ем того, что происходит духовно в душе каждого духоборца. Здесь действует тоже Сын божий, но не в виде, конечно, человека и не как божественная личность, у духоборцев не мыслимая, а тоже как божественное качество - Разум, или Слово. Эгот-то Разум, по смерти исторического Христа,
открылся в Апостолах, принявших Его учение и затем в Его преемниках и наконец выражается в душе каждого духоборца все в большей и большей степепи по мере усвоения им духоборческих псалмов. В этом-то, вероятно, смысле понимаемый сын божий рождается в душе духоборца, возрастает по мере усвоения псалмов, творит в ней чудеса, очищая ее от грехов, несвойственных божественному качеству и при случае страдает в ней за истину. Который же Сын божий, по понятию духоборцев, будет судить людей на последнем страшном суде? Должно быть, исторический Христос, так как Он явится с женами мироносицами, но только облеченный, вероятно, большею, чем это было прежде властию, властию судить грешников, тогда как прежде Он имел не больше значения, чем имеют его старики-духоборцы. В каком же теле Он явится, когда прежнее тело истлело и не воскреснет? Завладеет может быть телом какого-либо духоборца в роде напр. Капустина и затем, истребивши грешников, т. е. всех не принадлежащих к числу духоборцев, будет вечно жить среди них на земле, но подобно им переселяясь из одного тела в другое. Так, или как-нибудь иначе понимают духоборцы свои представления о Сыне божием, или не имея никакого ясного об этом понятия, остаются в безвыходных противоречиях, во всяком случае они далеко уклонились от христианского учения о Спасителе мира и своими толками о переселениях души Христовой скорее всего напоминают нам опять древнее языческое вероучение Индийцев о Вишну. Он тоже, будучи одним из явлений природы, олицетворяется однакож как и божественный разум духоборцев, и будучи лишь воображаемою личностию несколько раз появляется на земле в разных телесных видах, или воплощениях (avatara) для какой-либо благой цели; таких воплощений было девять; он принимал на себя напр. образ то рыбы во время потопа
для спасения избранных людей, то черепахи - для доставления богам напитка бессмертия; в виде карлы, в образе героя Рамы, а также Кришны ратовал против исполинов, или за добрых князей против злых и пр. Подобным образом и душа Иисуса, по мнению духоборцев, появлялась в разных личностях, и таких переселений было пока три: жила она то в однодворце С. Колесникове, то в торговце шерстию Побирохине, то в отставном капрале гвардии Капустине. Эта мысль о переселениях души Иисуса выхвачена Капустиным, в виду личных и семейных интересов, собственно из хлыстовщины. Хлысты древнее духоборцев и в прошлом столетии особенно были распространены в тамбовской и орловской губерниях. Частое воплощение Христов они объясняют тем, что и волхвы спрашивали - не где Христос родился, а где он рождается (Мат. II. 11) и в церкви поется, - Христос рождается, славите, а не Христос родился. Мысль о пребывании божественного Разума, или Слова в душах духоборцев, заимствована ими частию от квакера, бросившего в России первые семена духоборчества, частию из книг ложных мистиков; но она так изменена и извращена своеобразными измышлениями малограмотных простолюдинов, что уже не похожа и на то, чем была у квакеров и мистиков. Не удивительно, что квакеры, посетившие мелитопольских духоборцев в 1818 году, не могли столковаться с ними о предметах веры и услышав от них мнение их об Иисусе Христе, воскликнули только: "тьма".
О благодатных действиях св. Духа мы не находим у духоборцев никаких указаний. И не удивительно: как скоро исторический Христос, по их понятию, не есть Спаситель мира, то Он и не может никому сообщать благодатных даров Духа. Если же в душе каждого духоборца пребывает Сын божий в виде божественного Разума и самим своим присутствием здесь очищает ее от всякого греха, то св.
духу не предстоит уже здесь никакого действия. Не даром Побирохин отрицал самое существование св. Духа.
О пресвятой Деве Марии духоборцы отзываются различно. Тамбовские говорили, что Она искони и по днесь дева; но что из нее родился и рождается Христос, как и у них; а у духоборцев закавказских высказывается мысль, что Христос родился от святой матери Марии и св. Духа, но не от Девы Марии, бывшей уже в летах престарелых. Очевидно, что такие представления о Богоматери взаимно себе противоречат: то Она дева, но рождает Христа только духовно, то рождает Его во плоти, но она не дева. И то и другое понятие духоборцев о Богоматери не согласно с учением христианским, а потому и упоминание о св. Духе не имеет здесь своего истинного значения и остается лишь словом, удержанным ими от православия, но утратившим свой смысл.
Нравственные понятия у духоборцев, по замечанию автора статьи из Тифлиса, не подверглись такому изменению и искажению, как учение догматическое и потому сохранились в большей чистоте, чем это последнее. Правда, что они не высказываются у них особо; напротив, они разбросаны порознь по тем же псалмам, где выражается и догматика их: по они не выводятся из этой последней, а взяты помимо ее из ветхого закона, частию из евангелия. Так духоборцы признают десять заповедей закона; только читают их не рядом, а порознь по псалмам. На сколько можно проследить по ним, в них везде строго изобличаются грубые пороки: блуд, воровство, пьянство, всякая неправда; назначается казнь блудной жене вавилонской и подобным ей грешникам. Духоборцы ослабили только заповедь, повелевающую чтить день седьмой - субботний, или по христиански - воскресный; все дни у нас равны, говорили духоборцы тамбовские: если у духоборцев празднуются некоторые дни, то
не по принципу, а по другим причинам. И пятую заповедь, как увидим ниже, они несколько изменили если не но сущности, то по форме. Кроме, так сказать, отрицательных повелений десятизакония (не делай того-то и того-то) предписываются в духоборческих псалмах и положительные требования евангельские: так предписывается благочестие в мыслях и делах, проповедуются дела милосердия: алчущего накормить, жаждущего напоить и пр. восхваляется кротость, воздержание и тому подобн. Кроме того, духоборцы, как уже сказано, насчитывают семь главных евангельских добродетелей, приравниваемых ими к семи небесам; они же перечисляются и в некоторых духоборческих псалмах. К числу главных добродетелей отнесены здесь "размышление и совет"; но это действия скорей умозрительные, чем нравственные.
На общественные отношения людей между собою духоборцы смотрят уже с своей догматической точки зрения. Так как все люди, говорят они, суть павшие души, то все они по своему естеству равны; внешние отличия, каковы б они ни были, не значат ничего. Эту мысль о равенстве людей духоборцы перенесли и на государственные власти, но как опасную для тех, которые захотели бы гласно проповедывать ее в обществе, высказывали ее исподоволь, осторожно. Силуан Колесников учил, что должно повиноваться властям и господиям сего мира, не только благим и кротким, но и строптивым, повиноваться во всяком, хотя бы и в злом деле, насильно, т. е. надо повиноваться по необходимости. Последователи его, духоборцы екатеринославские говорили о властях несколько иначе. В человеческих обществах много есть людей злых, движимых зловредными страстями. Общество злых не может устоять; они взаимно бы истребили друг друга. Поэтому для сынов мира необходимы власти, которые удерживали бы их от зла. Но чада божии (т. е. духоборцы) исполняют сами, что следует, без принуждения; власти для
них не нужны. Эти-то духоборцы в 1791 году, как мы видели, публично на улицах стали отрицать значение и силу верховной власти. Духоборцы тамбовские осмелились уже делать различие между добрыми и злыми властями и отличать их происхождение: "милостивые от Бога, твердили они, а не милостивые неизвестно от кого". Ясно, что их мысль не совсем здесь высказана. В 1816 году екатеринославский губернатор произвел у мелитопольских духоборцев расследование о их вероучении, как они исповедают его всенародно. На основании этого расследования он следующим образом излагает их учение о властях: "по их мнению, не нужно быть на земле никаким властям, ни духовным, ни светским, потому что люди все между собою равны, и одинаково подвержны искушению ко грехам; разве надлежит быть царю над злыми, татьми и разбойниками для укрощения их наказанием, а не над добрыми. Поэтому духоборцы, хотя и не восстают против учрежденных властей, но не имеют к ним всецелой покорности; если и уважают их, то делают это притворно; а между собою всякую подчиненность, и тем больше монархическое правление, признают противным своему образу мыслей". И судебные расправы не нужны для сынов божиих: на что тому суды, - говорят они, - кто сам не захочет кого-либо обидеть? Не позволительна и клятва, и потому они отказываются давать присягу в каком бы то ни было случае; а этого рода случаи особенно часто представлялись при отдаче их в рекруты. Считали они также непозволительным носить оружие и сражаться против врага, - что, и показали на деле, в составе вологодского полка бросив оружие под Перекопом в первую турецкую войну. Все эти понятия о властях, присяге, оружии и даже неснимание шапок пред начальством, иногда практиковавшееся у духоборцев, перешли к ним от иностранца квакера и весьма охотно усвоены в виду крепост-
ного состояния крестьян. Впрочем, в последствие времени, эти понятия особенно о царе и властях значительно смягчились. Духоборцы стали уверять, что они молятся о благоденствии Государя и Его августейшей фамилии. При переселении за Кавказ, начавшемся с 1841 года, все они показали опыты полной преданности воле Государя и распоряжениям начальства. И в одном из духоборческих псалмов высказана следующая мысль о царе и властях: "как мы Богу молимся и просим на молитвах о себе, так и о благоверном царе: спаси Господи, помилуй благоверного царя, услыши молитву нашу"; и ниже: "царя почитаем, милостивым властям повинуемся. Кто безвинно бьет и мучит, тот мучитель антихрист. Кто милостиво рассуждает, уподобляется милостивому Богу". Замечательно, что и здесь все еще делается различие между властями добрыми и злыми и власти немилостивые считаются антихристовы. Отвращение же от войны и до сих пор остается у духоборцев в прежней силе. Так в нынешнем 1881 г. пишут из Делижана в газету "Кавказ", что там ежедневно проходят партии духоборцев, переселяющихся в карскую область, и что цель их переселения - желание избежать воинской повинности *).
Духоборцы, в общественных отношениях признавая всех людей равными, в отношении духовном ставят себя, однакож, выше всех прочих людей. У духоборцев еще в прошлом столетии сложилось предание, имевшее иносказательный смысл, будто вера их произошла от трех вавилонских отроков, пострадавших за непоклонение образу Навуходоносора. Но Капустин убедил своих последователей, что и он сам и весь духоборческий род и их вера на самом деле происходят от этих трех отроков и что
*) См. Моск. Вед. 1881 г. июня 29, No 178.
поэтому духоборческое верование древнее христианства. По мнению духоборцев, вер на земле 77 и все они ложны; настоящая истинная вера 78-ая; это и есть вера духоборческая. И не только истинная вера, но и истинная добродетель хранится лишь в духоборческом роде. Как носителей истинной веры и добродетели, духоборцы считают уже себя безгрешными. "Мы язык свят, - говорили тамбовские духоборцы, - царское священие, люди обновления и греха в нас нет". В катехизическом духоборческом оглашении предлагается между прочим вопрос новообучаемому духоборцу: "что ты суетный, или избранник?" а он отвечает: "избранник, потому что не взыдох сонму суетному, возненавидех церковь лукавнующую (разумеется православную), обыдох сети диавольские, восприях брак святый, тайны от Эдема святей душе. Стою я на камени, а камень наш - Христос. Над главою моею вид - видение, венец подобный дуге, а венец есть слава вечная; одет я светом, яко ризою, подпоясан от сапфира поясом златым". Еще с большею притязательностию изображается духоборец в двух духоборческих псалмах, приведенных у Гакстгаузена. "Что такое духоборец, - говорится в них, - если не св. Иоанн, Мойсей и Христос? Божество обитает во плоти и во плоти выражает свою бесконечную мудрость, ибо человеческими устами говорит Вечный. Вот открывается царство. Смотрите на восток, где лежит гора Сион. Из горы текут источники воды живой, омывающие нечистоты с сынов дщерей Израиля. Небеса простирающиеся над Сионом населены блаженными, которых ризы белы как снег и украшены золотыми звездами. Эти-то небеса возвещают славу Божию. Но восточное царство и гора Сион должны быть понимаемы в смысле переносном. Это не иное что, как общество духоборцев. Середина горы есть дух божественной мудрости и силы богочеловека, обитающего
в них; источники воды живой - это слово, дающее им жизнь вечную: блаженные в ризах белых изображают их добродетели, имеющие восторжествовать над миром, или земным царством, которого конец приближается. Глава духоборцев один тогда будет досточтимым царем и духоборцы, одержав эту победу, взойдут со славой на престол мира, чтобы царствовать от века до века". Есть божественный образ и в других людях, - в их памяти, разуме и воле, - думают духоборцы, - но в своей полноте божество выражается только в них, - в этом козьем роге, - божьем роде, - что коротко и ясно высказали в 1827 г. мелитопольские духоборцы в следующих словах: .,Бог есть дух; сей дух или Бог в нас; мы есьмы Бог". Может ли духовная гордыня, возбуждаемая пустыми мечтаниями, простираться далее этого явного самообожания?
Исказив догматическое учение христианской церкви, духоборцы извратили и понятие о самой церкви, которая должна быть хранительницею истинного учения, - на основе св. писания, заключающего его в себе, и в лице пастырей и учителей и посредством таинств, обрядов и других ее учреждений.
Все духоборцы единогласно утверждают, что наружняя церковь и все, что в ней совершается и к ней относится, не имеет для них никакого значения и не приносит никакой пользы. "Ходить в церковь, - говорили тамбовские духоборцы, - совесть наша не желает, и в ней святости не чаем, потому что она тленна, а не вечна". Так как Божество, по их понятию, пребывает в душе каждого духоборца, то здесь же должна быть и церковь для этого божества. "Моя церковь, - говорится в катехизическом оглашении духоборцев, - построена не на горах, не в бревнах, не в каменных стенах, а построена у меня церковь в душе". Приравнивая эту внутреннюю церковь к внешней, катехизи-
ческое оглашение описывает ее следующим образом: в церкви этой четыре стены: первая стена младенцы-наместники Христовы, вторая -чистая дева, невеста женихова, третья - старцы - возвестители глагола божия; четвертая - жены и мироносицы: они искони ходили, Христа искали. Ворот в ней три: врата вхождения, выхождения и запад (?), покрыта церковь божиими рабами, занавешена пеленами, а пелена есть божие пение. Обита церковь божиими словами; окон в ней три: откровение, вдохновение, воздержание. Есть в той церкви елей в козьем роге, а козий рог - божий род: есть кадило, а кадило есть доброе дело; угол в кадиле - жар желания; уголья - глагол божий: есть престол - пристанище истинных христиан: стоит престол на четырех старцах животных: первый из них Аспид, второй - Сапфир, третий - Халкидон, четвертый Смарагд; а на престоле - сосуд, евангелие и крест; сосуд - закон божий, евангелие - Христос, крест и притом четырехконечный означает: первый конец его - пророк, второй - апостол, третий - ангел, четвертый - архангел. - Но в этой внутренней церкви духоборца должно быть довольно темно: в ее описании не упоминается о свечах и освещении, и оттого самому духоборцу приходится видеть в ней не что-либо действительно существующее, а только призраки воображения, так легко возникающие среди мрака. Для сооружения этой церкви должны собраться сюда и младенцы и девы и старцы и жены мироносицы в виде четырех стен и множество рабов божиих в виде крыши на ней. В церкви этой видится и население громадное: тут в замен четырехконечного креста являются пророки, апостолы, ангелы и архангелы; тут же обитают и старцы животные, - Аспид с товарищами. "Там чудеса"! Церковная пелена превращается в божье пение, козий рог - в божий род... "Там Русью пахнет"! Только русский малограмотный протолюдин мог создать себе такую внутреннюю церковь, создать не в сердце, а в праздном воображении.
Кроме этой внутренне церкви, присущей душе каждого из духоборцев,признаю они и церковь так сказать общую, когда несколько лиц их общины соберется например для совместного пения псалмов. "Везде церковь, - говорили тамбовские духоборцы, - идеже два или три собраны во имя Христово". Но затем круг этой общей церкви расширяется за пределы духоборческой общины. В состав этой церкви входят все в высокой степени рларенные божественным Разумом, или Словом; к ней могут принадлежать, - как учил еще С. Колесников, - люди различного племени, языка и исповедания; не только между христианскими народами, но и между иудеями и турками находятся члены этой церкви. Мысль эта удержалась у дохоборцев и до настоящего времени; и теперь они утверждают, что "кроме открытых духоборцев есть во всякой вере духоборцы потаенные,которые страха ради не открывают себя. Оттого и видимая численность духоборцев, несмотря на древнее их происхождение, до сих пор весьма незначительна". Расширяя понятие о своей церкви до того, что в состав ее могут входить и те, которые не знают исторического Христа и вовсе не пользуются св. писанием, духоборцы в своем вероучении, очевидно, не много предоставляют значения как тому, так и другому.
Св. писание духоборцы признают данным от Бога, но не полагают его в основание своего вероучения. "Из ветхого и нового завета, - говорили тамбовские духоборцы, - мы берем себе только полезное", большею частию учение нравственное. Все, что в св. писании не подходит под их образ мыслей, они отвергают, или стараются объяснить в необыкновенном, таинственном смысле. Так напр. принимая грехопадение Адама в переносном смысле, они и на историю Каина смотрят, как на изображение сынов погибельных, преследующих истинную (разумеется духоборче-
скую) церковь Авеля. Еще меньше значения придавал св. писанию Побирохин: он считал заблуждением читать его и называл библию хлопотницею. И мелитопольские духоборцы в 1827 году уверяли, что у них библии вовсе и не находится, что подтверждает и бывший их сосед по деревне Новоалександровке в своей статье, писанной в 1841 году.
Духоборческое вероучение основывается не на св. писании, а на предании, предание же на словах псалма: "отцы наши возвестиша нам" (псл. 43, ст. 1). Это предание от отцов называется у духоборцев животною книгою. Обстоятельное понятие о ней впервые сообщено статьей - "Духоборцы за Кавказом", которое и нам остается воспроизвести здесь за недостатком других известий об этом предмете. "Животною книгою называется у духоборцев предание потому, что оно живет в их памяти и сердцах в противоположность нашей библии, состоящей, по их словам, из мертвых букв. Животная книга составляется из так называемых духоборцами псалмов; псалмы составлены из отрывочных стихов и слов псалмов Давида, изречений ветхого и нового завета, молитв и ирмосов православной церкви и большею частию собственных духоборческих вымыслов. Псалмов у духоборцев, по словам их, бесчисленное множество; знать все псалмы одному духоборцу невозможно. Поэтому животная книга и хранится в полном своем составе не в каждом духоборце порознь, а в целом роде их, разбросанная по сердцам; чтобы составилась полная животная книга надо так сказать сложить все духоборческие памяти и сердца. Книга по частям передается из рода в род преемственно от отца к сыну по устному учению и ни одна иота этой книги не затерялась и не может затеряться до кончины и после кончины мира, как не погибнет бессмертная душа, хранительница книги. Скорее наша библия, книга видимая, тленная, мертвая, затеряется, т. е. потеряются подлинные слова божии,
как уже действительно потерялись по неверному изложению в ней тремя (а не чнтырьмя) евангелистами проповеди Иисуса Христа и по многим ошибкам, вкравшимся в библию вследствие неверных переводов ее с языка, на котором учили пророки, Христос и апостолы".
"Начало животной книги возводится ко временам земной жизни Иисуса Христа. Тогда одни из учеников его, слушая учение Христово, захотели по времени записать его, но по забывчивости записали неполно и неверно (это три евангелиста: Матфей, Марк и Лука); другие не записывали, а сохранили учение в целости в памяти и сердцах своих и также в целости передали последующим родам, т. е. родам духоборческим. Это - истинное учение Христа. Но как у духоборцев есть отрывки и из псалмов Давида, кроме того и веру свою они производят от трех вавилонских отроков, то неповрежденность божественного учения, бывшего до Иисуса Христа, доказывается повелением, данным от Него отцам духоборцев в следующих словах: "вы, мои голуби (по другим - курочки) выбирайте из мякины одно чистое зерно и насыщайтесь им". Вследствие такого повеления отцы духоборцев и выбрали из библии одни чистые зерна, составили из них, в совокупности с учением И. Христа, животную книгу и передали ее в целости, по сердцам и памятям, детям и последующим родам своим, а нам оставили смесь зерна с мякиною. Эта смесь и есть наша библия. Ничем нельзя убедить духоборца, что передача животной книги по памяти и сердцам может быть очень неверна, как вообще неверна память человеческая и как неверно и лукаво сердце грешника, - главное хранилище животной книги. В роде духоборческом, говорят сектанты, невидимо пребывает сам Христос и следовательно не допустит, чтобы книга животная повредилась, или что-нибудь из нее забылось, и потому авторитет ее непоколебим. Самая вера в нее
духоборцев до того слепа, что несмотря на явные нелепости и противоречия, разбросанные по псалмам, из которых многих и сами они не понимают, достоинство книги для них от того ничуть не теряется. Непонимание многих мест из псалмов, как напр. "козий рог - божий род", или "прежде солнечного сияния и лунного течения была тма (тысяча тысяч) грешников" извиняют тем, что так "отцы их возвестиша им"; а отцы, разумеется, погрешить ни в каком случае не могли, быв личными слушателями учения И. Христа, в души которых Он, по воскресении своем, скрылся. В духоборческих псалмах, впрочем, не редко встречаются истины, слово в слово взятые из св. писания, или по крайней мере согласные с духом его учения: но большею частию они наполнены библейскими изречениями и сказаниями в искаженном виде, без малейшего соблюдения граматических правил, и вымыслами, обличающими совершенное отсутствие здравого смысла у составителей их. Еще замечательная черта животной книги: многие псалмы ее высказывают дух неприязни к вере православной за почитание ею (вместо невидимого) видимого и (вместо живого) мертвого, также за неправое гонение, воздвигнутое на род божий (духоборцев), за лесть, какою (православные) хотят уловить его в свою сеть, за дела противные Богу и угодные диаволу, за распятие Христа и т. д.".
В псалмах животной книги иногда встречается особенный способ изложения мыслей под рифму: напр. "почто же вы друг друга осуждаете, завсегда диаволу угождаете, а Богу согрубаете, дела Бога разрушаете. Духа святова от себя отгоняеге, душу свою на вечное мучение погружаете". Встречается в них также особенного рода словопроизводство. "Многие сложные слова, корни слов и самые слоги их имеют у духоборцев особое значение по одному созвучию. Напр. "грекороссийская вера" значит "грехи российской ве-
ры"; - "вода", в которой мы крестимся, не вода сказано (будто бы) в св. писании, а "вожда", а вожда значит водитель, а водитель есть Бог: следов. ввелено креститься не водой, а Богом; "небеса поведают славу божию": небес вовсе нет, ни первых, ни вторых, ни третьих: небеса поведают - значит: "не бесы" поведают славу божию, а люди святые. Также в словах животной книги: "из тмы женщин спасется одна", тма значит "тмить (малорос. тямить) - разуметь; следует, что из тысячи тысячей женщин разумеющих, знающих Бога, т. е. женщин духоборческого рода, спасется одна: а из других родов след. ни одна не спасется. При возгласе "Христос воскресе!" надо говорить не "во истинну", а "во истинных" Христос воскрес, т. е. воскрес в роде истинном, духоборческом. "Давид" пророк почему так называется? "да видел", разумел дела божии. "Истукан" - от какого корня? "тук, тук, тук": при таком звуке выделываются наши металические кресты, иконы и оклады на них: поэтому мы - истуканники, т. е. идолопоклонники - "Раскол?" "расколоть" дерево и сделать из него икону: след. раскольники-то и суть православные".
Взгляд духоборцев на библию, как книгу не особенно нужную для их вероучения, заимствован ими у хлыстов. Из разных дел о хлыстах видно, что они зовут библию, как называл ее и Побирохин - хлопотницею и говорят, что читать ее значит подвергать себя опасности сумасшествия. Самая замена библии так называемою "книгою животною" получила свое начало у хлыстов. Еще во время царя Алексея Михайловича во владимирской губернии жил Данило Филиппович, на которого, по расказам хлыстов, видимым образом сошел с небес Господь Соваоф и воплотился в нем, и он сделался "живым Богом". Этот-то Данило Филиппович, еще до воплощения в нем Саваофа, во время споров о том, по старым, или по новым книгам можно
спастись, решил, что ни те, ни другие книги никуда не годятся и что для спасения, как поется в хлыстовской песне, необходима одна
Книга золотая,
Книга животная,
Книга голубиная,
Сам Сударь Дух святой.
Данило же Филиппович, как расказывают хлысты, в доказательство ненужности и старых и новых книг, собрал те и другие в един куль, положил в него для груза камень и бросил в Волгу *). Но самое происхождение животной книги у хлыстов и духоборцев понимается не одинаково. Содержание ее у хлыстов, состоящее преимущественно из песен, слагается теми, на кого, особенно во время радения, накатит сам Сударь Дух святой; между тем как животная книга духоборцев состоит из предания, возвещенного их отцами, в которых божественный разум пребывает постоянно. Таким образом источник животной книги у хлыстов почерпается ими извне, а у духоборцев источник этот постоянно хранится в них самих. Там, под влиянием душевного возбуждения, вызываемого усиленным круговерчением и прыжками, возникает хлыстовско-религиозная поэзия; а здесь по внушению внутреннего разума составляются псалмы в прозе. Поэтому хлысты - большею частию поэты: они воспевают райских птиц, животные трубы, зеленые луга и садики; но религиозного содержания тут не много; а духоборцы прозаики: по повелению Христа, данному, как они веруют, еще до появления Его на земле, они хотят выбирать из библии чистое зерно, а на самом деле чистое
*) Мельникова Белые голуби. Русс. Вест. 1869 г. март стр. 317.
зерно христианского учения отметают и сгребают лишь плевелы собственных измышлений. Иногда духоборцы слагают и свои псалмы под рифму и занимаются словотолкованием по созвучию; но это же делают и хлысты: рифмованная речь и игра созвучием слов, кажется, составляют любимое занятие вообще великорусского человека и выражают, в своем роде народное остроумие.
Отвергнув внешнюю церковь, духоборцы не имеют уже, конечно, надобности в ее таинствах и обрядах. Таинства, по их словам, они понимают "духовне".
Тамбовские духоборцы на вопрос - кто остался преемником Христа для священства церкви - отвечали: "тот преемник, кто чист делом и телом, смирен и кроток и добрым делам покорен, а от худых дел удален", т. е. почти всякий духоборец; "видимого начальства в своей церкви Христос не поручил никому: у нас все равны", т. е. нет никакой иерархии священства. О священстве духоборцы и не вдаются в рассуждения; только в двух случаях упоминается у них о священстве и то слишком неопределенно и неясно. В катехизическом оглашении на вопрос - что такое священник, - дается ответ: "священник нам есть пастырь чистосердечный, покорный, незлобивый, отлучен от грешников, евнух, что не сделал рукою своею беззакония, ниже помыслил лукавое". Трудно понять, кого именно называют здесь духоборцы чистосердечным, т. е. с чистым сердцем и евнухом. Во-вторых, в одном догматическом псалме, который ниже мы приведем вполне, тоже упоминается о священстве в следующих словах: "священника мы себе имеем праведного, преподобного, незлобивого, который оставление грехов". Явно, что первоначальная мысль этого псалма, при устной передаче, искажена должно быть пропуском нескольких слов; а при таком искажении опять трудно сказать, что именно хотел выразить о священстве
составитель этого псалма. Но при сем случае он не преминул сказать в своем псалме два-три слова о священниках православных: "попов ваших, сканано здесь, со всею потребою в дома себе входить не желаем: мы закону божию и веры Иисуса". А в этих немногих словах высказывается и отрицание священства видимой церкви и заявление явной вражды к православному духовенству. Замечательна и причина, почему духоборцы не желают принимать у себя православных священников; мы закону Блжью и веры Иисусовой, говорится при этом, как если бы православное духовенство не верило в И. Христа и отрицало божественный закон.
Крещение водою, - говорят духоборцы, - душе несподобно: оно омывает только тело. Духовное крещение есть страдание. Как Христос крестился не водою, а страданием, так и духоборец крещается, по примеру Христа, страданием, а если не страданием, то словом божиим, т. е. изучением животной книги; младенцы, не окрещенные ни страданием, ни животною книгою, ни греха, ни опасения не имеют, а все равно, - по словам тамбовских духоборцев, - что "щенята и котята; они будут находиться ни в раю, ни в мЩке". Впрочем и из окрещенного духоборческого рода, - как сказано в статье о закавказских духоборцах, - спасутся не все, а только из тысячи одна душа мужеского пола и из тысячи тысяч одна душа пола женского по причине природной глупости женщин.
Исповедь отвергается духоборцами потому, что по их понятию церковь не имеет власти вязать и решать. Исповедуются духоборцы в своих грехах Богу небесному и благому, оставляющему прегрешения. В грехах противу своих собратий исповедуются пред всеми и просят у них прощения. Запираться в грехе, когда другие его знают, почитается великим преступлением; если по троекратном
увещании таковой не усовестится, то они отвергают его из своего общества.
Таинство причастия тела и крови христовой под видом хлеба и вина неприемлют потому, что хлеб и вино, - говорят они, - входят в уста как обыкновенная пища и ничего душе не пользуют. Причащаются же во всякое время святым и животворящим, бессмертным и страшным христовым тайнам внутренно, восприятием в себя слова божия. Таким образом духоборцы и крещаются и причащаются словом божиим, т. е. изучением животной книги.
О Браке в одном из духоборческих псалмов сказано: "брак мы имеем, который есть дело вечного блаженства. В том и утверждаемся". Трудно понять, что именно хотел выразить этими словами составитель псалма; видно только, что брака в собственном смысле у них нет. Тамбовские духоборцы на вопрос, - как совершается у них брак, - отвечали: "кто хочет, венчается в ваших церквах (когда духоборцы жили еще среди православных), а кто хочет, так живет (т. е. без брака): мы даем на волю". И по рассказам духоборцев, бывших в 1804 г. в Спбурге, брак у них не считается таинством и совершается единственно по взаимному согласию молодой четы; родители в это дело вовсе не вмешиваются: большею частию им объявляют молодые о своем желании жить вместе, когда уже состоялось между ними взаимное обещание об этом. Случается, однакож, что это сожительство их не прежде делается известным, как когда уже девица понесет младенца. Развод в прежнее время происходил лишь по явным уликам одного лица в неверности другому, или по неспособности одного составить семейное счастье в следствие дурных, неисправимых нравственных качеств. В это дело могло вмешаться и целое общество, увещевая обоих забыть обиды, помириться и не разлучаться; в случае же неизбежного развода сыновья
оставались при матери, а дочери на попечении отца. Но со временем эти сожительства стали расторгаться свободно и неукоризненно по воле которой-либо стороны. Муж по смерти жены и жена по смерти мужа могут опять вступать в новое взаимное сожительство. Такое безбрачное сожительство мущины и женщины по взаимному лишь согласию, совершается, стало быть, чисто по языческому обычаю.
О посте в только что упомянутом псалме сказано: "пост имеем в мыслях воздержание, отыми от уст, Господи, роптание и от рук убиение, от всех злых дел воздержание себя". Изложение и здесь, конечно, нескладно, но мысль его заключается в том, что пост состоит лишь в воздержании от греха. И бывшие в Спбурге духоборцы эту же мысль высказали в следующих словах: "воздержание от мяс не приносит душе никакой пользы. Пост есть воздержание от объядения, пьянства и всякой роскоши, удаление от игр богопротивных, плясок, песен" и т. п.
Тамбовские духоборцы на вопрос о том, есть ли у них молитвы и какие, -отвечали: "молитвы к Богу у нас есть, а наипаче псалмы давидовы: 1) живый в помощи Вышнего в крове Бога небесного водворится, 2) услыши, Боже, глас мой внегда молитимися к тебе, 3) девять блаженств от евангелия с прибавлением: помяни мя, Господи, во царствии твоем". Святых и Богородицу почитают, но им не молятся и не призывают на помощь, потому что они угодили Богу собственно для себя; не молятся и о спасении других людей, так как всяк молится о себе, а не о других. При рождении младенца дается ему христианское имя без всякой молитвы. Не молятся они и за умерших, считая молитву бесполезной для них по смерти. Когда духоборцы жили скрытно, то тела своих умерших собратий погребали обыкновенным образом на общем кладбище; когда же обнару-
жили свое отпадение от православия, то стали хоронить своих усопших в особенных местах.
Икон, или, как называли их тамбовские духоборы, символов не признают священными и не почитают никаких изображений; или, как говорится в духоборческом псалме, "рукотворенным образам не кланяемся, в них святости не чаем. Образу мы кланяемся неоцененному, внутрь нас сияющий (щему)". Здесь разумеется, конечно, память, разум и воля, как духовное выражение в человеке Божества, в высшей степени присущее каждому духоборцу: а стало быть, поклонение такому образу есть не иное что, как самопоклонение. "Иконе, продолжает тот же псалом, мы кланяемся существенным, естественным, безмерного существа показует сына отца". Здесь уже нет никакого смысла, ни логического, ни грамматического. Но автор хотел, кажется, выразить подробнее ту же мысль, которая высказана им в предыдущих словах. И в другом месте говорится: "икона - неоцененный лик божий, внутри нас сияющий; он поет и глаголет". Что и каким образом поет и глаголит внутренняя, неоцененная икона духоборца - понять и разъяснить это мы отказываемся. Не смотря, однакож, на отрицание святости икон, у мелитопольских духоборцев, как остаток древнего православия, встречались почти во всех лучших домах киоты, поставленные в почетных углах и делаемые у православных для икон; некоторые имели в домах изображение св. Тройцы в виде трех ангелов, угощаемых Авраамом.
Крестного знамени духоборцы не полагают на себе. "Крест, - говорят они, - крест на мне, крест по мне, крест позади меня, крест передо мной и Бог со мной": слова, ничего определенного не выражающие; но такова уже манера духоборцев, когда им приходится что-либо видимое изъяснять в смысле духовном.
Отвергая церковь, духоборцы темь более отвергают предание и уставы св. отец. "Они были человеки, - говорили тамбовские духоборцы, - и от человека ничто же, а вся суть возможна от Бога". Однакож духоборцы принимают предания своих отцов, т. е. животную книгу, хотя и эти отцы были тоже человеки.
Кроме изложенного нами вероучения духоборцев есть у них своего рода сказания и рассуждения, не имеющие догматической важности, о которых, однакож, упомянуть здесь не лишне. Предметы этих сказаний и гаданий многочисленны и до крайности нелепы, но они интересны для нас как выражение той степени религиозного развития, на какой стоят духоборцы. Приведем эти гадания как они изложены в статье о закавказских духоборцах. Бог существовал от вечности, но прежде Его была премудрость. Бог находится в горе Сион, а гора в вере. Было время, когда Слово бегло к Богу, а Бог бег к Слову. (В начале бе Слово). Авраам ввел наши иконы в замен золотого тельца, слитого при Синае; отсюда и начало нашего иконопочитания. И. Христос вывел из Египта 40,000 людей. Взимание податей ведет свое начало от статира, вынутого Петром, по повелению Христа, из рыбы и отданного сборщикам податей. Есть сказание о начале обычая христосоваться красными яйцами; апостолы, будто, для поддержания своей проповеди о воскресении Христа дарили детям красные яйца с тем, чтобы они бегали по улицам и кричали - Христос воскрес! Сказание об однобокой рыбе камбуле, ожившей на блюде Богоматери в доказательство воскресения Христова, уже по съедении Ею одного бока и потом пущенной в черное море уверять своею однобокостию и рыб и людей в воскресении христовом; сказание об Иерусалиме с 12 воротами, при которых стражами состоит 12 ангелов, а именно от севера Анания, Азария, Мисаил, от юга - Авраам, Исаак, Иаков, от востока
Ной и Лот, от запада Аарон и Давид. Или, напр. в духоборческом катехизисе: вопрос - когда не было ни неба, ни земли, ни небесного украшения, ни лунного течения, где тогда Бог был? - Отв. В горней вере. В. где ныне Бог пребывает? - О. в последних странах и т. п.
Хотя все дни для духоборцев равны и собственно нет у них праздников, а всякий свободный день может быть днем молитвенного собрания, но, по словам бывших в Спбурге духоборцев, -эти собрания большею частию бывают в обыкновенные церковные и царские праздники, когда прочие мирские люди не работают; это потому, что если бы стали они работать во время сих праздников, то тем навлекли бы на себя ругательство мирян и могли бы подвергнуться взысканию за пренебрежение государственных постановлений. И на молочных водах большею частию они не работали в наши праздничные и воскресные дни, не столько, конечно, по уважению к ним, сколько для собственного отдохновения, или по старой привычке, вынесенной ими из православия. По сообщению местных властей мелитопольские духоборцы чествовали дни храмов, которые праздновали, быв еще православными, в прежних своих селениях. Так жители села Тамбовки праздновали день чудотворца Николая, села Терпения - день Казанския божия Матери, села Спасского - день рождества Христова, села Троицкого - день св. Троицы, села Богдановки - день Василия великого, села Кириловки - день Покрова пресвятые Богородицы, села Горелого - день Флора и Лавра, села Ефремовки - день Архистратига Михаила, село Радионовка не имело храмового праздничного дня. И нынешние духоборцы за Кавказом, кроме воскресных дней празднуют в одно число с нами следующие праздники: светлую неделю - старики семь дней, молодые три дня; в следующие затем дни работают, но только дома; три дня Тройцы (Пятидесятницы), день Илии пророка, Успение божией
Матери, три Спасова дня: 1, 6 и 18-е (д. Флора и Лавра) числа августа. Впрочем, почетание спасовых дней состоит больше в угощении медом, особенно на последний из них; тогда званные и незванные идут к пчеловодам есть мед, которые за грех и ущерб пчелиному заводу считают не накормить медом всех приходящих к ним. Чтят также Покров божией Матери, Рождество Христово три дня и Крещение. Почитание состоит в утреннем общественном богомолении и хождении в нарочитые праздники (наприм. на святой неделе) по знакомым и пении псалмов, - по дороге и в самых домах за застольным угощением. Некоторые из духоборцев, ко дню христовой Пасхи красят яйца.
Так как каждый из духоборцев носит в самом себе свой внутренний храм и каждый молится сам за себя, то ясно, что для них не нужны ни внешние храмы, ни общественная молитва. И однакож в известные дни года у них бывают молишвенные собрания, в которых они читают свои псалмы, или поют молитвы. Видно, что врожденное человеку побуждение к общению сильнее теоретических принципов! Мелитопольские духоборцы в селении Терпение, по свидетельству таврического гражданского губернатора *), в воскресные дни собирались для молений в так называемый "сиротский дом", или "Сион". Заправлявший у них делом религии Капустин, установил частые молитвословия, причем говорил и поучения. Пение псалмов предоставлено было девицам, которые подготовлялись к тому в Сионе же. После Капустина пение псалмов, особенно в большом собрании, совершалось весьма редко. "В прочих слободах духоборцы собирались для богомолья по разным местам, не имея для этого определенного места. Гакстгаузен видел, однакож, у некоторых из тамбовских духоборцев комнаты, исклю-
чительно предоставленные для молитвы: в них не было никаких украшений, не было, само собой разумеется, ни икон, ни креста: только посреди комнаты помещался стол с хлебом и солью *) В 1843 г. в бытность Гакстгаузена у мелитопольских духоборцев, у них не было особых комнат для молитвы; собирались они под открытым небом, причем мущины и женщины составляли два особые кружка.
Самый образ общественного моленья происходил у всех духоборцев одинаково, как видно из описания его у духоборцев екатеринославских **), тамбовских и мелитопольских ***) и закавказских ****). Собираются духоборцы на моленье утром праздничного дня. Продолжительность молитв занисит от количества собравшихся. Моленье состоит из чтения псалмов, пения и взаимного целования, и совершается в следующем порядке: при входе в молельную избу каждый должен сказать - "славен Бог прославися!" - ему отвечают "велико имя Его по всей земли!" Мущины садятся вдоль стен, по правую, а женщины по левую сторону. Когда все соберутся и усядутся по своим местам, один из почетных в собрании, заседающий в переднем углу, начинает наизусть читать псалом по собственному выбору; все слушают; по окончании чтения читает свой псалом сосед первого, и таким образом чтение псалмов идет по очереди в ряду мущин с первого до последнего, до шести-семилетнего мальчика