Главная » Книги

Кони Федор Алексеевич - Водевильный куплет, Страница 3

Кони Федор Алексеевич - Водевильный куплет


1 2 3

lign="justify">   Надо, чтоб была мне дача,
  
  
   Чтоб в любви всегда везло;
  
  
   Чтобы корм был для кармана,
  
  
   Пища для души была, -
  
  
   И бутылочка кремана
  
  
   Не сходила со стола.
  
  
   Нынче с каждого две шкуры
  
  
   Всякий силится содрать:
  
  
   Отчего ж с литературы
  
  
   Мне оброков не сбирать?
  
  
   Я в газету облекаю
  
  
   Свою личность, как в броню;
  
  
   Деньги с книжников взимаю,
  
  
   А чуть не дал - разбраню.
  
  
   Там хватай хоть с неба звезды,
  
  
   Там что хочешь намели:
  
  
   А лишь тисну - и без хлеба
  
  
   Сядешь раком на мели.
  
  
   Я статейками упрочил
  
  
   Вес, доход и капитал:
  
  
   Тех порочил, тех морочил,
  
  
   Тем кадил, а тех ругал!
  
  
   Наградить могу я славой
  
  
   И убить могу вполне,
  
  
   Благочиния Управа
  
  
   Не мешает в этом мне.
  
  
   Нынче враг со мной издатель -
  
  
   Я роман не ставлю в грош;
  
  
   Завтра он со мной приятель -
  
  
   Я пишу: роман хорош!
  
  
   После вновь раскритикую...
  
  
   Тут не видно плутовства...
  
  
   Я формально публикую,
  
  
   Что пишу из кумовства!
  
  
   "Петербургские квартиры"
  
  
   Пишет Кони, слышал я;
  
  
   Там под видом он сатиры
  
  
   Хочет выставить меня.
  
  
   Надо, чтоб уж поневоле
  
  
   Тут я руку приложил.
  
  
   Напишу: в них нету соли -
  
  
   Мне их автор насолил.
  
  
   Нет, меня не облапошат!
  
  
   Я придумал всё хитро:
  
  
   Напишу, что Кони - лошадь, -
  
  
   Благородно и остро!
  
  
   Да и Нестор-то наш самый
  
  
   Запоет: кукареку!
  
  
   Я его теперь за драмы
  
  
   То есть вот как распеку.
  
  
   Он намедни преотменный
  
  
   Пир давал на целый свет,
  
  
   И меня... о, дерзновенный!
  
  
   Он не позвал на обед.
  
  
  
  
   2
  
  
   По числу наличных денег
  
  
   Судит нас крещеный мир:
  
  
   Тот бесчестен, кто бедненек,
  
  
   Кто же с деньгами - кумир.
  
  
   И к какой нас благодати
  
  
   Честь и совесть приведут?
  
  
   Честь писателя - в печати;
  
  
   Совесть чистая -
  
  
   (бьет по карману с деньгами)
  
  
  
  
  
  вот тут.
  
  
   Пусть зовут вас шарлатаном...
  
  
   Нынче кто ж не шарлатан?
  
  
   Только бейте по карманам -
  
  
   Так набьете свой карман.
  
  
  
  
   3
  
  
   Задам такой я им трезвон,
  
  
   Что просто их сживу со света:
  
  
   Пускай трепещут - "Пантеон"
  
  
   "Литературная газета"!
  
  
   Дам волю полную перу:
  
  
   Скажу, что это куча сора! -
  
  
   И, словом, так их разберу,
  
  
   Что им не будет и разбора.
  
  
  
  
   4
  
  
   Я писатель, вы - писака,
  
  
   Я старик, вы молодой...
  
  
   Неравна меж нами драка,
  
  
   Но готов идти на бой!
  
  
   С вами я без замедленья
  
  
   Буду драться как никто!
  
  
   Лишь дала бы позволенье
  
  
   Мне полиция на то!
  
  
  
  
  ПРИМЕЧАНИЯ
  41. Отдельное издание. М., 1836.- Кони Ф. А. Театр. Спб., 1871. Т. 3. В основе пьесы - сказка Ш. Перро (1628-1700) "Riquet a la huppe" ("Рике с хохолком") и созданная на ее основе одноименная феерия (1821) Ш.-О. Севрена (1771-1853) и Н. Бразье (1783-1838). Кони переосмыслил эту пьесу и придал своему произведению, особенно в куплетах, сатирический характер. Водевиль впервые поставлен в Москве в Малом театре 13 октября 1833 г. Роли исполняли: Принц - В. И. Живокини, Губернатор - М. С. Щепкин, Абрикотина - Н. В. Репина. При постановке, как об этом свидетельствуют суфлерские экземпляры, некоторые куплеты были исключены. Позднее, готовя издание своих драматических произведений, писатель восстановил полный текст, а кое-что (в сцене губернатора с секретарем) и добавил.
  42. Отдельное издание. М., 1834. Перевод-перед елка водевиля Э. Скриба и Ф.-О. Варнера "Madame de Agnes" ("Мадам Агнес"). Водевиль впервые поставлен в Москве в Большом театре 28 сентября 1834 г. в бенефис М. М. Кавалеровой.
  43. Отдельное издание. Спб., 1836. Водевиль является переделкой пьесы Ф. Ансело "La robe dechiree" ("Разорванное платье"). Впервые поставлен в Петербурге в Александрийском театре 19 июля 1837 г., с участием А. Е. Мартынова.
  44. РТ. 1839, No 3. Водевиль впервые поставлен в Петербурге в Александрийском театре 30 ноября 1838 г. в бенефис И. И. Сосницкого.
  45. Пантеон. 1840, No 5. Водевиль впервые поставлен в Петербурге в Александрийском театре 31 мая 1840 г. В роли Жучка - А. Е. Мартынов.
  46. Пантеон. 1840, No 10. Водевиль впервые поставлен в Петербурге в Александрийском театре 3 сентября 1840 г. в бенефис В. В. Самойлова. Роли исполняли: Похлебов - А. Е. Мартынов, Присыпочка - В. В. Самойлов. Пьеса Ф. А. Кони была дозволена к представлению с исключением четвертой картины, действие которой происходило в квартире журналиста Задарина, в лице которого драматург изобразил Ф. В. Булгарина. Цензор, рассматривая немецкий перевод водевиля, писал в рапорте: "Русский подлинник был одобрен к представлению, но с исключением одного действия (квартира журналиста-взяточника), не допущенного к представлению по просьбе г Булгарина, утверждавшего, что хотят копировать его лицо на сцене <...> В немецком переводе удержано это действие, и собственно содержание его не представляет причины к запрещению <...> Нет никаких намеков на г. Булгарина, ни на "Северную пчелку" <...> Можно ли оставить это действие на немецкой сцене?" Покровительствовавший Булгарину Л. В. Дубельт, управляющий III отделением, наложил резолюцию: "Нельзя" (Дризен Н. В. Драматическая цензура двух эпох. М., 1916. С. 134-135). Полный текст водевиля со сценой у Задарина-Булгарина был напечатан в "Пантеоне". Булгарин и связанные с ним журналисты, в частности В. В. Межевич, ответили на пьесу Кони инсинуациями и клеветой. Завязалась полемика, в которой победу одержал автор "Петербургских квартир". В. Г. Белинский, первоначально отнесшийся к пьесе, увиденной в Александрийском театре, критически, оценил ее иначе, прочитав текст, опубли кованный в "Пантеоне". Он писал: "Эта пьеса имеет в печати всю прелесть новости, потому что является со своим четвертым, и самым интересным актом: квартира журналиста на Козьем болоте. Этот четвертый акт, не игранный на сцене и потому не упомянутый в нашей (ранней. - А. Г.) театральной летописи, сам по себе есть целая комедия, полная жизни, занимательности и остроумия" (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1954. Т. 4. С. 401). И позднее великий критик не раз одобрительно отзывался о "Петербургских квартирах". Как было сказано выше, четвертая картина водевиля, в которой действует Задарин-Булгарин, на сцене не появилась. Но едва ли случайно помимо "Петербургских квартир" в вечер первого представления пьесы исполнялся водевиль Л. О. (Межевича) "Выжигин", пьеса ничтожная, но, быть может, выбранная бенефициантом В. В. Самойловым, чтобы намекнуть на связь Задарина (о нем упоминается в куплетах первого действия) с автором "Ивана Выжигина". Фамилия этого персонажа стала одной из кличек Булгарина. Кони в своей пьесе не только разоблачил продажность и взяточничество Задарина (Булгарина), но и ясно указал на связь его с полицией. В пьесе отразились реальные факты деятельности продажного журналиста. Современники не могли не узнать его по многим реальным подробностям. Надо, чтоб была мне дача. У Булгарина была мыза Карлово, под Дерптом. В "Северной пчеле" он сообщал о предстоящем отъезде и не забывал в присылаемых фельетонах указывать: мыза Карлово. Чтоб в любви всегда везло. Семейная жизнь Булгарина сложилась несчастливо. В доме хозяйничала тетка жены, злобная и сварливая, известная под прозвищем "танты". Деньги с книжников взимаю. Булгарин брал взятки с авторов и издателей. Наградить могу я славой И убить могу вполне. Благочиния Управа Не мешает в этом мне. По цензурным причинам Кони не мог назвать адрес покровителей, т. е. III отделение собственной его величества канцелярии. "Петербургские квартиры" Пишет Кони, слышал я ... Напишу, что Кони - лошадь. Еще до появления в печати пьесы Булгарин, знавший о ней, выступил против Кони в "Северной пчеле", дабы доказать, что драматург сводит с ним личные счеты. В одном из фельетонов была "обыграна" фамилия автора - прием, неоднократно применявшийся Булгариным. Да и Нестор-то нашейный Запоет: кукареку! Н. В. Кукольник не пригласил Булгарина на чтение своей пьесы "Князь Холмский" и на обед. Разъяренный Булгарин поместил отрицательную рецензию на пьесу, еще не напечатанную и не поставленную. Ф. А. Кони напечатал в "Пантеоне" (1840, No 6) заметку об этом. Пускай трепещут - "Пантеон", "Литературная газета"! Редактором журнала "Пантеон русского и всех европейских театров" был Ф. А. Кони (1840-1841). "Литературная газета" выходила с 1840 г. Ее сотрудником, а с 1841 г. редактором-издателем был тот же Кони. Оба издания занимали враждебную позицию по отношению к Булгарину.

Другие авторы
  • Скабичевский Александр Михайлович
  • Демосфен
  • Гуковский Г. А.
  • Старостин Василий Григорьевич
  • Бакст Леон Николаевич
  • Пальм Александр Иванович
  • Чехова Е. М.
  • Лоскутов Михаил Петрович
  • Майков Аполлон Николаевич
  • Толстой Николай Николаевич
  • Другие произведения
  • Сумароков Александр Петрович - Чудовищи
  • Апухтин Алексей Николаевич - М. В. Отрадин. А. Н. Апухтин
  • Катков Михаил Никифорович - Генерал-губернатор П. А. Тучков
  • Толстой Илья Львович - И. Л. Толстой: биографическая справка
  • Лейкин Николай Александрович - Канун Пасхи
  • Гнедич Петр Петрович - Легенда наших дней
  • Лесков Николай Семенович - По поводу крейцеровой сонаты
  • Одоевский Владимир Федорович - Катя, или история воспитанницы
  • Григорьев Аполлон Александрович - Князь Серебряный, повесть времен Иоанна Грозного, соч. графа Алексея Толстого
  • Воровский Вацлав Вацлавович - В кривом зеркале
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
    Просмотров: 311 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа