p;
Две свахи в стороне.
Панкратьевна. Ты говоришь, Карповна, что богатый человек.
Карповна. Богатый-то богатый, так с богатым-то надо жить умеючи. Другой
нравный, любит, чтобы ему угождали. Иногда и пьяный приедет; другой любит,
чтоб жена за ним ухаживала, никого из людей не подпускает. А где ей это
знать.
Панкратьевна. Где знать! Ты вот возьми, ведь он чиновник. Ну, а
чиновник уже все не так пышно живет. А жены-то все, то платье из магазина,
то шляпка из магазина; а нет, чтобы хозяйничать да мужу помогать. Все
норовят на мужа взвалить. Ну одному-то и тяжело. Где ж ей-то знать, какая
она хозяйка!
Карповна. Где знать!
Марья Андреевна. Нет, они ошибаются, я это знала и знаю, я только не
надолго позабыла, что я бедная невеста. Право, мне кажется, что я буду
счастлива, а если нет... если нет, так уж это я буду виновата, а не вы.
Никто не посмеет упрекнуть вас. Чем же вы виноваты. Вы все для меня сделали,
что могли. Теперь уж я сама попробую что-нибудь для себя сделать. (Целует
мать.) Я не знаю, как он меня, а я его уж теперь люблю.
Из другой комнаты слышна музыка.
КОММЕНТАРИИ
Составитель тома Г. И. Владыкин.
Подготовка текста пьес и комментарии к ним: С. Ф. Елеонского ("Не в свои
сани не садись", "Бедность не порок", "Не так живи как хочется"); А. И.
Ревякина ("Семейная картина", "Свои люди - сочтемся", "Утро молодого
человека", "Неожиданный случай", "Бедная невеста").
"БЕДНАЯ НЕВЕСТА"
Печатается по первому прижизненному собранию сочинений Островского
(Сочинения А. Островского, том первый, С. Петербург, 1859, изд. Г. А.
Кушелева-Безбородко).
Летом 1850 года Островский сообщал Погодину о своих литературных
занятиях: "Много начато". Среди начатого была и "Бедная невеста".
31 октября 1850 года Островский читал у Погодина из этой пьесы отрывок.
В конце марта 1851 года драматург, рассчитывая на скорое завершение пьесы,
обращался к Погодину с просьбой: "Да хорошо бы опубликовать о "Бедной
невесте" в "Ведомостях".
Весь апрель прошел в напряженной работе над "Бедной невестой". "Я не
отвечал на Ваше письмо потому, - писал Островский Погодину в мае того же
года, - что надеялся сделать вам сюрприз, т. е. прислать 2 акта своей
комедии, но теперь обстоятельства изменились и я кончу их только к субботе".
Закончив пьесу летом 1851 года, Островский продолжал вносить в нее
дополнения и поправки.
"Бедная невеста", - сообщал Островский не позднее начала сентября
Погодину, - была готова еще летом... Я вам доставлю ее скоро" (Письма А. Н.
Островского к Погодину, Сб. Библиотеки им. В. И. Ленина, 1939, IV, стр. 11).
3 ноября драматург извещал Погодина, что "комедия позамешкалась
несколькими днями, потому что я слышал комедию Писемского ("Ипохондрик". -
А. Р.) и нашел нужным свою подкрасить настолько, чтобы не краснеть за нее"
(там же, стр. 12).
В декабре Островский сдал пьесу в цензуру и 1 января 1852 года получил
разрешение на ее отдельное издание. Но и после ятого работа над пьесой не
прекращалась. Драматург вносил в нее новые поправки. "Завтра, т. е. в
четверг, - уведомлял он 30 января 1852 г. Погодина, - я вам отдам невесту".
19 февраля 1852 года было получено цензурное разрешение на печатание
пьесы в журнале "Москвитянин", в четвертом номере которого она и появилась.
Готовя первое собрание своих сочинений в издании Кушелева-Безбородко,
Островский вносит в "Бедную невесту" ряд дополнительных изменений.
Приняв во внимание критические замечания, высказанные в журналах
"Современник" и "Отечественные записки", драматург сокращает отдельные
сцены, устраняет неудачные выражения, уточняет характеристики образов,
усиливает колоритность языка действующих лиц.
В новой редакции "Бедная невеста" была напечатана в собрании сочинений
Островского, изданного Кушелевым-Безбородко в 1859 году.
20 марта 1852 года, то есть вскоре после появления "Бедной невесты" в
"Москвитянине", А. Ф. Писемский писал драматургу: "Комедию Вашу я прочитал с
неистовым удовольствием и нахожу, ч;то она не только не уступает "Свои люди
- сочтемся", но даже выше, потому что комизм ее тоньше, задушевнее -
выведенные липа до того живы, что мне снятся во сне" (Неизданные письма к А.
Н. Островскому, 1932 г., стр. 346).
Тургенев, указывая на недостатки комедии, однако, находил, что "общий
колорит ее верен", а второй акт "прекрасен с начала до конца". "Островский
начал необыкновенно, - писал Тургенев, - и читатель ждет от него
необыкновенного. Со всем тем, мы от всей души приветствуем комедию г-на
Островского" (И. С. Тургенев, Несколько слов о новой комедии г-на
Островского "Бедная невеста", "Современник", 1852, IV). В 1879 году,
перепечатывая статью, Тургенев, имея в виду свои критические замечания,
заявил, что его оценка "одного из лучших произведений драматурга" оказалась
неверной.
Н. Г. Чернышевский считал, что в сравнении с пьесой "Свои люди -
сочтемся" идея "Бедной невесты", не имея достоинства новизны, принадлежит
"слишком тесному кругу частной жизни", но комедия в целом, по его мнению,
"очень хороша" (Н. Г. Чернышевский, "Бедность не порок", "Современник",
1854, V).
Наиболее полную характеристику пьесы дал в 1859 году Добролюбов.
Охарактеризовав безысходное положение "бедной невесты", Марьи
Андреевны, Добролюбов спрашивал: "А из-за чего же терпит несчастная все эти
оскорбления? Что ее держит в этом омуте?" И отвечал: "Ясно что: она бедная
невеста, ей некуда деваться, нечего делать, кроме как ждать или искать
выгодного жениха. Замужество - это ее должность, работа, карьера, назначение
жизни. Как поденщик ищет работы, чиновник - места, нищий - подаяния, так
девушка должна искать жениха... Над этим смеются современные либералы; но
интересно бы знать, что же, в самом деле, станет у нас делать девушка, не
вышедшая замуж?"
В "Бедной невесте" Добролюбов находил "категорический ответ" на
злободневный вопрос современной Островскому действительности - "почему у нас
женщина в семье находится в таком рабском положении и почему самодурство
тяготеет над ней с особенной силой".
Разрешение на театральную постановку "Бедной невесты" было получено
лишь 15 сентября 1852 года. Этому разрешению много способствовало то, что
цензор Гедерштерн, не поняв социального смысла пьесы, представил ее в своей
рецензии обычной любовно-бытовой драмой. Однако драматическая цензура
полностью вычеркнула из пьесы роли Дуни и Паши. Запрещение играть эти роли
было снят" драматической цензурой лишь 3 октября 1861 года. ;
"Бедная невеста" была в первый раз поставлена в Московском Малом театре
20 августа 1853 года. Роли исполняли: Незабудкиной - Сабурова, Марьи
Андреевны - Е. Н. Васильева, Мерича - Черкасов, Милашина - С. В. Васильев,
Добротворского - Шуйский, Беневоленского - П. М. Садовский, Хорькова -
Полтавцев, Хорьковой - Акимова.
Первое представление "Бедной невесты" на сцене Александрийского театра
состоялось 12 октября 1853 года, в бенефис артистки Читау. Роли исполняли:
Незабудкиной - Громова, Марьи Андреевны - Читау, Мерича - Смирнов 1-й,
Милашина - Бурдин, Добротворского - Прусаков, Беневоленского - Мартынов,
Хорьковой - Айнская, Хорькова - Степанов.
Для представления на народных театрах "Бедная невеста" была разрешена
только 3 мая 1893 года, но с изъятием ролей Дуни и Паши.
Наиболее замечательными исполнителями основных ролей пьесы были: П. М.
Садовский - Беневоленский, С. Васильев - Милашин, Шуйский и Варламов -
Добротворский, Далматов - Мерич.
Яркие сценические образы создали артистки Е. Н. Васильева, Читау и
Стрепетова в роли Марьи Андреевны, Садовская - в роли Незабудкиной,
Стрельская и Линская - в роли Хорьковой.