Главная » Книги

Иловайский Дмитрий Иванович - История Рязанского княжества, Страница 2

Иловайский Дмитрий Иванович - История Рязанского княжества


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

и болота чаще и недоступнее. Первый город после Мурома, который здесь упоминается - Рязань, но когда именно она основана? Каким князем? При каких обстоятельствах? На все эти вопросы при настоящем состоянии источников положительные ответы невозможны, поэтому мы должны ограничиться одними соображениями.
   ______________________
   * Кривая железная полоса, употреблявшаяся в старину вместо колокола. Образчик такого била сохраняется и теперь в г. Пронске.
   ______________________
   Под 1096 г. Нестор говорит об Олеге, не принятом смольнянами: "... и иде к Рязаню". Следовательно, Рязань как город существовала еще прежде этого года, а как название страны она и прежде, и после обнимала большое пространство земель, лежавших по среднему течению Оки, по ее притокам с правой стороны и по верхнему Дону. Происхождение самого слова Рязань до сих пор еще удовлетворительно не объяснено. Во всяком случае мы не согласимся с тем, кто вздумает производить его от глагола "резать" и сближать с древней монетой "резань". Без сомнения, оно принадлежит к тем географическим названиям, которые перешли к славянам от туземных обитателей-финнов, подобно именам Москвы, Оки, Мурома и др. Вероятнее всего сближение этого названия с местным словом "ряса", которое означает топкое, несколько болотистое место, обыкновенно заросшее мелким кривым лесом или кустарником*. В связи с этим корнем находятся имена нескольких Ряс (реки в южной части Рязанской губернии), города Ряжска и, наконец, Рязани. Правописание последнего слова установилось не скоро; в источниках оно читается Рязань, Резань и даже Рhзань; род этого слова также определился не вдруг; в первый раз оно встречается в муж. роде: "и иде к Рязаню". Следовательно, в этом слове прежде всего сказалась характеристическая черта местной природы, а потом название страны перешло к первому появившемуся здесь городу. Когда же основан город? В этом случае мы предлагаем следующую догадку. С тех пор как Муром, на основании поземельного раздела между сыновьями Ярослава I, вошел в близкие отношения к Чернигову, у черниговских князей, естественно, явилась потребность связать крайние пункты своих обширных владений, централизовать подчиненные рязанские племена и противопоставить укрепленные пункты напору кочевых варваров. Именно около этого времени на юго-восточные пределы надвигаются половцы, которые потеснили далее к северу рассеянную Мещеру и раскинули свои вежи до самых берегов Прони. Основание города на Оке в том месте, где она достигает наибольшего юго-западного изгиба и, приняв Проню, поворачивает на север, бесспорно удовлетворяло означенным потребностям времени. Вероятно, здесь существовали уже финские поселения; потом пришли русские колонисты, срубили обычный острог и начали собирать ясак с туземцев**. Мы едва ли будем далеки от истины, если начало города отнесем к шестидесятым годам XI столетия и основание его припишем деятельности Святослава Ярославича Черниговского. С тем же значением и еще несколько ранее является в истории Курск на западном краю Черниговского удела. (Житие св. Феодосия)
   ______________________
   * Чт. О. И. и. Д. 1847 г. III. Опыт простонар. Словот. Макарова. В историч. сборнике Погод. VI. Прим. 164. Рязань приводится в числе географических названий, прототипы которых встречаются у дунайских славян.
   ** Совершенное молчание источников о прежнем туземном населении по верхней и средней Оке подало повод думать, что его тут почти и не было. Так, Г. Ходаковский говорит, что муромские, рязанские и бельские леса, кажется, в древние времена не были населены. Ист. Сбор. Погод. VII. 36. Мы не знаем, о какой древности говорит почтенный исследователь; на Мурому указывает Нестор, а что область средней Оки, некогда сплошь покрытая лесом, была издавна обитаема финнами, в этом нет сомнения; иначе откуда мог взяться финский элемент, очень заметный и в местных наречиях и особенно в наружности рязанского населения.
   ______________________
   Итак, Олег удалился в одно из наследственных владений своего рода в Рязань. Но заранее можно было предвидеть, что гордый и храбрый князь не останется спокойно в этой бедной волости, которую надобно было еще делить со своим младшим братом, и не потерпит дальнейшего нарушения своих прав на сравнительно богатый Муром. Он и теперь не захотел выполнить данного слова ехать в Киев и положиться на правосудие враждебных князей, а по обыкновению, предпочел решить дело оружием. В том же 1096 г. Олег присоединил к рязанской дружине воинов своего брата Давыда и пошел на племянника. Когда весть об опасности дошла до Изяслава, он поспешил призвать на помощь дружины ближних Переяславских уделов Суздаля, Ростова, Белоозера и приготовился к обороне. "Ступай в волость отца своего, в Ростов, - прислал сказать ему Олег, - а это волость моего отца; когда сяду здесь, то хочу урядиться с твоим отцом, который выгнал меня из родного города; а ты неужели и здесь не хочешь дать мне моего же хлеба". Юноша, надеясь на многочисленную рать, не хотел уступить справедливому требованию дяди и бодро вышел ему навстречу. Сам летописец, вообще неблагосклонный к Олегу, в этом случае принимает его сторону. "Олег же надеяся на правду [свою], яко прав бе в сем Олег, - прибавляет он, - и поиде к граду с вои". На поляне у ворот Мурома 6 сентября произошла упорная битва; Изяслав пал мертвый, и войско его обратилось в бегство; одна часть рассеялась по лесу, а другая укрылась в городе. Гражданам теперь не оставалась ничего более, как с покорностью принять прежнего князья. Тело Изяслава с честью было похоронено в монастыре Св. Спаса, а впоследствии перенесено отсюда в Новгород. Олег не удовольствовался тем, что задержал молодую жену племянника и приказал "поковать" ростовцев, суздальцев и белоозерцев, захваченных в Муроме, но дал полную волю своей мести: он овладел землями Суздальской и Ростовской, посажал своих посадников по городам и начал брать дани*. Это занятие чужих волостей опять влекло за собой неизбежные войны. Брат убитого Изяслава Мстислав, княживший в Новгороде, спешит вступиться за права своего рода и присылает к Олегу с словами: "Иди ис Суждаля Мурому, а в чюжеи волости не седи, и аз пошлю молится з дружиною своею к отцу своему и смирю тя со отцем моим, аще и брата моего убил [еси], то есть недивьно, в ратех бо и цари и мужи погыбают". Олег в свою очередь повторяет ошибку юноши Изяслава и после удачи показывает ту же заносчивость. Летописец говорит, что он не только отвечает отказом на справедливое требование племянника, но задумал овладеть и Новгородом. Олег расположился с войском на поле у Ростова, а младшего брата своего Ярослава выслал наперед в сторожах. Здесь в первый раз в летописи является действующим лицом этот родоначальник рязанских князей.
   ______________________
   * Лавр. 107, 108.
   ______________________
   После отца Ярослав остался очень молод, так что первое время он, вероятно, жилу дяди Всеволода. Когда последний в 1078 г. сделался великим князем и разделил племянникам уделы, Ярославу досталась Рязань, самая незавидная из отцовских земель. Мы не знаем, когда именно младший Святославич отправился в свой удел, и какое участие принимал до 1096 г. в непостоянной судьбе старшего брата; по крайней мере не встречаем его до тех пор, пока Олег не перенес свою беспокойную деятельность из Южной России в северо-восточную. Присутствие Ярослава в Рязани прежде означенного года отчасти обнаруживается тем, что сын Мономаха из Курска отправился прямо в Муром, где находились посадники Олега, и на пути миновал Рязань вероятно потому, что она управлялась в то время собственным князем. Последняя догадка получит еще большую степень вероятности, если возьмем в расчет другое современное обстоятельство. Без сомнения, одну из главных забот Ярослава составляло построение городов в своей малонаселенной волости. Действительно, под 1095 г. мы имеем следующее известие: "... заложен был град Переяславль Рязанский у церкви Св. Николы Стараго"*. Судя по словам Герберштейна, древняя крепость, около которой впоследствии образовался город Переяславль, первоначально называлась Ярославом или Ярославлем, т.е. по имени своего основателя**. Может быть, около того же времени получил свое начало и город Пронск. Вместе с рязанской дружиной, конечно, Ярослав последовал за Олегом в его походе к Мурому и принял непосредственное участие в борьбе с детьми Мономаха. Но роль его пока была второстепенная; очевидно, он находится в полном повиновении у старшего брата, и летописец До времени не считает нужным говорить о его присутствии в полках Олега.
   ______________________
   * Рязан. Дост. из особ, записки.
   ** Rer. Mosc. auct. 48.
   ______________________
   Посоветовавшись с новгородцами, Мстислав послал в сторожах Добрыню Рагуйловича, который схватил Олеговых сборщиков податей. Услыхав о том, Ярослав, стоявший тогда на Медведице, в ту же ночь бежал к Олегу. Последний отступил сначала к Ростову, потом к Суздалю, но преследуемый Мстиславом, он велел зажечь Суздаль и удалился в Муром. Изгнав неприятелей из своих родовых волостей, скромный Мстислав не желает продолжать бесполезную войну с крестным отцом и опять предлагает ему помириться: "Я моложе тебя, - говорит он Олегу, - пересылайся с моим отцом и возврати захваченную дружину, а я во всем тебя послушаю"*.
   ______________________
   * Лавр. 108.
   ______________________
   К тому же времени, вероятно, относится известное письмо Владимира Мономаха к Олегу*. Несмотря на печаль о потере сына, Владимир, однако, соглашается на кроткие убеждения Мстислава: первый обращается к своему врагу со словами примирения и в трогательном послании к нему изливает чувства отца и христианина. Олег, чувствуя себя не в силах бороться с племянником, изъявил готовность к миру. Молодой князь, оставшись в Суздале, доверчиво распустил своих ратников по селам, и даже не выставил в поле обычных сторожей. Наступила первая неделя Великого поста. Мстислав сидел за обедом, как вдруг пришла весть, что Олег уже появился на Клязьме. Последний, однако, напрасно рассчитывал на то, что племянник, застигнутый врасплох, поспешит удалиться из Суздаля. В два дня Мстислав успел опять собрать сильную дружину из новгородцев, ростовцев и белоозерцев. Он не хотел оставаться под защитой укреплений, а вышел в поле и приготовился к битве. Олег почему-то промедлил еще четыре дня, и дал время подоспеть младшему брату Мстислава Вячеславу, которого Мономах послал с половцами на помощь к сыну. Только на пятый день Святославичи двинулись вперед и на берегах Колакши вступили в битву с детьми Мономаха. Дело кончилось в пользу последних. Разбитый Олег прибежал в Муром, затворил здесь брата, а сам пошел к Рязани, вероятно для того, чтобы собирать новое войско. Но деятельный противник на этот раз решился не оставлять своего преследования до тех пор, пока не принудит неугомонного дядю к окончательному миру: поэтому он не останавливается долго перед Муромом, довольствуется выдачей Изяславовой дружины и по Оке спешит за Олегом. Последний, не дожидаясь его, убегает из Рязани. Мстислав и здесь заключает мир с гражданами, освобождает из плена своих людей и в третий раз посылает к дяде с мирными предложениями. "Не бегай, - говорит он Олегу, - но пошли лучше к братьям с просьбою; они не лишат тебя Русской земли; а я также попрошу за тебя своего отца". Олег, наконец, дал обещание последовать его совету, и Мстислав воротился в Суздаль**.
   ______________________
   * В этом случае мы держимся мнения Карамзина (II. пр. 177) и думаем, что оно не могло быть написано после изгнания Олега из Мурома, как показывают слова: "... и ты седиши в своем [уделе]". Далее см. то место, где Мономах просит Олега отпустить его сноху, т.е. жену покойного Изяслава.
   ** Лавр. 109.
   ______________________
   В словах Мстислава для нас особенно замечательно выражение: "они не лишат тебя Русской земли". Следовательно, все усилия Олега: занятие чужих волостей, измены, битвы - все до сих пор направлено было к тому, чтобы силой воротить отцовские волости в Приднепровье, которое, как известно, в то время по преимуществу называлось Русской землей. Но оружие изменило Олегу; поневоле пришлось положиться на великодушие своих врагов. Любецкий сейм 1097 г. положил конец борьбе за Черниговскую волость. Святославичам были возвращены почти все отцовские земли, т.е. Чернигов, Новгород Северский, Вятичи, Муром и Рязань. Давыд занял Черниговское княжество*, Олег - Северское, а Ярослав - Муромо-Рязанское. С того времени согласие между Мономахом и Святославичами не прекращалось до самой его смерти. Они вместе наказывают Давыда Игоревича за вероломное ослепление Василька и еще раз скрепляют свой союз на Витичевском съезде. Но в знаменитых походах на половцев принимает участие только Давыд Святославич; Олег по-прежнему уклоняется от встречи со старыми союзниками, а Ярослав почти совсем остается чужд событиям Южной России; мы не встречаем его ни на съездах, ни в походах. Только раз, под 1101 г., он появляется вместе с братьями на реке Золотче, чтобы идти с ними на половцев. Поход, однако, не состоялся, и у Сакова был заключен мир. Не ранее 1123 г. потом мы находим его в Приднепровье. Посмотрим между тем какова была его деятельность на севере.
   ______________________
   * В Ипат. лет. стр. 3 под 1112 г. сказано: "... поставиша Феоктиста епископом Чернигову ... и рад бе князь Давыд и княгини".
   ______________________
   Первое знакомство с младшим Святославичем дает нам не совсем выгодное понятие о его личности. Ярослав в повиновении у своего брата и подле него не обнаруживает никаких признаков собственной воли. На поле битвы он является несчастным вождем и первый обращается в бегство, услыхав о приближении передового неприятельского отряда. Наконец, до 1097 г. он как будто не имеет собственного удела, потому что Олег распоряжается в Муроме и в Рязани как полный хозяин. Но было бы слишком поспешно заключать о его ничтожности с первого поверхностного взгляда. Деятельность Ярослава действительно обнаруживает в нем присутствие кроткого, не воинственного характера. Как младший брат, он, по духу того времени, почитает Олега вместо отца, но, впрочем, подчиняется ему именно там, где дело идет об их общих интересах, т.е. о возвращении отцовского удела на юге; в случае успеха за Ярославом оставались все Муромо-Рязанские волости, а по смерти братьев он, конечно, надеялся перейти в Чернигов. Но если Ярослав не обнаружил личной отваги и стремления к военным подвигам - тех качеств, которые составляли принадлежность современных ему князей, то он имеет право на сочувствие историка по своему участию в успехах русской цивилизации на северо-восточном краю России. Мы уже говорили о том, что он не был чужд строительной деятельности, и, вероятно, ему обязаны своим началом некоторые древние города Рязанского княжества, как, например: Переяславль и Пронск. Еще более великая заслуга Ярослава, отличавшегося глубоким благочестием, заключается в его усилиях утвердить христианскую религию между подвластными племенами.
   В землях Мещеры на средней Оке христианство, без сомнения, появилось вместе с первыми городами; на тесную связь этих двух начал указывает известие о первоначальном основании Переяславля Рязанского, который был заложен у церкви Св. Николы Старого. Мы не имеем никаких сведений об успехах проповеди в собственно Рязанской области; можно, однако, с достоверностью предположить, что христианство за стенами городов распространялось здесь очень медленно, хотя ничего не слышно об упорном сопротивлении со стороны туземцев. Не так тихо утвердилась новая религия в стране Муромской. Крещение Муромы, начатое св. Глебом, после него почти прекратилось на некоторое время. Язычники, пользуясь смутной эпохой междоусобий и отдаленности от главных центров русской жизни, начали сильно теснить малочисленную христианскую общину, но не могли, однако, ее уничтожить (церковь Св. Спаса в Муроме 1096 г.). Вместе с язычеством, - которое у муромцев стояло на некоторой степени развития и, вероятно, имело особый класс жрецов-кудесников, - против русского влияния соединился магометанский элемент, занесенный сюда болгарами, последние не только имели постоянные торговые сношения с поволжскими и поокскими племенами, но даже несколько времени господствовали в Муроме*. Между тем как болгары поддерживали мусульман, язычники находили опору в соседней мордве.
   ______________________
   * На магометанские элементы в Муроме указывает Житие благоверного князя Константина.
   ______________________
   Получив в свое распоряжение все Муромо-Рязанское княжество, Ярослав решился вступить в борьбу со всеми элементами, враждебными христианству. Когда его сыновья Михаил и Федор прибыли в Муром, как наместники отца, языческая партия встретила их явным восстанием, и один из княжичей, Михаил, был убит. Тогда Ярославу пришлось вооруженной рукой брать непокорный город. Но он по характеру своему не любил крутых мер, а старался действовать на народ путем кротких увещаний и только в некоторых случаях прибегал к угрозам. Предание рассказывает, что в самом городе возобновилась попытка к мятежу и сделано было покушение на жизнь князя, но что он укротил язычников одним появлением своим перед ними с иконой Богоматери. Борьба окончилась победой христианства, и, по словам предания, даже совершилось торжественное крещение муромских язычников на реке Оке, подобно крещению киевлян при св. Владимире*. Мы думаем, что поход Ярослава на мордву 1103 года произошел в связи с этой религиозной борьбой. Закоренелые язычники, по-видимому, оставили Муром, и с толпами мордвы открыли нападение на русские волости. 4 марта Ярослав дал битву дикарям**. Но уже замечено было, что он не имел удачи в военных предприятиях и не отличался талантами вождя; князь потерпел поражение. Вероятно, были и другие столкновения с ними, но летопись запомнила только самую значительную битву.
   ______________________
   * Весь этот рассказ об обращении Муромы в христианство взят из Жития Благоверного князя Константина и чад его, написанного во времена Ивана Грозного. Касательно тождества Ярослава Святославича и благовер. кн. Константина мы не имеем причин отрицать доказательства, приведенного в Истории Русской церкви Е. Р. Ф. 1848 г. I. ст. 35. примеч. 56, а именно: год события, означенный в прологе, надобно читать не 6700, а 6600, иначе: а) вовсе невероятно, чтобы в 1192 г. было в Муроме грубое язычество, после того как видим там целый ряд князей Чернигово-Муромских; б) по летописям известно, что в 1095 г. был в Муроме Спасский монастырь; в) по жизнеописанию кн. Константин выставляется недалеким от времени Св. Глеба; жизнеописатель не делает и намека на других князей муромских; г) по жизнеописанию перед прибытием Константина в Муром здесь имели силу мордва и болгары-мусульмане. Но к началу XIII в. не время было такому порядку дел. Между тем известно, что Ярослав Святославич воевал в 1104 г. с муромской мордвой, а в 1107 г. болгары воевали в Суздальской области; д) Константин Святославич Муромский XIII века вовсе неизвестен в истории, и даже нет места в хронологии его княжению. А личные обстоятельства Ярослава Святославича ни в чем не разноречат с Житием Константина ... Митрополит Никифор (1104-1124) писал к Ярославу князю муромскому послание против латинян (Москвит. 1844 г. ноябрь, стр. 129. Ж. М. Н. Пр. 1834 г. часть I, стр. 154). У игумена Даниила в его "хождении" записан князь Ярослав-Панкратий: но имя Константина Ярослав мог принять в монашестве, если только имя Панкратия не ошибка писца.
   ** Лавр. 119. Ник. 1.37.
   ______________________
   Почти в одно время с торжеством христианства в Муромской земле побеждено было язычество у вятичей. Успехи христианской проповеди в этой части России замедлились особенно потому, что власть русских князей до самого XII в. ограничивалась здесь только некоторыми укрепленными пунктами, а масса населения находилась в слабой зависимости от потомков Рюрика, управляясь собственными князьями или старшинами, которые не всегда признавали над собой господство русских князей. Так, например, Мономах должен был предпринимать походы для их усмирения: "В Вятичи ходихом по две зиме, на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну ходих первую зиму", - говорит он в своем Поучении (Лавр. 103), а несколько выше сказано: "... первое к Ростову идох сквозе вятиче посла мя отец". Слова "сквозь вятичей" намекают на то, что, подобный путь был не совсем легок и безопасен. В первой трети XII в.* св. Кукша с учеником своим Никоном, оставив Киево-Печерскую обитель, проповедовал слово Божье в стране диких вятичей, крестил много народу и смертью мученика запечатлел здесь торжество новой религии. Христианство в свою очередь помогало распространению княжеской власти в славянских и финских землях: так, в половине XII века вятичи уже спокойно повинуются наместникам черниговских князей. С тех пор христианская проповедь могла свободно проникать в Рязанскую область с юго-западной и северо-восточной стороны.
   ______________________
   * См. Ист. Рус. Цер. Е. Р. Ф. I. 33.
   ______________________
   18 марта 1115 года скончался знаменитый Олег Гориславич, а в 1123 г. умер в Чернигове и старший брат его кроткий Давыд. Из сыновей Святослава в живых оставался только Ярослав, который имел теперь неоспоримое право на первый стол в уделе своего отца. Действительно, он тотчас переходит на юг и садится в Чернигове. Пока был жив Мономах, Ярослав спокойно пользовался своими правами. Спустя два года по кончине Владимира, он остался старшим в целом роде Рюриковичей; но киевский стол по желанию граждан занимает его племянник Мстислав Владимирович, и Ярослав не обнаруживает никакой попытки присвоить себе фактическое старшинство. Он совершенно доволен своим Черниговским уделом, ничего не ищет, кроме спокойствия, и берет с Мстислава только клятву поддерживать его в Чернигове. Если существовала подобная клятва, стало быть существовали и причины, по которым ее требовали. Вероятно, кто-нибудь из родных племянников Ярослава, Давыдовичей или Ольговичей, показывал неуважение к правам дяди, который по своему личному характеру не мог приобрести влияние на младших князей. Опасения Ярослава вскоре оправдались. В 1127 г. Всеволод Ольгович нечаянно напал на Чернигов, захватил дядю в свои руки, а дружину его перебил и ограбил. Такая удача Всеволода объясняется сочувствием к нему черниговских граждан, которые, может быть, тяготились княжением невоинственного Ярослава. Великий князь изъявил намерение наказать Всеволода и возвратить удел своему дяде, поэтому он вместе с братом Ярополком начал готовиться к походу на Чернигов. Всеволод поспешил отпустить Ярослава в Муром и призвать на помощь половцев. Последние действительно пришли в числе 7000 человек, но от реки Выря воротились назад. Ольгович прибегнул к переговорам, начал упрашивать Мстислава, подкупал его советников и таким образом протянул время до зимы. Когда пришел из Мурома Ярослав и стал говорить киевскому князю: "Ты целовал мне крест; ступай на Всеволода", Мстислав находился в затруднительном положении: с одной стороны, обязанность наблюдать справедливость между младшими родичами и крестное целование побуждали его вступиться за дядю; с другой - виновный Всеволод приходился ему зятем, потому что был женат на его дочери. За последнего стояли лучшие киевские бояре; в пользу его подал голос Андреевский игумен Григорий, который пользовался расположением еще Владимира Мономаха и был почитаем всем народом. Великий князь в раздумье обратился к собору священников, так как после смерти митрополита Никиты место его оставалось тогда не занятым. Нетрудно было предвидеть решение собора, потому что большая часть голосов уже заранее принадлежала Всеволоду. К тому же наше древнее духовенство считало одной из главных своих обязанностей отвращать князей от междоусобий и пролития крови. Так оно поступило и теперь: собор принял на себя грех клятвопреступления. Мстислав послушался; но дорого стоила ему впоследствии эта несправедливость, "и плакася того вся дни живота своего", говорит о нем летописец*. Ярослав оставил всякую попытку поддерживать свои права, с грустью воротился в Муром, и прожил там еще два года. Он скончался в 1129 г.
   ______________________
   * Лавр. 130. Ипат. 10. Ник. 2. 60.
   ______________________
   Между тем как деятельность Ярослава главным образом сосредоточивалась около Мурома и Чернигова, для нас замечательна та роль, которую приняла на себя в то время Рязань. С тех пор как Тмутаракань, отрезанная половцами от Южной России, исчезает в наших летописях, ее значение отчасти перешло к Рязани, которая также лежала на русской украйне: младшие безудельные князья, обиженные старшими, так называемые изгои - находят здесь для себя убежище. Под 1114 годом есть известие о кончине двух таких князей в Рязани: один из них был Роман Всеславич Полоцкий, неизвестно каким образом сюда попавший; другой - Мстислав, внук Игоря Ярославича и племянник известного Давыда Игоревича; последний являлся верным помощником своего дяди, участвовал в половецких походах, а потом грабил суда на каком-то море. В Рязани же скончался в один год с Ярославом Михаил Вячеславич, внук Мономаха*. Кроме того, есть известие, что Ярослав Святославич, изгнанный в 1127 г. из Чернигова, на пути в Муром оставил в Рязани какого-то Святополка**, но потом о Святополке более не упоминается. По смерти Ярослава Святославича все Муромо-Рязанские земли достаются его сыновьям: Юрию, Святославу и Ростиславу.
   ______________________
   * Ник. 2. 44, 64. Карам. 2. прим. 256.
   ** Татищев называет его братом Ярослава (2. 233.), Карамзин (2. прим. 247) отвергает это известие, действительно невероятное, потому что ни прежде, ни после не видно, чтобы Ярослав имел брата Святополка; достовернее, что это был один из его племянников.
   ______________________
   С Ярославом оканчивается тесная связь между княжествами Чернигово-Северским и Муромо-Рязанским. Еще внимание Ярослава обращено на юг, он делает усилие, чтобы утвердиться в Приднепровье, но сыновья его уже не возобновляют никаких притязаний на старшинство в роде Святославичей и не думают покидать своих северо-восточных волостей для того, чтобы отыскивать неверные земли на юге. С того времени среднее течение Оки все более и более выделяется из общей системы уделов и начинает жить своей собственной жизнью, подобно княжеству Полоцкому и Галицкому.
  

Глава II. Эпоха внутренних междоусобий и борьбы с суздальскими князьями. 1129-1237 гг.

Сыновья Ярослава. Ростислав Ярославич. 1129-1155 тт. - Начало борьбы с Суздалем. 1146 г. - Ростислав Ярославич два раза изгнан из Рязани. - Набеги половцев. - Построение новых городов. - Отношение к Андрею Боголюбскому. - Глеб Ростиславич. 1155-1177 гг. - Участие Глеба в событиях Суздальского княжества по смерти Боголюбского. - Примирение с Михаилом Юрьевичем в 1176 г. - Война с Всеволодом III. 1177 г. - Поражение рязанпев на Колакше. - Плен и кончина Глеба Ростиславича. - Зависимость Рязани от владимирского князя. Сыновья Глеба Ростиславича. 1177-1212 гг. - Первое междоусобие Глебовичей. 1180 г. - Вмешательство Всеволода III и черниговпев. - Муромские князья. - Поход на камских болгар в 1184 г. - Вторая усобица и война с Всеволодом III. 1186 г. - Отделение рязанской епископии от черниговской. 1198 г. - Третья война с Всеволодом. 1207-1210 гг. - Осада Пронска. - Плен рязанских князей и освобождение. - Второе поколение Глебовичей. 1212-1237 гг. - Братоубийство в 1217 г.

   Сыновья Ярослава разместились на отцовской земле таким образом: Юрий сел в Муроме, а Святослав и Ростислав в Рязани*. Здесь под словом Рязань надобно разуметь название целой области, в которой, кроме собственной Рязани, были в то время и другие города; так, два года спустя после смерти Ярослава, читаем следующее известие: " Того же лета (1131) князи Рязанстии, и Пронстии, и Муромстии много Половец побита". Следовательно, Пронск уже существовал и имел своих князей. Нельзя не обратить внимание на множественное число, употребленное при этом случае; оно показывает, что Ярослав оставил довольно многочисленное семейство; что при трех упомянутых братьях надобно подразумевать их сыновей и племянников. Далее из того же общего предприятия мы заключаем, что эти князья в то время жили в согласии между собой и дружно действовали против внешних неприятелей. Борьба со степными варварами на рязанской украйне продолжалась непрерывно до позднейших времен; летопись, по обыкновению, упоминает только о столкновениях наиболее значительных**. Так, в 1136 г., во время набега на Рязанскую землю был убит печенежский богатырь Темирхозя***. Печенеги, как видно, далеко не были истреблены в половине XI ст.; рассеянные остатки их перемешались с половцами и долго еще грабили соседние земли. В 1143 г. скончался Юрий Ярославич Муромский, не оставив детей. Старший стол перешел к следующему брату Святославу, который до того времени сидел в Рязани. На его место пересаживается младший брат Ростислав (вероятно из Пронска). Спустя два года Святослав скончался в Муроме, и Ростислав, надобно полагать, опять занял или хотел занять его место, а в Рязани посадил своего меньшего сына Глеба****. Но у Святослава был сын Владимир; он или совсем не получил волости от дяди, или хотел наследовать отцовский удел. Как бы то ни было, мир и согласие недолго существовали в семье муромо-рязанских Ярославичей, и в этом углу России открывается борьба между дядей и племянником. Последний находит помощь и покровительство у двух соседних с Рязанью князей Святослава Ольговича Северского и Юрия Владимировича Суздальского. Может быть, это-то обстоятельство и послужило поводом к первому столкновению между княжествами Суздальским и Рязанским. Впрочем, такое столкновение, кроме личных отношений, было неизбежно и по другим причинам. Около половины XII века на северо-востоке, между Волгой и Клязьмой, усиливается Суздальское княжество, благодаря своему выгодному положению и умной деятельности Юрия Долгорукого на поприще славянской колонизации; сюда, на свежую девственную почву, начинают отливать с юго-запада жизненные соки древней России. Соседние волости вскоре не могли, хотя бы инстинктивно, не почувствовать опасения за свою самостоятельность, и каждая по мере своих сил готовится противодействовать слишком быстро возраставшему могуществу соседа.
   ______________________
   * Воскр. лет. 242. (По нов. изд.).
   ** Имея цель собрать все летописные известия о Рязанском княжестве, мы посвящаем эту главу преимущественно описанию многочисленных, хотя и не всегда интересных войн, внутренних и внешних; не забудем, что эти летописные известия о войнах служат нам почти единственным источником для истории Рязани до самого XIV века.
   *** Ник. 2. 65, 136.
   **** Ипат. 21.
   ______________________
   Известно, что в 1146 г. занятие киевского стола Изяславом Мстиславичем и несчастная судьба Игоря Ольговича повлекли за собой целый ряд междоусобных войн, которые отозвались почти во всех русских княжествах. Святослав Ольгович Северский пригласил Давыдовичей соединиться с ним для освобождения из плена злополучного Игоря. Но Давыдовичи более заботились об удержании за собой Черниговских волостей, нежели об участи двоюродного брата, поэтому они вступили в союз с Мстиславичами против Ольговичей. Святослав обратился тогда к Юрию Суздальскому и за освобождение Игоря предложил ему помощь, если он захочет добывать себе Киева, которым Изяслав не по праву завладел мимо своих дядей. Юрий, разумеется, был рад случаю вмешаться в дела Южной Руси и овладеть заветным киевским столом. Пока Долгорукий готовился лично предпринять поход на юг, в стане северского князя явился племянник Ростислава Рязанского Владимир Святославич. В следующей затем войне он принимает участие как усердный союзник Святослава и Юрия, очевидно, стараясь приобрести их расположение и покровительство, и его нельзя сравнивать с известным Галицким изгнанником Иваном Берладником, который сначала служил Ольговичам, а потом оставляет их и переходит к Мстиславичам.
   Между тем и деятельный киевский князь со своей стороны приготовил все средства для успешной борьбы с Юрием и его союзниками. Кроме собственной дружины, Изяслав мог располагать силами своего брата Ростислава Смоленского, черниговских Давыдовичей и новгородцев; мало того, к нему же примкнули и рязанцы. Общие враги соединили интересы князей и привели к союзу Мстиславичей с Ростиславом Рязанским. Когда Долгорукий двинулся на помощь к Святославу, осажденному в Новгороде Северском, Изяслав, в надежде отвлечь Юрия, послал степью гонца в Рязань с просьбой, чтобы Ростислав напал на Суздальскую землю. Ростислав поспешил исполнить его желание, и действительно, Юрий, получив о том известие, отправил на юг только сына Ивана, а сам от Козельска повернул назад. Рязанский князь дорого поплатился за свое смелое нападение; борьба с суздальцами пришлась ему не по силам.
   Он не только должен был спасаться отступлением, но не мог держаться в самой Рязани против Юрьевичей - Ростислава и Андрея, и принужден был бежать к одному из соседних половецких ханов Ельтуку*. Так неудачно было начало долговременной вражды рязанских князей с родом Долгорукого. Изгнав Ростислава из его волости, Юрий, без сомнения, воспользовался случаем наградить Владимира Святославича за его верную службу и посадил его в Муроме. В 1147 г. Владимир был в числе гостей Юрия, когда последний угощал союзника своего Святослава Ольговича в знаменитом поместье боярина Кучка. На рязанском столе около того времени является Давыд Святославич**.
   ______________________
   * Ипат. 26, 29.
   ** Ник. лет. под 1147 г. упоминает о двух, довольно загадочных рязанских князьях. "Того же лета преставился князь Давыд Святославичь в Рязани, и сяде по нем брат его Игорь Святославич на великом княжении в Резани" (2. 95). И потом под 1149 г. "прииде из Рязани в Киев к великому князю Юрью Владимеричю князь Игорь Давыдовичь" стр. 115. Карамзин (2. прим. 300) отвергает первое известие и говорит, что таких князей не бывало. Мы не можем голословно повторить такое решение. Очень может быть, что Давыд Святославич был брат Владимира, другого племянника Ростислава, занявший место последнего после его изгнания, а по смерти Давыда рязанский стол перешел к его брату или сыну Игорю (смотря по тому, что вернее Святославич или Давыдович). Пришествие Игоря в Киев к Юрию Долгорукому совпадает со временем появления Ростислава в Рязани. Вообще, эпизод о князьях Давиде и Игоре довольно правдоподобно наполняет промежуток в истории рязанского княжества между изгнанием Ростислава и его возвращением.
   ______________________
   Между тем Давыдовичи Черниговские изменяют Изяславу и намерены обманом захватить его на левой стороне Днепра. Киевлянин Улеб спешит к великому князю с вестью, что против него соединились все черниговские князья, и рязанские, и суздальские; хотят его убить. О каких рязанских князьях говорит здесь летописец? Вероятно, это были: во-первых, Владимир Святославич Муромский (в летописи не раз под именем рязанских князей упоминаются собственно муромские); во-вторых, Игорь Давыдович, который сел в Рязани после Давыда Святославича. Наконец, мы имеем прямое известие, что даже один из сыновей Ростислава Ярославича Андрей из Ельца прибыл в Чернигов и соединился с Давыдовичами*. Узнав об измене Давыдовичей, Изяслав посылает сказать брату Ростиславу: "Ступай сюда ко мне, а там наряди новгородцев и смольнян, пусть удерживают Юрия, и к присяжникам (ротникам) своим пошли в Рязань и всюду"**. Следовательно, рязанские князья в этой вражде разделились между двумя сторонами, так же как Мономаховичи. Нет сомнения, что Изяслав главным образом говорит о Ростиславе Ярославиче. Но последний на этот раз ничего не сделал в пользу киевского князя, потому что сам находился в затруднительном положении. По крайней мере в следующем, 1148 г. рязанские дружины являются на театре войны только в лагере Ольговичей и Давыдовичей.
   ______________________
   * Ник. 2. 97.
   ** Ипат. 32.
   ______________________
   Не ранее 1149 г.* удалось Ростиславу воротить свою наследственную волость, конечно, при помощи союзных половцев. Обстоятельства в это время ему благоприятствовали. Хотя Долгорукий и овладел Киевом, но все внимание его и все силы были заняты борьбой с племянником, так что он не мог оказать деятельной помощи своим отдаленным союзникам. Пока суздальский князь и его сыновья оставались на юге, Ростислав мог не только спокойно княжить в Рязанском уделе, но и удержать в повиновении своих младших родичей, как можно заключить из следующего известия. Когда Юрий, лишившись Киева, в 1151 г. из Остерского городка начал собирать силы, чтобы снова идти на племянника, и послал за помощью в Рязань, то "не бе ему оттуду ничтоже", говорит летописец**. Обстоятельства переменились, когда суздальский князь воротился на север. Уступая необходимости, Ростислав должен был изменить прежним союзникам и признать себя подручником Юрия. В 1152 г., услыхав о разорении своего Городка, Долгорукий послал за помощью к рязанским князьям, Ростислав Ярославич явился на его призыв с полками муромскими и рязанскими***. Поход, как известно, кончился неудачной осадой Чернигова, и незаметно вообще, чтобы рязанцы отличились тогда усердием к делу суздальского князя. Что это временное подчинение было вынуждено обстоятельствами, доказывает дальнейшее поведение Ростислава. Спустя два года, Юрий предпринял свой последний поход на племянника. Сильный конский падеж заставил его воротиться от Козельска. Вслед за тем произошло враждебное столкновение с рязанским князем. Ясно, что Ростислав не хотел помириться с ролью подручника и отказался участвовать в походе суздальцев, а может быть, как и в 1146 г., он произвел движение в пользу Мстиславичей. Как бы то ни было, новая борьба с соседом опять закончилась изгнанием Ростислава из Рязани, которую Долгорукий теперь отдал своему знаменитому сыну Андрею. Но рязанский князь гораздо более походил на своего дядю Олега, нежели на отца Ярослава. Он ни в каком случае не думал отказаться от своих прав, тем более что средства для борьбы в те времена обиженные князья легко могли найти в южных степях России. Ростислав не замедлил воротиться с половцами и ночью врасплох напал на Андрея. Юрьевич, явившийся таким храбрым и предусмотрительным вождем в войне с Изяславом II, на этот раз не уберегся от нечаянности и едва имел время спастись бегством, столь поспешным, что не успел даже надеть другого сапога. Дружина его подверглась совершенному истреблению: часть ее утонула в Оке во время бегства, остальные засыпаны были в яме по приказанию Ростислава. Андрей убежал в Муром, а оттуда в Суздаль****. Подобный успех внезапного нападения заставляет нас предполагать, что рязанский князь пользовался содействием населения, которое, хотя редко и неохотно принимало участие в княжеских усобицах, однако не любило вообще подчиняться чужим князьям.
   ______________________
   * В этом году пришел в Киев из Рязани Игорь Давыдович.
   ** Ник. 2. 123.
   *** Ibid. 131. Ипат. 69.
   **** Арц. кн. 2. стр. 148. Он не указывает, откуда взял это известие.
   ______________________
   Таким образом при жизни Юрия Долгорукого, с одной стороны, и Ростислава Ярославича - с другой, окончился первый акт борьбы между Суздальским и Рязанским княжествами. Не говоря уже о личном превосходстве суздальских князей, перевес материальных средств очевидно был на их стороне. При этом не надобно упускать из вида нераздельность Суздалмко- Ростовской волости во времена Юрия и сына его Боголюбского, тогда как Муромо-Рязанское княжество было поделено между потомками Ярослава, недолго сохранявшими свое единодушие. Если делать заключение о характере Ростислава по его поведению, то, очевидно, ему нельзя отказать в настойчивости и какой-то суровой энергии. При таких свойствах князя борьба, как мы видели, приняла под конец ожесточенный характер. Ростислав замечателен для нас особенно в типическом отношении, потому что он вместе с дядей Олегом начинает целый ряд рязанских князей, отмеченных общей печатью жесткого, беспокойного характера.
   Теперь посмотрим на другие стороны деятельности первых Ярославичей. На юге шла обычная вражда с кочевниками. Мы видели, что изгнанный Ростислав два раза находил убежище у половецких ханов и получал от них помощь. Но такие союзы дорого обходились русским областям и нисколько не мешали набегам других соседних орд. Из времен Ростислава летопись упоминает о следующих столкновениях с варварами. Под 1148 г. сказано, что в княжение Игоря Давыдовича тысяцкий Константин побил многих половцев в загоне. На другой год половцы опять сделали набег и уже с награбленной добычей возвращались домой, когда рязанские князья, собравшись вместе, догнали их на реке Большой Вороне и жестоко побили. В 1156 г. повторилось то же самое: варвары попленили окрестности Ельца; князья погнались за ними в степи, ночью напали на спящих половцев и отняли полон, а самих избили*.
   ______________________
   * Ник. 2. 106, 119, 155. Об Игоре Давыдовиче прибавлено в Ряз. Дост. Под 1155 г. встреч, довольно странное известие: "Того же лета приходиша Татарове в Резань и на Хапорть, и много зла сотвориша, овехъ избиша, а другихъ в пленъ отовдоша". Ник. 2. 151. Нет сомнения, что здесь дело идет также о половцах, а Хапорт испорченное название Хопер.
   ______________________
   На востоке время от времени повторялась вражда с камскими болгарами. Есть известие, что в 1155 г. они сделали нападение на Муромские и Рязанские земли*. Вероятно, дело не обходилось без неприязненных столкновений и с мордовскими дикарями.
   ______________________
   * Тат. 3.98.
   ______________________
   Между тем славянская колонизация шла своим чередом. Посреди лесов и степей на крутых берегах реки являлись укрепленные пункты, или так называемые города, число которых растет с каждым десятилетием. В географическом отношении для юго-восточной Руси XII в. особенно важны походы Святослава Ольговича Северского в 1146 и 1147 гг. Темная зелень лесов, скрывавшая до того времени от внимания историю земли вятичей и западную часть Рязанского княжества, проясняется; мы открываем здесь присутствие довольно густого населения и многочисленные города, а именно: Брянск, Карачев, Козельск, Мценск, Тулу, Дедославль, Колтеск, Пронск, Елец, Осетр, Лобынск, Тешилов и Нериньск*.
   ______________________
   * Ник. 2. 93, 95. Ипат. 28, 29.
   ______________________
   Построение новых городов, конечно, было делом князей, но летописи редко указывают нам на эту сторону их деятельности. О Ростиславе Ярославиче, например, летописец только один раз, под 1153 г. заметил, что он построил на берегу Оки крепость и назвал ее своим именем, т.е. Ростиславль*.
   ______________________
   * Ник. 2. 137.
   ______________________
   К 1155 г. мы относим смерть Ростислава Ярославича, основываясь на следующем известии. В этом году рязанские князья возобновили оборонительный союз с Мстиславичами и целовали крест Ростиславу Смоленскому на всей любви, причем они все смотрели на Ростислава и имели себе его отцом*. Если обратить внимание на самый тон этого известия, то нельзя не прийти к тому заключению, что он более идет к детям рязанского князя, нежели к нему самому: последний приходился дядей Смоленскому Ростиславу в целом роде Ярослава I. Но союз с смоленским князем не избавил рязанских Ростиславичей от подчинения Суздалю. При Андрее Боголюбском они постоянно играют роль его подручников. В 1160 г. Боголюбский, подражая своему великому деду в защите Русской земли, хотел нанести сильный удар степным варварам и послал на них своего сына Изяслава с суздальской дружиной. К Изяславу присоединилось много других князей, между прочим, муромские, рязанские и пронские. Дружины переправились за Дон и далеко углубились в степи; половцы хотели дать отпор, но были побеждены и рассыпались во все стороны; русские их преследовали; во Ржавцах варвары собрались и в другой раз ударили на наши войска: победа очень дорого стоила русским, и князья с немногими людьми воротились домой**. В следующем году скончался Владимир Святославич Муромский***. В Муроме садится сын его Юрий, а рязанский стол занимает младший Ростиславич Глеб, о его брате Андрее летописи более не упоминают.
   ______________________
   * Ипат. 79.
   ** Ник. 2. 178.
   *** Ibid. 189. В летописи он назван при этом случае великим князем рязанским.
   ______________________
   С этих пор внимание наше преимущественно сосредоточивается на деятельности Глеба. К несчастью, летописцы слишком скупы на известия о событиях Рязанского княжества. Только из некоторых отрывочных намеков мы узнаем кое-что о его отношении к соседям. Так в 1167 г. Владимир Мстиславич во время распри с племянником своим вел. князем киевским Мстисла

Другие авторы
  • Неведомский Александр Николаевич
  • Слезкин Юрий Львович
  • Муравский Митрофан Данилович
  • Горбунов Иван Федорович
  • Мстиславский Сергей Дмитриевич
  • Покровский Михаил Михайлович
  • Крымов Юрий Соломонович
  • Мельгунов Николай Александрович
  • Порозовская Берта Давыдовна
  • Смирнов Николай Семенович
  • Другие произведения
  • Герценштейн Татьяна Николаевна - Краткая библиография
  • Либрович Сигизмунд Феликсович - Обвинительный акт против Леонида Андреева
  • Шевырев Степан Петрович - Вл. Муравьев. С. П. Шевырев
  • Розанов Василий Васильевич - Два вида "правительства"
  • Чернышевский Николай Гаврилович - Тюрго
  • Березин Илья Николаевич - Рамазан в султанском дворце и Бейрам
  • Стасов Владимир Васильевич - Друг русского искусства
  • Чичерин Борис Николаевич - Задачи нового царствования
  • Кольцов Алексей Васильевич - Два письма к П. А. Вяземскому
  • Орловец П. - Юродивый Ивашка
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
    Просмотров: 417 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа