y"> Нет любви, и день проходит. Десять фунтов золота
Я истратил понемножку на любовь!
Фронесия
Ну, забирай
И неси домой все это.
Страбак
А подружка где ж моя?
Ни в деревне ничего я делать не могу, ни здесь,
Ржаветь начал, обесчувствел, лежа; жду и жду, бедняк!
Вот она, однако. Что тут, милая, ты делаешь?
Стратофан
Это кто такой?
Фронесия
Кого я больше, чем тебя, люблю.
Стратофан
Чем меня?
Фронесия
Ну да.
Стратофан
Но как так?
Фронесия
Так, что надоел ты мне.
Стратофан
Уж уходишь, взявши деньги?
Фронесия
Что ты дал, то спрятано
920 Дома.
Страбак
Будь со мной, подружка, очень я прошу тебя.
Фронесия
А я шла к тебе, дружочек.
Страбак
Нет, ей-ей, серьезно, я,
Хоть кажусь тебе я глупым, а развлечься чуть хочу;
Ты хоть и мила, а если я не развлекусь чуть-чуть,
То беда тебе!
Фронесия
Желаешь, обниму и поцелуй
Дам тебе?
Страбак
Что хочешь делай, только бы развлечься мне.
Стратофан
На моих глазах с другими обниматься? Не стерплю!
Лучше смерть! Попридержи-ка руку, эй ты, женщина!
Или я своей рукою изрублю обоих вас.
Фронесия
Хочешь, чтоб тебя любили, воин, перестань грозить!
Золотом, а не железом можешь удержать меня
От любви к нему.
Стратофан
Тьфу, пропасть! Ты умна, прекрасна ты:
930 Как любить такого можешь человека?
Фронесия
Как тебе
Не пришло на память то, что здесь же говорил актер?
В ремесле своем искусны все и привередливы.
Стратофан
Как его обнять ты можешь, грязного, лохматого?
Фронесия
Как он ни лохмат, ни грязен, для меня хорош, красив.
Стратофан
Что, я разве не дал деньги?
Фронесия
Мне? Дал сына чем кормить.
Хочешь, чтоб с тобой была я, надо мину дать еще.
Страбак
Прочь пошел! И на дорогу деньги сбереги свои.
Стратофан
Что, скажи, ему должна ты?
Фронесия
Три вещички.
Стратофан
Три! Каких?
Фронесия
Мази, поцелуй, объятья.
Стратофан
Стоите друг друга вы!
Впрочем, ежели его ты любишь, почему б тогда
940 Из твоих хотя немного прелестей не дать и мне?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Всех она к себе пускает! Руки прочь с нее сними!
Страбак
Ты смотри, храбрец! Жестоко быть тебе побитым!
Золота ей дал!
Страбак
А я вот серебра!
Стратофан
А я рабынь,
Фимиаму, плащ.
Страбак
А я вот шерсти и овец. И дам
Много и еще другого, что ни попросила бы.
Ты чем мины злые строить, лучше бейся минами.
Астафия
950 Спорят из-за трат безумный с глупым - нам спасение.
Стратофан
Доставай ты первый лучше.
Страбак
Лучше ты - и лопни хоть!
Стратофан
Вот тебе талант. Держи-ка, чистый! Получай его.
Фронесия
Это хорошо. Будь нашим - впрочем, на своих харчах.
Стратофан
Ты что дашь, эй, подстрекатель? Пояс свой развязывай!
Ну, не бойся.
Страбак
Ты приезжий, а мое жилище здесь.
Я без пояса гуляю. В кошеле на шее тут
Ей завязанных овечек я несу. Молодчика
До чего я ловко срезал!
Стратофан
Срезал я тебя! Я дал!
Фронесия
Ну, входи, прошу, со мной ты будешь. А потом и ты.
Стратофан
Что ты? Как? С ним будешь? Я же после, хоть и дал?
Фронесия
Ты дал,
960 Он же даст. Одно в руках уж, а другого жду еще.
Впрочем, угодить по вкусу я должна обоим.
Стратофан
Пусть!
Так сложилось дело, вижу: что дают, то нужно брать.
Страбак
Но уж ложа моего я занимать тебе не дам.
Фронесия
Поохотилась отлично я, насколько нравилось!
Сладила свои дела все, ваши тоже слажу я.
Кто из вас идет на это, пусть мне только даст понять.
Хлопайте - Венеры ради! Пьесе опекун - она.
Ну, прощайте! Поднимайтесь, зрители, и хлопайте!
"Грубиян" ("Truculentus")
Оригинал этой комедии самим Плавтом не указан. Путем догадок ученые
пытались установить как название пьесы, так и имя греческого драматурга, ее
написавшего. Блестящее ведение интриги, даже и теперь видимое сквозь обломки
крайне испорченной в рукописи пьесы, заставило считать автором оригинала
Менандра, причем занимающий по своей обрисовке центральное месть характер
гетеры Фронесии подталкивал видеть в этой комедии переделку знаменитой
"Фаиды", обработанной для римской сцены еще и Афранием. Но никаких указаний
на этот счет у Плавта нет, поэтому была высказана догадка, что обработке
подверглась другая пьеса Менандра - "Сикионец", правда, единственным
аргументом в пользу этого может служить только то, что в этой пьесе
участвовал некто Стратофан, имя которого сохранилось в единственном
уцелевшем фрагменте этой пьесы. Однако одни и те же имена слишком часто
попадаются даже у разных драматургов, и, кроме того, римские драматурги
зачастую давали действующим лицам своих переделок иные имена. Были попытки
искать источник этой комедии в "Вавилонянах" Филемона, впрочем, не более
обоснованные.
Дата первой постановки комедии не известна. Полагают, что пьеса
написана в конце жизни Плавта.
Из значимых имен действующих лиц характерны: имя гетеры Фронесия -
"умница", так как она водит за нос трех любовников одновременно; ее служанки
Астафия - "сушеный виноград", "изюм"; имя раба Киам означает "боб".
69 много больше, чем весов. - Имеются в виду весы для взвешивания
золота.
74-75 ..мир-покой настал, враги разбиты. - Намек на современный Плавту
Рим по окончании 2-й Пунической войны с Ганнибалом, Филиппом Македонским и
Антиохом Сирийским.
91 ...прибыл с Лемноса. - Остров Лемнос принадлежал Афинам.
230 ...оскудел - его в отставку, за плохую службу, прочь! - Сравнение
любовника с солдатом - общее место в греческой, а затем и римской любовной
лирике.
256 ...дом таранит наш. - Характерный для эпохи Плавта военный образ.
274 Эти медные ты кольца носишь для покупок, что ль, тех старинных, что
с весами, с медью совершаются? - Имеется в виду особый архаический обряд
символической купли-продажи, когда римляне вместо денег расплачивались
медью. Покупатель в присутствии свидетелей и весовщика должен был передать
медь продавцу, произнеся при этом особую формулу. Таким образом, раб
издевается над Астафией, поскольку ей, рабыне, совершенно недоступна
купля-продажа, практиковавшаяся только среди полноправных граждан, ее медные
кольца не помогут ей при покупке на старый лад (при помощи меди и весов),
тем более, что такая купля-продажа распространялась на предметы дорогие -
рабов, землю, рогатый и вьючный скот.
275 ...а сережки... носишь деревянные. - Упоминаются распространенные в
Греции серьги с изображением богини победы Ники.
337 ...коршуны, уж за три дня предчувствуют. - По мнению римских
гадателей на внутренностях животных (преимущественно печени) - гаруспиков,
коршуны за три дня прилетают на то место, где будут трупы.
423 ...я жертву за ребенка приношу богам. - Обычай скорее греческий,
нежели римский.
476 Юнону светоприносящую. - Юнона Луцина, покровительница рожениц.
486-487 ...за эти мнимые сражения уличили, осудили. - Намек на
современных Плавту полководцев-хвастунов, которых в сенате изобличали в
ложных донесениях с театра военных действий, отказывая им в триумфе. Так, в
190 г. до н. э. было отказано в триумфе Квинту Минуцию. Однако это не сатира
Плавта, он лишь передает правительственные решения, которые были у всех на
устах.
495 Плакуша - в подлиннике praefica - наемная плакальщица, которая
прославляла добродетели и подвиги покойника.
515 Нериена - в сабинской мифологии жена Марса.
536 ...накидку я привез из Фригии. - Качество и окраска шерстяных
тканей из Фригии высоко ценилась греками.
539 Амома - ароматическое растение
562 ...долю Геркулесову. - Римляне посвящали Геркулесу десятую часть
любого дохода.
602 Не колдун ли какой? - В оригинале hariolus, "гадатель",
преимущественно уличный. Однако здесь гадатель, судя по его поведению,
напоминает жреца богини войны Беллоны или богини Кибелы (исступленные
скопцы).
611 Кимвалист - музыкант, играющий на кимвале, ударном инструменте в
виде литавры, который употреблялся, в частности, во время вакханалий и на
праздниках, посвященных богине Кибеле.
647 ...отмерить желудей волам. - Во времена Плавта и позднее римляне
кормили желудями не только свиней, но и коров.
649 ...овец тарентских ценных. - Тарентские овцы особенно ценились за
мягкость шерсти.
656-657 Марс разгневался: его овечки к волчьей пасти так близки! - В
италийской мифологии Марс первоначально был богом полей и стад и лишь
позднее был отождествлен с греческим Аресом.
731 Фетида, как над сыном плакала. - Над Ахиллесом.
763 ...позову на суд и штрафа вчетверо добьюсь. - Римская подробность
из судебной области: "наложение рук" и иск о четверном взыскании, как за
кражу с поличным.
775 Калликл выходит с двумя связанными рабынями и с рабами, которые
перед этим подвергли наказанию рабынь.
782 ...к палачам отправлю... с их погремушками. - Под погремушками
понимаются цепи, с которыми появляются палачи.
840 Сам мне будь судьею ты. - В подлиннике судья назван римским титулом
- претор.
842 ...дело ты уж рассудил вперед. - Калликл хочет сказать, что не
может быть судьей в этом деле, поскольку Диниарх самовольно присудил себе
девушку.
845 Шесть талантов - 360 мин - значительная сумма, особенно ввиду того,
что большую часть своего состояния Диниарх уже промотал.
889 Сколько мы ни брали, мало остается все-таки! - Что имеется в виду,
не совсем ясно. Возможно, это параллель с известным афоризмом sic transit
gloria mundi ("так проходит слава мирская"), т. е. гетера может похвалиться,
что умеет обирать, но зато быстро все растрачивает.
931 ...то, что здесь же говорил актер? - Характерное для Плавта
нарушение сценической иллюзии.
954 ...пояс свой развязывай. - В поясе греки носили деньги.