Д. И. Иловайский
История Рязанского княжества
Содержание:
Предисловие автора к первому изданию
Предисловие автора ко второму изданию
Глава I. Происхождение Рязанского княжества
Финское население в области Оки. - Вятичи. - Главные пути славянской колонизации. - Восточные уделы. - Св. Глеб в Муроме. - Происхождение города Рязани. - Борьба Олега Святославича с детьми Мономаха. - Ярослав Святославич. Его характер и деятельность на северо-востоке. - Успехи христианства. - Неудачи Ярослава на юге. - Обособление Муромо-Рязанского княжества
Глава II. Эпоха внутренних междоусобий и борьбы с суздальскими князьями. 1129-1237 ГГ.
Сыновья Ярослава. Ростислав Ярославич. 1129-1155 гг. - Начало борьбы с Суздалем. 1146 г. - Ростислав Ярославич два раза изгнан из Рязани. - Набеги половцев. - Построение новых городов. - Отношение к Андрею Боголюбскому. - Глеб Ростиславич. 1155-1177 гг. - Участие Глеба в событиях Суздальского княжества по смерти Боголюбского. - Примирение с Михаилом Юрьевичем в 1176 г. - Война с Всеволодом III. 1177 г. - Поражение рязанцев на Колакше. - Плен и кончина Глеба Ростиславича. - Зависимость Рязани от владимирского князя. Сыновья Глеба Ростиславича. 1177-1212 гг. - Первое междоусобие Глебовичей. 1180 г. - Вмешательство Всеволода III и черниговцев. - Муромские князья. - Поход на камских болгар в 1184 г. - Вторая усобица и война с Всеволодом III. 1186 г. - Отделение рязанской епископии от черниговской. 1198 г. - Третья война с Всеволодом. 1207-1210 гг. - Осада Пронска. - Плен рязанских князей и освобождение. - Второе поколение Глебовичей. 1212-1237 гг. - Братоубийство в 1217 г
Глава III. Внутреннее состояние Рязанского княжества в конце XII и начале XIII вв.
Природа края. - Города по Оке и Проне. - Основное ядро княжества. - Границы. - Муромский удел. - Соседство с мордвой и половцами. - Христианский элемент населения. - Характеристика князей и народа. - Рязанские бояре. - Средства пропитания. - Торговые сношения
Глава IV. Начало монгольского ига. 1237-1350 гг.
Источники. - Сказание о нашествии Батыя. - 1237 год. - Юрий Игоревич приготовляется к защите. - Гибель княжеского семейства. - Разорение городов. - Евпатий Коловрат. - Ингварь Игоревич. 1237-1252 гг. - Олег Игоревич. 1252-1258 гг. - Роман Ольгович. 1258-1270 гг. - Сыновья и внуки Романа. 1270-1327 гг. - Неудачная борьба с Москвой. - Иван Коротопол и Александр Михайлович Пронский. Сыновья Александра. 1327-1350 гг. - Новые границы княжества. - Червленый Яр. - Приобретения на западе и потеря Коломны. - События в Муроме. - Св. епископ Василий. - Христианские князья в Мещере. - Набеги кочевников. - Политика рязанских князей в отношении к соседям. - Новая столица
Глава V. Олег Иванович. 1350-1402 гг.
Нападение на Лопасну. - Бедствия в Рязани! - Борьба Олега с князьями московским и пронским. - 1371 г. - Союз Олега с Дмитрием. - Татарские погромы. - Эпоха Куликовской битвы. - Обвинения Олега в измене. - Предполагаемое участие Олега в событиях 1380 года. - Договор с Дмитрием. - Разорение от Тохтамыша. - Последняя война с Москвой. - Вечный мир 1386 г. - Татарские отношения. - Борьба с Витовтом. 1395-1402 гг. - Подручники Рязани. - Внутренняя деятельность Олега. - Личность Олега. - Внутренняя деятельность и политические стремления. - Олеговы бояре. - Пострижение и смерть Олега. - Ефросиния
Глава VI. Последняя эпоха самостоятельности. 1402-1520 гг.
Федор Ольгович. 1402-1427 гг. - Договор с Василием Московским. - Последняя усобица между Рязанью и Пронском. 1408 г. - Иван Федорович. 1427-1456 гг. - Подчинение Витовту. - Отношения с Василием Темным. - Московское господство. - Василий Иванович (1456-1483 гг.) и его супруга Анна. - Присоединение Пронского удела к Рязанскому. - Иван Васильевич. 1483-1500 гг. - Договоры с Иваном III и братом Федором. - Иван Иванович. 1500-1520 гг. - Федор отказывает свой удел великому князю московскому. - Великая княгиня рязанская Агриппина. - Татарские набеги. - Иван Иванович, последний князь рязанский. - Борьба боярских партий. - Плен Ивана Ивановича и окончательное присоединение Рязанского княжества к Москве. - Нападение Магмет-Гирея и бегство князя Ивана в Литву. - Розыскное дело. - Последние вести о рязанском князе
Глава VII. Состояние княжества в конце XV и начале XVI вв.
A. Географическое обозрение:
Границы княжества. - Воображаемое путешествие по Оке. - Села и города. - Область монастырей. - Переяславль Рязанский. - Старая Рязань и другие места по Оке. - Берега Прони. - Отношение княжеской колонизации к остаткам городов. - Область верхнего Дона. - Известия иностранцев о Рязанском крае. - Богатство естественных произведений
B. Сторона общественная:
Отношения к Москве, литовским, северским и пронским князьям на основании договорных грамот. - Статья о пленных. - Служилое сословие. - Тяглое население. - Духовенство. - Жалованные грамоты. - Монастырские поместья. - Судопроизводство. - Великие княгини. - Успехи христианства. - Главные пути сообщения. - Восточные караваны. - Торговые сношения. - Разбойники и казаки. - Заключение
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
Главным источником для моего труда послужили русские летописи, преимущественно северные. Хотя известия о рязанских событиях в них вообще редки, отрывочны и местами пристрастны, но, вместе взятые, они составляют значительную массу фактов. Самую твердую опору для исследований представляют, конечно, договорные и жалованные грамоты, рассеянные в изданиях Археографической комиссии и в Собрании Государственных грамот и договоров. Иностранных известий о древнерязанском крае мы имеем очень мало.
Нельзя сказать, чтобы мне пришлось трудиться над материалами, совершенно нетронутыми. Были и прежде некоторые попытки, если не разработать, то, по крайней мере, собрать сырые материалы. Первая известная мне попытка в этом роде относится к концу прошлого и началу настоящего столетия. Сборник имеет такое заглавие: "Достопамятности к Российской истории, большею частью к Рязанской области надлежащие, выбранные из отысканных в Рязанской духовной консистории разных тетрадей и бумаг и собранные в виде летописи в 1793 и 1794 гг. по случаю присланного из Св. правит. Синода 1791 г. августа 31 дня к его преосв. Симону, архиепископу Рязанскому указа о присылки летописей в оный Синод; а 1816 года вновь пересмотренная, исправленная и дополненная". Из каких же тетрадей и бумаг сделаны выписки для этих Достопамятностей? Главным образом из Родословца Русских князей и Географического словаря, составленного Щекатовым, а в последнем историческое обозрение Рязанского княжества основано на извлечениях из Истории Татищева и Никоновой летописи. Гораздо важнее таких выписок, встречающиеся в Достопамятностях сокращения и отрывки из разных грамот, жалованных и судных.
В связи с "Достопамятностями" находятся труды бывшего учителя рязанской гимназии Т. Воздвиженского "Историческое обозрение Рязанской Иерархии" 1820 г. и "Историческое обозрение Рязанской губернии" 1822 г. Более заслуживает внимания первая книга, содержание которой заимствовано из Рязанских Достопамятностей, которые до сих пор остаются неизданными. Уже потому самому, что г. Воздвиженский сделал известными многие любопытные грамоты, вошедшие в Достопамятности, он оказал большую услугу науке. Вторая книга представляет очень мало интереса там, где дело идет о временах княжества. По большей части это ряд выписок, почти слово в слово, из Татищева, Щекатова и Карамзина, ничем не связанных и часто противоречащих друг другу. Но мы не имеем права пренебрегать и этим трудом, потому что у г. Воздвиженского, как рязанского старожила, встречаются местами любопытные заметки, которые могут навести на разные соображения.
Очень важны для истории Рязанского края грамоты и акты, собранные А.И. Пискаревым, 1854 г., но за исключением немногих, эти документы относятся ко временам позднейшим. Сочинения по русской истории и рассеянные в повременных изданиях статьи, которыми я пользовался, будут указаны при самих исследованиях. Новых, неизданных доселе источников мне удалось собрать очень немного.
Излагая историю Рязанского княжества, я имел в виду следующее: во-первых, привести в известность и дать единство фактам, до сих пор разрозненным и отрывочным; во-вторых, указать на самые важные эпохи, которые перешивало княжество, и, в-третьих, по возможности, проникнуть в его внутренний быт. Хотелось бы дать больше места последней, бытовой стороне и остановиться на духовной жизни народа; но здесь историк встречает сильные затруднения, по крайней скудности источников и отсутствию предварительных исследований. Отчетливое изображение древнерязанского быта невозможно до тех пор, пока не будут собраны и изданы в значительном количестве местные предания, песни, поверья, остатки прежних обычаев, пока русская археология и филология не приведет в известность и не объяснит хотя наиболее замечательных памятников рязанской письменности, а равно и памятников искусства, принадлежащих Рязанскому краю.
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
Четверть века прошло со времени моего первого ученого труда, т.е. Истории Рязанского княжества, которая появилась на свет почти в конце 1858 года, в качестве магистерской диссертации. Полагаю, срок достаточный для того, чтобы подвести некоторые итоги своей научной деятельности, т.е. собрать, если не все, то, по крайней мере, довольно многое из того, что было рассеяно по разным углам. Такое подведение итогов предпринимаю тем охотнее, что в данном случае оно облегчается помощью радушного издателя. Впрочем, дальнейшее его усердие вероятно будет зависеть от успеха или неуспеха настоящего тома. Для этого тома, кроме помянутой диссертации, я выбрал из своих сочинений два биографических очерка, которые относятся также к первому периоду моей авторской деятельности. Выпуская вновь эти свои труды, я ограничился только необходимыми поправками или заметками, не вдаваясь в какие-либо большие перемены, в которых притом не вижу и особой надобности.
В следующем томе предполагается поместить Гродненский сейм 1793 года, т.е. мою докторскую диссертацию, и выбор из моих статей, разбросанных по разным периодическим изданиям.
Глава I. Происхождение Рязанского княжества
Финское население в области Оки. - Вятичи. - Главные пути славянской колонизации. - Восточные уделы. - Св. Глеб в Муроме. - Происхождение города Рязани. - Борьба Олега Святославича с детьми Мономаха. - Ярослав Святославич. Его характер и деятельность на северо-востоке. - Успехи христианства. - Неудачи Ярослава на юге. - Обособление Муромо-Рязанского княжества.
"Пo Оце реце, где потече в Волгу же, мурома язык свой, и черемеси свой язык, мордва свой язык", - говорит Нестор, перечисляя народы, населявшие древнюю Россию. "А се суть инии (т.е. не славянские) языци, иже дань дають Руси: Чудь, Меря, Весь, Мурома, Черемись, Мордва" и пр. Следовательно, речная область Оки в первый раз является в истории с обитателями финского или чудского племени. Но заговорив о финском племени и его подразделениях, мы чувствуем под собою почву, далеко не твердую. Этот важный элемент в составе Русского государства представляет еще задачу для истории, и мы пока напрасно ищем в ученой литературе авторитет, на который могли бы смело опереться в своих выводах. Особенно мало сделано для истории и этнографии финнов восточной России. Здесь на первом шагу нас останавливает затруднение отыскать границы между племенами финскими, турецкими и монгольскими; перед нами мелькает множество названий, которые никак не поддаются строгой классификации рода и вида. Разрешение этой задачи можно ожидать только от сравнительной филологии*. Финские народцы, обитавшие в области Оки, по некоторым признакам, составляли только часть большого мордовского племени**. Нетрудно представить себе главные черты их быта при начале нашей истории; без всякого сомнения, он был очень прост и немногосложен, как у всех народов, не вышедших еще из состояния дикости. Рассеянные небольшими группами или отдельными семьями финны жили в глуши первобытных лесов, на берегу рек и бесконечных болот; охота и, вероятно, пчеловодство служили им главными источниками существования; земледелие, может быть, и в те времена входило уже в число их занятий, но ему не благоприятствовали лесистая природа страны и местами скупая, песчано-глинистая почва. В этом случае для нас драгоценны слова Герберштейна, которыми он в первой половине XVI века характеризует мордовское племя. "К востоку и югу от реки Мокши, - говорит он, - лежат огромные леса, в которых обитает мордва, народ говорящий особенным языком. Они отчасти идолопоклонники, отчасти магометане; живут разбросанными селениями, обрабатывают поля; питаются мясом диких животных и медом; богаты дорогими мехами; народ суровый, храбро отбивающий от себя татарских хищников; почти все пешие, вооружены длинными луками и превосходные стрелки". Если сравним с этим известием описание чисто мордовского быта в наше время, то в главных чертах мы находим большое сходство; отсюда имеем право заключить, что и с IX века по XVI век этот быт изменился очень мало. Так, например, мордва до сих пор отличается свойственной дикарям неразборчивостью в выборе пищи; только в недавнее время она оставила привычку пожирать самых нечистых животных, а мясо медведей, волков, ежей, белок, вьюнов и ястребов еще не вышло из употребления.
______________________
* Замечательны, между прочим, некоторые попытки путем языка уяснить взаимные отношения народов, населявших доисторическую Русь. Нельзя не обратить внимания, например, на ту мысль, что жилища финнов при начале русской истории простирались гораздо далее к юго-востоку, нежели обыкновенно полагают. В литературе большей частью принято относить народы, составлявшие некогда царства Казанское и Болгарское, к турецкому поколению. Нам кажется более основательным мнение тех, которые относят их к финнам. Так, один путешественник старается утвердить подобное мнение на географических и других названиях, которые объясняются из финских наречий ("Историч. замеч. на пути из Саратова в Астрахань" проф. Булыгина. ЖМНП. 1836 г. окт.). Особенно часто в собственных именах встречается корень ар с разнообразными приставками и окончаниями, напр. Козары, Болгары, (Авары, Мадьяры) Балангиар, Аркадак, Чардын и множество других. Этот корень приводит путешественника к тому предположению, что большая часть восточной России некогда была заселена каким-то племенем Аров, из которых образовалось обширное государство Козар; последние в IX столетии господствовали от Каспийского моря до берегов Днепра и Оки. Близ Воронежа несколько городищ до сих пор сохраняют название Козарских; под самим городом лежит Козарское поле; в Рязанской губернии на берегу Оки есть селение Козар. От того же племени аров в незапамятные времена отделился народ, получивший по реке Волге название болгар. (На родство болгар с финнами указал и акад. Френ в Memoires de l'Acad, des Sciences, de st. Peter. VI Serie, Sciences, Polit. Histor. et Philoiogie I. 546. 1832 г.). Одна часть его потом двинулась на запад и перешла на Дунай, а другая потянулась на север устья Камы. Камские болгары наиболее выдвинулись вперед из семейства восточных финнов; под влиянием ислама они образовали довольно сильное политическое тело, которое при постоянных торговых сношениях с востоком достигло значительной степени гражданственности, но о жизни этого народа дошли до нас только немногие отрывочные известия, из которых трудно построить что-нибудь цельное. Золотая Орда и Казанское царство пока загораживают от нас своих предшественников, но исследования памятников татарской эпохи конечно прольют свет на темную историю козар и болгар.
** С предположением о существовании народа аров можно поставить в связи любопытные заметки одного наблюдателя над мордовским племенем в Нижегородской губернии (Памятники Мордовской старины //ЖМВД. 1851. март.).
У него мы находим тот же корень ар во многих географических названиях, напр.: Ар-да-тов, Ар-замас, Ар-зама и др. Далее бросается в глаза участие слова азар в именах языческих божеству мордвы, каковы: Паксязар, Вирьязар и пр. Само слово азар имеет значение владыки, господа, и, может быть, указывает на племенного Богародоначальника. Из мордовского языка можно объяснить названия местностей очень отдаленных от Нижегородской губернии, напр.: Керчь и керче или керже - левый; Киев и кияв - многодорожный и пр. Не забудем также, что словом ильмени в Астрах, губ. называются вообще озера, а мордовское Рава (Волга) напоминает древнее Ра. В самом имени Мордвы очевидно скрылся тот же корень ар. Это имя встречается ещеу Иорнанда, рядом с соседней Мерею (Merens, Mordens) в его "De reb. get.". Все эти филологические заметки могут повести к тому предположению, что арское или мордовское племя составляло большой отдел финского поколения и когда-то занимало огромное пространство от Уральских гор до самого Днепра; что вследствие движения кочевых орд из-за Урала оно было отрезано от южной своей части козар и отодвинуто далее на север, где потом утратило родовое название и в IX веке появляется в истории под именами различных народцев.
______________________
В XVI веке часть мордвы исповедывала ислам, заимствованный у соседних болгар, казанских и касимовских татар, но в IX веке язычество в этих странах еще не встречало себе никакого противодействия. К сожалению, религиозные верования северо-восточных финнов далеко не приведены в известность для того, чтобы можно было построить из них полную систему. Однако, благодаря заметкам некоторых наблюдателей, мы имеем довольно цельное понятие о язычестве мордовского племени, видим, что оно прошло несколько ступеней религиозного развития и не лишено присутствия господствующей идеи. Верховное божество называется Шкай, за ним следуют низшие боги и богини, между которыми разделены заботы по управлению различными частями мира, таковы: Керемят, Азарава, Паксязар и Паксязарава, Вирьязар и Вирьязарава, Ведьязар и Ведьязарава, Лугазар и Лугазарава, Юртазар и Юртазарава и проч. Все эти имена встречаются в молитвах, преданиях и поверьях у мордвинов, которые вообще поздно, неохотно подчинились христианству и упорно продолжают сохранять многие языческие верования и обряды.
Приведенные имена свидетельствуют, что первоначально мордва почитала единое, высшее начало под именем Азар; что потом это божество, как и у других народов, разрешилось на отдельные силы природы, и таким образом явились: Ведь-язар лесной бог, Юрт-азар домашний бог и т.д. в роде славянских леших и домовых.
Нижнее течение Оки почти до самого устья занимало племя Мурома, которое прежде других племен, обитавших по Оке, примкнуло к возникающему государству, и несколько опередило их в развитии общественных форм. В IX столетии мы находим здесь город Муром, который может быть и распространил свое имя на ближнюю часть мордвы. Неизвестно, вследствие завоевания или добровольного присоединения он вместе с Ростовом является в числе городов, которыми владел Рюрик. Близость Волги, по которой шел водный путь из Новгорода в Болгарию и Козарию, более всего способствовала раннему участию мери и муромы в русской истории. Язычество муромы, судя по той борьбе, которую должны были выдержать против него первые проповедники христианства, достигло некоторой степени развития. Не знаем, насколько их верования были общие с мордвой, но у нас сохранилось несколько любопытных известий об обрядах муромцев в конце XI столетия. "Очныя ради немощи в кладезях умывающеся и сребреницы на ня повергающе ... дуплинам древяным ветви убрусцем обвешивающе и сим покланяющеся ... кони закалающе, и по мертвых ременныя плетения и древолазная с ними в землю погребающе, и битвы и кроение и лиц настрекания и драния творяще"*.
______________________
* Из жития муромского кн. Константина.
______________________
Между всеми мордовскими народцами для нас особенно важна мещера, которая обитала по притокам Оки выше Муромы. Доныне вся северная часть Рязанской губернии носит название Мещерской стороны. Древние летописцы не отличают ее от мери и мордвы и не знают ее имени*. Затерянные в непроходимых дебрях и болотах между притоками средней Оки, мещеряки дольше своих соседей остаются на степени совершенной дикости и ускользают от внимания истории.
______________________
* Вероятнее всего, что название Мещера есть только видоизменение слова меря.
______________________
Итак, прежде нежели появился славянский элемент в тех местах, о которых мы говорим, финские племена с незапамятных времен были здесь полные хозяева, и самым прочным, самым заметным памятником их древнего господства бесспорно служат до сих пор темные для нас географические названия. К таковым принадлежат имена Оки*, Москвы, Цны, Вожи, Мокши, Рязани и множества других.
______________________
* Г. Макаров в заметках о землях Рязанских сближает это слово с Окат-река у ламутов и Окка-дождь у абазов. Чт. О. И. и Д. I. Считаем необходимым в этом случае сделать следующую оговорку: Неверность ссылок М. Н. Макарова - дело известное, но мы не можем утверждать, что все его ссылки были бы неверны, и потому не имеем права отвергать их без всяких исключений. При своих исследованиях мы выбрали из заметок Макарова наименее подозрительные и упоминаем о них в примечаниях.
______________________
Самым крайним славянским племенем на востоке в IX в. являются вятичи. О происхождении вятичей и их соседей радимичей сохранилось у летописца, как известно, любопытное предание, из которого заключаем, что эти племена, отделившиеся от семейства ляхов, заняли свои места гораздо позднее других славян и в народе еще в XI веке сохранилась память об их движении на восток. Вятичи заняли верхнее течение Оки, и таким образом пришли в прикосновение с мерею и мордвою, которые, по-видимому, без особенной борьбы подвинулись на север. Едва ли могли существовать серьезные причины к столкновению с пришельцами при огромном количестве порожних земель и при ничтожности домашнего хозяйства у финнов. К тому же и самое финское племя, скудно одаренное от природы, с явным недостатком энергии, вследствие неизменного исторического закона должно было всюду отступать перед породой, более развитой. Трудно провести границы между мещерой и ее новыми соседями; приблизительно можем сказать, что селения вятичей в первые века нашей истории простирались до реки Лопасни на север и до верховьев Дона на востоке.
Немногими, но очень яркими красками изображает Нестор языческий быт некоторых славянских племен. "И Радимичи и Вятичи и Север один обычаи имяху: живяху в лесе, якоже всякий зверь, ядуще все нечисто, срамословье в них пред отьци и пред снохами, браци не бываху в них, и игрища межю селы. Схожахуся на игрища на плясанье и на вся бесовская игрища, и ту умыкаху жены собе, с неюже кто съвещашеся; имяху же по две и по три жены, аще кто умряше, творяху трызно над ним, и по сем творяху кладу велику и възложахуть и на кладу мертвеца, сожьжаху, а посемь собравше кости, вложаху в судину малу и поставяху на столпе на путех, еже творят Вятичи и ныне". Судя по первым словам, упомянутые племена не имели ни земледелия, ни домашнего хозяйства. Но далее видно, что они жили селами и имели довольно определенные обычаи или обряды относительно брака и погребения, а подобное обстоятельство уже предполагает некоторую степень религиозного развития и указывает на начала общественной жизни. Впрочем, трудно решить, на сколько слова Нестора относились собственно к вятичам IX столетия, потому что едва ли можно приравнять их к северянам, которые поселились на своих местах гораздо ранее и жили по соседству с греческим водным путем. Ясно по крайней мере, что вятичи в те времена были самым диким племенем между восточными славянами, удаленные от двух главных центров русской гражданственности, они позднее других вышли из родового быта, так что первые города встречаются у них не ранее XII века*.
______________________
* Под 859 годом летописец упоминает о том, что вятичи вместе с полянами и северянами платили хазарам дань шкурами, именно по беле и веверице от дыма. Подчинение вятичей козарам, вероятно, находится в связи с преданием о пришествии последних в страну полян: какой-то козарский князь предпринимал поход на запад для покорения племен так же, как первые русские князья ходили на восток.
______________________
Движением радимичей и вятичей из Польши прекратилось расселение славянских племен в России: они перестают занимать земли более или менее густыми массами и отодвигать далее на север и восток жилища финнов. Последние теперь спокойно могли оставаться на своих местах, но уже навсегда должны были подчиниться влиянию своих соседей. Медленно и туго финское племя проникается славянским элементом; но тем вернее и глубже пускает он свои корни. Проводником этого неотразимого влияния послужила у нас, как и везде, система военной колонизации, начало которой совпадает с началом русской истории. Так о Рюрике говорится в летописи: "... и раздан мужем своим грады ... и по темъ городом суть находницы варязи, а первые насельници в Новегороде - словене, Полотьски -кривичи, в Ростове - меря, в Белеозере - весь, в Муроме - мурома". Разумеется, варяжский элемент при этом играет роль только до тех пор, пока он преобладал в княжеской дружине, т.е. до XI века. Таким образом славяно-русская колонизация вместе с княжеской властью идет сначала от Новгорода на восток великим волжским путем и достигает нижнего течения Оки. Господство князей выражается здесь на первый раз только военным занятием трех городов, составлявших центры трех финских племен, и сбором дани с окрестных жителей. Преемник Рюрика переносит главную сцену исторической деятельности на юг, и Поволжский край на время ускользает от внимания русских князей. Но связь главных центров русской жизни с этим краем не прекращается, благодаря деятельному содействию новгородцев. Известно, что новгородское юношество издавна ходило по рекам в дальние страны с двоякой целью - грабежа и торговли. Эти-то походы и проложили пути славянскому влиянию на финском северо-востоке. С движением славянского элeмента из Новгорода по Волге во второй половине X в. встречается другое движение из юго-западной Руси по Оке*.
______________________
* При Олеге северяне и радимичи вместо козар начинают платить дань киевским князьям. Продолжателем Олега в том же направлении является Святослав, который в 964 г. идет на Оку и на Волгу, приходит к вятичам и спрашивает у них по обыкновению: "Кому дань даете". Они отвечают: "Даем Козаром по шелягу от рала". Затем Святослав обращается на козар и громит их царство. Вятичи, однако, не соглашаются добровольно платить ему дань, как показывает известие летописца под 966 г. "Вятичи победи Святослав и дань на них възложи". Святослав, без сомнения, не проникал на северо-восток далее верхнего течения Оки; хотя и говорится в летописи: "... иде на Оку реку и на Волгу". Берегов последней он мог коснуться во время борьбы с козарами, спустившись к ней по Дону, а иначе, т.е. достигнув Волги Окою, он неминуемо должен был столкнуться с камскими болгарами.
(Поход руссов вниз по Волге в 968 г. мог происходить независимо от киевского князя, так же как и предыдущие походы в 913 и 943 гг. В противном случае наш летописец верно упомянул бы о подвигах Святослава в Камской Болгарии).
Зависимость радимичей и вятичей от русских князей прекратилась, вероятно, во время пребывания Святослава в Болгарии, и сын его Владимир, укрепившись на киевском столе, должен был вступить в новую борьбу с воинственными племенами. Именно в 981 г. Владимир "Вятичи победи и возложи нань дань от плуга, якоже и отец его имаше". Но этим дело не кончилось: под следующим годом опять известие: "Заратишися Вятичи и иде на ня Владимир и победи е второе". В 988 г. он воюет с радимичами, которым Волчий хвост наносит поражение. Недаром при этом случае летописец еще раз вспоминает, что радимичи (а следовательно и вятичи) были родом из ляхов: "... пришедъше ту ся вселиша, и платят дань Руси, повоз везут и до сего дне", - прибавляет он, вообще показывая к ним явное нерасположение. Такое нерасположение очень понятно, если вспомним, что у вятичей, и, вероятно, отчасти у радимичей, в его время язычество существовало еще в полной силе.
______________________
По случаю походов Святослава и Владимира на вятичей для нас очень важно известие об их дани по шелягу с плуга. Ту же дань они платили козарам, между тем как при первом столкновении с последними говорится о белке и веверице (векша) с дома. Отсюда мы заключаем, что в IX и X веках вятичи меняют суровый быт звероловов на более благодарное занятие земледелием; следовательно, выходят из состояния той дикости, на которую указывает летописец словами: "... живяху в лесе якоже всякий зверь, ядуще все нечисто".
С подчинением вятичей киевским князьям верховья Оки вошли в состав русских владений. Устья этой реки принадлежали к ним еще прежде, поэтому и среднее течение не могло далее оставаться вне пределов зарождающегося государства, тем более что малочисленное туземное население было не в состоянии оказать значительное сопротивление русским князьям. Летопись даже и не упоминает о покорении мещеры, которое само собой подразумевается при походах Владимира на северо-восток. Преемники его в XI столетии спокойно проходят с своими дружинами по мещерским землям и ведут здесь междоусобные войны, не обращая внимание на бедных жителей. Близ слияния Волги и Оки дальнейшее движение русского господства должно было на время остановиться: препятствием явилось довольно сильное по тому времени государство Болгар*. Помимо враждебных столкновений камские болгары были знакомы русским князьям по сношениям другого рода. Они служили тогда деятельными посредниками в торговле между мусульманской Азией и восточной Европой. Болгарские купцы ездили со своими товарами вверх по Волге в страну веси, а через мордовскую землю, следовательно, по Оке отправлялись в юго-западную Русь и ходили до Киева. Известия арабских писателей подтверждаются рассказом нашего летописца о магометанских проповедниках у Владимира и торговым договором русских с болгарами в его княжение. Если удачные походы св. князя на камских болгар и не сокрушили эту преграду к распространению русского влияния вниз по Волге, зато окончательно закрепили за ним всю Окскую систему. Но начала гражданственности еще нескоро проникли в эту лесную глушь; первый город упоминается здесь спустя целое столетие.
______________________
* Мы еще можем сомневаться в том, что поход Владимира 987 г. относился бы к волжским болгарам, но, кроме этого года, есть известия и о других походах на болгар. В одном из них прямо говорится (997 г.): "Ходи Володимер на Болгары Волжские и Камские" (Ник. 1. 108).
______________________
Когда Владимир раздавал своим сыновьям города, Муромская земля досталась на долю Глеба*. Но для нас особенно важно деление волостей между сыновьями Ярослава I; оно надолго определило дальнейшее развитие отдельных частей древней России.
______________________
* Замечательно при этом, что он никого не назначил в страну вятичей и радимичей. Такое обстоятельство объясняется отсутствием городов в то время на северо-востоке от Десны до самых низовьев Оки. Северная половина этого пространства, т.е. собственно Рязанская земля, была причислена к Муромскому княжеству; а южная, степная полоса связана была с Тмутараканским княжеством. После битвы при Листвене Мстислав, первый удельный князь тмугараканский, соединил в своих руках обе части; название Тмутаракани распространилось далеко на север; отсюда-то произошло у некоторых историков смешение этого имени с Рязанью, которая в то время еще не выступала на историческом поприще. Знаменитый Олег Гориславич, будучи князем тмутараканским и рязанским, еще более способствовал такому заблуждению. Но в настоящее время после доказательств гр. А.И. Мусина-Пушкина нет более сомнений в том, что Тмутаракань и греческая Таматарха, или древняя Фанагория, одно и то же. ("Историч. исслед. о местопол. древ. Рос. Тмут. княжения"). См. свод всех доказательств и защиту Мусина-Пушкина против возражений Г.И. Спаского в Исследов. о Рус. Ист. Погод. III. 145-153.
______________________
Святослав Ярославич получил на свою долю Черниговский удел. К этому уделу, кроме Северской земли, причислялась долина Оки и Тмутараканское княжество, точно так же как к Переяславскому уделу Всеволода принадлежало почти все верхнее Поволжье. Существование такого деления подтверждается событиями восточной Руси во второй половине XI в. и особенно Любецким съездом, на котором все течение Оки навсегда укреплено за родом Святослава Ярославича. Подобная обширность владений, сосредоточенных в руках одного рода, нисколько не смущала остальных князей. Вся эта лесная глушь имела в их глазах очень мало цены; сами Святославичи, как увидим, долго не могут помириться с угрюмой природой своих уделов и обнаруживают стремление к заветному Приднепровью.
Между тем как деятельность сыновей и внуков Владимира Св. преимущественно сосредоточивалась около Днепра, народы, заселявшие область Оки, все еще прозябают в тени своих первобытных лесов. Признаки жизни заметны только в отдаленном Муроме. Здесь первым удельным князем является Св. Глеб*. Нет сомнения, что главной заботой молодого князя было насаждение христианства в этом крайнем уголке тогдашней Руси. Самая рассылка по городам сыновей Владимира, которая по летописи следует за их крещением, может быть, находилась в связи с заботами великого князя о распространении новой религии. Но это благое дело, кажется, не имело большого успеха в короткий срок пребывания Глеба на севере**. После его смерти христианство должно было еще в продолжение целого столетия выдерживать здесь борьбу с языческой партией прежде, нежели могло провозгласить победу на своей стороне. При столкновениях христианского начала с язычеством Муромский край в то время оживлялся еще торговыми сношениями с Камской Болгарией, что не мешало иногда муромдам вступать в борьбу с сильными болгарами и беспокойными племенами мордвы. В княжение Ярослава I Муром, по-видимому, наряду с Ростовом играл незавидную роль ссылочного места для опальных бояр. Так в 1019 г. великий князь прогневался за что-то на новгородского посадника Константина (сын знаменитого Добрыни) и заточил его в Ростов, "... и на третие лето повеле его убити в Муроме, на реце на Оце"***.
______________________
* Мы не знаем, когда именно он отправился в свой удел. По летописи Владимир роздал города сыновьям в 889 г. в то время, когда Глеб был еще младенцем, или, что вероятнее, совсем не родился. В 1015 г. Борис, любимый брат его, изображается юношей, у которого только что пробиваются усы и борода, а Глеб был моложе Бориса. Вообще прибытие Глеба на север можно приблизительно отнести к 1010 г.
** В прологе мая 21 сказано о Св. Глебе: "... много покусився невозможе одолети его (Мурома) и обратити во Св. Крещение; но поживе вдале его два поприща (два лета) и от Святополка позван лестию".
*** ПСРЛ. V. 134.
______________________
Между тем в юго-восточной части Муромо-Рязанских земель никогда не прерывались враждебные столкновения со степными кочевниками. В начале X в. из Приуральских степей вслед за уграми подвинулись на запад печенеги и потянулись к нижнему Днепру.
За печенегами являются их соплеменники торки. В 1055 г. в первый раз упоминается о приходе половцев в Русскую землю. Они оттесняют более слабых предшественников, и в 1068 г. открывают упорную борьбу с нашими князьями, а к концу XI в. их необозримые кочевья раскинулись по всему степному пространству Южной России. Соседство с этими дикими ордами, конечно, не осталось без влияния на жителей Приокских земель и внесло в эти земли новый элемент населения, враждебный славяно-русскому началу. Стоит только прочесть у Нестора описание половецкого быта, чтобы понять, каково могло быть влияние кочевников. "Якоже се и при нас ныне половци закон держат отець своих кровь проливати, а хвалящеся о сих, ядуще мертвечину и всю нечистоту, хомеки и сусолы; поймают мачехи своя, ятрови, и ины обычая отець своих творят".
27 декабря 1076 г. скончался Святослав Ярославич, оставив пять сыновей: Глеба, Олега, Давыда, Романа и Ярослава. При жизни отца Глеб сидел в Новгороде, Олег во Владимире Волынском, Роман в Тмутаракани; неизвестно, где княжил Давыд, а Ярослав, самый младший*, по юности своей, вероятно, находился при отце; впрочем, можно догадываться, что ему назначались в удел муромо-рязанские волости. С возвратом Изяслава произошло перемещение удельных князей, которое повлекло за собой неизбежные усобицы. Здесь мы по необходимости должны коснуться этих усобиц с той стороны, с которой они имели влияние на судьбы Муромо-Рязанского края.
______________________
* Что Ярослав был младший, доказывает картина в Сборнике Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, написанная в 1073 г.; она изображает Святослава с супругой и пятерых его сыновей; Ярослав представлен здесь младенцем. Карам. П. пр. 132.
______________________
Изгнанный из Новгорода, Глеб Святославич погиб в земле Заволоцкой Чуди; Олег, лишенный Владимира Волынского, жил некоторое время в Чернигове у дяди Всеволода. Из этого впрочем нельзя заключить, что он не имел тогда никакого удела; без сомнения ему предоставлены были вместе с младшим братом все те же Муромо-Рязанские земли. Несколько времени спустя, мы действительно находим в Муроме посадников Олега. Но, как замечено, князья не дорожили своими северо-восточными областями и не любили скучать в этой глухой стороне, поэтому Олег не поехал к себе в Муром, а явился у брата в Тмутаракани, и отсюда начинает ряд попыток отнять у Всеволода и Мономаха Чернигов, как достояние своего отца. Средства для борьбы с старшими князьями у младших в то время находились всегда под руками, т.е. наемные половецкие дружины. Первая попытка Олега, предпринятая вместе с двоюродным братом Борисом Вячеславичем, в начале имела успех, но кончилась несчастной для них Нежатинской битвой, 3 окт. 1078 г. После того во все время Всеволодова княжения в Киеве незаметно, чтобы Олег возобновил свои усилия занять Чернигов; когда погиб брат его Роман, он даже пробыл два года пленником у греков. Но освободившись из плена, Олег занял Тмутараканское княжество и выжидал опять удобного случая завладеть Черниговским уделом. Такой случай представился после кончины Всеволода. Воспользовавшись сильным поражением Святополка и Мономаха от половцев под Трепольем, Олег в 1094 г. опять явился с своими дикими союзниками у ворот Чернигова. На этот раз Мономах, не имея достаточных сил, чтобы отразить врагов, помирился со своим соперником и вышел из города.
Но между тем как Святославичи принимали главное участие в событиях Южной России, их северные волости оставались без надежной защиты от нападения неприязненных соседей. В Муроме управляли посадники Олега. Неизвестно, были ли они сами виноваты в беспорядках или не имели достаточно средств и власти удерживать в повиновении беспокойную муромскую молодежь, которая выгодам торговли с зажиточными болгарами предпочитала грабежи их судов по Волге и Оке. Обиженные обратились с жалобами к Олегу и брату его Ярославу*. Не получив удовлетворения, болгары взялись за оружие и в 1088 г. захватили Муром. Впрочем, они оставались здесь недолго, и, вероятно, довольствуясь разграблением города, ушли восвояси: по крайней мере, спустя несколько лет, опять упоминается о посадниках черниговского князя в Муроме.
______________________
* Татищ. 2. 140.
______________________
И во второй раз Олег недолго княжил в отцовском городе. В следующем 1095 г. неприязненные отношения Святославичей к Мономаху и Святополку опять переходят в сильное междоусобие. Поводом к неудовольствию послужила явная недоверчивость Олега к двоюродным братьям, когда они пригласили его идти вместе с ними на половцев. Олег пошел но не вместе, а другой дорогой, и, кажется, уклонился от битвы с своими прежними союзниками. Он также не согласился выдать русским князьям сына половецкого князя Итларя, после того как отец был умерщвлен в Переяславле. Мономах и Святополк однако не вступили прямо в борьбу с Олегом, а прежде хотели вероятно лишить его помощи брата Давыда; поэтому они в конце 1085 г. вывели последнего из Смоленска в Новгород, а в Смоленске посадили Мономаховича Изяслава. Вскоре, однако, Давыд воротился и опять занял Смоленскую волость. Около того же времени Изяслав Владимирович является в Курске. Неизвестно, потерпел ли Изяслав у Курска неудачу или взял его, но потом оставил, угрожаемый соседством Олега Черниговского; только в том же году он уходит с юга и отправляется в другую волость Святославичей - Муромскую землю. Муромцы, может быть недовольные боярским управлением и желавшие иметь собственного князя, охотно приняли Изяслава и, выдали ему Олеговых посадников*. Хотя в письме своем к Олегу Владимир впоследствии осуждает сына за то, что он пожелал чужого и послушался своих алчных дружинников, но едва ли можно думать, чтобы Изяслав в этом случае осмелился поступить против воли Мономаха, который держал своих детей в строгом повиновении. Очень может быть, что занятие Мурома находилось в связи с открывшейся вскоре усобицей между черниговским князем и его двоюродными братьями. Известно, что в 1076 году Олег отвечал из Чернигова гордым отказом на приглашение братьев приехать в Киев и не хотел предстать на суд перед епископами, игуменами и смердами. Тогда Святополк и Мономах припомнили ему дружбу с варварами и решились по обыкновению предоставить дело суду Божьему. Услыхав о приближении противников, Олег 3 мая 1096 года вышел из Чернигова и заперся в крепком Стародубе. Здесь он защищался 33 дня, и начал просить мира только тогда, когда граждане доведены были до крайнего изнеможения, а помощь между тем не являлась. Великий князь и Владимир согласились на мир и послали Олега к брату Давыду, чтобы вместе с последним он приехал в Киев улаживаться о волостях. Олег отправился к Смоленску, но смольняне отказались принять в свой город князя, который приобрел недобрую славу за свою дружбу с половцами. Огорченный такой неудачей, Гориславич обратился на восток и пошел к Рязани**. Тут в первый раз встречается в летописи это имя, и мы остановимся на нем несколько времени прежде, нежели последуем за дальнейшим течением событий.
______________________
* Лавр. 98(?).
** Лавр. 98. Ник. 2. 12.
______________________
С XI столетия славянские поселения на финском северо-востоке начинают принимать все более и более значительные размеры благодаря строительной деятельности русских князей. Главным средством для утверждения власти в подчиненных землях всегда и везде служило построение крепостей там, где их не было, и военное занятие городов, уже существующих. Точно так поступали и древние русские князья: они строили новые города на восток и на запад от великого водного пути, имея в виду защиту края, сбор дани с туземных жителей и заселение пустых земель. Уже Рюрик принялся за это дело и по некоторым спискам летописи велел "городы рубити". Строительная деятельность особенно усиливается со времен Владимира Св. и Ярослава I. Стук топора и смешанные человеческие голоса с тех пор постоянно" нарушают спокойствие дремучих лесов на северо-востоке России. Несколько десятков домиков с земляным валом вокруг показываются над рекой в тени зеленых рощ, и путник, плывущий в лодке, замечает в окрестностях движение, а иногда различает остроконечную кровлю с крестом и слышит звон била*, призывающего на молитву, в местах, где незадолго перед тем печально каркали вороны, белки прыгали по деревьям, торопливо пробегали лисицы и другие зверьки, да изредка хрустели ветви под тяжелой лапой медведя, или из чащи показывалась непривлекательная фигура дикаря, с головы до ног закутанного в звериные шкуры. Ранее началось построение городов в Суздальской и Ростовской областях; несколько позднее встречаются они по Оке, где туземное население было еще более дико и малочисленно, а леса