Главная » Книги

Эразм Роттердамский - Похвальное слово глупости, Страница 11

Эразм Роттердамский - Похвальное слово глупости


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

ign="justify">  
  
  1 Амфион звуками своей лиры заставлял каменные глыбы
  слагаться в стену вокруг города Фив. Орфей своими песнями укрощал диких
  зверей и приводил в движение деревья и скалы (греч. миф.).
  
  2 Имеется в виду предание о том, как в 494 году до н.э.
  римские плебеи, возмущенные жестокими притеснениями со стороны патрициев,
  покинули Рим и удалились на Священную гору (невдалеке от города). Посол
  патрициев Менений Агриппа умиротворил народ, рассказав басню о членах
  человеческого тела, которые взбунтовались против желудка, за что сами
  поплатились крайним изнеможением.
  
  3 Фемистокл (526-461 до н.э.), известный древнегреческий
  полководец и политический деятель, однажды успокоил афинян, возмущенных
  жадностью должностных лиц, рассказав басню об увязшей в болоте лисе, которая
  просила ежа не отгонять облепивших ее комаров, так как они уже напились ее
  кропи, а на их место могут слететься новые, голодные и потому еще более
  жадные и жестокие.
  
  4 Квинт Серторий (ум. в 72 до н.э.) -римский полководец и
  политический деятель. Будучи наместником в Испании, откололся от Рима во
  время диктатуры Суллы, противником которого он был, и возглавил армию,
  состоявшую из наемников и римских изгнанников. Стремясь укрепить свой
  авторитет, Серторий показывался солдатам с ручной белой ланью, якобы
  подаренной ему Дианой.
  
  5 Имеется в виду полулегендарный законодатель Спарты Ликург
  (ок. Х в. до н.э.), который, чтобы наглядно доказать необходимость реформы
  воспитания юношества, по-разному вырастил двух щенков: один из них был
  прожорливым и ленивым, а второй проворным. Когда щенков спустили с цепи,
  первый бросился к миске с похлебкой, а второй погнался за живым зайцем.
  
  6 Желая показать своим сторонникам, что единодушие важнее
  силы, Серторий сначала велел молодому, сильному солдату вырвать хвост у
  старой клячи, а потом приказал дряхлому старику вырвать хвост у молодого
  коня. Первый справился со своей задачей с большим трудом, потому что
  старался вырвать весь хвост сразу, а второй легко выщипал волос за волосом.
  
  7 Мифический царь и законодатель Крита Минос каждые девять
  лет якобы посещал Зевса и получал от него наставления. Полулегендарный
  древнеримский царь Нума Помпилий, по преданию, постоянно советовался с
  мудрой нимфой Эгерией, которая открывала ему волю богов.
  
  
Глава XXVII
  
  
  
  
  1 Деции - римский патрицианский род. Три представителя
  этого рода (отец, сын н внук) погибли в боях за отечество (IV-III вв. до
  н.э.).
  
  2 Имеется в виду рассказ о подвиге Марка Курция; в 362 году
  до н.э. он бросился в появившуюся посреди римского форума расщелину,
  которую, согласно прорицаниям, во избежание великих несчастий, нужно было
  заполнить самым дорогим, что есть в Риме.
  
  
  
Глава XXIX
  
  
  
  1 Гомер, "Илиада", XVII, 32.
  
  2 Алкивиад (ок. 450-404 до н.э.) - известный афинский
  политический деятель, друг Сократа. В диалоге Платона "Пир" Алкивиад
  произносит речь, в которой сравнивает Сократа с силенами (уродливыми
  фигурами, внутри которых скрывались прекрасные изображения).
  
  3 Хорег. - руководитель хора (греч.). Просцениум
  
  (проскений) - в античном театре площадка, на которой играли актеры.
  
  
  
Глава XXX
  
  
  1 Геликон-гора в Беотии (область средней Греции), где
  согласно греческим мифам, обитали Музы.
  
  2 В диалоге "О государстве" Платон излагает принципы
  совершенного, с его точки зрения, государственного устройства. Идеи в учении
  Платона - сущности и прообразы вещей, образующие особый мир, отражением
  которого является мир материальный.
  
  3 В наказание за разглашение тайн богов царь Фригии Тантал
  
  был осужден в царстве мертвых вечно мучиться голодом, видя спелые плоды над
  самой своей головой, но тщетно пытаясь их сорвать.
  
  4 Вергилий, "Энеида", I, 471. Марпесс-гора на о-ве Паросе,
  из которой добывался знаменитый паросский мрамор.
  
  5 Линкей-мифический герои, был одарен необыкновенно острым
  взором, проникавшим даже в недра земные.
  
  
  
Глава ХХХI
  
  
  1 По свидетельству римского писателя Авла Гелия (II в.
  н.э.), эти девушки, потеряв рассудок, все разом покончили с собой.
  
  2 Диоген Синопский (ок. 404-323 до н.э.)-древнегреческий
  философ-киник; согласно легенде, он покончил жизнь самоубийством, задержав и
  остановив дыхание. Ксенократ Халкидский (ок. 406-314)-древнегреческий
  философ, учении и последователь Платона; ему приписывался философский
  трактат о смерти.
  
  3 Хирон - мудрый и справедливый кентавр, воспитатель
  Ахилла. По одной из версий мифа, он добровольно умер вместо Прометея,
  передав ему свое бессмертие.
  
  4 Согласно одному из вариантов мифа о Прометее, он сотворил
  первых людей из глины.
  
  5 Парки (Мойры) - три богини судьбы, одна из которых пряла
  нить человеческой жизни, другая тянула ее, а третья обрезала (греч. миф.).
  
  6 Аристофан, "Богатство", 266-267.
  
  
  
Глава XXXII
  
  
  1 Палестра - гимнастическая школа в древней Греции.
  
  2 Тевт (или Тот) - легендарный создатель математики,
  алфавита и астрономии.
  
  3 Эразм имеет в виду рассказ Платона ("Федр", р. 274 С -D)
  о споре египетского царя Тама с обучавшим его Тевтом. Тевт утверждал, что
  искусство письма помогает памяти. Там доказывал, что оно, напротив, вредно,
  так как, овладев им, человек больше записывает, чем запоминает.
  
  4 Халдеи - племена Южной Месопотамии, образовавшие в VII в.
  до н.э. Ново-Вавилонское царство; они считались изобретателями астрологии и
  магии, поэтому впоследствии в Риме астрологов называли халдеями.
  
  
  
Глава XXXIII
  
  
  1 Гомер, "Илиада", XI, 514.
  
  
  
Глава XXXIV
  
  
  1 Намек на диалог Лукиана "Петух, или Сновидение", в котором
  петух рассказывает о своих превращениях из воина в философа Пифагора, затем
  в гетеру, циника Кратета, царя, нищего, сатрапа, коня, галку, лягушку я,
  наконец, в петуха.
  
  
  
Глава XXXV
  
  
  1 Энтимема - сокращенный силлогизм (одна из посылок
  опушена).
  
  
  
Глава XXXVI
  
  
  
  1 Слова из трагедии древнегреческого трагика Еврипида (ок.
  480-406 до н.э.) "Вакханки" (369).
  
  
  
Глава XXXVII
  
  
  
  
  1 Елисейские Поля - обитель блаженных в царстве мертвых
  (греч. миф.).
  
  
  
Глава XXXVIII
  
  
  
  1 Эразм имеет в виду диалог Платона "Пир", в котором
  утверждается, что есть две Афродиты: старшая, родившаяся из пены морской,
  Небесная Афродита (Урания) и младшая, дочь Зевса и Дионы, Всенародная
  Афродита (Пандемос), а следовательно-два Эрота и два различных вида любви
  (идеальная и чувственная).
  
  2 Гораций, "Оды", III, 4, 4-5. Перевод Н. С. Гинцбурга.
  
  3 В "Энеиде" Вергилия (VI, 135) прорицательница Сивилла так
  говорит о намерении Энея спуститься в преисподнюю для свидания с тенью отца
  его, Анхиза.
  
  4 Тит Помпоний Аттик - богатый римлянин, друг Цицерона.
  
  5 Гораций, "Послания", II, 2, 133-135; 138-140. Перевод Н. С.
  Гинцбурга.
  
  
  
Глава XXXIX
  
  
  
  
  1 Киннамон - благовонное масло.
  
  2 Помимо четырех материальных сущностей (земли, воды,
  воздуха и огня), о которых писали античные материалисты, средневековые
  философы различали пятую (квинтэссенцию), якобы наиболее истинную сущность
  вещей.
  
  3 Слова из элегии римского поэта I в. до н.э. Секста
  Проперция (II, 10, 6).
  
  4 Малея - очень опасный для мореплавателей мыс на побережье
  Пелопоннеса.
  
  
  
Глава XL
  
  
  
  
  1 Лемуры, ларвы - духи умерших (римск. миф.).
  
  2 Эразм сопоставляет великана Полифема со св. Христофором
  потому, что иконописцы обычно изображали этого святого очень высоким, с
  огромным посохом, похожим на мачту.
  
  3 Св. Георгий постоянно изображается на коне, а юноша
  
  Ипполит, погубленный влюбившейся в него мачехой, был, согласно мифу,
  искусным наездником.
  
  4 Клепсидра - водяные часы.
  
  5 В житии св. Бернарда Клервосского (ум. в 1153)
  рассказывается, как явившийся ему однажды дьявол хвастался, что знает такие
  семь стихов из "Псалтири", ежедневное чтение которых непременно приведет в
  рай, но открыть эти стихи отказался. Св. Бернард решил ежедневно прочитывать
  всю "Псалтирь". Тогда дьявол, рассудив, что это составит еще больший подвиг
  благочестия, чем чтение семи строк, назвал магические стихи.
  
  
  
Глава XLI
  
  
  1 Мория перефразирует три строки из "Энеиды" (VI, 625-
  627).
  
  2 Эдилы - в древнем Риме выборные лица, в обязанности
  которых входили организация народных зрелищ, городское благоустройство,
  полицейский надзор и регулирование продовольственного снабжения.
  
  
  
Глава XLII
  
  
  
  1 Артур - легендарный король Британии. С его именем связаны
  кельтские предания, послужившие сюжетами для множества средневековых романов
  (так называемый цикл романов Круглого Стола).
  
  2 Гермоген - известный певец, о котором упоминает Гораций
  ("Сатиры", I, 3, 129).
  
  
  
Глава XLV
  
  
  1 Академики-последователи Платона. Основанная Платоном
  философская школа, называлась Академией потому, что его ученики и друзья
  собирались в роще, посвященной герою Академу (близ Афин).
  
  2 Зевксид ( V в. до н.э.) и Апеллес (IV в. до н.э.) -
  знаменитые древнегреческие живописцы.
  
  3 Моего соименника - то есть Томаса Мора.
  
  4 Эразм имеет в виду знаменитое место из диалога Платона
  "Государство" (начало кн. VII), где люди уподоблены узникам, заключенным со
  дня рождения в темной пещере. Они обращены спиной к выходу и видят лишь тени
  предметов, проносимых мимо пещеры. Только созерцающий идею мудрец подобен
  человеку, который вышел из пещеры на свет и увидел самые предметы.
  
  5 В диалоге Лукиана "Петух, или Сновидение" выведен некий
  
  Микилл, который во время послеобеденного сна увидал себя богачом, по был
  разбужен петухом и горько об этом сожалел.
  
  
  
Глава XLVI
  
  
  1 Вейовис-древнеримский бог мщения. Пены-олицетворения
  кары, возмездия. Фебры - богини лихорадки (римск. миф .}.
  
  
  
Глава XLVIII
  
  
  1 Пифагорейцы основывали аскетические общины, в которых
  отчасти осуществляли проповедуемый ими отказ от личной собственности.
  
  2 Испанский городок Сант-Яго, в котором, по преданию,
  хранились чудотворные мощи апостола Иакова, покровителя Испании, был местом
  паломничества.
  
  3 Вероятно, намек на диалог Лукиана "Икароменипп", герой
  которого, Менипп, смастерив себе крылья, взлетел на Луну.
  
  
  
Глава XLIX
  
  
  1 Некоторые комментаторы полагают, что Эразм намекает на
  розгу, которой был неизменно "вооружен" учитель.
  
  2 Речь идет об одной из эпиграмм поэта IV-V вв. п. р.
  Паллада, где говорится о том, что жизнь учителя так же мрачна, как первые
  пять стихов "Илиады" Гомера, с которой начиналось изучение грамматики в
  школе.
  
  3 Так, издеваясь над философами, называет Аристофан школу
  Сократа в комедии "Облака".
  
  4 Латинская поговорка об осле в львиной шкуре.
  
  5 Дионисий - имя двух сиракузских тиранов, Дионисия
  Старшего (431-367 до н.э.) и его сына Дионисия Младшего (свергнут в 357).
  
  6 Реммий Палемон - римский грамматик I в. н.э.,
  отличавшийся необыкновенной самонадеянностью. Элий Донат- известный римский
  ритор и грамматик IV в. н.э.
  
  7 Анхиз-отец Энея.
  
  8 Альд Мануций (1449-1515)-друг Эразма, владелец
  знаменитой типографии в Венеция, издававший сочинения древних авторов, а
  также гуманистов, в частности - произведения Эразма.
  
  
  
Глава L
  
  
  1 Анонимное наставление по риторике, в древности ошибочно
  приписывавшееся Цицерону.
  
  2 Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35-95 н.э.) - известный
  римский ритор, автор обширного трактата "Образование оратора" -
  классического труда по истории и теории римского красноречия.
  
  3 Персий и Лелий упоминаются Цицероном как величайшие
  знатоки ораторского искусства.
  
  4 Телемах - сын Одиссея.
  
  5 Стелен - видимо, описка Эразма. Известен Сфенел, друг
  Диомеда, одного из героев Троянской войны.
  
  6 Лаэрт - отец Одиссея.
  
  7 Поликрат (VI в. до н.э.) -тиран острова Самос,
  отличавшийся богатством и щедростью. Фразимах - древнегреческих
  философ-софист (V в. до н.э.).
  
  8 Алкей из Митнлены (на о-ве Лесбос) - знаменитый
  древнегреческий лирик (VI в. до н.э.). Каллимах (ок. 310-240 до н.э.) -
  один из крупнейших греческих поэтов эпохи эллинизма.
  
  9 Вергилий, "Энеида", II, 39.
  
  10 Имеется в виду триумф, которого удостоился римский
  полководец Публий Корнелий Сципион Африканский Старший в 2 02 году до н.э.
  после победы над Карфагеном.
  
  
  
Глава LI
  
  
  1 Сизиф - мифический основатель города Коринфа; за
  коварство н обманы он осужден богами вечно вкатывать на высокую гору
  огромный камень, который, всякий раз, как Сизиф приближается к вершине,
  срывается вниз (греч. миф.). Выражение "сизифов труд" стало нарицательным
  для обозначения всякой бесплодной работы.
  
  2 Глоссы - примечания к "Своду римского права", сделанные
  средневековыми юристами XI-XIII вв. (так паз. глоссаторами). Впоследствии
  глоссы, в спою очередь, приобрели силу законов.
  
  3 В Додоне (Сев. Греция) перед храмом Зевса были развешаны и
  расставлены медные сосуды; колеблемая ветром проволока ударялась о них, и
  раздавался непрерывный звон. Отсюда - "говор меди додонской", как
  беспрерывный шум.
  
  4 Стентор - глашатай, отличавшийся необыкновенно сильным
  голосом ("Илиада", V, 785).
  
  
Глава LII
  
  
  
  
  1 Универсалии - общие понятия (лат.).
  
  
  
Глава LIII
  
  
  
  1 Жители сицилийского города Камарины (Камерины), вопреки
  совету Дельфийского оракула, осушили болото вблизи своего города, что
  открыло врагам доступ к Камарине.
  
  2 Конклюзия-заключение {лат.).
  
  3 Дефиниция - определение (лат.). Королларии - выводы
  (лат.). Пропозиция-утверждение, посылка (лат.).
  
  4 Намек на выкованные Вулканом железные тенета, в которые
  попалась его неверная жена Венера со своим любовником, богом войны Марсом.
  
  5 Греческая поговорка.
  
  6 Евхаристия - таинство причащения, в котором, по учению
  католической (а также православной) церкви, хлеб пресуществляется в тело, а
  вино-в кровь Христову.
  
  7 Гнома - краткое прозаическое или стихотворное изречение,
  обычно поучительного характера (греч.).
  
  8 Реализм и номинализм - противоположные направления
  средневековой схоластической философии. Реалисты утверждали, что общие
  понятия ("универсалии") реально существуют и предшествуют единичным
  предметам; номиналисты, наоборот, считали общие понятия лишь абстракциями,
  именами реально существующих единичных предметов. Фомисты - последователи
  Фомы Аквинского (1225-1274)
  - итальянского
  средневекового
  философа-схоласта. Учение Фомы Аквинского стало официальной философией
  католической церкви. Альбертисты-ученики Альберта фон Больштедт
  (1193-1280), прорванного богословами Великим, немецкого теолога и
  философа-схоласта, учителя Фомы Аквинского. Оккамисты - сторонники Уильяма
  Оккама (ок. 1 300-1350)-крупнейшего английского философа-номиналиста.
  
  Скотисты - последователи Иоанна (Дунса) Скота (ок. 1265-1308),
  шотландского философа-номиналиста, оспаривавшего догматику Фомы Аквинского.
  
  9 "Послание к Евреям", XI, 1.
  
  10 Намек; на происходивший между скотистами и фомистами спор
  о догмате непорочного зачатия богородицы.
  
  11 "Евангелие от Иоанна", IV, 24.
  
  12 Акциденция и. Субстанция - философские термины:
  акциденция - случайное, преходящее начало, субстанция - неизменная и
  вечная сущность.
  
  13 Хрисипп из Киликии (ок. 280-208 до н.э.) -
  древнегреческий философ-стоик; славился как искусный диалектик.
  
  14 Св. Иоанн Златоуст (347-407)-знаменитый проповедник и
  богослов. Св. Василий Великий (330-379) - епископ Кесарийский, один из
  крупнейших авторитетов восточной церкви. Эразм здесь противопоставляет
  ранних "отцов церкви" столпам средневековой схоластики.
  
  15 "Кводлибетум" (от лат. quodlibet - что угодно) название
  одного из сочинений Дунса Скота.
  
  13 Matula putes и matula putet, ollae fervere и ollam
  fervere-тождественные по значению латинские выражения.
  
  17 Афина-Паллада родилась из головы Зевса (Юпитера), после
  того как Гефест (Вулкан) рассек, по просьбе Зевса, его череп (см. Лукиан,
  "Разговоры богов", 8).
  
  18 Иудейская тетраграмма-имя божие (Ягве), состоящее из
  четырех букв.
  
  
  
Глава LIV
  
  
  1 Гностик Василид (II в. н.э.) учил, что существует 365
  небес, совокупность которых он обозначил словом "абраксас" так как сумма
  цифровых значений входящих в него букв равна 365.
  
  2 Гораций, "Сатиры", II, 7, 21.
  
  3 Гордясь своими многочисленными детьми, фиванская царица
  Ниобея дерзнула презрительно отозваться о богине Латоне, матери Аполлона и
  Артемиды. Разгневанные боги умертвили всех детей Ниобеи, сама же она
  обратилась в камень.
  
  4 Эразм имеет в виду рассказ Горация о деревянном Приапе,
  который, увидав, как колдуньи Канидия и Сагана заклинают фурий и духов, от
  ужаса раскололся с таким треском, что сами колдуньи в страхе убежали
  (Гораций, "Сатиры", I, 8).
  
  5 "Историческое зерцало" было написано в XIII в.
  монахом-доминиканцем Винцетом де Бове. "Римские деяния" - анонимное
  произведение, появившееся примерно в то же время. Сочинения эта, богатые
  разнообразными вымыслами, пользовались в средние века огромной
  популярностью.
  
  6 Т.е. иносказательно.
  
  7 Т.е. в высшем, мистическом смысле.
  
  8 Гораций, "Искусство поззии", 1. Перевод М. Дмитриева.
  
  
  9 Эллебор - растение, применявшееся в древности как
  средство против душевных болезней.
  
  10 Вероятно, имеется в виду св. Антоний Египетский (ок.
  251-356), считающийся основателем пустынножительствующего монашества.
  
  
  
Глава LVI
  
  
  1 Эразм имеет в виду стихи Горация:
  
  "Мы - ветрогоны, мы все - женихи Пенелопы, подобны
  
  Юношам мы Алкиноя, что заняты были не в меру
  
  Холею кожи и, спать до полудня считая приличным,
  
  Сон, что лениво к ним шел, навевали звоном кифары..."
  
   "Послания", 2, 28-31. Перевод М. Дмитриева.
  
  
  
Глава LIX
  
  
  
  1 Диспенсация - разрешение в отдельном случае нарушить
  существующий церковный закон. Диспенсивная власть принадлежала папе, который
  мог передавать ее епископам, и являлась существенным источником доходов
  католической церкви в средние века.
  
  2 В "Послании к Римлянам" (XVI, 18) говорится о тех, которые
  "...служат не господу нашему Иисусу Христу, а своему "реву, и ласкательством
  и красноречием обольщают сердца простодушных".
  
  3 Интердикт - запрещение богослужения и отправления других
  религиозных обрядов, широко применявшееся средневековой католической
  церковью в ее борьбе со светской властью в качестве наказания, налагаемого
  на целые города,, области, страны, или - реже на отдельных лиц. Бенефиций
  
  - здесь: церковная должность и связанные с ней доходные статьи.
  
  4 "Евангелие от Матфея", XIX, 27.
  
  5 Весьма смелый намек на папу Юлия II (1503-1513), еще
  занимавшего папский престол в годы первых изданий "Похвалы Глупости".
  
  
  
Глава LX
  
  
  1 Десятина - десятая часть урожая и иных доходов,
  взимавшаяся в Западной Европе церковью со всего населения.
  
  2 Регулярное духовенство - священники, не принадлежавшие к
  определенному ордену или конгрегации, но соблюдавшие монашеский устав.
  
  3 Картезианцы-монахи картезианского ордена, учрежденного
  около 1084 года и известного особой строгостью устава.
  
  
  
Глава LXI
  
  
  1 Рамнузия - Немезида, греческая богиня справедливости и
  возмездия.
  
  2 Тимофей-известный афинский полководец IV в. до н.э.
  
  3 Авл Геллий (III, 9, 6) рассказывает о коне, принадлежавшем
  первоначально некоему Сею, осужденному на смерть Марком Антонием. Все
  последующие владельцы этого коня также погибли насильственной смертью. Тот
  же Геллий (III, 9, 7), сообщает, что золото, награбленное в храмах
  галльского города Тулузы римским консулом Гнеем Сервилием Цепионом (конец II
  в. до н.э.), принесло несчастье всем, кто получил свою долю в добыче.
  
  4 Имеются в виду знаменитые "Adagia" ("Поговорки") -
  большой сборник античных поговорок и крылатых слов, снабженных обширными и
  остроумными комментариями самого Эразма.
  
  
  
Глава LXII
  
  
  1 Так называет себя Гораций ("Послания", I, 4, 16). Эпикур
  (341-270 до н.э.)-древнегреческий философ, один из самых выдающихся
  представителей античного материализма. Эпикурейцы ("Эпикурово стадо")
  возводили наслаждение в основной принцип этики.
  
  2 Гораций, "Оды", IV, 12, 27. Перевод Н. С. Гинцбурга.
  
  3 Гораций, "Оды", IV, 12, 28. Перевод Н. С. Гинцбурга.
  
  
  4 Гораций, "Послания", II, 2, 126.
  
  5 Цицерон, "Письма к близким", IX, 22, 14.
  
  
  
Глава LXIII
  
  
  1 Сорбонна - богословский факультет Парижского
  университета; была центром католического мракобесия в XVI веке.
  
  2 Намек на одно анонимное латинское стихотворение, где Приап
  изображен садовым сторожем, который, слушая, как его господин читает Гомера,
  запомнил несколько слов и затем употреблял их весьма некстати.
  
  3 "Екклезиаст", I, 15 в. В русском синодальном переводе
  Библии этого стиха нет.
  
  4 "Книга пророка Иеремии", X, 14.

Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
Просмотров: 365 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа