Главная » Книги

Каченовский Михаил Трофимович - Взгляд на Благородный Пансион при Императорском Московском Университете

Каченовский Михаил Трофимович - Взгляд на Благородный Пансион при Императорском Московском Университете



Каченовский Михаил Трофимович

Взгляд на Благородный Пансион при Императорском Московском Университете

  

Взглядъ на Благородный Панс³онъ при Императорскомъ Московскомъ Университетѣ.

  
   Плоды Наукъ зрѣютъ медленно. Полезное дерeво просвѣщен³я, перенесенноe изъ климатовъ чужестранныхъ въ любезное наше Отечество, уже глубоко пустило корни; благодѣтельные лучи нашего свѣтозарнаго Феба ускорятъ дѣйств³е Природы; и мы увидимъ молодыя вѣтви покрытыя цвѣтами - а плоды?... станемъ надѣяться. Любовь къ учен³ю и у насъ сдѣлается модою. Уже Дворяне Руск³е чувствуютъ необходимость просвѣщен³я; видятъ, что для снискан³я себѣ уважен³я надобно по крайней мѣрѣ казаться ученымъ, по крайней мѣрѣ знать нѣсколько. словъ нерускихъ, слѣдственно стыдятся невѣжества. Начало доброе! станемъ надѣяться.
   Число благотворителей, пожертвовавшихъ важными суммами на заведен³е Университетовъ, доказываетъ, что много есть въ Росс³и такихъ людей, которые для дѣтей своихъ и внуковъ устилаютъ цвѣтами путь къ щастливой жизни: они увѣрены въ пользѣ Наукъ и просвѣщен³я. Но Университеты не воспитываютъ, а принимаютъ уже воспитанныхъ юношей, для усовершенствован³я ихъ въ высшихъ Наукахъ. Между тѣмъ, что дѣлать небогатому Дворянину, желающему дать хорошее воспитан³е своимъ дѣтямъ? Училища низшей степени, вообще столь полезныя, столь благодѣтельныя для Государства, учреждены не съ тѣмъ намѣрен³емъ, что бы въ нихъ воспитывались Дворяне: воспитан³е въ Великой Монарх³и не можетъ и не должно быть равное для всѣхъ состоян³й, мног³е Панс³оны, содержимые иностранцами изобилуютъ всѣми неудобствами публичнаго воспитан³я, не имѣя почти ни одной изъ его выгодъ; въ нихъ платятъ немалыя суммы за наставлен³е дѣтей, по большей части, только во Французскомъ произношен³и, въ танцовальномъ искуствѣ, между тѣмъ, какъ Отечество можетъ уволить Дворянина отъ сихъ отличныхъ совершенствъ, а требуетъ отъ него непремѣнно знан³й и разсудительности. Остается воспитан³е домашнее, которое могло бы быть самымъ лучшимъ тогда только, когда родителямъ пощастливилось бы умолить Минерву сойти съ Олимпа и въ образѣ Ментора взять на себя попечен³е о образован³и дѣтей ихъ, или когда удалось бы имъ заманить въ домъ свой цѣлые факультеты; не знаю, есть ли у насъ так³е щастливцы. Но мнѣ до Крезовъ нѣтъ дѣла: пусть они воспитываютъ дѣтей своихъ, какъ угодно; одни богачи не составляютъ общества. Мнѣ хотѣлось знать, что предпримутъ небогатые, но почтенные Дворяне, которымъ обстоятельства препятствуютъ отдавать дѣтей въ Кадетск³е Корпусы? Должны ли они предоставить случаю нравственное образован³е ихъ? должны ли смотрѣть равнодушно, какъ нѣжныя отрасли ихъ будутъ грубѣть въ невѣжествѣ - Такъ я разсуждалъ назадъ тому нѣсколько времени, и не могъ успокоиться до тѣхъ поръ, пока нечаянно не попалась въ мои руки маленькая книжка, подъ назван³емъ: Объявлен³е о воспитан³и, учен³и и содержан³и въ Благородномъ Панс³онѣ при Императорскомъ Московскомъ Университетѣ. Она возбудила мое любопытство. Двѣ недѣли я освѣдомлялся, спрашивалъ, разсматривалъ и наконецъ увѣрился, что с³е У_ч_и_л_и_щ_е есть лучшее мѣсто для воспитан³я Дворянъ. Признаюсь, что я не зналъ такого Панс³она, изъ котораго вышедш³й молодой воспитанникъ, окончивш³й курсъ школьнаго своего поприща, можетъ съ чест³ю для Училища и для себя сказать въ слухъ, гдѣ онъ учился. Легко станется, что есть люди, которымъ также неизвѣстны достоинства сего Института, можетъ быть въ с³ю самую минуту мног³е отцы перебираютъ въ головѣ своей разные образы воспитан³я и со вздохомъ смотрятъ на дѣтей своихъ. Надѣюсь оказать имъ услугу, сообщивъ то, что удалось мнѣ узнать о Благородномъ Панс³онѣ при Московскомъ Университетѣ.
   Сей важной и полезной Институтъ существуетъ уже 24 года. Благородные Дворяне, желающ³е, чтобы дѣти ихъ пользовались преподаваемыми въ немъ Науками, должны представлять ихъ обученныхъ уже Росс³йскому чтен³ю и письму. Не моложе осьми лѣтъ и не старѣе четырнадцати. Нѣкоторые воспитанники живутъ въ Панс³онѣ, друг³е пр³ѣзжаютъ только учиться и имѣютъ обѣденной столъ. За первыхъ платятъ 275, за послѣднихъ 175 рублей въ годъ. Обучаются языкамъ: Росс³йскому, Латинскому, Французскому, Англ³йскому и Нѣмецкому; Наукамъ: Философическимъ, Историческимъ, Словеснымъ, Физическимъ, Математическимъ, и пр³ятнымъ Искуствамъ; почитаю нужнымъ упомянуть о театральномъ представлен³и нравоучительныхъ Драматическихъ сочинен³й и военной экзерциц³и, однимъ словомъ, въ семъ Училищѣ благонрав³я и просвѣщен³я преподаются Науки и Искуства, необходимыя для человѣка государственнаго, полезныя и пр³ятныя для человѣка частнаго.
   Мног³е Панс³оны могутъ выставить, большой списокъ преподаваемыхъ въ оныхъ Наукъ; но не мног³е, скажу смѣло, ни одинъ, кромѣ Университетскаго, не въ состоян³и похвалиться такими Наставниками, которые изъ любви къ Наукамъ посвящаютъ себя ученому зван³ю {Чтобы показать, сколь важны преимущества сего Училища, мнѣ надлежало бы только назвать почтенныхъ Господъ Профессоровъ и Учителей, съ отлич³емъ преподававшихъ и нынѣ преподающихъ въ немъ науки.}. Панс³онъ заимствуетъ отъ Университета Профессоровъ и Учителей (ихъ около пятидесяти), которые чинами своими и мѣстами единственно обязаны испытаннымъ знан³емъ. Частной человѣкъ лишенъ способовъ найти такихъ Наставниковъ, ибо Учительская должность, которую отправляютъ здѣсь по большой части Особы, почтенныя по своему зван³ю и достоинству, не можетъ быть заплачена ничѣмъ, кромѣ щаст³я заслужить благоволен³е Монаршее, увѣренности въ пожертвован³и трудами своими пользѣ общественной и пр³ятной надежды видѣть нѣкогда молодыхъ питомцевъ своихъ возмужавшими и благодарными. Чѣмъ болѣе входилъ я въ классическ³я подробности сего заведен³я, чѣмъ внимательнѣе разсматривалъ учебную методу и цѣль его, тѣмъ живѣе ощущалъ полезность онаго; тѣмъ болѣе радовалось мое сердце. Педантство всегда было неразлучно съ Ученост³ю, было его вывѣскою; но здѣсь взяты всѣ нужныя мѣры для избѣган³я двухъ крайностей: воспитан³я вѣтреннаго и воспитан³я педантическаго. Въ Панс³онѣ при Московскомъ Университетѣ не только по избранной методѣ и одобреннымъ правиламъ учатся разумѣть языки иностранныя и говорить на нихъ; но и переводить, не слова, а мысли Автора, съ наблюден³емъ красотъ обоихъ языковъ, и обдумывая каждое слово, учатся даже сочинять съ Логическою точност³ю, съ Риторическою чистотою. Умалчивая для краткости о другихъ учебныхъ предметахъ, скажу, что Рускому слогу учили и теперь учатъ так³е люди, которыхъ сочинен³я публика читала съ удовольств³емъ. Они изъясняютъ ученикамъ своимъ правила языковъ Славенскаго и Рускаго. Лучш³е изъ воспитанниковъ однажды въ недѣлю имѣютъ особливое собран³е, въ которомъ читаютъ собственныя сочинен³я и переводы, разсматриваютъ ихъ съ критической стороны и сообщаютъ о томъ свои мнѣн³я. Это эпоха торжества юныхъ талантовъ. Естьли родители хотятъ знать, чѣмъ награждаются попечен³я, которыхъ они не щадятъ для воспитан³я дѣтей своихъ, то совѣтую имъ посмотрѣть на с³е собран³е. Не нужно разпространяться о пользѣ такого учрежден³я. гдѣ въ соревнован³и и честолюб³и питомцевъ ищутъ побудительныхъ причинъ къ прилѣжан³ю и успѣхамъ. При публичномъ экзаменѣ отличивш³еся воспитанники ежегодно награждаются одобрительными листами, медалями и другими знаками отлич³я; имена ихъ объявляются въ Московскихъ Вѣдомостяхъ; успѣвшимъ въ высшихъ классахъ Панс³онерамъ дается право слушать Профессорск³я лекц³и въ Университетѣ и они становятся Студентами; слѣдственно при вступлен³и въ службу пользуются преимуществами; Всемилостивѣйше пожалованными Студентамъ Университетскимъ.
   Хорошее содержан³е воспитанниковъ, отъ котораго безъ сомнѣн³я зависитъ самое ихъ здоровье, должно также заставить родителей предпочесть с³е мѣсто всякому другому. Столъ обѣденный и ужинный обыкновенно состоитъ изъ пяти блюдъ самыхъ здоровыхъ и довольно вкусныхъ. Воспитанники время свободное отъ учен³я проводятъ въ приличныхъ забавахъ, играхъ и гимнастическихъ упражнен³яхъ, укрѣпляющихъ тѣло. Зимою въ Воскресные и праздничные дни по вечерамъ бываютъ у нихъ иногда концерты, иногда танцы, иногда театральныя представлен³я. Лѣтомъ отпускаются гулять съ Надзирателями; сверхъ того, на двѣ недѣли выходятъ въ лагерь для военной экзерциц³и. Опредѣленный Докторъ Медицины посѣщаетъ больныхъ, а въ случаѣ опасности приглашаются на консил³умъ Доктора Университетскаго Медицинскаго Факультета. За лѣкарства и лѣчен³е ничего не требуется съ воспитанника.
   Училище помѣщается въ пространномъ каменномъ домѣ, съ трехъ сторонъ отдѣленномъ улицами отъ другихъ строен³й, въ Тверской части въ лучшемъ кварталѣ города. Внизу живутъ служители; вверху находятся спальни воспитанниковъ, комнаты учебныя, большая столовая и танцовальная галерея; на особливомъ дворѣ пространная равнина для военныхъ экзерциц³й и гимнастическихъ игръ, ботаническ³й садъ, отдѣленная больница и баня. Въ домѣ я видѣлъ театръ, библ³отеку, состоящую изъ книгъ Росс³йскихъ и иностранныхъ, машины и инструменты для Физическихъ опытовъ, минеральный Кабинетъ и рисунки.
   Главное Начальство Университета управляетъ Панс³ономъ; наблюден³е порядка въ учен³и и внутреннее хозяйственное разпоряжен³е поручается одному изъ Университетскихъ Профессоровъ, которой называется Инспекторомъ Панс³она {Нынѣшн³й Инспекторъ уже тринадцать лѣтъ имѣетъ надзиpанie надъ Панс³ономъ.}, и имѣетъ у себя одного помощника. При каждой комнатѣ, въ которой помѣщается извѣстное число воспитанниковъ, есть надзиратель, обыкновенно опредѣляемый изъ надежныхъ иностранцевъ, именно для того, чтобы воспитанники упражнялись въ разговорахъ на тѣхъ языкахъ, которыхъ правиламъ обучаются въ классахъ. Сей надзиратель имѣетъ обязанность быть всегда съ учениками, изключая часы учебные. За умѣренную плату даются отъ Панс³она служители воспитанникамъ, которые не имѣютъ своихъ собственныхъ: тѣ и друг³е состоятъ подъ рачительнымъ присмотромъ Чиновника, особливо къ тому назначеннаго.
   Пр³ятно быть удивленнымъ, подобно мнѣ; когда я долженъ былъ выдти изъ заблужден³я и оставить прежн³я мысли, нашедъ сей Панс³онъ совсѣмъ несходнымъ съ тѣми понят³ями, которыя давно уже составились въ умѣ моемъ вообще о Панс³онахъ. Образъ учен³я, содержан³е воспитанниковъ, благоустройство и порядокъ, господствующ³я на семъ Парнассѣ, которой скорѣе можно назвать Дворянскимъ Училищемъ, нежели Панс³ономъ - все прилично достоинству мѣста, назначеннаго для просвѣщен³я Дворянъ великой Импер³и.
   Одного имени Основателя довольно, для того, чтобы содѣлать знаменитымъ с³е Училище. Росс³йское Дворянство обязано признательност³ю за учрежден³е онаго Михайлѣ Матвѣевичу Xераскову, бывшему въ то время Кураторомъ. Сперва молодые Дворяне помѣщались въ комнатахъ, назначенныхъ особенно для нихъ отъ Университета, и ходили учиться въ Гимназ³ю. Спустя нѣсколько времени, они изъявили желан³е отдѣлиться отъ Гимназистовъ; скоро маленькое казначейство сего, сначала весьма небогатаго Панс³она, нашлось въ состоян³и купишь находивш³йся близь Университета и нынѣ принадлежащ³й ему домъ за 5000 рублей и запастись особливыми Учителями. Число Панс³онеровъ было неровное, иногда большее, иногда меньшее; лѣтъ за тринадцать до сего считалось ихъ около пятидесяти {Теперь ихъ болѣе двухъ сотъ.}. Въ 1788 году, по Ходатайству попечительнаго, незабвеннаго Мелиссино, Куратора Университета, Главнокомандовавш³й Москвою Петръ Дмитр³евичъ Еропкинъ выпросилъ у Императрицы ЕКАТЕРИНЫ для помѣщен³я Панс³она, домъ старой Межевой Конторы, назначенный Правительствомъ въ продажу. Сей домъ, въ продолжен³и времени изправленный и увеличенный, есть тотъ самой, в которомъ нынѣ Панс³онъ находится. Послѣ всего того, что я видѣлъ въ семъ Училищѣ, и еще иедавно читалъ объ немъ въ одномъ изъ лучшихъ Французскихъ журналовъ (Archives Litteraires), я почелъ для себя пр³ятнѣйшимъ долгомъ войти въ нѣкоторыя подробности, конечно не всѣмъ извѣстныя. Смѣю обнаружить свое удивлен³е, что въ такое время, когда число Авторовъ у насъ ежедневно умножается, когда мы съ патр³отическою гордост³ю любимъ хвалиться хорошими заведен³ями, никто еще не написалъ о семъ Панс³онѣ. Стыдно намъ дожидаться, пока иностранцы укажутъ намъ то, въ чемъ можемъ съ ними равняться; стыдно справляться съ чужестранными Журналами, сколь велико наше достоинство. И о какомъ заведен³и можно говорить съ большею увѣренност³ю, какъ не о томъ, которое оправдало уже свое назначен³е и надежды родителей? Они въ темныхъ ожидан³яхъ въ будущемъ отъ благоразумнаго посѣва надѣялись богатой жатвы; мы видимъ событ³е ихъ чаян³я. Панс³онъ при Московскомъ Университетѣ, въ течен³и 24 лѣтъ своего существован³я, образовалъ многихъ воспитанниковъ, нынѣ съ похвалою отправляющихъ разныя должности воинск³я и гражданск³я; нѣкоторые изъ нихъ извѣстны и по ихъ сочинен³ямъ. Панс³онъ при Московскомъ Университетѣ выдалъ болѣе двадцати книгъ {Извѣстнѣйш³я изъ нихъ суть: Курсъ Математики Г. Безу, Натуральная Истор³я, Умственная наука, Миѳолог³я, Краткая Руская Просод³я и проч. Избраннѣйш³я сочинен³я и переводы воспитанниковъ издаются въ свѣтъ подъ назван³емъ: Вечерняя заря; о сей книгѣ съ похвалою упоминаемо было въ иностранныхъ Журналахъ.}, изъ которыхъ классическ³я приняты и употребляются во многихъ другихъ Училищахъ. Панс³онъ при Московскомъ Университетѣ съ начала заведен³я содержалъ себя деньгами, собираемыми съ воспитанниковъ за учен³е и столъ, платя изъ той же суммы всѣмъ Чиновникамъ и Учителямъ, къ нему опредѣленнымъ, какъ Университетскимъ, такъ и постороннимъ, въ которыхъ онъ имѣетъ нужду.
   Домъ, стоивш³й прежде не болѣе десяти тысячь рублей, превратился иждивен³емъ Панс³она въ прекрасное здан³е, стоющее по крайней мѣрѣ осмидесяти тысячь. Внутреннее хозяйство Панс³она можетъ служить ободрен³емъ для домостроителей. Чего не сдѣлаетъ благоразумная попечительность! Покажется невѣроятнымъ, естьли скажу, что на щетъ небольшой суммы, взносимой воспитанниками за свое учен³е и содержан³е, Панс³онъ успѣлъ обогатиться разными заведен³ями: сдѣлана каменная пристройка; куплено смежное мѣсто, на которомъ явился садъ съ каменною оранжереею; собраны: библ³отека, Кабинетъ минеральный, серебряныя, мѣдныя и желѣзныя вещи и разные инструменты; разумѣется, что все с³е стоитъ великой суммы. Удивительной примѣръ добраго присмотра! Не смотря на то, что цѣны на все возвысились, Университетск³й Панс³онъ за самую умѣренную плату, которая многимъ содержателямъ Панс³оновъ покажется невѣроятною, довольствуетъ пищею и учитъ воспитанниковъ - обстоятельство очень важное для наблюдателя, утѣшительное для Дворянъ небогатыхъ! Этого не довольно: Панс³онъ безденежно содержитъ, воспитываетъ и учитъ дѣтей нѣкоторыхъ недостаточныхъ Чиновниковъ, служащихъ при немъ и при Университетѣ.
   Когда Панс³онъ самъ собою успѣлъ вознестись до нынѣшняго цвѣтущаго состоян³я: то него не можно надѣяться въ такое время, когда онъ находится подъ начальствомъ достойно чтимаго Министра и неусыпнаго своего Попечителя, которые между благосостоян³емъ ввѣренныхъ имъ розсадниковъ просвѣщен³я и между благосостоян³емъ своимъ собственнымъ не полагаютъ никакого различ³я? Тронутый до глубины души посѣтитель, видя на стѣнѣ Панс³она начертан³е достопамятной эпохи его основан³я, съ удовольств³емъ угадываетъ, что с³я эпоха возс³яетъ въ Истор³и Росс³йскаго просвѣщен³я и прославится въ Ученомъ свѣтѣ.
   Чье сердце способно принимать сладостныя впечатлѣн³я, чье сердце согрѣто любов³ю къ человѣчеству, тотъ пусть идетъ въ Панс³онъ при Московскомъ Университетѣ посмотрѣть на дневныя упражнен³я воспитанниковъ. Онъ увидитъ, съ какимъ благоговѣн³емъ юныя отрасли знаменитыхъ предковъ за утреннею молитвою предстоятъ Вездѣсущему; съ какою охотою за завтракомъ слушаютъ чтен³е Священнаго Писан³я и отборныхъ книгъ нравоучительныхъ; увидитъ, въ какомъ порядкѣ сидятъ въ классахъ, въ какой тишинѣ сидятъ за столомъ. Воспитанники, едва вышедш³е изъ младенческаго возраста, съ Римскою гордост³ю уже произносятъ имя Росс³и; уже кровь ихъ пылаетъ при священныхъ назван³яхъ: Отечество, добродѣтель, просвѣщен³е. ,,Просвѣщен³е и добродѣтель!" говоритъ одинъ изъ нихъ отъ лица всѣхъ своихъ товарищей: ,,соединимъ ихъ неразрывнымъ союзомъ; да царствуютъ онѣ совокупно въ душахъ нашихъ! Къ сему должны стремиться всѣ мысли и дѣла наши; сего ожидаетъ отъ насъ Отечество!" Изображен³я Кураторовъ Университета: Шувалова, Мелиссино и Xераскова, украшающ³я галерею, напоминаютъ питомцамъ, кому они обязаны своимъ щаст³емъ настоящимъ и будущимъ, и питомцы съ живѣйшею признательност³ю возглашаютъ имена ихъ. ,,Се ликъ Шувалова! судьба похитила его отъ насъ; но - сердце еще бьется въ груди нашей, и Шуваловъ живетъ въ немъ. Другъ человѣчества! ты заслужилъ вѣнецъ безсмерт³я! - Се образъ Мелиссино! - Любезные товарищи! почто не можемъ повергнуться на гробъ его; почто не можемъ окропить его своими слезами! - Шуваловъ! Мелиссино! тѣни ваши, можетъ быть, теперь носятся надъ нами, можетъ быть, улыбаются, видя нашу признательность! Божественная улыбка! она побуждаетъ насъ слѣдовать по стопамъ вашимъ и, естьли можно, вамъ уподобиться. Херасковъ, добрый, чувствительный, незабвенный Основатель сего Училища!..." Это собственныя мысли и слова одного воспитанника, произнесенныя при публичномъ собран³и въ Панс³онѣ, по случаю освящен³я новопостроеннаго каменнаго флигеля, въ залѣ котораго тогда же поставлены портреты упомянутыхъ Господъ Кураторовъ..
   Так³я чувства, такой слогъ, ручаются за благонрав³е и успѣхи воспитанниковъ. Желательно, чтобы Руск³е наставники всегда были награждаемы подобнымъ образомъ, и чтобы питомцы всегда дѣлали честь своимъ наставникамъ!

М. К - ³й.

"Вѣстникъ Европы". Часть XVI, No 19, 1804

  

Другие авторы
  • Ковалевская Софья Васильевна
  • Потапенко Игнатий Николаевич
  • Маклакова Лидия Филипповна
  • Короленко Владимир Галактионович
  • Кропотов Петр Андреевич
  • Опиц Мартин
  • Мякотин Венедикт Александрович
  • Репнинский Яков Николаевич
  • Линдегрен Александра Николаевна
  • Коц Аркадий Яковлевич
  • Другие произведения
  • Авдеев Михаил Васильевич - Авдеев М. М.: биобиблиографическая справка
  • Ходасевич Владислав Фелицианович - Освобождение Толстого
  • Кукольник Нестор Васильевич - Антонио
  • Мордовцев Даниил Лукич - Ю. Сенчуров. Исторические видения Даниила Мордовцева.
  • Маяковский Владимир Владимирович - Указатель имен и названий
  • Полевой Ксенофонт Алексеевич - О новом направлении в русской словесности
  • Ватсон Мария Валентиновна - Кеведо
  • Туган-Барановский Михаил Иванович - Утопический и критический социализм
  • Вяземский Петр Андреевич - Из переписки П.А. Вяземского и П.И. Бартенева
  • Чехов Антон Павлович - Палата No 6
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
    Просмотров: 490 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа