Главная » Книги

Розанов Василий Васильевич - Семейный вопрос в России. Том I, Страница 17

Розанов Василий Васильевич - Семейный вопрос в России. Том I


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

времени, - мы видим - проповедуется свобода* любви, свобода личности**, особенно женщины от гнета семейной тирании***, разрыв со средою, с общественным мнением, с семьею. На основании каких воззрений?
   ______________________
   * Ага, добрался до главной собаки. Ну, конечно, - зарыть ее! В. Р-в.
   ** Как это все связано! Как нужно запомнить этот путь суждений. Да - личность, вот главный враг самооскопившегося "общечеловека", в котором умерло имя под клобуком. Завистливо - он ненавидит личность, как бедняк - богача. Отрешенный от любви или имея под боком "матушку" с капиталом, - о, как он дрожит на свободную любовь! Там - счастье, мимо которого он прошел. Все он пожертвует, даже самый капитал, чтобы стреножить бегунью в поле. Прихрамывая, он будет следить за ней, и не устанет, и своею злобою истомит ее: и наконец настигнет и накинет недоуздок. "Теперь ты моя, не вырвешься". Таким "недоуздком" (все совершилось безотчетно в веках) сослужило скопцу когда-то, 1700 лет назад, вырвавшееся у него "благопожелание", благословение браку, то же в своем роде "предисловие", открывшее самую грустную книгу. Скопец - горд и дорого ценит жемчуг слов своих; это благословение обошлось человечеству в тысячи убившихся девушек, убитых детей: ибо, едва поймав в "недоуздок" некоторых, он всех остальных объявил "беглянками", невозможными для общежития существами, нарушительницами воли своей и Божией. "Недоуздок" же он ценит дорого и всякое надевание его обставил ценою, формальностями, подробностями, которые сообщили бы ему все пущую и пущую важность. "Моя власть"... И так это и до сих пор слышится. В. Р-в.
   *** Как это все важно: "Женщина - ты, когда любишь, - враждуешь против власти, среды, общественного мнения, семьи". Все - уже приспособилось одно к другому, слежалось в ком поистине падали, задавившей одну сверкающую под собою точку - любовь. "Любовь - вот враг брака!" - не это ли восклицание есть, в сущности, тысячелетнее восклицание богословов? Как странно: значит, - брак без любви?! Как же иначе? Когда любовь - враг брака, то, стало быть, брак - враг любви. Какое неестественное сцепление! Что совершилось? Мгла в глазах, так страшно прочесть: ведь брак родился из любви, как же они разошлись, стали враждебны? Но мы вспоминаем хромого ловца и недоуздок: затем он и путешествовал, чтобы выкрасть из мира любовь. И когда он ее похитил и, отведя в сторону, "заколол, как последнюю языческую жертву", то написал на воде пальцем: "Брак". С тех пор всякий раз, когда бессмертное существо любви воскресает, "брак" бледнеет, теряется, не знает, что сказать, и зовет в защитники Пушкина или Дернова; а когда заключается "брак" - странным образом бледнеет и умирает любовь. Сказывают и пишут моралисты, что "брак в целой Европе умирает". Но мне кажется, можно предвидеть, что, когда он испустит последний вздох, - вдруг вся Европа зацветет браком, так что уголка в ней безбрачного не останется. Ибо по аксиоме, "где умер брак - воскресла любовь", - она вся зацветет любовью, которая сольется с браком, и брак обратно сольется с любовью. Тогда будет невиданное и во всяком случае неустроимое для Дернова зрелище: земли, наполненной браком, и притом решительно везде всецело и исключительно одним только счастливым браком! Какое "смягчение-то нравов" произойдет: ибо какой же счастливый дерется, кусается или воюет? Все это порождено желтым несчастием! В. Р-в.
   ______________________
   В действительной жизни все это происходит у нас прежде всего вследствие распространения сектантских учений*, многие из которых, отрицая все установления Церкви, отрицают и брак и, льстя этим чувственности** современных людей, дают им опору для отрицания закона***в принципе. Специалисты, имеющие дело с сектантскими учениями, могут указать, какие именно секты вредны и опасны в этом именно направлении.
   ______________________
   * Скажите, пожалуйста: падение семейного счастия от пашковцев и толстовцев! также - и от староверов! Но ведь автор уже в суждениях о браке хлопочет об одном интересе: "нашей власти", и естественно, что "колебание нашего престижа" в браке у него переходит в кидание озлобленных взглядов вообще по линии "колеблющих наш престиж". В. Р-в.
   ** Так вот в чем дело: "брак - во умерщвление чувственности". Ну, и понятно, сколько еще молодых сил остается в человечестве - все это "вулкан под браком". Муж Татьяны (пушкинской), дующий в кулак и никак не могущий согреться, есть идеал его: тут уж около него и над ним все тихо. "Гиганты побиты, Прометей связан", и Юпитеру-Дернову остается одно удовольствие. В. Р-в.
   *** Да что за "закон", почему он все мелькает? Уж не есть ли "закон о браке" -"закон безбрачия"? Кажется, - так. Иначе, почему "льстя чувственности - отрицает закон". В. Р-в.
   ______________________
   Распространение гражданского брака на Западе вызвало у нас уродливое явление, ведущее к отвержению закона в принципе*. На Западе заменили закон церковный о браке законом гражданским вследствие борьбы Церкви с государством и, конечно, еще по несчастной склонности сердца человеческого к своеволию, вследствие стремления вырваться из границ, положенных законом Божиим, ради страстных увлечений и плотских наслаждений**.
   ______________________
   * Да что такое за "закон в принципе"? Разве в "гражданском браке" муж с женой живут на разных половинах квартиры? или, как Лаврецкий и супруга его, в разных государствах? Интересно знать, разъехавшись, Лаврецкий и жена его "нарушили ли" "закон в принципе"? Кажется, - нет, ибо тогда духовная консистория не приняла никаких мер и отказала Лизе Калитиной в устроении ей семейного счастья. Итак, "закон в принципе", по-видимому, позволяет супругам иногда хоть вовсе не жить вместе, но, однако, непременно спросясь у церкви: напротив, когда муж и жена счастливо и вместе живут и у них каждый год рождается по хорошенькому ребеночку, но если это делается с санкции одного государства, то "нарушается в принципе Закон". Откуда явен итог, что сущность Закона Божия заключается в повиновении "нам". В. Р-в.
   ** Жалобная панихида. В. Р-в.
   ______________________
   Чем иным можно объяснить нетерпеливое желание некоторых народов Западной Европы заменить христианский брак*, благословляемый церковью, так называемым гражданским, если не стремлением совершенно освободить свою совесть от напоминания закона христианского о хранении верности**, чистоты*** и целомудрия в супружеской жизни? Когда люди с своим собственным гражданским законом в руках сами могут заключать браки и расторгать их без мысли о Боге**** и без страха ответственности перед судом Его*****: тогда и пред людьми, и перед детьми, происходящими от таких браков, стыдиться нечего; все, даже и оставление детей без попечения отца и матери при разводах******, поставлено на законную почву и не имеет ничего заслуживающего порицания. Как же нашим слепым подражателям Европы не желать подобных законов? При них не будет этих церковных правил, запрещающих браки в близком родстве, стесняющих произвольные разводы, предписывающих крещение и христианское воспитание детей*******. Для них не важно, что сама природа восстает против нарушения ее законов, производя золотушных и глухонемых******** детей от браков в близком родстве, что дети без христианского воспитания********* становятся грубыми язычниками, что произвольные разрывы супружеств разрушают вконец эти естественные гнезда, называемые семействами и предназначенные для размножения, охранения и воспитания птенцов рода человеческого**********. Но у нас замечается нечто еще худшее, чем борьба в Европе за гражданские браки: у нас люди, свободно сошедшиеся, без разрешения всякого закона, не краснея, живут вместе, выезжают, принимают гостей и развязно говорят: "Мы живем в гражданском"*********** браке".
   ______________________
   * Мне кажется, - брак христиан и есть христианский брак. Какой же, не мордовский же? В. Р-в.
   ** Да ведь именно в "христианском браке", соглашаясь с терминологией Дернова, верности не требуется (Лаврецкий и жена его, Каренин и жена его). В. Р-в.
   *** Какая же чистота у Анны, живущей с мужем и Вронским? и у жены Лаврецкого, отдающейся парижским актерам? Но консистория в обоих случаях не развела их, опираясь на слова Евангелия: "только ради прелюбодеяния можно разводиться" - и, след., не признав "прелюбодеянием" жизнь втроем и даже - со многими. А консистория чей "орган"? Секрет усилий к "гражданскому браку" едва ли и не есть единственный способ вырваться к чистоте в браке. Ибо если секретарю духовной консистории не претит, как будет жить Каренин, то ведь самому-то Каренину - претит? И вот, ничего не добившись от консистории, он потребует гражданского брака, потребует его и Лаврецкий, и Калитина - когда придет в сознание. Потребуют его все несчастные, не потому, чтобы хотели в супружестве жить без Божьего благословения, но потому что с просьбою о нем пошли не туда вовсе, не к супруго-Сочетателю, а к супруго-Разъединителю. И эта ошибка адреса и произвела (верим - минутную) запутанность, именуемую "гражданским браком". Известно, что казна бережет потерянные вещи, пока не нашелся хозяин, ей же отдают и похищенные вещи, отнятые у вора. То же случилось на Западе и с семьей. В. Р-в.
   **** Да почему без мысли о Боге? Неужели и помолиться без требника нельзя? В. Р-в.
   ***** Перед судом консистории, и столь жестокой, бесчувственной; но автор скашивает на сторону глаза и приемлет "имя Господа Бога всуе". В. Р-в.
****** Вот когда (не ранее) вспомнил о детях: когда подошла угроза "нашей власти". Ну, а что у русских, рождающихся в Петербурге, "и притом, к несчастию, исключительно почти православных" до одной трети их, - и отцы и матери отнимаются и по имени, и иногда для пропитания, что дети эти же "бросаются в непотребные места или вытравливаются", и все это при полном действии "христианского закона" (см. выше), то автор молчал. "Лицемер, что говоришь о соломине в глазе брата твоего, - изыми из своего бревно". В. Р-в.
   ******* Ну, наше "христианское воспитание" в воспитательных домах ли, - в притонах, как у Скублинской? Вообще в смысле урегулированности и упорядочения семейной жизни древние афоризмы о браке, годные для какой-нибудь Вифании и Ни-комидии, величиною в наш Серпуховский уезд, решительно непригодны. Какое же было "упорядочение" семьи у Лаврецкого: одна - пошла в монастырь, другой - в одиночество, третья - победительница всех - в парижские удовольствия, и все "по христианскому закону". "Регулирует" то, что регулирует, а что не регулирует - то и не регулирует: и когда "правильной" жизни нет - то нет и "правил" иначе как мнимых. В. Р-в.
   ******** Скажите, пожалуйста. Эти "золотушные и глухонемые" сейчас выдвигаются вперед, когда заходит вопрос о "шестом свойстве и четвертом родстве", препятствующих у нас вступать в брак. Но эти "золотушные и глухонемые" весьма подобны актерам кукольного театра, которых держит за ноги простоватый мужик; "мужик" на этот раз никак не может доказать, что у немцев, англичан и у евреев, где шестое свойство и четвертое родство не соблюдаются, дети рождаются "глухонемыми" или "золотушными", и вообще более хилыми, чем у русских; во-вторых, "мужик" не может объяснить, какие же дети рождаются в "благословенном" браке 69-летнего тайного советника с 16-летнею девицей; в-третьих, он не может указать, почему же "золотушными" должны дети рождаться, если чужие друг другу восприемники одного ребенка от купели женятся? или - два родных брата на двух родных же сестрах? или - после смерти жены своей ее вдовец с детьми, чтобы не брать им чужой мачехи, женится на сестре ее? В. Р-в.
   ********* Просто - непостижимо: да отчего при гражданском браке не может быть "христианского воспитания"? Может быть, законоучителя берут не из патеров? Да и какое у нас воспитание при церковном браке, воспитание хоть у Скублинской, в Воспитательном доме, да и в безграмотной деревне? Справедливо заметил во "Власти тьмы" Толстой: "Тычутся, как вылупившиеся цыплята, носом в свой собственный навоз". Нет, уж о "воспитании" Дернов не позаботился, и не о нем он здесь заботится, а о привилегии на "недоуздок". В. Р-в.
   ********** Хорошо "дворянское гнездо" у Лаврецкого! А с Лизой Калитиной могло бы быть гнездо. Но "законы брачные" сему здоровому и нравственному гнезду возникнуть помешали. Пусть же и хранят в кармане, и показывают всему свету протухлое яйцо "сохраненного" им гнезда m-me Лаврецкой, пожившей с актерами в Париже и заведшей в 2-3 дня интрижку с Паншиным перед глазами мужа. Нет, уж чужого добра, добра свободной и независимой любви в браке, вы, его творцы у нас, не трогайте: и поноситесь с той "семейкой", какую создали и иллюстрации которой дает ежедневно суд. В. Р-в.
   *********** Конечно, - не могут назвать "гражданским", ибо гражданство их не признало; но раз их признает общество - то вполне могут назвать его "общественным браком"; "общественно-признанным браком". Также могут назвать его "христианским": ибо христианство не ограничивается требником; и еще лучше и полнее - "библейским". Это совершенно покрывает дело, ибо в Библии и лежит настоящий и единственный корень брака, который, упомянув в начале доклада, на всем остальном его протяжении оспаривает Дернов. Браки, о которых он говорит, и суть невольная и бессознательная реакция к Библии, и борьба - с убийцами ее. В. Р-в.
   _________________
   Философия, с одной стороны, дающая направление умственному настроению, а с другой, - у нас, при подражательности Западу, усвояемая потому, что она именно льстит нашему чувственному настроению, - философия последнего времени есть в сущности одна колоссальная проповедь эгоизма, - эгоизма*, возведенного в принцип, в единственный и безусловный закон жизни. Материализм и дарвинизм говорят: "Нет человека как самостоятельного целого, он есть лишь продукт природы, мировых законов и т. д., - человек должен быть единственным для себя законодателем, своим судьей и решителем своей судьбы. В человеке все естественно, и борьба с требованиями природы дело бесполезное и даже вредное. Так называемый наследственный грех теологов есть не что иное, как простая животная природа человека. "Пить, есть и женщину"**- вот единственное естественное законное требование организма, - в этом состоит сущность природы человека и способность ее к развитию. Организм не может господствовать над самим собою".
   ______________________
   * На "эгоизм" надо у себя и в своем ведомстве оглянуться. В. Р-в.
   ** "Вкусите от всех плодов земных"... "вот тебе - помощница": это где сказано? В. Р-в.
   ______________________
   Под углом такого воззрения все извращеннейшие похоти нашей природы должны считаться именно только выражением полноты нашей природы и как такие, конечно, уже не могут подлежать никакому стеснению или ограничению.
   В невозбранном раскрытии всех вожделений нашей плоти усматривается совершенство жизни всего человеческого рода в будущем. Происхождение добродетели целомудрия объясняется не чем иным, как эгоизмом, который не желает разделять удовольствия своей любви с другими и потому установил закон о браке.
   Такими воззрениями, конечно, дается твердое основание для отвержения закона в принципе, для погружения в пучину чисто животной жизни.
   Пессимизм и буддизм, утверждающие, что благо в том, чтобы не жить, благо в самоуничтожении, практическим следствием имеют опять-таки чисто животную жизнь, наслаждение и удовлетворение всем инстинктам телесной природы, пока человек находится здесь на земле, пока он еще не истребил себя.
   Вот современное направление философии, гибельно влияющее на воззрения на брак и на данный Богом закон, отвергающее его в принципе*. По важности этот вопрос требует глубокого обследования, которое, конечно, невозможно в пределах настоящего доклада, и без того занявшего так долго ваше, досточтимые братия о Христе, внимание.
   ______________________
   * И все "отвергающие закон в принципе". Девство, аскетизм - не правда ли, вот единственное "отвержение закона брака в принципе", и во всем докладе один его автор и есть страшный борец, "отвергающий закон в принципе". В. Р-в.
   ______________________
   Что же сказать в заключение наших рассуждений? К чему должны быть направлены меры пастырей в борьбе со злом, причины коего мы показали?
   Высокое достоинство человека в том, что он господин природы. - Но ему, запечатленному образом Божиим и получившему богоподобную природу, предназначены - только первоначально жизнь и развитие среди природы видимой, а затем предназначено восхождение в мир духовный*, в вечные селения его Создателя и Отца. Словами творческого благословения: "раститеся и множитеся и наполните землю" - указано людям не только на высокое их предназначение, но и** на обязанность с должным вниманием хранить в себе творческую силу чадородия и воспитывать свое потомство согласно с волею Божиею и предназначением человечества.
   ______________________
   * Вот, вот! лезвие скопца уже подкрадывается. В. Р-в.
   ** И все-то сплетено из "не только, но и": о размножении - ни слова; о неразмножении - все. Совсем было подошел к "плодотворению", но вильнул в сторону: "Храните творческую силу чадородия". Да до каких лет? 65, когда вы охотно повенчаете? И для кого и для чего хранить: ведь до невесты вы так и не достукались, обошли ее бочком, обругали вокруг ее все, музыку, картины, и, очевидно, "хранить" "творческую силу" надо для могилы, гроба. Вот как унесешь ее туда, без потомства, вы радостно захлопнете крышку над "творческою силою", воскликнув: "Видели ли вы сатану, спавшего с неба, как молния", "ныне - суд князя мира сего", "я победил мир". Вещие слова. Грозные пророчества. Кто сотворил женщину - сотворил красоту, притяжение к ней, вожделение ее; сотворил возбудителей красоты, и появились музыка, художества, поэзия, явилась мудрость - философия. Но кто захотел бы все это спрыснуть мертвою водой, достаточно было бы перервать пуповину между женщиною и мужчиною. Взор творца померкнет, резец выпадет у скульптора, цевница - у музыканта, а философия превратится в искусственную и сухую игру. На развалинах мира появится осел с длинными ушами и, чего доброго, пожалуй, сочинит "доклад" о вреде красоты и женщины и как следует устроит семью и брак без женщины и красоты, но зато позвав "на брак в Кану" самого длинноухого докладчика, который уж заменит жениху вредную женщину, ляжет с ним на новобрачную постель, но, вместо брачного "греховного" удовольствия, целую ночь ему будет реветь в ухо наставления о целомудрии, о воздержании, о смерти, гробе и будущей жизни. И, утешив в том, что если сам он, конечно, от осла не будет иметь детей, то зато осел охотно назовет его своим "духовным сыном", что совершенно удовлетворит его в чувствах родства. "Ибо преобразует природное родство в духовное". В. Р-в.
   ______________________
   Посему, кроме законодательных мер, статистических исследований и пастырских мер воздействия на взрослых, не самою ли главною мерою является забота пастырей о воспитании подрастающего поколения, о разъяснении ему сущности закона и возможное устранение его от всех, указанных нами, растлевающих влияний?
   Отсюда должны вытекать все задачи дальнейшего пастырского делания, имеющего целью воспитать: здоровое - физически - поколение для общества и для государства, чистое, нравственное - для Церкви и угодное Богу - для царства небесного.
  

XIX. Пастырское собрание по вопросу о незаконных сожительствах и мерах для борьбы с этим злом

   Пастырское собрание столичного духовенства, состоявшееся в зале Общества духовно-нравственного просвещения в духе православия 15 сего декабря, было продолжением такового же собрания 1 декабря. На первом предложен напечатанный уже в "СПб. Дух. Вестн." доклад А. Дернова "О незаконных сожительствах и мерах к борьбе с этим злом", - в собрании 15 декабря надлежало приступить к совещаниям по предложенному предмету.
   Вначале председатель собрания, прот. М. И. Горчаков, указав на сложность и многосторонность поставленного на обсуждение предмета, наметил главные составные его части. При рассуждениях и совещаниях, согласно мысли о. протоиерея, придется: I) выяснять значение законного и нормального брака как конкретного супружеского союза, так и установления в строе человеческого общежития - в народе и государстве, для лиц, вступающих в брак, для детей, семьи, потомства, родственного союза, соседей, населения в обществе, народа, церкви и государства; II) указывать вредные последствия и пагубное влияние незаконных сожительств - для лиц, повинных в этом, для детей, семьи, рода* и т. д.; III) установлять верные воззрения на содержание, природу и существо законного и нормального брачного союза; IV) опровергать распространенные в обществе разные понятия о браке - односторонние, неверные и извращенные; V) исследовать причины и обстоятельства, препятствующие установлению законного брака; VI) указать и выяснить причины и обстоятельства, содействующие распространению незаконных сожительств; VII) обнаружить и критически исследовать отношения к разнообразным явлениям, противным целомудрию, девству и т. п., законодательства уголовного, полицейского и военного, властей и общества; и наконец, VIII) изыскать и указать пастырские меры, какие можно предпринять против широкого распространения упадка целомудренных отношений в населении столицы, соединенного с ужасными последствиями, подрывающими народное здоровье и благосостояние.
   ______________________
   * Оно заключается в юридическом и экономическом (наследственном) бесправии: уничтожьте его, и вы устраните "вредные последствия и пагубное влияние незаконных сожительств для детей, семьи, рода". Но лиса знает, каких она кур ворует, и притворяется охранителем курятника. Нужно бы говорить об "умалении нашего престижа", при даровании таким детям прав. На это и рука не подымется; итак, что дети бесправны - это твердо, как замерзший ледовитый океан, и вот когда они бесправны и от этого, конечно, несчастны - "мы пожалеем их". В. Р-в.
   ______________________
   Указание исчисленных составных частей общего содержания подлежащего обсуждению собрания предмета не есть точная и определенная программа для совещаний собрания, а может служить лишь руководственною и путеводною нитию, около которой имеют ориентироваться совещания, рассуждения, воззрения и расследования о сложном и многостороннем предмете, - о таких явлениях в населении г. С.-Петербурга, которые составляют продукт многочисленных, разнообразных и сложных условий и причин, исторически развивавшихся и продолжающих действовать в жизни нашего времени и находящихся в зависимости от умственного и нравственного настроения тех или других слоев современного общества. Что касается до порядка, очереди и постановки частнейших вопросов, то таковые могут определяться как заявлением 16 столичных пастырей и содержанием предложенного ранее доклада, так и ходом совещаний и желанием по возможности скорее достигнуть результатов совещаний, необходимых и полезных для практической пастырской деятельности.
   Содержание для первых вопросов дается заявлением 16 пастырей от 5 ноября о ежегодном поразительно великом количестве зарегистрированных в Статист. Отд. Думы незаконнорожденных детей в С.-Петербурге, сравнительно с числом законнорожденных, и о том, что эта регистрация свидетельствует о широком распространении в нашем городе незаконных сожительств. Но эти размеры незаконных сожительств в Петербурге не могут казаться ужасающими по общему числу неженатых в Петербурге, сравнительно с количеством состоящих в браке. По однодневной переписи 1890 года, значится: холостых мужчин в Петербурге, находящихся в брачном возрасте от 21 года, 118 811 лиц, а женатых 203 853, вдовых 12 162, разведенных 1057, неизвестного состояния 1669*; девиц от 16 лет 133 764 (замужних же 136 249), вдовиц 58 000, разведенных 1733**, неизвестного состояния 1808. Статистика не дает ответа на вопрос о числе незаконных сожительств в столице, а весьма важно*** было бы точно знать их цифру. Ежегодный подсчет статистических цифр о числе новорожденных в Петербурге в году детей - законных и незаконных и о числе заключаемых браков, по материалам из метрических книг, пастырям церквей столицы вовсе не известен. Неизвестно и процентное отношение числа рождений, супружеств и браков к общему количеству православного населения в столице****.
   _____________________
   * Т. е. "несемейного состояния: 118 711 12 162 1057, а всего 131 930 мужчин брачного возраста на 203 853 внутрь-брачного состояния. Поразительно, что как доклад А. Дернова, так и вызванные им прения даже не упоминают о проституции и домах терпимости. Между тем очевидно, что цифра 131 930 делится на два: проституционную, громадную, и очень небольшую, к несчастию (вот и пришлось сказать), незаконных сожительств, т. е. не венчанных семей. И как только вы ударите по вторым, явление под ударом опадет и пропорционально вспухнет в проституционном. Потому что пуху некуда деться, он может только переместиться. Не связывая этих явлений и крича только о каком-то неизвестном целомудрии, и пастырское собрание, и Дернов, в сущности, борются за проституцию, в пользу проституции. Таковы плоды наивности в сложных вопросах. В. Р-в.
   ** Итак внебрачных женщин брачного возраста: 133 764 58 000 1733, а всего 193 497 на 136 249 брачных. Вот эта цифра и есть корень всего дела. Но пастырское собрание так лениво к ним отнеслось, что даже не подсчитало итога. 5. Р-в.
   *** Когда были однодневные переписи в столице, то в табличках о всем крупном и мелком спрашивалось. Но поразительно, что такой крупный факт, как "незаконное сожительство", показующий желание семейно жить и недопущение самим законом человека до семейной жизни - вовсе в вопросных пунктах не содержался. Нельзя сказать, чтобы статистики не знали об этом, на улице и средь бела дня лежащем, факте; но, очевидно, они боялись опрашиваемых обидеть вопросом, получить дерзость или ложь в ответ: это показует, на какой низкой степени опозоренности стоит в официальных и вообще в светских глазах "незаконное сожительство". А если оно так низко стоит, что о нем даже в статистическом листке спросить нельзя, то будем ли мы осуждать девиц, вдов, что они скрывают всячески рождения. А если скрывают и не могут, не смеют под давлением общества не скрыть: то смеем ли мы отречься, что само общество и l'esprit des lois [дух законов (фр.)] требует убиения детей их. Правда, не прилагая к этому рук и вообще издали, сторонясь. Но ведь бывает на войнах, что целый отряд, корпус, армия сдается без выстрела: она уже так окружена, что не может не сдаться. Вот и девушка или вдова-христианка тоже "так окружена", что не может "не сдаться в материнстве", и бросает ребенка в прорубь, на чердак, в отхожее место, только дабы явиться "чистою", "неосужденною" в глазах "целомудренных" (идеал Дернова) ее окруживших полчищ. В. Р-в.
   **** Ну, т. е. ничего не известно заботливым пастырям. В. Р-в.
   _____________________
   Были голоса, что в данном случае важно для пастыря знать о существовании лишь самого зла* и иметь средства для борьбы с ним. Но вопрос сам собой ставился шире: полезно ли и необходимо ли, для правильной и целесообразной постановки пастырской деятельности, вообще знать положение своей паствы во всех отношениях возможно точнее. Важно в каждый данный момент каждому пастырю иметь возможно точные сведения о числе прихожан каждого прихода, их семейном положении, вообще данные для определения нравственного состояния его паствы. Несомненно, препятствиями на пути к приобретению таковых сведений являются трудность собирания, подвижность столичного населения из прихода в приход, из города в провинцию, разработка статистических материалов, обнародование их, беспрерывное продолжение собирания и издания и т. п. Но, во-первых, без труда ничего не дается; во-вторых, благодаря успехам науки статистики, есть возможность собирать и разрабатывать эти материалы и для целей пастырской деятельности. Ввиду того, что самое собирание статистических сведений ведет к прямому непосредственному знакомству пастыря с его паствой, что и дознано на опыте, мысль о важности учреждения особого статистического комитета или бюро для собирания и разработки сведений, полагаемых в основу пастырского воздействия, завоевывала все больше сочувствия в собрании. В заключение, собрание преобладающим большинством голосов высказалось за необходимость осуществления этого дела в такой или иной форме и постановило: представить Епархиальному Начальству о разрешении учредить статистический Комитет для целей пастырской деятельности и, по получении разрешения, составить комиссию для организации Комитета и его деятельности**.
   _____________________
   * Ну, конечно, говори "вообще", и даже уж лучше говори "о пороках Византии в век Иоанна Златоуста"; а кто имеет ум - переложит это на себя и современников. Перед глупыми же "не мечите бисера". В. Р-в.
   ** Об этом, кажется, поговорили, но ничего не сделали. Да и не нужно. Ибо ведь в чем суть пастырских усилий? Крикнуть: "Не нужно", "уберите" - о том, чего нельзя и не следует убирать (выйдет убийство детей, разрыв семей). Так не все ли одно, раздастся ли крик этот к 125 135 или сколько ни на есть семей? Выйдет, пожалуй, хуже, пожалуй, что выйдет тяжелее. Вот почему уж лучше в темноте. Какой теленок не прячется от стерегущего льва или, чтоб не очень грозно, - от стерегущих шакалов. В. Р-в.
   _____________________
   Переходя к вопросу о внебрачных сожительствах, собрание остановило прежде всего внимание на данных для этого явления. Несомненно, подавляющее большинство виновных в этом падает на холостяков*. Весьма интересную историческую справку о развитии в России холостячества представил о. председатель. До Петра I в России холостячества не было. Всякое лицо, достигшее брачного и возмужалого возраста, заботилось о вступлении в законный брак и об учреждении семьи. Неженившиеся шли в монастырь, незамужние туда же или становились черничками, то есть подвижницами в мире. Бобыли и бобылки были без всякого значения в населении.
   _____________________
   * Которым, как солдатам, офицерам, слушателям высших заведений, - запрещено жениться. Так говорит не лев, а шакал. В. Р-в.
   _____________________
   Со времен Петра пошли холостяки - сначала только переселившиеся к нам из-за границы, на службу государству, иностранцы, мастеровые, пленные шведы и т. п.; потом запрещено было жениться детям* дворян, не поступавшим в школы и на службу государству.
   _____________________
   * Вот тут бы в свое время духовенству и предстать с мужеством; ну, хоть с тем мужеством, с каким Арсений Мациевич вступился за церковные имущества (при Екатерине II). Но Мациевич, за себя и свое вступившись, потерпел аварию; невозможно было смело, твердо и до конца эгоистическое отстаивать. А отстаивание народного достояния, брака, прав семьи, первой и очевиднейшей заповеди, в св. Писании прописанной, - могло бы быть бесконечно мужественным, сложить историческую отличную память духовенству, могло бы быть успешным, опираясь на слово Божие (Мециевич шел против слова Божия: "Не собирайте сокровищ ваших на земле, а собирайте их на небеси; ибо где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше", - сказал Спаситель). Филарет, митрополит, в единственном допущенном императором Николаем Первым случае брака двоюродного брата с двоюродного сестрою едва не подал в отставку и уже написал императору прошение об этом, но только не решился послать и оставил его в черновике (приведен у Барсукова в "Жизни и трудах Погодина"). Вот как сильно было волнение от формы неканонического брака, однако в Германии и Англии допускаемого, вообще человекоподобного; не явно ли, что если нет и никогда не было ни у одного иерарха аналогичного волнения ни от разрешения государством домов терпимости, ни от хроники детоубийств, ни от запрещения Петром Вел. жениться дворянам неграмотным, а теперь - излишне грамотным (студенты высших заведений) и офицерам и солдатам: то не явно ли, говорю я, что все это и было допущено иерархиею, равнодушно с этим примирившеюся, едва ли даже это замечавшею. И "пастырское собрание", говоря о Петре, столь поздно говоря (через 2 века!), должно бы собственно о себе говорить, о своих предшественниках, отстоявших и против государства всяческие браки "в одиннадцатом свойстве и десятом родстве", а вот не отстоявших и не отстаивавших 1-ю страницу св. Писания: "Плодитесь, множитесь, наполните землю". Если бы вся Духовная Коллегия in pleno [в полном составе (лат.)] подала Петру Вел. отставку при попытке ввести насильственное безбрачие юных: он справился бы с св. Писанием и взял бы указ назад. Яков Долгорукий не так поступал. Не встретив протеста со стороны духовенства, явно Петр В. и не думал, что что-нибудь нарушал. Sie transit gloria mundi [Так проходит земная слава (лат.)], можем сказать о пастухах, давших в зарез овцу-брак. В. Р-в.
   _____________________
   Число холостых особенно стало возрастать с того времени, как увеличилось и преобразовано регулярное войско: дети духовенства, не вступившие в школу, брались в солдаты, поместные дворяне в молодости, до женитьбы, призывались на службу и оставались холостыми; состоящим на военной службе для вступления в брак требовалось дозволение начальства, - гардемаринам с 1722 г., служащим в пехотных полках нижним чинам с 1764 г., в конных - с 1766 г., офицерам - с 1800 г., всем вообще - с 1833 г.*. В наше время, в 70-х годах, узаконен особый брачный возраст для офицеров, которые до 23 лет вовсе не могут вступать в брак, а от 23 до 28 лет - могут с дозволения начальства, но с представлением в обеспечение семьи 5000 руб. В настоящее время в печати известен проект нового закона, которым предполагается воспретить офицерам вступление в брак до получения ими чина или жалованья, обеспечивающего, по воззрениям начальства, приличное содержание семьи.
   _____________________
   * Смотрите, как все знают. "Ученый народ". Только Бытия, 1 гл. забыли; "Не было случая вспомнить". В. Р-в.
   _____________________
   В крестьянском населении во времена крепостного права холостячества не было. Интересы помещиков требовали* иметь в вотчинах сколько возможно больше "тягол", - с каждым браком число тягол увеличивалось, - потому что тягло налагалось на женатого крестьянина. Холостяки в деревнях встречались только между дворовыми. С уничтожением крепостного права стало развиваться холостячество и между крестьянами. В городском населении среди купцов и мещан это явление развивалось медленнее, - в настоящее время и в нем оно очень нередко. Запрещение лицам, состоящим в гражданской службе, жениться** без дозволения начальства сперва является с конца XVIII в., и то в некоторых ведомствах, - а с изданием Свода законов 1832 г. общим законом требуется для вступления в брак всякого чиновника дозволение начальства. В настоящее время холостячество достигает очень широкого распространения не только в высших, но и средних и низших классах населения. Самые причины его стали со временем совершенно иные: экономические***, бытовые, социальные, и направления времени - нравственное и умственное и законодательство отчасти****. В зависимости от увеличения числа холостяков растет и число девиц, причем замечательно, что последние, принадлежащие к интеллигентным семействам, быстро прогрессируют и в умственном и в нравственном отношениях, и в практической жизни, а мужская молодежь, вследствие порочного, нередко невольного и принужденного*****, безбрачия, декадентствует. Это тем более опасно, что есть возрастные молодые люди, которым не дозволяется жениться за то, что они посвящают себя научным занятиям или специальному призванию жизни, как-то студентам высших учебных заведений и офицерам. Должно выяснить, насколько вредны****** подобные ограничения установленного общим законом, основанного на законе физической и нравственной природы человека, вложенном в нее самим Творцом Богом, права "лиц всех, без различия состояний - вступать в брак, не испрашивая на сие ни особого от правительства дозволения, ни увольнения от сословий и обществ, к коим они принадлежат" (Гражд. зак., т. X, ч. I, стр. 1). Долг пастырей высказаться, должны ли быть и основательны ли******* такие ограничения. Особенное внимание обращено собранием пастырей на проект закона о разрешении офицерам жениться, как оказывается, почти только на исходе молодости, лет под сорок, когда обеспечение офицера приближается к требуемой проектом норме. Было сообщено, что на страницах военных журналов проект будущего закона обсуждается очень горячо и приводит молодых людей, состоящих в военной службе, прямо в ужас. Молчание духовенства, замалчивание предмета духовными журналами, является не соответствующим их назначению и задачам их деятельности. Собрание горячо приняло к сердцу возможное в будущем ненормальное положение офицеров и решило выяснить точку зрения пастырей церкви на опасный своими следствиями для населения России проект закона. Для составления доклада, имеющего обсудить вопрос всесторонне, избрана особая комиссия. Собрание выслушает доклад в ближайшем после нового года заседании и указанным в уставе Общества путем будет ходатайствовать о принятии высшею церковною властию во внимание пастырского заявления********.
   _____________________
   * Так вот что: интерес к приплоду, увеличение "живых душ", рабочих рук у почти заводчика-плантатора, скрещивавшего девок и парней почти как конский хозяин скрещивает кобыл и жеребцов, все же повело к такому бесконечно благодетельному факту, каменно-стойкому до 1874 года (всеобщая воинская повинность), как непременная в деревне женитьба 18-летнего парня на 16-17-летней. В обычай вошло, нормой стало; там не виданы, не слыханы старые браки, 60-летних "тайных советников" с 16-летними "институтками". Таково-то действие грубейших инстинктов, совпадающих с делом! Но тончайшее и возвышеннейшее учение Библии о браке, раввинами приведенное в абсолютное у евреев исполнение, у нашего духовенства вывалилось из рук, оно ничего в отношении к браку не делало и только писало возвышеннейшие поучения в духовных журналах на тему о святости христианского брака, под чем всегда разумелось строжайшее соблюдение канонических правил и невыход из-под руководства духовенства: и плоды этого налицо. Просто "интересы духовенства" (в противоположность интересам помещиков) не совпадали с браком; были безразличны; вне круга власти, богатств и проч. духовенства: и вот последствие - семейное состояние высших классов, не бывших крепостными, - явилось отсюда. Взирая на этот исторический прецедент, можно задуматься над вопросом: а как бы передать все регулирование брака и семьи, законодательство его и администрацию, в руки власти хотя бы очень грубой, хотя бы ничего в браке не понимающей, но зато "заинтересованной в здоровье приплода и в здоровье населения". Невольно приходит на ум медицина, сонм медиков, которые, пожалуй, дали бы результаты управления еще лучше, чем бывшие помещики. "В тайнах Божиих мы не понимаем; нам здоровья нужно". Но с Богом-благодеющим здоровье совпадает: и медики лучше всего, хоть и слепо выполнят заповедь Божию. В. Р-в.
   ** Поразительно, что даже области, ничего общего со скопчеством не имеющие, не справляющиеся для своих дел и с Евангелием, действуют все-таки в духе скопчества. Тут какая-то магия. Подземный темный огонь, подогревающий снизу и невидимо пласты земли. Что за дело чиновникам до "женитьбы"? Не очевидно ли, что семейный чиновник благонадежнее, устойчивее холостого? Однако нормальным и естественным мыслится холостое состояние. Если бы чиновник "испрашивал дозволения остаться холостым" - мыслился бы нормою брак. Таким образом, произошло всеобщее космическое качание брака, которому учреждения, законодатели бессознательно и слепо подчиняются, "творят волю его", кого по имени и назвать не умеют. И в то же время, что это все от "Лукавого", - видно из того, что на вопрос: "Чем держится отечество, государство, общество?" - решительно каждый законодатель и чиновник, всякий король ответит: "Конечно, - семьею, семейным бытом". Неужели тут не магия, не "темная вода" в глазу?!! Так ведь и все суждения Дернова и пастырского собрания, начинаясь столь очевидною "славою" семье, "gloria familiae", во всем дальнейшем изложении полны раздражения на рожденных и рождающих. Теперь если бы 1000 лет духовенство ежегодно, по каждому поводу, при каждом случае, как это раввины делали у евреев, напоминало о первой заповеди "плодитесь" государству, людям государственным, королям, частным человекам: то, конечно, в конце концов оно "вбило" бы в законы и народы обычай, как помещики за 400 лет забот о "приплоде" вбили в крестьян непререкаемый, своеохотный, закон - жениться в 18 лет на 16-летней. В. Р-в.
   *** Служа на службе в контроле, я наблюдал странную вещь: как только чиновник в низших чинах, жалованье крошечное, так женат и непременно много детей! и не жалуется на это, хотя выбивается из сил!! В то же время всегда это смышленый и полезный чиновник. Совсем другая картина выше: "Ну, что же, может быть, у вас невеста есть", - спросишь чиновника 35-40 лет, получающего от 2800 до 3500 руб. жалованья. В ответ совершенно твердое и искреннее: "Что же я буду пролетариев разводить?" Покойный мой брат мне говорил, что с женитьбою, после которой сейчас пошли у него дети, расходы его на прожитие не только не увеличились, но даже чуть-чуть сократились, от бережливости и аккуратности в трате денег. У холостого деньги, что называется, "горят", сыплются в дыры, на извощиков, на бутылку вина, на букет цветов, на платье у лучшего портного, на карты, на театр; а у семейного вдруг каждая копейка теряет крылья и приобретает очень стойкие ноги. Она лежит в столе, упирается ногами, - и ее можно вытащить, а сама она не выйдет. В. Р-в.
   **** Как осторожно это "отчасти", в отношении к законодательствующему государству. Вот такая-то боязливость и "дипломатия" и породили зло, нерадение, а в государственных людях и писателях неуважение к духовному чину. Ведь и Петр Вел. сперва нашел сонм трусов, а затем дал им в начальники "из офицеров доброго человека", мужа прямого и добросовестного, который бы добросовестно ему все дела докладывал. В. Р-в.
   ***** Тут-то бы и не надо скользить, а внимательно остановиться. В. Р-в.
   ****** Да нет, не "выяснить" у себя в журнальце, языком робким и нерешительным, а, напр., составить процессию с хоругвями и иконами и сонмом иерархов впереди и пойти "предстательствовать", куда следует и перед кем следует. Но у нас энергично просить умеют только мальчики, и о пустяках, а старцы... умеют только винтить стул седалищной частью. В. Р-в.
   ******* Ну, положим, об "основательности" своих мотивов каждое ведомство, напр. военное, само знает. Но ведь как бы ни понадобилось военному ведомству, напр., повенчать какого-нибудь дядю на племяннице, кузена на кузине, духовное ведомство, закон, администрация духовная скажут: "Нельзя - и баста". И послушаются "нельзя". Так вот такого-то повелительного "нельзя" и недоставало 1000 лет, его-то не услышав, гражданские ведомства - и стали запрещать вступать в брак офицерам, солдатам и студентам. В. Р-в.
   ******** Да духовенство прямо вправе было бы заявить, и это было бы действительно, что оно отказывается вносить и не будет вносить в рубрики "незаконнорожденных" всех детей, рождаемых девицами и вдовами от мужчин зрелого возраста и холостых, которым брак запрещен, как в особенности от офицеров. Образовался бы таким образом матернат, и закон о безбрачии офицеров остался бы без действия. В. Р-в.
   _____________________
   Следующим, по очереди, был вопрос о существующих на практике препятствиях и затруднениях при ведении брачных дел в приходах. Горячи и убежденны были в данном случае заявления приходских пастырей. Венчание обставлено такими предварительными формальностями, что строгое соблюдение их ведет к расстройству не одного брака. Часто недостает какого-либо документа, или документ чем-либо недостаточен, и венчать нельзя. Положим, потеряно свидетельство по отбыванию воинской повинности; нового не получить, а без свидетельства нельзя венчать, хотя все прочие документы верны и достаточны. Нередко в паспортах не прописано, холост или нет. Возвращает священник документ для отсылки в волостное правление, чтобы прописали; приносят обратно, отмечен холостым, но нет ни печати, ни подписи - неизвестно, кто прописал. Еще пишут - "в браке не состоит"; нередко это значит и вдов, а может быть, вдов после третьего брака*. При строгом соблюдении формальностей редкий брак можно повенчать на точном их основании**.
   _____________________
   * Давно пора в единственную основу при венчании взять слова Апостола: "Для избежания блуда каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа". Поэтому каждый решительно единичный отказ повенчать сотворяет одного блудника и о

Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
Просмотров: 463 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа