Главная » Книги

Аверкиев Дмитрий Васильевич - Комедия о Российском дворянине Фроле Скабееве и стольничей Нардын-Нащо..., Страница 6

Аверкиев Дмитрий Васильевич - Комедия о Российском дворянине Фроле Скабееве и стольничей Нардын-Нащокина дочери Аннушке


1 2 3 4 5 6

овершенном виде вырабатывались дружными усилиями всех его членов" (Аверкиев Д. В. Дневник писателя, 1885, No 1, с. 2).
   В "Эпохе" (1864, No 10) была опубликована первая драма Аверкиева "Мамаево побоище". Достоевский, действительно, возлагал надежды на его литературное дарование и особенно высоко оценил комедию о Фроле Скабееве. Из отзыва Достоевского видно (см. ниже), что Аверкиев был ему в это время идеологически близок. Однако даже в период сотрудничества в "Эпохе" консерватизм Аверкиева был более "ортодоксальным", чем позиции Ап. Григорьева и Достоевского-идеолога. У Аверкиева не было того, в сущности, бунтарского начала, которое нередко прорывалось в утопических построениях Достоевского и делало его, как и Григорьева, весьма далеким от официальной идеологии. Эти ортодоксальные тенденции в мировоззрении Аверкиева постепенно усиливались, особенно в его публицистике. В драматургии, однако, они были значительно нейтрализованы общей реалистической позицией писателя.
   Утверждаясь в своих эстетических взглядах под влиянием Ап. Григорьева, первейшей задачей искусства Аверкиев считал правдивое и полное, многостороннее отражение жизни, и в своей писательской практике стремился к такой многосторонности. Недаром в его исторических драмах нет идеализации старины в смысле сокрытия темных и трагических сторон патриархальной жизни - подобный тенденциозный отбор фактов противоречил бы его теоретической позиции, в проведении которой он был весьма последователен. И вообще драматургия, в которой прямое, непосредственное авторское суждение о жизни не находит места именно в силу особенностей самого этого литературного рода, оказалась более свободной от консервативных социально-политических идей, развивавшихся Аверкиевым в его публицистических и отчасти - в беллетристических произведениях.
   В 1877-1878 годах Аверкиев опубликовал в "Русском вестнике" серию статей по теории драмы, изданных позднее в виде отдельного теоретического трактата.
   В 1881-1882 годах вместе с Островским и Потехиным он работает в Комиссии по составлению проекта Положения об управлении императорскими театрами.
   На протяжении всей жизни Аверкиев активно выступал как театральный критик-рецензент, и в этой области нашей культуры ему принадлежит заметное место. В этой роли Аверкиев последовательно отстаивал реалистическое направление на сцене и отличался повышенной требовательностью: Отчасти поэтому отношения его как драматурга с театрами складывались не слишком благополучно. Несмотря на зрительский успех его лучших драм, он был не любим театральным начальством и значительной частью актеров.
  

Сочинения Д. В. Аверкиева:

  
   Драмы, т. 1-3. Спб., 1887-1896; Дневник писателя, 1885-1886. Спб.; О драме, Спб., 1893.
  

Литература о нем:

  
   Данилов С. С. Современники Островского.- В кн.: Данилов С. С. Очерки по истории русского драматического театра. М.-Л., 1948; Лотман Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. М.-Л., 1961; Аникст А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1972; Очерки истории русской театральной критики. Вторая половина XIX в. Л., 1976.
  

КОМЕДИЯ О РОССИЙСКОМ ДВОРЯНИНЕ ФРОЛЕ СКАБЕЕВЕ И СТОЛЬНИЧЕЙ НАРДЫН-НАЩОКИНА ДОЧЕРИ АННУШКЕ

  
   Пьеса впервые опубликована в журнале "Заря", 1869, No 3. По поводу этой публикации Достоевский писал Н. Н. Страхову 6 апреля 1869 года: "Про Фрола же Скабеева хотел было написать к вам письмо, с тем, чтобы напечатать в "Заре". [...] Не знаю, что выйдет из Аверкиева, но после "Капитанской дочки" я ничего не читал подобного. Островский щеголь и смотрит безмерно выше своих купцов. Если же и выставит купца в человеческом виде, то чуть-чуть не говоря читателю или зрителю: "Ну что ж, ведь и он человек"... У Аверкиева не знаю, найдется ли столько блеску в таланте и в фантазии, как у Островского, но изображение и дух этого изображения - безмерно выше. Никакого намерения. Предвзятого" (Достоевский Ф. М. Письма, т. 2. М., 1930, с. 187-188).
   30 декабря 1868 года комедия была впервые исполнена в Александрийском театре в бенефис В. В. Самойлова, игравшего Фрола. В этом спектакле участвовали П. И. Григорьев 1 (Нащокин), Ю. Н. Линская (Нащокина).
   В статье "Д. В. Аверкиев и его отношение к театру" (по предположению Б. В. Варнеке, ее автором был известный актер М. И. Писарев - см.: Стрепетова П. А. Воспоминания и письма. М.-Л., 1934, с. 481) содержится интересный рассказ Аверкиева о работе корифея Александрийского театра В. В. Самойлова над ролью Фрола и его советах по доработке текста, принятых автором:
   "Фрол" [...] полюбился Василию Васильевичу Самойлову. После первого же акта он решил взять пьесу себе на бенефис. После второго он усомнился, достаточно ли он молод для Фрола. Надо сказать, что в первоначальной редакции Фрол являлся к Нащокиным, согласно повести, в виде девушки. Обстоятельство это для повести существенное; но проистекающее из него последствие по своей более чем нескромности немыслимо в драме". Самойлов предложил автору сделать "небольшую уступку": "Пусть Фрол явится старухой, ворожеей. И покажется барышне в зеркало. Подобная сцена есть, правда, в аблесимовском "Мельнике". Да ничего: хорошее и украсть не грех.- Совет Василия Васильевича показался мне дельным. Он делал роль Фрола доступною для большего числа артистов; он устранял неудобство для Фрола вести всю сцену в женском платье и самый приступ к сцене делался более свободным. Что было хорошо для повести, то и мне самому являлось не совсем удобным для драмы, но я недоумевал, как это устранить: Василий Васильевич просто открыл ларчик". Самойлов пригласил автора "пройти с ним роль". "Конечно, не я с ним, а он со мной проходил ее. В это утро я многому научился. Василий Васильевич обратил особое внимание на второй акт: "кто его одолеет, тому остальное не может представить особых затруднений". Он целых семь раз прочел вслух сцену с Аннушкой, с каждым разом все более и более входя в роль. Между прочим, стих:
  

А пожалела, значит полюбила,

  
   он разгорячась прочел:
  

А? пожалела, значит полюбила.

  
   - А что скажете? Ведь этак, пожалуй, лучше?
   Мне оставалось взять карандаш и поставить восклицательный знак" (Ежегодник императорских театров. Сезон 1904-1905, прилож. 2. Спб., 1906, с. 276-277).
   В Малом театре премьера состоялась 10 октября 1869 года в бенефис Живокини-сына. В спектакле играли: С. В. Шуйский (Фрол), С. П. Акимова (мамка), Н. А. Никулина (Варвара) и др.
   Комедия до сих пор удерживается в репертуаре советских театров. Так, заметным явлением в сценической истории "Фрола" был спектакль в Московском драматическом театре (постановка Б. Гончарова и М. Буткевича, художник Т. Маврина). В 1970-х годах комедия с успехом шла в Красноярском театре им. Ленинского комсомола (постановка Ю. Молчанова). В 1950 году Т. Н. Хренников написал комическую оперу "Фрол Скабеев".
  
   Текст пьесы печатается по изданию: Аверкиев Д. В. Драмы в 3-х т., т. 1. Изд. 2-е. Спб., 1906.
  
   Евгений Николаевич Эдельсон (1824-1868) - театральный и литературный критик, член "молодой редакции" "Москвитянина".
   Тишайший - прозвище царя Алексея Михайловича (1645-1676).
   ... на святках...- период между церковными праздниками: Рождеством Христовым (25 дек. ст. ст.) и Крещением (6 янв. ст. ст.). В это время устраивались гулянья с ряжением, гадания и т. п.
   ... стольничий сын...- Стольник - старинный дворцовый чин; при Алексее Михайловиче стольники часто назначались на воеводство или несли службу в государевом полку. Обычно в стольниках служили люди наиболее именитых фамилий, но изредка и незнатного происхождения.
   Кружало - кабак.
   ...кому кабалу...- Кабала - зд. долговая расписка; речь идет о так называемой "кабале служилой", когда проценты за долг уплачивались службой заимодавцу, а должник становился "кабальным холопом". Освободиться от такой кабалы было почти невозможно,
   А к воеводе?- Воевода - в описываемое время - местный правитель, назначавшийся из Москвы, власть его простиралась на все социальные слои общества.
   Вершник - верховой.
   ...поставлю послухов...- Послух - зд. свидетель.
   только в авсень величают... - Авсень - первый день весны, марта, с которого прежде начинался новый год. Смысл выражения: величают очень редко, по праздникам.
   Я зимняя, морозная Варюха.- Именины Варвары приходятся на 4 декабря ст. ст.
   ...хоть тебе [...] так в версту...- т. е. под пару.
   ...к Троице собрались...- т. е. в Троице-Сергиевскую лавру.
   А мне до Фрола с Лавром что ... не лошадьми, прости господи, барышничать!- Святые Фрол (правильно - Флор) и Лавр считались покровителями скотоводства. В день Флора и Лавра крестьяне приводили к церкви освящать скот, к этому дню (18 августа ст. ст.) часто приурочивались конские ярмарки.
   ...звон к достойной.- Достойная - церковная служба.
   Иорданка на пруду сделана...- Иордань (от реки Иордан, в которой по Евангелию происходило крещение) - прорубь; во время церковного праздника Крещения, приходившегося на 6 января ст. ст., на реке или пруду делали прорубь, к ней шли крестным ходом и совершали обряд освящения воды.
   ...три дни кряду пировать станем.- Герой пьесы имеет в виду, что - 4 декабря именины Варвары, 5 декабря - Саввы, 6 декабря - Николая (все даты по ст. ст.).
  

Другие авторы
  • Кокошкин Федор Федорович
  • Ахшарумов Николай Дмитриевич
  • Пешехонов Алексей Васильевич
  • Бем Альфред Людвигович
  • Бойе Карин
  • Флеров Сергей Васильевич
  • Домбровский Франц Викентьевич
  • Богатырёва Н.Ю.
  • Аксакова Анна Федоровна
  • Новоселов Н. А.
  • Другие произведения
  • Кутузов Михаил Илларионович - Из письма М. И. Кутузова и Н. Д. Кудашева Е. И. Кутузовой о преследовании наполеоновской армии
  • Сомов Орест Михайлович - Русалка
  • Станюкович Константин Михайлович - Мрачный штурман
  • Пушкин Александр Сергеевич - Бородинская годовщина
  • Шевырев Степан Петрович - Письма С. П. Шевырева к Чаадаеву
  • Бедный Демьян - Стихотворения
  • Гоголь Николай Васильевич - Viy
  • Миллер Орест Федорович - Об отношениях русской литературы к Петру Великому
  • Короленко Владимир Галактионович - Лев Гумилевский. Литературный завет В. Г. Короленко
  • Дельвиг Антон Антонович - Прозаические планы идиллий
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
    Просмотров: 272 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа