Главная » Книги

Анненский Иннокентий Федорович - Фамира-кифарэд, Страница 6

Анненский Иннокентий Федорович - Фамира-кифарэд


1 2 3 4 5 6 7 8

   О, Феб еще высок...
  
  
  
  
  Фамира
  
  
   Папа-Силен, ты шутишь?
  
  
  
  
  Силен
  
  
  
  
  
   Вот так раз...
  
  
   А давеча-то кто ж: "Сейчас, сейчас!"
  
  
   Условье принято. Пан будет за судью.
  
  
   Состав суда - из нас и Терпсихоры.
  
  
   Ну, дети, я свалил вестей такие горы,
  
  
   Что вам оставлю мех...
   Аккуратно складывает мех на землю, Фамира хочет ему помочь.
  
  
  
  
  
   Постой... Сперва допью.
  
   (Пьет, вытирает губы и уходит с Фамирой.)

    СЦЕНА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

    РОЗОВОГО ЗАКАТА

На орхестру сбегают группы сатиров. Немая сцена - они ищут в траве и кустах вакханок. Флейта. Кастаньеты. Пляски. Солнце близко к закату. Облака на
  
   западе уже огненны и розовы последними лучами.
  
  
  
  
  Один голос
  
  
  
  Я искал тебя день,
  
  
  
  Целый день голубой,
  
  
  
  Но вина мне не пень:
  
  
  
  Утолюсь я - тобой.
  
  
  
  
  Сатиры
  
  
  
  
  (пляска)
  
  
  
  Любам ночи, флейте час,
  
  
  
   Флейте час,
  
  
  
   Зазнобил я губы...
  
  
  
  Нимфы, прилелейте нас,
  
  
  
  Нимфы, пожалейте нас!
  
  
  
   Поцелуйте, любы...
  
  
  
  
  Голос
  
  
  
  Я - усталая лань,
  
  
  
  Ты - родник ледяной,
  
  
  
  О, блесни, только глянь -
  
  
  
  И сольешься со мной.
  
  
  
  
  Сатиры
  
  
  
  Скучны выси-дали нам,
  
  
  
   Дали нам,
  
  
  
   Голубые дали...
  
  
  
  Но когда б ужаленным,
  
  
  
  О, когда б вы дали нам,
  
  
  
   Только губы дали.
  
  
  
   Другой голос
  
  
  
  Только глаз не таи:
  
  
  
  Ты - обида, я - нож,
  
  
  
  И в объятья мои,
  
  
  
  Как в огонь, упадешь...
  
  
  
  Ариозо томного Сатира
  
  
  
  В закатном небе,
  
  
  
  Где взор мой тонет,
  
  
  
  Ужель мой жребий
  
  
  
  Богов не тронет?..
  
  
  
  Всегда к борьбе я
  
  
  
  Атлет готовый,
  
  
  
  И по тебе я
  
  
  
  Тоскую, вдовый.
  
  
  
  Ты уж не пламя ль,
  
  
  
  И в высях дыма
  
  
  
  Не жемчугами ль
  
  
  
  Живешь, таима?
  
  
  
  О нет, не пламя,
  
  
  
  Нет там, не в звездах,
  
  
  
  И, не колдуя,
  
  
  
  В поспевших гроздах
  
  
  
  Между цветами
  
  
  
  Тебя найду я...
  
  
  
  И на леваде
  
  
  
  Душисторосой
  
  
  
  Пушистокосой
  
  
  
  Шепну менаде,
  
  
  
  Что в синей дали
  
  
  
  Все вижу лань я,
  
  
  
  Что крепче стали
  
  
  
  Мои желанья;
  
  
  
  Что худ я страшно,
  
  
  
  А голодаю,
  
  
  
  Что слаще брашна
  
  
  
  Я ожидаю:
  
  
  
  Чтоб Амимона
  
  
  
  Дала мне спелых
  
  
  
  Два лунно-белых
  
  
  
  Своих лимона.
  
  
  
  При этом зное
  
  
  
  Ночами зябнуть,
  
  
  
  Немудрено и
  
  
  
  Вконец ослабнуть.
  
  
  
  О злая Парка!
  
  
  
  Довольно мести
  
  
  
  Твоей воочью,
  
  
  
  О злая Парка!
  
  
  
  Сегодня ночью
  
  
  
  Мы будем вместе,
  
  
  
  Сегодня ночью
  
  
  
  Нам будет жарко.

    СЦЕНА ПЯТНАДЦАТАЯ

    ЛУННО-ГОЛУБАЯ

Близка ночь. Сатиры мало-помалу прекращают игры и музыку и ложатся спать в траву. С востока показывается луна. Сумрак заменяется синеватым светом. Только деревья еще черней, сплошные и тяжелые. На сцену выходит Нимфа, убранная в большие и пышные цветы, белые и желтые. Она с голыми руками.
  
  
  
  
  Нимфа
  
  
  "Их только две таких у нас бывает".
  
  
  О нимфа, так ли это? А цветы?..
  
  
  Твои цветы? И эта ночь? Была ли
  
  
  Когда-нибудь менада беспокойней,
  
  
  Что тень небес все медлит... все нельзя
  
  
  В рассеянном уме запечатлеть
  
  
  Позорно-сладкой тайны? Те - Гекаты
  
  
  Бескровные колдуньи в волоса
  
  
  И черные и душные своей
  
  
  Владычицы старались ли упрятать
  
  
  Поспешнее и глубже змей своих
  
  
  И желтые яды... чем это сердце
  
  
  Через глаза горящие глядеть
  
  
  В невидные глаза, и на свободе
  
  
  С другим сливаться сердцем, и его
  
  
  Тревогою безвольной заражать?
  
  
  
   Голос Сатира
  
  
  
  
  (тихо)
  
  
   Братцы... женщина...
  
  
  
   Другой, погуще
  
  
  
  
  
  
  Не наша?
  
  
  
   Тонкий голос
  
  
   Плохо вижу я, папаша.
  
  
  
   Густой голос
  
  
   Проберитесь по кустам,
  
  
   Да узнайте там, не наша ль.
  
  
   Но смотрите: если кашель
  
  
   Или насморк, я задам.
  
  
  
  Шелест в траве, потом:
  
  
  
   Тонкий голос
  
  
  
   Не менада...
  
  
  
   Ореада...
  
  
   На свиданье собралась,
  
  
   Вся цветами убралась.
  
  
  
  Другой тонкий голос
  
  
   С кифарэдом, с кифарэдом...
  
  
   Вот и он из рощи следом...

    СЦЕНА ШЕСТНАДЦАТАЯ

    ПЫЛЬНО-ЛУННАЯ

Фамира и Нимфа. Хор невидимый и рассыпанный по траве и кустам. Фамира хочет подойти к Нимфе, но, смущенный ее нарядом, отступает, потом, справившись с собою, подходит к ней и хочет обнять ее. Но Нимфа стоит неподвижна. Она вся
  
  
  
   ушла в глаза.
  
  
  
  
  Фамира
  
  
  Родимая... Простила ль ты Фамиру?
  
  
  На исповедь тяжелую твою
  
  
  Он отвечал холодным недоверьем...
  
  
  О, мне не надо знаков.
  
  
  
  
  
   Только мать
  
  
  Без зависти дает такое счастье
  
  
  И слез своих не помнит...
  
  
  
  
  Пауза.
  
  
  
  
  Нимфа
  
  
  (чуть слышно, с хрипотой в голосе)
  
  
  
  
  
  
  Я делю
  
  
  Твою удачу, сын мой. Победитель...
  
  
  
  
  Фамира
  
  
  Удачу, ты сказала? Но с какой
  
  
  Победою меня ты поздравляешь?
  
  
  
  
  Нимфа
  
  
  
  
  (глаже)
  
  
  Ты шел на бой.
  
  
  
  
  Фамира
  
  
  
  
   Да, в самом деле, шел
  
  
  Бороться я, как на песке, и потный
  
  
  Тебе доспех доставить.
  
  
  
  
  
   Но турнир
  
  
  Не состоялся, Нимфа.
  
  
  
  
  Нимфа
  
  
  (с движением и совсем ожившим голосом)
  
  
  
  
  
  Отступил ты?
  
  
  
  
  Фамира
  
  
  Я отступил.
  
  
  
   Из травы, тихо.
  
  
  
   Вот тебе раз...
  
  
  
   Ай да Фамирас!
  
  
  
  
  Нимфа
  
  
  
  (опять несколько хрипло)
  
  
  
  
  
   Ты ж вызывал ее
  
  
  И говорил, что счастлив...
  
  
  
  
  Фамира
  
  
  
  
  
  
  Бесконечно...
  
  
  
  
  Нимфа
  
  
  Ты женишься на музе?
  
  
  
  
  Фамира
  
  
  
  
  
  Нет, зачем?
  
  
  
  
  Нимфа
  
  
  
   (саркастически)
  
  
  А песни, а мечты твои... Когда
  
  
  Мерещились и розовые пальцы,
  
  
  И яхонты тебе...
  
  
  
  
  Фамира
  
  
  
  
   О, я стыжусь
  
  
  Минутного похмелья. Поцелуи
  
  
  Волнуют кровь, и сладко, но от них
  
  
  Гармония бледнеет, и в досаде
  
  
  Она ломает руки и бежит
  
  
  В дремучие леса - к косматым корням
  
  
  И филинам глухим... Я не женюсь...
  
  
  
  Тихий разговор в траве
  
  
  - Скрипач-то холостой?
  
  
  - А как красноречив... Ума палата.
  
  
  - Послушаем еще - постой!
  
  
  - Палата-то палата,
  
  
  Войдешь - так сразу озарит.
  
  
  - Великолепно говорит...
  
  
  - Да, хорошо, хоть больше для луны:
  
  
  Все будто ей рассказывает сны
  
  
  Витиевато, темновато, -
  
  
  Вобще - цветок без аромата.
  
  
  
  
  Нимфа
  
  
  О кифарэд! Скажи мне, в чем же это
  
  
  Особенное счастье! И меня
  
  
  Красивее ли муза?
  
  
  
  
  Фамира
  
  
  
  
   Не заметил.
  
  
  Я на закат смотрел, как розы там
  
  
  Небесный путь засыпали, а ноты
  
  
  Со струн ее кифары на стезю
  
  
  Вздымались и дымились... Это были
  
  
  Не вы и вы - не знаю, но грубей
  
  
  Была б и тень. Иль это души были,
  
  
  Не жившие еще? Иль формы их,
  
  
  Слепив, разбил ваятель, чтоб потом
  
  
  В отчаяньи зарезаться? Они,
  
  
  Там розовый заняв и горний путь,
  
  
  Созвездия сперва образовали,
  
  
  Потом Змеей и Рыбой хоры их
  
  
  И Обручем, и Лирой тихо-тихо
  
  
  Задвигались, и нежная звезда
  
  
  За нежною звездою загоралась
  
  
  Над каждым из мечтаний - и кружилась,
  
  
  И таяла в эфире вместе с ним,
  
  
  Не изменяя ритму. Только точки
  
  
  Воздушные остались под конец,
  
  
  Да жадные глаза, чтоб золотыми
  
  
  Соединять их нитями сквозь слезы.
  
  
  Ты скажешь - бред?.. Да, до сих пор себе
  
  
  Не объясню я, что со мною было:
  
  
  Глядел ли я иль слушал? Облака ль
  
  
  Там надо мной звучали, или струны
  
  
  Рождали в небе формы, а закат
  
  
  Был только нежной гаммой?..
  
  
  
  
   Хор
  
  
  
   (в траве, тихо)
  
  
  
  
  Первый
  
  
  Какой туман!.. от слов...
  
  
  
  
  Второй
  
  
  Да, для иных ослов...
  
  
  По-моему, скорее кратер,
  
  
  Прикрытый стылостью золы...
  
  
  Как жаль на этот раз, что мы козлы
  
  
  Или что он не наш, не сатир.
  
  
  Вот побеждать учитесь у кого...
  
  
  Где разобрать не можешь ничего,
  
  
  Там женщина и видит божество.
  
  
  А ореада-то растаяла совсем...
  
  
  А, право, хорошо, что забрались сюда мы!
  
  
  Еще такая речь - и от прелестной дамы
  
  
  Останутся глаза - горящие две ямы -
  
  
  И двадцать бесполезных хризантем. Во время этой паузы Фамира смотрит на небо, точно стараясь что-то припомнить. Нимфа смотрит на Фамиру горящими глазами, обмахиваясь, как
  
   веером, каким-то большим и бледным листом.
  
  
  
  
  Фамира
  
  
  
   (повторяет)
  
  
  
  
  
  
  
  О, закат
  
  
  Был только нежной гаммой.
  
  
  
  
  
  
  Безраздельным
  
  
  Я счастием владел. И не во сне...
  
  
  Я чувствую, как к пальцам приливает
  
  
  Из сердца кровь - там золотые пчелы
  
  
  Соскучились по струнам... Сердце мне
  
  
  Они давно щекочут бесполезно,
  
  
  Но я не дам им воли.
  
  
  
  
  
  В улей их,
  
  
  Пусть ладят дом, - искусный, золотой
  
  
  И сладостный...
  
  
  
   Шелест в траве
  
  
  Сравненье-то, козлятки, фу-ты ну-ты!..
  
  
  Запомнить бы для сладостной минуты.
  
  
  
  
  Фамира
  
  
  
   (повторяет)
  
  
  О, сладостный...
  
  
  
  
   Все, чем я жил, что думал,
  
  
  Осмыслилось, о Нимфа. Да, играл
  
  
  Я иногда недурно... Но как мальчик.
  
  
  
   Шепот в траве
  
  
  Разохался, смиренник...
  
  
  
  
  Нимфа
  

Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
Просмотров: 244 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа