ify">
Граф
Что случилось? Зачем ты разбудил меня?
Капеллан
Ваша милость, мне почудилось недоброе...
Алиса
Подозрительно... в окне у госпожи...
Граф
Бертран! - Рыцарь-Несчастье! - Сторож! Ты спишь?
Доктор
Ваша светлость, он мертв.
Изора (в окне)
Зачем меня будят так рано?
Граф
Это вы? Вы не спите?
Изора
Если вы не верите мне, можете обыскать мои покои... Что случилось?
Граф
Сторож умер здесь на дворе...
Доктор
Сколько крови! Сколько крови!
Граф
Какая досада! Кто же теперь будет стеречь замок? - Изора, что с вами? -
Вы плачете?
Изора
Мне жаль его. Он был все-таки верным слугой.
1912
КОММЕНТАРИИ
Сборники своих пьес Блок издавал трижды - в 1908, 1916 и 1918 годах. В
последние годы жизни Блок планировал наиболее полное издание своего
"Театра", которое, однако, при жизни поэта осуществлено не было.
Драматические произведения Блока печатаются в настоящем издании по т. 4
Собрания сочинений А. Блока в 8 томах с проверкой и правкой по сборнику
"Театр" 1918 года (и правленной Блоком корректуре этого издания, Институт
русской литературы АН СССР, Ленинград) и ряду разрозненных публикаций
1918-1921 годов.
Роза и Крест
Печатается по тексту сборника "Театр" (1918).
Созданная в годы работы над стихами, составившими книгу третью
"Стихотворений" Блока, драма "Роза и Крест" перекликается с блоковской
лирикой того же времени. По своей ведущей философской идее "Радости -
Страданья" пьеса созвучна таким программным стихотворениям, как "Второе
крещенье" (т. 2 наст. издания), "К Музе" и "Да. Так диктует вдохновенье..."
(т. 3).
Источники, питающие содержание "Розы и Креста", необычайно богаты. Еще
в декабре 1906 года Блок набрасывает в записной книжке сценку, отдаленно
предвосхищающую мотивы будущей драмы: "Люди (может быть, те самые
влюбленные) находят в проясняющихся сумерках в углу у стены башни (в углу
зала) еле живого старого скомороха и менестреля (он, может быть, учит их
любви)". Конфликт, намек на который содержится в этой зарисовке, был
использован Блоком в драме, создававшейся по заказу со стороны, как глубоко
знакомый и прочувствованный лично. По счастливому совпадению, заказ на
балетный сценарий из жизни трубадуров не противоречил раннему замыслу Блока
и формально, предлагая ту же историческую основу действия, к которой
склонялся Блок. Исторический фон драмы и ее финальные сюжетные решения
сближают "Розу и Крест" с "Нюрнбергскими майстерзингерами" Вагнера.
Напряженность блоковской постановки проблем долга (отчасти понимаемого
поэтом как рок), любви, верности, радости и страдания усиливается
сложнейшими обстоятельствами личной жизни Блока в 1912-1913 годах. Приходя в
работе над пьесой к характеристике "Страдания" своего главного героя как
заслуженного нравственного бремени, Блок одновременно вводит в пьесу тему
мятежа "альбигойцев, а в характеристике "грозного христианства" Гаэтана -
"Рыцаря-Грядущего" - прямо приближается к решениям финальной главки будущей
поэмы "Двенадцать".
Подхватывая отдельные мотивы "Розы и Креста" в дальнейшем своем
творчестве, Блок в то же время и уходит далеко вперед от составляющих основу
этой пьесы нравственных и эстетических принципов "очищения страданием",
"христианства" (символом которого является Крест) и традиционной для старого
театра "Судьбы". В 1914 году в прямой полемике с идеями "Розы и Креста" Блок
задумывается о возможности счастья, не омраченного страданием (см.
примечания к циклу "Кармен", т. 3 наст, издания). В 1913 году (во время
создания стихотворения "Новая Америка"), а также в 1916-1919 годах (работая
над поэмой "Возмездие") Блок настойчиво обращается к идеалу человеческой
личности, господствующей над роком, над обстоятельствами своего
существования. И, наконец, в самые последние годы жизни Блока его полемика с
философией "Розы и Креста" начинает принимать форму теории драмы как
таковой. Подвергая сомнению эстетику рока и страдания, Блок сближается с
самыми значительными исканиями мирового театра XX века (см. "О "Голубой
птице" Метерлинка", т. 5 наст. издания).
С. Небольсин