Описан³е Днѣпра у Гоголя.
("Историческ³й Вѣстникъ". 1902, 3).
Н. Страховъ. Критическ³я статьи. Томъ второй. (1861-1894).
Издан³е И. П. Матченко. К³евъ, 1902.
Въ сочинен³яхъ Гоголя часто встрѣчаются мѣста, поразительныя яркостью и вѣрностью красокъ, мѣста, при чтен³и которыхъ живописецъ невольно берется за кисть и тотчасъ, можетъ быть, бросаетъ ее, чувствуя свое безсил³е въ соперничествѣ съ великимъ художникомъ слова. Таково, напримѣръ, чудное описан³е Днѣпра. Эта великолѣпная картина представляетъ какой-то восторженный гимнъ красотѣ пышной рѣки. Кажется, по одному тому описан³я, по благоговѣн³ю и восторгу, съ какимъ Гоголь любуется Днѣпромъ, можно угадать, что эта рѣка, которой, по словамъ его, нѣтъ равной въ м³рѣ,- не чужая ему, но течетъ черезъ его родину.
Картина состоитъ изъ трехъ частей: Днѣпръ во время дня, ночью и въ бурю. Въ каждой части нѣтъ вы одного лишняго слова, ни одного сколько-нибудь общаго мѣста; здѣсь каждое слово звучитъ и блещетъ, какъ червонецъ, каждое выражен³е полно значен³я и живописной выразительности. Поэтому нѣтъ возможности разбирать все прекрасное въ этомъ отрывкѣ; для этого нужно бы разобрать каждую фразу, каждое слово.
Трудно лучше выразить пышную плавность и тишину течен³я Днѣпра, когда ярко свѣтитъ солнце,- блескъ и свѣжесть водъ его. Кажется, чувствуешь дыхан³е прохлады, кажется, видишь опрокинутые въ водѣ земнокудрые прибрежные лѣса и эту голубую, зеркальную дорогу, безъ мѣры въ ширину, вьющуюся по зеленому м³ру. За этимъ слѣдуетъ еще болѣе живописная, болѣе роскошная картина Днѣпра въ лѣтнюю ночь,- лучшее мѣсто отрывка. Отъ сотрясен³я Бож³ей ризы сыплются звѣзды, и ни одна не убѣгаетъ отъ темнаго лона Днѣпра, развѣ погаснетъ на небѣ. Его сонная плавность, его безконечная темная синева, по которой иногда пробѣжитъ серебряная струя,- изображены съ искусствомъ выше всякихъ похвалъ и сравнен³й. Въ третьей части художникъ рисуетъ бурю, когда горы ходятъ по небу, и водяные холмы, отбѣгая отъ горъ, плачутъ и заливаются вдали. Послѣднее выражен³е навело воображен³е Гоголя на другую картину, и она вылилась изъ-подъ пера его въ полномъ богатствѣ красокъ. Сравнен³е плача съ плескомъ волнъ довольно обыкновенно, во нигдѣ оно не высказано такъ оригинально, нигдѣ тамъ прекрасно не соглашается съ мѣстностью. Кажется, видишь разгульнаго казака, ѣдущаго въ бурю по берегу Днѣпра. Старая мать убивается надъ нимъ, заливается горючими слезами, и плачъ ея сливается съ плескомъ волнъ Днѣпровскихъ.
Въ этомъ небольшомъ отрывкѣ живость слога и блескъ выражен³й - изумительны. Мы замѣтимъ болѣе ярк³я.
"Глядишь и не знаешь, идетъ, или не идетъ его величавая ширина". Метоним³я смѣлая и чрезвычайно выразительная.
"Будто голубая, зеркальная дорога, онъ вьется по зеленому м³ру". Эпитетъ необыкновенный, но чрезвычайно живописный, если вспомнимъ зеленыя степи, по которымъ течетъ Днѣпръ.
"Любо жаркому солнцу погрузить лучи въ холодъ стеклянныхъ водъ". Выражен³е живописное; кажется, можно видѣть, какъ жарк³е лучи играютъ, преломляясь въ холодной водѣ.
"Син³й, син³й ходить онъ плавнымъ разливомъ". Это повторен³е, очень выразительное, даетъ слышать плавное волнен³е рѣки.
Замѣчательны также восклицан³я: зеленокудрые! пышные! Множество другихъ неуловимыхъ оттѣнковъ въ оборотахъ придаютъ слогу чисто поэтическую восторженность, свойственную одному Гоголю въ нѣкоторыхъ мѣстахъ его сочинен³й.
"Молн³я, изламываясь между тучъ, разомъ освѣтитъ цѣлый м³ръ".
Вообще, если замѣчать выражен³я новыя, смѣлыя, поразительно живописныя, то нужно бы подчеркнуть почти каждое слово, потому что каждое слово этого прелестнаго отрывка дышитъ неподдѣльною свѣжестью и живымъ поэтическимъ увлечен³емъ.