переселиться к своим единоверцам. В 1805 же году появились духоборцы и в новомосковском уезде екатеринославской губернии казенного села "Гупаловки" поселяне Герасим Соверин, Петр Колесник
*) Архив. дело м. в. д. 1806 г. No 1.
**) Архив. дело 1806 г. No 4.
и Емельян Шчучный; они были увещеваемы чрез духовную особу, но остались непреклонными и просились переселиться с семействами на Молочные воды. Министр вн. дел на такое переселение согласился *). Относительно азовских духоборцев екатеринославский губернатор доносил графу Кочубею **), что азовские духоборцы ездят в г. Орехов к лицам одной с ними секты и оттуда тоже приезжают к ним духоборцы, хотя на жительстве в Азове не остаются. По докладе об азовских духоборцах Государю, дано Высочайшее повеление на имя херсонского военного генерал-губернатора Розенберга: "Поручаю вам сделать распоряжение, чтобы живущие в азовской крепости и форштадте ее духоборцы, за исключением только находящихся в действительной военной службе, переселены были на собственном их коште к тем духоборцам, коим позволено селиться на Молочных водах. Вы не оставите при сем случае соблюсти, чтобы переселение сие произведено было без всякого стеснения и чтобы в рассуждении земель и податей поставлены были духоборцы сии на равне с другими на Молочных водах живущими. Относительно же льготы от казенных повинностей Я признаю, по близости места, двух годовой срок достаточным, считая оный с 1 января 1805 текущего года" ***). Это распоряжение и было