Главная » Книги

Маяковский Владимир Владимирович - Баня, Страница 3

Маяковский Владимир Владимирович - Баня


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

сорок.
  
  
  
   Победоносиков
  
  
  
  
  160
  Пропили?..
  
  
  
  
  Ночкин
  
  
  
  
   161
  Проиграл.
  
  
  
   Победоносиков
  
  
  
  
  162
  Чудовищно! Непостижимо! Кто? Растратчик! Где? У меня! В какое время? В то время, когда я веду мое учреждение к социализму по гениальным стопам Карла Маркса и согласно предписаниям центра...
  
  
  
  
  Ночкин
  
  
  
  
   163
  Ну что ж, Карл Маркс тоже в карты поигрывал.
  
  
  
   Победоносиков
  
  
  
  
  164
  Карл Маркс? В карты? Никогда!!!
  
  
  
  
  Ночкин
  
  
  
  
   165
  Ну. вот, никогда... А что писал Франц Меринг? Что он писал на семьдесят второй странице своего капитального труда "Карл Маркс в личной жизни"? Играл! Играл наш великий учитель...
  
  
  
   Победоносиков
  
  
  
  
  166
  Я, конечно, читал и знаю Меринга. Во-первых, он преувеличивает, а во-вторых, Карл Маркс действительно играл, но не в азартные, а в коммерческие игры.
  
  
  
  
  Ночкин
  
  
  
  
   167
  А вот одноклассник, знаток и современник, известный Людвиг Фейербах пишет, что и в азартные.
  
  
  
   Победоносиков
  
  
  
  
  168
  Ну да, я читал, конечно, товарища Фейербахова. Карл Маркс иногда играл и в азартные, но не на деньги...
  
  
  
  
  Ночкин
  
  
  
  
   169
  Нет... На деньги.
  
  
  
   Победоносиков
  
  
  
  
  170
  Да, но на свои, а не на казенные.
  
  
  
  
  Ночкин
  
  
  
  
   171
  Положим, каждый, штудировавший Маркса, знает, что был, правда, однажды, памятный случай и с казенными.
  
  
  
   Победоносиков
  
  
  
  
  172
  Конечно, этот исторический случай заставит нас, ввиду исторического прецедента, подойти внимательнее к вашему проступку, но всё же...
  
  
  
  
  Ночкин
  
  
  
  
   173
  Да бросьте вы вола вертеть! Не играл никогда Карл Маркс ни в какие карты. Да что мне вам рассказывать! Разве вы человека поймете? Вам только чтоб образцам да параграфам соответствовало. Эх ты, портфель набитый! Клипса канцелярская!
  
  
  
   Победоносиков
  
  
  
  
  174
  Что?! Издеваться? И над своим непосредственным, ответственным начальством и над посредственной... да нет, что я говорю! над безответственной тенью Маркса... Не пускать! Задержать!!!
  
  
  
  
  Ночкин
  
  
  
  
   175
  Товарищ Победоносиков, не утруждайте себя звонками, я сам в МУУР сообщу.
  
  
  
   Победоносиков
  
  
  
  
  176
  Прекращу! Не позволю!!!
  
  
  
   Бельведонский
  
  
  
  
  177
  Товарищ Победоносиков! Мгновение! Сохраните позу, как таковую. Дайте увековечить это мгновеньице.
  
  
  
  
  Ундертон
  
  
  
  
  178
  Ха-ха-ха!
  
  
  
   Победоносиков
  
  
  
  
  179
  Сочувствие? Растратчику? Смеяться? Да еще накрашенными губами?.. Вон! (Один, накручивая вертушку.) Алло, алло! Фу, фу!.. Кто это! Александр Петрович. Да я ж тебя три дня... Прошел? Поздравляю. Ну еще бы, еще бы! Какие могут быть сомнения!.. Как всегда, целыми днями, целыми ночами... Да, наконец сегодня... Два билета. Мягкие. Первый. Со стенографисткой. При чем тут РКИ? Необходимо додиктовать отчет. Какое имеют значение двести сорок рублей туда и обратно? Да, проведем их как суточные или еще какие-нибудь. В ударном порядке, с курьером... Ну, конечно, твое продвину... Вот, вот! Зеленый Мыс... Мне. Ну, жму руку, с ответственным приветом. (Бросает трубку. Мотивом тореадора.) Алло, алло!
  
   Приемная. Чудаков и Велосипедкин наступают.
  
   180
  
  
  
   Оптимистенко
  
  
  
  
  181
  Да куда же ж вы прете, наконец? Имейте ж уважение к трудам и деятельности государственного персонала.
   Входит Мезальянсова. Снова рванулись Чудаков и Велосипедкин.
   182
  Нет, нет!.. Вне очереди, согласно телефонограмме... (Проводит под 183 ручку, выговаривая.) Всё готово... А як же ж. Я ему рассказал со значением, что супруга его по комсомольцам пошла. Он спервоначалу как рассердится! Не потерплю, говорит, невоздержанные ухаживания без сериозного стажа и служебного базиса, а потом даже обрадовался. Секретаршу уже ликвидировал по причинам неэтичности губ. Идите прямо, не бойтесь! И под каждым ей листком был уже готов местком...
  
  
  
  Мезальянсова уходит.
  
  
  
   184
  
  
  
  
  Чудаков
  
  
  
  
   185
  Ну, вот, теперь эту пропустили! Товарищ, да поймите ж вы - никакая научная, никакая нечистая сила уже не может остановить надвигающееся. Если мы не вынесем опыт в пространство над городом, то может даже быть взрыв.
  
  
  
   Оптимистенко
  
  
  
  
  186
  Взрыв? Ну, ето вы оставьте! Не угрожайте государственному учреждению. Нам нервничать и волноваться невдобно, а когда будет взрыв, тогда и заявим на вас куда следует.
  
  
  
   Велосипедкин
  
  
  
  
  187
  Да пойми ты, дурья голова!.. Это тебя надо распрозаявить и куда следует и куда не следует. Люди горят работать на всю рабочую вселенную, а ты, слепая кишка, канцелярскими разговорами мочишься на их энтузиазм. Да?
  
  
  
   Оптимистенко
  
  
  
  
  188
  Попрошу-с не упирать на личность! Личность в истории не играет особой роли. Это вам не царское время. Это раньше требовался энтузиазм. А теперь у нас исторический материализм, и никакого энтузиазму с вас не спрашивается.
  
  
  
  Мезальянсова входит.
  
  
  
   189
  
  
  
   Оптимистенко
  
  
  
  
  190
  Расходитесь, граждане, прием закрыт.
  
  
  
   Мезальянсова
  
  
  
  
  191
  
  
  
   (с портфелем)
  О баядера, перед твоей красотой! Тара-рам-тара-рам...
  
  
  
   III ДЕЙСТВИЕ Сцена - продолжение театральных рядов. В первом ряду несколько свободных 192 мест. Сигнал: "Начинаем". Публика смотрит в бинокли на сцену, сцена смотрит
  в бинокли на публику. Начинаются свистки, топанье, крики: "Время!"
  
  
  
  
  Режиссер
  
  
  
  
  193
  Товарищи, не волнуйтесь! На несколько минут придется задержать третье действие по независящим обстоятельствам.
  
  
   Минута, снова крики: "Время!"
  
  
   194
  
  
  
  
  Режиссер
  
  
  
  
  195
  Одну минуту, товарищи! (В сторону.) Ну что, идут? Неудобно так затягивать. Переговорить, наконец, можно и потом; пройдите в фойе, как-нибудь вежливо намекните. А, идут!.. Пожалте, товарищи. Нет, что вы! Очень приятно! Ну, несущественно, одну минуту, даже полчаса, это ж не поезд, всегда можно задержать. Каждый понимает, в такое время живем. Могут быть всякие там государственные, даже планетарные дела. Вы смотрели первый и второй акт? Ну, как, как? Нас всех, конечно, интересует впечатление и вообще взгляд...
  
  
  
   Победоносиков
  
  
  
  
  196
  Ничего, ничего! Мы вот говорим с Иваном Ивановичем. Остро схвачено. Подмечено. Но все-таки это как-то не то...
  
  
  
  
  Режиссер
  
  
  
  
  197
  Так ведь это всё можно исправить, мы всегда стремимся. Вы только сделайте конкретные указания, мы, конечно... оглянуться не успеете...
  
  
  
   Победоносиков
  
  
  
  
  198
  Сгущено всё это, в жизни так не бывает... Ну, скажем, этот Победоносиков. Неудобно все-таки... Изображен, судя по всему, ответственный товарищ, и как-то его выставили в таком свете и назвали еще как-то "главначпупс". Не бывает у нас таких, ненатурально, нежизненно, непохоже! Это надо переделать, смягчить, опоэтизировать, округлить...
  
  
  
   Иван Иванович
  
  
  
  
  199
  Да, да, это неудобно! У вас есть телефон? Я позвоню Федору Федоровичу, он, конечно, пойдет навстречу... Ах, во время действия неудобно? Ну, я потом. Товарищ Моментальников, надо открыть широкую кампанию.
  
  
  
   Моментальников
  
  
  
   200
  
  
  
  Эчеленца, прикажите!
  
  
  
  Аппетит наш невелик.
  
  
  
  Только слово, слово нам скажите,
  
  
  
  изругаем в тот же миг.
  
  
  
  
  Режиссер
  
  
  
  
  201
  Что вы! Что вы, товарищи! Ведь это в порядке опубликованной самокритики и с разрешения Гублита выведен только в виде исключения литературный отрицательный тип.
  
  
  
   Победоносиков
  
  
  
  
  202
  Как вы сказали? "Тип"? Разве ж так можно выражаться про ответственного государственного деятеля? Так можно сказать только про какого-нибудь совсем беспартийного прощелыгу. Тип! Это все-таки не "тип", а, как-никак, поставленный руководящими органами главначпупс, а вы - тип!! И если в его действиях имеются противозаконные нарушения, надо сообщить куда следует на предмет разбирательства и, наконец, проверенные прокуратурой сведения - сведения, опубликованные РКИ, претворить в символические образы. Это я понимаю, но выводить на общее посмешище в театре...
  
  
  
  
  Режиссер
  
  
  
  
  203
  Товарищ, вы совершенно правы, но ведь это по ходу действия.
  
  
  
   Победоносиков
  
  
  
  
  204
  Действия? Какие такие действия? Накаких действий у вас быть не может, ваше дело показывать, а действовать, не беспокойтесь, будут без вас соответствующие партийные и советские органы. А потом, надо показывать и светлые стороны нашей действительности. Взять что-нибудь образцовое, например, наше учреждение, в котором я работаю, или меня, например...
  
  
  
   Иван Иванович
  
  
  
  
  205
  Да, да, да! Вы пойдите в его учреждение. Директивы выполняются, циркуляры проводятся, рационализация налаживается, бумаги годами лежат в полном порядке. Для прошений, жалоб и отношений - конвейер. Настоящий уголок социализма. Удивительно интересно!
  
  
  
  
  Режиссер
  
  
  
  
  206
  Но, товарищ, позвольте...
  
  
  
   Победоносиков
  
  
  
  
  207
  Не позволю!!! Не имею права и даже удивляюсь, как это вообще вам позволили! Это даже дискредитирует нас перед Европой. (Мезальянсовой.) Это вы не переводите, пожалуйста...
  
  
  
   Мезальянсова
  
  
  
  
  208
  Ах, нет, нет, ол райт! Он только что поел икры на банкете и теперь дремлет.
  
  
  
   Победоносиков
  
  
  
  
  209
  А кого вы нам противопоставляете? Изобретателя? А что он изобрел? Тормоз Вестингауза он изобрел? Самопишущую ручку он выдумал? Трамвай без него ходит? Радиолярию он канцеляризировал?
  
  
  
  
  Режиссер
  
  
  
  
  210
  Как?
  
  
  
   Победоносиков
  
  
  
  
  211
  Я говорю, канцелярию он рационализировал? Нет! Тогда об чем толк? Мечтателей нам не нужно! Социализм - это учет!
  
  
  
   Иван Иванович
  
  
  
  
  212
  Да, да. Вы бывали в бухгалтерии? Я бывал в бухгалтерии - везде цифры и цифры, и маленькие, и большие, самые разные, а под конец все друг с другом сходятся. Учет! Удивительно интересно!
  
  
  
  
  Режиссер
  
  
  
  
  213
  Товарищ, не поймите нас плохо. Мы можем ошибаться, но мы хотели поставить наш театр на службу борьбы и строительства. Посмотрят - и заработают, посмотрят - и взбудоражатся, посмотрят - и разоблачат.
  
  
  
   Победоносиков
  
  
  
  
  214
  А я вас попрошу от имени всех рабочих и крестьян меня не будоражить. Подумаешь, будильник! Вы должны мне ласкать ухо, а не будоражить, ваше дело ласкать глаз, а не будоражить.
  
  
  
   Мезальянсова
  
  
  
  
  215
  Да, да, ласкать...
  
  
  
   Победоносиков
  
  
  
  
  216
  Мы хотим отдохнуть после государственной и общественной деятельности. Назад, к классикам! Учитесь у величайших гениев проклятого прошлого. Сколько раз я вам говорил. Помните, как пел поэт:
  
  
   После разных заседаний
  
  
   нам не радость, не печаль,
  
  
   нам в грядущем лет желании,
  
  
   нам, тарам, тарам, не жаль...
  
  
  
   Мезальянсова
  
  
  
  
  217
  Ну, конечно, искусство должно отображать жизнь, красивую жизнь, красивых живых людей. Покажите нам красивых живчиков на красивых ландшафтах и вообще буржуазное разложение. Даже, если это нужно для агитации, то и танец живота. Или, скажем, как идет на прогнившем Западе свежая борьба со старым бытом. Показать, например, на сцене, что у них в Париже женотдела нет, а зато фокстрот, или какие юбки нового фасона носит старый одряхлевший мир сконапель - бо монд. Понятно?
  
  
  
   Иван Иванович
  
  
  
  
  218
  Да, да! Сделайте нам красиво! В Большом театре нам постоянно делают красиво. Вы были на "Красном маке"? Ах, я был на "Красном маке". Удивительно интересно! Везде с цветами порхают, поют, танцуют разные эльфы и... сифилиды.
  
  
  
  
  Режиссер
  
  
  
  
  219
  Сильфиды, вы хотели сказать?
  
  
  
   Иван Иванович
  
  
  
  
  220
  Да, да, да! Это вы хорошо заметили - сильфиды. Надо открыть широкую кампанию. Да, да, да, летают разные эльфы... и цвельфы... Удивительно интересно!
  
  
  
  
  Режиссер
  
  
  
  
  221
  Простите, но эльфов было уже много, и их дальнейшее размножение не предусмотрено пятилеткой. Да и по ходу пьесы они нам как-то не подходят. Но относительно отдыха я вас, конечно, понимаю, и в пьесу будут введены соответствующие изменения в виде бодрых и грациозных дополнительных вставок. Вот, например, и так называемый товарищ Победоносиков, если дать ему щекотящую тему, - может всех расхохотать. Я сейчас же сделаю пару указаний, и роль просто разалмазится. Товарищ Победоносиков, возьмите в руки какие-нибудь три-четыре предмета, например, ручку, подпись, бумагу и партмаксимум, и сделайте несколько жонглерских упражнений. Бросай те ручку, хватайте бумагу - ставьте подпись, берите партмаксимум, ловите ручку, берите бумагу - ставьте подпись, хватайте партмаксимум. Раз, два, три, четыре. Раз, два, три, четыре. Сов-день - парт-день - бю-ро-кра-та. Сов-день - парт-день - бю-ро-кра-та. Доходит?
  
  
  
   Победоносиков
  
  
  
  
  222
  
  
  
   (восторженно)
  Хорошо! Бодро! Никакого упадочничества - ничего не роняет. На этом можно размяться.
  
  
  
   Мезальянсова
  
  
  
  
  223
  Вуй, сэ трэ педагож_и_к.
  
  
  
   Победоносиков
  
  
  
  
  224
  Легкость телодвижений, нравоучительная для каждого начинающего карьеру. Доступно, просто, на это можно даже детей водить. Между нами, мы - молодой класс, рабочий - это большой ребенок. Оно, конечно, суховато, нет этой округленности, сочности...
  
  
  
  
  Режиссер
  
  
  
  
  225
  Ну, если вам это нравится, здесь горизонты фантазии необъятны. Мы можем дать прямо символистическую картину из всех наличных актерских кадров. (Хлопает в ладоши.)
  Свободный мужской персонал - на сцену! Станьте на одно колено и согнитесь с порабощенным видом. Сбивайте невидимой киркой видимой рукой невидимый уголь. Лица, лица мрачнее... Темные силы вас злобно гнетут. Хорошо! Пошл_о_!..
  Вы будете капитал. Станьте сюда, товарищ капитал. Танцуйте над всеми с видом классового господства. Воображаемую даму обнимайте невидимой рукой и пейте воображаемое шампанское. Пошло! Хорошо! Продолжайте! Свободный женский состав - на сцену!
  Вы будете - свобода, у, вас обращение подходящее. Вы будете - равенство, значит, всё равно, кому играть. А вы - братство, - другие чувства вы всё равно не вызовете. Приготовились! Пошли! Подымайте воображаемым призывом воображаемые массы. Заражайте, заражайте всех энтузиазмом! Что вы делаете?!
  Выше вздымайте ногу, симулируя воображаемый подъем. Капитал, подтанцовывайте налево с видом Второго интернационала. Чего руками размахались! Протягивайте щупальцы империализма... Нет щупальцев? Тогда нечего лезть в актеры. Протягивайте что хотите. Соблазняйте воображаемым богатством танцующих дам. Дамы, отказывайтесь резким движением левой руки. Так, так, так! Воображаемые рабочие массы, восстаньте символистически! Капитал, красиво падайте! Хорошо!
  Капитал, издыхайте эффектно!
  Дайте красочные судороги!
  Превосходно!
  Мужской свободный состав, сбрасывайте воображаемые оковы, вздымайтесь к символу солнца. Размахивайте победоносно руками. Свобода, равенство и братство, симулируйте железную поступь рабочих когорт. Ставьте якобы рабочие ноги на якобы свергнутый якобы капитал.
  Свобода, равенство и братство, делайте улыбку, как будто радуетесь.
  Свободный мужской состав, притворитесь, что вы"кто был ничем", и вообразите, что вы - "тот станет всем". Взбирайтесь на плечи друг друга, отображая рост социалистического соревнования.
  Хорошо!
  Постройте башню из якобы могучих тел, олицетворяя в пластическом образе символ коммунизма.
  Размахивайте свободной рукой с воображаемым молотом в такт свободной стране, давая почувствовать пафос борьбы.
  Оркестр, подбавьте в музыку индустриального грохота.
  Так! Хорошо!
  Свободный женский состав - на сцену!
  Увивайте воображаемыми гирляндами работников вселенной великой армии труда, символизируя цветы счастья, расцветшие при социализме.
  Хорошо! Извольте! Готово!
  Отдохновенная пантомима на тему -
  
  
  
   "Труд и капитал
  
  
  
   актеров напитал".
  
  
  
   Победоносиков
  
  
  
  
  226
  Браво! Прекрасно! И как вы можете с таким талантом размениваться на злободневные мелочи, на пустяшные фельетоны? Вот это подлинное искусство - понятно и доступно и мне, и Ивану Ивановичу, и массам.
  
  
  
   Иван Иванович
  
  
  
  
  227
  Да, да, удивительно интересно! У вас есть телефон? Я позвоню... Кому-нибудь позвоню. Прямо душа через край. Это заражает! Товарищ Моментальников, надо открыть широкую кампанию.
  
  
  
   Моментальников
  
  
  
   228
  
  
  
  Эчеленца, прикажите!
  
  
  
  Аппетит наш невелик.
  
  
  
  Только хлеба-зрелищ нам дадите,
  
  
  
  всё похвалим в тот же миг.
  
  
  
   Победоносиков
  
  
  
  
  229
  Очень хорошо! Всё есть! Вы только введите сюда еще самокритику, этаким символистическим образом, теперь это очень своевременно. Поставьте куда-нибудь в сторонку столик, и пусть себе статьи пишет, пока вы здесь своим делом занимаетесь. Спасибо, до свидания! Я не хочу опошлять и отяжелять впечатления после такой изящной концовочки. С товарищеским приветом!
  
  
  
   Иван Иванович
  
  
  
  
  230
  С товарищеским приветом! Кстати, как фамилия этой артисточки, третья сбоку? Очень красивое и нежное... дарование... Надо открыть широкую кампанию, а можно даже и узкую, ну так... я и она. Я позвоню по телефону. Или пускай она позвонит.
  
  
  
   Моментальников
  
  
  
   231
  Эчеленца, прикажите! Стыд природный невелик. Только адрес, адрес нам дадите, - стелефоним в тот же миг.
  Два капельдинера останавливают лезущего в первый ряд Велосипедкина.
  232
  
  
  
   Капельдинер
  
  
  
  
  233
  Гражданин, а гражданин, вас вежливо просют, убирайтесь вы отсюда! Куда вы прете?
  
  
  
   Велосипедкин
  
  
  
  
  234

Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
Просмотров: 258 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа