Главная » Книги

Островский Александр Николаевич - Бедная невеста, Страница 6

Островский Александр Николаевич - Бедная невеста


1 2 3 4 5 6

p;
  
  
  Две свахи в стороне.
  Панкратьевна. Ты говоришь, Карповна, что богатый человек.
  Карповна. Богатый-то богатый, так с богатым-то надо жить умеючи. Другой нравный, любит, чтобы ему угождали. Иногда и пьяный приедет; другой любит, чтоб жена за ним ухаживала, никого из людей не подпускает. А где ей это знать.
  Панкратьевна. Где знать! Ты вот возьми, ведь он чиновник. Ну, а чиновник уже все не так пышно живет. А жены-то все, то платье из магазина, то шляпка из магазина; а нет, чтобы хозяйничать да мужу помогать. Все норовят на мужа взвалить. Ну одному-то и тяжело. Где ж ей-то знать, какая она хозяйка!
  Карповна. Где знать!
  Марья Андреевна. Нет, они ошибаются, я это знала и знаю, я только не надолго позабыла, что я бедная невеста. Право, мне кажется, что я буду счастлива, а если нет... если нет, так уж это я буду виновата, а не вы. Никто не посмеет упрекнуть вас. Чем же вы виноваты. Вы все для меня сделали, что могли. Теперь уж я сама попробую что-нибудь для себя сделать. (Целует мать.) Я не знаю, как он меня, а я его уж теперь люблю.
  
  
   Из другой комнаты слышна музыка.
  
  
  
   КОММЕНТАРИИ
  
  
   Составитель тома Г. И. Владыкин. Подготовка текста пьес и комментарии к ним: С. Ф. Елеонского ("Не в свои сани не садись", "Бедность не порок", "Не так живи как хочется"); А. И. Ревякина ("Семейная картина", "Свои люди - сочтемся", "Утро молодого
  
  человека", "Неожиданный случай", "Бедная невеста").
  
  
  
   "БЕДНАЯ НЕВЕСТА"
  Печатается по первому прижизненному собранию сочинений Островского (Сочинения А. Островского, том первый, С. Петербург, 1859, изд. Г. А. Кушелева-Безбородко).
  Летом 1850 года Островский сообщал Погодину о своих литературных занятиях: "Много начато". Среди начатого была и "Бедная невеста".
  31 октября 1850 года Островский читал у Погодина из этой пьесы отрывок. В конце марта 1851 года драматург, рассчитывая на скорое завершение пьесы, обращался к Погодину с просьбой: "Да хорошо бы опубликовать о "Бедной невесте" в "Ведомостях".
  Весь апрель прошел в напряженной работе над "Бедной невестой". "Я не отвечал на Ваше письмо потому, - писал Островский Погодину в мае того же года, - что надеялся сделать вам сюрприз, т. е. прислать 2 акта своей комедии, но теперь обстоятельства изменились и я кончу их только к субботе".
  Закончив пьесу летом 1851 года, Островский продолжал вносить в нее дополнения и поправки.
  "Бедная невеста", - сообщал Островский не позднее начала сентября Погодину, - была готова еще летом... Я вам доставлю ее скоро" (Письма А. Н. Островского к Погодину, Сб. Библиотеки им. В. И. Ленина, 1939, IV, стр. 11).
  3 ноября драматург извещал Погодина, что "комедия позамешкалась несколькими днями, потому что я слышал комедию Писемского ("Ипохондрик". - А. Р.) и нашел нужным свою подкрасить настолько, чтобы не краснеть за нее" (там же, стр. 12).
  В декабре Островский сдал пьесу в цензуру и 1 января 1852 года получил разрешение на ее отдельное издание. Но и после ятого работа над пьесой не прекращалась. Драматург вносил в нее новые поправки. "Завтра, т. е. в четверг, - уведомлял он 30 января 1852 г. Погодина, - я вам отдам невесту".
  19 февраля 1852 года было получено цензурное разрешение на печатание пьесы в журнале "Москвитянин", в четвертом номере которого она и появилась.
  Готовя первое собрание своих сочинений в издании Кушелева-Безбородко, Островский вносит в "Бедную невесту" ряд дополнительных изменений.
  Приняв во внимание критические замечания, высказанные в журналах "Современник" и "Отечественные записки", драматург сокращает отдельные сцены, устраняет неудачные выражения, уточняет характеристики образов, усиливает колоритность языка действующих лиц.
  В новой редакции "Бедная невеста" была напечатана в собрании сочинений Островского, изданного Кушелевым-Безбородко в 1859 году.
  20 марта 1852 года, то есть вскоре после появления "Бедной невесты" в "Москвитянине", А. Ф. Писемский писал драматургу: "Комедию Вашу я прочитал с неистовым удовольствием и нахожу, ч;то она не только не уступает "Свои люди - сочтемся", но даже выше, потому что комизм ее тоньше, задушевнее - выведенные липа до того живы, что мне снятся во сне" (Неизданные письма к А. Н. Островскому, 1932 г., стр. 346).
  Тургенев, указывая на недостатки комедии, однако, находил, что "общий колорит ее верен", а второй акт "прекрасен с начала до конца". "Островский начал необыкновенно, - писал Тургенев, - и читатель ждет от него необыкновенного. Со всем тем, мы от всей души приветствуем комедию г-на Островского" (И. С. Тургенев, Несколько слов о новой комедии г-на Островского "Бедная невеста", "Современник", 1852, IV). В 1879 году, перепечатывая статью, Тургенев, имея в виду свои критические замечания, заявил, что его оценка "одного из лучших произведений драматурга" оказалась неверной.
  Н. Г. Чернышевский считал, что в сравнении с пьесой "Свои люди - сочтемся" идея "Бедной невесты", не имея достоинства новизны, принадлежит "слишком тесному кругу частной жизни", но комедия в целом, по его мнению, "очень хороша" (Н. Г. Чернышевский, "Бедность не порок", "Современник", 1854, V).
  Наиболее полную характеристику пьесы дал в 1859 году Добролюбов.
  Охарактеризовав безысходное положение "бедной невесты", Марьи Андреевны, Добролюбов спрашивал: "А из-за чего же терпит несчастная все эти оскорбления? Что ее держит в этом омуте?" И отвечал: "Ясно что: она бедная невеста, ей некуда деваться, нечего делать, кроме как ждать или искать выгодного жениха. Замужество - это ее должность, работа, карьера, назначение жизни. Как поденщик ищет работы, чиновник - места, нищий - подаяния, так девушка должна искать жениха... Над этим смеются современные либералы; но интересно бы знать, что же, в самом деле, станет у нас делать девушка, не вышедшая замуж?"
  В "Бедной невесте" Добролюбов находил "категорический ответ" на злободневный вопрос современной Островскому действительности - "почему у нас женщина в семье находится в таком рабском положении и почему самодурство тяготеет над ней с особенной силой".
  Разрешение на театральную постановку "Бедной невесты" было получено лишь 15 сентября 1852 года. Этому разрешению много способствовало то, что цензор Гедерштерн, не поняв социального смысла пьесы, представил ее в своей рецензии обычной любовно-бытовой драмой. Однако драматическая цензура полностью вычеркнула из пьесы роли Дуни и Паши. Запрещение играть эти роли было снят" драматической цензурой лишь 3 октября 1861 года. ;
  "Бедная невеста" была в первый раз поставлена в Московском Малом театре 20 августа 1853 года. Роли исполняли: Незабудкиной - Сабурова, Марьи Андреевны - Е. Н. Васильева, Мерича - Черкасов, Милашина - С. В. Васильев, Добротворского - Шуйский, Беневоленского - П. М. Садовский, Хорькова - Полтавцев, Хорьковой - Акимова.
  Первое представление "Бедной невесты" на сцене Александрийского театра состоялось 12 октября 1853 года, в бенефис артистки Читау. Роли исполняли: Незабудкиной - Громова, Марьи Андреевны - Читау, Мерича - Смирнов 1-й, Милашина - Бурдин, Добротворского - Прусаков, Беневоленского - Мартынов, Хорьковой - Айнская, Хорькова - Степанов.
  Для представления на народных театрах "Бедная невеста" была разрешена только 3 мая 1893 года, но с изъятием ролей Дуни и Паши.
  Наиболее замечательными исполнителями основных ролей пьесы были: П. М. Садовский - Беневоленский, С. Васильев - Милашин, Шуйский и Варламов - Добротворский, Далматов - Мерич.
  Яркие сценические образы создали артистки Е. Н. Васильева, Читау и Стрепетова в роли Марьи Андреевны, Садовская - в роли Незабудкиной, Стрельская и Линская - в роли Хорьковой.

Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
Просмотров: 307 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа