Главная » Книги

Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих - Деметриус, Страница 7

Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих - Деметриус


1 2 3 4 5 6 7

>  Он верит в приметы, и в настоящем настроении его духа ему кажутся важными такие безделицы, которыми он пренебрегал некогда. Случайные обстоятельства принимает он за предвещание судьбы, и оно заставляет его прибегнуть к решительной мере.
  Незадолго до смерти в душе его происходит перемена: он кротко выслушивает даже вестников неудачи и стыдится прежних порывов гнева. Он заставляет рассказывать себе все, до мельчайших подробностей, мало того - награждает рассказчика.
  
  
  
  
   --
  Получив весть об окончательной неудаче, он хладнокровно и самоотверженно решается покончить с собою: облекается в иноческую одежду и в последнее мгновение удаляет от себя дочь. В стенах обители должна она найти защиту от оскорблений; сыну его Феодору как юноше грозит меньшая, может быть, опасность. Борис принимает яд и удаляется в уединенную горницу, чтобы умереть спокойно.
  
  
  
  
   --
  Общее смущение при вести о смерти царя. Бояре составляют государскую думу и правят в Кремле. Романов (впоследствии царь и прародитель императорского дома) является во главе вооруженного отряда перед останками царя Бориса, присягает сыну его, Феодору, и принуждает бояр последовать его примеру. Месть и честолюбие не сродни его душе; он служит единой правде. Ксению любит он безнадежно и любим взаимно, не подозревая этой любви.
  
  
  
  
   --
  Романов спешит к войску, чтобы склонить его на сторону юного царя. Волнение в Москве, произведенное приверженцами Дмитрия. Народ врывается в боярские дома, овладевает особами Феодора и Ксении, заключает их в темницу и посылает выборных к Дмитрию.
  
  
  
  
   --
  Дмитрий в Туле, на высоте своего благополучия. Войско ему присягнуло; ему подносят ключи от городов. Одна Москва, повидимому, противится. Дмитрий ласков и любезен, с благородным сердечным волнением выслушивает он весть о смерти царя Бориса; прощает обличенным заговорщикам покушение на его жизнь; отклоняет от себя рабские изъявления покорности русских и выказывает намерение уничтожить с корнем низкопоклонство. Напротив, окружающие Дмитрия поляки обращаются с русскими сурово и презрительно. Дмитрий изъявляет желание видеться со своею матерью и отправляет послов к Марине.
  Посреди толпы русских, скопившихся в Туле около Дмитрия, появляется человек, которого царевич признает сразу и встреча с которым в высшей степени его обрадовала. Он удаляет от себя всех и, оставшись наедине с этим человеком, приносит ему сердечную благодарность как своему спасителю и благодетелю. Незнакомец объясняет, что Дмитрий, без всякого сомнения, очень обязан ему, и даже более, чем сам думает. Дмитрий вынуждает его объясниться определеннее, и убийца законного царевича показывает всю правду. Он не получил награды "за убийство" и мог ожидать от Бориса только смерти. Пылая мщением, он увидал случайно одного отрока и был поражен его сходством с царем Иваном. Случай нельзя было упустить. Убийца взял мальчика, бежал с ним из Углича, поручил его одному духовному лицу, принявшему участие в его предприятии, и передал этому сообщнику драгоценный крест, снятый им самим с умерщвленного царевича. И вот теперь он отомстил своему врагу в лице этого отрока, которого никогда не терял из виду и за которым следил незаметно. Лжедмитрий, его орудие, царит над Русью вместо Бориса.
  Во время этого рассказа в душе Дмитрия кипит борьба. Молчание его ужасно. В то самое мгновение, как он предается необузданному отчаянию, убийца выводит его из себя кичливым и дерзким требованием награды. Дмитрий закалывает его.
  
  
  
  
   --
  Монолог Дмитрия. Внутренняя борьба, но сознание необходимости объявить себя царем превозмогает.
  
  
  
  
   --
  Являются выборные от Москвы и подчиняют город власти Дмитрия. Их принимают сурово и с грозными предосторожностями. Между ними находится патриарх. Дмитрий слагает с него патриаршее звание и вслед за тем осуждает на смертную казнь одного из знатных россиян, усомнившегося в его неподложности.
  
  
  
  
   --
  Марфа и Ольга ожидают Дмитрия в роскошно убранной, ставке. Марфа говорит о предстоящем свидании более с волнением и боязнию, чем с надеждою, и трепещет того мгновения, которое сулит ей полное благополучие; Ольга ее уговаривает, хотя и сама не верит своим словам. Во время долгого пути они успели обсудить все обстоятельства, и восторженность уступила место раздумью. Суровое молчание и угрюмые взгляды стражей только увеличивают сомнение.
  
  
  
  
   --
  Гремят трубы. Марфа в нерешимости: итти ли ей навстречу Дмитрию или нет? И вот он стоит пред нею один. При первом взгляде на царевича в сердце Марфы угасает последняя искра надежды. Что-то неведомое стало между ними; природа не сказалась: они навек чужды друг другу. В первое мгновение была обоюдная попытка кинуться друг другу в объятия; но Марфа отшатнулась назад. Дмитрий заметил ее движение и поражен. Знаменательное молчание.
  
  
  
  
  Дмитрий
  И ничего не говорит тебе сердце? И не сказалась во мне кровь твоя?
  
  
  
   Марфа молчит.
  Голос естества свят и свободен; не изнасиловать его, не исказить. Забейся твое сердце при взгляде на меня - и мое ответило бы, и пал бы тебе на грудь покорный и любящий сын. Чему суждено - сбылось бы добросклонно, любовно, искренно. Но если ты не чувствуешь как мать, обдумай все как великая княгиня, укрепи свой дух как царица! Меня судьба повергает в твои объятия нежданным сыном - прими же меня на свое лоно как дар небесный! Если бы я даже не был твоим сыном, каким теперь являюсь, что же я отнимаю у твоего дитяти? Отнимаю я что-нибудь только у твоего врага. Тебя и кровь твою извлек я из бездны, где тебя заживо похоронили, - извлек и возвел на "царское место". Пойми, что твой жребий скован с моим. Ты высоко стоишь возле меня и упадешь со мной. Народ не спускает с нас глаз. Ненавижу я скоморошество, облыжным чувством не кичуся, но перед тобой благоговею и достойно преклоняю колени.
   Марфа молчит; в ней заметна сильная душевная тревога.
  Решайся! Не стесняй своей воли, говори по душе. Я не требую ни лицемерия, ни лжи: требую истинного чувства. Полно тебе казаться моею матерью - будь ею! Откинь от себя прошлое, прилепись всем сердцем к настоящему! Если я не сын твой - я царь. За меня - сила, за меня - счастие. Тот лежит в гробу, тот прах, и ничего более: у него нет сердца, чтобы любить тебя, нет взора, чтоб приветствовать. Полюби того, кто жив.
  
  
  
   Марфа плачет.
  О, эти слезы - золотая роса! Пусть их падают, пусть на них смотрит народ! Дмитрий делает знак: пола шатра поднимается, и толпы русских становятся
  
  
  
  зрителями этой сцены.
  
  
  
  
   --
  Въезд Дмитрия в Москву. Торжественно пышно, но лица окружающих царевича угрюмы. Поляки и казаки во главе поезда. Какая-то мрачность и боязнь нарушают общее веселие. Так и веет недоверием и предчувствием беды.
  
  
  
  
   --
  * Романов прибыл в войско в недобрый час: он опоздал и возвратился в Москву, чтобы защитить Феодора и Ксению. Попытки его напрасны; он становится узником. Ксения прибегает под кров царицы Марфы и бьет ей челом о защите от поляков. Здесь видит ее Дмитрий, и в душе его вспыхивает мгновенная неодолимая страсть. Ксения гнушается Дмитрием.
  
  
  
  
   --
  Дмитрий - царь. Несет его вдаль грозная стихия, и он не может противостать ей; его увлекают страсти других людей, В глубине души своей он никому не доверяет: у него нет ни друга, ни преданного сердца. Поляки и казаки вредят ему в народном мнении своею дерзостью. Даже то, что делает ему честь, то есть его любовь к народу, простота обращения, пренебрежение к старинным льстивым обрядам и обычаям, даже и эти достоинства возбуждают общий ропот. Иногда он возбужденно попирает ногами заветы праотцев. Он преследует монахов, потому что долго вращался между ними. Бывают мгновения, когда его гордость глубоко уязвлена, и тогда он становится причудливым деспотом. Одовальский сумел сделаться для него необходимым, удалил от него русских и окончательно упрочил свое влияние.
  
  
  
  
   --
  Дмитрий задумал изменить Марине. Он рассуждает об этом с патриархом Иовом, а тот, в надежде отстранить поляков, одобряет его замыслы и представляет ему царскую власть во всем ее величии.
  
  
  
  
   --
  Марина прибыла в Москву с многочисленною свитою. Свидание с Дмитрием. С обеих сторон коварство и холодность; но Марина лучше умеет носить личину. Она торопит бракосочетание. Приготовление к пышному празднеству.
  
  
  
  
   --
  По приказанию Марины Ксении подносят отравленный кубок. Смерть отрадна для молодой царевны: она боялась, что Дмитрий поведет ее к алтарю.
  
  
  
  
   --
  Неутолимая печаль Дмитрия. С растерзанным сердцем он становится под венец с Мариною.
  После венца Марина открывает своему супругу, что она никогда не считала и не признавала его за истинного Дмитрия, и оставляет его одного в самом ужасном положении.
  
  
  
  
   --
  Между тем один из воевод царя Бориса, Шуйский, пользуется возрастающим негодованием народа и составляет заговор против Дмитрия.
  
  
  
  
   --
  Романов в темнице утешен неземным видением: ему является душа Ксении, заставляет его прозреть в будущие счастливые времена, повелевает ему спокойно дожидаться своего жребия и не обагрять своих рук в крови. В словах призрака слышен намек, что Романов сам некогда взойдет на престол. Вскоре за тем его приглашают сделаться участником в заговоре.
  
  
  
   КОММЕНТАРИИ
  В рабочем календаре Шиллера значится пометка: "10 марта 1804. Решил писать Деметриуса".
  Внешним толчком к тому, чтобы взять этот сюжет из русской истории, послужила женитьба наследного принца Веймарского на русской великой княжне Марин Павловне, сестре Александра I.
  Веймарский придворный мирок толкал Шиллера на то; чтобы в "Деметриусе" он польстил русскому императорскому двору. Шиллер однажды ответил на это: "Да, у меня самый подходящий случай - ведь молодой Романов играет в "Деметриусе" благородную роль - сказать много хорошего императорской семье". И потом добавил: "Но нет, я этого не сделаю. Произведение должно остаться совершенно чистым".
  Звездочками обозначены стихи, восстановленные или уточненные редакцией (М. А. Зенкевичем).
  Стр. 657. (Ремарка.) Палатины и кастелланы. - Палатины - воеводы, начальники областей; кастелланы (кастеляны) - подчиненные им представители государственной власти в городах палатинатов (воеводств). Примас королевства - глава католической церкви в Польше (архиепископ Гнезненский). Сейм Бальный Генеральный сейм Речи Посполитой.
  Стр. 669. Пиасты (Пясты) - древнейшая династия владетельных князей и королей Польши. На польском троне мужская линия вымерла в 1370 г.
  Стр. 663. Сигизмунд - по отцу - внук шведского короля Густава Вазы, был избран польским королем в 1587 г., после смерти Стефана Батория. Его отец, позднее Иоанн III, долго боролся за шведский престол против своего старшего брата Эрика XIV и свергнул последнего в 1568 г. Сигизмунд, наследник шведского престола, не смог удержаться на нем по смерти отца (1592), так как он был католик, а в Швеции широкие массы народа вместе с буржуазией оставались верны протестантизму.
  Стр. 667. Вооружись и, как вторая Ванда, // Веди к победе храбрые войска. - Ванда - легендарная польская княжна, отличавшаяся красотой и храбростью.
  Стр. 674. Вот это - кремль в Чернигове белеет... // А дальше - вон сверкают купола: // Сам Новгород то Северский". - До Новгород-Северска от Чернигова свыше полутораста километров; увидеть их в одной панораме невозможно было бы даже "с птичьего полета".

Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
Просмотров: 320 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа