Что отыщется не вдруг
В целом свете, может статься, -
Городок как Петербург!
<1851>
ПРИМЕЧАНИЯ
Из комедии Ф. А. Кони "В тихом омуте черти водятся". Впервые - М.,
1835. Поставлено впервые в Москве в 1834 г. Незацепин - гусарский полковник.
Но у него пока есть dtfuiu - имеются в виду крепостные крестьяне.
Из комедии Ф. А. Кони "Петербургские квартиры". Впервые - "Пантеон",
1840, No 4. Поставлено впервые в Петербурге в 1840 г. Щекоткин - чиновник,
только что получивший повышение и ставший начальником отделения
департамента. Билетцы из пергамента - визитные карточки, которые развозились
людьми, являвшимися с визитами. Представления - представления к повышению и
награждению чиновников. И здесь вот украшения уж мне не миновать - т. е.
ордена на шею. Присыпочка - спекулянт, мелкий делец, по выражению автора -
"так, середина между ничто и нечто". Не знают человечества - т. е.
бесчеловечны. Нестор - Нестор Васильевич Кукольник (1809-1868), писатель,
драматург. Журналист говорит о нашумевших в то время драмах Кукольника "Рука
всевышнего отечество спасла" (1834) и "Князь Мих. Вас. Скопин-Шуйский"
(1835), отличавшихся открыто монархическим направлением и получивших
одобрение Николая I. Против первой пьесы резко выступил в печати Н. А.
Полевой, что привело к закрытию его журнала "Московский телеграф".
Из водевиля Ф. А. Кони "Беда от сердца и горе от ума". Впервые -
"Пантеон", 1852, No 1. Поставлено впервые в Петербурге в 1851 г. Регенти -
итальянец, "профессор белой магии, увеселительной физики и акробатического
искусства 4 из Болоньи". Вначале Регенти поет куплеты с акцентом иностранца,
плохо знающего русский язык. Далее, выходя из образа, становится водевильным
актером, несущим злободневные куплеты в зал. Теперь он лишен акцента и не
коверкает русский язык. В конце куплетов он вновь возвращается к образу
итальянца-фокусника. Тот при дамах вышел в люди, А другой через туза. Игра
слов: один сделал карьеру благодаря покровительству дам, другой использовал
связи с важной персоной.
Из водевиля (шутки-поговорки) Ф. А. Кони "Всякий шут Иван Иваныч!"
Впервые - "Пантеон", 1851, No 6. Поставлено впервые в Петербурге в 1850 г. В
основу заголовка пьесы положена поговорка "Всякий черт Иван Иванович".
Бородавкин - московский купчик, Дон-Жуан, расхваливает в петербургской
гостинице приезжей молодой провинциалке красоты столицы. Всё на газе обстоит
- в эту пору в Петербурге вводилось газовое освещение улиц. Пассаж -
универсальный магазин в Петербурге, на Невском проспекте, незадолго перед
этим открытый и поражавший своими масштабами и великолепием. Для привлечения
покупателей в Пассаже выступал цыганский хор. Не бывает и ночей - речь идет
о белых ночах в Петербурге. Невский устлан весь паркетом. Улицы Петербурга
были замощены деревянными торцами. Наш Излер. Имеется в виду увеселительное
заведение, организованное предпринимателем И. И. Излером на окраине
Петербурга, носившее название "Воксал искусственных минеральных вод". Воксал
- название не только вокзалов, но и больших павильонов увеселительного
назначения. "Искусственные минеральные воды", т. е. разного рода
безалкогольные напитки, занимали господствующее место только на вывеске
увеселительного сада Излера, где выступали эстрадные труппы артистов и
оркестры. Одновременно там был ресторан. "Воксал" Излера стал одним из
любимейших мест отдыха и развлечения состоятельных петербуржцев. Кунсткамера
- основанная Петром I коллекция естественно-научного характера. В 1722 г.
для Кунсткамеры было построено в Петербурге специальное здание, в нее были
добавлены личные вещи Петра I. Позже Кунсткамера стала музеем, доступным для
широкой публики. Послушать Лизу, Грушу. Речь идет о популярных солистках
модных в ту пору цыганских хоров. А шары-то как спускают - один из видов
массовых увеселений, с запуском воздушных шаров. Да, уж надобно сознаться,
Что отыщется не вдруг В целом свете, может статься, - Городок как Петербург.
Ср. со словами Фамусова в "Горе от ума": "А, батюшка, признайтесь, что едва
Где сыщется столица как Москва" (д. II, явл. 5).
Водевильный куплет
--------------------------------------
Стихотворная комедия, комическая опера, водевиль конца XVIII - начала XIX
века: В 2-х т. Т. 2 (Вступ. ст., биограф, справки, сост., подгот.
текста и примеч. А. А. Гозенпуда.- Л.: Сов. писатель, 1990.- 768 с. (Б-ка поэта. Большая серия).
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
--------------------------------------
СОДЕРЖАНИЕ
Биографическая справка
41. Принц с хохлом, бельмом и горбом
42. В тихом омуте черти водятся
43. Титулярные советники в домашнем быту
44. Женская натура
45. Деловой человек, или Дело в шляпе
46. Петербургские квартиры
Федор Алексеевич Кони (1809-1879) - поэт, драматург, журналист,
переводчик, критик, педагог. Воспитанник Московского университета, человек
разносторонних знаний, он был талантливым критиком, а руководимые им
периодические издания - "Литературная газета" (1841-1843) и "Репертуар и
Пантеон" (1842-1857) - заняли важное место в истории русской журналистики.
В разносторонней писательской деятельности Ф. А. Кони водевиль занимает
центральное место. Им написано 25 пьес этого жанра. Среди них - "В тихом
омуте черти водятся" (М., 1834), "Женишок-горбунок" (М., 1835), "Принц с
хохлом, бельмом и горбом" (М., 1836); "Девушка-гусар" (Спб., 1835),
"Студент, артист, хорист и аферист" (Спб., 1838), "Женская натура" (Спб.,
1839), "Петербургские квартиры" (Спб., 1840), "Деловой человек" (Спб.,
1840), "Беда от сердца и горе от ума" (Спб., 1851) и другие.
Сатирические водевили Кони обличают казнокрадство, взяточничество,
погоню за наживой, подкупность судей, спекуляции, финансовые аферы,
продажность журналистики. В отличие от предшественников и современников,
также касавшихся в водевилях этих тем, Кони показывает, что осуждаемые
явления не частный случай, но следствие беззакония, ставшего системой.
Сатирические стихотворения Кони распространялись в списках, так как по
цензурным условиям не могли появиться в печати. Кони в глазах царского
правительства был человеком политически неблагонадежным и находился под
полицейским надзором. Злейшим врагом Кони был Ф. В. Булгарин, чей яркий
портрет драматург создал в четвертой картине "Петербургских квартир" (1840).
Ее особенно выделил Белинский в рецензии, посвященной этой пьесе. {См.:
Белинский В. Г. Собр. соч. Т. 4. М., 1954. С. 461.} Основную идейную
направленность водевилей Кони выражали куплеты. Они во многом подготовили
сатиру курочкинской "Искры".
Ф. А. Кони собрал свои пьесы в четырех томах, вышедших в свет в
Петербурге в 1871 году. В этом издании восстановлены куплеты, не пропущенные
ранее цензурой.
41. ПРИНЦ С ХОХЛОМ, БЕЛЬМОМ И ГОРБОМ
СЦЕНА ГУБЕРНАТОРА И ТОРТИКОЛЯ
Губернатор
Ты на все мои вопросы
Беспристрастно отвечай.
Есть доклады, есть доносы,
Ты их дома почитай:
Отношенья и прошенья
Рассмотреть тебя прошу.
Ты напишешь им решенья, -
А я имя подпишу.
Вся подьяческая братья
Тянет взятки заодно:
И решил их всех сослать я!
Тортиколь
(кланяясь)
И решили вы умно!
Губернатор
Публицисты всё ругают:
В желтый дом их посадить,
Пусть друг дружку разбирают...
Тортиколь
И умней нельзя решить!
Губернатор
А чтоб меньше вышло вздору,
Всех студентов поручить
Полицейскому надзору...
Тортиколь
Что ж умнее может быть?
Губернатор
Без стеснений и тиранства
Сбор умножить - я постиг:
Брать велю доходы с пьянства, -
Пьяный к счету не привык.
Тортиколь
Ждите самых верных шансов;
Общий вывод знатоков:
Что основа всех финансов
Есть развитье кабаков.
Губернатор
Допущу свободу мненья,
Но шпионов заведу:
А чуть резко рассужденье -
Тотчас снова на узду.
Тортиколь
Скажут в селах и в столице.
Вот настал свободы час!
Губернатор
А ежовы рукавицы
Мы припрячем про запас.
Тортиколь
С вашей хитрою наукой
Вам успеть немудрено:
Только этой старой штукой
Надувают уж давно.
Губернатор
Вижу, малый ты исправный,
С деловою головой;
И, пока я буду главный,
Ты советник будешь мой.
42. В ТИХОМ ОМУТЕ ЧЕРТИ ВОДЯТСЯ
КУПЛЕТЫ НЕЗАЦЕПИНА
1
Ездит каждый день к обедне,
Бьет людей своих в передней,
Любит мужа муштровать
И оброки собирать.
Смотрит набожной старушкой,
А весь день сидит за мушкой
Или ездит по гостям
Клеветать на прочих дам.
Молодежь морали учит,
Девок всех стрижет и мучит,
Страсть другим считать года,
А свои сбавлять всегда.
За огарок рада драться,
А сто верст идет спасаться,
От нее ж спасенья нет:
В сплетни путает весь свет.
2
У нас зато уважен вдвое,
Кто протереться в знать успел
Или наследство родовое
Еще проухать не успел.
Иной повеса бьет баклуши,
Душа и ум нехороши,
Но у него пока есть души,
И все невесты без души.
43. ТИТУЛЯРНЫЕ СОВЕТНИКИ В ДОМАШНЕМ БЫТУ
КУПЛЕТЫ ЕЖИКОВА
А журнальные статеечки
Мне не стоят ни копеечки.
Я моим благоприятелям,
Всепочтеннейшим издателям,
За хвалу плачу натурою:
Иль кулем, иль целой фурою, -
Там - смотри по обстоятельствам
И по нежным их ласкательствам.
Да, да!
Но теперь - на удивление -
Сделал я изобретение!
Подорву, друзья любезные,
Все дороги я железные!
На парах, притом без отдыху,
Я пущу шары по воздуху!
А?!
Удивится, верно, публика,
Как ее вдруг за три рублика,
Для _единой токмо шуточки_,
В _паролетах_, в три минуточки -
Без круженья головы -
Я доставлю до Москвы!
Да!
Уж проект лежит в коллегии,
А дождусь лишь привилегии,
Не бояся контрафакции,
Распущу свои я акции,
Зашибу себе мильончики, -
И тогда свои баллончики
Стану в воздухе пускать -
И парами надувать.
А каково?
44. ЖЕНСКАЯ НАТУРА
КУПЛЕТЫ АБУЗОВА
Что богатство не мечта,
Докажу я вам формально!
Есть ли в мире красота
Лучше нашей _капитальной_?
Будь из рода обезьян,
Будь дурак себе набитый,
Только б был набит карман, -
Ты красавец знаменитый!
Ниже рифмы стихоплет,
Он безумец, всем известный,
Да хорош его доход, -
И стихи его прелестны!
Ждет венчальное кольцо
Дева спелая напрасно,
Дай сто тысяч налицо, -
И лицо ее прекрасно!
В век торговой суеты
Нынче ценят всё прилично,
И курс _личной_ красоты
Ниже красоты _наличной_.
45. ДЕЛОВОЙ ЧЕЛОВЕК, ИЛИ ДЕЛО В ШЛЯПЕ
КУПЛЕТЫ ЖУЧКА
1
В мой кабинет за совещаньем
Идут ответчик и истец!
Я их снабжаю обещаньем
И провожу их наконец.
А там сыщу для них законы,
И всё решит одна статья:
Что проиграл и _сей_ и _оный_,
А выиграл - всё я да я
2
За взятки любят нас бранить,
А философствовать пуститься.
Так чем приказному и жить,
Как от других не поживиться
Но секретарь себя ведет
Согласно с волею монаршей, -
И сам он взяток не возьмет...
А есть грешок на этот счет -
Так разве что за секретаршей
46. ПЕТЕРБУРГСКИЕ КВАРТИРЫ
КУПЛЕТЫ ФОМЫ ФОМИЧА ПОХЛЕБОВА
Пускай контроли нынче строги,
А дело все-таки с грехом:
Лишь верны были бы итоги
Ты всё отличный эконом.
Я это дело знаю тонко
И интерес казны люблю,
Но дай мне вырастить цыпленка
Я с ним корову прокормлю.
КУПЛЕТЫ ПРИСЫПОЧКИ
Ползать и кланяться,
Важничать, чваниться.
Нам нипочем!
Штучками оными,
Смотришь, - персонами
Мы прослывем.
Как бы то ни было,
Только бы прибыло
Звонкой в карман.
Всё, что пользительно,
Тут позволительно,
Даже обман!
Вот мое правило,
Оно доставило
Мне капитал.
Я уж не бегаю:
Парочку пегую
Им я достал.
В дружбе с Задариным
Жить стал я барином:
Балы даю.
Жизнь веду чинную,
Пью не полынную,
Горское пью!
Так-то, любезнейший,
Совет полезнейший
Не презирай:
Дома ли, в свете ли,
Чтоб не осетили
Тон задавай!
Будь сам покорнее,
Был бы просторнее
Угол в избе.
Звякни деньжонками,
С детками, с женками
Придут к тебе!
Легко прославиться!
Никто не справится,
Кто ты таков?
Выше полковника,
Лучше чиновника
Ты без чинов!
Собственной личностью,
Звонкой наличностью
Действуй вовек.
Клюй знай, как цыпочка,
Скажут: Присыпочка -
Вот человек!
КУПЛЕТЫ ЖУРНАЛИСТА
АБДУЛЫ ФАДЕИЧА ЗАДАРИНА
1
Премудреная задача
Журналиста ремесло: