азначить любое чтение в часы богослужения, концерт или там вечер какой-нибудь в канун большого праздника" (Булгаков С. На пиру богов // Из глубины. М., 1991. С. 133). Ср. также о последних людях: "Они ещё трудятся, ибо труд для них - развлечение. Но они заботятся о том, чтобы развлечение это не утомляло их чрезмерно" (Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990. С. 14).
Всякое направление определяется... - Ср.: "У всякой практической программы должен быть непременно конечный и окончательный идеал. Только он может дать цельность, последовательность и единство <...> действиям различных лиц, ставя и указывая им единую цель. Для Братства таким идеалом всех человеческих отношений <...> является Церковь" (Свенцицкий В. "Христианское братство борьбы" и его программа. М., 1906).
...каждый пишет, не подлаживаясь ~ и тогда журнал будет журналом исканий... - Ср.: "У всякого дела должен быть свой достаточный raison d'etre. Начиная издание, необходимо хоть в кратких словах сказать, какой высшей идеей и какой практической целью осмысливается оно. Наш журнал хочет стать органом критического сознания современности. <...> Первое условие критичности - избегать всякой односторонности. <...> Самая группа лиц, стоящих во главе издания, расходится друг с другом в очень многих и весьма коренных вопросах, и если она решается приняться за общее дело издания единого литературного органа, то только потому, что она сознаёт своё глубокое внутреннее единство. Это единство в понимании жизни как чего-то безусловно ценного и в живом признании Вечного и Абсолютного единственным животворящим началом жизни" (Живая Жизнь. 1907. N 1. С. 1-2).
Не механически ~ душой к душе. - Ср.: "...польза (или даже спасение наше) - не в смешении с народом, и не в практическом каком-нибудь с ним соглашении, а в сходстве с ним, в подражании ему. <...> Спасение не в каких-нибудь деловых, юридических, земских и т. п. соглашениях, или сближениях с народом, а в развитом восстановлении его идеалов, верных и самобытных, но загрубелых в его бедных руках, и потому и нам не всегда достаточно ясных, в идеальном сближении с простолюдином нашим" (Леонтьев К. Указ. соч. С. 63-65).
Как переделать себя ~ стать таким цельным... - "Раздвоенность наша коренится в общем нашем духовно-нравственном состоянии, и освобождение от неё - дело всей жизни человека. <...> Молитва содействует уничтожению раздвоенности <...> Подвизающийся должен терпеливо идти своим путём, зная, что единство придёт к нему как желанный результат долгого труда" (Свенцицкий В., прот. Монастырь в миру. М., 1995. Т. 1. С. 73).
"Гром победы, раздавайся" - Торжественный полонез О. А. Козловского на слова Г. Р. Державина ("Хор для кадрили", 1791), неофициальный гимн Российской империи в начале XIX в. Название было метафорой восторга, радости.
...должно кончиться катастрофой ~ живём мы накануне... - О последнем в 1910-1911 Свенцицкий предупреждал неоднократно (напр.: Когда же придёт настоящий день? // Новая Земля. 1910. N 1), но в публицистике никогда не высказывался столь пессимистично, как Лидия Валерьяновна.
...всегда самого первого голоса слушай. - "Всякий христианин <...> стоящий перед необходимостью найти в том или ином случае решение, согласное с волей Божией, внутренне отказывается от всех своих познаний, предвзятых мыслей, желаний, планов и <...> внимательно в сердце молится Богу, и первое, что родится в душе после этой молитвы, принимает как указание свыше" (Старец Силуан. Жизнь и поучения. Ч. 1. Гл. 4. О познании воли Божией). "Когда я говорю, надо слушать с первого слова; тогда будет послушание по воле Божией" (Преподобные Оптинские старцы Амвросий и Антоний. М., 2003. С. 21). Иеромонах Кирилл (Никаноров) рассказывал о посещении Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: "Отец Борис [ныне владыка Вениамин] сказал мне: "Слушай первое слово старца - оно от Бога, второе - от ума, а третье - так..."" (Солёный монах // Ежедневные новости. 2000. 18 августа).
...к Божьему голосу прислушиваться ~ Богу отдаться. - "Всем нам надо учиться познавать волю Божию <...> Но чтобы достовернее услышать голос Божий в себе, человек должен совлечься своей воли и быть готовым на всякую жертву <...> подобно Самому Христу" (прп. Силуан Афонский. Указ. соч.).
В раю... - Изгоняя из Едемского сада согрешивших людей, Господь "жене же сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей" (Быт. 3, 16).
...остальные времена приходят. - Остальной - последний, не покидающий за собою ничего более (Даль). О последних днях (временах) гнева как преддверии апокалипсиса вещали ветхозаветные пророки Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Осия, Михей.
Есть такая книга... - О ней рассказала Свенцицкому "милая и смешная, убогая старушка". Всё ею поведанное вошло в пьесу. "Не смейтесь над "народными предрассудками"! Пусть предмет вашей веры будет освещён разумом и наукой, вы сердцу народному научитесь. Научитесь его способности веровать" (Свенцицкий В. Письма одинокого человека // Новая Земля. 1911. N 9).
...написал что-то консервативное. - "Православие будет всегда на стороне наиболее консервативной политики данного исторического момента" (Свенцицкий В. Возможно ли "либеральное православие"? // Новое вино. 1913. N 3).
...на заседании Лиги... - Действовавшая с 1907 Российская лига равноправия женщин имела многочисленные отделения по всей стране. Разработала для III Государственной думы два законопроекта в отношении избирательных прав женщин. Не путать с Союзом равноправности женщин (1905), Обществом охранения прав женщин (1910) и Обществом распространения практических знаний между образованными женщинами.
...с секретарём Грациановым. - Николай Алексеевич Грацианов (1855-?) - доктор медицины, городской санитарный врач в Нижнем Новгороде, преподаватель Мариинского института, председатель местной секции Гигиенического общества. Печатался в центральной прессе (К вопросу о белых невольницах // Русский медицинский вестник. 1903. N 4). См. также прим. к с. 364.
...Общества нуждающихся официантов... - В 1902 для защиты своих интересов и помощи нуждающимся трактирные служащие создали в Москве "Общество официантов и других служащих трактирного промысла".
...вообще всякую веру ~ И в домовых. - Ироническая реплика Прокопенко выявляет ущербность построений Подгорного, ибо не всякая вера целительна. Ср.: "- А можно ль веровать в беса, не веруя совсем в Бога? - засмеялся Ставрогин. - О, очень можно, сплошь и рядом, - поднял голову Тихон и тоже улыбнулся" (Достоевский. 11, 10). В России конца XX в. освободившиеся от партийного гипноза люди поспешили найти ему замену; обиходной стала фраза "ну, надо ведь во что-нибудь верить!", покрывавшая увлечение магией и "нетрадиционными" религиями. Многих сгубила неспособность увидеть разницу между призраками и бестелесными существами, а пуще - разобраться в сущности последних. "Христианин ограждает себя от опасности демоническое действие или внушение счесть за Божественное и таким образом научается не внимать духам обольстителям и учениям бесовским и не воздавать божественное поклонение демонам" (прп. Силуан Афонский. Указ. соч.).
Такая вера ~ хотя бы в безбожье ~ всегда религиозна. - И деизм, и атеизм в равной степени могут быть названы религиозными доктринами, поскольку определяются той или иной верой (утверждаются в невидимом). Но не всякая вера становится религией, возможна и религия при отсутствии веры. "Все, и правители, и управляемые, руководствуются макиавеллевскою заповедью: "Если бы не было Бога, следовало бы его выдумать", - но <...> довольствуются либо призраком, либо каким-нибудь подобием религии. Кажется, мы дали бы самое точное определение настоящего состояния, сказав, что латинская идея религии превозмогла над христианскою идеею веры, чего доселе не замечают. Мир утратил веру и хочет иметь религию, какую-нибудь; он требует религии вообще" (Хомяков А. Сочинения богословские. СПб., 1995. С. 146).
...подымает человеческую душу ~ соединяет ~ с вечностью ~ открывает ~ источник сил. - "Ведая Бога, все и совестность являют, и чтут Бога, и молятся Ему, и чают будущей жизни <...> Сила, содержащая все такие верования и убеждения, есть дух". Душа "вследствие соединения её с духом, иже от Бога <...> обнаруживает сверх того высшие стремления и восходит на одну ступень выше, являясь душою одуховленною" (Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь... М., 1997. С. 52-53). "Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире" (1 Ин. 4, 1), "и бесы веруют и трепещут" (Иак. 2, 19). Подгорный выносит Бога за скобки, и в этом его ошибка. "Питаемый молоком несведущ в слове правды, потому что он младенец" (Евр. 5, 13).
А души нет. - Неудачное сравнение (не души - духа!) вновь показывает, что Подгорному предстоит ещё долгий путь духовного познания. Источник, питающий душу, преображающий её из животной в человеческую, есть Дух Божий.
...на русской интеллигенции надо поставить крест. - Многозначность сродни строкам А. Н. Башлачёва: "Если ты ставишь крест на стране всех чудес, значит, ты для креста выбрал самое верное место" ("Триптих").
Всё разлетится вдребезги. - "Безбожие русской интеллигенции есть не только роковая для неё самой черта, но это есть проклятие и всей нашей жизни" (Булгаков С. На пиру богов // Из глубины. М., 1991. С. 131).
...через два-три поколения... - Ср.: "...чрез поколение, много чрез два, иссякнет наше православие" (Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. М., 1997. С. 139).
Лучше разврат... - Схожего мнения придерживался Л. Толстой: "Если мальчик ходит по скверным местам и кутит, то больше шансов, что он выберется, чем если он берётся рассуждать о Боге" (Гусев Н. Два года с Толстым. М., 1973. С. 70).
Кто ищет - находит. - "Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят" (Мф. 7, 8).