Главная » Книги

Украинка Леся - Голубая роза, Страница 4

Украинка Леся - Голубая роза


1 2 3 4 5 6

ify">   Орест
   Не жалей! Что вышло, то должно было выйти; будем брать от жизни то, что жизнь дает.
   Любовь
   Не могу, не имею права.
   Орест
   Права? Я знаю только одно право - право на счастье. Но какое же ты имеешь право отдавать меня в жертву какой-то фантазии, какой-то фикции? Ведь ты знаешь, что, оставляя меня, ты губишь меня всецело, у меня ничего не останется в жизни без тебя.
   Любовь
   (делает над собой усилие, перестает плакать, кладет ему руку на плечо)
   Нет, дорогой, не говори так, у тебя останется твой талант.
   Орест
   Он погибает без тебя, потому что ты моя муза, ты моя поэзия! Я теперь ничего не пишу, потому что у меня нет мыслей в голове, кроме одной, что ты не моя и что я не могу так жить... Ты хочешь погубить навсегда меня, мою славу и все, что я мог бы создать. Я чувствую в себе огонь, который мог бы создать чудеса, но ты хочешь его угасить. Что же, пусть гаснет, мне теперь ничего не жаль!
   Любовь
   Орест... о как мне тяжело это говорить... ты молод, ты можешь пережить, забыть это все, найдешь другую, лучше меня...
   Орест
   (резко повышает голос)
   Не оскорбляй меня, я не могу этого переносить! Лучше тебя нет в мире, а если и есть, то мне не надо! О, если бы ты меня любила так, как я тебя...
   Любовь
   Орест, ты знаешь, что я люблю тебя, что я только тебя люблю.
   Орест
   Кто любит, тот не отдает любимого человека в жертву мертвой теории, кабинетным измышлениям, каким-то химерам!
   Любовь
   А что, если это не химеры?
   Орест
   Все равно! С тобой я на все готов. Все готов с тобой делить!
   Любовь
   Даже сумасшествие?
   Орест
   Все! Только будь моей! Ты моя?.. моя?..
   (Обнимает ее.)
   Любовь
   (слабым голосом)
   Твоя....
   (Слабеет, тихо опускается и падает из его объятий на землю без чувств.)
   Орест
   (припадает к ней)
   Люба!.. Люба!.. Что с тобой?.. Боже мой! Она без чувств!.. Я убил ее!.. Люба, Люба, что с тобой? Приди в себя!.. Люба!
   Любовь
   (приходит в себя)
   Ах, я лежу? (Быстро и легко подымается.) Ты зачем бросил меня на пол? Вот какой ты!
   Орест
   Тебе лучше, дорогая? Что с тобой было, Люба? Как ты себя чувствуешь?
   Любовь
   Э, пустяки! Мне так хорошо! Я так счастлива! (Бросается ему на шею.) И ты счастлив - правда?
   Орест
   Правда, мое счастье, моя жизнь! Но когда же мы будем навсегда вместе? Когда ты назовешь меня своим перед всеми?
   Любовь
   Пойдем!
   Орест
   Куда?
   Любовь
   В церковь.
   Орест
   Зачем?
   Любовь
   К венцу.
   Орест
   Нет, милая, не шути! Скажи! До шуток ли теперь?
   Любовь
   Какие тут шутки? Нас уже давно ждут... Ах, постой, ведь я еще не одета! Но это ничего, я сейчас!.. Минуточку, минуточку... (Бежит на веранду, останавливается, оглядывается и посылает Оресту воздушный поцелуй.) В одно мгновенье, моя любовь!.. Тетя Липа, тетя Липа! Где мое белое платье?
   (Исчезает в дверях.)
   Орест
   Что ты, Люба? (Бежит к двери. Любовь быстро захлопывает и запирает дверь, слышен ее голос: "Тебе нельзя! Жених не должен входить, когда невеста собирается к венцу!" Орест стучит в дверь, ему никто не отворяет. Он бежит к левой даче.) Сергей Петрович!.. Александра Викторовна!.. Кто-нибудь, ради бога! Помогите!.. (Вбегает в дверь, потом возвращается.) Никого нет! О господи!.. (Опять стучится в дверь правой дачи напрасно, потом забегает за дачу, слышно стук там.)
  

Выход 9

  
   Любовь в белом пеньюаре, волосы распущены, в руках шляпа амазонка с длинной черной вуалью. Олимпиада Ивановна спешит за ней в испуге.
  
   Олимпиада Ивановна
   Любочка! Что ты, что ты?.. Ах, что с тобой?..
   Любовь
   Белой не нашла, все равно, теперь черное в моде. (Отрывает от шляпы вуаль, шляпу бросает. Рвет цветы и вместе с вуалью надевает их на голову.) С живыми цветами оригинальнее будет!
  

Выход 10

Саня, Милевский, Олимпиада Ивановна, Орест, Любовь.

   Саня
   (увидя Любу, остановилась пораженная)
   Что это такое?
   Олимпиада Ивановна
   Ах, не знаю!.. Что-то ужасное!..
   Орест
   (к Милевскому)
   Где доктор? Где доктор?.. Скорее!..
   Саня хватает Милевского за руку.
   Милевский
   Он там, на берегу.
   Олимпиада Ивановна
   Пойду скорее за ним! Может быть, что-нибудь...
   (Уходит.)
   Любовь
   Я готова! Только роль повторю; после свадьбы мой дебют.
   (Идет на веранду и декламирует монолог Джульетты.)
   Быстрее мчитесь, огненные кони,
   К жилищу Феба! О, когда б возница,
   Такой как Фаэтон, вас гнал на запад,
   Ночь облачная вдруг бы наступила.
   Приди, ночь кроткая, с покровом темным
   Матрона строгая, вся в черном. Ночь, приди!
   Приди, Ромео! Ты мой день полночный!
   Ты будешь так белеть на крыльях ночи,
   Как первый снег на ворона крыле.
   О мой Ромео!
   (Бросается с веранды, обнимает Ореста.)
   Пойдем, пойдем, пора!
   Орест
   (хватает ее за руки)
   Люба! Я тебя провожу в комнаты... Успокойся, ты больна!..
   Любовь
   Ай, оставь мои руки! Прочь, я сама тебя не хочу! Злой какой! Бери себе Саню! (Вырывается, быстро идет к Сане, берет ее за плечи и толкает к Оресту.) Целуйтесь!
   Саня
   Ах, помогите!
   (Уходит в свою дачу и захлопывает дверь.)
   Любовь
   (Милевскому)
   Как это я до сих пор не замечала, что у вас такие красивые усы? (Берет его лицо руками и поворачивает к себе.) Только жаль, что от них черные мотыльки на руке остаются. Часто ваша жена моет ручки? (Смеется.) Как это вы говорили: любовь - это балерина! Значит, я - балерина.
   (Срывает с головы вуаль, машет им над головой, бросает и подхватывает цветы, танцует, быстро кружась. Пробегая мимо Ореста, умышленно задевает его вуалью. Орест хочет ее удержать, но она ловко уклоняется и взбегает на веранду.)
   Милевский
   Может быть, ей надо дать что-нибудь для успокоения?.. Пойду поищу капель.
   (Уходит в свою дачу.)
  

Выход 11

  

Любовь, Орест, доктор входит справа с Олимпиадой Ивановной.

  
   Любовь
   А, Яков Григорьевич! Станьте там! (Указывает место перед крыльцом.) Я с вас нарисую Гиппократа, Сократа, ³ а вы, тетя Липа, будете Ксантиппой. Ха-ха-ха! Не хотите? (Берет большую кисть, быстро мажет ею по дощечке, потом бросает ящик на землю; краски и кисти рассыпаются.) Песок прилипнет, и это будет основным тоном, а то Крицкий говорит, что мне недостает основ. А я ему говорила, что я Жанна д'Арк (с величественным жестом): "Гори, сияй, святая орифламма!"
   Доктор
   (подходит к ней, берет за руку)
   Любовь Александровна, как вы теперь себя чувствуете? Утром вы жаловались на головную боль, а теперь вам лучше?
   Любовь
   (весело)
   О боже мой, и тут болит, и тут, и тут. (Указывает на голову, на руки, быстрым, дрожащим жестом проводит руками по всему телу.) Но это ничего, nur ein kranker Mensch ist Mensch! Ступайте спать, я вас не удерживаю.
   Доктор
   (Олимпиаде Ивановне)
   Подите, приготовьте холодную ванну.
   Олимпиада Ивановна уходит вправо.
   Любовь
   А, заговор!.. Отравить меня хотят? Говорят, что я с ума сошла!
   (Кричит и плачет.)
   Орест
   Люба!
   Любовь
   (толкает его)
   Уйди! (Подбегает к доктору и шепчет ему на ухо.) Я ему не верю, у него mania grandiosa; он думает, что он Данте, а вот я ему на зло. Слушайте:
   В синем небе тучки золотые тают,
   Звезды не сияют.
   Над водою быстро ласточка взвилася,
   В небо унеслася.
   Здесь в хрустальном сердце золотые грезы,
   А шипы - у розы!
   (Кокетливо смотрит на Ореста, тот закрывает лицо руками.)
   Ха-ха-ха! Завидно! Jalousie d'artiste. (Вдруг обнимает и целует доктора.) Отчего вы, Яков Григорьевич, не женитесь? Вам бы надо жену молоденькую, хорошенькую! (Считает у него на голове волосы.) Один волос, два, три, четыре, э, больше, чем у Бисмарка! Они думают, что я... (Трогает себя по лбу, стуча пальцем.) А я всегда была такая, - так веселее, вот я вам расскажу. (Говорит оживленно, с волнением, но напряженным выражением лица, как бы вспоминает или ловит нить идей. Тон, решительный, убеждающий; речь к концу все ускоряется.) Я была душой общества, а потом они все так пели, пели... нет, правда, играли... нет, вовсе не то, я им рассказала одну очень смешную историю, а им стало грустно. Смотрите, вот летучая рыбка! Это счастье! А ну, кто скорее?
   Быстро бежит к реке. Орест пересекает ей дорогу и ловит ее за - талию. Олимпиада Ивановна входит на половину ее монолога, рыдает, доктор утешает ее.
   Любовь
   (бьет в ладоши)
   Я выиграла, я выиграла! О счастье!
   Орест
   Люба, Люба! Да что же это такое? Помогите же!
   Любовь
   (тихо, понизив голос, удивленно)
   Ты мешаешь мне поймать счастье?
  

Занавес

  
  
  

Действие четвертое

  

Комната, какие обыкновенно бывают на русских курортах, например в Ялте. Кроме обыкновенной дачной обстановки, на авансцене, слева, большое кресло chaise longue. Комната представляет не спальню, а гостиную. Направо дверь в комнату Любови, на средней стене входная дверь, налево глухая дверь.

  

Выход 1

  

Олимпиада Ивановна и за сценой, справа, Любовь и психиатр. Олимпиада Ивановна одна, стоит у правой двери и прислушивается к разговору за дверью. За дверью слышен шум отодвигаемого стула и голос психиатра: "Мое почтение!", потом голос Любови: "До свиданья, доктор!" Олимпиада Ивановна поспешно отходит от двери в противоположный конец комнаты.

Выход 2

Психиатр выходит справа и притворяет за собой дверь.

  
   Олимпиада Ивановна
   (тихо)
   Ну, что, доктор?
   Психиатр
   (заговаривает тоже тихо; вообще весь разговор происходит вполголоса)
   Ничего особенного, но, конечно, осторожность не мешает.
   Олимпиада Ивановна
   Как же это, доктор?
   Психиатр
   Главным образом берегитесь вредных влияний, нервных раздражений, неприятностей.
   Олимпиада Ивановна
   Да как же от них уберечься? Любочка такая впечатлительная! Положим, теперь она стала тише, спокойнее, чем прежде... Так вот только иногда расплачется, рассердится, а потом ничего, опять спокойна...
   Психиатр
   (про себя)
   Ну, это спокойствие...
   Олимпиада Ивановна
   Что вы говорите?
   Психиатр
   Ничего. Я хотел сказать, что маленькие развлечения были бы полезны. (Улыбается.) Мы здесь не лечим скукой.
   Олимпиада Ивановна
   Да только бы она хотела, я ей мешать не буду, но она все говорит, что она утомлена, ничего не хочет. А сегодня я вот и вас пригласила, потому что Любочка жаловалась на головную боль... "Так", - говорит...
   Психиатр
   Знаю, она мне говорила... (Задумался.) Вы говорите, год прошел?
   Олимпиада Ивановна
   Да.
   Психиатр
   Вы говорили, что это у нее не долго было?
   Олимпиада Ивановна
   Да, около месяца, потом сразу прошло, как рукой сняло.
   Психиатр
   А потом не было рецидива?
   Олимпиада Ивановна
   Как это?
   Психиатр
   Так иногда бывает... возвращается.... периодически...
   Олимциада Ивановна
   Ах, что вы? Не дай бог!
   Психиатр
   Что ж, знаете, осмотрительность никогда не помешает; мы, врачи, всегда принимаем во внимание даже самую худшую возможность...
   Олимпиада Ивановна
   Что же надо делать?
   Психиатр
   Пока все то же, что я сказал, а если бессонница и головная боль не уступят перед бромом, тогда попробуем морфий.
  

Выход 3

  

Олимпиада Ивановна, психиатр и Любовь входит справа на последние слова, бросает подозрительный взгляд на тетку и доктора. При входе ее они начинают громко говорить.

   Психиатр
   (Олимпиаде Ивановне, отступая к двери)
   Так вы, пожалуйста, наблюдайте, чтобы ваша племянница принимала ванны правильно и чтобы вечером не сидела долго.
   Олимпиада Ивановна
   Хорошо, я уж присмотрю, лишь бы она слушалась.
   Психиатр
   Главное, не следует читать на ночь, тогда, надеюсь, и бессонница пройдет. Еще раз, мое почтение.
   (Кланяется обеим, Люба молча отвечает поклоном; психиатр исчезает в средних дверях.)
   Олимпиада Ивановна
   (ему вслед)
   До свиданья!
   За стеной кто-то начинает играть гаммы.
  

Выход 4

Олимпиада Ивановна и Любовь.

  
   Любовь
   Ах, эти гаммы!.. Тетя Липа, подите попросите эту даму, чтобы она оставила свою игру, я не могу этого слышать!
   Олимпиада Ивановна
   Но, Любочка, она уже и так жаловалась, что мы мешаем ей заниматься музыкой...
   Любовь
   Пусть играет в то время, когда меня нет дома.
   Олимпиада Ивановна
   Ты теперь так редко выходишь.
   Любовь
   Неужели я должна из-за нее весь день на солнце жариться? А впрочем, пусть барабанит! Что уж! Все равно.
   Олимпиада Ивановна
   Ну, полно, не сердись. Должна же она понять, что у человека голова болит.
   (Выходит)
   Любовь
   (вслед Олимпиаде Ивановне)
   Приходите скорее, я не хочу оставаться одна.
   Гаммы вскоре затихают.
  

Выход 5

Любовь - одна, потом Надежда Петровна у окна.

  
   Любовь
   (берет книгу, садится в chaise longue, пробует читать, но вскоре бессильно опускает руку, и книга падает на пол, но Любовь не обращает на нее внимания)
   Ах, ничего не понимаю, глупа стала!
   Надежда Петровна
   (появляется у окна)
   Любовь Александровна, вы дома?
   Любовь
   (встает и подходит к окну)
   Дома. Войдите, пожалуйста, Надежда Петровна!
   Надежда Петровна
   Нет, Любовь Александровна, я не могу, вот веду своих малышей на песок. (Зовет, отвернувшись от окна.) Маня! Коля! Куда же вы? Подождите! (Любе.) Я вот зашла, думала, может быть, в вы с нами, поддержите мне компанию.
   Любовь
   Не сегодня, Надежда Петровна; вы уж меня извините, раскисла что-то.
   Надежда Петровна
   Э, пустяки! Это от жары. Вот возьмите-ка с собой ваши принадлежности, - может быть, какой-нибудь этюд напишете, а я вам почитаю.
   Любовь
   Не подвигается что-то мое рисование теперь... Утратила способность. Не знаю, куда и краски девала...
   Надежда Петровна
   Ну, это вам трех так пренебрегать своими талантами!..
   Любовь
   Какие таланты! У меня их никогда не было.
   Надежда Петровна
   Полно, полно, унижение паче гордости! Я уже узнала от вашей тетушки, что вы поете; да такая вы недобрая, что и не хотите нам свое искусство показать.
   Любовь
   Тетя Липа вспомнила дела давно минувших дней. Elles Иtaient belles les neiges d'antan...
   Надежда Петровна
   Вы сегодня с левой ноги встали, Любовь Александровна. Пойдемте-ка, право!
   Любовь
   Ну, хорошо!.. Я, пожалуй, приду; только не сейчас, надо все-таки переодеться.
   Надежда Петровна
   Так я буду ждать вас около нашей купальни. Дети, где вы?
   (Уходит.)
  

Выход 6

  

Любовь и Олимпиада Ивановна - входит слева.

  
   Любовь
   (пододвигает стул, сама садится в chaise longue)
   Сядьте около меня, тетя.
   Олимпиада Ивановна садятся на стул.
   Послушайте, зачем вы звали доктора?
   Олимпиада Ивановна
   (смущенно)
   Я, Любочка, не звала его, он сам пришел... мы встретились...
   Любовь
   Ах, тетя Липа! Хотя я и поглупела теперь, но еще не окончательно, и меня не так легко обмануть.
   Олимпиада Ивановна
   (опустив глаза)
   Да кто же тебя обманывает?..
   Любовь
   Не стыдитесь, я знаю, у вас добрые намерения: "блаженна ложь"... Да жаль, пользы мало. Я ведь знаю, что когда дело доходит до морфия, то это уже плохо.
   Олимпиада Ивановна
   Это тебе послышалось!
   Любовь
   Что послышалось? Ну, вот и проговорились!.. Эх, конспиратор из вас!.. Впрочем, бог с вами, простите, зачем я, в самом деле, мучаю вас? Я вам уже и без того надоела.
   Олимпиада Ивановна
   Грешно тебе так говорить...
   (Отворачивается.)
   Любовь
   (берет Олимпиаду Ивановну за руку, привлекает к себе и целует)
   Нет, тетя, милая, я шучу!
   Олимпиада Ивановна
   Шутки твои...
   Любовь
   Такие же, как и я сама, глупые. Ну, довольно, не сердитесь! Я знаю, что вы меня любите.
   (Целует ее руку, тетка целует Любу в голову. Потом Люба склоняет голову на плечо к тетке, та гладит ее волосы.)
   А только лучше бы вы меня не любили, тогда я могла бы уйти...
   Олимпиада Ивановна
   Куда это уйти, Люба?
   Любовь
   Да совсем прочь с этого света.
   Олимпиада Ивановна
   Не говори так.
   Любовь
   (поднимает голову и откидывается на спинку кресла)
   А как вы думаете, тетя Липа, для чего люди должны жить?
   Олимпиада Ивановна
   Как для чего? Просто для жизни...
   Любовь
   А когда жизни нет, тогда как?
   Олимпиада Ивановна
   Как это может быть? Жизни нет тогда, когда человек умер, а пока он жив...
   Любовь
   О, если бы всегда было так! А то ведь часто есть человек на свете и можно подумать, что он живет, а в нем уже давно нет жизни...
   Олимпиада Ивановна
   Это только так кажется, Люба.
   Любовь
   Кажется?.. Может быть, и кажется... Но тогда, значит, это так и есть.
   Олимпиада Ивановна
   То есть, как это?
   Любовь
   Например, если кому-либо кажется, что он счастлив, то, значит, он и в самом деле счастлив... И я раз была счастлива, так счастлива!.. Зачем прервали это счастье... Ах, что я говорю? Разве это можно прервать или отвратить? Это фатум, это мойра!
   (Порывисто встает и закрывает лицо руками.)
   Олимпиада Ивановна
   Что с тобой, Люба?
   Любовь
   Ах, ничего, я вспомнила... Если бы вы знали, как мне бывает стыдно при этих воспоминаниях, просто, хоть сквозь землю провалиться!.. О, неужели опять?..
   Олимпиада Ивановна
   Не думай об этом... Ну, что там вспоминать! Оно уже прошло, слава богу, это несчастье...
   Любовь
   Несчастье!.. Все несчастье! А когда же было счастье? Ах, тетя!.. Ну, довольно, я опять вас расстроила. Не обращайте внимания, это так, голова болит, вот и нервничаю. (Пауза.) Знаете, о чем я вас попрошу? Достаньте мне мой альбом с карточками, он там, в сундуке.
   Олимпиада Ивановна
   Что это тебе вздумалось?
   Любовь
   Так... Пожалуйста.
   Олимпиада Ивановна уходит влево. Любовь поет отрывками "Posa la mano"... обрывает, потом - "Ой, м³сяцю, м³сяченьку", тоже обрывает, махнув рукою, прислоняется к косяку окна.
  

Выход 7

  

Олимпиада Ивановна входит слева с альбомом.

  
   Олимпиада Ивановна
   (подает Любе альбом, та берет его, но не раскрывает)
   Ну, вот тебе твой альбом.
   Любовь
   Спасибо, тетечка. Да! Я забыла вам сказать: тут недавно приходила Надежда Петровна, звала меня вместе идти к морю. Приготовьте, пожалуйста, мои вещи для купанья, я, может быть, пойду, скоро ведь пора будет.
   Олимпиада Ивановна уходит.
   Любовь одна. Садится за стол, открывает альбом, находит одну карточку, смотрит на нее с минуту, облокотившись на руку, потом вынимает карточку из альбома и тихим дрожащим галосом читает надпись на обороте: "Моей Беатриче". Кладет голову на стол и тихо плачет, вытаиув руку с карточкой вдоль стола.
  

Выход 8

Милевский за сценой.

  
   Милевский
   (за окном)
   Pardon, madame, поавольте спросить, здесь живет m-lle Гощинская?
   Женский голос
   (отвечает)
   Здесь, вот ее дверь.
   Любовь поспешно встает, отирает глаза, оправляет волосы и идет отпирать.
  

Выход 9

Милевский появляется в средних дверях.

  
   Милевский
   Здравствуйте, Любовь Александровна? Насилу нашел вас на этом Олимпе!
   Любовь
   Откуда вы, Сергей Петрович?! Будто с неба свалились!
   Милевский
   Все равно что с неба, - с моря, - а оно теперь совсем как небо: чуднее?
   Любовь садится к столу, Милевский тоже.
   Любовь
   Вы, значит, недавно приехали?
   Милевский
   Сегодня утром.
   Любовь
   И Саня, конечно, с вами?
   Милевский делает утвердительный жест.
   Любовь
   Отчего же она не пришла с вами? Боится меня?
   Милевский
   Что вы, бог с вами! Она просто устала, море утомило. К тому же вас надо было прежде найти!
   Любовь
   А как же вы нашли? Откуда вы узнали мой адрес?
   Милевский
   Как-то встретил Крицкого, он мне и сообщил. Он, кажется, был единственным счастливцем, получавшим письма от вас.
   Любовь
   Не много же и он их получил... Что же, долго вы меня искали?
   Милевский
   Долгонько. Как видите, Сане пришлось бы немало походить, а сегодня такая страшная шара! Так вот Саня и послала прежде меня на разведки. На то и мужья, чтобы жены напрасно не беспокоились!
   Любовь
   О, в таком случае роль мужа неблагодарна.
   Милевский
   Нет, почему же?! Истинно рыцарская роль: защищать слабых, служить своей даме, а за это она защищает нас от самых опасных врагов - от нас самих. Она вносит в нашу жизнь спокойствие, постоянство, уверенность...
   Любовь
   Вот как! У вас прежде, кажется, были не такие старинные теории, - более в стиле fin de siХcle...
   Милевский
   Что делать, Любовь Александровна: tempora mutantur... не кончаю, потому что это банально. А что касается теорий вообще, то теория всегда служит практике, ничего не доказывает и ни к чему не обязывает.
   Любовь
   Легко жить на свете таким людям, как вы.
   Милевский
   Что ж!.. я не жалуюсь на судьбу, nous sommes des bons amis!
   Любовь
   Как видно, вы, собственно, мало переменились с тех пор, как мы с вами виделись.
   Милевский
   А почему бы я должен был так уж радикально перемениться? Не так-то много времени прошло с тех пор.
   Любовь
   Да... это правда... мне все кажется, что это так давно было... Ну, что там новенького случилось у нас за это время?
   Милевский
   Кое-что есть: новое общество основалось, - клуб велосипедистов. Зимой у нас составился небольшой драматический кружок, были спектакли - и не без триумфов! Приглашали мы к себе Ореста Михайловича, но он отказался.
   Любовь
   Почему?
   Милевский
   Не знаю, отговаривался болезнью; положим, правда, что он уже и тогда был не совсем здоров.
   Любовь
   А что же с ним теперь?..
   Милевский
   Неужели он вам ничего не писал?
   Любовь
   Мы не переписываемся. (Взглядывает на Милевского тревожно и нетерпеливо.) А что же с ним?
   Милевский
   Да все нервы. Должно быть, ему этот год дорого обошелся. Был я у него перед выездом и застал его совсем в плохом состоянии: ходить не может, нейрит, что ли, сердце, говорят, не в порядке.
   Любовь
   (порывисто встает, сжимает руки, уходит на авансцену так, что обращается к Милевскому спиной)
   Что же говорят доктора?
   Милевский
   Как всегда при нервных болезнях, - ни то ни се. "Переутомление" - это теперь модное слово, везде его суют. Ну, запретили писать.
   Любовь
   Запретили писать! Это варварство, а не леченье!
   Милевский
   Да он, может быть, и сам не писал бы: он в самом деле очень болен. Впрочем, вы скоро сами можете его увидеть: доктора его в Крым посылают.
   Любовь
   Я его не увижу.
   Милевский
   Почему?
   Любовь молчит.
   Простите, Любовь Александровна, я не люблю вмешиваться в чужие дела, но на правах старого приятеля скажу: мне кажется, вы слишком резко порвали отношения...
   Любовь
   Мне ничего другого не оставалось.
   Милевский
   Но следовало подумать о том, как это может отразиться на других.
   Любовь
   Меня никто не просил оставаться, напротив, мне даже казалось...
   Милевский
   Как видите, вы ошибались. Впрочем, извините меня, мне кажется, что все это было роковой ошибкой, это сразу можно было видеть. Когда люди хотят поставить себя вне реальных условий...
   Любовь
   Не трудно быть пророком задним числом.
   Милевский
   Опять ошибаетесь и на этот раз умышленно. Я не раз пробовал предостерегать и вас, и Ореста Михайловича, но всегда встречал такой резкий отпор...
   Любовь
   Предостерегали! Неужели вы думаете, что можно кого бы то ни было предостеречь шуточками да каламбурами? Я во всю свою жизнь ни от кого не слыхала серьезного, искреннего, дружеского предостережения. А теперь... о, теперь много найдется друзей, которые будут качать головой да приговаривать: "Мы ведь говорили..."
   Милевский
   Вы несправедливы к своим друзьям, Любовь Александровна, Положим, людям всегда свойственно стараться свалить всю свою вину на другого.
   Любовь
   Вину? Кто же, по-вашему, виноват в этой, как вы называете, роковой ошибке?
   Милевский молчит, смотрит на Любу.

Другие авторы
  • Де-Пуле Михаил Федорович
  • Авенариус Василий Петрович
  • Венгерова Зинаида Афанасьевна
  • Аксаков Константин Сергеевич
  • Дмитриев-Мамонов Матвей Александрович
  • Троцкий Лев Давидович
  • Богданов Модест Николаевич
  • Крыжановская Вера Ивановна
  • Габриак Черубина Де
  • Писарев Модест Иванович
  • Другие произведения
  • Теккерей Уильям Мейкпис - Базар житейской суеты. Часть четвертая
  • Гончаров Иван Александрович - Письма к С. А. Никитенко
  • Грот Яков Карлович - Княгиня Дашкова
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Кузьма Петрович Мирошев. Русская быль времен Екатерины Ii
  • Арцыбашев Михаил Петрович - Тимофей Прокопов. Жизни и смерти Михаила Арцыбашева
  • Стахович Михаил Александрович - М. А. Стахович: биографическая справка
  • Врангель Фердинанд Петрович - Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю
  • Неизвестные Авторы - Конек-горбунок, или приспособление "Веянья" к "Почве"
  • Неведомский Николай Васильевич - Неведомский Н. В.: Биографическая справка
  • Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович - Избранные письма
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
    Просмотров: 326 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа