[Johann-Christoph Gottsched, 1700-1766] - известный немецкий писатель, критик, историк лит-ры и театра, культурный деятель, виднейший писатель и теоретик раннего Просвещения. Г. издавал журналы: 'Die vern'unftigen Tedlerinnen' (Разумные хулительницы, 1725-1726, 2 тт.), 'Der Biedermann' (Честный человек, 1727) - по образцу английских 'моралистических' еженедельников, затем 'Beiträge zur kritischen Historie der deutschen Sprache, Poesie und Beredsamkeit' (Статьи к критической истории немецкого яз., поэзии и красноречия, 1732), 'Neuer Büchersaal der schönen Wissenschaften und freien Künste' (Новая библиотека наук об изящном и свободных искусств, 1745-1754), 'Das Neueste aus der anmutigen Gelehrsamkeit' (Новое из области приятной учености, 1751-1762) - по вопросам эстетики и истории литературы. Художественное мировоззрение Г. носило узко рационалистический характер: в поэзии и лит-ре наибольшее значение он придавал поучительности. Он боролся с традициями Барокко, особое внимание уделяя реформе немецкой драмы, к-рую преобразовывал по французским классическим образцам. Готтшед был врагом всего вычурного, чрезмерно пышного, орнаментального. Он высказывался за ясность, простоту, 'правдоподобность'. Он изгнал из немецкой буржуазной лит-ры так называемые 'Haupt und Staat-Aktionen', излюбленную драматическую форму Барокко, форму, перегруженную чисто зрелищными элементами. В истории немецкой лит-ры сыграла большую роль известная дискуссия между Г. и цюрихскими критиками Бодмером (см.) и Брейтингером по вопросам теории и направлений в искусстве. Последние выступили в защиту творческой фантазии, оправдывали введение элементов чудесного в художественные произведения (Мильтон). В дискуссии Г. потерпел поражение, к-рое было закреплено критикой Лессинга, позднее нападками деятелей периода 'бури и натиска' на узко рационалистическую поэтику Г. Впрочем Лессинг, являвшийся крупнейшим немецким просветителем, во многом был близок Г., и только молодой Гёте, Гердер и другие 'штюрмеры' окончательно подорвали его влияние в немецкой литературе.
I. Основные произведения Г., кроме упомянутых:
Готтшедова немецкая грамматика, вновь исправленная, 2-е изд., СПБ., 1769 (3-е изд., СПБ., 1791);
Ausführliche Redekunst, 1728;
Grundlegung einer deutschen Sprachkunst, 1748;
Versuch einer kritischen Dichtkunst fЭr die Deutschen, 1730;
Deutsche Schaubühne, nach den Regeln der alten Griechen und Römer, 1740-1745 (6 тт., содержащих образцы драматических произведений: оригинал - самого Г., его жены, Шлегеля, и др. и перев. - Расина, Корнеля, Мольера, Гольберга и др.);
драма "Der Sterbende Cato", 1732 (пользовалась большим успехом);
Gesammelte Schriften, hrsg. von Eugen Reichel, Berlin, 1901.
II.
Гербель Н. В., Немецкие поэты в биографиях и образцах, СПБ., 1877 (биография и перев. К. Случевского стих. "Языческий мир");
Wolf E., Gottscheds Stellung im deutschen Bildungsleben, 1895-1897, 2 в.;
Waniek, Gottsched und die deutsche Literatur seiner Zeit, 1897;
Reichel E., Gottsched, 1908-1912, 2 Bde.
III.
Reichel E., Kleines Gottsched-Wörterbuch, 1902;
Его же, Gottsched-Wörterbuch, I В., 1909.
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 2. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. - Стб. 661-662.
Оригинал здесь:http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-6611.htm.
Готшед (Gottsched), Иоганн Христоф (2.II.1700, Кёнигсберг, - 12.XII.1766, Лейпциг) - нем. писатель и критик. Представитель раннего нем. Просвещения. Издавал нравоучит. еженедельники, сотрудничал с театр. труппой Каролины Нейбер. Убежденный сторонник классицизма, Г. боролся против крайностей барокко, за ясность и правдоподобие. Осн. работы: 'Опыт критической поэтики для немцев' ('Versuch einer critischen Dichtkunst vor die Deutschen', 1730); 'Немецкий театр, согласно правилам Древней Греции и Рима' ('Deutsche Schaubühne, nach den Regeln der alten Griechen und Römer eingerichtet', Bd 1-6, 1741-45). Переводы Г. (и его жены) на нем. яз. соч. П. Корнеля, Ж. Расина, Мольера и др. сыграли известную роль в формировании нем. лит. языка и просветит. идей. Однако раболепие Г. перед власть имущими и отвлеченно-безжизненный характер его классицизма стали мишенью насмешек со стороны Г. Э. Лессинга и писателей "Бури и натиска".
Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1-5, B., 1903-06; в рус. пер. - в кн.: Гербель Н. В., Нем. поэты в биографиях и образцах, СПБ, 1877.
Лит.: Reichel E., Gottsched, Bd 1-2, B. - SchЖneberg, 1912.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. - М.: Сов. энцикл., 1962-1978. Т. 2: Гаврилюк - Зюльфигар Ширвани. - 1964. - Стб. 305.