не придет!
Ольга. Настя, что с тобой, в уме ли ты?
Бондырев, Вот одолжила! Ах ты, куцая!
Настя. Вот мой жених! (Указывает на Митрофана.)
Бондырева (всплеснув руками). Матушки мои!
Ольга. Ах, Настя, Настя!
Настя (указывая на Сарытову). Это я ей назло! Он хочет к предводителю
просьбу написать, чтоб нам дали других попечителей, и будет управлять нашим
именьем.
Бондырева. Нет, тебя нужно запереть. (Строго.) Полно глупости-то
болтать, поди поцелуй сестру! Баркалова прогнали, теперь ты сама будешь
полной хозяйкой.
Настя. И мама будет меня слушаться?
Сарытова. Буду, буду!
Настя (бросаясь на шею Сарытовой). Ах, мама, мама!
Гурьевна. Что ж вы нами очень брезгуете? Он по хозяйственной части даже
очень хорошо понимает.
Бондырева (Гурьевне). Ты у меня смотри, я тебе такое хозяйство задам! Я
до тебя доберусь! (Сарытовой.) Вот, Серафима, всегда так бывает в
семействах, когда голова-то с пути собьется: и поползут разные Лизгуновы да
Гурьевны, а девушки хоть за волостных писарей рады, только б из дому вон!
Настя (кланяясь Митрофану). Не надо, не надо! Прощайте!
Митрофан. Я говорил, что нам с тобой журавлей в небе не поймать.
Пойдем, будем ловить синиц! (Уходит с Гурьевной.)
Бондырева. Все в сборе, только управляющего недостает!
Сарытова. Ах, прошу вас, не напоминайте мне!
Бондырев. Да не того, другого.
Бондырева. У Олиньки жених есть, он не нынче завтра приедет. Вот уж это
будет законный, настоящий управляющий!
Настя. Оля, Оля, как я рада! (Бросаясь к Сарытовой.) Мама, мама!
Бондырева. А теперь на мировой, на радостях, шампанского выпьем; не все
же он, окаянный, вино-то вылакал!
Бондырев. Важно! Ну, уж я теперь и кондрашки не побоюсь, выпью!
КОММЕНТАРИИ
Печатается по тексту "Отечественных записок" (1881, ? 3), где пьеса
была помещена за подписями: "А. Н. Островский, П. М. Невежин".
Драматург Петр Михайлович Невежин (1841-1919), сообщая в своих
воспоминаниях о том, что он, воспитавшись на произведениях великого
драматурга, взялся за перо и написал три пьесы, которые были забракованы
цензурой, пишет: "Сбитый окончательно с толку, я отправился к Островскому и
рассказал свои злоключения. Сюжет моей последней пьесы ему очень понравился,
и он одобрил сценарий, но прибавил: "Едва ли вам удастся поладить с
цензурой". Тогда я, набравшись смелости, чистосердечно обратился к нему:
"Помогите мне. Без ваших указаний я решительно пропаду. Может быть, вы мне
окажете большую честь и, переработав пьесу, удостоите меня чести быть вашим
сотрудником". Так появилась комедия "Блажь", которая впоследствии была
напечатана в "Отечественных записках" Щедрина; чтобы обойти цензурный гнет,
Островский обратил мать в сестру от первого брака... Александр Николаевич
внес в мою работу живые сцены, прельстившие покойного Михаила Евграфовича
(Салтыкова)". (П. М. Невежин. Воспоминания об А. Н. Островском, "Ежегодник
императорских театров", 1909, выпуск IV.)
Превращая героиню пьесы в старшую сестру Оли и Насти, Островский сделал
Сарытову их "крестной матерью" и этим дал им право называть ее "мамой".
Ольга и Настя ни разу в пьесе не называют Сарытову ни "сестрой", ни
"крестной", сама Сарытова нигде не называет их "сестрами". То, что она по
афише приходится этим девушкам старшей сестрой, а не матерью, почти совсем
стушевано в пьесе и вовсе неприметно как раз в наиболее ответственных сценах
(д. 2, явл. 5; д. 3, явл. 5; д. 4, явл. 9 и 10). Превратив Сарытову в
"крестную мать", Островский сохранил этим для зрителя один из мотивов пьесы:
преступление матери, забывающей ради "блажи", страсти к любовнику, о своем
материнском долге.
К работе над "Блажью" Островский приступил в конце 1879 года, но только
поздней осенью 1880 года принялся вплотную за работу.
13 декабря "Блажь" была одобрена Театрально-литературным комитетом для
представления на казенной сцене, 15 декабря дозволена драматической
цензурой, а 3 января 1881 года разрешена для печати и опубликована в
мартовском номере "Отечественных записок".
Пьеса "Блажь" была поставлена в первый раз в Москве, в Малом театре, 26
декабря 1880 года, в бенефис Н. М. Медведевой, игравшей роль Сарытовой; роль
Олыи исполняла М. Н. Ермолова, Насти - М. В. Ильинская, Бондыревой - О. О.
Садовская, Баркалова - М. П. Садовский.
В Петербурге, в Александрийском театре, "Блажь" поставлена была 16
января 1881 года, в бенефис И. Ф. Горбунова, игравшего роль Митрофана. Роль
Сарытовой исполняла А. М. Читау, Ольги - А. М. Дюжикова, Насти - М. Г.
Савина, Бондыревой - Е. Н. Жулева, Баркалова - М. М. Петипа.
"Что "Блажь" у вас имеет мало успеха, - писал Островский Бурдину в
Петербург, - это меня не очень печалит: где наше не пропадало; зато она в
Москве идет раз от разу лучше и делает полные сборы".
Отзывы дворянско-буржуазной критики о пьесе были отрицательные, авторов
обвиняли в слишком мрачном изображении действительности.
Пьеса Островского и Невежина, реалистически изображающая упадок
поместного дворянства, не могла не вызвать к себе недоброжелательного
отношения и со стороны дирекции императорских театров. В мае 1881 года
Невежин спрашивал Островского: "Что за невзгоды на нашу пьесу?", а в
сентябре повторял свой вопрос: "Не встретилось ли еще какое-нибудь
затруднение с пьесой?" (Неизданные письма к Островскому.) Пьеса "Блажь"
вскоре была снята с репертуара императорских театров и никогда не
возобновлялась.
По словам Невежина, "Блажь" обошла все провинциальные сцены ("Ежегодник
императорских театров", 1909, выпуск IV, стр. 3), удержалась в их репертуаре
до революции 1917 года, но ставилась редко.