Главная » Книги

Шекспир Вильям - Трагедия о Гамлете, принце датском, Страница 2

Шекспир Вильям - Трагедия о Гамлете, принце датском


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

  
  
  
  Входят Лаэрт и Офелия, его сестра.
  
  
  Лаэрт. Мои пожитки на корабле. Прощайте. И вот что, сестра: когда
  подует попутный ветер и представится удобный случай послать письмо, не спите
  и дайте мне знать о себе.
  
  Офелия. Вы сомневаетесь в этом?
  
  Лаэрт. Что же касается Гамлета и его легкомысленной благосклонности,
  считайте это модной галантностью и игрою крови, фиалкой, расцветшей в
  молодую пору ранней весенней природы, скороспелой, но недолговечной,
  сладостной, но непостоянной, минутным ароматом и развлечением - не более
  того.
  
  Офелия. Не более того?
  
  Лаэрт. Считайте, что не более. Ибо природа, развиваясь, растет не
  только в отношении крепости мышц и размеров тела. Но, когда ширится этот
  храм {55}, вместе с ним растет внутреннее священнодействие ума и души. Может
  быть, он и любит вас сейчас и его доброе желание не запятнано ни грязью, ни
  обманом. Но, помня об его высоком сане, вам следует остерегаться: он не
  хозяин своего желания, ибо он подчинен своему рождению. Он не властен, как
  простые смертные, сам отрезать для себя лакомый кусок, так как от его выбора
  зависит безопасность и здоровье всего нашего государства, и поэтому свобода
  его выбора ограничена мнением и согласием тела, которому он голова {56}.
  Итак, если он говорит, что любит вас, с вашей стороны разумно лишь настолько
  верить ему, насколько он может, согласно своему сану и званию, исполнить то,
  что говорит. А исполнить он сможет только то, за что подадут свой голос
  наиболее влиятельные круги Дании; подумайте о том, какой ущерб может быть
  нанесен вашему честному имени, если вы будете слишком доверчиво внимать его
  песням, или если потеряете сердце, или если вы откроете свое целомудренное
  сокровище его несдержанным домогательствам. Бойтесь этого, Офелия, бойтесь
  этого, моя дорогая сестра, и держитесь в тылу вашего увлечения, вне опасных
  выстрелов желания. Самая осмотрительная девушка уже достаточно неосторожна,
  когда открывает свою красоту луне. Даже добродетель не избежит ударов
  клеветы. Червь точит детей весны {57} часто до того, как раскроются их
  бутоны; и на утренней и текущей юности заразная порча особенно опасна. Итак,
  будьте осторожны. Вернейший залог безопасности заключается в страхе. Юность
  бунтует себе на гибель и без постороннего подстрекательства.
  
  Офелия. Я сохраню это прекрасное наставленье стражем моего сердца. Но,
  добрый брат мой, не поступайте так, как поступают некоторые нечестивые
  пастыри, которые, указывая крутой и тернистый путь к небу, сами, подобно
  легкомысленным, беззаботным повесам, идут по усеянной весенними цветами
  тропе наслаждений и не считаются с собственной проповедью.
  
  Лаэрт. За меня не бойтесь. Однако я замешкался. Но вот идет мой отец.
  
  
  
  
  
  Входит Полоний {58}.
  
  Двойное благословение - двойная благодать. Случай улыбнулся второму
  прощанию.
  
  Полоний. Все еще здесь, Лаэрт! Стыдно! Скорее, скорее на корабль. Ветер
  сидит на плече вашего паруса {59}, вас ждут. Вот, прими мое благословение.
  И, смотри, запиши в памяти следующие правила. Не выбалтывай своих мыслей, а
  беспорядочные мысли не приводи в исполнение. Будь общителен, но не
  фамильярен. Друзей своих, дружбу которых ты испытал, прикрепи к душе
  стальными обручами. Но не мозоль ладони общением с каждым только что
  вылупившимся, неоперившимся приятелем. Остерегайся вмешиваться в ссору. Но
  если ты принял в ней участие, доведи дело до конца, чтобы противник
  остерегался тебя. Открой ухо для всех, но говори с немногими. Слушай
  каждого, но храни про себя свое суждение. Покупай дорогую одежду, насколько
  позволит твой кошелек, но без излишних модных причуд: богато, но не пышно.
  Ибо одежда часто выражает человека. Во Франции люди высшего ранга и
  положения особенно разборчивы и благородны в этом отношении. Не занимай
  денег и не давай взаймы. Ибо, давая взаймы, часто теряешь и деньги и друга,
  а беря взаймы, притупляешь в себе чувство бережливости. Но вот что главное:
  будь верен самому себе, и отсюда необходимо последует, как ночь следует за
  днем, что ты никому не изменишь. Прощай. Да поможет благословение этим
  словам созреть в тебе!
  
  Лаэрт. Милорд! Со всем смирением прощаюсь с вами.
  
  Полоний. Время не терпит. Ступайте, ваши слуги ждут вас.
  
  Лаэрт. Прощайте, Офелия, и помните хорошенько, то, что я сказал вам.
  
  Офелия. Это останется запертым в памяти моей, и вы сами будете
  хранителем ключа.
  
  Лаэрт. Прощайте. (Уходит.)
  
  Полоний. О чем это, Офелия, он говорил с вами? {60}
  
  Офелия. С вашего позволения - о принце Гамлете.
  
  Полоний. Ага, это он хорошо придумал. Мне говорили, что за последнее
  время Гамлет часто виделся с вами наедине и что вы, со своей стороны, были
  очень милостивы и щедры на свидания. Если это так, как мне об этом говорили,
  - а говорили мне это в виде предостережения, - тогда я должен сказать вам,
  что вы не понимаете ясно, как подобает вести себя моей дочери и чего требует
  от вас честь. Что такое между вами? Выкладывайте правду!
  
  Офелия. Он за последнее время, милорд, много раз давал мне
  свидетельства своего чувства.
  
  Полоний. Чувства? Вздор! Вы рассуждаете, как неопытная девочка, не
  испытавшая еще таких опасных обстоятельств. И вы верите его
  "свидетельствам", как вы их называете?
  
  Офелия. Я не знаю, милорд, что мне следует думать.
  
  Полоний. Ладно, я вас научу. Думайте о себе, что вы - ребенок, потому
  что приняли эти свидетельства за чистую монету, между тем как они не
  полноценны. Цените себя подороже. Иначе, - выражу мысль так, чтобы не
  нарушить дешевого каламбура, - это окажется свидетельством того, что вы
  остались в дурах {61}.
  
  Офелия. Милорд, он настойчиво уверял меня в любви в самой честной
  манере.
  
  Полоний. Да, это действительно можно назвать манерой {62}. Продолжайте,
  продолжайте.
  
  Офелия. И подтвердил свои речи, милорд, почти всеми святыми небесными
  клятвами.
  
  Полоний. Да, силки для вальдшнепов {63}. Я знаю сам: когда горит кровь,
  как щедро душа снабжает язык клятвами! Вы не должны, дочь моя, принимать за
  огонь эти вспышки, которые дают больше света, чем тепла, и которые гаснут
  как в душе, так и на языке, являясь лишь обещаниями в самый миг своего
  возникновения. Отныне, как и подобает девушке, будьте несколько скупее на
  свидания. Соглашайтесь на его мольбы не так легко, как будто он отдает
  приказ вступить в переговоры. Что же касается принца Гамлета, верьте ему
  лишь в том, что он молод и что ему дана большая свобода, чем может быть
  предоставлена вам. Одним словом, Офелия, не верьте его клятвам: ибо это
  посредники другого цвета, чем их одежды, это ходатаи по нечестивым делам,
  говорящие на языке священных и благочестивых брачных обетов {64}, чтобы тем
  легче обмануть. И вот заключение: попросту говоря, я не хочу, чтобы отныне и
  впредь вы давали повод клевете, проведя хотя бы минутный досуг в беседе с
  принцем Гамлетом. Смотрите же, я вам приказываю. Ступайте к себе!
  
  Офелия. Я повинуюсь, милорд. (Уходит.)
  
  
  
  
  Входят Гамлет, Горацио и Марцелл.
  
  
  Гамлет. Ветер кусает, пронизывая насквозь. Очень холодно.
  
  Горацио. Резкий, холодный ветер.
  
  Гамлет. Который теперь час?
  
  Горацио. Думаю, что без малого двенадцать.
  
  Марцелл. Нет, уже пробило.
  
  Горацио. Разве? Я не слыхал. Значит; приближается время, когда бродит
  Призрак.
  
  
  
  
   Трубы и пушечные выстрелы {65}.
  
  Что это значит, милорд?
  
  Гамлет. Король не спит сегодня ночью и пьет из кубка. Он бражничает, и
  буйно кружится шумная пляска {66}. И когда король осушает кубки с рейнским
  вином, литавры и труба возвещают о том, что он торжественно произносит
  заздравный тост.
  
  Горацио. Это обычай?
  
  Гамлет. Да, обычай. Но, по моему мнению, хотя я и родился здесь и с
  рождения к этому привык, более почетно нарушать этот обычай, чем соблюдать
  его. За этот разгул, от которого тяжелеет голова, нас порицают и хулят
  другие народы и на востоке и на западе: они называют нас пьяницами и
  свинскими прозвищами грязнят молву о нас. И ведь в самом деле, это лишает
  наши деяния, даже самые совершенные, того, что составляет сущность доброго
  мнения о нас. Ведь так часто случается и с отдельными людьми: благодаря
  какому-нибудь природному порочному пятну, - например, в отношении
  незнатности рождения, в чем они не виноваты, поскольку природа не может
  выбирать происхождение, - или благодаря чрезмерно развитой черте характера,
  часто заставляющей действовать наперекор разуму {67}, или благодаря
  какой-нибудь привычке, которая слишком подчеркивает и этим портит приятное
  обхождение, - часто случается, что этих людей, несущих на себе, как я
  сказал, печать одного лишь недостатка, будь этот недостаток одеждой природы
  или звездою судьбы, даже если остальные их добродетели чисты, как небесная
  благодать, и настолько бесконечны, насколько может вместить человек, бывает,
  что этих людей порочит в общем мнении один частный изъян. Мельчайшая частица
  зла уничтожает благородную сущность сомнения к позору человека {68}.
  
  
  
  
  
   Входит Призрак.
  
  
  Горацио. Смотрите, милорд, оно идет!
  
  Гамлет. Ангелы, носители небесной благодати, защитите нас! Благостный
  ли ты дух, или проклятый демон, несешь ли ты с собой веяния неба, или вихри
  ада, злостны или милосердны твои намерения, твой образ возбуждает во мне
  столько вопросов {69}, что я заговорю с тобой. Я буду называть тебя
  Гамлетом, королем, отцом, царственным датчанином. О, отвечай мне! Не дай мне
  погибнуть в неведении! Скажи мне, почему твои погребенные и отпетые в церкви
  останки разорвали саван? Почему склеп, в котором мы видели тебя спокойно
  лежащим, раскрыл свои тяжелые мраморные челюсти, чтобы извергнуть тебя? Что
  может значить, что ты, безжизненный труп, закованный в сталь с ног до
  головы, бродишь среди бликов лунного света, наполняя ночь ужасом? И мы,
  куклы, в руках природы {70}, так страшно потрясены мыслями, которые наши
  души не могут охватить? Скажи, зачем это? Для чего? Что делать нам?
  
  
  
  
   Призрак манит Гамлета {71}.
  
  
  Горацио. Оно манит вас, чтобы вы пошли с ним, как будто желая сообщить
  что-то вам одному.
  
  Марцелл. Посмотрите, каким любезным движением оно зовет вас в более
  уединенное место. Но не ходите с ним.
  
  Горацио. Ни за что!
  
  Гамлет. Раз оно не хочет говорить здесь, я последую за ним.
  
  Горацио. Не делайте этого, милорд.
  
  Гамлет. Чего же мне бояться? Я жизнь свою ценю не дороже булавки. А что
  касается моей души, что может оно причинить ей, столь же бессмертной, как и
  оно? Оно снова манит меня. Я последую за ним.
  
  Горацио. Что, если оно заманит вас в пучину, милорд, или на страшную
  вершину скалы, которая нависает над морем, перегнувшись над своим
  основанием, и примет там какой-нибудь другой ужасный облик, который лишит
  вас силы разума и приведет вас к безумию? Подумайте - ведь само это место,
  без всякой другой причины, способно вызвать отчаянную игру воображения в
  мозгу у каждого, кто устремит взгляд глубоко вниз к морю и услышит, как оно
  ревет внизу.
  
  Гамлет. Оно продолжает манить меня. Иди! Я следую за тобой!
  
  Марцелл. Вы не пойдете, милорд.
  
  Гамлет. Прочь руки!
  
  Горацио. Одумайтесь. Вы не пойдете.
  
  Гамлет. Моя судьба зовет и сообщает каждой мелкой жилке в этом деле
  крепость мышц немейского льва. Оно все еще зовет меня. Пустите меня,
  господа! Клянусь небом, я превращу в призрак того, что будет удерживать
  меня. Говорю вам, прочь! Иди! Я следую за тобой!
  
  
  
  
  
  Призрак и Гамлет уходят.
  
  
  Горацио. Воображение делает его исступленным.
  
  Марцелл. Последуем за ним. Неправильно повиноваться ему в этом.
  
  Горацио. Пойдем. К чему все это приведет?
  
  Марцелл. Что-то подгнило в датском государстве.
  
  Горацио. Небо его направит.
  
  Марцелл. Нет, последуем за Гамлетом {72}.
  
  
  
  
  
  
  Уходят.
  
  
  
   Входят Призрак и Гамлет {73}.
  
  
  Гамлет. Куда хочешь ты вести меня? Говори. Я дальше не пойду.
  
  Призрак. Внимай мне.
  
  Гамлет. Я готов.
  
  Призрак. Час почти настал, когда я должен буду отдать себя во власть
  серного и мучительного пламени.
  
  Гамлет. Увы, бедный дух!
  
  Призрак. Не жалей меня, но серьезно выслушай то, что я тебе открою.
  
  Гамлет. Говори, я готов слушать {74}.
  
  Призрак. Точно так же будешь ты готов отомстить, когда узнаешь.
  
  Гамлет. Что?
  
  Призрак. Я дух твоего отца, обреченный на определенный срок бродить по
  ночам, а в течение дня вынужденный поститься в пламени {75}, пока не будут
  сожжены и очищены все гнусные преступления, совершенные мной в земной жизни.
  Если бы не было мне запрещено рассказывать о тайнах моей темницы, я мог бы
  поведать повесть, легчайшее слово которой перевернуло бы твою душу {76},
  заморозило бы твою юную кровь, заставило бы твои глаза, подобно, звездам,
  выскочить из орбит; разделило бы твои причесанные волосы и подняло бы каждый
  отдельный волос дыбом, подобно иглам сердитого дикообраза {77}. Но
  разглашение того, что принадлежит вечности, не должно касаться ушей из плоти
  и крови. Слушай, слушай, о, слушай! Если ты когда-нибудь любил своего отца и
  он был тебе дорог...
  
  Гамлет. О боже!
  
  Призрак. Отомсти за его гнусное и противное природе убийство.
  
  Гамлет. Убийство?
  
  Призрак. Убийство гнуснейшее, каким является и в лучшем случае всякое
  убийство, но это убийство - гнуснейшее, необычное, противное природе.
  
  Гамлет. Дай мне скорей узнать, чтобы я на крыльях, столь же быстрых,
  как размышление или любовные мечты, мог понестись к мести.
  
  Призрак. Я вижу твою готовность. И ты был бы более вялым, чем жирный
  плевел, который в праздности гниет {78} на берегах Леты, если бы ты остался
  неподвижным в этом деле. Слушай, Гамлет. Пустили слух, что я, когда спал в
  саду, был ужален змеей. Так вся Дания гнусно обманута измышлением о причине
  моей смерти, Но знай ты, благородный юноша, что змея, которая смертельно
  ужалила твоего отца, теперь носит его корону.
  
  Гамлет. О моя пророческая душа! Мой дядя?
  
  Призрак. Да, это кровосмесительное, это прелюбодейное животное
  колдовством своего ума, своими предательскими подарками - о нечестивый ум и
  нечестивые дары, имеющие силу соблазнять! - склонил к своей постыдной похоти
  согласие моей кажущейся столь добродетельной королевы. О Гамлет, какое это
  было падение! Отвернуться от меня, чья любовь была достойна тех обетов,
  которые я дал ей при вступлении в брак, и опуститься до ничтожества,
  природные качества которого были бедными по сравнению с моими! Но как
  добродетель никогда не ступит на путь греха, хотя бы сладострастие ухаживало
  за ней даже в небесном обличье, так похоть, хотя бы связанная узами с
  лучезарным ангелом, пресытится на небесном ложе и начнет пожирать отбросы.
  Но тише! Мне кажется, что я чую утренний ветерок. Я буду краток. Когда я
  спал в моем саду, как я это обычно делал среди дня, твой дядя, пользуясь
  этим безмятежным часом, прокрался в сад с соком проклятого тисового дерева в
  сосуде и в портики моих ушей влил вызывающий проказу состав, действие
  которого столь враждебно человеческой крови, что быстро, как ртуть, несется
  через созданные природой ворота и пути в человеческом теле и с внезапной
  силой свертывает и створаживает, подобно кислым каплям в молоке, жидкую и
  здоровую кровь. Так подействовал он и на мою кровь. И почти мгновенно
  струпья, словно древесной корой, - как у прокаженного, - покрыли гнусной и
  отвратительной коркой мое гладкое тело. Так спящим был я рукой брата сразу
  лишен и жизни, и короны, и королевы; был подрезан в самом расцвете греха,
  без исповеди, без причащения, без соборования; не сведя счета, я был послан
  отдать отчет (ответственность) за все свои несовершенства. О, ужасно! О,
  ужасно! ужасно! Если есть в тебе природа, не примиряйся с этим. Не допусти,
  чтобы королевская постель Дании стала ложем разврата и проклятого
  кровосмешения. Но, каким бы путем ты ни выполнял это дело, не запятнай ни
  ума, ни души замыслом против твоей матери: предоставь ее небу и тем шипам,
  которые заключены в ее груди, - пусть они колют и жалят ее. Прощай же!
  Светляк показывает, что близко утро, и начинает убавлять свой ненужный
  огонек. Прощай, прощай, прощай! {79} Помни обо мне. (Уходит.)
  
  Гамлет. О все воинство небес! О земля! Что еще? Или призвать еще и ад?
  Фу! Тише, тише, мое сердце! А вы, мои мышцы, не дряхлейте мгновенно, но
  держите меня прямо. Помнить о тебе? Да, добрый призрак, пока память занимает
  место в этом смятенном шаре! {80} Помнить о тебе? Да, из записной книжки
  {81} моей памяти я сотру все пошлые, бессмысленные записи, все изречения из
  книг, все образы, все впечатления прошлого, начертанные юностью и
  наблюдением. И твой приказ будет жить один в книге моего мозга, не смешанный
  с более низкими предметами. Да, клянусь небом! О самая пагубная из женщин! О
  подлец, подлец, улыбающийся, проклятый подлец! Моя записная книжка... Надо
  записать, что можно улыбаться, улыбаться и быть подлецом. Во всяком случае я
  уверен, что это возможно в Дании. Ну, дядя, вы запечатлены здесь. А теперь -
  мой девиз. Этот девиз: "Прощай, прощай! Помни обо мне!" Я поклялся в этом.
  
  
   Горацио и Марцелл (за сценой {82}): "Милорд! Милорд!"
  
  
  
   Входят Горацио и Марцелл.
  
  
  Марцелл. Принц Гамлет!
  
  Горацио. Храни его небо!
  
  Гамлет. Да будет так {83}.
  
  Марцелл. Илло, хо-хо, милорд! {84}
  
  Гамлет. Илло, хо-хо, малый! Сюда, птица, сюда!
  
  Марцелл. Ну что, благородный принц?
  
  Горацио. Какие новости, принц?
  
  Гамлет. О, чудесные!
  
  Горацио. Добрый принц, расскажите.
  
  Гамлет. Нет, вы передадите другим.
  
  Горацио. Я этого не сделаю, милорд, клянусь небом.
  
  Марцелл. Я также, милорд.
  
  Гамлет. Ну что вы скажете об этом? И могло ли об этом подумать сердце
  человека? Но вы сохраните молчание?
  
  Горацио. |
  
  
  } Клянемся небом, милорд.
  
  Марцелл. |
  
  Гамлет. Нет во всей Дании такого подлеца, который не был бы при этом
  отъявленным негодяем {85}.
  
  Горацио. Не нужно, милорд, духа, вставшего из могилы, чтобы сказать нам
  об этом.
  
  Гамлет. Да, это так: вы, конечно, правы. Итак, без Дальних слов, я
  считаю, что нам нужно пожать друг другу руки и разойтись: вы ступайте, куда
  вас поведут дела и желания, потому что у каждого есть дела и желания; что же
  касается моей бедной участи, - вот что: я пойду молиться.
  
  Горацио. Это вихрь бессвязных слов, милорд.
  
  Гамлет. От всего сердца сожалею, что они обижают вас, да, честное
  слово, от всего сердца.
  
  Горацио. Тут нет обиды, милорд.
  
  Гамлет. Есть, клянусь святым Патриком {86}, Горацио, и большая {87}.
  Что касается этого виденья, это - честный призрак {88}, позвольте уверить
  вас. Насчет же вашего желанья узнать то, что было между нами, уж как-нибудь
  пересильте его. А теперь, добрые друзья, - так как вы друзья, ученые и
  воины, - исполните одну мою небольшую просьбу.
  
  Горацио. В чем она, милорд? Мы ее исполним.
  
  Гамлет. Никому не рассказывайте о том, что вы видели сегодня ночью.
  
  Горацио. |
  
  
  } Милорд, мы не расскажем.
  
  Марцелл. |
  
  Гамлет. Нет, вы поклянитесь.
  
  Горацио. Клянусь, милорд, я не скажу.
  
  Марцелл. Инне скажу, милорд, клянусь.
  
  Гамлет. На моем мече.
  
  Марцелл. Мы уже клялись, милорд.
  
  Гамлет. На мече клянитесь, на мече.
  
  Призрак (под сценой {89}). Клянитесь!
  
  Гамлет. Ага, малый! И ты то же самое говоришь? Ты здесь, старина? {90}
  Ну, вы слышите, что говорит этот: парень в подземелье, клянитесь же.
  
  Горацио. Объясните, в чем нам клясться, милорд.
  
  Гамлет. Никогда не говорить о том, что вы видели, - клянитесь на мече.
  
  Призрак (под сценой). Клянитесь!
  
  Гамлет. Hic et ubique? {91} В таком случае перейдем на другое место.
  Идите сюда, господа, и снова положите руки на мой меч. Клянитесь на моем
  мече никогда не говорить о том, что вы слышали.
  
  Призрак (под сценой). Клянитесь! {92}
  
  Гамлет. Хорошо сказано, старый крот! Ты умеешь; так быстро рыть под
  землей? Достойный сапер! Еще раз перейдем на другое место, добрые друзья.
  
  Горацио. О, день и ночь, как все это удивительно странно!
  
  Гамлет. Поэтому и приветствуйте это, как странника {93}. На небе и
  земле есть больше вещей, Горацио, чем, снилось вашей философии {94}. Но
  подойдите. Еще раз, как вы уже клялись, поклянитесь, - и да сохранит вас за
  это милосердие божье; как бы странно и необычно я ни вел себя, - так как,
  возможно, в будущем я сочту нужным придать причудливый вид своему поведенью,
  - клянитесь, что, видя меня в такие минуты, вы, сложив вот так руки, или так
  покачав головой, или произнесением неясных слов, как, например, "да, да, мы
  знаем...", или "мы могли бы, если бы захотели...", или "если бы мы пожелали
  сказать...", или "есть люди, которые, если бы им было позволено...", или
  другим двусмысленным намеком никогда не покажете, что вы что-то знаете обо
  мне; не делать этого, - и да помогут вам благодать и милосердие божие в
  трудный час, - клянитесь!
  
  Призрак (за сценой). Клянитесь!
  
  Гамлет. Успокойся, успокойся, смятенный дух! Итак, господа, со всей
  любовью я поручаю себя вам. И все то, что может сделать такой бедный
  человек, как Гамлет, чтобы выразить вам свою любовь и дружбу, будет сделано,
  если бог этого захочет. Идемте вместе в замок. И не переставайте держать
  пальцы на губах, прошу вас. Век вывихнут... О, проклятое несчастье, что я
  родился на свет, чтобы вправить его! Что ж, пойдемте, идемте вместе.
  
  
  
  
  
  
  Уходят.
  
  
  
   Входят Полоний и Рейнальдо {95}.
  
  
  Полоний. Отдайте ему эти деньги и эти письма, Рейнальдо.
  
  Рейнальдо. Хорошо, милорд.
  
  Полоний. Вы поступите удивительно мудро, добрый Рейнальдо, если до
  встречи с ним наведете справки о его поведении.
  
  Рейнальдо. Милорд, я так и намеревался поступить!
  
  Полоний. Черт возьми, хорошо сказано, очень хорошо сказано. Вот что,
  сэр: расспросите сначала, кто из датчан находится в Париже, как они живут, и
  кто именно, какие у кого средства, где они обитают, в какой компании
  проводят время, сколько тратят денег, и, выяснив окольными путями, что они
  знают моего сына, оставьте отдельные вопросы и подойдите к делу поближе.
  Притворитесь, что вы мало знаете его, например: "Я знаю его отца и Друзей, и
  его немного знаю". Вы понимаете, Рейнальдо?
  
  Рейнальдо. Да, прекрасно понимаю, милорд.
  
  Полоний. "И его немного знаю". "Но, - можете вы добавить, - я его плохо
  знаю. Но если он тот самый, которого я имею в виду, он необуздан, имеет
  такие-то и такие склонности". Возведите на него какие захотите небылицы. Но,
  черт возьми, не настолько гнусные, чтобы запятнать его честь. Остерегайтесь
  этого. Говорите, сэр, о тех беспутных, буйных, обычных грехах, которые
  являются заметными и хорошо известными спутниками юности и вольной жизни
  {96}.
  
  Рейнальдо. Например, игра на деньги, милорд?
  
  Полоний. Да, или о том, что он пьет вино, фехтует, сквернословит,
  ссорится, водится с проститутками, - вот это можете говорить.
  
  Рейнальдо. Милорд, это запятнает его честь.
  
  Полоний. Честное слово, нисколько. Ведь вы сможете смягчить эти
  обвинения. Вы не должны возводить на него клеветы и говорить, что он открыто
  предается разврату. Не это имею я в виду. Говорите о его ошибках так
  осторожно, чтобы они казались пороками вольной жизни, вспышками огненной
  души, буйством еще необузданной крови {97}, - тем, что свойственно каждому.
  
  Рейнальдо. Но, добрый милорд...
  
  Полоний. Для чего вы будете все это делать?
  
  Рейнальдо. Да, милорд, мне хотелось бы это знать.
  
  Полоний. Черт возьми, сэр, вот к чему клонится моя речь. И я полагаю,
  что это вполне законный способ. Когда вы слегка запятнаете репутацию моего
  сына, как слегка грязнится предмет во время его отделки, - слушайте
  внимательно, - ваш собеседник, у которого вы захотите выпытать сведения,
  если он замечал за юношей, которого вы обвиняете, вышеуказанные
  преступления, прервет, будьте уверены, вашу речь следующим образом: "добрый
  сэр" или что-нибудь в этом роде, или "друг", или "джентльмен", - одним
  словом, в соответствии с обращением и наименованием, обычными для данного
  собеседника и данной страны...
  
  Рейнальдо. Отлично, милорд.
  
  Полоний. А затем он сделает вот что. Он сделает... Что я собирался
  сказать? Клянусь мессой, я собирался что-то сказать. На чем я остановился?
  
  Рейнальдо. На "прервет вашу речь следующим образом", на "друг или
  что-нибудь в этом роде" и "джентльмен".
  
  Полоний. На "прервет нашу речь следующим образом"? Да, черт возьми! Он
  прервет вас такими словами: "Я знаю этого джентльмена. Я видел его вчера",
  или "на днях", или "тогда-то" "в обществе того-то" или "того-то" или "как вы
  сами сказали, там-то он играл на деньги", "там-то застали его во время
  попойки", "там-то поссорился он, играя в теннис" {98}, или, возможно, "я
  видел, как он входил в такой-то торговый дом", иными словами - в публичный
  дом, или что-нибудь в этом роде. Ну вот, судите теперь: на приманку лжи
  ловится карп правды. Так-то мы, люди мудрые и дальновидные, обходами, пуская
  шар в цель не по прямой, а по косой линии {99}, кривыми путями доходим до

Другие авторы
  • Петриенко Павел Владимирович
  • Пушкарев Николай Лукич
  • Львова Надежда Григорьевна
  • Скотт Вальтер
  • Леру Гюг
  • Нелединский-Мелецкий Юрий Александрович
  • Малеин Александр Иустинович
  • Феоктистов Евгений Михайлович
  • Пругавин Александр Степанович
  • Менделеева Анна Ивановна
  • Другие произведения
  • Кро Шарль - Шарль Кро: биографическая справка
  • Соловьева Поликсена Сергеевна - Стихотворения
  • Иванов Вячеслав Иванович - Вячеслав Иванов и Михаил Гершензон. Переписка из двух углов
  • Дживелегов Алексей Карпович - Филипп V Длинный
  • Кржижановский Сигизмунд Доминикович - Игроки
  • Кузьмина-Караваева Елизавета Юрьевна - Аскетизм
  • Богданов Александр Алексеевич - Стихи и революция
  • Смирнов Николай Семенович - Смирнов Н. С.: Биографическая справка
  • Ходасевич Владислав Фелицианович - Перед концом
  • Гримм Вильгельм Карл, Якоб - Три змеиных листика
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
    Просмотров: 302 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа