> Он верит в приметы, и в настоящем настроении его духа ему кажутся
важными такие безделицы, которыми он пренебрегал некогда. Случайные
обстоятельства принимает он за предвещание судьбы, и оно заставляет его
прибегнуть к решительной мере.
Незадолго до смерти в душе его происходит перемена: он кротко
выслушивает даже вестников неудачи и стыдится прежних порывов гнева. Он
заставляет рассказывать себе все, до мельчайших подробностей, мало того -
награждает рассказчика.
--
Получив весть об окончательной неудаче, он хладнокровно и
самоотверженно решается покончить с собою: облекается в иноческую одежду и в
последнее мгновение удаляет от себя дочь. В стенах обители должна она найти
защиту от оскорблений; сыну его Феодору как юноше грозит меньшая, может
быть, опасность. Борис принимает яд и удаляется в уединенную горницу, чтобы
умереть спокойно.
--
Общее смущение при вести о смерти царя. Бояре составляют государскую
думу и правят в Кремле. Романов (впоследствии царь и прародитель
императорского дома) является во главе вооруженного отряда перед останками
царя Бориса, присягает сыну его, Феодору, и принуждает бояр последовать его
примеру. Месть и честолюбие не сродни его душе; он служит единой правде.
Ксению любит он безнадежно и любим взаимно, не подозревая этой любви.
--
Романов спешит к войску, чтобы склонить его на сторону юного царя.
Волнение в Москве, произведенное приверженцами Дмитрия. Народ врывается в
боярские дома, овладевает особами Феодора и Ксении, заключает их в темницу и
посылает выборных к Дмитрию.
--
Дмитрий в Туле, на высоте своего благополучия. Войско ему присягнуло;
ему подносят ключи от городов. Одна Москва, повидимому, противится. Дмитрий
ласков и любезен, с благородным сердечным волнением выслушивает он весть о
смерти царя Бориса; прощает обличенным заговорщикам покушение на его жизнь;
отклоняет от себя рабские изъявления покорности русских и выказывает
намерение уничтожить с корнем низкопоклонство. Напротив, окружающие Дмитрия
поляки обращаются с русскими сурово и презрительно. Дмитрий изъявляет
желание видеться со своею матерью и отправляет послов к Марине.
Посреди толпы русских, скопившихся в Туле около Дмитрия, появляется
человек, которого царевич признает сразу и встреча с которым в высшей
степени его обрадовала. Он удаляет от себя всех и, оставшись наедине с этим
человеком, приносит ему сердечную благодарность как своему спасителю и
благодетелю. Незнакомец объясняет, что Дмитрий, без всякого сомнения, очень
обязан ему, и даже более, чем сам думает. Дмитрий вынуждает его объясниться
определеннее, и убийца законного царевича показывает всю правду. Он не
получил награды "за убийство" и мог ожидать от Бориса только смерти. Пылая
мщением, он увидал случайно одного отрока и был поражен его сходством с
царем Иваном. Случай нельзя было упустить. Убийца взял мальчика, бежал с ним
из Углича, поручил его одному духовному лицу, принявшему участие в его
предприятии, и передал этому сообщнику драгоценный крест, снятый им самим с
умерщвленного царевича. И вот теперь он отомстил своему врагу в лице этого
отрока, которого никогда не терял из виду и за которым следил незаметно.
Лжедмитрий, его орудие, царит над Русью вместо Бориса.
Во время этого рассказа в душе Дмитрия кипит борьба. Молчание его
ужасно. В то самое мгновение, как он предается необузданному отчаянию,
убийца выводит его из себя кичливым и дерзким требованием награды. Дмитрий
закалывает его.
--
Монолог Дмитрия. Внутренняя борьба, но сознание необходимости объявить
себя царем превозмогает.
--
Являются выборные от Москвы и подчиняют город власти Дмитрия. Их
принимают сурово и с грозными предосторожностями. Между ними находится
патриарх. Дмитрий слагает с него патриаршее звание и вслед за тем осуждает
на смертную казнь одного из знатных россиян, усомнившегося в его
неподложности.
--
Марфа и Ольга ожидают Дмитрия в роскошно убранной, ставке. Марфа
говорит о предстоящем свидании более с волнением и боязнию, чем с надеждою,
и трепещет того мгновения, которое сулит ей полное благополучие; Ольга ее
уговаривает, хотя и сама не верит своим словам. Во время долгого пути они
успели обсудить все обстоятельства, и восторженность уступила место
раздумью. Суровое молчание и угрюмые взгляды стражей только увеличивают
сомнение.
--
Гремят трубы. Марфа в нерешимости: итти ли ей навстречу Дмитрию или
нет? И вот он стоит пред нею один. При первом взгляде на царевича в сердце
Марфы угасает последняя искра надежды. Что-то неведомое стало между ними;
природа не сказалась: они навек чужды друг другу. В первое мгновение была
обоюдная попытка кинуться друг другу в объятия; но Марфа отшатнулась назад.
Дмитрий заметил ее движение и поражен. Знаменательное молчание.
Дмитрий
И ничего не говорит тебе сердце? И не сказалась во мне кровь твоя?
Марфа молчит.
Голос естества свят и свободен; не изнасиловать его, не исказить.
Забейся твое сердце при взгляде на меня - и мое ответило бы, и пал бы тебе
на грудь покорный и любящий сын. Чему суждено - сбылось бы добросклонно,
любовно, искренно. Но если ты не чувствуешь как мать, обдумай все как
великая княгиня, укрепи свой дух как царица! Меня судьба повергает в твои
объятия нежданным сыном - прими же меня на свое лоно как дар небесный! Если
бы я даже не был твоим сыном, каким теперь являюсь, что же я отнимаю у
твоего дитяти? Отнимаю я что-нибудь только у твоего врага. Тебя и кровь твою
извлек я из бездны, где тебя заживо похоронили, - извлек и возвел на
"царское место". Пойми, что твой жребий скован с моим. Ты высоко стоишь
возле меня и упадешь со мной. Народ не спускает с нас глаз. Ненавижу я
скоморошество, облыжным чувством не кичуся, но перед тобой благоговею и
достойно преклоняю колени.
Марфа молчит; в ней заметна сильная душевная тревога.
Решайся! Не стесняй своей воли, говори по душе. Я не требую ни
лицемерия, ни лжи: требую истинного чувства. Полно тебе казаться моею
матерью - будь ею! Откинь от себя прошлое, прилепись всем сердцем к
настоящему! Если я не сын твой - я царь. За меня - сила, за меня - счастие.
Тот лежит в гробу, тот прах, и ничего более: у него нет сердца, чтобы
любить тебя, нет взора, чтоб приветствовать. Полюби того, кто жив.
Марфа плачет.
О, эти слезы - золотая роса! Пусть их падают, пусть на них смотрит
народ!
Дмитрий делает знак: пола шатра поднимается, и толпы русских становятся
зрителями этой сцены.
--
Въезд Дмитрия в Москву. Торжественно пышно, но лица окружающих
царевича угрюмы. Поляки и казаки во главе поезда. Какая-то мрачность и
боязнь нарушают общее веселие. Так и веет недоверием и предчувствием беды.
--
* Романов прибыл в войско в недобрый час: он опоздал и возвратился в
Москву, чтобы защитить Феодора и Ксению. Попытки его напрасны; он становится
узником. Ксения прибегает под кров царицы Марфы и бьет ей челом о защите от
поляков. Здесь видит ее Дмитрий, и в душе его вспыхивает мгновенная
неодолимая страсть. Ксения гнушается Дмитрием.
--
Дмитрий - царь. Несет его вдаль грозная стихия, и он не может
противостать ей; его увлекают страсти других людей, В глубине души своей он
никому не доверяет: у него нет ни друга, ни преданного сердца. Поляки и
казаки вредят ему в народном мнении своею дерзостью. Даже то, что делает ему
честь, то есть его любовь к народу, простота обращения, пренебрежение к
старинным льстивым обрядам и обычаям, даже и эти достоинства возбуждают
общий ропот. Иногда он возбужденно попирает ногами заветы праотцев. Он
преследует монахов, потому что долго вращался между ними. Бывают мгновения,
когда его гордость глубоко уязвлена, и тогда он становится причудливым
деспотом. Одовальский сумел сделаться для него необходимым, удалил от него
русских и окончательно упрочил свое влияние.
--
Дмитрий задумал изменить Марине. Он рассуждает об этом с патриархом
Иовом, а тот, в надежде отстранить поляков, одобряет его замыслы и
представляет ему царскую власть во всем ее величии.
--
Марина прибыла в Москву с многочисленною свитою. Свидание с Дмитрием.
С обеих сторон коварство и холодность; но Марина лучше умеет носить личину.
Она торопит бракосочетание. Приготовление к пышному празднеству.
--
По приказанию Марины Ксении подносят отравленный кубок. Смерть отрадна
для молодой царевны: она боялась, что Дмитрий поведет ее к алтарю.
--
Неутолимая печаль Дмитрия. С растерзанным сердцем он становится под
венец с Мариною.
После венца Марина открывает своему супругу, что она никогда не
считала и не признавала его за истинного Дмитрия, и оставляет его одного в
самом ужасном положении.
--
Между тем один из воевод царя Бориса, Шуйский, пользуется возрастающим
негодованием народа и составляет заговор против Дмитрия.
--
Романов в темнице утешен неземным видением: ему является душа Ксении,
заставляет его прозреть в будущие счастливые времена, повелевает ему
спокойно дожидаться своего жребия и не обагрять своих рук в крови. В словах
призрака слышен намек, что Романов сам некогда взойдет на престол. Вскоре за
тем его приглашают сделаться участником в заговоре.
КОММЕНТАРИИ
В рабочем календаре Шиллера значится пометка: "10 марта 1804. Решил
писать Деметриуса".
Внешним толчком к тому, чтобы взять этот сюжет из русской истории,
послужила женитьба наследного принца Веймарского на русской великой княжне
Марин Павловне, сестре Александра I.
Веймарский придворный мирок толкал Шиллера на то; чтобы в "Деметриусе"
он польстил русскому императорскому двору. Шиллер однажды ответил на это:
"Да, у меня самый подходящий случай - ведь молодой Романов играет в
"Деметриусе" благородную роль - сказать много хорошего императорской семье".
И потом добавил: "Но нет, я этого не сделаю. Произведение должно остаться
совершенно чистым".
Звездочками обозначены стихи, восстановленные или уточненные редакцией
(М. А. Зенкевичем).
Стр. 657. (Ремарка.) Палатины и кастелланы. - Палатины - воеводы,
начальники областей; кастелланы (кастеляны) - подчиненные им представители
государственной власти в городах палатинатов (воеводств).
Примас
королевства - глава католической церкви в Польше (архиепископ Гнезненский).
Сейм Бальный Генеральный сейм Речи Посполитой.
Стр. 669. Пиасты (Пясты) - древнейшая династия владетельных князей и
королей Польши. На польском троне мужская линия вымерла в 1370 г.
Стр. 663. Сигизмунд - по отцу - внук шведского короля Густава Вазы,
был избран польским королем в 1587 г., после смерти Стефана Батория. Его
отец, позднее Иоанн III, долго боролся за шведский престол против своего
старшего брата Эрика XIV и свергнул последнего в 1568 г. Сигизмунд,
наследник шведского престола, не смог удержаться на нем по смерти отца
(1592), так как он был католик, а в Швеции широкие массы народа вместе с
буржуазией оставались верны протестантизму.
Стр. 667. Вооружись и, как вторая Ванда, // Веди к победе храбрые
войска. - Ванда - легендарная польская княжна, отличавшаяся красотой и
храбростью.
Стр. 674. Вот это - кремль в Чернигове белеет... // А дальше - вон
сверкают купола: // Сам Новгород то Северский". - До Новгород-Северска от
Чернигова свыше полутораста километров; увидеть их в одной панораме
невозможно было бы даже "с птичьего полета".