v>
59. Неуклонное стремление к своей цели всегда дает достижение её.
60. Поэтому неуклонное стремление к Совершенству должно дать достижение Его.
61.. Достижение цели всегда создает собою удовлетворение.
62. Посему достижение второстепенных и непосредственно близких целей духовных дает собою удовлетворение, как результат уменьшения пли уничтожения влияния ограничения в самом себе.
63. Тогда как достижение второстепенных или непосредственно-близких целей мирских дает собою удовлетворение, как результат уменьшения или уничтожения ограничения в пользовании жизнью.
64. Чтобы стремиться к достижению цели, надо сперва уяснить ее себе.
65. Непосредственно близки духовные цели человека суть его понятия.
66. Непосредственно близкие мирские цели человека суть его желания.
67. Понятия бывают: 1) образованные личными достоинствами человека, 2) навеянные ему средой и воспитанием и 3) выработанные самим человеком, как результат его движения к своему духовному идеалу.
68. Желания бывают: 1) необходимые - потребности, 2) безвольные или подсознательные - страсти и 3) добровольные или сознательные - собственно желания.
69. Как понятия человека, так и его желания вполне субъективны и не могут быть понятны или известны другим людям, ибо им неизвестна и непонятна вся совокупность впечатлений, переживаний и целей отдельного человека.
70. Понятия человека, как и его желания, различаются по приносимым ими плодам.
71. Более высокими будут те, которые приносят менее вреда;
72. А более низкими будут - приносящие более вреда.
73. Чем более одарен человек от природы или чем более он усовершенствовался, тем более высокие он имеет понятия.
74. Чем выше понятия человека, тем более ответственен он за свои поступки.
75. Каждым своим поступком человек осуществляет или свое понятие, или свое желание.
76. Одновременное ясе осуществление человеком своего понятия и своего желания невозможно, в силу их противоположности.
77. Посему осуществление одного из них мешает осуществлению другого.
78. Отсюда: препятствием осуществлению человеком своих понятий служат в нем самом не только его желания,
79. Но также и удовлетворение собой, своими добродетелями.
80. Равно как и мнение о своем д?ховном бессилии.
81. Посему осуществление понятий требует от человека внутренней работы-работы над собой.
82. И это есть тот единственный путь, идя которым человек может достигнуть своего духовного идеала.
83. Этот путь труден, потому что суживает человеку простор в его земной жизни.
84. И тернист, потому что постоянно сопровождается уколами достоинству и самолюбию.
85. Этот путь, ведущий человека к его духовному идеалу, и есть его духовное совершенствование,
86. Процесс которого состоит в том, что, осуществляя понятие свое, человек достигает своей непосредственно близкой духовной цели, приближая к себе в качестве таковой более высокое понятие, осуществить которое вызывается его стремлением вновь получить духовное удовлетворение.
87. Осуществляя понятия свои, человек таким образом творит не свою волю - ограниченную,
88. Но того духовного идеала, который образовал в нем его понятия.
89. Осуществляя в своей жизни свои понятия, человек создает и совершенствует свое духовное я,
90. И в этом является соучастником совершенствования мира, соучастником творчества Бога - Совершенства.
91. Ибо, уменьшая или уничтожая своей внутренней работой ограничение в самом себе и увеличивая за счет него свои понятия, рождаемые его духовным идеалом, человек сотворил то, чего до него не было.
92. Посему сущность духовного я человека образуется как личным усилием его, так равно и тем духовным идеалом, к которому он стремился.
93. Посему: на какой бы ступени движения человека к своему духовному идеалу ни постигла его смерть,
94. Всегда его духовное я останется принадлежащим личности данного человека, и несет в себе все признаки Совершенства:
95. Оно духовно, неограниченно ни временем, ни пространством, будучи плодом победы над ними, а посему должно жить вечно, принадлежа и личности, создавшего его, человека.
96. Осуществляя в своей жизни свои желания, человек создает и совершенствует свои психическое и физическое я,
97. И в этом является соучастником совершенствования жизни мира, соучастником не творчества, но комбинирования имеющихся в природе материалов и сил, обладающих способностью работать, и руководимых мирским идеалом - счастьем;
98. Таким образом, работая для себя и собой, человек уменьшает или уничтожает ограничение свое в пользовании жизнью, но увеличивает за счет него свои потребности, желания и страсти, то есть увеличивает ограничение в самом себе.
99. Посему сущность психического я человека образуется, как личным усилием его, с целью удовлетворить свои желания, так равно и тем его мирским идеалом, к которому он стремился.
100. Оно ограничено во всей своей жизни и её проявлениях законами времени и пространства, будучи плодом победы этих последних, и посему не может жить вечно, но, принадлежа миру, остается жить в нем, и вместе с ним должно окончить свое существование.
101. Таким образом в мире существуют только 3 идеи: 1) идея Совершенства, 2) идея совершенствования и 3) идея жизни - смерти,
102. Которые можно рассматривать с двух сторон: внутренней и внешней, положительной и отрицательной, духовной и мирской, потому что все находящееся в мире ограниченном вследствие сего бывает двусторонне.
103. Три положительные духовные идеи суть: а) идея духовного Совершенства - Бога, дающего собой идеал духовный;
104. б) идеи духовного совершенствования себя, своей жизни и её условий, выражающаяся в работе над собой, с целью осуществления своих понятий;
105. и в) идея вечной жизни, принадлежащей личности, преследовавшей в своей земной жизни достижение неограниченного - совершенного идеала.
106. В противоположность этому, три отрицательные, земные идеи суть: а) идея ограничения мира, князя его властвующего над всем в мире и дающего свой ограниченный идеал;
107. б) идея совершенствования плотского - материального себя, своей жизни и её условия, выражающаяся в работе для себя с целью осуществления своих желаний;
108. и в) идея жизни временной, оканчивающейся уничтожением данной личности, преследовавшей в своей жизни достижение ограниченных идеалов,
109. Жизнь каждого человека проходит в кругу этих трех идей.
110. Приверженность человека духовной - внутренней стороне идей, вызывает у него стремление к духовному идеалу.
111. Приверженность человека мирской - внешней стороне идей, вызывает у него стремление к идеалу мирскому.
112. Стремление человека к своему духовному идеалу, создает у него стремление осуществлять свои понятия,
113. Потому что понятия человека рождаются его духовным идеалом.
114. Стремясь осуществить свои понятия, человек нуждается в том, чтобы сперва уяснить их себе
115. И не принять за них то, что составляет предмет его знания или понимания.
116. Потому что предметы знания и понимания человека не находятся в зависимости от его духовного идеала и не рождаются им, но создаются чуждыми ему идеалами.
117. Чтобы уяснить себя свои понятия, человек нуждается в твердом и ясном отдании себе отчета в своих нравственных принципах.
118. Все нравственные принципы, которые имеет человек, давая ему задачу совершенствования себя, касаются только: или его отношения к самому себе, или его отношений к другим людям.
119. Нравственные принципы, касающиеся отношений человека к другим людям, сводятся к положению: не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе люди.
120. Нравственные принципы, касающиеся отношений человека к самому себе, сводятся к положению: сделай себя таким, каковым рисуется тебе твой идеал.
121. Отсюда все нравственные принципы делятся на: оборонительные - проповедующие воздержание (не делай), и наступательные - проповедующие инициативу в борьбе (сделай).
122. И это суть те принципы нравственности, которые от себя уже рождают нравственные принципы.
123. Те нравственные принципы, которые имеет человек, образуют у него его понятия.
124. Посему и понятия человека также делятся: на оборонительные, требующие от него воздержания от осуществления своих желаний,
125. И наступательные, требующие от него поступков заведомо против его желаний - но его понятиям.
126. Воздержание человека от осуществления своих желаний есть первая ступень его духовной жизни.
127. Поступки же человека вопреки его желаниям и для осуществления своих понятий есть высшая форма духовной жизни.
128. Проповедь воздержания, как способа борьбы со своими недостатками и пороками, есть проповедь учения Моисея, и создает собой нравственный закон.
129. Проповедь же осуществления своих понятий, которые всегда противоположны желаниям человека, есть проповедь учения Иисуса, как развития и дополнения учения Моисея, проповедь истины и благодати, и дает собою человеку сознание правоты в своих поступках.
130. Все нравственные принципы дают человеку задачу работы над собой - задачу совершенствования себя;
131. Указывая ему направление, идя которым он может достигнуть своего духовного идеала.
132. Потому что нравственные принципы суть порождения духовного идеала человека.
133. Для того, чтобы совершенствоваться духовно, человеку необходимо сознать свое несовершенство.
134. Первая ступень, в сознании человеком своего несовершенства, есть его недовольство собой.
135. Недовольство собой является плодом познания человеком самого себя - своих недостатков и пороков.
136. Своими недостатками и пороками человек признает в себе все то, что не исходит или не отражает в себе его духовного идеала.
137. Препятствием человеку сознать свое несовершенство служат присущие ему достоинства и добродетели,
138. Которыми человек признает в себе все то, что имеет своим источником или отражает в себе его духовный идеал.
139. Удовлетворение своими достоинствами и добродетелями делает человека мертвым духовно, ибо неспособным создать и понять свое несовершенство.
140. Отсюда: чем более добродетелен человек от природы, тем труднее ему дается его совершенствование.
141. Потому что поступки его, вызываемые присущими ему добродетелями, удовлетворяют его и не дают ему задачи работы над собой.
142. Добродетели, полученные человеком, как результат его совершенствования, проявляясь, дают ему удовлетворение сознанием достигнутой им цели и тем побуждают его на дальнейшее совершенствование.
143. Увеличив свои добродетели и стремясь к дальнейшему совершенствованию себя, человек нуждается для сего в более высоких понятиях.
144. Посему: удовлетворение человека достигнутыми нм результатами его работы над собой делает его духовно спящим и неспособным на дальнейшее совершенствование.
145. Отсюда: стремясь к усовершенствованию себя, человек должен стремиться и к усовершенствованию своих понятий, чтобы постоянно бодрствовать духовно.
146. Отрицательное отношение человека к прошлым своим поступкам, словам или мыслям создает у него чувство раскаяния.
147. Посему раскаяние есть чувство недовольства собой, вызываемое к жизни сознанием несоответствия поступков, слов или мыслей человека с теми нравственными принципами, которые руководят им.
148. Будучи недовольством собой, раскаяние вызывает человека на внутреннюю работу - работу над собой.
149. Та внутренняя работа, которая вызывается чувством раскаяния человека и которая его совершенствует, есть покаяние.
150. Покаяние, будучи внутренней работой человека, основанной на его понятиях, дает ему духовное удовлетворение сознанием искупления допущенной им ошибки
151. Стремление человека воздействовать на то отрицательное в себе, что мешает осуществлению им его понятий, находит свое выражение в посте,
152. Смысл которого в воздержании от того, что данный человек признает несогласным с его духовным идеалом, его нравственными принципами и понятиями.
153. Чем ниже понятия человека, тем более материально его понимание поста;
154. Чем выше понятия человека, тем более духовно его понимание поста.
155. Пост человека, вызываемый его понятиями, есть его внутренняя работа - работа над собой.
156. Духовная жизнь человека - борьба, происходящая внутри него, есть его тайна от всех людей.
157. Потому что ни понятия человека, пи его желания, ни его внутренняя работа не могут быть известны и понятны людям.
158. И потому, что люди не интересуются работой над собой другого человека, ценя в нем только присущие ему добродетели.
159. Отсюда: человек выставляет себя перед людьми лучшим, чем он есть в действительности, или же таким, каким хочет, чтобы его считали люди.
160. Посему всякий человек, сознающий свои недостатки и пороки, постоянно неискренен, в чем и проявляется это его сознание.
161. Тогда как искренность перед всеми людьми есть доказательство самодовольства.
162. И добродетели, и искренность человека высоко ценятся людьми, но не представляют из себя никакой ценности для духовной жизни человека, коль скоро они не требуют от него внутреннего усилия - работы над собой.
163. Потому что и добродетели, и искренность, будучи уже присущи человеку, затрудняют ему его движение к своему духовному идеалу.
164. Человек, сознающий свое несовершенство, нуждается для своей духовной жизни в ясном и искреннем отдании себе отчета: в своем духовном идеале, в прошедшем, настоящем и будущем самого себя: своих понятий и желаний, своих поступков, слов и мыслей.
165. Возможность дать себе такой искренний отчет получается молитвой.
166. Потому что молитва есть самоуглубление-беседа с самим собой человека.
167. Посему в молитве человек, сознающий свое несовершенство, отдает себе отчет и уясняет себе: а) цель своего существования,
168. б) способ достижения своей цели
169. и в) то, что он имеет в качестве средств для достижения своей цели (пособия и помехи).
170. Так как каждый человек имеет свой идеал;
171. Так как и понятия, и желания людей различны, так же как различны их способности, достоинства и недостатки, добродетели и пороки, и их силы, то не может существовать одной для всех людей, одинаковой по содержанию, молитвы.
172. Но так как все люди одинаково живут в трех проявлениях времени: прошедшем, настоящем и будущем; так как всем людям без исключения свойственно иметь: цель, способ и средства, достоинства и недостатки, добродетели и пороки, то может существовать общая для всех людей схема молитвы,
173. Дающая произносящему ее человеку полный простор в определении и своего идеала, и своих понятий, и своих сил, личных особенностей и частных случаев, вместе с сим соответствуя и трем проявлениям времени, в которых живет человек.
174. Смысл и цель такой схемы молитвы напомнить произносящему ее то, в чем ему нужно отдать себе отчет.
175. Такая схема молитвы - есть молитва: Отче наш...
176. Отдавая себе в своей молитве отчет самоуглубляясь, человек все более проникается своим несовершенством, несовершенством своих понятий, и необходимостью работать над собой для того, чтобы приблизиться к своему идеалу.
177. Если только работою над собой может быть достигнуто человеком его совершенствование и избавление его от прис?щих ему недостатков и пороков,
178. То истинными врагами человека должно признать не то, что вызывает его на борьбу и требует от него внутренней работы,
179. Но только то, что мешает ему осуществлять свои понятия или произвести работу над собой.
180. Отсюда: существует только два способа мешать человеку совершенствоваться и, соответственно этому, только два рода духовных врагов может быть у каждого человека:
181. а) возвеличение его достоинств и умаление недостатков, чем создается помеха человеку в сознании им своего несовершенства, и отсюда, как следствие, помеха в производстве им внутренней работы,
182. и б) навязывание человеку своих или вообще более высоких понятий, нежели он имеет, и требование осуществления их, а не того, что составляет понятия данного человека.
183. Возвеличение достоинств человека и умаление его недостатков находит свое выражение в лести.
184. Навязывание же понятий и требование осуществления их находит свое выражение в осуждении.
185. И лесть, и осуждение являются результатом близких мирских отношений между людьми.
186. Потому что только при существовании близких отношений человек может претендовать на знание и понимание другого человека.
187. Противодействием лести является сознание человеком ничтожества и бесценности присущего ему.
188. Противодействием осуждению является сознание субъективности понятий и желаний человека, его переживаний и чувствований, и несовершенства его самого и его понятий.
189. Понимание человеком того, что у каждого из людей свои и несовершенные понятия, свои субъективные переживания и чувствования, недоступные пониманию других людей, заставляют его быть снисходительным к людям и прощать им их ошибки.
190. Снисходительное отношение человека к людям и прощение им их ошибок и проступков оставляет впечатление чувства любви, будучи по существу не осуждением.
191. Итак, вся духовная жизнь человека сводится к следующим пяти положениям:
192. 1) сознание человеком своего несовершенства своих недостатков и пороков и определение своего идеала.
193 Отсюда: 2) стремление улучшить - усовершенствовать себя, приблизиться к своему идеалу;
194. 3) первая ступень в движении к своему идеалу воздержание от осуществления своих желаний, объектом которых является или сам человек, или другие люди;
19-5. 4) вторая ступень в движении к своему идеалу: поступки человека, заведомо противные его желаниям, но исходящие из его понятий;
196. 5) третья и последняя ступень - отказ человека от личной жизни для того, чтобы служить людям.
19.7. Отсюда: духовный мир каждого отдельного человека есть совершенно отдельный мир,
198. Отношение которого к духовному миру каждого другого человека такое же, как отношение между собой отдельных планет или отдельных звезд.
199. Все они движутся в одном и том же направлении, но каждая идет своим путем.
200. Так как не каждый человек имеет такое умственное развитие, которое давало бы ему возможность понять и усвоить себе философское учение,
201. То людям проповедуется вера,
202. Роль которой дополнять недостающее человеку знание и понимание нравственных принципов, логически вытекающих из самой жизни, путем ссылки на авторитет Бога, давшего эти нравственные принципы сверхъестественным путем и требующего их осуществления.
203. Посему и вера у людей с мало или плохо развитым сознанием, не могущих разобраться в велениях совести, способствует образованию понятий.
204. Осуществляя свои потребности, желания и страсти, человек работает для себя, и это есть путь к достижению земных ограниченных идеалов.
205. Один из которых - поддержание и продолжение своей земной жизни - есть в то же время необходимое условие и путь достижения духовного идеала,
206. Таким образом, работа для себя служит одновременно и способом достижения земных ограниченных идеалов и средством достижения идеалов духовных - неограниченных:
207. Необходимо жить, чтобы совершенствоваться духовно.
208. Отсюда: работа для себя необходима человеку, но в тех пределах, в которых она не мешает ему работать над собой.
209. Иначе говоря: осуществление человеком своих потребностей, желаний и страстей естественно и не может мешать его духовному совершенствованию.
210. Коль скоро оно не мешает осуществлению им его понятий,
211. И пока оно представляет из себя не цель жизни человека, но только способ её продолжения и поддержания.