div>
театров
громады каменные,
чтоб разводить
завывания камерные.
Вытряхнем
индивидуумов
из жреческих ряс.
Иди, искусство,
из массы
и для масс.
--
4) Запритесь, психоложцы,
в квартиры-клетки.
Театр -
арена
для пропаганды пятилетки.
--
5) Я и ты,
мы вдвоем
построим социализм,
подписавшись на заем.
--
6) На лошадь стальную
уверенно сядь!
Пыхти
на селе,
тракторище!
Вперед, 25!
Вперед, 25!
Стальные
рабочие тыщи!
--
7) На театре греми,
проходи по стихам,
засияй
плакатным разводом:
от ударных бригад
к ударным цехам
от цехов -
к ударным заводам.
--
8) Дома-коммуны
вместо хаты!
Массовым действием
заменяйте МХАТы!
--
9) Вперед
непрерывным
полным ходом.
Выполним
пятилетку
в четыре года!
[В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ]
1) Правое искусство наступает густо.
Соединяйтесь, работники пролетарского
искусства!
--
2) Разоблачайте
сразу -
и правые делишки
и
левую фразу.
--
3) Долой бутафорские тряпки и сор!
Переделывай жизнь, коммунист-режиссер!
--
4) Коммуна строится трудно и туго,
На помощь строителям перо драматурга.
--
5) Сразу
не выпарить
бюрократов рой.
Не хватит
ни бань
и ни мыла вам.
А еще
бюрократам
помогает перо
критиков -
вроде Ермилова...
--
6) Каждого бюрократа
выпарь
и прочисть -
и веник рабочего
и
художества кисть.
--
7) Энтузиазм,
разрастайся и длись!
Заводы -
сияйте радужней!
Сегодня
строится
социализм -
живой,
настоящий,
правдашний.
--
8) Слюнявым психоложством театр не поганьте!
Театр, служи коммунистической пропаганде!
--
9) Некоторые говорят:
"Спектакль прекрасен,
но он
непонятен
широкой массе".
Барскую заносчивость
скорей донашивай, -
масса
разбирается
не хуже вашего.
--
10) Классиков
полные руки набрав,
внимательней
пересматривай
листики,
чтоб
через МХАТ
какой-нибудь граф
не напустил
на республику
мистики.
--
11) "Комедия
неприемлема
в виде таком".
Сказали
и
головой покачали.
Уважаемый
товарищ Главрепертком,
заходите
не в конце,
а в начале.
--
Битая банда
золотопогонная,
тише
в Париже
зализывай хвост.
Непобедимая
Первая конная
может
уменьшить
полковничий рост.
--
Если белым
взбредет
пройтись,
как шли
на Москву
когда-то, -
в нашем театре
каждый артист
за коммуну
встанет солдатом.
--
Тонет борьба,
в бумажки канув,
борьбу с бюрократами
ставьте н_а_ ноги.
Не дадим,
чтоб из-за каких-то
бюрократов-болванов
ухудшилось
качество болванки.
--
Сильным средством
лечиться надо.
Наружу -
говор скрытненький.
Примите
против внутренних неполадок
внутреннее
лекарство
самокритики.
--
Ставь прожектора,
чтоб рампа не померкла.
Крути,
чтоб действие
мчало, а не текло.
Театр
не отображающее зеркало,
а -
увеличивающее стекло.
--
Ступись,
острия
комедийных шил,
комедии
в страшном риске, -
нотами
всех комедиантов
пересмешил
комик -
папа римский.
--
Цените
искусство,
наполняющее кассы,
но искусство,
разносящее
октябрьский гул,
но искусство,
блещущее
оружием класса,
не сдавайте
врагу
ни за какую деньгу.
ЛОЗУНГИ ДЛЯ ЛЕНТ ФИНАЛА
Руби капиталу и корни и ветки!
На непрерывку провода иремни!
К социализму лети в пятилетке,
в нашей машине времени!
--
Шагай, страна, быстрей, моя, -
коммуна у ворот.
Вперед, время!
Время, вперед!
[1931]
ВАРИАНТЫ, РАЗНОЧТЕНИЯ и ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ
Заготовка (БММ, записная книжка 1929 г., No 67)
188. Это до Октябрьской революции был энтузиазм а теперь материализм и
никакого энтузиазма быть не может.
Черновой автограф (ЦГАЛИ, ф. 336, on. 5, ед. 81)
Титульный лист.
[Баня]
В. Маяковский
Баня
[драм-ком] {*}
{* На верху листа 35 записано: [Драма с цирком и фейерверком]. - Ред.
Оборот титульного листа. Наброски к репликам 75, 58, 76 (зачеркнуты):
Этому письму 50 лет оно было написано 50 лет тому вперед. Тому вперед
какое необыкновенное слово
Хоть ты и гений а дурак
бе де
Список действующих лиц. Действующие лица перенумерованы.
Вместо: Мистер Понт Кич - иностранец. // 6) Мистер Понт Спич -
иностранец
В тексте пьесы везде именуется: Понт Спич.
Вместо: Товарищ Ундертон - машинистка. //
I 7) Товарищ Ундертон - сотрудница ВОКС {Повидимому, описка. - Ред.}
II 7) Товарищ Ундертон - секретарша
Вместо: Просители. // 15) 16) 17) 18) 19) Просители
После: Просители. // 20) Фосфорическая коммунистка.
Фосфорическая женщина в конце списка отсутствует.
В тексте пьесы персонаж везде именуется: Фосфорическая коммунистка.
Слово: Милиционер отсутствует.
Слово: Капельдинер отсутствует.
1. Вместо: Чудаков..... чертеж. //
I Чудаков перебегает от лампы к лампе прочитывая и перечитывая оборвыш
бумаги.
II как в тексте.
2. Вместо: вбегая // I врываясь
II вбегая
3. Вместо: чертежом // I бумажечкой
II чертежом
Вместо: Часы..... продавайте //
I Часы можешь продавать!
II Часы можешь и закладывать и продавать!
4. Это тем легше что я их еще и не купил
5. Вместо: коем // каком
Вместо: тикающая плоская глупость // I тикающая глупость
II как в тексте.
Вместо: смешней ..... в автодоре //
I смешной как (зачеркнуто; повидимому, на этом месте запись I прервана
для перехода ко II)
II смешней керосиновой лампы на улице Ньюиорка.
III смешней чем лучина в загесе {Очевидно, имеется в виду ЗАГЭС - Земо
Авчальская гидроэлектростанция близ Тбилиси. - Ред.} беспомощней чем бык в
автомобиле
IV смешней чем лучина в загесе беспомощней чем бык в автодоре
6. I Вставим значит перо Швейцарии?
II Вставляем значит перо Швейцарии?
7. Вместо: мелких // I твоих
II своих
Слово: нас - вставка.
Вместо: наше рождение // I люди
II рождение
III наше рождение
Слово: бросало (после слов: в которую) - вставка.
Вместо: мчать // I бежать
II мчать
Вместо: фейерверочные фантазии // фейерверочная фантазия
Вместо: навыки ..... иогов // I опыты спячки bогов
II как в тексте.