Источник текста: Так говорил Христос / О.Д. Дурново. - [3-е изд., испр. и доп.]. - Москва: изд. авт., 1915.
Текст распознан с PDF-файла. Сканирование организовано Алексеем Дудкины (Ванкувер, Канада) по изданию, хранящемуся в семейном архиве О. Д. Дурново.
Распознание, подготовка текста - В. Г. Есаулов, август 2011 г.
Оглавление (Стр.):
Предисловие к переводу по смыслу учения Христа в изложении 4-х Евангелистов. . . . . . . . . . . . . .7-122
Введение. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 20
О любви к ближним. . . . . . . . . . . . . .. . . .. . 20
Об основной идее учения Иисуса. . . . . . . . 32
Вторая идея-истина учения Иисуса . . . . . . 38
Об иносказаниях в учении Иисуса. . . . . . . 41
О связи между рядом стоящими мыслями в учении Иисуса . . . .45
Непонятные притчи. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . 48
Притча о неправедном управителе. . . . . . . 48
Притча о богатом и Лазаре. . . . . . . . . . . . . .52
О законе Моисея, как основании учения Иисуса . . . . . . . . . . . . .54
Об отношении Иисуса к законам . . . . . . . .62
Последствия непризнания Иисуса Мессией в среде Израильского народа . . . . . .67
О том, почему учение Иисуса дано Им в иносказательной форме. . . . . . . . . .71
О том, как понимали ученики Иисуса Его учение . .. . . . . . . . . . . . . .73
О преданности личности Иисуса. . . . . . . . .81
О царстве Божием и царстве Небесном. . . 82
Учение Иисуса о Самом Себе. . . . . . . . . . . 83
О молчании Иисуса на вопрос Пилата: Что есть истина?. . . . . . . . . . . .100
О Боге и Его трех лицах. . . . . . . . . . . . . . . 101
Об ангелах . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 109
О диаволе. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .114
О последствиях принятия людьми идеи Иисуса . . . . . . . . . . . . .117
Заключение введения. . . . . . . . . . . . . .. . . . 119
Перевод по смыслу учения Христа в изложении Евангелиста Матфея. . . . . . . . . . 123-194
Глава 5-ая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .123
Глава 6-ая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .128
Глава 7-ая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .132
Глава 8-ая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .135
Глава 9-ая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .137
Глава 10-ая. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
Глава 11-ая. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Глава 12-ая. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
Глава 13-ая . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 149
Глава 14-ая . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . 156
Глава 15-ая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .156
Глава 16-ая. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . .158
Глава 17-ая. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . .160
Глава 18-ая . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 162
Глава 19-ая. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Глава 20-ая. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . .169
Глава 21-ая. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Глава 22-ая. . . . . . . . . . . ... . . . . . . . . . . . . . 175
Глава 23-ая . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 179
Глава 24-ая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .183
Глава 25-ая . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
Глава 26-ая . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 191
Глава 2-ая. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .195
Глава 3-ая . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . 197
Глава 4-ая. . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .198
Глава 5-ая. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .202
Глава 6-ая. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .202
Глава 7-ая. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .203
Глава 8;ая. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .205
Глава 9-ая. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .207
Глава 10-ая. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . .210
Глава 11-ая. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . .214
Глава 12-ая. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . .216
Глава 13-ая. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . .220
Глава 14-ая . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 223
Перевод по смыслу учения Христа в изложении Евангелиста Луки. . . . . . . . 227-293
Глава 4-ая. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .227
Глава 5-ая ... . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . 228
Глава 6-ая. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .230
Глава 7-ая. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .235
Глава 8-ая. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
Глава 9-ая. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .240
Глава 10-ая. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
Глава 11-ая. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . .247
Глава 12-ая . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 253
Глава 13-ая . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . .259
Глава 14-ая. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .262
Глава 15-ая. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . 266
Глава 16-ая. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . 270
Глава 17-ая. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . 273
Глава 18-ая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276
Глава 19-ая. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .279
Глава 20-ая. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .282
Глава 21-ая. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .286
Глава 22-ая. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . 289
Глава 3-ая . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . 294
Глава 4-ая. . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .296
Глава 5-ая . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 299
Глава 6-ая. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302
Глава 7-ая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .307
Глава 8-ая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .310
Глава 9-ая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .316
Глава 10-ая. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .317
Глава 11-ая. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .321
Глава 12-ая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .323
Глава 13-ая . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 325
Глава 14-ая . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 323
Глава 15-ая. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .332
Глава 16-ая. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .336
Глава 17-ая. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .339
Выпуская настоящий труд, я обращаюсь к читателям с покорнейшей просьбой не торопиться с выводами и суждением по поводу него.
Предупреждаю читателя, что для того, чтобы иметь верное суждение о правильности моего понимания смысла учения Христа, или сделать какие бы то ни было выводы, необходимо прочесть со вниманием весь этот мой труд.
Такое положение происходит не от особенностей моего изложения смысла учения Иисуса, но из особенностей изложения самих Евангелий: как, прочтя изложение только одного Евангелиста, нельзя получить полную картину учения Иисуса и Его личности, так точно нельзя судить о том, насколько правильно и логично мое понимание смысла того или другого места в Евангелиях, не познакомившись со всем этим трудом моим по исследованию учения Христа.
Вся сущность моего труда над Евангелиями сводится к тому, чтобы найти основную - руководящую идею ?чения Иисуса, ту идею, которая устранила бы противоречия, существующие на первый взгляд в словах и действиях Иисуса, и дала бы объяснение тому, что в этом учении непонятно.
А в этом убедиться можно, только познакомившись со всем моим трудом.
Предпосылая своему изложению учения Христа по его внутреннему смыслу обширное предисловие, в котором я суммирую все то, что мною получено из моего изучения Евангелий, я настоящим предупреждаю читателя, что предисловие это не есть самостоятельный труд, но что таковым трудом остается изложение учения Христа по его внутреннему смыслу, тогда как предисловие по существу есть только собрание выводов, полученных как результат уже сделанного и вполне оконченного изложения смысла учения Христа и, значит, является скорее заключением, чем предисловием.
Помещаю же я его в начале книги для того, чтобы дать читателю возможность легче разобраться в самом труде, не затрудняя его необходимостью делать самостоятельные выводы, обобщения и заключения.
Относясь к Евангелию как к святыне, которая должна быть сохранена в неприкосновенной чистоте, я своим изложением, по смыслу находящегося в нем учения Христа, отнюдь не хочу умалять его значения, но имею целью дать ключ к пониманию его иносказаний.
Так как цель этого моего труда - сделать разбор учения Христа, как оно изложено у 4-х Евангелистов, то здесь я совершенно не касаюсь тех философских оснований, на которых построено это учение.
Философские основы учения Христа выйдут в непродолжительном времени отдельной книгой и в настоящее время готовятся мною к печати.
Точно так же учение Апостолов, которого я здесь не касаюсь, будет издано особой книгой.
В своем настоящем труде я излагаю только то, что почерпнул сам из учения Евангелий, совершенно избегая какой бы то ни было критики или осуждения кого-либо, потому что руковожусь исключительно только желанием дать ищущим, ничего не отнимая по возможности от тех, которые уже имеют или еще имеют.
по смыслу учения Христа в изложении Евангелиста Марка.
1. Однажды пришел Иисус в Капернаум и узнали что Он в доме.
2. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места, и Он учил их.
3. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо.
4. Не имея возможности приблизиться к Нему, за многолюдством, они раскрыли крышу дома, где находился Иисус и, прокопав потолок, спустили постель, на которой лежал расслабленный.
5. Видя веру их, Иисус говорит расслабленному: Чадо, прощаются тебе грехи твои.
6. Тут сидели некоторые из книжников и думали про себя:
7. Что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
8. Иисус, поняв, о чем они думают, сказал им: Зачем вы так дурно думаете.
9. Как вам кажется, что больше должно мучить расслабленного: сознание ли вызвавших его болезнь грехов, или же самая болезнь, как последствие их?
10. Но, чтобы вы знали, что человек своею работой над собой искупает грехи свои, говорит расслабленному:
11. Тебе говорю: Встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
12. Он тотчас встал, взял постель свою и вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: Никогда ничего такого мы не видали.
13. И вышел Иисус опять к морю, и весь народ пошел к Нему и Он учил их.
14. и 15. по Евангелию.
16. Книжники и фарисеи, увидев, что Иисус ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?
17. Услышав сие, Иисус говорит им: Как не здоровые имеют нужду во враче, а больные, так и в беседах, наставлениях и поучениях нуждаются не праведники, а грешники.
18. Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: Почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои не постятся?
19. И сказал им Иисус: Пост есть иногда знак печали, иногда же тот способ, которым люди, соответственно своим понятиям и силам, стремятся приблизиться к своему идеалу; а посему, можете ли вы требовать от человека, участвующего, например, на брачном пире, чтобы он постился.
20. Не правда ли, ведь вы сами скажете, что для этого есть другое время?
21. Посему и Я говорю вам: нельзя навязывать людям настроений, хотя бы и очень хороших даже, ибо, навязывая их, вы рискуете разрушить то настроение, которое имел человек, не создав того, которое вам хотелось навязать ему.
22. Но помните, что точно так же нельзя требовать от людей, чтобы они производили внутреннюю работу по тем понятиям, которые вам заблагорассудится навязать им, а не по тем, которые они имеют, ибо, если нет солидарности в действиях человека с его понятиями, тогда он все равно не может иметь духовной жизни, равно как и понятия его не будут совершенствоваться. Но для того, чтобы сего не произошло, надо, чтобы действия человека были солидарны с его понятиями, и тогда будут совершенствоваться и понятия его и он сам, осуществляя их, будет жить духовно.
23. Однажды случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его начали срывать колосья.
24. Тогда фарисеи сказали Ему: Смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать,
25. Иисус же отвечал им: Неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, которого вы чтите, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?
26. Как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авимелехе и сыне его Авиафаре и ел хлебы предложения, которые никто не должен был есть кроме священников, и дал также бывшим с ним.
27. И сказал им: Суббота для человека, а не человек для субботы существует, ибо суббота дает собою только понятие для работы над собой человека,
28. Поэтому человек в своей работе выше создаваемых им для этой работы понятий.
1. до 22. по Евангелию.
23. И призвав народ, Иисус начал говорить им притчами: Как может сатана изгонять сатану?
24. Ведь если царство разделится само в себе - не может устоять царство то;
25. Также, если дом разделится сам в себе - не может устоять дом тот.
26. Как же думаете вы, устоит сатана, если он восстал на самого себя и, значит, разделился в себе, очевидно, что тогда пришел конец его.
27. Итак, если вы верите в существование сатаны и его царства, то признайте, что для того, чтобы изгонять его, надо прежде победить его, ибо все подчиняется одному закону, а в жизни вы знаете, что нельзя войти в дом сильного и расхитить вещи его, не связав прежде сильного.
28. Верьте Мне, что всякое отдельное действие человека. как бы нехорошо оно ни было, не представляет из себя непоправимого зла.
29. Но нехорошо и непоправимо то, когда человек отрицает духовное Совершенство, ибо, отрицая Его, человек губит себя для дела своего совершенствования, а несовершенствующийся подлежит уничтожению, то есть гибнет для вечности.
30. Сие сказал Иисус потому, что отрицали Его совершенствование.
31. И пришли мать и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.
32. Около Него сидел народ. И сказали Ему: Вот матерь Твоя и братья Твои, и сестры Твои вне дома спрашивают Тебя.
33. Иисус отвечал им: Кто матерь Моя и братья Мои?
34. И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: Вот матерь Моя и братья Мои.
35. Ибо тот, кто будет совершенствоваться, тот Мне и брат, и сестра, и матерь, потому что всех нас тогда родит д?ховпо Совершенство, и в Нем все мы будем иметь одного для всех Отца.
1. И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле у моря.
2. И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:
3. Слушайте, Я, как сеятель, бросающий зерно в землю, вышел сеять в души людей новые идеи, долженствующие совершенствовать, как понятия людей, так и их самих.
4. Но ведь, когда сеятель сеет, не все зерна, бросаемые им, упадут на плодородную почву, а иное упадет при дороге, и птицы поклюют его.
5. Иное упадет на каменистое место, где скоро взойдет, потому что земля там не глубока,
6. Но зато под влиянием солнца скоро засохнет, как не имеющее глубокого корня.
7. Иное упадет в терние, которым и заглушится.
8. И только некоторое упадет на добрую землю, где принесет плод, опять в зависимости от многих условий: одно в сто раз, другое в шестьдесят, а иное в тридцать.
9. То же самое происходит и с Моею проповедью вам новых идей. Итак, пускай каждый из вас отдаст себе ясный отчет в том, каково его отношение к проповедуемым Мною идеям, и если он принял их и они образуют его понятия, то он уже и должен жить, руководясь ими,
10. Когда же остался без народа, ученики спросили Его о притче.
11. И сказал им: Вы имеете те высшие понятия, которые открывают вам тайны и Царства Божия, но народ таких понятий не имеет, и потому им все нужно говорить в притчах.
12. Потому что они не подготовлены и не могут понять истины, чтобы она могла обратить их и тем заставила бы их загладить грехи свои.
13. И говорил им: Неужели вы этой притчи не понимаете, как же поймете вы тогда другие притчи?
14. Сеятель сеет слово.
15. Упавшее при пути, это суть слушающие проповедь работы над собой по понятиям своим, то есть только знающие это требование от людей, но у которых она не образует понятий и посему, жизнь со всеми её соблазнами, увлекая их, заставляет забывать слышанное.
16. А упавшее на каменистые места, это те, которые, услышав проповедь работы над собой, с радостью принимают ее, т.е. она понимается ими.
17. Но когда приходит необходимость произвести работу над собой, то они уже поступают не по тому, что они понимают, во что верят, но поступают так, как им удобнее, т. е. по желаниям своим.
18. Упавшее в терние это те, которые, услышав проповедь работы над собой, строят на ней свои понятия.
19. Но, удовлетворяясь своими добродетелями, своим житейским благополучием, они не считают необходимым работать над собой, а посему и не приносят плода.
20. А упавшее на добрую землю это те, которые узнав о необходимости работы над собой, поняв всю глубину этой идеи, действительно в жизни своей производят работу над собой - приносят плод, совершенствуясь: один в тридцать, другой в шестьдесят, а иной в сто раз. Итак, опять повторяю, кто какие имеет понятия, тот понимай и живи и работай над собой.
21. Вы понимаете, что свеча приносится не для того, чтобы поставить ее под сосуд, или под кровать, но чтобы поставить ее на подсвечнике, так точно и работа над собой людей должна в даваемых ею результатах быть видима людям,
22. Ибо она, находясь в мире, подчиняется закону мира, по которому все имеет в мире форму своего существования, и будучи внутренней, тайной для других людей, она, в даваемом ею совершенствовании человека, получает форму своего существования, становясь уже видима людям.
23. Итак, кто какие имеет понятия, тот и работай над собой, чтобы осуществить их.
24. Запомните то, что ваши понятия суть мерила для ваших поступков, и потому, в зависимости от вашего отношения положительного иди отрицательного к чему-либо, ваши поступки в этом направлении будут положительными или отрицательными, вы же работой над собой тем самым усовершенствуете свои понятия.
25. Ибо, кто работает над собой по своим понятиям, Тот совершенствует свои понятия, а кто не работает над собой по тем понятиям, которые имеет, тот и эти последние потеряет.
26. Поэтому-то и Царство Божие - Царство работы над собой подобно тому, как если человек бросит семя в землю.
27. И спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, он не знает.
28. Ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе, так точно и человек постепенно, незаметно для других людей, в силу заложенной в нем способности к работе над собой, совершенствует те понятия, которые имеет, и, осуществляя их, совершенствует себя.
29. И как, когда готов плод, посылают серп, потому что настала жатва, так, когда мир, в его целом, работой над собой людей, даст плод, тогда наступит конец мира.
30. Итак, чему же уподобим Царство Божие - Царство работы над собой, или какою притчею изобразим его?
31. Оно, как зерно горчичное, которое меньше всех семян.
32. Но, когда посеяно, вырастая, становится выше всех злаков, пускает большие ветви, так что птицы небесные укрываются под тенью его, так идея работы над собой, когда ее проповедуешь, кажется людям менее всех добродетелей, но когда она станет общим достоянием и даст плод, тогда увидите, что она более всех прочих работ, ибо дает собою кров другим жизням.
33. И такими многими притчами проповедовал Иисус о работе над собой, насколько они могли понимать.
34. Без притчи же не говорил им; а ученикам наедине изъяснял все.
35. до 41. по Евангелию.
1. до 43. по Евангелию.
1. до 6. по Евангелию.
7. И призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над животными инстинктами в людях.
8. И заповедал им ничего не брать на дорогу, кроме посоха, ни сумы, ни хлеба, ни денег в поясе.
9. Но обуваться в простую обувь, и не носить двух одежд, ибо все это только будет мешать исполнению их миссии, дав собою излишнюю заботу.
10. И сказал им: в каком доме примут вас, там и оставайтесь, не ища себе лучшего угощения, но оставайтесь там до тех пор, пока не выйдете из того места.
12. Если же кто вас не примет или не будет слушать, уйдите от них, и никакого зла на них не держите, и с собой не уносите, пускай даже и самый прах, приставший к ногам вашим не напоминает вам то, что может вызвать у вас озлобление, отряхните его от ног ваших. Верьте Мне, что каждому будет по делам его, и если они не будут работать над собой, то то, что таких постигнет, хуже, нежели то, что постигло Содом и Гоморру, ибо от таковых даже, и воспоминания не сохранится.
13. до 56. по Евангелию.
1. Однажды к Иисусу собрались некоторые фарисеи и книжники, пришедшие из Иерусалима.
2. И увидев, что некоторые ученики Его едят хлеб не умывши рук, стали укорять Его.
3. Ибо фарисеи, как и все иудеи, держась предания старцев, не едят, не умывши тщательно рук.
4. Равным образом, пришедши с торга, не едят не умывшись; и многое другое есть у них в обычае, как например, наблюдают омовение чаш, кружек, котлов, скамей перед едой.
5. Увидя же, что ученики Иисуса нарушают этот обычай, они спрашивают Его: Зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?
6. Тогда Иисус отвечал им: Как хорошо пророчествовал о вас пророк Исайя, когда писал: этот народ приближается ко Мне устами своими и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня,
7. И благоговение их передо Мною есть изучение заповедей человеческих (Исайя 29, 13), а такое благоговение тщетно;
8. Ибо, держась предания старцев, предания человеческого, омовения кружек и чаш и прочего тому подобного, вы вместе с сим оставляете исполнением заповедь, данную вам для вашего совершенствования.
9. Ну, хорошо ли, что вы ради предания отвергаете заповедь Божию.
10. Смотрите сами: Моисей сказал вам: почитай отца своего и матерь свою (Исход 20, 12) и злословящий отца или мать смертью да умрет. (Исход 21, 16.)
11. А вы говорите: Тот кто скажет отцу или матери "корван", т. е. в дар Богу отдано то, чем бы ты хотел от меня воспользоваться, то прав.
12. И таким образом, вы уже попускаете такому ничего не сделать отцу своему или матери.
13. И много у вас есть подобного в законе, когда вы преданием своим, установленным вами, умаляете значение тех понятий, которые создаются у вас данным вам законом.
14. И призвав весь народ, говорил им: Выслушайте Меня все и постарайтесь понять.
15. Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его, но что исходит от него, то его оскверняет.
16. Вот почему Я говорю вам, что тот, кто имеет понятия, тот должен руководиться ими в своих поступках.
17. Когда же Иисус ушел от народа в дом, ученики Его спросили Его о притче.
18. Он же сказал им: Неужели и вы так непонятливы, что не понимаете, что ничто, входящее извне в человека, не может осквернить его,
19. Потому что не входит в его духовный мир, но только, как пища, нужная для его жизни физической, временно входящей в него и потом извергаемой им.
20. И сказал: То же, что исходит от самого человека, как результат его работы для себя, - это может осквернить его.
21. Ибо все то, что человек считает дурным,
22. Что по его понятиям нехорошо, все это исходит из его работы для себя.
23. Итак, всякое зло исходит из стремления человека работать для себя и оскверняет его.
24. Отправившись оттуда, Иисус пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, вошед в дом, не хотел, чтобы кто узнал о Его приходе, но не мог утаиться.
25. Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, пришедши, припала к ногам Его;
26. А женщина та была язычница, родом сиро-финикианка; и просила Его, чтобы изгнал нечистого духа из её дочери.
27. Но Иисус сказал ей: Ты понимаешь, что нехорошо взять хлеб у детей и отдать его псам; так пойми, что Мне надо сперва дать духовную пищу тем, кто ближе стоит ко Мне по идеям, которыми руководится, и уже потом заниматься другими.
28. Она же сказала Ему: Так, Господи, но, как псы едят под столом крохи у детей, так дай и нам, пришлым, получить от Тебя крохи той пищи, которую Ты даешь Твоим близким.
29. И сказал ей: За это слово пойди; твоя дочь здорова.
1. до 10. по Евангелию.
11. Вышли фарисеи и начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его.
12. Иисус же сказал с огорчением: Для чего им нужно знамение, верьте Мне, что те, которые ищут знамения с неба-от Совершенства, те никогда не усовершенствуются, и потому никогда не дастся им знамение.
13. И оставив их, опять вошёл в лодку и отправился на ту сторону.
14. При сем ученики Его забыли взять хлеба и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке.
15. А Он говорил им, вспоминая требование фарисеями знамения: Смотрите берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой.
16. Ученики же, не понимая к чему Он говорит им это, рассуждали между собою, говоря: Это значит, что мы не взяли с собою своих хлебов.
17. Иисус, уразумев, говорит им: Что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не чувствуете, неужели все еще сердце ваше окаменело?
18. И вы, будучи постоянными свидетелями Моей жизни и слушателями моей проповеди, не видите и не понимаете Меня? Неужели вы не помните?
19. до 30. по Евангелию.
31. И начал учить их, что Сыну человеческому много должно пострадать, быть отверженному старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убитым, и в третий день воскреснуть.
32. И говорил об этом открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему.
33. Иисус же, обратившись и взглянув на учеников Своих, сказал Петру: Отойди от Меня, ведь ты соблазняешь Меня на работу для себя, а таковая преследует интересы не духовной жизни, а плотской.
34. И подозвав народ с учениками Своими, сказал им: Кто хочет следовать учению Моему, тот знай, что оно заключается в том, чтобы не потворствовать своим желаниям, работая только для себя, но избирать более тяжелый путь жизни по понятиям своим, только такой будет следовать учению Моему.
35. Ибо кто хочет остаться таким, каков он есть от природы, тот потеряет себя для будущей жизни; тот же, кто потеряет свой внутренний природный облик ради своего совершенствования, осуществляя понятия свои, тот сохранит себя в вечность.
36. Итак, посмотрите сами, какая польза человеку, если он даже весь мир приобретет, а повредит душе своей?
37. Ведь материальные богатства, приобретенные им, не могут служить выкупом душе его.
38. Ибо, кто будет стыдиться совершенствовать себя, равно, как и стыдиться тех понятий, которые он имеет, понимая, значит, свои пороки и недостатки, такой, когда люди поймут и прославят идею работы над собой, как совершенствующую свойства человека и дающую достижение Совершенства, окажется обесславленным.
1. И поверьте Мне, что некоторые из вас, стоящих здесь, еще будут жить, когда на земле уже наступит царство работы над собой - царство Божие.
2. до 10. по Евангелию.
11. Ученики спросили Иисуса: Как книжники говорят, что прежде чем придти Христу, должен придти Илья?
12. Иисус отвечал им: Если вы верите, что Илья придет прежде, чтобы устроить все, то верьте и написанному о Сыне человеческом, что Он много пострадает и будет уничижен.
13. Ибо и с Ильей, когда пришел он, поступили как хотели, как написано о нем.
14. Пришед к ученикам, Иисус увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.
15. Тотчас, увидев Его, весь народ изумился и, подбегая, приветствовали Его.
16. Иисус спросил книжников: О чем спорите с учениками?
17. Один из парода сказал в ответ: Учитель, я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым.
18. Где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену и скрежещет зубами своими, цепенея. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали, и они не могли.
19. О, неверующие и развращенные, долго ли еще нужно внушать вам, что без вашей личной веры, никто не может помочь вам, долго ли еще не будете понимать этого? Приведите ко Мне больного.
20. до 22. по Евангелию.
23. Когда больного привели, Иисус сказал отцу его: Если можешь сколько-нибудь веровать, то все возможно верующему.
24. до 27. по Евангелию.
28. После исцеления, когда Иисус вошел в дом, ученики Его спросили Его наедине: Почему мы не могли исцелить его?
29. И сказал им: Для того, чтобы исцелять таких больных, надо иметь уверенность в возможность такого исцеления, уверенность же эта дается только, как результат собственного искуса, молитвою и постом.
30. до 32. по Евангелию.
33. Когда пришли в Капернаум и были в доме, Иисус спросил их: О чем дорогою вы рассуждали между собой?
34. Ученики молчали, потому что дорогою говорили о том, кто из них больше.
35. Тогда Иисус, севши, призвал двенадцать и сказал им: То учение, которое Я преподаю вам, признает только одну личную заслугу человека, и посему, кто из вас хочет быть первым, тот должен это первенство свое заработать, сделав себя последним среди всех, будучи всем слугою.
36. И взяв дитя, Иисус поставил его среди учеников и, обняв его, сказал им:
37. Те, которые окажут свое содействие совершенствованию другого человека, сознающему необходимость совершенствования себя, так, как это сознает сие дитя, тот, тем самым будет осуществлять понятия свои, а кто осуществляет их, тот совершенствуется.
38. Тогда Иоанн, отвечая Ему, сказал: Наставник, а мы видели человека, который именем твоим исцелял. Хоть он и служит людям, но мы запретили ему, потому что он не принадлежит к Твоим ученикам.
39. Иисус отвечал: Не запрещайте, ибо никто, сотворивший чудо во имя идеи совершенствования себя, не может вскоре злословить эту идею.
40. Ибо таков закон, что тот, кто не против совершенствования себя, тот за эту идею, и середины здесь нет.
41. И посему, если кто напоит вас чашею холодной воды потому, что вы совершенствующиеся, поверьте Мне, что такой уже сам двигается по пути совершенствования себя.
42. Тот же, кто собьет с пути совершенствования себя такого человека, тот, если и работал над собой уже сам и совершенствовался, опять движется назад, и посему лучше было бы ему умереть до этого, ибо нет вероятия ему вернуться опять на путь совершенствования себя, и он за жизнь свою не приобретет себе ничего.
43. Если же тебя соблазняет или мешает производить работу над собой рука твоя, то есть нечто, исходящее от самого тебя, принеси жертву, - сделай так, как может быть тебе и тяжело, но что по понятиям твоим представляется тебе лучшим, - отсеки ее, ибо и без руки можно произвести внутреннюю работу и ею сохранить себя в вечность, и наоборот, с двумя руками, не произведя внутренней работы, подвергнуться уничтожению.
44. Возврата оттуда назад уже не может быть.
45. И если нога твоя соблазняет тебя, то лучше пожертвуй ею, чтобы иметь возможность осуществить понятия свои, ибо с одной ногой можно сохранить себя в вечность, и наоборот, с двумя ногами подвергнуться уничтожению навсегда.
46. Ибо возврата назад уже быть не может;
47. И если глаз твой соблазняет тебя, то лучше и им пожертвуй - вырви его, чтобы иметь возможность поступить так, как это составляет твое понятие, ибо и с одним глазом можно работать внутренне, а с двумя глазами подвергнуться уничтожению,
48. Которое для мира материального окончательно,
49. Ибо всякая материя будет подвергнута уничтожению, и сохранится в вечность только одна работа над собой людей.
50. Как вся доброта соли в том, что она солона, и если не солона будет, то ее уже ничем не поправишь, так и вам, чтобы иметь свою ценность, необходимо работать над собой и жить по понятиям своим.
1. Отправившись оттуда, приходит в пределы иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к нему народ, и по обычаю Своему, Он опять учил их.
2. Подошли фарисеи и спросили, иск