Бересфорд Джон Девис
[John Davys Beresford, 1873-] - английский писатель. Сын каноника. Начав писать уже в 16 лет, Б. однако в 1904 уничтожил все написанное до этого времени. Одно время был архитектором, с 1908 стал рецензентом "Punch" и "Westminster Gazette", а через три года опубликовал первый том своей трилогии "История Якова Сталя". Обычные герои Б. - представители образованных слоев буржуазного общества, пытающиеся освободиться от его узости и нетерпимости (Манинг в "Божьей строчке", 1918), от ложной морали и сексуальных предрассудков (Дикки в "Эти Линнекерсы", 1916). Изуродованные ханжеским воспитанием, бессильные активно противостоять окружающей среде, они половинчато и нерешительно воспринимают новое, не порывая окончательно со своим классом (автобиографический образ Якова в трилогии "История Якова Сталя", "Искатель правды", 1912, "Невидимый случай", 1915, Мильхуш в "The Gervaise Comedy", 1919). Социальные верования Б. с наибольшей полнотой выступают в его романе "Революция" [1921], в к-ром он противопоставляет консервативно-обывательской Англии толстовство и "идеализм без наказания и страха".
Б. - мастер психологического романа. Показывая своих героев в моменты кризиса, крушения устоявшихся принципов, он тщательно обрисовывает эволюцию их психики, внутреннюю борьбу и противоречия, связывая в то же время психику с внешним миром вещей, органически сцепляя окружающее с внутренним миром. Творчество Б. в основном протекает по реалистическому руслу, лишь два сборника относятся к фантастическому жанру. В "Хэмпденширском чуде" [1911] Б. дает образ человека, обладающего необычайным умом, но все же не могущего понять жизнь целиком и остающегося вне ее. В "Гусенках" [1913] Б. изображает гибель Европы и Америки, уничтожаемых страшной чумой. Женщины однако остаются и создают общество, основанное на новой морали. Последние произведения Б.: "Приманка" [1927] - типичный "роман для летнего чтения", не заслуживающий никакого внимания; "Обои" [1927] - продолжение линии характерного для Б. "неореализма" - сочетания внутренних переживаний с внешним миром. Но в данном романе былая материалистичность этого метода уже утеряна Б., внешнее из вещи превратилось в символ, реалистический показ действительности сменяется мистицизмом. Это свидетельствует о кризисе в творчестве писателя, признаки чего намечались уже в его "Знаках и чудесах" [1921] и "Пленниках Хартлинга" [1922]. Б. написаны также три пьесы: "Королевское сердце" (вместе с А. С. Крэвеном), "The Compleat Angler" и "Хоуард и сын" (вместе с К. Ричмондом). Критические работы: "Г. Д. Уэлс" [1915] и (в сотрудничестве с К. Ричмондом) "У. Форд" [1917].
I. На русск. яз. перев.: Дом N 73 (в подлиннике "House-Mates"), М., 1927.
II. Brimley Johnson R., Some Contemporary Novelists (Men), L., 1922.
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 1. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. - Стб. 459-460.
Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le1/le1-4591.htm