sp; После иностранца в селе Охочем, вскоре появилась, как мы уже видели, новая личность (1750-75), весьма замечательная между духоборцами. Это Силуан Колесников, живший в екатеринославской губернии в селе Никольском. Даровитый от природы, умевший читать и писать, он полю-
*) См. Schröcks Christl. Kirchengesch. IX Thl. Leipz. 1810. S. 315, 361-3.
**) Lenz Theoph. Eduard Commentationis de Duchoborcis patric. 1. Dorpati. 1820. p. 9.
бил чтение может быть и случайно попавшихся ему мистических сочинений; с их точки зрения стал смотреть на предметы религии и объяснять события св. писания. Когда же познакомился с учением иностранца квакера, которое из соседней харьковской губернии легко могло перейти в екатеринославскую и которое тоже заключало в себе мистический элемент, то не мог не отнестись к нему сочувственно. Усвоив себе некоторые квакерские понятия, он слил их с своими воззрениями на религию и таким образом сделался первым организатором и проповедником духоборческого учения в собственном смысле. По показанию екатеринославских духоборцев, в доме Колесниковых они читывали, между прочим, "Ключ разумения", мистическое сочинение Еккартсгаузена, у которого Силуан видимо заимствовал некоторые из мистических своих понятий. За то книга эта у духоборцев сделалась дорогим сокровищем. Когда Гакстгаузен (в 1843 г.) был на молочных водах у тех духоборцев, которые еще не успели выселиться за Кавказ, то проводник этого ученого путешественника, меннонит Иоган Корнис (Kornies), сосед, близкий знакомый и друг духоборцев *) сообщил ему, что у них есть два рукописные сочинения: одно "Ключ разумения, или таинства", а другое - изложение их учения. Этими сочинениями они так дорожили, что не смотря на отличные к нему отношения соседства и на уважение к нему, не смотря на его настоятельные просьбы
*) Иоган Корнис, немецкий меннонит, о котором придется нам упоминать и в последствии времени, в молодости переселился в Россию в начале 19-го столетия. Долго живши в соседстве с духоборцами на молочных водах, он успел от них жке собрать множество любопытных сведений. Harthaus. Studien. 1. Thl. S. 379-80. О личности его подробнее говорится во 2-м томе того же сочинения на стр. 181.
и даже предложение значительной суммы денег не хотели
их даже показать ему *). Этот "Ключ разумения" без сомнения, есть тот самый, которым пользовался Силуан для входа в туманную область лжемистицизма. Он мог заимствовать некоторые мистические понятия и из других такого же рода книг. В его учении напр. заметно влияние и франк-масонства. В сочинении St. Martin'а des erreurs et de la veritИ", - в этой классической книге французских франк-масонов, учение о падении душ до творения мира излагается почти также, как и у екатеринославских духоборцев. Не даром и народ простой называл их "фармазонами". Впрочем эту же мысль о довременном падении душ Силуан мог заимствовать и из сочинения Еккартсгаузена "О заблуждении и истине" (Москва. 1875 стр. 35). Он организовал в екатеринославской губернии несколько общин нового своего учения **), жил до глубокой старости, как пастырь среди нового своего стада, а сыновьям его, Кириллу и Петру, оставалось только поддерживать в его последователях духоборческое учение в том виде, в каком оно было уже намечено их отцом. Но в своем дальнейшем движении оно вскоре было дополнено новыми элементами и на данной основе изменилось в частностях.
В непродолжительном времени учение это из екатеринославской губернии занесено в губернию тамбовскую. Около 1775-85 годов ***) появился там в селе "Горелом" там-
*) Там же. Thl. 1. S. 400.
**) Донесение екатерин. губернатора министру В. Д. Архивн. дело. 1802 г.
***) Правосл.. Собеседник 1858. Казань. Ч. 1. стр. 44. Отеч. Записк. 1867 г. июль, статья г. Максимова "За кавказом'' стр. 88 и 96. К этому же времени им. к 1785 г. Фишер относит
бовского же уезда на севере от Тамбова по дороге в Моршанск проповедником и распространителем духоборчества Побирохин. Это третья замечательная личность между духоборцами. Что ж это за личность? У г. Ливанова приводится неизвестно откуда заимствованное предание, будто в село "Горелое" около 1733 года прибыл один духоборец, беглый из Сибири, по имени "Семон", нашедший убежище в доме Илариона Побирохина и просветив его новым учением, скрылся из тамбовской губернии *). Но г. Ливанов сам не верит этому преданию о Семене, которого тамбовские власти называют поляком, бежавшим из Сибири, не верит во-первых потому, что русский крестьянин никогда не примет поляка. как проповедника новой веры, во-вторых поляки католики и в-третьих самое имя Семен указывает уже на его русское происхождение; а мы прибавим еще от себя, что духоборческого учения около 1733 года еще и не существовало, и мнимый ученик Семена, Побирохин, явился в качестве духоборческого учителя после указанного времени уже около полустолетия. С небольшим вариантом это же сказание о Семене и Побирохине приведено в "Записке о молоканах и других сектах в тамбовской епархии" б. митрополита Киевского Арсения, помещенной в "Трудах К. Д. Академии **). В Записке этой говоритсч, что "первый родоначльник духоборческой секты в тамбов-
происхождение духоборцев. Allg. Gesch. d. christl. Kirche v. Henke, fortg. v. Vater, 3-е Aufl. Brauns. 1818-25, Thl. VII. S. 340.
*) Раскол. и Остр. Т. 1. стр. 259 и под чертою стр. 260.
**) Труды К. Д. Ак. 1875 г. февраль стр. 154. Впрочем, эта записка составлена гораздо раньше в бытность автора Епископом тамбовским, около 1845-50 г. В ней молокане и духоборцы смешиваются до безразличия и говорится, будто все духоборы-молокане не любят свинины и много имеют жидовского (стр. 150), что совершенно неверно; последнее относится лишь к субблтникам.
ской епархии был польский жид, лютеранский прозелит, сосланный в Сибирь и оттуда бежавший, что он долго проживал в селе "Горелом" в доме Лари Побирахина и что этот Побирахин с своим гостем производил настоящие грабежи и разбои". Но явный грабитель и разбойник не стал бы заниматься пропагандой нового религиозного учения; да никто и не стал бы его слушать, тем более, когда бы он и сам был учеником беглого из Сибири жида. По всей вероятности этот расказ сознательно пущен в ход тамбовским сельским духовенством и православным народом для унижения духоборцев в следствие недружелюбных религиозных споров с ними и взаимных попреков. По более достоверным известиям *), чем сейчас приведенные предания, однодворец Иларион Побирохин был человек богатый, оптовый торговец шерстию, на широкую руку вел торговые обороты в уездах соседних губерний, следовательно человек бывалый, много видевший и слышавший. Он, как и до сих пор еще сохранилась о нем памать в тамбовской губернии, был человек низенького роста, характера увлекающегося, обладал даром слова и силою убеждения. Среди народа он известен был как большой начетник, любивший рассуждать преимущественно о делах веры. Раз, возвратившись из своих торговых поездок, он, вместе с деньгами привез и новые религиозные понятия духоборческие. Но в эти понятия, как они сложились у последователей Колесникова, он внес от себя еще некоторые из элементов ереси людей божиих, или хлыстов, которые были довольно распространены в тамбовской губернии. Он стал учить, что спасение идет не по книге, а по духу и от духа, что хранится оно не в библии, а в "книге живот-
*) См. выше указанные статьи: а) Прав. Собеседника, б) за кавказом, г. Максимова и в) Ливанова.
ной", в живой памяти, что божественная Троица не раздельна и что Иисус Христос есть не иное что, как божественный Разум. Из учения екатеринославских духоборцев о довременном падении душ и ниспослании их на землю для наказания и очищения он вывел заключение о переселениях душ на земли. Это же понятие о переселении приложил он и к Иисусу Христу. Иисус Христос, как божественный Разум, переселяется из одних избранных в других, и в нем самом, в Побирохине, обитает этот божественный Разум и в этом смысле называл самого себя сыном божиим. Для большей наглядности такого значения своего он, - как это делают и хлыстовские "изобретенные христы", - избрал себе из своих последователей 12 апостолов, названных им " архангелами" и за тем еще 12 так называемых "смертоносных ангелов". Первые помогали ему в распространении учения, а обязанностию последних было преследование тех, которые, приняв учение, изменяли ему и отступали от духоборчества *). Многоразличные знакомства давали Побирохину возможность широко вести беседу и многим людям сообщать поучения; видное место и хорошее положение придавали вес его словам. Уменье говорить доступно и понятно в тоне простых, неграмотных людей, лишенных всяких других поучений и непривычных к ним за отсутствием православных проповедников, помогли делу проповеди. Число последователей нового учения возрасло, и у богатого и тароватого человека в числе учеников оказались не только те, которым приятны и понятны были немудренные ответы веры при старых суеверных помыслах, но и те, которым лестно было угодить сильному человеку. В чи-
*) Хлыстовские понятия, усвоенные Побирохиным, см. в статье П. И. Мельникова "Тайные секты". Рус. Вестн. 1868. май, стр. 13, 14, 29.
сле слушателей и кратковременных последователей Побирохина был и дворцовый крестьянин села "Уварова" борисо-хлебского уезда Семен Матвеев Уклеин. Это замечательная личность, как выдающийся деятель в сфере молоканского учения *) Народ, плененный учением Побирохина, называл его пророком и кормильцем, питающим его духовною пищею. В эту духовную пищу у тамбовских духоборцев вошли еще элементы учения анабаптистов или меннонитов; таковы: самые резкие отзывы против крещения младен-
*) Некоторые считают Уклеина основателем молоканской секты вообще (Прав. Собес. Т. 3 стр. 45. 1858 г. - Закавказские молокане, с которыми имел случай беседовать г. Максимов, тоже считают родоначальником молоканск. секты Уклеина. Отеч. Зап. 1867. июль "За кавказом" стр. 97, 98). Но молоканства ему не приходилось выдумывать, так как эта секта существовала уже гораздо раньше, - раньше и получила даже название Молокании, именно в донесении св. синоду тамбовской консистории в 1765 году. Уклеин только объединил тамбовских молокан, живших в разных местах и распространил свое учение в нескольких соседних губерниях. По некоторым соображениям можно полагать, что до прибытия в село "Горелое" он был уже молоканином, и выдавал себя за православного из опасения преследований. Когда же ему полюбилась дочь Побирохина (на которой он и женился, хотя был уже женат), то желая снискать его благорасположение, он прикинулся последователем и ревностным помощником его. Но не долго мог он выдержать эту притворную роль. Побирохин и Уклеин не могли не разойтись по коренному различию самых принципов их учений. Уклеин, как молоканин, в основу своего учения полагал библию, но объяснял ее рационалистически, а Побирохин, как духоборец, ставил внутреннее просвещение выше св. писания и библию называл хлопотницею. Вследствие такого различия духоборцы и молокане всегда и везде враждовали между собой.
цев, предубеждение о безгрешности своей церкви, та же что у анабаптистов общность имущества, простирающаяся даже на детей и дерзкие отзывы о светских властях, как бесполезных в царстве Иисус-Христовом. Образ молений в собраниях, образ бракосочетания и погребения те же, что у анабаптистов; наконец и домашний образ их жизни напоминает этих же сектантов более, чем квакеров. Занесены ли в тамбовскую губернию эти понятия и обычаи солдатами, бывшими долгое время в плену в Пруссии во время семилетней войны, как указывает уже упомянутое нами предание*), или проникли сюда каким-либо иным путем, главное дело в том, кем они усвоены и внесены в сферу духоборческого учения и духоборческой практики. В тамбовской губернии прежде всего нам представляется Побирохин, как красноречивый наставник и ревностный пропагандист духоборчества, прибавивший к нему кое-что и от себя; в этом обстоятельстве находим основание полагать, что он первый к учению екатеринославских духоборцев присоединил, кроме хлыстовских и некоторые анабаптистические понятия, бродившие в умах тамбовцев. По крайней мере
*) Меннониты, отрасль анабаптистов, переселись из Нидерландов в окресности Данцига, в западной Пруссии, ок. 1540 г. (Энцикл. Слов. Крайя т. VIII. см. Меннониты). С 1787 года началось переселение их из окрестностей Данцига в Новороссию (Пол. Соб. зак. Т. XVI. ст. 22,293; "Наши колонии" Клауса. СПБ. 1869, стр. 20). Замечательно, что и в Таврич. губернии местные власти происхождение духоборцев, появившихся в Перекопском уезде в исходе XVIII ст. должно бьггь из тамбовских, приписывают учению меннонитов, занесенному в Россию возвратившимися из Пруссии пленными солдатами семилетней войны. Донесен. мин-ру в. д. таврического губернатора в 1804 году. Записка Тарасевича.
без его авторитета они не сохранились бы в тамбовском духоборчестве, а изгладились бы в нем бесследно. Таким образом, мы в праве смотреть на Побирохина, как на представителя третьего момента в развитии духоборческого учения вообще. Вследствие удач и успехов, к концу жизни он сделался человеком самоуверенным до крайности, гордым до самозабвения и в решении религиозных вопросов смелым и решительным до хвастливости. "Старик задурил", расказывали закавказские молокане г. Максимову; они сохранили в памяти несколько анекдотов, свидетельствующих о том, что избалованный и невоздержанный старик в мечтаниях своих доходил до крайнего самозабвения и ослепления ("3а Кавказом" стр. 37) И смелая пропаганда и его крайние выходки обратили наконец на себя внимание полиции и местного начальства и громкая наставническая деятельность Побирохина кончилась тем, что он предан был суду и сослан с детьми и некоторыми из его апостолов в Сибирь на поселение.
Но место Побирохина не осталось праздным. В тамбовской же губернии, моршанского уезда, в селе "Сысоеве", "Рыбное" тож *) в исходе XVIII столетия появилась новая личность, которая в истории духоборчества имела огромное значение и стояла на такой высоте, до которой не подымался никто другой из духоборческой среды. Это Савелий Капустин, отставной капрал гвардии. О происхождении Капустина носились разные слухи. На молочных водах в 1843 г. Гакстгаузену передавали в виде слуха, что он был крепостной крестьянин, за какую-то вину отданный господином его в военную службу **). На сколько верен этот слух
*) Лежит к северу от Моршанска по большому московскому тракту на г. Шацк.
**) Studien. Thl. 1. S. 404.
решить теперь трудно. По другим сказаниям, Капустин был будто сын Побирохина, отданный в солдаты за духоборчество и за тем военный дезертир *). Но по справедливости можно бы назвать его разве духовным сыном Побирохина потому, что именно от него он заимствовал духоборческое вероучение и особенно понятие о переселении души Иисуса, которое играло в его жизни самую видную роль. Нельзя также согласиться и с тем, будто он отдан в военную службу за духоборчество; в то время когда он мог быть отдан в военную службу (около 1763 г.), духоборчества в тамбовской губерии еще и не было ни на самом деле, ни по имени, а было только молоканство. Наконец, судя по времени его появления в тамбовской губернии, скорее можно признать, что он действительно был выслуживший свой срок капрал, или унтер-офицер, а не до срока бежавший из службы дезертир. Капустин родился в 1743 году, так как духоборцы в своем прошении Государю Императору в 1816 году называли его 73-х летним стариком, а когда за выслугою лет возвратился из войска, ему было около 47 лет, стало быть появился на родине (в Сысоеве а затем и в Горелом) около 1790 года. Вскоре женился и чтоб дети его не были военными кантонистами, отправил свою беременную жену к тестю своему, Никифору Калмыкову с тем, что если она родит сына, то сочтет его сыном тестя. Рожденный (около 1792 г.) от жены его сын Василий действительно был назван по спискам сыном однодворца Никифора Калмыкова. А у этого Василия в 1816 году родился сын, стало быть внук Савелия Ларион**). По
*) Ливанова Раск. и Остр. Т. 1. стр. 274. См. также статью "о молоканах и других сектах" в Труд. К. Д. Акад. 1875 г. февр. стр. 155. В ней вообще бросается в глаза шаткость сообщаемых известий и отсутствие исторической объективности.
**) Василий умер в 1832 году, а Лариону было тогда 16 лет.
донесению мелитопольского земского исправника (ок. 1820 г.), основанному будто на словах самих духоборцев, Капустин, еще будучи на службе в гвардии, сошелся с европейскими вольнодумцами *). Но Капустину не было никакой надобности в каких бы то ни было иностранцах для усвоения себе духоборческих понятий: они сложились уже до него. Всего достовернее, что он заимствовал это учение тотчас по возвращении из военной службы на родину, в с. Сысоеве, а еще больше в Горелом. К такому заключению приходим потому, что Капустин преимущественно себе усвоил и затем еще больше развил ту мысль об Иисусе Христе, которую первый между духоборцами высказал Побирохин, живший до того времени в Горелом. Усвоив себе духоборческое вероучение, он вскоре сделался ревностным и влиятельным его распространителем. Особенному успеху его пропаганды содействовали и его наружность и его душевные дарования. Капустин был высокого роста, мужественного сложения; его осанка была величественна, походка и взгляд внушали невольное уважение; брюнет; бороду и усы брил по
У Гакстгаузена (Studien. Thl. 1. S. 408) говорится только о Ларионе, как сыне Савелия, и что около 1818 года, когда умер Капустин, Лариону было 15 лет; а в таком случае он родился бы не в 1816 году, а в 1803-м. Но Гакстгаузен передает это известие только по слуху, а у Ливанова показания о Василие и Ларионе Калмыковых основано на официальных документах: 1) на Записке мелитоп. исправника и 2) на донесении Херсонского военного губернатора миистру полиции (Раск. и Остр. Т. 1. стр. 278, выноска 72 и 73.
*) Секретная Записка мелитоп. земского исиравника (Ливан. Т. 1. стр. 276, цитат. 64). Судя по тому, что в ней говорится между прочим о смерти Капустина, последовавшей между 1816-20 годами, надо полагать, что она была составлена не раньше 1820 года.
военному. При красивой наружности и его душевные способности были в высокой степени замечательны. Его необыкновенный ум, красноречие, замечательная память, так что он, - по свидетельству духоборцев, - знал наизусть всю библию и помнил все, что бы и где бы ни прочел, и наконец увлекательность речи, постоянно переходившая в особенную вдохновенность и могучее воодушевление, - все это побеждало всякого, кто только видел и слышал его *).
Излагая своим слушателям духоборческое учение, Капустин, как человек, что называется "себе на уме", не пренебрегал и своими частными интересами. Действуя с великим благоразумием, он старался укрепить у духоборцев веру о переселении души Иисусовой, о чем проповедовал уже в тамбовской губернии Побирохин. В духе этого последнего он учил: "первый раз, как Богу угодно было воплотиться, Он избрал тело человека, самого чистого и совершенного на земле, тело Иисуса Христа, так как и душа Его была также самою чистою и совершенною в мире. С тех пор, как Бог открыл себя во Иисусе, Он постоянно остается в человеческом роде, живет и открывает себя в каждом верующем; и душа собственно Иисусова, выражающая высшее пред всеми человеческими душами божественное разумение, в силу закона переселения также переходит из века в век в роде избранных в одного праведного человека и во время своего пребывания здесь, хотя в несовершенном человеческом теле, сохраняет воспоминание и сознание о своем божественном начале. Поэтому каждый человек, в котором она обитает, ясно сознает, что в нем душа Иисуса. Избранные, в роде которых по-
*) Haxth. Studien Thl. 1. S. 405. Отсюда же заимствовано известие о личности Капустина, помещенное в библ. для чтен. 1862 г. авг. стр. 107-8 и у Ливанова Раск. и Остр. Т. 1. стр. 275.
стоянно пребывает душа Его, суть духоборцы; между ними-то она преемственно воодушевляет одного из них. Таким избранником среди них был Силуан Колесников, которого, быть может, многие из вас лично знали. Он действительно был Христос, как в настоящее время Я *). Это так же перно, какт, верно то, что небо простерто над моей головой и что землю попираю своими ногами. Я действительно Христос, ваш Господь. Итак падите ниц передо мной и обожайте меня"! И все пали на колени и стали ему молиться **)! Справедливо замечает по этому поводу Гакстгаузен: "неудивительно, что по временам являются на земле лжехристы и лжепророки: это предсказано нашим Спасителем (Матв. XXIV, 23, 24); но удивительно, что находятся люди, которые им верят!
Капустин знал, с кем имел дело и хитрым умом и твердым характером властвовал над духоборцами, как царь, или лучше сказать, как пророк. По своей натуре и своему положению в среде их он имел величайшее сходство с Иоанном Лейденским, анабаптистическим королем в Мюнстерне ***). Это высокое свое значение он хотел за-
*) Это говорилось, конечно, не в тамбов. губернии, а на молочных уже водах, где жили и переселенцы из екатериносл. губернии. Замечательно, что Капустин не говорит о пребывании души Иисусовой у Побирохииа (хотя он особенно выдавал себя за сына Божия) а утверждает, что перед тем она пребывала в Силуане Колесникове, который и не помышлял о том. Этим уверением, должно быть, Капустину хотелось посильней подействовать на южно-русских духоборцеы; а с другой стороны Побирохин может быть в это время еще был жив, и таким образом, оказались бы две души Иисуса, если б он признал эту душу и в Побирохине.
**) Haxthaus. Studien. Thl. 1. S. 405-6.
***) Настоящее название его было Bockelson. Его деятельность особенно проявлялась между 1533-35 годами.
крепить и за своим потомством: он предсказывал, что после его смерти душа Иисуса перейдет в его сына и потом во внука Лариона *). Так свое учение и пророчество тесно связывал он с своими интересами личными и семейными! Но его пророчество не исполнилось. Его гений не почил ни на его сыне, ни на внуке.
Кроме дальнейшего развития в учении духоборцев мысли Побирохина о душе Иисуса и практического применения этой мысли к самому себе, Капустин, в качестве духоборческого христа, организовал духоборческую общину сначала в тамбовской губернии, а затем окончательно на молочных водах. Анабаптистические понятия, усвоенные Побирохиным теоретически, он ввел в практику. Так понятие об общности имений он первый сделал действительностию, как увидим ниже; образ анабаптистических молений, анабаптистические обычаи при браке, погребении и пр. установил между духоборцами на практике, которая, на сколько нам известно, с тех пор удерживается между ними и до сего времени.
Из того, что до сих пор сказано о главных деятелях духоборчества, видно, что оно сложилось не сразу; в его формации замечается четыре так сказать наслоения: 1) квакерское, 2) мистическое **), 3) несколько элементов хлыстовских и анабаптистических и наконец 4) практическое закрепление этих последних в духоборческой общине. После Капустина мы уже не встречаем в среде духоборцев ни выдающихся пропагандистов и дополнителей их
*) В год смерти Капустина Лариону было от 2-х до 4-х лет.
**) На развитие этого второго элемента не имел ли хотя косвенное влияние известный украинский философ Сковорода? Об этом скажем несколько слов при изложении учения духоборцев.
учения, ни замечательных заправителей и организаторов их общества.
Мы познакомились с главными деятелями в сфере духоборчества. Оказывается, что это были люди не высокого положения в обществе: два однодворца - Колесников и Побирохин, и два отставные унтер-офицера - неизвестный по имени иностранец и Капустин. Под руководством-таких деятелей, хотя и даровитых от природы, но мало образованных, умевших только читать и писать, учение их, как ни далеко распространило свои ветви, нигде не могло коснуться людей из сословий высших; ему последовали только народ простой, необразованный и несколько мелких купцов и ремесленников; наибольшее количество последователей его вышло из однодворцев и казаков. Впрочем, между духоборцами из донских казаков довольно было в свое время и-таких, которые служили в полках и имели чины офицерские; в 1810 году также впали в духоборческую ересь некоторые из нижних чинов *), но далее этих степеней она не возвышалась никогда.
Самый класс людей, исповедующих духоборческое учение, может некоторым образом дать нам понятие о том, какими средствами оно распространялось и утверждалось. Там, где неизвестна письменность, оно не могло распространиться и поддерживаться посредством книг, или рукописей; если и были между духоборцами, как вероятно и ныне есть, знакомые с письменами, то они не пользовались ими как средством к передаче другим своих мнений о вере; некоторые из них могли заниматься чтением каких-либо книг, близких по своему духу к образу их мыслей о вере, как напр. екатеринославские духоборцы; но это могло быть для
*) Указ 1810 г. ноября 15. Полн. собр. закон. Т. XXXI. ст. 23, 856.
них случаем к большему только утверждению их в заблуждении, уже принятом, а не к первоначальному его принятию и распространению, потому что ни в какой книге не содержится их учение в таком виде, как они исповедуют его. Иногда они изглагали свое учение письменно, но не для того, чтобы этим изложением своего верования сохранить единство его между своими сочленами, а тем еще менее для удобнейшего привлечения новых последователей: они излагали свои мнения о вере не для себя самих, как бывало напр. у старообрядцев, а для начальства, по требованию различных обстоятельств. Учение духоборцев главным образом хранится (как и у хлыстов) "в предании", или в так называемой ими "животной книге", в книге, живущей в их памяти и сердцах. Наставленные ею делались проповедниками учения и для других, а коммерческие и иные житейские сношения часто представляли им самые удобные случаи незаметно рассевать свои мнения в отдаленнейших местах, и как эти сношения в огромном русском Государстве могут быть многочисленны и по различным направлениям, то учение их таким образом легко могло переходить из уст в уста далее и далее.
И в самом деле, вместе с животною книгою переносимое с места на место, и, так сказать, всегда движимое и живое, учение духоборцев легко оставляло свои следы в различных городах и селениях; рассееваемо было небрежно и как бы на удачу, за то прозябение семен его можно видеть в различных странах нашего обширного отечества. Юг, казалось, особенно благоприятствовал его распространению: оно быстро возрасло в губерниях харьковской и екатеринославской, за тем в тамбовской, а отсюда еще в конце ХVIII столетия распространилось в земле донских казаков, в губерниях херсонской, таврической, астраханской, - в направлении северовосточном - в губернии курской, воронеж-
ской, пензенской, симбирской, саратовской, оренбургской и рязанской и в центре России - в губернии московской и далее - в тверской. В лице ссыльных появилось на юге в Азове, на западе - в Риге, Финляндии и на острове Эзеле, на севере - в губернии архангельской и на соловецких островах, на дальнем северовостоке - в губернии пермской, тобольской, иркутской и на самом дальнем юге - на Кавказе. Мы уже видели, что духоборчество прежде всего образовалось в губерниях харьковской, екатеринославской и тамбовской, потому что здесь именно были выдающиеся его наставники и организаторы. О существовании же духоборцев в других губерниях в конце XVIII века мы знаем только по тем следственным делам, которые возбуждены были относительно их правительством. Раньше, чем в каком-либо ином месте, они обратили на себя внимание его в земле донских казаков; из дел тайной экспедиции видно, что они сделались здесь предметом правительственного преследования еще в 1779 году *). В то же время были между ними и-такие, которые хотя и принадлежали к духоборческой секте, но не объявлялись правительству. Таковы были напр. казаки Архип Назаров и Максим Семенов с семействами. Они объявили о себе уже в 1807 году и были высланы с Дону в выборгскую губернию **). За тем подвергнулись преследованию духоборцы харьковские, именно в 1793-97 годах ***), а екатеринославские в 1791 г. и в самом исходе XVIII столетия, именно в 1797-1800 годах ****).
*) См. чтения в Импер. обществе истор. и древн. при москов. универ. Москва 1862 г. июль-сент. книг. 3 стр. 161.
**) Архивн. дело. министер. в. дел. 1816. No 6.
***) Чтения в Импер. обществе ист. и древн. в указанном месте.
****) Там же.
Оказывается, что самыми нетерпеливыми и горячими последователями духоборчества на юге были донские казаки, а наиболее спокойными и осторожными - екатеринославские. Это потому, что Силуан Колесников проповедывал и завещал своим последователям, между прочим, одну из самых практических мыслей. Он научил екатеринославских духоборцев наружно неуклонно покоряться постановлениям церкви и правительства, в какой бы стране им ни случилось жить: в Польше покоряться властям польским и религии католической, в России - православной, в Турции и Персии - религии могометанской, и только Капустин уже запретил это в последствии екатеринославским духоборцам, выселившимся на "молочные воды", боясь, чтобы наружное раздражение чувства посредством обрядности не соблазнило как-нибудь духоборцев и не увлекло к оступничеству *). В Херсонской губернии духоборцы подвергнуты были суду и осуждению в исходе 18 столетия, и возвращены из Сибири в новороссийский край в 1801 году **). В херсонском же губернском правлении в то же время судились и духоборцы екатеринославской губернии, мариупольского уезда; по донесению тамошнего губернатора министру внутренних дел вина их состояла в том, что они проповедывали свое учение на улицах и толпы народа постоянно окружали их ***) В Таврической губернии около 1775 года замечены уже были духоборцы в селе Василиевке из крестьян действит. тайного советника Попова ****); а позже они особенно усилились в перекопском уезде и в 90-х годах здесь сурово были судимы 34 духоборца *****). Как велико было в то время количество
*) Haxthausen. Studien Thl. 1. S. 416.
**) Архивное дело 1802 г., No 10.
***) - - 1806 г. No 2.
****) Донесение министру в. д. в 1804 г. Записка Тарасевича.
*****) Там же.
духоборцев в Астраханской губернии не можем сказать определительно, потому что молокане и духоборцы смешивались здесь и правительством и народом в одну секту *). Имеем только указание на существование духоборцев в ставропольском уезде, входившем тогда в состав астраханской губернии; именно отсюда они были сосланы в архангельскую губернию в кольский уезд на поселение Высочайшим указом 1802 года 6 декабря **). Здесь же был между прочим тайным духоборцем Гавриил Сорокин: это был купец и ратман в г. Александрове, где долго поддерживая духоборцев в 90-х годах прошлого столетия, наконец объявил себя гласно духоборцем, за что, по Высочайшему указу, переселен был на "молочные воды" ***). Как человек, выдававшийся над простонародьем, там он играл в последствии не последнюю роль среди духоборцев. В Карской губерии духоборчество стало извество около 1790 годов; в это время там явился его проповедником крестьянин Григорий Немонихин, в 1805 году перешедший в губернию таврическую ****). В губернии Воронежской в последней четверти 18-го века среди молокан появились и духоборцы, которые в 1804 году просились о переселеии их в таврическую же губернию *****). Вскоре после того, как учение духоборческое проповедывалось и распространялось по моршанскому уезду тамбовской губернии, оно появилось в соседних местностях пензенской, именно в слободе "Архангельской",
*) Донесение астрах. губернатора мин. в. д. Следствен. дело 1811 г. No 18.
**) Архивное дело м. в. д. 1802 г.
***) Высоч. указ 1802 г. 18 ноября.
****) Архивное дело министерства внутр. дел. 1820. No 18.
*****) Указ 1804 г. дек. 16. П. С. зак. Т. ХХVIII. ст. 21,556.
керенского уезда и в самом городе Керенске, в селе "Покровском" и "Высоком" наровчатского уезда и селе "Михайловском" уезда краснослободского *). До 1801 года пензенские духоборцы таились от правительства, в царствование же Александра I-го они просились переселиться на "молочные воды" и тогда оказалось их в селе "Михайловском" 30 душ обоего пола, в селе "Покровском" более 40, "Высоком" до 15-и и проч. Очень могло быть, что не желавшие переселиться не имели нужды и объявлять о себе местному начальству **). - В Симбирскую губернию духоборческая секта успела проникнуть в исходе 18-го века лишь в небольших размерах; более же усилилась уже в 19-м столетии ***). - В Саратовской губернии долго не различали духоборцев от молокан, пока наконец при следствии не оказалась разница между ними, и тогда духоборцы здешние отозвались, что основатель секты их есть отставной капрал Савелий Капустин ****). О существовании духоборцев в исходе 18-го века в губернии Оренбургской и Рязанской мы предполагаем только на основании донесения оренбургского гражданского губернатора в 1811 году министру полиции Вязмитинову, что духоборцы, именуемые и молоканами, вместе с единомышленниками своими, рязанскими, ходатайствуют о переселении их в Бессарабию, что не могло состояться по военному положению тогдашнего времени (1812 г. *****). Так как духоборцы не различаются здесь от молокан, то и нельзя сказать оприделительно, действительно ли были тут
*) Архивное дело м. в. д. 1805. No 1.
**) Там же.
***) Архивное дело исхода 18-го и первой половины 19-го века в м. в. д.
****) Ливанова Раск. и Остр. Т. III. стр. 438.
*****) Архивное дело м. в. д. 1811 г. No 18.
духоборцы и в каком количестве. В конце 18-го столетия в Московской губернии духоборцы появиились в селениях "Хохловке", "Ребровке" и "Коломенском", но не объявлялись правительству до царствования Александра 1-го, а объявившись, стали переезжать в Бессарабию. Во главе переселявшихся были их наставники: из Хохловки Игнат Соколов, из Реброва Максим Соколов и Коломенского Данило Орехов; все переехали с семействами в г. Бендеры *). В 1796 г. оказался принадлежащим к секте духоборческой крестьянин села "Новоселок" московского уезда Крючков с женою и двумя дочерьми **). В Тверской губернии в конце 18-го ст. существовали уже духоборцы и некоторые из них даже судились за свое вероисповедание. Так бежецкого уезда села "Тебнешева" помещицы Семеновой крестьяне Андрей Давыдов с Домною Ивановною Толстаевы в 1797 г. были судимы за духоборчество и осуждены. В том же году судился за духоборство крестьянин Алексей Егоров Голубов с женою своею Домною Трофимовною; но по своим религиозным понятиям он скорее принадлежал к молоканам, чем к духоборцам ***).
Ссыльные духоборцы еще в исходе 18-го века появились в Азове. Местом ссылки он сделан был еще с 1669 года ****), и такое значение его крепости упразднено только с 1810 года. По донесению в 1802 году екатеринославского губернатора фон Берга министру в. д. сюда сосланы будто духоборцы из тамбовской губернии в 1762 году, а
*) Архив. дело м. в. д. 1820 г. No 2.
**) То же - - - 1805 г. No 1.
***) То же - - - 1817 г. No 23.
****) Полное собр. закон. Т. III. No 1690.
в 1769 г. из воронежской *). Но в эти годы духоборцев в тамбовской и воронежской губерниях еще не было, не было еще и самого названия "духоборец", а когда и появилось оно, то долго еще и народ и правительство духоборцев и молокан смешивали в одну секту на основании того наружного, всем бросавшегося в глаза признака, что те и другие равно отвергают всю церковную внешность. Так например новгородский гражданский губернатор Алексей Васильевич Васильчиков в донесении министру в. д. графу Кочубею от 8-го августа 1807 года называет появившихся в Чудовском Яму сектантов безразлично и духоборцами и молоканами, хотя по расследовании оказалось, что это были одни молокане **). Астраханские молокане "Вязовки" и "Светлого Яра" и 1811 году названы были духоборцами в донесении астраханского губернатора министру в. д. ***). Саратовские молокане села
*) Донесение екатериносл. губернатора ф. Берга. Архив. дело 1802 г. - И в "Воронежской Беседе", изд. де-Пулье и Глотова (СПБ. 1861 стр. 26-7) приводится указ 1768 г. 27 авг. воронежскому губернатору Маслову, где говорится о раскольниках "которые образам не поклоняются и в рукотворенные храмы не входят, а желают входить в нерукотворенную церковь и поклоняться духом "Отцу и Сыну и Св. Духу" и указ этот поставлен под рубрикой: "Материалы для истор. духоборцев"; между тем как здесь приводится учение молокан, а не духоборцев. Тоже надобно сказать о крестьянах тамбовекого уезда села Лысых Гор, в 1768 г. объявивших, что они поклоняются не образам на досках написанным, а Христу животворному. Напрасно в статье - "Русские рационалисты" отнесены они к духоборцам, равно как и молокане новгородской губернии села Чудова и слободы Сосницкой. (Вестн. Евр. 1881 г. Февр, No 670 и 675).
**) Архив. дело м. в. д. 1807 г. No 2.
***) Следственное дело 1811 г. No 18. Арх. м. в. д.
"Пришиба" тоже не редко в донесении саратовского губернатора именовались духоборцами, тогда как из представленного ими исповедания веры видно, что они молокане *). И оренбургский гражданский губернатор в 1811 году от 12 февраля доносил министру полиции Вязмитинову "о духоборцах, именуемых и молоканами" **). Даже такая личность, как сенатор И. В. Лопухин, посланный Александром 1-м в Украйну для собрания точных сведений о вероучении духоборцев и принятия соответственных тому мер, при первом своем донесении Государю о них из Харькова от 12 поября 1801 года***) говорит, "будто с 1762 года в городе Тамбове от однодворца Лариона Петрова той же губернии из села "Горелова" восприяла начало секта именующих себя духовными, что в 1767 и 1769 г. из числа их необратившиеся к православию отданы в солдаты и на поселение, где склонили и других к своим мнениям, а найпаче новороссийской губернии в павлоградском уезде, в селе "Божкине", где они именуются молоканами по причине употребления по середам и пятницам молока и что в слободско-украинской губернии в некоторых селениях стало известно учение их не более 13-и лет". Но сообщенные здесь известия якобы о духоборцах крайне не верны. Мы уже видели, что духоборческое учение началось не в тамбовской губернии, а перешло сюда из екатеринославской; проповедником этого учения в тамбов. губернии был не Ларион Петров, а Ларион Побирохин; он действовал в качестве проповедника не с 1762 года (когда в Тамбове известному учению впервые дано название молокании), а позже -
*) Там же.
**) Там же.
***) См. чтения в Имп. общ. ист. и древ. кн. 4 за 1864 г. стр. 46-8 "Выписка о духоборцах".
около 80-х годов; духовными именует себя секта молокан; да и они прямо пазваны здесь молоканами; наконец, только о молоканском учении можно было сказать, что и слобоукраинской губернии стало оно известно не более 13-и лет, т. е. около 1788 г., тогда как духоборческое известно было здесь давно. Сообщенные здесь сведения о духоборцах Лопухин получил, конечно, от губернатора херсонского, а может быть и екатеринославского, ф. Берга; губернаторы же здешние о событиях, около 30 и 40 лет тому назад происходивших в другой, не особенно близкой губернии, могли заимствовать сведения только из