Главная » Книги

Маяковский Владимир Владимирович - Киносценарии и пьесы (1926—1928), Страница 8

Маяковский Владимир Владимирович - Киносценарии и пьесы (1926—1928)


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

iv>
   73-74. Девушка и человек вспархивают по лестнице.
   75-80. Каждая вещь в грязной комнате зацветает; из чернильницы появляются лилии, обои простого рисунка на ваших глазах становятся рисунком розочкой. Простая лампа становится люстрой.
   81. Маяковский наливает из графина воду.

"Д_а м_ы и п_и_т_ь н_е б_у_д_е_м - т_о_л_ь_к_о о_д_и_н с_т_а_к_а_н".

   82. Девушка говорит:

"К_а_к_а_я у в_а_с к_р_е_п_к_а_я в_о_д_а!"

   83-84. Берет у нее стакан и начинает тихо лезть.

"Д_а м_ы и ц_е_л_о_в_а_т_ь_с_я н_е б_у_д_е_м!"

   85. Тянутся губами друг к другу.
   86-89. Фасад дома, цветы с фасада обрываются, на улице снег. Дворник в рубашке - влезает в доху.
   90-93. Комната, пришедшая в норму обычного грязного вида.
   94-96. Из подъезда выходят. На нем - ботики, у нее - стоптанные каблуки. Сложенные крылья подмышками. Скользят. Зевают.
   97. Пройдя несколько шагов, человек достает часы.
   98-101. 22 минуты десятого. Стрелки в разные стороны. Человек показывает девушке указательные стрелки, прощается. Расходятся в противоположные стороны.
  

Конец четвертой части

  
  

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

И ДНЕМ И НОЧЬЮ

   1-11. Напряженная работа центрального водопровода. Льющаяся из фильтров масса воды. Жилы водопровода. Главная магистраль.

Истребители воды.

   12. Поражающий тщедушием водопроводный кран.
   13. Кухня. Маяковский цедит воду в самовар.

Власть на местах.

   14-16. Кухня. Милиционер благодушествует с кухаркой. Снимает с себя форму.
   17-18. Маяковский раздувает самовар башмаком.

И днем и ночью.

   19-27. Необъятный дом телефонной станции. Непрекращающаяся работа телефонисток. Путаница телефонных жил.

Вредители телефона.

   28. Плюгавая мать семейства у трубки телефона. За матерью в хвосте папаша, великовозрастная дочь, трое малышей, две собаки. Разговор в телефон.

"А м_ы к в_а_м в г_о_с_т_и п_о_с_л_у_ч_а_ю к_а_н_у_н_а р_о_ж_д_е_н_и_я Р_о_б_е_с_п_ь_е_р_а".

   29. Маяковский у телефона делает любезное лицо, говорит:

"П_р_и_х_о_д_и_т_е! С_а_м_о_в_а_р п_о_с_т_а_в_и_м".

   30. Маяковский кидает трубку, со злостью бормочет:

"У_й_д_е_т_е - ч_а_й_к_у п_о_п_ь_е_м..."

   31-33. Семейство на улице.
   34-35. Маяковский раздувает башмаком самовар - не раздувается; смотрит на часы. Снимает с самовара башмак, надевает на ногу, берет милиционерский сапог и начинает им раздувать.
   36. Телефон.
   37. Звонит рабфаковец.
   38. Толпа, валящая к аудитории.
   39. Маяковский у телефона:

"П_р_и_д_у, е_с_л_и в_ы_п_р_о_в_о_ж_у".

   40. Звонок в дверь.
   41-42. Вваливается семейство и собачка.
   43-45. Человек усаживает гостей с гипертрофированной улыбкой.
   46-47. Человек разносит чай усевшимся.
   48-50. Усевшиеся любезно лезут с любезными вопросами:

Отец: "Г_о_в_о_р_я_т, и_н_д_е_к_с ц_е_н н_а с_в_и_н_ы_е к_и_ш_к_и о_п_я_т_ь к_о_л_е_б_л_е_т_c_я?"

Дочь: "С_к_а_ж_и_т_е, в_ы к_о_г_д_а-н_и_б_у_д_ь и_с_п_ы_т_ы_в_а_л_и и_д_е_а_л_ь_н_у_ю л_ю_б_о_в_ь?"

   51. Сын лезет с собачкой:

"А у м_е_н_я с_о_б_а_ч_к_а д_л_и_с_и_л_о_в_а_н_н_а_я: о_н_а м_о_ц_и_т н_е к_о_г_д_а о_н_а х_о_ц_и_т, а к_о_г_д_а я з_а_х_о_ц_у".

   52. Мать в восторге:

"М_о_й Т_о_т_о, н_е п_р_а_в_д_а л_и, п_р_е_л_е_с_т_ь, н_е п_о л_е_т_а_м р_а_з_в_и_т_о_й м_а_л_ь_ч_и_к?"

   53-55. Маяковский отвечает каждому с любезностью, но едва собеседник отвернется, делает безнадежную гримасу.
   56. Полнеющая аудитория.
   57. Трое рабфаковцев у телефона.
   58. Маяковский у телефона.

"У м_е_н_я з_а_с_е_д_а_н_и_е".

   59. Гости отпили чай.
   60. Маяковский встает, радостно потирая руки.
   61-63. Гости благодарят. Но все рядком усаживаются на диван, говоря:

"Т_а_к п_р_и_я_т_н_о у в_а_с п_о_с_и_д_е_т_ь - д_у_ш_о_й о_т_д_о_х_н_е_ш_ь".

   64. Бушующая аудитория.
   65. Давка у телефона.
   66. Маяковский отмахивается от звонка.
   67. Маяковский выбегает из комнаты.
   68. Маяковский рыдает на кухне, упершись в кухонный стол.
   69. Маяковский подымает голову.
   70. На гвозде висит форма заночевавшего у кухарки милиционера.
   71., Благодушествующие на диване гости.
   72. Входит усач-милиционер. Тычет бумагу.

"П_о_д р_а_с_п_и_с_к_у".

   73. Растерянные гости берут бумагу, читают.
   "И_з_в_е_щ_е_н_и_е о_т д_о_м_к_о_м_а. О_т_д_е_л с_е_й_с_м_о_г_р_а_ф_и_и. В_в_и_д_у в_о_з_м_о_ж_н_о_с_т_и п_о_в_т_о_р_е_н_и_я в М_о_с_к_в_е т_о_к_и_й_с_к_о_г_о з_е_м_л_е_т_р_я_с_е_н_и_я п_р_е_д_л_а_г_а_е_т_с_я о_з_н_а_ч_е_н_н_у_ю н_о_ч_ь п_р_о_в_о_д_и_т_ь в_н_е д_о_м_а - н_а у_л_и_ц_е".

"Р_а_с_п_и_ш_и_т_е_с_ь!"

   74-76. Милиционер тычет бумагу. На ходу, надевая наоборот шляпу, рукой влазя в пальто, другой ставя каракули фамилии, улетучивается семейство, волоча за хвост собачку.
   77. Муж растерянно говорит жене:

"С х_о_з_я_и_н_о_м п_о_п_р_о_щ_а_т_ь_с_я б_ы..."

   78. Жена раздраженно тянет за пиджак:

"З_а_в_т_р_а п_о_п_р_о_щ_а_е_м_с_я!"

   79. Маяковский оглядывается, срывает усы, форму и хохочет.
   80. С благодарностью сует в брюки три рубля.
   81. Маяковский скатывается с лестницы в такси.
   82. Проезд Маяковского.
   83. Маяковский на эстраде.
   84. Говорящий из аудитории.
   85. Дремлющий из аудитории.
   86. Набрасывающийся Маяковский.
   87. Навинчивающие из аудитории.
   88. Маяковский дочитал. Тянущиеся через зал записки.
   89. Аплодисменты.
   90. Усталый Маяковский с лестницы.
   91. Проезд Маяковского.
   92. Маяковский вваливается в комнату.
   93. Маяковский садится на кровать, расшнуровывает ботинки.
   94. Маяковский в кровати с книгой.
   95. Комната расплывается.
   96. Когда-нибудь будет так:
   97. Человек диктует в микрофон.
   98. Аудитория и люди, слушающие громкоговорители.
   99. По гусеничкам и по проволочкам тянутся записки. Темнеет.
   100. Темнеет.
   101. Чернота.
   102. Семейство в поле, дремлющее под зонтиком.
   103. Звезды.
   104. Маяковский спит.
   105. Сон.
   106. Из-за моря поднимается солнце.
  

Конец

   [1926]
  
  

ИСТОРИЯ ОДНОГО НАГАНА

  

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

  
   1. Г_р_е_м_е_л_а г_р_а_ж_д_а_н_с_к_а_я.
   2. Проскакивают белые краем подожженной деревни.
   3. Пулеметы сыпят пули с двух обернутых к деревне речонок.
   4. Опустевшая широкая главная деревенская улица, чернеет туша убитой лошади, на снегу чернеет опрокинутый человек.
   5. Боязливые ребятишки, подобравшись ползком, показывают нос из-за угла, вскакивают и опрометью бросаются к двери.
   6. С_ы_н у к_р_а_с_н_ы_х.
   7. Забившись в угол хаты, крестьянская семья - старик, старуха, невестка Галя, младший сын Петр - Волченко, жучка, теленок. Вздрагивают, прислушиваются к стуку, бросаются к двери (это стучат пули) и опять забиваются в угол.
   8. Белые у пулеметов всматриваются, довольные, тычут пальцем в деревню, стегают коней и скрываются из виду по мерзлой дороге.
   9. Крестьяне высовывают носы из дверей.
   10. Крестьяне высыпают на улицу, ходят осторожно по краю хат, потом смелеют.
   11. Черная фигура на снегу.
   12. Крестьяне бросаются к раскинутому телу.
   13. Несколько крестьян наклоняются над телом партизана, подымают руку, рука падает. Мертв.
   14. Э_т_о В_а_н_ь_к_а В_о_л_ч_е_н_к_о.
   15. Подымают тело, несут, мрачнея и голося.
   16. Из дверей волченковской хаты бросается вся семья. Узнают. Плач и причитание.
   17. Убитого вносят в хату.
   18. Отец на коленях, мать у изголовья,
   19. Сын Петр, стараясь поправить убитую руку, видит зажатый закоченевшей рукой наган.
   20. Петр высвобождает наган из окоченевшей руки.
   21. Петр выбегает с наганом во двор, осматривается, сует наган в кучу хвороста.
   22. Э_т_о_т у_б_и_т - д_р_у_г_и_е о_с_т_а_л_и_с_ь.
   23. Из избы выходят суровые партизаны, за партизанами крестьяне, за ними гроб, за гробом семья Волченко.
   24. Маленькое шествие на огромном снежном поле.
   25. Гроб опускают в могилу.
   26. Партизаны поднимают винтовки, несколькими выстрелами прорезывая воздух.
   27. Семья Волченко, плача, припадает к могиле.
   28. Один из партизан, суровый бородач, снимая рукой винтовку, подходит, говорит, свободной рукой всё время указывая на могилу, потом подымает руку, как бы клянясь.
   29. Много поднятых рук.
   30. Петр Волченко, старающийся поднять руку выше всех.
   31. Последние.
   32. Доска, на ней надпись:

И_в_а_н В_о_л_ч_е_н_к_о п_о_г_и_б з_а м_и_р_с_к_о_е д_е_л_о.

   Над доской холм. Припала к свежему холму плачущая Галя. Петр Волченко стоит рядом, тянет за рукав Галю, с трудом отрывает ее от холма и отводит.
   33. Петр ведет шатающуюся Галю к хате.
   34. О_д_и_н и_з о_с_т_а_в_ш_и_х_с_я.
   35. Петр достает из-под хвороста наган, убегает с ним.
   36. На пустых задворках Петр вертит наган, пот льется с Петра, но он ничего не может понять в нагане.
   37. Петр задумывается.
   38. На секунду мелькает Петру воспоминание о старом деревенском солдате: рваная шинель, культяпка вместо ноги, лицо доброе, улыбающееся.
   39. Петр, спрятав наган, бежит.
   40. Петр стучится в окно избы.
   41. Из окна выглядывает солдатское лицо.
   42. Солдат впускает Петра в квартиру.
   43. Петр и старик в хате. Петр мнется, потом достает наган.
   44. О_б_ъ_я_с_н_и, д_е_д_у_ш_к_а, а у_ж я т_е_б_е х_в_о_р_о_с_т_а н_а_с_о_б_и_р_а_ю.
   45. Старик берет наган, ловко разбирает его, показывая и объясняя отдельные части.
   46. Лицо Петра, напряженно всматривающееся в револьверные части.
   47. Собранный, вычищенный револьвер.
   48. Петр, прижимая обеими руками наган, выбегает из избы.
   49. Петр пробирается лесочком.
   50. Петр вешает шапчонку на сук.
   51. Петр с трудом подымает наган, целится, нажимает курок.
   52. Петр бежит к шапке.
   53. П_о_п_а_л.
   54. Петр высоко над головой подымает шапчонку с пулевой дыркой посредине.
  

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

  
   55. С_м_е_н_а ш_л_а.
   56. Снова пустеет деревенская улица.
   57. В улицу на рысях выходит мамонтовский казачий отряд.
   58. По два, по три казака сходят с коней, подходят к хате, стучат, если нет ответа, ломают калитки и скрываются в хатах.
   59. К_а_з_а_ч_и_й п_о_с_т_о_й.
   60. Около хаты Волченко двое бравых вахмистров стучат, потом прикладом обрушиваются на дверь.
   61. Хата. Галя, Петр. Дверь раскрывается, входят казаки. Кланяются, один подмигивает другому.
   62. Н_а_м, к_а_ж_и_с_ь, т_е_п_л_а_я х_а_т_а п_о_п_а_л_а_с_ь.
   63. Казаки располагаются за столом. Галя подает самовар и краюху. Казаки пьют и едят, всё время скалясь в Галину сторону.
   64. Петр, мрачный, бочком, незаметно выскальзывает из хаты.
   65. Петр заглядывает в хату сквозь вечереющее окно.
   66. В тьме окна видно: один казак наклоняется к уху другого. Косятся на Галю.
   67. Тебе вторая очередь.
   68. Один из казаков подымается и выходит из хаты.
   69. Вышедший обращается к отпрыгнувшему от окна Петру.
   70. Г_д_е т_у_т, п_а_р_е_н_е_к, с_а_м_о_г_о_н_щ_и_к_и?
   71. Петр тычет в дальнюю сторону деревни.
   72. Казак бредет по улице.
   73. Петр припадает к окну.
   74. В хате казак, охватив отбивающуюся Галю, силится свалить ее на лавку.
   75. Петр отскакивает от окна.
   76. Петр вбегает в хату, с наганом, на расстоянии полуаршина стреляет в казачью голову.
   77. Распластанный на полу казак.
   78. Потерянная Галя в ужасе толчется на месте.
   79. Петр за руку вытаскивает Галю из избы.
   80. Из всех дверей хат выскакивает, одеваясь на ходу, встревоженный выстрелом отряд.
   81. Галя и Петр бегут задворками.
   82. Казаки вскакивают на коней, обнажают оружие.
   83. Галя и Петр бегут, оглядываясь, узкой лесной тропинкой.
   84. Казаки у Галиной хаты. Шашками бьют по окнам. Подкладывают под хату горящую солому.
   85. Горящая деревня.
   86. Уходящий на рысях казачий отряд.
   87. Отдельные верховые рыскают в поисках беглецов.
   88. Петр лезет на дерево. Вглядывается с верхушки.
   89. Петр скатывается с дерева к поджидающей у дерева Гале.
   90. Б_е_ж_и_м с_м_е_л_е_е, в д_р_у_г_о_й с_т_о_р_о_н_е и_щ_у_т.
   91. Галя и Петр быстро бегут, спотыкаясь и цепляясь за сучья.
   92. Двое казаков, почесав за ухом, подумав, поворачивают коней.
   93. Н_е н_а_й_д_е_ш_ь, с_б_е_ж_а_л_и б_и_с_о_в_ы д_е_т_и.
   94. Галя и Петр, уже ободренные, присели на секунду и прислушались: шорох.
   95. Падающая на землю шишка.
   96. Галя с Петром вскочили, бегут дальше, еле волоча ноги, в уже вечереющем лесу.
   97. С_т_о_й!
   98. Из-за куста появляются два красноармейца с штыками наперевес.
   99. К_т_о т_а_к_и_е?
   100. Красный отряд окружает беглецов, которые, узнав, где они, постепенно смелеют. Красноармейцы сначала покручивают недоверчивыми головами, потом опускают винтовки.
   101. В_е_д_е_м и_х в ш_т_а_б_у.
   102. Начальник отряда расспрашивает с интересом; узнав о близости белых, настораживается, сверяет слова беглецов с картой, убеждается в справедливости сведений, хлопает по плечу Петра.
   103. С_е_д_а_й н_а к_о_н_е_й!
   104. Красные вскакивают на коней, прилаживают оружие, чтобы не гремело, показывают пальцами на губы в знак молчания. Гуськом едут по тропинке, по которой ведет отряд уже взобравшийся на коня Петр. Галя сзади в обозной тачанке.
   105. Красные выезжают из лесу.
   106. Начальник отряда оглядывает в бинокль боком деревни проезжающих казаков.
   107. Красные устраивают засаду.
   108. Казаки равняются с засадой.
   109. Залп. Валящиеся белые. Выскакивающие из кустов красноармейцы.
   110. Рукопашная схватка.
   111. Петр один из первых. Орудует своим наганом.
   112. Падающие белые.
   113. Обезоруженные белые в окружении красноармейцев.
   114. Начальник жмет руку Петра.
   115. С_л_а_в_н_ы_й и_з т_е_б_я б_о_е_ц б_у_д_е_т.
   116. Петр в кругу красноармейцев, ужинающих у костра.
   117. Галя перевязывает руку раненому.
   118. В о_д_н_о_й и_з с_х_в_а_т_о_к...
   119. Красный отряд на полном скаку.
   120. Петр с саблей наголо.
   121. Белые, стреляющие из-за прикрытия балок и насыпей.
   122. Петр, на полном скаку ударенный пулей, валится с лошади.
   123. Отряд проносится мимо.
   124. Лазаретная тачанка. Галя.
   125. Галя подбегает к свалившемуся Петру. Бережно кладет его на тачанку.
   126. Петр в лазарете. Галя сестрой. Улыбающийся доктор.
   127. О_с_т_а_н_е_т_с_я ж_и_в. Т_е_л_о к_р_е_п_к_о_е.
   128. Поправляющийся Петр. Полулежа на лазаретной кровати. В руках книжица. Читает с трудом и с интересом.
  
  

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

  
   129. М_и_р_н_о_е ж_и_т_и_е.
   130. Здание.
   131. Лестница. По лестнице веселый молодой поток комсомольцев.
   132. Комсомольцы толпятся перед дверью с надписью: "Орграспред ЦК комсомола".
   133. Из дверей то и дело выходит секретарь и дает бумаги с назначением на разную мирную работу.
   134. Комсомольцы получают бумажки и со смехом вчитываются в мудреные сокращенные названия советских учреждений.
   135. Галя и Петр стоят вдвоем, оживленно разговаривая.
   136. Секретарь подходит с бумагами, дает Гале, другую Петру. Обращается к Петру.
   137. Т_е_б_е в К_а_н_ц_у_п_р_д_е_л К_о_м_х_о_з_а. Т_у_т и н_а к_о_м_н_а_т_у о_р_д_е_р.
   138. Петр недоуменно вертит бумажонку. Галя протягивает ему свою.
   139. М_н_е в к_а_к_у_ю-т_о к_а_н_ц_е_л_я_р_и_ю ф_и_з_к_у_л_ь_т_а.
   140. Смеются.
   141. Жмут руки. Расходятся.
   142. Петр разыскивает дом по улице. Останавливается перед богатым домом. Сверяет адрес по ордеру. Удивленно вертит головой, но входит.
   143. Петр проходит двором. Останавливается перед дверью, читает вывеску "Пред. домкома". Входит.
   144. Пред. домкома. Рослый рабочий парень. В кожаном. Встречает приветливо. Читает. Ведет Петра.
   145. Проходят по лестнице, еще сохранившей остаток старой роскоши. Петр оглядывается, посмеивается, доволен.
   146. Дверь квартиры открывает жилица. Смазливая актриса Лидия Павловна. Пропускает вошедших. Оглядывает Петра с ног до головы.
   147. Петр и пред. домкома проходят длинным уплотненным коридором, уставленным сундуками и ящиками.
   148. Петр входит в свою комнату. Останавливается в удивлении и шествует дальше на цыпочках. Пред. домкома, впустив Петра, уходит.
   149. Панорама комнаты, уставленной разной буржуазной ерундой: трюмо, какие-то канделябры, продырявленная картина, вазы, кровать без матраца, но с балдахином.
   150. Петр раскладывает посреди комнаты сундучок. Выволакивает наган.
   151. Вешает наган на какую-то бронзовую статую.
   152. Достает из чемодана пару тощих книжек, бросает на полку, вынимает еще рубаху и вытряхивает пару разбежавшихся тараканов.
   153. Петр берет вазу, выходит из комнаты.
   154. Петр на кухне наполняет вазу водой.
   155. Петр в комнате. Стаскивает одежду, остается в трусиках, делает несколько гимнастических упражнений. Обливается водой над цинковой коробкой из-под горшков цветов.
   156. Х_о_р_о_ш_и_й м_а_л_ь_ч_и_ш_к_а.
   157. Комната Лидии Павловны. Уставлена безвкусно и зажиточно.
   158. На шкафу варенье.
   159. На туалете духи и пудра.
   160. Сама Лидия Павловна приникла к замочной скважине.
   161. В замочной скважине фигура Петра.
   162. Лидия Павловна отходит от скважины и идет к зеркалу пудриться.
   163. М_и_р_н_о_е д_е_л_о.
   164. Петр сидит за барьером. Возюкает ручкой в толстой книге. Проставляет номера. Стукает печатью и опять номерует.
   165. Перед столом непрерывной лентой посетители. Каждый ждет бумагу, каждого отмечает Петр, каждому ставит печать.
   166. Петр бросает ручку. Сейчас же скопляется десяток невнесенных бумаг, и Петр снова с остервенением берется за ручку.
   167. К в_е_ч_е_р_у.
   168. Сидит маленький Петр с огромной вспухшей головой, едва водит карандашом по бумаге. Петр подымает глаза. В каждом глазу путающиеся, кружащиеся и сливающиеся цифры.
   169. Часы - 6.
   170. Петр бросает ручку, на ходу нахлобучивает кепку.
   171. Петр бредет через город.
   158
   172. Петр в дверях квартиры сталкивается с Лидией Павловной, чуть не сбивает ее с ног. Лидия Павловна смеется.
   173. Петр валяется на собственной шинели. Дремлет.
   174. Стук в дверь - наманикюренная ручка.
   175. Петр приподнимается.
   176. В_х_о_д_и, ш_т_о л_и.
   177. Входит в комнату Лидия Павловна, осматривает житие, укоризненно качает головой. Говорит, указывая на соседнюю стенку:
   178. П_о_к_а н_е у_с_т_р_о_и_л_и_с_ь, з_а_х_о_д_и_т_е к с_о_с_е_д_к_е ч_а_й_к_у п_о_п_и_т_ь.
   179. Петр неловко подымается. Сначала отказывается, потом идет.
   180. Петр и Лидия Павловна за столом. Лидия Павловна мажет Петру маслом краюху, подвигает варенье.
   181. Петр уплетает, рассказывая.
   182. Б_о_е_ц в_с_п_о_м_и_н_а_е_т м_и_н_у_в_ш_и_е д_н_и.
   183. Проходит кадр стрельбы в казака из нагана.
   184. Одобрительное лицо Лидии Павловны.
   185. Жующий и рассказывающий Петр маневрирует по столу стаканами, блюдцами и ложками, демонстрируя на посуде врага.
   186. Проходит кадр кавалерийской атаки.
   187. Восхищенное лицо Лидии Павловны.
   188. У_т_р_о.
   189. Из двери выходит Павел {Явная описка,- должно быть: Петр.- Ред.}. Сапоги в руках. Рука Лидии Павловны прикрывает за ним дверь.
   190. В_о_т т_а_к и_с_т_о_р_и_я.
   191. Павел {Такая же описка,- должно быть: Петр.- Ред.} всё еще держа оба сапога, стоит посреди своей комнаты, то вспоминает, то улыбается.
  
  

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

  
   192. Х_о_р_о_ш_а_я ж_и_з_н_ь.
   193. Петр, чистенько одетый, возвращается со службы.
   194. Галя навстречу Петру. Радуются, здороваются. Идут вместе, заходят в первую попавшуюся столовку.
   195. Дают обед невкусный и грязный. Галя оживленно разговаривает безумолку.
   196. Петр мрачно взглядывает в убогую сервировку, и из-за нее встает закусочный стол Лидии Павловны. Вглядывается в бедно одетую, растрепанную Галю и видит сквозь нее пудреную и [...] {В машинописи пропущено одно слово.- Ред.} Лидию Павловну.
   197. Галя видит внезапную перемену, кладет руку на руку. Петр молчит. Снимает с руки Галину руку.
   198. Галя обиженно умолкает. Ест молча.
   199. Петр, откусив кусок, оставляет остальную еду нетронутой.
   200. Встают. Петр торопливо платит.
   201. Петр прощается, но скоро отбегает от Гали и дальше, не оборачиваясь.
   202. Галя с грустью смотрит Петру вслед.
   203. Петр вбегает по своей лестнице. Открывает дверь ключом. Стучит в дверь Лидии Павловны. Раз. Два. Никакого ответа. Вышедшая на стук прислуга говорит:
   204. И_х д_о_м_а н_е_т_у_т_и.
   205. Петр валяется у себя в комнате. Слышит говор у Лидии Павловны. Прислушивается. Идет на цыпочках к замочной скважине.
   206. В скважине толстый пожилой человек прощается, смачно целуя Лидию Павловну.
   207. Петр наскоро накидывает одежду.
   208. Петр врывается в комнату Лидии Павловны без стука. Лидия Павловна одна.
   209. К_т_о э_т_о_т ч_е_л_о_в_е_к?
   210. Лидия Павловна недовольна допросом. Взглянула на мрачное лицо Петра. Рассмеялась.
   211. Э_т_о м_о_й д_я_д_я, о_н_и д_е_н_ь_г_и м_н_е д_а_е_т.
   212. Лидия Павловна власкалась к Петру, с трудом заставляя его верить. Петр недоверчив. Чмокнул Лидию Павловну и ушел.
   213. Петр в темноте, изредка озаряемой папироской, ходит по своей комнате.
   214. Из замочной скважины ушел вспыхнувший лучик.
   215. Петр опять прилип к двери. Моментально оторвался. Постоял секунду.
   216. Кинулся к статуе - сорвал наган, выбежал из комнаты.
   217. Петр с наганом в руке на пороге комнаты Лидии Павловны. Грохнулась сорвавшаяся с петель дверь.
   218. Подымающееся над двумя телами одеяло.
   219. Лидия Павловна и "дядя" вскочили. Одеяло наподобие ширмы. Над одеялом две головы, под одеялом четыре ноги.
   220. Петр подымает наган. Кричит.
   221. У_б_и_р_а_й_с_я в_о_н, б_у_р_ж_у_а_з_н_а_я м_о_р_д_а.
   222. Однако "буржуазная морда" хозяйственно раздалась под одеялом, подняв волосатый кулак.
   223. В дверь лезут разбуженные соседи.
   224. Соседи окружают Петра, бросаются, схватив его за руки.
   225. Петр вырывается, в суматохе нажимает курок. Выстрел. Со шкафа слетает разбитая в осколки банка варенья. Петру скручивают руки.
   226. Вбегает на выстрел пред. домкома.
   227. Пред. домкома обступают, объясняя ему вперебой случившееся.
   228. Пред. домкома выслушивает, отстраняет собравшихся, оттесняет Петра в коридор, говорит строго.
   229. Э_т_о н_е_х_о_р_о_ш_о, т_о_в_а_р_и_щ. У_х_о_д_и о_т_с_ю_д_а п_о_д_о_б_р_у-п_о_з_д_о_р_о_в_у, а т_о х_у_ж_е б_у_д_е_т.
   230. Петр вбегает в свою комнату.
   231. Петр наскоро ссыпает вещи в кулек и выбегает.
   232. Петр бредет один по улицам опустевшего города.
  
  

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

  
   233. Д_е_л_а м_а_р_а_ф_е_т_н_ы_е.
   234. Петр спит на бульварной скамейке, подложив под голову узел вещей.
   235. Небо, чернеющее тучами. Молния.
   236. Крупный ливень начинает литься на Петра.
   237. Петр вскакивает, озирается, минуту не понимает.
   238. Перед глазами Петра воспоминанием встает "дядя* и выстрел нагана.
   239. Петр хватается за голову, в ужасе ерошит волосы, котом успокаивается, обдумывает.
   240. Петру кажется - вот он входит в комнату, навстречу Лидия Павловна, Петр виновато наклоняет голову, оба идут друг к другу и обнимаются, прощая.
   241. Петр вскакивает, решительно шагает по бульвару.
   242. Петр у ворот своего дома, задерживается в нерешительности и сейчас же твердо входит.
   243. Петр жмет звонок своей квартиры, прислушивается и опять нажимает нетерпеливо.
   244. На звонок вылазит, наконец, рослый заспанный детина. Встал скалой, смотрит неодобрительно.
   245. Я к Л_и_д_и_и П_а_в_л_о_в_н_е.
   246. Петр старается незаметно прошмыгнуть мимо великана.
   247. Рука незнакомца задерживает Петра в дверях.
   248. Н_и_к_а_к_и_х Л_и_д_и_е_в П_а_в_л_о_в_н_о_в н_е_т_у, с_е_г_о_д_н_я у_е_х_а_л_а в 5 ч_а_с_о_в у_т_р_а, и_х_н_ю_ю к_о_м_н_а_т_у з_а_н_и_м_а_ю я.
   249. Дверь захлопнулась.
   250. Петр, потерянный, спускается с лестницы, держась за перила, чтоб не упасть.
   251. Петр на службе. Работает рассеянно. Бумажки откладывает в сторону, не читая.
   252. Петра похлопывает по плечу один из сослуживцев,- малый, видно...
   253. Ч_е_г_о с_к_у_ч_а_е_ш_ь, а_й_д_а с н_а_м_и.
   254. Петра под руку ведут двое забулдыг-сослуживцев.
   255. Компания вваливается в пивную дверь.
   256. Компания усаживается за столик, подсмеивается над Петром. Заказывает.
   257. Стол покрывается бутылками. Суют Петру рака в нос, стреляют в него горохом, вставляют баранку моноклем.
   258. Петр морщится, но пьет.
   259. С соседнего стола переглядывается еще уже изрядно хлебнувшая компания.
   260. Петр пьет уже с удовольствием, окружающие поддакивают, перемигиваются.
   261. Один из подсевших лезет к Петру с кокаиновым порошком. Учит. Петр насыпает на углубление большого пальца и внюхивает в себя.
   262. Петр, совсем невменяемый, жестикулирует размашисто. Зазывает дам с соседнего столика.
   263. Компания сидит в обнимку с проститутками, течет пиво из перекинутых бутылок, над головами растягивается наяривающая гармоника.
   264. С_л_у_ж_е_б_н_ы_е р_а_з_в_л_е_ч_е_н_и_я.
   265. Петр, совсем осоловелый, склонился над бумажками и смотрит в них невидящими глазами.
   266. Петр тянет рукой в ящик стола, достает оттуда бутылку, осматривается, быстро вливает содержимое в стакан от чая.
   267. Петр, морщась, пьет "чай".
   268. Петр, раскачиваясь, клонится над троящимися в глазах бумагами.
   269. Часы 3-15.
   270. Петр отмахивает рукой бумажки на пол, берет измятую кепчонку. Шатаясь, идет из канцелярии.
   271. П_е_т_р и з_д_е_с_ь с_т_а_л п_е_р_в_ы_м.
   272. Петр идет впереди целой пьяной ватаги. Горланит. Достает из-за пазухи наган, стреляет в фонарь.
   273. Прохожие рассыпаются от выстрела.
   274. Смеющиеся рожи пьяного хулиганья.
   275. Перед дверью пивной Петр лицом к лицу сталкивается с Галей, Галя отшатывается, Петр, отрезвевший, юркает в пивную, Галя за ним.
   276. Девицы пивной выставляют Галю из дверей.
   277. У н_а_с с_в_о_и. И_д_и в с_в_о_ю п_и_в_н_у_ю п_о_д_р_а_б_а_т_ы_в_а_т_ь.
   278. Помрачневший Петр пьет пиво и после каждого стакана ломает стакан.
   279. Даже пьяные окружающих столиков боязливо подымаются и уходят.
   280. Петр, совсем замлевший, облокачивается на стол, дремлет. Покачивается, падает.
   281. Из-за пазухи вываливается наган. Петр распластан под столом. Льется на Петра и на наган пиво из опрокинутой бутылки.
  
  

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ

  
   282. П_о_х_м_е_л_ь_е.
   283. Петр бреется, глядит в огрызок зеркала, около него уже стоят двое собутыльников, ждущие окончания процедуры, пред очередным походом на пивные.
   284. Во время бритья останавливает глаз на ясном прыщике на собственной губе. Всматривается. Мрачнеет.
   285. Подзывает приятелей, показывает губу. Приятели смотрят, хохочут, пренебрежительно махнув рукой.
   286. П_у_с_т_я_к,- с_и_ф_и_л_и_с.
   287. Петр откидывает бритву, бледнеет.
   288. Петра тащат за рукав собутыльники. Петр вырывается, выбегает из комнаты.
   289. Петр перед вывеской

"Врач по венер..."

   290. Петр смотрит в буквы вывески, отшатывается, бежит по улице.
   291. Уличные продавцы с книгами зазывают, орут, останавливают.
   292. В_с_е в_е_н_е_р_и_ч_е_с_к_и_е б_о_л_е_з_н_и в_м_е_с_т_о р_у_б_л_я з_а п_я_т_н_а_д_ц_а_т_ь к_о_п_е_е_к.
   293. Петр покупает книгу, зажимает ее, забыв взять сдачи, бросается домой.
   294. Петр сравнивает в зеркало губу с каким-то рисунком в книжке. Вглядывается. Убеждается и приходит в полное отчаяние.
   295. Петр мечется по комнате. Принимая какие-то решения, бросая их сейчас же и переходя к новым.
   296. Петр решительно подходит к кровати, шарит под кроватью рукой и достает ржавый запыленный наган.
   297. Д_в_о_е з_а_р_ж_а_в_е_в_ш_и_х.
   298. Петр, испитой и грязный, с наганом, медленно подносит заржавленный и потускневший наган к виску. Закрывает глаза, медленно поднимает курок. Прислушивается, удивленно открывает глаза. Осечка. Нажимает во второй раз - то же.
   299. У Петра проносится перед глазами минута, когда он выцарапал блестящий наган из рук убитого брата.
   300. Петр смотрит на наган, прижимая его к себе, и слеза упадает на ржавое дуло.
   301. Петр решительно подымается, завертывает наган в тряпку, выходит из комнаты.
   302. Петр б

Другие авторы
  • Снегирев Иван Михайлович
  • По Эдгар Аллан
  • Висковатов Павел Александрович
  • Крешев Иван Петрович
  • Александров Петр Акимович
  • Чехова Мария Павловна
  • Дмитриева Валентина Иововна
  • Соболь Андрей Михайлович
  • Литке Федор Петрович
  • Лемуан Жон Маргерит Эмиль
  • Другие произведения
  • Островский Александр Николаевич - Свои собаки грызутся, чужая не приставай
  • Гиппиус Зинаида Николаевна - Вопрос
  • Ладенбург Макс - Краткая библиография
  • Лесков Николай Семенович - Повесть о богоугодном дровоколе
  • Чичерин Борис Николаевич - История политических учений. Первая часть. Древний мир и Средние века
  • Григорьев Аполлон Александрович - Великий трагик
  • Яковлев Михаил Лукьянович - Стихотворения
  • Крашевский Иосиф Игнатий - Божий гнев
  • Ватсон Мария Валентиновна - Ватсон М. В.: биографическая справка
  • Новиков Михаил Петрович - Воспоминания о пребывании в Бутырской тюрьме в 1924-1925 гг.
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
    Просмотров: 339 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа