Главная » Книги

Шпенглер Освальд - Закат Европы, Страница 14

Шпенглер Освальд - Закат Европы


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

но в механическом смысле.
   7 Античная трагедия, литургическое действо, одинаково допускает переход от ликования к плачу и от плача к ликованию. Последний переход, характерный для элевсинского "drama", мы встречаем в "Эвменидах" Эсхила и в "Эдипе в Колоне" Софокла. Согласно Аристотелю, такой переход был даже первоначальной формой "трагического".
   8 Она существует только в элементарной математике, под впечатлением которой большинство философов со времени Шопенгауэра подходят к этим вопросам.
   9 Совершенно такое же значение имеет совпадение начала арабской культуры с изобретением христианского летосчисления. Этот акт, свидетельствующий об остроте исторического мироощущения, был еще раз повторен поздней арабской культурой в виде введения магометанского летосчисления.
   10 Представьте себе чувства грека, который вдруг узнал бы о таком обычае.
   11 Путь от Кальвина к Дарвину легко можно проследить в английской философии.
   12 Все это служит вечной темой спора западноевропейской поэтики. Античная, неисторическая, эвклидовская душа лишена всякого "развития": западноевропейская им исчерпывается; она есть "функция" направления к концу. Первая "есть", вторая "становится". Следовательно, всякая античная трагедия предполагает постоянство личности, западноевропейская же - ее изменчивость. Только эта последняя является "характером" в нашем смысле, такой формой бытия, которая находится в неустанном движении и связана бесконечными отношениями со всем другим бытием. У Софокла величественный жест облагораживает страдание, у Шекспира величественное настроение облагораживает поступок. Так как ваша эстетика заимствовала свои примеры из обеих культур, не делая между ними различия, то она только запутала подлежащую исследованию проблему.
   13 "Plus on viellit, plus on se persuade, que sa sacrée Majesté le Hazard fait les trois quarts de la besogne de ce miserable Univers". ("Чем старее становишься, тем более убеждаешься, что его священное величество Случай совершает три четверти работы в этой несчастной вселенной" (франц.) - Фридрих Великий Вольтеру.) Подлинный рационалист неизбежно должен ощущать так.
   14 Эту Тюхэ (случай) можно рассматривать так же, как естественнонаучную величину, параллелью которой в настоящее время является детерминизм.
   15 Гелиос есть только поэтическая метафора. У него не было ни храма, ни статуй, ни культа. Еще с меньшим правом мы можем рассматривать Селену как богиню луны.
   16 Дело нисколько не меняется от того, что Шекспир в действительности переработал более старую драму.
   17 Я напомню слова Канйнга в начале XIX столетия: "Южная Америка свободная - и по возможности английская". Никогда инстинкт экспансии не находил более точного выражения.
   18 Зрелая западноевропейская культура была насквозь французской, которая выросла из испанской при Людовике XIV. Но уже при Людовике XVI английский парк одержал в Париже победу над французским, чувствительность - над esprit, лондонская одежда и манеры светского общества - над версальскими модами, Хогарт - над Ватто, мебель Чшшендаля и фарфор Веджвуд - над Реллем и Сарром.
   19 Гарденберг реорганизовал Пруссию в строго английском духе; это ему было поставлено в тяжелый упрек Фридрихом Августом. Точно так же военная реформа Шарнгорста является как бы "возвращением к природе" в смысле Руссо, порывающим с профессиональными армиями кабинетных войн эпохи Фридриха Великого.
  

Глава III

МАКРОКОСМ

   1 Это же самое отношение выражает принцип западноевропейского числа: если х есть функция у, то у есть функция х.
   2 Конечно, геометрическая теорема может быть доказана или, вернее, демонстрирована при помощи чертежа. Но в каждой из геометрий теорема получает иной смысл, и чертеж тут ничего не может решить.
   3 Время не играет при этом никакой роли. Кроме того, пригодность неэвклидовских геометрий легко доказать именно в астрономии.
   4 Как известно, Гаусс не опубликовывал своего открытия почти до конца своей жизни из страха перед "воплем беотийцев".
   5 Через данную точку можно провести к данной прямой только одну параллельную линию.
   6 В которых через данную точку к данной прямой можно провести две или бесчисленное число параллельных линий, то есть ни одной.
   7 Его нет ни в греческом, ни в латинском языке; τόπος (= locus) означает место, местность, а также класс в социальном смысле, χώρα (= spatium) расстояние ("между"), промежуток, ранг, а также основание и почву (τὰ ἔκ τὴς χώρας - полевые плоды); τὀ κενό (= vacuum) совершенно недвусмысленно означает пустое тело, причем ударение падает на то, что окружает пустоту. В более поздней литературе употребляются такие беспомощные выражения, как ὑρατὸς τόπος ("чувственный мир") или spatium inane ("бесконечное пространство", но также "широкая поверхность"; корень слова "spatium" означает "пухнуть", "становиться толстым"). В ранней литературе не было никакой потребности в описании этого представления, потому что совершенно отсутствовало самое представление.
   8 Мы знаем теперь, что поэт этой части "Илиады" имел перед своими глазами произведение микенского искусства, смысл которого он часто понимал неверно.
   9 Страх оказывает такое действие и в более поздние эпохи. Все боязливые люди-религиозно-верующие. Все общественные договоры есть обнаружение страха какого-нибудь класса перед непредвиденным.
   10 И общественные договоры позднейшего времени не совсем утратили характер жертвоприношения. На истории французского государственного устройства с 1789 года лежит тень легенды о перстне Поликрата.
   11 Сирийские культы солнца, подобно культам Митры и Сераписа и раннему христианству, принадлежат к раннеарабским религиям магического стиля. Помимо храма в Баальбеке, который, несмотря на свои чисто античные детали, вместе со своими внутренними дворами, как целое, выражает новую архитектурную мысль, новое мироощущение, значительное формальное родство с древнехристианским типом базилики обнаруживают также Серапейон в Милете и большая синагога в Александрии.
   12 Для меня нет никакого сомнения, что греки, пришедшие к периптеру в то самое время, когда пластика освобождалась от несомненного влияния все тех же египетских образцов барельефа (Аполлон Тенейский), находились под могущественным влиянием египетских колоннад. Это нисколько не колеблет того факта, что мотив античных колонн и античное применение принципа ради есть нечто совершенно оригинальное.
   13 Ясность плана египетской и западноевропейской истории позволяет провести аналогию, идущую вплоть до частностей; ценность такой аналогии для исследований в области истории искусств очевидна. Строгий стиль пирамид IV династии (2930-2750, Хеопс, Хефрен) соответствует романскому стилю и ранней готике (900-1100); стиль V династии (2750-2625, Сахура) - высокой готике (1100-1250); стиль VI династии, эпоха расцвета архаического искусства портрета (2625-2475; Хиопс I и II) - поздней готике (1250-1400). Подобно тому как высшее общество XVIII века наслаждалось совершеннейшим, легким и само собой понятным уменьем владеть формами светского обращения.
   В легенде о Граале чувствуется наряду с древнекельтским сильное арабское влияние, но фигура Парсифаля, поскольку Вольфрам фон Эшенбах освобождается от влияния своего первоисточника - Кретьена де Труа, является чисто фаустовской.
  
  
  
  
  
  
  
  

0x01 graphic

0x01 graphic

0x01 graphic

0x01 graphic

0x01 graphic

0x01 graphic

0x01 graphic

0x01 graphic

0x01 graphic

0x01 graphic

0x01 graphic

0x01 graphic

  
  
  
  

Другие авторы
  • Воинов Владимир Васильевич
  • Коган Наум Львович
  • Полевой Ксенофонт Алексеевич
  • Слепушкин Федор Никифорович
  • Воронский Александр Константинович
  • Гуревич Любовь Яковлевна
  • Наумов Николай Иванович
  • Муравьев Никита Михайлович
  • Барро Михаил Владиславович
  • Воронцов-Вельяминов Николай Николаевич
  • Другие произведения
  • Аксаков Константин Сергеевич - Ломоносов в истории русской литературы и русского языка
  • Дорошевич Влас Михайлович - Граф Витте
  • Шулятиков Владимир Михайлович - Памяти Ф. М. Решетникова
  • Эдельсон Евгений Николаевич - Несколько слов о современном состоянии и значении у нас эстетической критики
  • Уоллес Льюис - Льюис Уоллес и его книга
  • Аксаков Иван Сергеевич - О финансовом положении России в начале 1862 года
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова. Издание третье...
  • Давыдов Денис Васильевич - Воспоминания о цесаревече Константине Павловиче
  • Немирович-Данченко Василий Иванович - В ущелье
  • Буслаев Федор Иванович - А. А. Танков. Воспоминания о Буслаеве
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
    Просмотров: 234 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа