ign="justify">
1 Амфион звуками своей лиры заставлял каменные глыбы
слагаться в стену вокруг города Фив. Орфей своими песнями укрощал диких
зверей и приводил в движение деревья и скалы (греч. миф.).
2 Имеется в виду предание о том, как в 494 году до н.э.
римские плебеи, возмущенные жестокими притеснениями со стороны патрициев,
покинули Рим и удалились на Священную гору (невдалеке от города). Посол
патрициев Менений Агриппа умиротворил народ, рассказав басню о членах
человеческого тела, которые взбунтовались против желудка, за что сами
поплатились крайним изнеможением.
3 Фемистокл (526-461 до н.э.), известный древнегреческий
полководец и политический деятель, однажды успокоил афинян, возмущенных
жадностью должностных лиц, рассказав басню об увязшей в болоте лисе, которая
просила ежа не отгонять облепивших ее комаров, так как они уже напились ее
кропи, а на их место могут слететься новые, голодные и потому еще более
жадные и жестокие.
4 Квинт Серторий (ум. в 72 до н.э.) -римский полководец и
политический деятель. Будучи наместником в Испании, откололся от Рима во
время диктатуры Суллы, противником которого он был, и возглавил армию,
состоявшую из наемников и римских изгнанников. Стремясь укрепить свой
авторитет, Серторий показывался солдатам с ручной белой ланью, якобы
подаренной ему Дианой.
5 Имеется в виду полулегендарный законодатель Спарты Ликург
(ок. Х в. до н.э.), который, чтобы наглядно доказать необходимость реформы
воспитания юношества, по-разному вырастил двух щенков: один из них был
прожорливым и ленивым, а второй проворным. Когда щенков спустили с цепи,
первый бросился к миске с похлебкой, а второй погнался за живым зайцем.
6 Желая показать своим сторонникам, что единодушие важнее
силы, Серторий сначала велел молодому, сильному солдату вырвать хвост у
старой клячи, а потом приказал дряхлому старику вырвать хвост у молодого
коня. Первый справился со своей задачей с большим трудом, потому что
старался вырвать весь хвост сразу, а второй легко выщипал волос за волосом.
7 Мифический царь и законодатель Крита Минос каждые девять
лет якобы посещал Зевса и получал от него наставления. Полулегендарный
древнеримский царь Нума Помпилий, по преданию, постоянно советовался с
мудрой нимфой Эгерией, которая открывала ему волю богов.
Глава XXVII
1 Деции - римский патрицианский род. Три представителя
этого рода (отец, сын н внук) погибли в боях за отечество (IV-III вв. до
н.э.).
2 Имеется в виду рассказ о подвиге Марка Курция; в 362 году
до н.э. он бросился в появившуюся посреди римского форума расщелину,
которую, согласно прорицаниям, во избежание великих несчастий, нужно было
заполнить самым дорогим, что есть в Риме.
Глава XXIX
1 Гомер, "Илиада", XVII, 32.
2 Алкивиад (ок. 450-404 до н.э.) - известный афинский
политический деятель, друг Сократа. В диалоге Платона "Пир" Алкивиад
произносит речь, в которой сравнивает Сократа с силенами (уродливыми
фигурами, внутри которых скрывались прекрасные изображения).
3 Хорег. - руководитель хора (греч.). Просцениум
(проскений) - в античном театре площадка, на которой играли актеры.
Глава XXX
1 Геликон-гора в Беотии (область средней Греции), где
согласно греческим мифам, обитали Музы.
2 В диалоге "О государстве" Платон излагает принципы
совершенного, с его точки зрения, государственного устройства. Идеи в учении
Платона - сущности и прообразы вещей, образующие особый мир, отражением
которого является мир материальный.
3 В наказание за разглашение тайн богов царь Фригии Тантал
был осужден в царстве мертвых вечно мучиться голодом, видя спелые плоды над
самой своей головой, но тщетно пытаясь их сорвать.
4 Вергилий, "Энеида", I, 471. Марпесс-гора на о-ве Паросе,
из которой добывался знаменитый паросский мрамор.
5 Линкей-мифический герои, был одарен необыкновенно острым
взором, проникавшим даже в недра земные.
Глава ХХХI
1 По свидетельству римского писателя Авла Гелия (II в.
н.э.), эти девушки, потеряв рассудок, все разом покончили с собой.
2 Диоген Синопский (ок. 404-323 до н.э.)-древнегреческий
философ-киник; согласно легенде, он покончил жизнь самоубийством, задержав и
остановив дыхание. Ксенократ Халкидский (ок. 406-314)-древнегреческий
философ, учении и последователь Платона; ему приписывался философский
трактат о смерти.
3 Хирон - мудрый и справедливый кентавр, воспитатель
Ахилла. По одной из версий мифа, он добровольно умер вместо Прометея,
передав ему свое бессмертие.
4 Согласно одному из вариантов мифа о Прометее, он сотворил
первых людей из глины.
5 Парки (Мойры) - три богини судьбы, одна из которых пряла
нить человеческой жизни, другая тянула ее, а третья обрезала (греч. миф.).
6 Аристофан, "Богатство", 266-267.
Глава XXXII
1 Палестра - гимнастическая школа в древней Греции.
2 Тевт (или Тот) - легендарный создатель математики,
алфавита и астрономии.
3 Эразм имеет в виду рассказ Платона ("Федр", р. 274 С -D)
о споре египетского царя Тама с обучавшим его Тевтом. Тевт утверждал, что
искусство письма помогает памяти. Там доказывал, что оно, напротив, вредно,
так как, овладев им, человек больше записывает, чем запоминает.
4 Халдеи - племена Южной Месопотамии, образовавшие в VII в.
до н.э. Ново-Вавилонское царство; они считались изобретателями астрологии и
магии, поэтому впоследствии в Риме астрологов называли халдеями.
Глава XXXIII
1 Гомер, "Илиада", XI, 514.
Глава XXXIV
1 Намек на диалог Лукиана "Петух, или Сновидение", в котором
петух рассказывает о своих превращениях из воина в философа Пифагора, затем
в гетеру, циника Кратета, царя, нищего, сатрапа, коня, галку, лягушку я,
наконец, в петуха.
Глава XXXV
1 Энтимема - сокращенный силлогизм (одна из посылок
опушена).
Глава XXXVI
1 Слова из трагедии древнегреческого трагика Еврипида (ок.
480-406 до н.э.) "Вакханки" (369).
Глава XXXVII
1 Елисейские Поля - обитель блаженных в царстве мертвых
(греч. миф.).
Глава XXXVIII
1 Эразм имеет в виду диалог Платона "Пир", в котором
утверждается, что есть две Афродиты: старшая, родившаяся из пены морской,
Небесная Афродита (Урания) и младшая, дочь Зевса и Дионы, Всенародная
Афродита (Пандемос), а следовательно-два Эрота и два различных вида любви
(идеальная и чувственная).
2 Гораций, "Оды", III, 4, 4-5. Перевод Н. С. Гинцбурга.
3 В "Энеиде" Вергилия (VI, 135) прорицательница Сивилла так
говорит о намерении Энея спуститься в преисподнюю для свидания с тенью отца
его, Анхиза.
4 Тит Помпоний Аттик - богатый римлянин, друг Цицерона.
5 Гораций, "Послания", II, 2, 133-135; 138-140. Перевод Н. С.
Гинцбурга.
Глава XXXIX
1 Киннамон - благовонное масло.
2 Помимо четырех материальных сущностей (земли, воды,
воздуха и огня), о которых писали античные материалисты, средневековые
философы различали пятую (квинтэссенцию), якобы наиболее истинную сущность
вещей.
3 Слова из элегии римского поэта I в. до н.э. Секста
Проперция (II, 10, 6).
4 Малея - очень опасный для мореплавателей мыс на побережье
Пелопоннеса.
Глава XL
1 Лемуры, ларвы - духи умерших (римск. миф.).
2 Эразм сопоставляет великана Полифема со св. Христофором
потому, что иконописцы обычно изображали этого святого очень высоким, с
огромным посохом, похожим на мачту.
3 Св. Георгий постоянно изображается на коне, а юноша
Ипполит, погубленный влюбившейся в него мачехой, был, согласно мифу,
искусным наездником.
4 Клепсидра - водяные часы.
5 В житии св. Бернарда Клервосского (ум. в 1153)
рассказывается, как явившийся ему однажды дьявол хвастался, что знает такие
семь стихов из "Псалтири", ежедневное чтение которых непременно приведет в
рай, но открыть эти стихи отказался. Св. Бернард решил ежедневно прочитывать
всю "Псалтирь". Тогда дьявол, рассудив, что это составит еще больший подвиг
благочестия, чем чтение семи строк, назвал магические стихи.
Глава XLI
1 Мория перефразирует три строки из "Энеиды" (VI, 625-
627).
2 Эдилы - в древнем Риме выборные лица, в обязанности
которых входили организация народных зрелищ, городское благоустройство,
полицейский надзор и регулирование продовольственного снабжения.
Глава XLII
1 Артур - легендарный король Британии. С его именем связаны
кельтские предания, послужившие сюжетами для множества средневековых романов
(так называемый цикл романов Круглого Стола).
2 Гермоген - известный певец, о котором упоминает Гораций
("Сатиры", I, 3, 129).
Глава XLV
1 Академики-последователи Платона. Основанная Платоном
философская школа, называлась Академией потому, что его ученики и друзья
собирались в роще, посвященной герою Академу (близ Афин).
2 Зевксид ( V в. до н.э.) и Апеллес (IV в. до н.э.) -
знаменитые древнегреческие живописцы.
3 Моего соименника - то есть Томаса Мора.
4 Эразм имеет в виду знаменитое место из диалога Платона
"Государство" (начало кн. VII), где люди уподоблены узникам, заключенным со
дня рождения в темной пещере. Они обращены спиной к выходу и видят лишь тени
предметов, проносимых мимо пещеры. Только созерцающий идею мудрец подобен
человеку, который вышел из пещеры на свет и увидел самые предметы.
5 В диалоге Лукиана "Петух, или Сновидение" выведен некий
Микилл, который во время послеобеденного сна увидал себя богачом, по был
разбужен петухом и горько об этом сожалел.
Глава XLVI
1 Вейовис-древнеримский бог мщения. Пены-олицетворения
кары, возмездия. Фебры - богини лихорадки (римск. миф .}.
Глава XLVIII
1 Пифагорейцы основывали аскетические общины, в которых
отчасти осуществляли проповедуемый ими отказ от личной собственности.
2 Испанский городок Сант-Яго, в котором, по преданию,
хранились чудотворные мощи апостола Иакова, покровителя Испании, был местом
паломничества.
3 Вероятно, намек на диалог Лукиана "Икароменипп", герой
которого, Менипп, смастерив себе крылья, взлетел на Луну.
Глава XLIX
1 Некоторые комментаторы полагают, что Эразм намекает на
розгу, которой был неизменно "вооружен" учитель.
2 Речь идет об одной из эпиграмм поэта IV-V вв. п. р.
Паллада, где говорится о том, что жизнь учителя так же мрачна, как первые
пять стихов "Илиады" Гомера, с которой начиналось изучение грамматики в
школе.
3 Так, издеваясь над философами, называет Аристофан школу
Сократа в комедии "Облака".
4 Латинская поговорка об осле в львиной шкуре.
5 Дионисий - имя двух сиракузских тиранов, Дионисия
Старшего (431-367 до н.э.) и его сына Дионисия Младшего (свергнут в 357).
6 Реммий Палемон - римский грамматик I в. н.э.,
отличавшийся необыкновенной самонадеянностью. Элий Донат- известный римский
ритор и грамматик IV в. н.э.
7 Анхиз-отец Энея.
8 Альд Мануций (1449-1515)-друг Эразма, владелец
знаменитой типографии в Венеция, издававший сочинения древних авторов, а
также гуманистов, в частности - произведения Эразма.
Глава L
1 Анонимное наставление по риторике, в древности ошибочно
приписывавшееся Цицерону.
2 Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35-95 н.э.) - известный
римский ритор, автор обширного трактата "Образование оратора" -
классического труда по истории и теории римского красноречия.
3 Персий и Лелий упоминаются Цицероном как величайшие
знатоки ораторского искусства.
4 Телемах - сын Одиссея.
5 Стелен - видимо, описка Эразма. Известен Сфенел, друг
Диомеда, одного из героев Троянской войны.
6 Лаэрт - отец Одиссея.
7 Поликрат (VI в. до н.э.) -тиран острова Самос,
отличавшийся богатством и щедростью. Фразимах - древнегреческих
философ-софист (V в. до н.э.).
8 Алкей из Митнлены (на о-ве Лесбос) - знаменитый
древнегреческий лирик (VI в. до н.э.). Каллимах (ок. 310-240 до н.э.) -
один из крупнейших греческих поэтов эпохи эллинизма.
9 Вергилий, "Энеида", II, 39.
10 Имеется в виду триумф, которого удостоился римский
полководец Публий Корнелий Сципион Африканский Старший в 2 02 году до н.э.
после победы над Карфагеном.
Глава LI
1 Сизиф - мифический основатель города Коринфа; за
коварство н обманы он осужден богами вечно вкатывать на высокую гору
огромный камень, который, всякий раз, как Сизиф приближается к вершине,
срывается вниз (греч. миф.). Выражение "сизифов труд" стало нарицательным
для обозначения всякой бесплодной работы.
2 Глоссы - примечания к "Своду римского права", сделанные
средневековыми юристами XI-XIII вв. (так паз. глоссаторами). Впоследствии
глоссы, в спою очередь, приобрели силу законов.
3 В Додоне (Сев. Греция) перед храмом Зевса были развешаны и
расставлены медные сосуды; колеблемая ветром проволока ударялась о них, и
раздавался непрерывный звон. Отсюда - "говор меди додонской", как
беспрерывный шум.
4 Стентор - глашатай, отличавшийся необыкновенно сильным
голосом ("Илиада", V, 785).
Глава LII
1 Универсалии - общие понятия (лат.).
Глава LIII
1 Жители сицилийского города Камарины (Камерины), вопреки
совету Дельфийского оракула, осушили болото вблизи своего города, что
открыло врагам доступ к Камарине.
2 Конклюзия-заключение {лат.).
3 Дефиниция - определение (лат.). Королларии - выводы
(лат.). Пропозиция-утверждение, посылка (лат.).
4 Намек на выкованные Вулканом железные тенета, в которые
попалась его неверная жена Венера со своим любовником, богом войны Марсом.
5 Греческая поговорка.
6 Евхаристия - таинство причащения, в котором, по учению
католической (а также православной) церкви, хлеб пресуществляется в тело, а
вино-в кровь Христову.
7 Гнома - краткое прозаическое или стихотворное изречение,
обычно поучительного характера (греч.).
8 Реализм и номинализм - противоположные направления
средневековой схоластической философии. Реалисты утверждали, что общие
понятия ("универсалии") реально существуют и предшествуют единичным
предметам; номиналисты, наоборот, считали общие понятия лишь абстракциями,
именами реально существующих единичных предметов. Фомисты - последователи
Фомы Аквинского (1225-1274)
- итальянского
средневекового
философа-схоласта. Учение Фомы Аквинского стало официальной философией
католической церкви. Альбертисты-ученики Альберта фон Больштедт
(1193-1280), прорванного богословами Великим, немецкого теолога и
философа-схоласта, учителя Фомы Аквинского. Оккамисты - сторонники Уильяма
Оккама (ок. 1 300-1350)-крупнейшего английского философа-номиналиста.
Скотисты - последователи Иоанна (Дунса) Скота (ок. 1265-1308),
шотландского философа-номиналиста, оспаривавшего догматику Фомы Аквинского.
9 "Послание к Евреям", XI, 1.
10 Намек; на происходивший между скотистами и фомистами спор
о догмате непорочного зачатия богородицы.
11 "Евангелие от Иоанна", IV, 24.
12 Акциденция и. Субстанция - философские термины:
акциденция - случайное, преходящее начало, субстанция - неизменная и
вечная сущность.
13 Хрисипп из Киликии (ок. 280-208 до н.э.) -
древнегреческий философ-стоик; славился как искусный диалектик.
14 Св. Иоанн Златоуст (347-407)-знаменитый проповедник и
богослов. Св. Василий Великий (330-379) - епископ Кесарийский, один из
крупнейших авторитетов восточной церкви. Эразм здесь противопоставляет
ранних "отцов церкви" столпам средневековой схоластики.
15 "Кводлибетум" (от лат. quodlibet - что угодно) название
одного из сочинений Дунса Скота.
13 Matula putes и matula putet, ollae fervere и ollam
fervere-тождественные по значению латинские выражения.
17 Афина-Паллада родилась из головы Зевса (Юпитера), после
того как Гефест (Вулкан) рассек, по просьбе Зевса, его череп (см. Лукиан,
"Разговоры богов", 8).
18 Иудейская тетраграмма-имя божие (Ягве), состоящее из
четырех букв.
Глава LIV
1 Гностик Василид (II в. н.э.) учил, что существует 365
небес, совокупность которых он обозначил словом "абраксас" так как сумма
цифровых значений входящих в него букв равна 365.
2 Гораций, "Сатиры", II, 7, 21.
3 Гордясь своими многочисленными детьми, фиванская царица
Ниобея дерзнула презрительно отозваться о богине Латоне, матери Аполлона и
Артемиды. Разгневанные боги умертвили всех детей Ниобеи, сама же она
обратилась в камень.
4 Эразм имеет в виду рассказ Горация о деревянном Приапе,
который, увидав, как колдуньи Канидия и Сагана заклинают фурий и духов, от
ужаса раскололся с таким треском, что сами колдуньи в страхе убежали
(Гораций, "Сатиры", I, 8).
5 "Историческое зерцало" было написано в XIII в.
монахом-доминиканцем Винцетом де Бове. "Римские деяния" - анонимное
произведение, появившееся примерно в то же время. Сочинения эта, богатые
разнообразными вымыслами, пользовались в средние века огромной
популярностью.
6 Т.е. иносказательно.
7 Т.е. в высшем, мистическом смысле.
8 Гораций, "Искусство поззии", 1. Перевод М. Дмитриева.
9 Эллебор - растение, применявшееся в древности как
средство против душевных болезней.
10 Вероятно, имеется в виду св. Антоний Египетский (ок.
251-356), считающийся основателем пустынножительствующего монашества.
Глава LVI
1 Эразм имеет в виду стихи Горация:
"Мы - ветрогоны, мы все - женихи Пенелопы, подобны
Юношам мы Алкиноя, что заняты были не в меру
Холею кожи и, спать до полудня считая приличным,
Сон, что лениво к ним шел, навевали звоном кифары..."
"Послания", 2, 28-31. Перевод М. Дмитриева.
Глава LIX
1 Диспенсация - разрешение в отдельном случае нарушить
существующий церковный закон. Диспенсивная власть принадлежала папе, который
мог передавать ее епископам, и являлась существенным источником доходов
католической церкви в средние века.
2 В "Послании к Римлянам" (XVI, 18) говорится о тех, которые
"...служат не господу нашему Иисусу Христу, а своему "реву, и ласкательством
и красноречием обольщают сердца простодушных".
3 Интердикт - запрещение богослужения и отправления других
религиозных обрядов, широко применявшееся средневековой католической
церковью в ее борьбе со светской властью в качестве наказания, налагаемого
на целые города,, области, страны, или - реже на отдельных лиц. Бенефиций
- здесь: церковная должность и связанные с ней доходные статьи.
4 "Евангелие от Матфея", XIX, 27.
5 Весьма смелый намек на папу Юлия II (1503-1513), еще
занимавшего папский престол в годы первых изданий "Похвалы Глупости".
Глава LX
1 Десятина - десятая часть урожая и иных доходов,
взимавшаяся в Западной Европе церковью со всего населения.
2 Регулярное духовенство - священники, не принадлежавшие к
определенному ордену или конгрегации, но соблюдавшие монашеский устав.
3 Картезианцы-монахи картезианского ордена, учрежденного
около 1084 года и известного особой строгостью устава.
Глава LXI
1 Рамнузия - Немезида, греческая богиня справедливости и
возмездия.
2 Тимофей-известный афинский полководец IV в. до н.э.
3 Авл Геллий (III, 9, 6) рассказывает о коне, принадлежавшем
первоначально некоему Сею, осужденному на смерть Марком Антонием. Все
последующие владельцы этого коня также погибли насильственной смертью. Тот
же Геллий (III, 9, 7), сообщает, что золото, награбленное в храмах
галльского города Тулузы римским консулом Гнеем Сервилием Цепионом (конец II
в. до н.э.), принесло несчастье всем, кто получил свою долю в добыче.
4 Имеются в виду знаменитые "Adagia" ("Поговорки") -
большой сборник античных поговорок и крылатых слов, снабженных обширными и
остроумными комментариями самого Эразма.
Глава LXII
1 Так называет себя Гораций ("Послания", I, 4, 16). Эпикур
(341-270 до н.э.)-древнегреческий философ, один из самых выдающихся
представителей античного материализма. Эпикурейцы ("Эпикурово стадо")
возводили наслаждение в основной принцип этики.
2 Гораций, "Оды", IV, 12, 27. Перевод Н. С. Гинцбурга.
3 Гораций, "Оды", IV, 12, 28. Перевод Н. С. Гинцбурга.
4 Гораций, "Послания", II, 2, 126.
5 Цицерон, "Письма к близким", IX, 22, 14.
Глава LXIII
1 Сорбонна - богословский факультет Парижского
университета; была центром католического мракобесия в XVI веке.
2 Намек на одно анонимное латинское стихотворение, где Приап
изображен садовым сторожем, который, слушая, как его господин читает Гомера,
запомнил несколько слов и затем употреблял их весьма некстати.
3 "Екклезиаст", I, 15 в. В русском синодальном переводе
Библии этого стиха нет.
4 "Книга пророка Иеремии", X, 14.