Главная » Книги

Маяковский Владимир Владимирович - Киносценарии и пьесы (1926—1928), Страница 10

Маяковский Владимир Владимирович - Киносценарии и пьесы (1926—1928)


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

div>
   374. Конь перемахивает через забор.
   375. Конь несется вместе с застывшим с обернутой головой Копытко.
   376. Конь перескакивает через дерево.
   377. Конь перескакивает через телеграфные провода.
   378. Конь перескакивает через целый отряд.
   379. Конь перескакивает через дом.
   380. Танк с наведенными пушками.
   381. Залп из всех наведенных танковских пушек.
   382. Небо, исчерченное снарядами.
   383. Убитый, простреленный всеми снарядами, Копытко валится с коня прямо на костер ужинающих кавалеристов.
   384. Копытко, сваливаясь с кровати, подминает чайный столик и охватывает руками "костер" кипящего чайника.
   385. Копытко оглядывается, усаживается на ковре, дует на обожженные руки.
   386. Копытко трет голову, вспоминая.
   387. Копытко косит глаза на дальний ковровый угол.
   388. Скомканная бумага на ковре.
   389. Рука Копытко схватывает бумагу и любовно разглаживает,
   390. Бумага:

"Т_о_в_а_р_и_щ_у К_о_п_ы_т_к_о я_в_и_т_ь_с_я н_а п_о_в_е_р_о_ч_н_ы_й у_ч_е_б_н_ы_й с_б_о_р".

   391. Тов. Копытко вскакивает, бросается к шкафу.
   392. Из-под дверки шкафа видны переминающиеся ноги - одна в туфле, другая в сапоге.
   393. Копытко - брюки в сапоги и гимнастерка - делает шаг к двери.
   394. В дверь на цыпочках входит жена с хлебом, яйцами, опускает поднос в удивлении.
   395. Копытко загребает рукой хлебную краюху.
   396. Улыбающийся Копытко чмокает в щеку растерявшуюся жену.
   397. Копытко торжественно подымает указательный палец, другой рукой с утрированной любовностью прижимает приказ к сердцу.
   398. Р_е_с_п_у_б_л_и_к_а о_к_р_у_ж_е_н_а в_р_а_г_а_м_и... и н_а д_е_с_я_т_о_м г_о_д_у, и н_а д_в_е_н_а_д_ц_а_т_о_м, и н_а п_я_т_н_а_д_ц_а_т_о_м.
   399. Копытко делает полный оборот по-военному и выходит из комнаты.
   400. Копытко военным шагом идет уверенно на сбор сквозь радостные аплодисменты всей улицы от милиционера до беспризорника.
  

Конец

   [1927-1928]
  
  

ПОЗАБУДЬ ПРО КАМИН

ПРОЛОГ

  
   1. Дверь кино. Плакаты - "Камин потух". На плакатах поцелуи в диафрагму, люди в бальном и цилиндрах и надпись:

"Детям до 16 лет воспрещается".

   2. Выходит толпа. Молодой рабочий разводит руками, весь в радости. Глаза восторженные.
   3. В_о_т э_т_о ж_и_з_н_ь!
   4. Рабочий идет по улице, останавливается перед витриной и манекенами магазина.
   5. Вывески: О бон гу. Модэ Пари!
   6. Рабочий разводит руками. Восторжен.
   7. В_о_т э_т_о ж_и_з_н_ь!
   8. При тусклом свете лампочки в обшарпанной комнатенке рабочий, почесываясь, читает "Мощи" Каллиникова.
   9. В_о_т э_т_о ж_и_з_н_ь!
   10. На стене пришпилены открытки: Есенин, Гарри Пиль, из-за них клоп.
   11. "Р_а_б_о_ч_и_й Д_е_р_г_а_л_е_н_к_о п_о_з_н_а_к_о_м_и_л_с_я с а_р_т_и_с_т_а_м_и о_п_е_р_ы, к_о_т_о_р_ы_е с_р_а_в_н_и_л_и е_г_о п_р_о_ф_и_л_ь с п_р_о_ф_и_л_е_м Г_а_р_р_и П_и_л_я. П_о_с_л_е э_т_о_г_о о_н н_а_ч_а_л у_с_и_л_е_н_н_о п_о_с_е_щ_а_т_ь к_и_н_о, з_а_т_е_м з_а_п_у_с_т_и_л б_а_к_е_н_б_а_р_д_ы. О_н_и н_е д_а_в_а_л_и е_м_у ч_и_с_т_о м_ы_т_ь л_и_ц_о, и, ж_е_л_а_я д_е_р_ж_а_т_ь б_о_м_о_н_д, о_н п_л_о_х_о м_ы_л_с_я в т_е_ч_е_н_и_е м_е_с_я_ц_а".

"К_о_м_с_о_м_о_л_ь_с_к_а_я п_р_а_в_д_а".

  

I

  
   12. Литейный цех механического завода.
   13. Он - красивый парень сельско-есенинского вида. Из тех, которые, будучи монтером Ванькой, заказывают карточки визитные - "Электротехник Жан". Льет по формам огонь какого-то цветного металла с таким видом, будто он делает одолжение всему заводу.
   14. Она - простенькая комсомолочка лет 16-ти. Идет следом, пробуя длинным стальным прутом, не затвердело ли литье.
   15. У ворот двое рабочих останавливают героя и указывают на объявление на воротах: "Сегодня собрание актива Осоавиахима. В порядке дня..." Герой гордо отмахивается.
   16. З_а б_о_л_ь г_о_д_о_в, з_а в_с_е н_е_в_з_г_о_д_ы
   Г_л_у_х_и_м с_о_м_н_е_н_и_я_м н_е б_ы_т_ь.
   П_о_д э_т_и_м м_и_р_н_ы_м н_е_б_о_с_в_о_д_о_м
   Х_о_ч_у с_м_е_я_т_ь_с_я и л_ю_б_и_т_ь.

И_в. М_о_л_ч_а_н_о_в.

   17. Она (крупная) смотрит с обожанием.
   18. Он (крупный) едва косит глаза.
   19. Она (крупная) улыбается ему до ушей.
   20. Он (крупный) стягивает губы, как будто пробует горчицу.
   21. Гудок.
   22. Из заводских ворот выходит отработавшая смена.
   23. Он идет размашистой походкой, расправляя на ходу бабочку галстука.
   24. Она догоняет его, кладет ему руку на плечо.
   25. Он, поморщившись, снимает руку, разглаживает пиджак на плече, косит глаза на плечо и бережно снимает соринку.
   26. Она делает полшага к нему, он полшага от нее.
   27. "В_е_ч_е_р_о_м п_о_с_л_е р_а_б_о_т_ы э_т_о_т - у_ж_е н_е в_а_ш т_о_в_а_р_и_щ. В_ы н_е н_а_з_ы_в_а_е_т_е е_г_о Б_о_р_е_й и, п_о_д_д_е_л_ы_в_а_я_с_ь п_о_д г_н_у_с_а_в_ы_й ф_р_а_н_ц_у_з_с_к_и_й а_к_ц_е_н_т, д_о_л_ж_н_ы н_а_з_ы_в_а_т_ь е_г_о "Б_о_б". О_н и_з_б_е_г_а_е_т н_а_з_ы_в_а_т_ь с_е_б_я р_а_б_о_ч_и_м, н_а_х_о_д_я б_о_л_е_е к_р_у_п_н_ы_е н_а_з_в_а_н_и_я: "э_л_е_к_т_р_и_к, э_л_е_к_т_р_о_т_е_х_н_и_к", р_е_к_л_а_м_и_р_у_е_т_с_я о_н "з_а_м_о_м".

"К_о_м_с_о_м_о_л_ь_с_к_а_я п_р_а_в_д_а".

   28. Он отстраняется от нее растопыренной ладонью.
   29. М_ы р_а_з_о_ш_л_и_с_ь, к_а_к в м_о_р_е к_о_р_а_б_л_и.
   30. Его ноги, шлепающие почти по морю грязи.
   31. Она делает несколько шагов следом, потом круто поворачивается, идет с поднятым локтем, очевидно, тря глаз кулачком.
   32. Н_а Л_у_н_а_ч_а_р_с_к_о_й у_л_и_ц_е я п_о_м_н_ю с_т_а_р_ы_й д_о_м...
   33. Задрипанный, бревенчатый, обшарпанный дом в два этажишка.
   34. ...с о-р-и-г-и-н-а-л-ь-н_о_й в_ы_в_е_с_к_о_й...
   35. Аппарат упирается в вывеску:

Парикмахерская

"Красный вежеталь"

   36. ...с к_и_с_е_й_ч_а_т_ы_м о_к_н_о_м.
   37. Завешенные окна. Аппарат идет по четырем окнам верхнего этажа; чередуются герани и канарейки. Два окна нижних - в завитых парикмахерских куклах.
   38. По грязной улице идет, балансируя над канавами, молодой рабочий.
   39. Он останавливается перед окном парикмахерской и охорашивается, глядя в стекло.
   40. Дверь с надписью: "Заперто".
   41. Рабочий толкает уверенно дверь и входит.
   42. Звоночек над дверью дребезжит обломанным краем.
   43. Смазливая девица, завитая насколько позволяет своя парикмахерская, в огромных сережках, брошках и колечках, подсчитывает у кассы выручку. Подымает голову недовольно, но сразу расплывается в улыбку.
   44. А_л_е_к_с_е_й П_е_т_р_о_в_и_ч, з_д_р_а_в_с_т_в_у_й_т_е, з_д_р_а_в_с_т_в_у_й_т_е, з_д_р_а_в_с_т_в_у_й_т_е!
   45. Рабочий подходит к кассирше (хозяевой дочке) и вычурно целует ручку.
   46. П_о_з_в_о_л_ь_т_е м_н_е б_е_л_у_ю р_у_ч_к_у
   к к_р_а_с_н_о_м_у с_е_р_д_ц_у п_р_и_ж_а_т_ь!
   47. Из задней двери комнаты входит хозяин, на ходу запахивая редкой грязи халат. Отодвигает пародию на кресло, усаживает рабочего, как хорошего знакомого, заворачивает ему за воротник оборванное подобие салфетки.
   48. Парикмахер точит бритву, размахивая рукой по всей комнате, и с маху, описав рукой полный круг, опускает бритву на щеку.
   49. Н_е б_е_с_п_о_к_о_и_т?
   50. Рабочий выворачивает на кассиршу шею с прямым риском обрезаться.
   51. И о_ч_е_н_ь б_е_с_п_о_к_о_и_т... н_о к_о_е-ч_т_о д_р_у_г_о_е...
   52. Парикмахер всё время раскручивает клиенту шею и ставит голову в нужное положение. Рабочий подносит к ноздрям то пудру, то одеколон и вдыхает вдохновенно. Вдохнув и вздохнув, снова вертит голову на кассиршу.
   53. Кассирша улыбается сочувственно.
   54. Парикмахер добривает, вытирая бритву о сапог, обдувает голову какой-то жидкостью прямо изо рта и сдергивает салфетку.
   55. Рабочий вскакивает довольный, заглядывает в зеркало. Сует парикмахеру деньгу, тот отказывается и со значительным видом на цыпочках выходит из мастерской.
   56. Рабочий жмется к кассирше, та жеманно отдергивается, потом приглашает, указывая на дверь, и оба скрываются в двери.
   57. Просторная комната, густо' заставленная всякой ерундовиной. Камин, рояль. Между камином и роялем дебелая матушка снимает плесень с соленых огурцов.
   58. Входящие в комнату он и кассирша.
   59. Матушка, благожелательно кивнув, выплывает с огурцами из комнаты.
   60. Кассирша усаживается на вертящийся рояльный стул.
   61. Рабочий усаживается рядом на низенькую подножную скамеечку с кипой нот, читает заглавие, передает кассирше.
   62. "В_о-п_е_р_в_ы_х, у н_е_е п_и_а_н_и_н_о, з_а_м_е_ч_а_т_е_л_ь_н_ы_й г_о_л_о_с_о_к, п_р_и_д_е_ш_ь э_т_а_к, с_я_д_е_ш_ь в г_л_у_б_о_к_о_е м_я_г_к_о_е к_р_е_с_л_о, а о_н_а, п_о_н_и_м_а_е_ш_ь, с_в_о_и_м_и н_е_ж_н_ы_м_и р_у_ч_к_а_м_и с_ы_г_р_а_е_т к_а_к_о_й-н_и_б_у_д_ь д_у_ш_е_щ_и_п_а_т_е_л_ь_н_ы_й р_о_м_а_н_с".

К_о_м_с_о_м_о_л_к_а и_з К_и_е_в_а.

Ж_у_р_н. "К_у_л_ь_т_у_р_а и Р_е_в_о_л_ю_ц_и_я".

  
   63. Ноты с надписью: "А сердце-то в партию тянет". Изд. Музо.
   64. Кассирша отстраняет ноты, выбирает из пачки другие, любимые.
   65. Ноты с титулом: "Любовь Макарова к Вере Холодной. Вальс".
   66. Она музицирует, яростно нажимая на педали и ударяя по клавишам откуда-то с-под потолка.
   67. Он млеет, в особо трогательных местах привскакивая на скамеечке.
   68. У замочной скважины двери притаились парикмахер с парикмахершей.
   69. Подскочивший на чувствительной ноте рабочий, не сдержав энтузиазма, облапливает кассиршу, впиваясь ей в шею.
   70. О_ч_а_р_о_в_а_т_е_л_ь_н_ы_е г_л_а_з_к_и, о_ч_а_р_о_в_а_л_и в_ы м_е_н_я!
   71. Кассирша ничуть не сопротивляется.
   72. Парикмахер с супругой радостно отрываются от скважины и распахивают дверь.
   73. Парикмахер и парикмахерша подвигаются, подняв для благословения руки.
   74. Рабочий и кассирша наклоняют головы.
   75. Поцелуй в диафрагму.
   76. Н_о_ч_ь п_р_о_ш_л_а и с_п_о_з_а_р_а_н_о_к...
   77. Комсомолка со своим стальным прутом в литейной. Мрачная. Вскидывает -глаза.
   78. Старичок-рабочий льет литье. Старик округляется вопросительным знаком.
   79. Рабочий (герой) перемахивает ступени, вбегает в канцелярию завода.
   80. Рабочий мнется около двери с надписью: "Бухгалтерия", потом решительно входит.
   81. Рабочий с умильной улыбкой мнется перед каким-то "завбухом", в руках рабочего помятая карточка.
   82. Д_л_я м_е_н_я л_и е_е к_р_а_с_о_т_а, п_о_с_у_д_и?
   Д_е_н_е_г н_е_т у м_е_н_я, т_о_л_ь_к_о с_е_р_д_ц_е в г_р_у_д_и...
   83. Завбух берет карточку из рук рабочего, смотрит, расплывается в слюнявую улыбку, от соседних столиков вскакивают и наваливаются канцеляристы.
   84. Один из канцеляристов хлопает рабочего по плечу.
   85. Н_у, и м_и_л_к_а, п_р_я_м_о ч_у_д_о,
   О_д_н_и г_р_у_д_и п_о д_в_а п_у_д_а!
   86. Канцеляристы расступаются. Завбух берет книгу с надписью "Расходный ордер", выводит: "В счет зарплаты... за две недели..."
   87. Рабочий, зажав деньгу, пересчитывает на ходу, идет, приплясывая, по заводскому двору.
   88. "Н_е_и_н_т_е_р_е_с_н_о ж_е_н_и_т_ь_с_я н_а р_а_б_о_т_н_и_ц_е, д_а е_щ_е н_а к_о_м_с_о_м_о_л_к_е, и т_а_с_к_а_т_ь_с_я с н_е_й п_о н_а_р_п_и_т_а_м. Э_т_о, п_о-м_о_е_м_у, п_о_л_н_е_й_ш_а_я е_р_у_н_д_а".

"К_о_м_с_о_м_о_л_ь_с_к_а_я п_р_а_в_д_а".

П_и_с_ь_м_о к_о_м_с_о_м_о_л_ь_ц_а.

  
   89. Рабочий идет по улице, заглядывая в магазинные окна.
   90. Останавливается перед большим магазином, восторженно разводит руками.
   91. К_а_к_о_й м_о_с_т_о_р_г!
   92. Рабочий в большом универсальном магазине выбирает себе и примеряет разную одежу.
   93. Сняв оборванный сапог, примеряет рабочий на драный чулок лаковую ботинку.
   94. Идет по магазину в одном лаковом и одном драном.
   95. Сняв пиджак, выбирает воротники, примеряя их к самой грязной на свете рубахе.
   96. В_о с_у_б_б_о_т_у п_и_р г_о_р_о_й -
   с в_о_д_к_о_й, с к_е_т_о_в_о_й и_к_р_о_й.
   97. Мамаша-парикмахерша важно движется по улице с двумя корзинами для провизии в двух руках.
   98. Вывеска "Кооператив".
   99. Приказчик в прозодежде величественно выковыривает правую ноздрю.
   100. Парикмахерша вьется вокруг приказчика.
   101. Приказчик доковыривает левую.
   102. Парикмахерша с трудом отрывает приказчичью лапу от приказчичьей ноздри. Волокет его к бочкам селедки.
   103. Приказчик отнимает на секунду палец от ноздри, показывает пять раз пятью пальцами и снова заправляет палец в ноздрю.
   104. Парикмахерша выбирает три селедки, меряет сначала большим и указательным пальцами; ввиду микроскопической разницы накладывает селедку на селедку и выбирает две те, у которых хвосты подлиннее.
   105. Нагруженный покупками, идет по улице рабочий.
   106. Длинная черная палка лежит через весь тротуар.
   107. Рабочий вглядывается в палку с уважением.
   108. Рабочий, раскачавшись, пытается перепрыгнуть через палку.
   109. Мальчишка, глазевший на эту сцену, наступает на кончик палки и отпрыгивает.
   110. Обладатель палки-хвоста выскакивает из подворотни, пытаясь ухватить рабочего, рабочий делает лошадиные скачки.
   111. Дог возвращается в подворотню.
   112. Рабочий подбирает раскиданные свертки.
   113. В с_т_о_л_и_ц_а_х ш_у_м,
   г_р_е_м_я_т в_и_т_и_и...
   114. На нагруженном доверху извозце выезжает парикмахерша.
   115. Милиционер, стоявший на посту, закуривает, обернув к извозцу красные фонари.
   116. Извозец один, на пустынной улице, меланхолически стоит.
   117. Извозец меланхолически закуривает.
   118. Комсомолочка наугад тыкает прутик, обернув голову с удивленными глазами.
   119. Рабочий стоит, упершись глазами в мартен, заложив руки в карман.
   120. О, п_о_в_е_р_ь, ч_т_о л_ю_б_о_в_ь
   э_т_о т_о_т ж_е к_а_м_и_н!..
   121. Мартен расплывается, превращается в парикмахерский каминчик.
   122. Б_е_р_е_г_и_с_ь!
   123. Тысячепудовый кран проносит груды лома, чуть не задевая стоящего.
   124. Рабочий отклоняет голову, еле увернувшись, встряхивается, бредет к работе.
  

II

  
   125. Парикмахерская. Дверь закрыта. Часть подходящих к двери отходит удивленно, часть с удовольствием толкает дверь.
   126. Рукописное объявление на парикмахерских дверях: "Заперто". "Прическа, бритье и завивка гражданам гостям бесплатно".
   127. Из двери парикмахерской выскакивают завитые и распричесанные, вглядываются вдаль и влазят обратно в переполненную парикмахерскую.
   128. С_ъ_е_з_ж_а_л_и_с_ь и_з з_а_г_с_у к_а_р_е_т_ы...
   129. Показались головы лошадей, увитых лентами и увешанных колокольцами.
   130. Весь народ парикмахерской высыпал на улицу, махая руками и аплодируя.
   131. Карета, за каретой - ландо, за ландо - сани, за санями - вейки, за вейками - пешеходы.
   132. К_р_а_с_н_ы_й п_о_с_а_ж_е_н_ы_й о_т_е_ц.
   133. Главбух с хлебом и солью в раскоряченном портфеле.
   134. К_р_а_с_н_ы_е ш_а_ф_е_р_а.
   135. Дылды из канцелярии с букетами.
   136. К_р_а_с_н_а_я н_е_в_е_с_т_а.
   137. Счастливая, упарившаяся от многочисленных обитателей кареты, невеста, под руку с женихом.
   138. И... к_р_а_с_н_ы_е г_о_л_о_в_к_и.
   139. Стол, усеянный водочными бутылками и закусками.
   140. Облокотясь на рояль, тапер оглядывает великолепие стола.
   141. Дверь парикмахерской захлопывается за последним входящим.
   142. Окна второго этажа, задвигавшиеся разной суетой.
   143. В дверь столовой под предводительством жениха и невесты вваливается вся жадная толпа.
   144. Усаживающиеся гости.
   145. Мирные сцены наливания друг другу водки и передачи колбас.
   146. Градусник на 16®.
   147. Тапер, наяривающий на рояли.
   148. Г_о_р_ь_к_о!
   149. Молодожены целуются.
   150. Термометр на 20®.
   151. Главбух целуется с мамой-парикмахершей.
   152. Папа-парикмахер облапил неведомую тетю.
   153. Обхватив тапера сзади, кто-то вливает ему в рот водку, стараясь не нарушить музыки.
   154. Градусник на 24®.
   155. Клубы дыма в воздухе.
   156. Парикмахерша, отклонясь от главбуха, меряет его злым взглядом, вертя в руках пивную бутылку.
   157. Парикмахер старается завить на вилку шевелюру своей тети.
   158. Неведомый гражданин, усевшись сзади тапера, старается ударить по клавишам, по которым не удалось ударить за нехваткой пальцев таперу.
   159. Градусник на 30®.
   160. По комнате пробегают огромные буквы М.
   161. Один из шаферов протягивает невесте селедочный хвост на вилке.
   162. Я д_а_р_ю в_а_м з_а у_л_ы_б_к_у
   э_т_у к_р_о_х_о_т_н_у_ю р_ы_б_к_у.
   163. Шафер пытается отправить селедочный хвост за оттопыренное платье невесты.
   164. Жених надвигается с бутылкой на шафера.
   165. П_о_ч_е_м_у т_ы м_о_е_й ж_е_н_е с_е_л_е_д_к_у?
   166. Шафер надвигается, подняв оружием гитару.
   167. А п_о_ч_е_м_у т_ы н_а_м н_е о_с_е_т_р_и_н_у?
   168. Верзила размахивает над тапером телячьей ногой.
   169. Б_у_р_ж_у_я_м н_а в_с_е_х к_л_а_в_и_ш_а_х и_г_р_а_е_ш_ь, а н_а_м т_о_л_ь_к_о н_а п_о_л_о_в_и_н_е?
   170. Круги бутылок над головами.
   171. Круги гитары над головами.
   172. Круги телячьей ноги над головами,
   173. Ухваченная главбухом за ухо скатерть скатывается вместе со снедью.
   174. Младожена пытается встать между верзилой шафером и младомужем.
   175. Мирно горящий камин.
   176. Верзила оттолкнул жену, упавшую пышным платьем в камин.
   177. Платье вспыхивает.
   178. Муж ухватился за гитару, но потерял равновесие и грохнулся спиной за окно.
   179. Мелькающие ноги в оконной раме.
   180. Мирно дремлющие лошади в санях под окном.
   181. Из второго этажа вываливается и падает прямо в сани муж с гитарой.
   182. Лошади дернули, сани мчат приподымающегося с гитарой младомужа.
   183. Дым и пламя, валящие из окон второго этажа.
   184. Меланхолический дворник старается добрызнуть до горящих рам ручным брандспойтом.
   185. Сани, мчащиеся по пустырю. В санях муж с гитарой.
   186. Г_а_й_д_а, т_р_о_й_к_а!
   С_н_е_г п_у_ш_и_с_т_ы_й...
   187. Морды и груди лошадей, взвивающиеся над каким-то забором.
   188. Раскидан разломанный забор. Муж с гитарой, описав в воздухе сальто-мортале, валится в яму какого-то погреба.
   189. Торчащая нога в лаковом башмаке.
   190. Крупные хлопья снега, засыпающие ногу.
  

III

  
   191. Многолюдное собрание. Оживленные слушатели вытягиваются, записывают цифры на бумажки. Шлют записки.
   192. Радостное, застывшее на внимании лицо вслушивающейся комсомолки.
   193. Рыков на эстраде. Говорит, указывая в цифры и диаграммы.
   194. Т_о_в_а_р_и_щ_и, п_я_т_и_л_е_т_н_и_й п_л_а_н в_о_с_с_т_а_н_о_в_л_е_н_и_я п_р_о_м_ы_ш_л_е_н_н_о_с_т_и...
   195. Надпись "Пятилетний план" переходит на большую, во весь экран, книгу.
   196. Книга "Пятилетний план" раскрывается; направо - "было", налево -"будет". Страницы перелистываются по кадрам.
   197. Справа: озаряемый чадящей лампой силуэт кустаря.
   198. Слева: из черного фона разгорается электрическая лампа.
   199. Справа: спина инженера, склонившегося над огромным чертежом.
   200. Слева: моменты работ Днепростроя, охват плотинами воды Днепра.
   201. Справа: мультипликация крутящего цыгарку, сплевывающего прогульщика перед вертящимся вхолостую станком.
   202. Слева: нотовцы, в ряд у станков, работающие по установке Института труда.
   203. Справа: магазинчик с надписью на вывеске:

"А. Петров и К0".

   204. Слева: магазинище с чистой вывеской. Правый магазинчик разрушается. Одна за другой соскакивают буквы и перемещаются на чистую вывеску магазинища

"Кооператив".

   205. Справа: мультипликация - потасовка двух домохозяек вокруг шести примусов.
   206. Слева: фазы работы громадной фабрики-кухни, от очистки картошки до развоза еды термосами по предприятиям.
   207. Справа: под обвисающими обоями общежития вуза столик с водочной четвертью; ерошащий волосища мультипликационный юнец мусолит Есенина.
   208. Слева: в стандартизованной комнате-лаборатории возится над колбами комсомолка.
   209. Справа: мультипликационный грузчик с вылезающими изо рта буквами: "э_и, у_х_н_е_м" тащит непомерный груз.
   210. Слева: работа огромного магнитного крана.
   211. Справа: разбегающиеся от бабы свиньи.
   212. Слева: длинный ряд кормленых свиней над уходящим в перспективу корытом.
   213. Справа: гроздь висящих на подножке трамвая.
   214. Слева: из ворот советского завода один за другим выбегают лентой новые совавтомобили.
   215. Во всю книгу в далекой панораме-покосившийся грязный городишко, вырастающий и превращающийся в многоэтажную, спланированную новую столицу.
   (Кадры этой части приведены только для показа построения, так как подробный монтаж должен быть произведен на реальном материале нашего хозяйственного строительства, по хронике наших действительных, к моменту съемки, достижений.)
  

IV

  
   216. Окраина города. Стройка. В глубоком сыром фундаменте копошатся люди. Еще глубже фундамента чернеет яма. Двое заглядывают в яму с любопытством. Рядом с ямой ухает вбивающий сваи паровой молот.
   217. Паровой молот повисает над ямой, еще минута - и опустится вбиваемый стальной устой.
   218. Один из наклонившихся над ямой быстро подымает голову, приставляет рупор к губам. Из рупора надпись:

"Ч_е_л_о_в_е_к!"

   219. Стоящий на краю фундамента инженер стройки моментально подымает рупор.
   220. Ч_е_л_о_в_е_к!
   221. Стоящий на фермчатой башенке старший по работе прикладывает рупор.
   222. Ч_е_л_о_в_е_к!
   223. В воздухе во все направления раскидано слово:

"Ч_е_л_о_в_е_к!"

   224. Машины моментально замирают.
   225. Люди всей стройки сбегаются и наклоняются над ямой.
   226. Старший строитель открывает ящик радиотелефона и секунду говорит в ящик.
   227. Под целой шеренгой громкоговорителей такая же шеренга врачей скорой помощи.
   228. Один из аппаратов кричит: "А_л_л_о!"
   229. Один из врачей подымается, отрывает клок бумажной ленты на катушке под громкоговорителем.
   230. Врач читает ленту.
   231. "74-ая улица. Ю. 31. В глубине 7,3 метров бывшего летнего летающего холодильника обнаружен человек. Работа приостановлена".
   232. Врач нажимает кнопку и выходит.
   233. Шеренга сидящих летчиков в полной лётной одежде.
   234. Над летчиком загорается лампа. Летчик подымается. Выходит.
   235. Санитарный аэроплан с кружащимся пропеллером.
   236. Доктор входит в аэроплан. Аэроплан отделяется от земли.
   237. Аэроплан в небе.
   238. Спины четырех человек.
   239. Два человека у передних ручек, два у задних. На носилках длинный, продолговатый ящик с надписью: "Врачебный, для скоропортящихся".
   240. Носилки ставят на колесики, вкатывают в аэроплан, дверца закрывается. Аэроплан взвился.
   241. Старший инженер. Рупор к губам:
   242. П_о_л_н_ы_й х_о_д!
   243. Пошел загонять в яму стальную сваю паровой молот.
   244. Дверь с надписью: "Здравотдел совета".
   245. В дверь проходят, прошмыгивают и пролазят разные возбужденно переговаривающиеся люди.
   246. Стол собраний. Усеян листами фотографий замерзшего.
   247. Машина для голосований. Длинная планка. При нажиме кнопок со стола подымаются металлические (как у автомобилей при указании поворотов) руки.
   248. Директор зоосада и врач недоумевающе разглядывают фотографию.
   249. Крупная фотография обледенелого.
   250. Встает директор зоосада.
   251. Я п_р_о_т_и_в е_г_о о_ж_и_в_л_е_н_и_я, к_л_е_т_к_и с "н_э_п_м_а_н_у_с н_а_т_у_р_а_л_и_с" у_ж_е п_е_р_е_п_о_л_н_е_н_ы, и н_а_м н_е_т н_а_д_о_б_н_о_с_т_и в р_а_з_н_о_в_и_д_н_о_с_т_я_х. Е_с_т_ь у н_а_с б_о_л_е_е к_р_у_п_н_ы_е э_к_з_е_м_п_л_я_р_ы...
   252. Во время речи директора промельк слоновьего нэпмана, которому подают булку с большой вилки.
   253. Встает профессор, отрицательно покачивающий головой.
   254. М_и_к_р_о_с_к_о_п_и_ч_е_с_к_о_е и_с_с_л_е_д_о_в_а_н_и_е п_о_к_а_з_а_л_о н_а р_у_к_а_х т_а_к н_а_з_ы_в_а_е_м_ы_е м_о_з_о_л_и, о_т_л_и_ч_а_в_ш_и_е в п_р_о_ш_л_о_м р_а_б_о_ч_и_й к_л_а_с_с.
   255. Директор протестует. Профессор наступает.
   256. Встает один, обращается к окружающим.
   257. Н_е_я_с_н_о_с_т_ь п_р_и_н_у_ж_д_а_е_т о_б_р_а_т_и_т_ь_с_я к м_а_с_с_а_м.
   258. Диктует в микрофон.
   259. Н_а_й_д_е_н з_а_м_е_р_з_ш_и_й 2_5 л_е_т н_а_з_а_д. В_и_д р_а_б_о_ч_е_г_о. О_ж_и_в_л_я_т_ь и_л_и н_е_т?
   260. Надпись появляется на боку дома. Прохожие всматриваются, достают мембраны из жилетов в пятачковый размер.
   261. Надпись по стене рабочей столовой.
   262. Надпись по экрану комнаты.
   263. Множество рук, жмущих кнопки.
   264. Собрание здравотдела, обернувшее головы.
   265. Десятки подымающихся рук на голосовательном приборе.
   266. Встает председательствующий.
   267. Р_е_з_о_л_ю_ц_и_я я_с_н_а. Т_р_у_д_я_щ_е_е_с_я ч_е_л_о_в_е_ч_е_с_т_в_о г_о_л_о_с_у_е_т з_а ж_и_з_н_ь с_т_а_р_о_г_о т_о_в_а_р_и_щ_а.
   268. В дверях готовый войти профессор, перед ним склонился человечек репортерского вида, перед репортером блок-радио, репортер передает в раструб ответ профессора.
   269. По небу появляются слова: "Р_е_ш_е_н_о о_ж_и_в_и_т_ь".
   270. Стол. На столе металлический ящик. Профессор включает ток, идущий к ящику по многочисленным проводам.
   271. Градусник сбоку, подымающийся постепенно на 36,6.
   272. Напряженные лица десятка однообразных бритых и в очках профессоров, вглядывающихся в часы.
   273. Над ящиками начинает клубиться легкий пар.
   274. Профессор дает знак, нажимает рукоять, и крышка ящика подымается. Профессор_а_ отпрянули назад.
   275. Из ящика показалась взъерошенная голова; одна рука запущена в волоса, в другой руке гитара. Рабочий недоуменно оглянулся, потом рассмеялся и выскочил из ящика.
   276. В_и_д_н_о, з_д_о_р_о_в_о я в_ч_е_р_а н_а_з_ю_з_ю_к_а_л_с_я!
   277. Рабочий схватывает по очереди руки у ничего не понимающих профессоров, жмет их и трясет. Размахивая гитарой, выскакивает из комнаты.
   278. Профессор помоложе подходит к старшему.
   279. Ч_т_о э_т_о о_н р_у_к_о_й т_а_к_о_е д_е_л_а_л?
   280. Профессор помоложе неумело имитирует рукопожатие.
   281. Профессор постарше, улыбаясь, говорит.
   282. Б_ы_л р_а_н_ь_ш_е т_а_к_о_й а_н_т_и_с_а_н_и_т_а_р_н_ы_й о_б_ы_ч_а_й.
   283. Все двенадцать обздорованных профессоров моют сулемой руки.
   284. Дверь с вывеской "Моментальная помощь" распахивается, на пороге радостный рабочий, выскочив, пятится назад, глаза округляются, и голова два раза в полный оборот поворачивается на шее.
   285. Перспектива улицы с домами типа Госторга.
   286. Вид сверху - лава автомобилей.
   287. Рабочий протирает глаза, оседая на дрожащие ноги, орет:
   288. М_и_л_и_ц_и_о_н_е_р!
   289. Столб посреди улицы с тремя радиораструбами. Одна труба поворачивается. Из трубы слова: "А_л_л_о, т_о_в_а_р_и_щ!"
   290. Рабочий озирается и, не видя владельца голоса, подымается во весь рост и, приложив руки трубой к губам, орет.
   291. К ж_е_н_е х_о_ч_у, к С_о_ф_ь_е П_а_н_т_е_л_е_й_м_о_н_о_в_н_е!
   292. Радио еще раз поворачивает раструб, и из трубы слова: "Т_а_к_с_и к ш_е_с_т_о_м_у!"
   293. К рабочему подлетает такси без всякого шофера.
   294. Рабочий обалдело вскакивает и безнадежно говорит адрес:
   295. Т_а_м_б_о_в, у_л_и_ц_а Л_у_н_а_ч_а_р_с_к_о_г_о, 17.
   296. Машина идет, не управляемая.
   297. Проезд такси с перекосившимся лицом рабочего в окне. Угол улицы с дощечкой:
  
   97-я улица,
   б. Архиерейская,
   б. Луначарская,
   б. 19 сентября.
  
   298. Вывеска с надписью: "Электростригобрей".
   299. Такси останавливается у двери.
   300. Рабочий выскакивает и бросается в дверь.
   301. Рабочий, вошедший в стеклянную дверь, бросающийся вперед с вытянутыми руками к воображаемой кассирше; гитара в одной руке, а шапка в другой.
   302. Автомат, стоящий на месте кассирши, принимает шапку и гитару.
   303. Пол под рабочим поворачивается.
   304. Под рабочего само подкатывается кресло.
   305. Растерявшийся рабочий опускается в кресло. С правой и с левой стороны автомат начинает взмыливать две щеки в две щетки.
   306. Вместо зеркала перед рабочим белый экран.
   307. На экране начинают бегать слова: "П_о_с_л_е_д_н_и_е н_о_в_о_с_т_и. О_ж_и_в_л_е_н_и_е з_а_м_е_р_з_ш_е_г_о 25 л_е_т н_а_з_а_д н_е_и_з_в_е_с_т_н_о_г_о ч_е_л_о_в_е_к_а с_т_р_а_н_н_о_г_о в_и_д_а п_р_о_ш_л_о б_л_е_с_т_я_щ_е. О_н б_ы_л т_а_к о_б_р_а_д_о_в_а_н в_о_с_к_р_е_ш_е_н_и_е_м, ч_т_о н_е_м_е_д_л_е_н_н_о в_ы_б_е_ж_а_л, п_р_е_д_в_а_р_и_т_е_л_ь_н_о п_о_д_е_р_г_а_в п_р_о_ф_е_с_с_о_р_а_м р_у_к_и, о_ч_е_в_и_д_н_о, о_т н_е_р_в_н_о_г_о п_о_т_р_я_с_е_н_и_я".
   308. Лицо рабочего, уставившегося в ужасе.
   309. Рабочий вырывается из щеток автомата.
   310. Автомат сует рабочему шапку и гитару.
   311. Рабочий выбегает из "Электростригобрея". Рабочий подымает, потом поворачивает голову.
   312. На небе, на стенах, на тротуарах одни и те же надписи: "О_ж_и_в_л_е_н_и_е н_е_и_з_в_е_с_т_н_о_г_о ч_е_л_о_в_е_к_а" и т. д.
   313. Рабочий грохается в обморок.
  

V

  
   314. Автомобильный завод.
   315. На конвейере проходят авточасти. Над каждой проходящей частью сосредоточенный человек.
   316. Бубликами с верхнего этажа съезжают по стальному канату шины.
   317. Рабочий на сложной работе - установка и включение мотора.
   318. Рабочий поднял голову. Это - омущиненная прозодеждой, постаревшая на 15 {В черновой рукописи сценария время, прошедшее между событиями 1-2 и 4-5 частей сценария, определялось не в 25, а в 15 лет. Очевидно, Маяковский забыл внести здесь поправку.- Ред.} лет комсомолочка.
   319. Гудок.
   320. Рабочие расходятся.
   321. В длинном гардеробном коридоре снимают прозодежду.
   322. Ряд душей. Из каждого виден голый бок купающегося.
   323. Фабричный двор, полный веселой толпой; идут к зданию столовой.
   324. Стол. Бока, уставленные посудой,- постоянные части, центр - переменная, выходит из одной стены и уходит в другую, с

Другие авторы
  • Богданович Ипполит Федорович
  • Измайлов Владимир Васильевич
  • Волков Алексей Гаврилович
  • Неведомский М.
  • Флеров Сергей Васильевич
  • Вагинов Константин Константинович
  • Барро Михаил Владиславович
  • Засецкая Юлия Денисьевна
  • Веневитинов Дмитрий Владимирович
  • Рубан Василий Григорьевич
  • Другие произведения
  • Кузмин Михаил Алексеевич - Путешествие сэра Джона Фирфакса по Турции и другим замечательным странам
  • Амфитеатров Александр Валентинович - Стихотворения
  • Есенин Сергей Александрович - Есенин С. А.: Биобиблиографическая справка
  • Блок Александр Александрович - Искусство и газета
  • Аверченко Аркадий Тимофеевич - Галочка
  • Зиновьева-Аннибал Лидия Дмитриевна - Воля
  • Решетников Федор Михайлович - Внучкин
  • Лавров Петр Лаврович - Лавров П. Л.: биобиблиографическая справка
  • Дорошевич Влас Михайлович - Одиночное заключение
  • Мопассан Ги Де - Ночь под Рождество
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
    Просмотров: 337 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа