Главная » Книги

Кальдерон Педро - Врач своей чести

Кальдерон Педро - Врач своей чести


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

>

Педро Кальдерон Де Ла Барка. Врач своей чести

--------------------------------------
  Перевод Константина Бальмонта
  Pedro Calderon de la Barca. Dramas
  Педро Кальдерон де ла Барка. Драмы. В двух книгах. Книга вторая
  Издание подготовили Н. И. Балашов, Д. Г. Макогоненко
  "Литературные памятники", М., "Наука", 1989
  OCR Бычков М.Н. --------------------------------------

    ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

  Король Дон Педро
  Инфант Дон Энрике
  Дон Гутиерре Альфонсо
  Дон Ариас
  Дон Диего
  Кокин, лакей
  Донья Менсия де Акунья
  Донья Леонор
  Инес, служанка
  Теодора, служанка
  Хасинта, клейменая рабыня
  Людовико, кровопускатедь
  Солдат
  Старик
  Просители
  Свита
  Музыканты
  Слуги, служанки

    ХОРНАДА ПЕРВАЯ

  
  
  
  
  СЦЕНА 1-я
  
   Внешний вид загородного дома Дона Гутиерре
  
   вблизи Севильи. Слышен шум охоты, и выходит,
  
   падая, Инфант Дон Энрике, несколько спустя
  
   Дон Ариас и Дон Диего, и последним Король
  
  
  
  
  Дон Педро.
  
  
  
  
  Дон Энрике
  
  
   Христос, Христос тысячекратно!
  
  
  
  (Падает без чувств.)
  
  
  
  
  Дон Ариас
  
  
   Когда б тебя Он поддержал!
  
  
  
  
  Король
  
  
   Что там такое?
  
  
  
  
  Дон Ариас
  
  
  
  
   Конь споткнулся,
  
  
   И на землю Инфант упал.
  
  
  
  
  Король
  
  
   Коли пред башнями Севильи
  
  
   Он так склоняется, тогда
  
  
   Уж лучше б из дворцов Кастильи
  
  
   Не выходил он никогда.
  
  
   Энрике, брат!
  
  
  
  
  Дон Диего
  
  
  
  
   Сеньор! Напрасно.
  
  
  
  
  Король
  
  
   Он не пришел в сознанье?
  
  
  
  
  Дон Ариас
  
  
  
  
  
  
  Нет.
  
  
   В одно мгновенье потерял он
  
  
   Сознанье, пульс и жизни цвет.
  
  
   Какое горе!
  
  
  
  
  Дон Диего
  
  
  
  
   Вот несчастье!
  
  
  
  
  Король
  
  
   Войдите в тот ближайший дом,
  
  
   Там отдохнет Инфант немного
  
  
   И, может быть, очнется в нем.
  
  
   Все оставайтесь с ним покуда,
  
  
   А мне скорей подать коня;
  
  
   Такой несчастный случай с Принцем
  
  
   И мог бы удержать меня,
  
  
   Но я спешу прибыть в Севилью
  
  
   И там узнаю обо всем.
  
  
  
  
  (Уходит.)
  
  
  
  
  СЦЕНА 2-я
  
   Дон Энрике, в обмороке, Дон Ариас, Дон Диего.
  
  
  
  
  Дон Ариас
  
  
   Достаточно себя явил нам
  
  
   Ты в бессердечии своем.
  
  
   Кто мог бы так оставить брата,
  
  
   Когда со смертью он в борьбе?
  
  
   Клянусь!..
  
  
  
  
  Дон Диего
  
  
  
  
   Дон Ариас, умолкни
  
  
   И навсегда заметь себе,
  
  
   Что, если стены могут слышать {1},
  
  
   Деревья могут увидать,
  
  
   И в этом случае с тобою
  
  
   Хорошего нельзя нам ждать.
  
  
  
  
  Дон Ариас
  
  
   Ты вот что сделай, Дои Диего:
  
  
   Отправься в тот ближайший дом
  
  
   И расскажи там об Инфанте.
  
  
   А впрочем... Оба мы пойдем
  
  
   И отнесем туда Инфанта,
  
  
   Он там спокойно отдохнет.
  
  
  
  
  Дон Диего
  
  
   Отлично.
  
  
  
  
  Дон Ариас
  
  
  
  
  Лишь бы жил Энрике,
  
  
   Все остальное не в зачет.
  
  
  
   (Уносят Инфанта.)
  
  
  
  
  СЦЕНА 3-я
  
  
  Зала в загородном доме Дона Гутиерре.
  
  
  
  Донья Менсия, Хасинта.
  
  
  
   Донья Менсия
  
  
   Я с башни видела их ясно;
  
  
   Лиц различить я не могла,
  
  
   Но ясно видела, Хасинта,
  
  
   Что там беда произошла.
  
  
  
  
  Хасинта
  
  
   А что?
  
  
  
   Донья Менсия
  
  
  
   Идут сюда толпою.
  
  
  
  
  Хасинта
  
  
   Как, все они идут сюда?
  
  
  
  
  СЦЕНА 4-я
  
  Дон Ариас и Дон Диего, они несут на руках Инфанта
  
  и усаживают его в кресло. - Донья Менсия, Хасинта.
  
  
  
  
  Дон Диего
  
  
   Кровь короля настолько ценят
  
  
   Во всех домах у благородных,
  
  
   Что в этот дом без приглашенья
  
  
   Теперь дерзаем мы войти.
  
  
  
  Донья Менсия (в сторону)
  
  
   О, Небо, Небо, что я вижу!
  
  
  
  
  Дон Диего
  
  
   Инфант Кастильский Дон Энрике,
  
  
   Брат Короля, почти что мертвый,
  
  
   Без чувств упал к твоим ногам.
  
  
  
   Донья Менсия
  
  
   Какое горькое несчастье!
  
  
  
  
  Дон Ариас
  
  
   Какую комнату он может
  
  
   Занять, пока он не очнется?
  
  
   Но что я вижу пред собой!
  
  
   Сеньора! Ты ли это вправду?
  
  
  
   Донья Менсия
  
  
   Дон Ариас!
  
  
  
  
  Дон Ариас
  
  
  
  
  Тебе внимаю,
  
  
   Тебя я вижу и не верю,
  
  
   Мне кажется, что это сон.
  
  
   Ужели точно это правда,
  
  
   Что Дон Энрике возвратился
  
  
   В Севилью более влюбленный,
  
  
   Чем раньше был, и он с тобой
  
  
   Так несчастливо повстречался?
  
  
  
   Донья Менсия
  
  
   Когда б то было сновиденьем!
  
  
  
  
  Дон Ариас
  
  
   Что здесь ты делаешь?
  
  
  
   Донья Менсия
  
  
  
  
  
   Об этом
  
  
   Поздней узнаешь, а теперь
  
  
   Лишь об одном подумать нужно,
  
  
   Чтобы владыка твой очнулся.
  
  
  
  
  Дон Ариас
  
  
   Кто мог бы ждать и кто сказал бы,
  
  
   Что так увидит он тебя!
  
  
  
   Донья Менсия
  
  
   Прошу, Дон Ариас, ни слова,
  
  
   Мне это важно.
  
  
  
  
  Дон Ариас
  
  
  
  
  
  Что такое?
  
  
  
   Донья Менсия
  
  
   О чести я своей забочусь.
  
  
   Пока войдите вот сюда,
  
  
   Постель для Принца здесь найдется,
  
  
   Покрытая ковром турецким,
  
  
   И хоть она скромна чрезмерно,
  
  
   На ней он может отдохнуть.
  
  
   Хасинта, принеси скорее
  
  
   Белье, воды и благовоний,
  
  
   Достойных цели столь высокой.
  
  
  
   (Хасинта уходит.)
  
  
  
  
  Дон Ариас
  
  
   Пока готовится постель,
  
  
   Инфанта мы теперь оставим,
  
  
   И средств помочь ему поищем,
  
  
   Коли в несчастьях есть средства.
  
  
  
   (Оба уходят.)
  
  
  
  
  СЦЕНА 5-я
  
  
   Донья Менсия, Дон Энрике,
  
  
  
  без сознания в кресле.
  
  
  
   Донья Менсия
  
  
   Они ушли, и я одна.
  
  
   Когда б мне можно было, Небо,
  
  
   На честь мою не посягая,
  
  
   Скорбеть и сетовать. Когда б
  
  
   Могла я громко закричать,
  
  
   Сломить молчанье и темницу
  
  
   Из снега, где огонь плененный,
  
  
   Уже в золу преобратившись,
  
  
   Гласит: "Вот здесь была любовь".
  
  
   Но что сказала я, о Небо?
  
  
   Как это вымолвить могла я?
  
  
   Я та, которой быть мне должно.
  
  
   Пусть воздух вздох мой возвратит,
  
  
   Хоть в нем исчезли восклицанья,
  
  
   Им разглашать о том не должно,
  
  
   Что я должна хранить в молчаньи;
  
  
   Коли разумно говорить,
  
  
   Нельзя и сетовать мне больше,
  
  
   И радуюсь тому я только,
  
  
   Что есть для сетований повод,
  
  
   Чтобы желанья победить.
  
  
   Без опыта нет совершенства,
  
  
   Для золота плавильник нужен,
  
  
   Необходим магнит для стали,
  
  
   Для бриллианта бриллиант,
  
  
   И для металлов яркий пламень;
  
  
   Так точно честь моя, сияя,
  
  
   Во мне самой найдет горнило,
  
  
   Когда себя я покорю;
  
  
   Иначе нет ей совершенства.
  
  
   О, сжалься, Небо! Пусть безмолвно
  
  
   Живу, как молча умираю.
  
  
   Сеньор Энрике!
  
  
   Дон Энрике (приходя с себя)
  
  
  
  
  
  Кто зовет?
  
  
  
   Донья Менсия
  
  
   Привет...
  
  
  
  
  Дон Энрике
  
  
  
  
  О, Боже, что я вижу?
  
  
  
   Донья Менсия
  
  
   Да светит жизнь тебе, властитель.
  
  
  
  
  Дон Энрике
  
  
   Где я?
  
  
  
   Донья Менсия
  
  
  
   По меньшей мере в месте,
  
  
   Где кто-то есть, кто сердцем рад,
  
  
   Что ты теперь здоровым будешь.
  
  
  
  
  Дон Энрике
  
  
   Охотно верю, если только
  
  
   Мое блаженство, изменивши,
  
  
   Вдруг не развеется, как дым;
  
  
   Себя невольно вопрошаю,
  
  
   Что, сон я вижу, пробудившись,
  
  
   Иль рассуждаю усыпленный?
  
  
   Я сразу бодрствую и сплю.
  
  
   Но для чего я размышляю
  
  
   И для чего пытую правду?
  
  
   Коль сплю, пускай не просыпаюсь,
  
  
   Коль нет, пусть в жизни не засну.
  
  
  
   Донья Менсия
  
  
   Теперь, сеньор и повелитель,
  
  
   Заботливо и осторожно
  
  
   Подумай о своем здоровье
  
  
   И без помех живи века,
  
  
   Будь фениксом своей же славы,
  
  
   Сравняйся с тем, кто в час единый,
  
  
   Как птица, пламя, урна, голос,
  
  
   Пожар, могила, и костер,
  
  
   Рождается, живет, и длится,
  
  
   И умирает, - в то же время
  
  
   Отец и сын себя; а после
  
  
   Узнаешь, где ты.
  
  
  
  
  Дон Энрике
  
  
  
  
  
  Не хочу,
  
  
   Коли тебя живой я вижу,
  
  
   Блаженства большего не жду я,
  
  
   И большего не жду блаженства,
  
  
   Коль вижу мертвый я тебя;
  
  
   Там, где живет подобный ангел,
  
  
   Конечно, рай. И потому я
  
  
   Знать не желаю, что за случай
  
  
   Меня теперь привел сюда,
  
  
   И что за случай был, который
  
  
   Привел тебя сюда; довольно
  
  
   Мне знать, что здесь тебя я вижу,
  
  
   Тебе не нужно говорить
  
  
   И мне тебя не нужно слушать.
  
  
  
  Донья Менсия (в сторону)
  
  
   (Как быстро кончится услада!)
  
  
   Как чувствуешь себя, властитель?
  
  
  
  
  Дон Энрике
  
  
   Так хорошо, как никогда;
  
  
   Вот только здесь, в ноге, немного
  
  
   Осталась боль.
  
  
  
   Донья Менсия
  
  
  
  
   Паденье было
  
  
   Так неожиданно и сильно;
  
  
   Но отдых все восстановит;
  
  
   Тебе постель сейчас готовят,
  
  
   Прошу простить, что помещенье
  
  
   Так скромно; впрочем, извиняться...
  
  
  
  
  Дон Энрике
  
  
   Ты как сеньора говоришь,
  
  
   Менсия. Ты хозяйка дома?
  
  
  
   Донья Менсия
  
  
   О, нет, сеньор, но я хозяйка
  
  
   Того, кто здесь хозяин дома,
  
  
   Как полагаю.
  
  
  
  
  Дон Энрке
  
  
  
  
   Кто же он?
  
  
  
   Донья Менсия
  
  
   Весьма известный кабальеро
  
  
   Дон Гутиерре Солис, муж мой
  
  
   И твой слуга.
  
  
  
  Дон Энрике (вставая)
  
  
  
  
   Твой муж!
  
  
  
   Донья Менсия
  
  
  
  
  
  
  Да, муж мой.
  
  
   Сеньор, тебе вставать нельзя!
  
  
   Ты видишь, ты стоять не можешь.
  
  
  
  
  Дон Энрике
  
  
   О, нет, могу, могу отлично.
  
  
  
  
  СЦЕНА 6-я
  
  
   Дон Ариас, Дон Диего. - Те же.
  
  
  
  
  Дон Ариас

Другие авторы
  • Мирович Евстигней Афиногенович
  • Светлов Валериан Яковлевич
  • Толстой Алексей Николаевич
  • Клюев Николай Алексеевич
  • Шулятиков Владимир Михайлович
  • Малеин Александр Иустинович
  • Палицын Александр Александрович
  • Моисеенко Петр Анисимович
  • Чарторыйский Адам Юрий
  • Леонтьев Алексей Леонтьевич
  • Другие произведения
  • Михайлов Михаил Ларионович - Михайлов М. Л.: Биографическая справка
  • Чулков Георгий Иванович - Памяти В. Ф. Коммиссаржевской
  • Муравьев Михаил Никитич - Оскольд
  • Опочинин Евгений Николаевич - Александр Петрович Милюков и его вторники
  • Анненков Павел Васильевич - Исторические и эстетические вопросы в романе гр. Л. Н. Толстого "Война и мир"
  • Федоров Николай Федорович - О двух "критиках": городской, мещанской и сельской, крестьянской
  • Кржижановский Сигизмунд Доминикович - Окно
  • Буссе Николай Васильевич - Русские и японцы на Сахалине
  • Березин Илья Николаевич - Рамазан в Стамбуле
  • Вассерман Якоб - Свободная любовь
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
    Просмотров: 625 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа