тера, хотя сам, безусловно, стоял за практические реформы, которые должны
были возродить и укрепить христианство. Его гуманистический скепсис в
вопросах религиозной догматики, его защита терпимости и снисходительности,
его лукиановски непочтительная форма обращения со священными предметами
оставляли слишком много места - даже с точки зрения протестантского
богословия - для свободного исследования и были опасны для церкви как
новой, так и старой. Противники Эразма недаром называли его "современным
Протеем". Впоследствии католические и протестантские богословы старались -
каждый на свой лад - доказать ортодоксальность его идей, но история
расшифровала идеи автора "Похвального слова" в таком духе, который выводит
их за пределы всякого вероисповедания.
Потомство не может упрекнуть Эразма за то, что он не примкнул ни к
одной из борющихся религиозных партий. Его проницательность и здравый смысл
помогли ему разгадать обскурантизм обоих лагерей. Но вместо того чтобы
возвыситься над обеими односторонностями религиозного фанатизма и употребить
огромное свое влияние на современников для разоблачения равно "папоманов"
как и "папефигов" (подобно Рабле, Деперье и другим свободомыслящим) и для
углубления освободительной борьбы, Эразм занял нейтральную позицию между
партиями, выступая в неудачной роли примирителя непримиримых станов. Тем
самым он уклонился от решительного ответа на религиозные и социальные
вопросы, поставленные историей. Мир и покой ему казались дороже всего. "Я
терпеть не могу столкновений, - писал он около 1522 года, - и до такой
степени, что, если начнется борьба, я покину скорее партию истины, чем
локон". Но ход истории показал, что этот покой уже не был возможен и
катаклизм был неизбежен. У "главы европейской республики ученых" не было
натуры борца и той цельности, отмечающей тип человека эпохи Возрождения,
которая воплощена в благородном образе его друга Т.Мора, в борьбе за свои
убеждения сложившего голову на эшафоте (за что Эразм его порицал!).
Переоценка мирного распространения знаний и надежды, которые Эразм возлагал
на реформы сверху, была его ограниченностью, которая доказывала, что он мог
возглавить движение только на мирном, подготовительном этапе. Все его
последующие наиболее значительные произведения (издание "Нового завета",
"Христианский государь", "Домашние беседы") приходятся на второе десятилетие
XVI века. В 20-30-х годах, в разгар религиозной и социальной борьбы его
творчество уже не имеет прежней силы, его влияние на умы заметно падает.
Позиции Эразма в последний период его жизни оказались поэтому намного
ниже пафоса его бессмертной сатиры. Вернее, он сделал из своей философии
"удобный" вывод: мудрец, наблюдая "комедию жизни", не должен "быть мудрее,
чем э1'0 подобает смертному", и лучше "вежливо
заблуждаться заодно с толпой", чем быть сумасбродом и нарушать ее законы,
рискуя покоем, если не самой жизнью (гл. XXIX). Он избегал "одностороннего"
вмешательства, не желая принимать участив в распрях "глупцов"-фанатиков. Но
"всесторонняя" мудрость этой наблюдательской позиции есть синоним ее
ограниченной односторонности, ибо что может быть одностороннее точки зрения,
исключающей из жизни действие, то есть участие в жизни? Эразм оказался в
положении осмеянного им самим в первой части речи Мории бесстрастного
мудреца-стоика, высокомерного по отношению ко всяким живым интересам.
Выступления крестьянских масс и городских низов да арену истории "с красным
знаменем в руках и с требованием общности имущества на устах" (Энгельс)
[Маркс и Энгельс, Сочинения, т. XIV, М.-Л. 1931, стр. 475] и были в этот
период высшим выражением социальных "страстей" эпохи и тех принципов
"природы" и "разума", которые с такой смелостью защищал Эразм в "Похвале
Глупости", а его друг Т. Мор в "Утопии". Это была настоящая борьба народных
масс за "всестороннее развитие", за право человека на радости жизни, против
норм и предрассудков средневекового царства Глупости.
Однако между гуманистами (даже такими, как Т.Мор) и народными
движениями эпохи, идейно им созвучными, практически лежала целая пропасть.
Даже будучи прямыми защитниками народных интересов, гуманисты редко
связывали спою судьбу с "плебейско-мюнцеровской" оппозицией, не доверяя
"непросвещенным" массам и возлагая надежды на реформы сверху, хотя именно в
этой оппозиции и выступала стихийная мудрость истории. Поэтому
ограниченность их позиции сказывалась как раз в момент высшего подъема
революционной волны. Эразм, например, порицал Лютера за его призывы "бить,
душить, колоть" восставших крестьян, "как бешеных собак". Он одобрял попытку
базельской буржуазии выступить в роли арбитра между князьями и крестьянами.
Но дальше этого его мирный гуманизм не шел.
Независимо от личных позиций Эразма, его идеи исторически делали свое
дело. "Эразмизм", как ересь "арианская" и "пелагианская", подвергается
преследованию в эпоху контрреформации, но его влияние обнаруживается и в
скептицизме "Опытов" Монтеня и в творчестве Шекспира, Бен-Джонсона и
Сервантеса. Его внимательно читают французские вольнодумцы XVII века вплоть
до П. Бейля (прожившего последний период своей жизни в родном городе Эразма
- Роттердаме), автора статьи об Эразме и его последователя в
рационалистическом подходе к богословским текстам. Эта эразмовская традиция
приводит к французским и английским просветителям XVIII века, а также к
Лессингу, Гердеру и Песталоцци. Один развивают критическое начало его
теологии, другие - его педагогические идеи, его социальную сатиру пли
этику.
Просветители XVIII века с новой, невиданной до того силой используют
основное орудие Эразма - печатное слово. Лишь в XVIII веке семена эразмизма
дают богатые всходы, и его сомнение, направленное против догматики и
косности, его защита "природы" и "разума" расцветают в жизнерадостном
свободомыслии Просвещения.
"Похвала Глупости" Эразма, "Утопия" Т. Мора и роман Рабле - три
вершины мысли европейского гуманизма Возрождения периода его расцвета.
Современный обскурантизм вызывает тени прошлого из могил. Модные в наше
время "семантическое направление" и неотомизм пытаются возродить спор
средневекового номинализма и реализма, выродившийся уже в XVI веке в борьбу
"скотистов" с "темнотами", над которыми насмехается Эразм. Можно подумать,
что реакция намерена установить некий "закон сохранения глупости". На фоне
модернизированной схоластики и воинствующего мракобесия всяческого толка
сатира Эразма сохраняет силу старого, но меткого оружия.
Л. Е. ПИНСКИЙ
Предисловие автора
1 Томас Мор (1478-1535)-известный английский гуманист и
государственный деятель, с которым Эразм был дружен. Его перу принадлежит
знаменитая "Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем
устройстве государства и о новом острове Утопия" (1516).
2 Мория - глупость (греч.).
3 Демокрит Абдерский (ок. 460- он. 370 до н.э.) - великий
древнегреческий философ-материалист, основатель учения об атомах, как
неизменных элементах материи. Древние называли Демокрита "смеющимся
философом".
4 Лукиан (ок. 120-180 н.э.) - знаменитый древнегреческий
сатирик, автор многочисленных диалогов, памфлетов и сатирических рассказов,
в которых зло осмеивал религиозные представления языческой мифологии и
раннего христианства.
5 Батрахомиомахия (то есть "Война мышей и лягушек") -
древнегреческая поэма (V в. до н.э.), в которой борьба лягушек и мышей
описана наподобие война троянцев с ахеянами, изображенной в "Илиаде". Во
времена Эразма "Батрахомиомахия" приписывалась, по античной традиции,
Гомеру.
6 Среди приписываемых знаменитому римскому поэту Публию
Вергилию Марону (70-19 до н.э.) стихотворений есть две маленькие шуточные
поэмы, на которые и намекает здесь Эразм.
7 Публий Овидий Назон (43 до н.э. - 18 н.э.) - один из
крупнейших римских поэтов.
8 Исократ (436-338 до н.э.) - знаменитый афинский оратор,
автор многочисленных речей и декламации. В речи "Бусирид" он исправляет и
дополняет софиста Поликрата, восхвалявшего легендарного египетского царя
Бусирида, который приносил в жертву богам всех прибывавших в Египет
чужеземцев.
9 Намек па рассуждения софиста Главка в диалоге Платона,
"Государство" (II, 2).
10 Фаворин из Арелата (ныне Арль во Франции) - греческий
ритор и философ (II в. н.э.); Терснт - ахейский воин, изображенный
безобразным, дерзким и злым ("Илиада", II, 216-219).
!1 Синесий Киренский (370-413 н.э.) - философ-неоплатоник
александрийской школы; принял христианство и был митрополитом Киренского
пятиградия (в Северной Африке). Среди произведений Синесия до нас дошло
шутливое "Похвальное слово плеши".
12 Эразм имеет в виду "Похвальное слово мухе" Лукиана.
13 Луций Анней Стека (I в. н.э.) - знаменитый римский
философ-стоик. Эразм имеет в виду сатиру "Отыквление", написанную Сенекой на
смерть императора Клавдия.
14 В одном из сочинений выдающегося греческого
писателя-моралиста Плутарха (ок. 46-126 н.э.) выведен Грилл - спутник
Улисса (Одиссея), превращенный (как и его товарищи) волшебницей Цирцеей в
свинью. Предпочитая оставаться в этом состоянии, Грилл убеждает Одиссея в
преимуществах четвероногих над двуногими.
15 Апулей (род. ок. 124 н.э.) - известный римский писатель.
Его роман "Метаморфозы" ("Золотой Осел") по основной сюжетной схеме близок к
приписываемой Лукиану повести "Лукий, или Осел". В обоих произведениях
рассказывается о приключениях юноши, превратившегося в осла.
16 "Завещание поросенка" - шуточное анонимное сочинение на
латинском языке (III или IV в. н.э.).
17 Иероним (ок. 340-420 н.э.) из Далмации - известный
теолог, автор многих богословских сочинений; ему принадлежит латинский
перевод Библии, так называемая "Вульгата". Эразм издал в 1516 году полное
собрание сочинений св. Иеронима, снабдив их своими комментариями.
18 Филавтия - Самолюбие (греч.). Ниже (гл. IX) упомянута в
числе спутниц Глупости.
19 Децим Юний Ювенал (I-II вв. н.э.) - знаменитый
древнеримский поэт-сатирик, бичевавший римские нравы императорской эпохи.
20 Томас Мор начал свою деятельность как адвокат.
21 Дата, по-видимому, ошибочная (возможно, опечатка первого
издания). "Похвальное слово Глупости" написано не раньше 1510 года, издано
впервые в 1511 году.
Глава I
1 Непента - упоминаемое в "0дисссе" растение, которое
усиливало опьяняющее действие кипа.
2 Трофониева пещера - оракул Зевса в Беотии. Обстановка, в
которой давались предсказания, была настолько ужасна, что все побывавшие в
пещере выходили из нее потрясенные.
Глава II
' Царь Фригии Мидас, присутствовавший при состязании Аполлона с Паном,
предпочел простую свирель Пана кифаре Аполлона. В наказание оскорбленный бог
наградил его ослиными ушами (греч. миф.}.
2 Имеется в виду течение в древнегреческой философии (V-IV
вв. до н.э.), взгляды представителей которого (Горгия, Протагора, Продика,
Гиппия и др.) были проникнуты скептицизмом, субъективизмом и релятивизмом.
Они называли себя софистами (от греч. "софия"-мудрость) и обучали
"мудрости", прежде всего - умению аргументировать любой тезис. Сократ,
Платон и Аристотель осуждали софистов, противопоставляя их учению
объективные и общеобязательные нормы разума и морали. Со временем термином
"софистика" стали обозначать "мнимую мудрость" (по определению Аристотеля).
3 Солон (ок. 63S - ок. 559 до н.э.) - законодатель древних
Афин и один из древнейших аттических поэтов. Солона греки считали одним из
величайших мудрецов.
Глава III
1 Фаларид (VI в. до н.э.)-тиран Агригента (Сицилия),
отличавшийся крайней жестокостью. Лукиан написал два "Слова" о Фалариде:
первое произносят в защиту тирана его посланцы, обращаясь к жрецам Аполлона
и народу дельфийскому, второе, ответное, - один из дельфийцев,
Глава IV
1 Стулътиция - глупость (лат.).
Глава V
1 Фалес из Милета (ок. 624-547 до н.э.) - родоначальник
античной философии, впервые высказавший идею о единой материальной основе
мира (считая такой основой воду). Один из так называемых "семи греческих
мудрецов".
Глава VI
1 Двуязычные - то есть знающие греческий и латинский языки.
Глава VII
1 Иапет - титан, отец титанов Прометея, Эпиметея и Атланта.
2 Плутос - греческий бог богатства.
3 Гесиод - древнегреческий поэт VIII-VII вв. до н.э.; ему
принадлежат две большие дидактические поэмы "Труды и дни" и "Теогония"
("Происхождение богов").
4 Так Гомер и Гесиод неоднократно называют Зевса (Юпитера).
5 Греческая мифология насчитывала 12 главных (верховных)
богов и богинь.
6 Неотета - Юность (греч.).
7 Хромой кузнец - Гефест, греческий бог огня и кузнечного
ремесла.
6 В комедии великого древнегреческого комедиографа
Аристофана (ок. 445-385 до н.э) "Богатство" бог богатства Плутос выведен в
образе слепого старика.
Глава VIII
1 На острове Делосе, который носился до этого по морским
волнам, родился бог Аполлон. Из морской пены возникла богиня Афродита (греч.
миф.).
2 Намек на миф о рождении Зевса.
3 Молий-растение, употреблявшееся древними как средство
против колдовских чар. Панацея - мифическая трава, исцеляющая все болезни.
4 Адонис - прекрасный юноша, любимец Афродиты; бил
растерзан вепрем во время охоты, а затем превращен богиней в цветок (греч.
миф.). Сады Адониса - поговорка, обозначающая все непрочное, быстро
преходящее, доставляющее лишь кратковременное удовольствие.
5 Кронид - сын Крона, то есть Зевс. Крон, зная, что он
будет свергнут одним из сыновей, проглатывал всех своих детей, как только
они рождались. Младшего сына, Зевсa., мать его Рея родила в пещере на
острове Крите и, спрятав от отца, поручила заботам нимф, которые вскормили
его молоком божественной козы Амалфеи (греч. миф.).
6 Метэ - Опьянение (греч.).
7 Апедия - Невоспитанность (греч.).
Глава IX
1 Колакия - Лесть (греч.).
2 Лета-Забвение (греч.).'
3 Мисопония - Лень (греч.).
4 Гедопэ - Наслаждение (греч.).
5 Анойя - Безумие (греч.).
6 Трифэ - Чревоугодие (греч.).
7 Комос - Разгул (греч.).
8 Негретос Гипнос - Непробудный сон (греч.).
Глава XI
1 Эгида - щит Зевса, сделанный из кожи выкормившей его козы
Амалфеи (греч. миф.).
2 Эразм говорит об этике стоицизма, философского учения,
основанного древнегреческим философом Зеноном (IV-III вв. до н.э.) и
получившего широкое распространение в Римской империи (Сенека, Эпиктет, Марк
Аврелий и др.). Стоики проповедовали отказ от радостей жизни и подчинение
всех человеческих страстей и чувств разуму.
3 Но мысли древнегреческого философа Пифагора (VI в. до
н.э.), в основе всего сущего лежит число.
4 Тит Лукреций Кар (ок. 99-55 до н.э.)-знаменитый римский
поэт и философ-материалист. Его поэма "О природе вещей" начинается гимном
Венере:
"Рода Энеева мать, людей и бессмертных услада,
О благая Венера!"
(Перевод Ф. Петровского.)
Глава XII
1 Слова из трагедии великого древнегреческого трагика
Софокла (ок. 497-40й до н.э.) "Аянт Биченосец" (554).
Глава XIII
1 Метаморфоза - превращение (греч.).
2 Эразм намекает на смену из комедии "Купец" (акт II, сц. 2)
великого римского комедиографа Тита Макция Плавта (ок. 254-184 до н.э.).
3 Нестор - мудрый и красноречивый старец, старейший из
ахейских царей, осаждавших Трою. Стремясь смягчить гнев спорящих Ахилла и
Агамемнона Нестор
"...сладкоречивый восстал...
Речи из уст его вещих сладчайшие меда лилися".
("Илиада", I, 248-249; перевод Н. Гнедича.)
4 "Илиада", III, 152.
5 "Одиссея", XVII, 218.
Глава XIV
1 Акарнания - область на севере Греции; жители Акарнании
занимались свиноводством.
2 Эразм намекает на голландскую пословицу: "Чем старше, тем
глупее брабантец; чем старше, тем тупее голландец".
3 Медея, Цирцея (Кирка)-могущественные волшебницы, героини
многих древнегреческих мифов.
4 Глупость смешивает и путает несколько различных мифов.
5 Некоторые древнегреческие предания отождествляют
лесбосского юношу Фаона, отвергшего любовь великой поэтессы Сафо (VI до
н.э.), с Адонисом, любимцем Афродиты (Венеры), которому богиня даровала
вечную юность.
Глава XV
1 Вакх (Дионис) - бог вина, сын Зевса и фиванской царевны
Семелы; он родился недоношенным, поэтому Зевс зашил его к себе в бедро, и
Дионис вторично родился из бедра своего отца (греч. миф.).
2 Лесной бог Пан, разгневавшись, насылал на людей
"панический" ужас (греч. миф.).
3 Горгона - чудовище, взгляд которого обращал людей в
камень. Герой Персей победил Горгону, и богиня Афина-Паллада прикрепила ее
голову к своему щиту.
4 Флора - римская богиня цветов и весны. Празднества в ее
честь сопровождались бурным весельем и разгулом.
5 Эндимион - прекрасный юноша, любимец богини Артемиды
(римской Дианы). По другим мифам, Эндимиона любила богиня Луны, которая
погрузила его в вечный сон.
6 Мом - греческий бог злословия.
7 Богиня Ата олицетворяла пагубное заблуждение. Зевс,
разгневавшись однажды, сбросил Ату на землю и запретил ей возвращаться на
Олимп.
8 Приап- римский бог плодородия, покровитель полей и садов,
позднее - бог сладострастия. Его изображения делались обычно из дерева.
9 Силен - воспитатель и постоянный спутник бога Диониса
(греч. ;лиф.); кордак-разнузданный бурный танец в древне-аттической
комедии.
10 Полифем-свирепый одноглазый великан (циклоп),
ослепленный Одиссеем.
11 Ателланские фарсы - древнеримские народные драматические
представления часто непристойного содержания, обычно включавшие в себя
пляски сатиров; названы так по месту возникновения (город Ателла в
Кампании).
12 Гарпократ - древнеегипетское божество, олицетворявшее
восход солнца; изображалось обычно держащим палец правой руки у рта, поэтому
греки считали его богом молчания.
Глава XVI
1 В римской унции 480 гран.
Глава XVII
1 Глупость здесь искажает взгляды великого древнегреческого
философа-идеалиста Платона (427-347 до н.э.), который, напротив, считал,
что женщина наделена такими же умственными способностями, как и мужчина.
Глава XVIII
1 Семь греческих мудрецов - Питтак Митиленский, Солон
Афинский, Клеобул Родосский, Периандр Коринфский, Хейлон Спартанский, Фалес
Милетский и Биант Приенский, полулегендарные философы, законодатели и
военачальники VII-VI вв. до н.э.
Глава XIX
1 Крокодилиты, сориты, рогатые силлогизмы - термины
средневековой формальной логики, обозначающие виды умозаключений.
2 Бальбин и Агна - комические любовники, упоминаемые
великим римским поэтом Квннтом Горацием Флакком (65- 8 до н.э.) в одной из
его сатир (I, 3).
3 Гораций, "Сатиры", I, 3, 27. Перевод М. Дмитриева.
4 Аргус - стоглазый великан, которому ревнивая Гера
приказала стеречь возлюбленную Зевса Ио превращенную ею в корову.
Глава XXII
1 Нирею, самому красивому из осаждавших Трою греков,
противопоставляется безобразный Терсит, юноше Фаону - старец Нестор.
2 Перифраз одной строки римского поэта-эпиграмматиста I в.
н.э. Марка Валерия Марциала (X, 47, 12).
Глава XXIII
1 Вергилий, "Энеида", VIII, 2.
2 Архилох - выдающийся древнегреческий поэт середины VII в.
до н.э. Он много странствовал и служил наемником в войсках различных
греческих городов-государств. В одном стихотворении Архилох без тени
смущения вспоминает о том, как однажды во Фракии позорно бежал с поля брани.
Демосфен (384-322 до н.э.)-великий афинский оратор и политический деятель;
его речи сыграли большую роль в период борьбы Афин против Македонии. Мория
искажает факт трагической биографии Демосфена, который бежал из Афин после
поражения родного города и, не желая сдаться македонянам, принял яд.
Глава XXIV
1 Сократ (469- 399 до н.э.) - великий древнегреческий
философ. Учение Сократа, оказавшее огромное влияние на развитие современной
ему мысли, известно из сочинении его учеников Платона и Ксенофонта, так как
сам Сократ ничего не писал. Обвиненный в том, что он, отвергая богов,
развращает юношество, Сократ был приговорен к смертной казни и умер, выпив
чашу с ядом.
2 Теофраст (372-287 до н.э.) - ученик и последователь
Аристотеля, известный древнегреческий
мыслитель, писатель
и
ученый-натуралист, автор множества разнообразных сочинений. Замечание Мории
о Теофрасте ошибочно, так как Теофраст считался прекрасным оратором.
3 Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.)-крупнейший римский
оратор, видный государственный деятели, писатель и юрист.
4 Платон, "Государство", V, р. 473 С.
5 Марк Порций Катон Старший (234-149 до н.э-) - известный
римский государственный деятель, участник Второй Пунической войны. В 184
году Катон был избран цензором и прославился как непреклонный блюститель
строгих нравов. Марк Порций Катон Младший (95-56 до н.э.), называемый но
месту смерти Утическим, правнук Катона Старшего - римский политический
деятель, ревностный сторонник республики, сражавшийся против Цезаря на
стороне Помпея. После поражения помпеянцев при Тапсе покончил с собой, не
желая пережить республику.
6 Марк Юний Брут (85-S2 до н.э.) и Гай Кассии Лонгин (ум. в
42 до н.э.)-римские политические деятели, последние защитники республики,
организаторы заговора против Цезаря. После убийства Цезаря вынуждены были
удалиться из Рима, а затем, в битве при Филиппах в Македонии, были
разгромлены войском триумвиров Марка Антония и Октавиана и покончили с
собой. Братья Гракхи, Тиберий (163-132 до н.э.) и Гай (153-121 до
н.э.),-римские политические деятели, защитники плебса. Попытки Гракхов
провести демократические реформы, не увенчались успехом. Оба брата были
убиты.
7 Марк Антонин - римский император Марк Аврелий Антонин
(годы правления: 161-180 н.э.). Его внутренняя политика (в частности
устройство детских приютов, помощь пострадавшему от голода и чумы населению
и т.д.) создала ему репутацию гуманного правителя. Занимаясь с ранней юности
философией, Марк Аврелий был последователем учения стоиков, этическую
доктрину которых он изложил в трактате "К самому себе". Сын его Коммод,
развратный, слабохарактерный и жестокий деспот, был убит в 192 году.
Глава XXV
1 Тимон (V в. до н.э.)-богатый афинянин, который,
возмутившись человеческой неблагодарностью, удалился от людей. Имя его еще в
древности стало нарицательным для обозначения человеконенавистника (ср.
также трагедию Шекспира "Тимон Афинский").
Глава XXVI