нения в чувственной природе и три способности в человеческой душе и таким образом, может быть и сами того не сознавая, отвергнули самобытное существование Божества. Духовно пребывает Оно, по их понятию, преимущественно в избранном лишь духоборческом роде; а это есть первый шаг к выходу из христианства в язычество, уклонение от веры в истинного Бога к самообожанию и от поклонения Ему к самопоклонению, которое одно и осталось у духоборцев в виде общественного обряда. Отвергнув грехопадение Адама и в нем всего человеческого рода, отвергнув историческую жизнь Иисуса Христа и следов. значение Его как искупителя людей от первородного греха, отвергнув все таинства церкви, как средство благодатного общения христианской души с Божеством, отвергнув воскресение Христа во плоти и затем и будущее воскресение во плоти же людей, духоборцы отвергли самую сущность христианства, без которой ни одно исповедание не может остаться христианским. При таком коренном отрицании христианства, чтож остается у них положительного? Весьма не многое: что Божество будто пребывает в каждом духоборце, в его памяти, разуме и воле, что поэтому самая душа его есть и внутренний храм этого Божества и что в замене св. писания достаточно для духоборцев предания их отцов, или так называемой животной книги. Но все эти толки их действительно суть только порождение их невежества. Только невежество могло вообразить себе, будто Божество беспредельное по своему существу, вмещается в конечной душе каж-
*) 1. Полн. собр. зак. т. XXXII, No 25,610.
дого духоборца, сливаясь с нею по естеству, вместо благодатного лишь общения Бога с душою истинно верующего христианина; только невежество могло соорудить такой внутренний храм, какой построили себе в своей фантазии духоборцы; наконец только невежество могло променять божественное слово откровения на пустые толки легкомыслия. Таким образом и то, что по-видимому есть положительного в понятиях духоборцев, на самом деле есть не более, как отрицание не только христианского учения, но и здравого суждения о предметах религии вообще. Совершенно поэтому справедливо, что "духоборческая секта силится разрушить", а относительно самой себя и разрушила "все то, что есть в мире ценного для истинного сына церкви".
Когда в 1843 году, по выселении большей части духоборцев за Кавказ, Гакстгаузен посетил на Молочных водах село "Терпение" и бывшее в нем жилище Капустина, то изчальный вид опустения произвел на него, - как уже сказано в своем месте, - тяжелое впечатление. Чтож представляет нам самое вероучение духоборцев? Всмотревшись в их религиозные представления мы видели, что это не более, как развалины христианской веры и виновники этого духовного разрушения были не выходцы какой-либо дикой языческой орды, а русские люди из числа сынов православной церкви; на месте истинной церкви, воздвигнутой Иисусом Христом, самовольно поставлен ими так называемый внутренний храм, сложенный из материалов чисто фантастических; но храм этот пуст; в нем не обитает Божество; здесь совершается разве культ самообожания и самопоклонения; наконец в псалмах животной книги, этих скрыжалях духоборческого верования, встречаются отрывки то из св. писания, то как будто из православного учения, но на самом деле здесь остались одни только слова, а самый смысл их, как дух, их оживотворявший утрачен и в их пустоте
слышатся только отзвуки человеческого недомыслия. В виду такого разрушения и опустошения самых основ христианской веры невольно охватывает нашу душу еще более тяжелое чувство, чем то, какое могло отозваться в душе иностранца при посещении им заброшенного села. Был тогда, по крайней мере, ясный день; солнце ярко освещало опустевшие жилища и безмолвный Сион духоборцев; а здесь, - на кладбище христианских верований и упований, - повсюду носится мрак: светильник науки и разумения еще не зажжен у этих сектантов, а светоч истинной веры легкомысленно ими погашен.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Новицкий Орест Маркович - писатель (1806-1884), магистр Киевской духовной академии, был профессором философии университета святого Владимира. Труды Новицкого: "О духоборцах" (Киев, 1832 и 1882), "О первоначальном переводе Святого Писания на славянский язык" (ib., 1837), "Очерк индийской философии" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1844, No 4; 1845, No 3, и 1846, No 10), "О разуме, как высшей познавательной способности" (ib., 1840, кн. 8 и отдельно) и "Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческой религии" (Киев, 1860-1862).
Энциклопедия "Кругосвет"
НОВИЦКИЙ, ОРЕСТ МАРКОВИЧ (1806-1884), русский философ, психолог, историк философии. Родился 25 января (6 февраля) 1806 в Новгороде-Волынском Волынской губернии, в дворянской семье. Окончил Киевскую духовную академию (1831). Преподавал в академии, читал курсы по логике, истории философии, психологии, этике в Киевском университете (1834-1850). После закрытия философских кафедр в университетах служил цензором. С 1863 - председатель Киевского цензурного комитета. Курс логики читался Новицким на основе систем В.Круга, Бахмана и Ф.Фишера, курс опытной психологии - по системе Эшенмайера и Каруса, общий курс истории философии базировался на трудах В.Кузена, Г.Риттера, Ф.Крейцера. В собственных философских взглядах он испытал влияние Фихте, Шеллинга, Гегеля и отчасти Ф.Якоби, идеи которого использованы в учении Новицкого о "непосредственном" философическом знании, которое дано познающему субъекту уже на стадии "перворазвивающегося сознания" и обращено не к чувственно-эмпирической реальности, а к реальности вечной, непреходящей, к "Существу неограниченному" (Богу). К немецкой философии тождества восходит обоснование им диалектики самопознающего духа (Я), проходящего ступени самоограничения (не-Я) на пути к абсолютному тождеству.
Умер Новицкий в Киеве 4 (16) июня 1884.
Литература:
Новицкий О.М. Об упреках, делаемых философии в теоретическом и практическом отношении, их силе и важности. Киев, 1838
Новицкий О.М. Руководство к опытной психологии. Киев, 1840
Новицкий О.М. Очерк индийской философии. - ЖМНП, 1844, ч. 41, 43
Новицкий О.М. Краткое руководство по логике с предварительным очерком психологии. Киев, 1844
Новицкий О.М. Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческих верований, ч. 1-4. Киев, 1860-1861