Главная » Книги

Загоскин Михаил Николаевич - Благородный театр

Загоскин Михаил Николаевич - Благородный театр


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

  
  
   М. Н. Загоскин
  
  
  
   Благородный театр
  
  
  Комедия в четырех действиях, в стихах --------------------------------------
  Стихотворная комедия конца XVIII - начала XI в.
  Вступительная статья, подготовка текста и примечания М. О. Янковского
  Серия "Библиотека поэта". Большая серия. Второе издание.
  М.-Л., "Советский писатель", 1964
  OCR Бычков М. Н. mailto:bmn@lib.ru --------------------------------------
  Михаил Николаевич Загоскин (1789-1852) вошел в историю русской литературы как романист, автор известных прозаических произведений из русской истории: "Юрий Милославский" (1829), "Рославлев" (1830), "Аскольдова могила" (1833) и др. Менее известен он как деятель театра и драматург.
  Родился Загоскин в помещичьей семье, в Пензенской губернии, где и получил домашнее воспитание. Тринадцатилетним мальчиком он был отправлен в Петербург и вскоре стал служить по финансовому ведомству. В 1812 году вступил в петербургское ополчение, участвовал в боях и был ранен при Полоцке. По окончании Отечественной войны служил помощником члена дирекции петербургских театров по репертуарной части, в 1818 году - в Публичной библиотеке.
  В эти годы он сближается с А. А. Шаховским и его окружением и в последующем находится под значительным влиянием этого талантливого драматурга и сценического деятеля. После появления нашумевшей комедии Шаховского "Урок кокеткам, или Липецкие воды", когда разгорелась ожесточенная полемика между сторонниками и противниками Карамзина и Жуковского, Загоскин выступил в поддержку Шаховского со своей первой прозаической пьесой "Комедия против комедии, или Урок волокитам" (1815). Вторая пьеса Загоскина "Богатонов, или Провинциал в столице" (1817) точно так же отражает воздействие образов и идей Шаховского и развивает некоторые мотивы его комедии "Полубарские затеи, или Домашний театр", написанной в 1808 году.
  В пору пребывания в столице Загоскин выступает еще с несколькими пьесами: "Роман на большой дороге" (1819), "Добрый малый" (1820) и музыкальными интермедиями "Макарьевская ярмарка" и "Лебедянская ярмарка" (1817). К этому времени он уже приобретает репутацию даровитого драматурга, его пьесы идут на сцене с успехом, некоторые - вызывают споры, отражающие особенности литературной борьбы того времени.
  В 1820 году Загоскин переехал в Москву, где вначале был чиновником особых поручений при генерал-губернаторе, а с 1823 года - членом дирекции московских театров. Сценические интересы определяли литературную деятельность Загоскина в начале московского этапа его жизни. Сойдясь с кружком Ф. Ф. Кокошкина, Загоскин с большим увлечением отдался театру и драматургии.
  В Москве Загоскин написал пьесы "Богатонов в деревне, или Сюрприз самому себе" (1821; эта пьеса отражает воздействие образов и идей Шаховского и развивает некоторые мотивы его комедии "Пустодомы"), стихотворную комедию "Урок холостым, или Наследники" (1822), "Деревенский философ" (1822), стихотворную комедию "Благородный театр" (1828), "Недовольные" (1835) и др. Не будучи поэтом, он писал стихотворные комедии, с трудом преодолевая сложную для него задачу версификации.
  В 1831 году Загоскин был назначен управляющим московскими императорскими театрами, в дальнейшем - утвержден в должности директора, в которой и пробыл до 1842 года, когда стал директором Московской Оружейной палаты. С конца двадцатых годов Загоскин постепенно отходит от драматургии, перейдя на прозу и став, по сути, зачинателем русского исторического романа.
  
  
  
   БЛАГОРОДНЫЙ ТЕАТР
  
  
  Комедия в четырех действиях, в стихах
  
  
  
  
  
   C'est a qui sera jeune,
  
  
  
  
  
  
  amant, prince ou princesse.
  
  
  
  
  
   Et la troupe est souvent un
  
  
  
  
  
  
  
  beau sujet de piece.
  
  
  
  
  
  
  
  
   Delille {*}
  {* Это для тех, кто молод, влюблен, для принцев или принцесс.
  А театр - часто прелестный сюжет для пьесы.
  
  
  
  
  
   Делиль (франц.). - Ред.}
  
  
  
   ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
   Г. Любский, дядя Оленьки.
   Изведов, отставной при-
   Г-жа Любская, жена его.
   дворный актер.
   Оленька, племянница их.
   Наташа, горничная Оленьки.
   Вельский, влюбленный в
   1-я племянница |
   Оленьку.
  
  
   2-я племянница | Кутер-
   Честонов, брат Любского,
   1-й племянник | миной.
   от другого отца.
  
   2-й племянник |
   Волгин, дядя Вельского.
   1-й и 2-й слуги Любского
   Посошков, жених Оленьки.
   4 девочки |
   Кутермина, знакомая Люб-
   2 мальчика |
   ских.
  
  
  
  Учитель
  } без слов.
   Лилеев
  | актеры
  
  Гувернантка |
   Бирюлькин | Благородной труппы Нянюшка
  |
   Действие происходит в губернском городе, в доме Любского.
  
  
  
   ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
  
  
  
  
  ЯВЛЕНИЕ 1
  
   Г-жа Любская, Оленька, Наташа, Любский,
  
  
   Посошков, Вельский и Изведов.
  
  
  Все сидят, включая Изведова и Наташу.
  
  
  
  
  Любский
  
   Итак, мои друзья, спектаклю должно быть
  
   Сегодня ввечеру. Прошу не позабыть,
  
   Что ровно в семь часов начнется представленье;
  
   Потом дадим мы бал, и, верно, угощенье
  
   Весь город удивит. Не правда ли, жена?
  
  
  
  
  Любская
  
   Конечно, удивит. Ну, те ли времена,
  
   Чтоб праздники давать?
  
  
  
  
  Любский
  
  
  
  
  
  Опять браниться стала!
  
  
  
  
  Любская
  
   Да, да! Рублей пятьсот как будто б не бывало.
  
   К чему, сударь, зачем? Большая ведь нужда...
  
  
  
  
  Любский
  
   И полно, матушка! - Ну, что же, господа?
  
   Пора бы, кажется, за пробу приниматься.
  
  
  
  
  Изведов
  
   Конечно бы пора; но должно всем собраться.
  
  
  
  
  Посошков
  
   Слуги и дяди нет.
  
  
  
  
  Любский
  
  
  
  
   Да что за чудеса!
  
   Их вечно нет как нет.
  
  
  
  
  Вельский
  
  
  
  
  
  А скоро два часа.
  
  
  
  
  Посошков
  
   Мне кажется, в таких делах единодушно
  
   Все действовать должны, а это уж и скучно,
  
   Всё я, да я: толкуй, показывай, учи,
  
   Пиесу сочиняй, со всеми хлопочи.
  
   За что?
  
  
  
  
  Любский
  
  
  
  Ох, эти мне Бирюлькин и Лилеев!
  
   Всегда последние.
  
  
  
  
  Посошков
  
  
  
  
   От этих нам злодеев
  
   Житья уж вовсе нет, играют хуже всех ...
  
  
  
  
  Любский
  
   Сердись на них, брани, - а им лишь только смех.
  
  
  
  
  Посошков
  
   Последней не хотят порядком сделать пробы.
  
  
  
  
  Любский
  
   Изволь их ждать! Да что за важные особы?
  
   Уж им опаздывать! - Бирюлькин, например,
  
   Ведь барин небольшой - в отставке землемер,
  
   Актер весьма плохой и человек прескучный.
  
   По милости моей имеет хлеб насущный,
  
   И если б только я хотел его прижать...
  
  
  
  
  Любская
  
   Вот то-то, батюшка, всех хочешь одолжать,
  
   Готов хоть всё отдать за пару комплиментов.
  
   Он год по векселю не платит и процентов,
  
   А ты, сударь, молчишь.
  
  
  
  
  Любский
  
  
  
  
  
  Ну да, теперь молчу,
  
   Зато уж после я порядкам проучу,
  
   И если вечером по нашему желанью
  
   Пиеса не пойдет, так вексель ко взысканыо.
  
  
  
  
  Вельский
  
   Он болен, может быть.
  
  
  
  
  Любский
  
  
  
  
  
  И это не резон,
  
   Уж мне наскучило терпеть.
  
  
  
  
  Посошков
  
  
  
  
  
   Да вот и он.
  
  
  
  
  ЯВЛЕНИЕ 2
  
  
  
   Те же и Бирюлькин.
  
  
  
  
  Любский
  
   Помилуй, батюшка! на что это похоже?
  
  
  
  
  Бирюлькин
  
   Простите, виноват!
  
  
  
  
  Посошков
  
  
  
  
   Всегда одно и то же!
  
  
  
  
  Бирюлькин
  
   Делишки завелись: сейчас в Палате был,
  
   Насилу вырвался.
  
  
  
  
  Любский
  
  
  
  
   А это позабыл,
  
   Что ты еще путем своей не знаешь роли?
  
  
  
  
  Бирюлькин
  
   Не смея выступить никак из вашей воли,
  
   Я всячески твержу, учусь, измучен весь, -
  
   И если б не дела...
  
  
  
  
  Любский
  
  
  
  
   Дела-то, сударь, здесь.
  
  
  
  
  Посошков
  
   Не знаете ль, куда Лилеев наш девался?
  
  
  
  
  Бирюлькин
  
   Гуляет, кажется, сейчас лишь мне попался.
  
  
  
  
  Любский
  
   Гуляет! Боже мой!
  
  
  
  
  Посошков
  
  
  
  
   Ну есть ли совесть в нем!
  
   Уж скоро третий час, когда же мы начнем?
  
  
  
  
  (Любскому)
  
   Хоть этот раз его порядком побраните.
  
  
  
  
  Любский
  
   Всё это, братец, ты.
  
  
  
  
  Посошков
  
  
  
  
   За что ж меня вините?
  
  
  
  
  Любский
  
   За то, что без тебя мне в ум бы не пришло
  
   Театры заводить.
  
  
  
  
  Посошков
  
  
  
  
  Когда на то пошло,
  
   Позвольте ж вам сказать, и вы не слишком правы:
  
   Театр мы завели для собственной забавы,
  
   Так вам бы пригласить порядочных людей,
  
   На что Лилеев вам?
  
  
  
  
  Любский
  
  
  
  
   Уж подлинно злодей!
  
   И как смел думать он, что может нас дурачить?
  
   Откуда спесь взялась? И что он в свете значит?
  
   Беспутный мот, давно известный за глупца,
  
   Седой столетний франт, пленяющий сердца,
  
   Всемирный шут, нахал, болтун и лжец бесстыдный,
  
  
  
  
  Посошков
  
   А сверх того талант нимало не завидный:
  
   Бормочет прозою, коверкает стихи,
  
   Ну словом, истинно актер он за грехи.
  
  
  
  
  Любский
  
   Какой актер! Пустой актеришка, превздорный!
  
  
  
  
  Вельский
  
   Тс! тише, он идет.
  
  
  
  
  Любский
  
  
  
  
   Так что ж?..
  
  
  
  
  ЯВЛЕНИЕ 3
  
  
  
   Те же и Лилеев.
  
  
  
  
  Лилеев
  
  
  
  
  (кланяясь)
  
  
  
  
  
  
  Слуга покорный!
  
  
  
  
  Посошков
  
   Насилу дождались.
  
  
  
  
  Любский
  
  
  
  
   Здорово, милый мой!
  
   А я было хотел послать к тебе домой.
  
   Скажи, пожалуйста, боишься ли ты бога!..
  
  
  
  
  Лилеев
  
   А что?
  
  
  
  
  Любский
  
  
   Уж третий час.
  
  
  
  
  Лилеев
  
  
  
  
   Я опоздал немного.
  
   Ну что же? Не беда.
  
  
  
  
  Посошков
  
  
  
  
   Конечно, не беда,
  
   И это может быть со всяким - иногда,
  
   Но каждый раз...
  
  
  
  
  Любский
  
  
  
  
  Мы всё сносили терпеливо,
  
   Теперь позволь сказать: ведь это неучтиво,
  
   Заставить ждать...
  
  
  
  
  Лилеев
  
  
  
  
   Так что ж? Вина невелика.
  
   К тому ж вы знаете, я ролю старика
  
   Взялся играть у вас единственно из дружбы.
  
  
  
  
  Посошков
  
   Но вы...
  
  
  
  
  Лилеев
  
  
  
  Ах, боже мой! да это хуже службы!
  
   Неужто должен я для ваших всех затей
  
   Забыть родных своих, знакомых и друзей,
  
   С утра до вечера ничем не заниматься,
  
   От всех веселостей охотой отказаться -
  
   И даже не гулять? - Нет, нет! благодарю!
  
   Да этак я себя в неделю уморю.
  
  
  
  
  Посошков
  
   Зачем брал_и_сь...
  
  
  
  
  Лилеев
  
  
  
  
   Зачем?.. Вы точно, сударь, правы:
  
   Не должно бы никак, для собственной мне славы,
  
   Везде любовников играя молодых,
  
   Показывать себя в таких ролях пустых.
  
   Возьмите, вот она!
  
  
  
  
  Любский
  
  
  
  
   И как тебе не стыдно!
  
  
  
  
  Лилеев
  
   Да что ж? помилуйте! Мне это уж обидно:
  
   Я жертвую собой, хочу вам угодить,
  
   Меня ж бранят.
  
  
  
  
  Любский
  
  
  
  
  Ну вот! нельзя и пошутить.
  
  
  
  
  Лилеев
  
  
  
   (Посошкову)
  
   Я, кажется, от вас нимало не завишу.
  
  
  
  
  Любский
  
   И полно, брат!
  
  
  
  
  Изведов
  
  
  
  
  Прочесть позволите ль афишу?
  
  
  
  
  Любский
  
   А что, затейлива?
  
  
  
  
  Изведов
  
  
  
  
   Старался сколько мог.
  
  
  
  
  Посошков
  
   Напрасно не сказал, а то бы я помог.
  
  
  
  
  Любский
  
   Уж верно, хороша! Он был актер придворный
  
   И малый умница - досужий и проворный.
  
  
  
  
  Изведов
  
  
  
  
  (кланяясь)
  
   Помилуйте!
  
  
  
  
  Лилеев
  
  
  
   Да, да! и ловок и остер.
  
  
  
  
  Посошков
  
   К тому ж, при нем скажу, отличнейший суфлер.
  
  
  
  
  Изведов
  
  
  
   (читает афишу)
  "Сегодня, в пятницу, в доме Степана Ивановича Любского Обществом любителей театра представлена будет в первый раз "Осмеянный опекун", комедия в трех действиях, сочинение г-на Посошкова..."
  
  
  
  
  Посошков
  
   Нельзя ли это вон?
  
  
  
  
  Любский
  
  
  
  
   Зачем, суд_а_рь? Напрасно!
  
   Комедия твоя написана прекрасно.
  
  
  
  
  Посошков
  
   Но я бы не хотел...
  
  
  
  
  Любский
  
  
  
  
   И полно, братец, вздор!
  
   Пусть знают все, что ты и автор и актер.
  
  
  
  
  Изведов
  
  
  
  
  (читает) "Действующие лица: г. Сундуков, опекун Лизы - Авдей Михайлович Посошков; Лиза, богатая сирота - Ольга Дмитриевна Любская..."
  
  
  
  
  Любский
  
   Смотри, племянница, всю ролю знать до слова!
  
  
  
  
  Оленька
  
   Она уж у меня недели две готова.
  
  
  
  
  Изведов
  
  
  
  
  (читает) "Эраст, влюбленный в Лизу, Андрей Степанович Вельский".
  
  
  
  
 &

Другие авторы
  • Боцяновский Владимир Феофилович
  • Шкляревский Павел Петрович
  • Шкапская Мария Михайловна
  • Веселитская Лидия Ивановна
  • Коган Наум Львович
  • Честертон Гилберт Кийт
  • Гливенко Иван Иванович
  • Игнатьев Алексей Алексеевич
  • Дорошевич Влас Михайлович
  • Сала Джордж Огастес Генри
  • Другие произведения
  • Де-Санглен Яков Иванович - Записки Якова Ивановича Де-Санглена. 1776-1831 гг.
  • Блок Александр Александрович - Скифы
  • Грибоедов Александр Сергеевич - В. Н. Μещеряков. Новое о Грибоедове
  • Кривенко Сергей Николаевич - Газетное дело и газетные люди
  • Коншин Николай Михайлович - Н. М. Коншин: биографическая справка
  • Крашевский Иосиф Игнатий - Комедианты
  • Огарев Николай Платонович - Н. П. Огарев: биографическая справка
  • Плавт - Хвастливый воин
  • Абрамович Николай Яковлевич - Абрамович Н. Я.: биографическая справка
  • Маяковский Владимир Владимирович - Облако в штанах
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
    Просмотров: 349 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа