Главная » Книги

Булгаков Валентин Федорович - Христианская этика, Страница 13

Булгаков Валентин Федорович - Христианская этика


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

align="justify">   Но как же могло случиться, что то самое искусство, которое в древности или только допускалось, или вовсе отрицалось, стало в наше время считаться всегда хорошим, если только оно доставляет удовольствие ?
   Как мы уже говорили, в основе всеми признаваемого, истинного искусства всегда стояла религия. Так, в древности находили свое выражение в искусстве еврейская, греческая, римская и другие религии. С появлением христианства зарождается и распространяется искусство христианское. В средние века церковное христианство, удалившееся в своем миросозер-
   1 Ib., с. 371-373.
   3 Ib., с. 131-133.
   Ib., с. 392-393.
   цании от основных и существенных положений истинного христианства, сущностью своего учения поставило веру в церковь и постановления ее1. Но художники средних веков, живя тою же основою чувств, церковной религией, как и массы народа, были истинными художниками2. И так это было до того времени, пока не явилось в высших, богатых, более образованных сословиях европейского общества сомнение в истинности того понимания жизни, которое выражалось церковью3. Высшие сословия средних веков по отношению к религии очутились в том же положении, в котором находились образованные римляне перед появлением христианства, т. е. не верили более в то, во что верил народ; сами же не имели никакого верования, которое могли бы поставить на место отжившего и потерявшего для них значение языческого учения. И вот среди этих-то людей стало вырастать искусство, расцениваемое уже не потому, насколько оно выражает чувства, вытекающие из религиозного сознания людей, а только потому, насколько оно красиво; другими словами - насколько оно доставляет наслаждение4. Люди эти, оставшись без всякого религиозного понимания жизни, невольно вернулись к тому языческому мировоззрению, которое полагает смысл жизни в наслаждении личности. И совершилось в высших классах то, что называется "возрождением наук и искусств" и что в сущности есть ничто иное, как не только отрицание всякой религии, но и признание ненужности ее5. Соответственно этому взгляду на искусство составилась сама собою среди высших классов и эстетическая теория, оправдывающая такое понимание,- теория, по которой цель искусства состоит в проявлении красоты6.
   Но если искусство есть человеческая деятельность, имеющая целью передавать людям те высшие и лучшие чувства, до которых дожили люди, то как же могло случиться, чтобы человечество известный, довольно длинный период своей жизни - с тех пор, как люди перестали верить церковное учение и до нашего времени - прожило без этой важной деятельности, а на место ее довольствовалось ничтожною деятельностью искусства, доставляющего только наслаждение?
   Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо прежде всего поправить обычную ошибку, которую делают люди, приписывая нашему искусству значение истинного, общечеловеческого искусства7. С тех пор, как высшие сословия христианских народов потеряли веру в церковное христианство, искусство высших классов отделилось от искусства всего народа, и стало два искусства: искусство народное и искусство господское. И потому ответ на наш вопрос состоит в том, что прожило без истинного искусства не все человечество и даже не значитель-
   1 ib., с. 140.
   4 Ib., с. 143-144.
   7 Ib., с. 167-168.
   2 Ib., с. 141.
   5 Ib., с. 145.
   3 Ib., с. 142.
   6 Ib., с. 148.
   ная часть его, а только высшие классы христианского европейского общества1. В самом деле, не только две трети человеческого рода, все народы Азии, Африки, живут и умирают, не зная этого единственного высшего искусства; но, мало этого, в нашем христианском обществе едва ли одна сотая всех людей пользуется тем искусством, которое мы называем всем искусством2.
   Все запутанные, непонятные теории искусства, все ложные и противоречивые суждения о нем,- главное, то самоуверенное коснение нашего искусства на своем ложном пути, все это происходит от этого вошедшего в общее употребление и принимаемого за несомненную истину, но поразительного по своей очевидной неправде утверждения, что искусство наших высших классов есть все искусство, истинное, единственное всемирное искусство3.
  
  

4

  
   Современное утонченное искусство могло возникнуть только на рабстве народных масс и может продолжаться только до тех пор, пока будет это рабство, так как только при условии напряженного труда рабочих специалисты-писатели, музыканты, танцоры, актеры могут доходить до той утонченной степени совершенства, до которой они доходят4. Освободите рабов капитала, и нельзя будет производить такого утонченного искусства5. Огромному большинству всего рабочего народа наше искусство, недоступное ему по своей дороговизне, чуждо еще и по самому содержанию, передавая чувства людей, удаленных от свойственных всему большому человечеству условий трудовой жизни. То, что составляет наслаждение для человека богатых классов, непонятно, как наслаждение, для рабочего человека. Так, например, чувства чести, патриотизма, влюбления, составляющие главное содержание теперешнего искусства, вызывают в человеке трудовом только недоразумение и презрение или негодование6. Сделавшись исключительным по своему содержанию, искусство становилось вместе с тем все более и более сложным, вычурным и неясным со стороны формы. Особенно это ясно в искусстве так называемого '< декадентства. В последнее время не только туманность, загадочность, темнота и недоступность для масс поставлены в достоинство и условие поэтичности предметов искусства, но и неточность, и неопределенность, некрасноречивость 7. Явилось убеждение о том, что искусство может быть искусством и вместе с тем быть непонятно массам. Но искусство тем-то и отличается от рассудочной деятельности, требующей подготовления и известной
   1 Ib., с. 169-170.
   4 Ib., с. 175.
   7 Ib., с. 200.
   2 Ib., с. 172.
   5 Ib., с. 176.
   3 Ib., с. 171.
   6 Ib., с. 179-180.
   последовательности (так что нельзя изучать тригонометрию, не зная геометрии), что оно действует на людей независимо от' степени их развития и образования; что прелесть картины, звуков, образов заражает всякого человека, на какой бы он ни находился степени развития1.
   Становясь все беднее и беднее содержанием и все непонятнее и непонятнее по форме, современное искусство в последних своих проявлениях утратило даже все свойства искусства и заменилось его подобиями2. Художники, для того чтобы удовлетворить людей высших классов, ведущих жизнь в праздности и роскоши и требующих неперестающих приятных развлечений искусством, должны были выработать такие приемы, посредством которых они могли бы производить предметы, подобные искусству. Приемы эти следующие: 1) заимствование, 2) украшения, 3) поразительность и 4) занимательность.
   Первый прием состоит в том, чтобы заимствовать из прежних произведений искусства или целые сюжеты, или только отдельные черты прежних, всем известных поэтических произведений, и так переделывать их, чтобы они с некоторыми добавлениями    представляли    нечто    новое.    Такие    черты, называемые "поэтичными", любимы публикой3. Сущность второго приема - украшений - состоит в том, чтобы доставить читателю, зрителю, слушателю наиболее приятные для чувств зрения и слуха впечатления, соединенные с предметом, выдаваемым за искусство4. Третий прием -это воздействие на внешние чувства, воздействие часто совершенно физическое,- то, что называется поразительностью, эффектностью. Эффекты эти во всех искусствах состоят преимущественно в контрастах5. Четвертый прием - занимательность, т. е. умственный интерес, присоединяемый к произведению искусства. Занимательность может заключаться в запутанной завязке, в документальности, т. е. обстоятельном описании какого-либо или исторического периода, или отдельной отрасли современной жизни; наконец, в самых приемах выражения: как стихи и прозу, так и картины, и драмы, и музыкальные пьесы пишут так, что их надо угадывать как ребусы, и этот процесс угадывания тоже доставляет удовольствие...6 И "поэтичность" (заимствование), и украшение, и поразительность, и занимательность могут встречаться в произведении искусства, но не могут заменить главного свойства искусства - чувства, испытанного художником7. Для  того, чтобы человек мог произвести истинный предмет искусства, нужно много условий, редко соединяющихся в одном лице. Нужно, чтобы человек этот стоял на уровне высшего для своего времени миросозерцания, чтобы он пережил чувство и имел желание и возможность передать его, и при этом еще имел
   1 Ib., с. 245.
   4 Ib., с. 260.
   7 Ib., с. 276.
   2 Ib., с. 253.
   5 Ib., с. 262.
   3 Ib., с. 255-256.
   6 Ib., с. 266.
   талантливость к какому-либо роду искусства1. Для того же, чтобы производить с помощью заимствования, украшений, эффективности и занимательности, подобия искусства, достаточно обладать лишь талантом, способностью к какому-либо роду искусства, что встречается очень часто. А так как для производства таких подделок существуют в каждом роде искусства свои определенные правила или рецепты, то этих подделок производится в наше время огромное количество.
   Производству в нашем обществе предметов поддельного искусства содействуют еще три условия: 1) значительное вознаграждение художников и установившаяся вследствие этого их профессиональность, 2) художественная критика и 3) художественные школы.
   Когда безразличное, не религиозное искусство не поощрялось, не было и подделок под действительное искусство. Когда же стало высоко цениться и вознаграждаться искусство, доставляющее наслаждение, так тотчас же большое количество людей посвятило себя этой деятельности, и деятельность эта приняла совсем другой характер, чем она имела прежде, и стала профессией. Вместе с тем уничтожилось главное и драгоценнейшее свойство искусства - искренность2.
   Второе условие - это возникшая в последнее время художественная критика, т. е. оценка искусства не всеми и, главное, не простыми людьми, а учеными, т. е. извращенными и вместе с тем самоуверенными людьми3. Нельзя оправдывать необходимость критики в том, что она будто бы "толкует" художественные произведения. Толковать произведения художника нельзя. Если бы можно было словами растолковать то, что хотел сказать художник, он и сказал бы словами4. Если же произведение не заражает людей, то никакие толкования не сделают того, чтобы оно стало заразительно5. Кроме того, мнения авторитетов могут быть ошибочны или же со временем становятся таковыми, а между тем они принимаются за критерий искусства и обыкновенно не переставая повторяются всеми другими людьми. Оттого всякое ложное произведение, восхваленное критиками, есть дверь, в которую тотчас же врываются лицемеры искусства. Только благодаря критикам, восхваляющим в наше время грубые, дикие и часто бессмысленные произведения древних греков: Софокла, Еврипида, Эсхила, в особенности Аристофана, или новых - Данта, Тасса, Мильтона, Шекспира; в живописи - всего Рафаэля, всего Микель-Анджt ло с его нелепым "Страшным судом"; в музыке- всего Баха и всего Бетховена с его последним периодом,- стали возможны в наше время Метерлинки, Бодлеры, Верлены, Малларме, Пювис де-Шаванны, Клингеры, Беклины, Штуки, Шнейдеры; в музыке - Вагнеры, Листы, Берлиозы, Брамсы, Ри-
   1 Ib, с. 77.
   4 Ib., с. 284-285.
   2 Ib., с. 281.
   5 Ib., с. 284.
   3 Ib., с. 283.
   харды Штраусы и т. п. и вся огромная масса ни на что не нужных подражателей этих подражателей1.
   Но третье условие извращения искусства - школы, обучающие искусствам,- едва ли не еще вреднее. Как только искусство стало профессией, явились и профессиональные школы, в которых люди, избравшие профессию искусства, стали обучаться его приемам. Но никакая школа не может вызвать в человеке чувство, и еще менее может научить человека тому, в чем состоит сущность искусства: проявлять чувство своим особенным, ему одному свойственным способом. Одно, чему может научить школа, это тому, чтобы передавать чувства, испытанные другими художниками, так, как их передавали другие художники. Этому самому и учат в школах искусства, и обучение это не только не содействует распространению истинного искусства, но, напротив, распространяя подделки под искусство, более всего другого лишает способности понимать истинное искусство2. Страшно становится как подумаешь, что живые, хорошие, на все доброе способные дети с ранних лет посвящаются тому, чтобы в продолжение 10, 15 лет, по 6, 8, 10 часов в день, одни - играть гаммы, другие - вывертывать члены, ходить на носках и поднимать ноги выше головы, третьи - петь сольфеджии, четвертые - всячески ломаясь, произносить стихи, пятые - рисовать с бюстов, с голой натуры, писать этюды, шестые - писать сочинения по правилам каких-то периодов, и в этих недостойных человека занятиях, продолжаемых часто и долго после полной возмужалости, утрачивать всякую физическую и умственную силу и всякое понимание жизни3.
  
  

5

  
   Распространившиеся в нашем обществе в огромных размерах, с одной стороны, подделки под искусство, служащие только увеселению и развращению людей, а с другой - произведения ничтожного, исключительного искусства, ценимого как высшее, извратили в большинстве людей нашего общества способность заражаться истинными произведениями искусства и тем лишили и возможности познать те высшие чувства, до которых дожило человечество и которые могут быть переданы людям только искусством. Таково последствие отсутствия деятельности необходимого органа искусства в нашем обществе; последствия же извращенной деятельности этого органа еще вреднее.
   Первое последствие, бросающееся в глаза,- это огромная трата трудов рабочих людей на дело не только бесполезное, но большею частью вредное, и, кроме того, невознаградимая трата на это не нужное и дурное дело жизней человеческих 4. Второе
   1 Ib., с. 291- 292.
   3 Ib., с. 420- 421.
   2 Ib., с. 296.
   4 Ib., с. 418- 420.
   последствие - то, что произведения искусства-забавы дают возможность богатым людям нашего времени жить тою, не только неестественной, но противной профессируемым этими самыми людьми принципам гуманности жизнью1. Произведения ложного искусства, доставляя праздным богатым людям развлечение и забаву, отводят им глаза от бессмысленности их жизни, спасают от томящей их скуки2. Третье последствие извращения искусства - это та путаница, которую оно производит в понятиях детей и народа. Дети и трудовые люди, видя, какое огромное значение приписывается произведениям искусства и как почитаются люди искусства, невольно принижают в своем сознании значение нравственного достоинства человека и признают ложное неестественное значение за произведениями искусства. Четвертое последствие состоит в том, что люди высших классов, все чаще и чаще встречаясь с противоречиями красоты и добра, ставят высшим идеалом идеал красоты, освобождая себя этим от требований нравственности3. Наконец, пятое и самое главное - то, что искусство, которое процветает в среде высших классов европейского общества, прямо развращает людей посредством заражения их самым дурным и вредным для человечества - чувствами суеверия, ложного патриотизма, а главное сладострастия, описанию и выражению которых посвящена большая часть всего современного искусства4.
   Таковы, хотя не все, но самые верные последствия того извращения искусства, которое совершилось в нашем обществе5.
   Так что современное искусство не только не содействует движению вперед человечества, но едва ли не более всего другого мешает осуществлению добра в нашей жизни. Поэтому на поставленный нами вначале вопрос о том, справедливо ли, чтобы искусству приносились те огромные жертвы и трудами людскими, и жизнями человеческими, и нравственностью, которые ему приносятся, получается естественный ответ: нет, несправедливо и не должно быть 6.
  
  

6

  
   Говорят про искусство будущего, подразумевая под ним особенное, утонченное, новое искусство, которое будто бы должно выработаться из искусства одного класса общества, которое теперь считается высшим. Но такового нового искусства будущего не может быть и не будет. Наше исключительное искусство высших классов христианского мира пришло к тупику. По тому пути, по которому оно шло, ему дальше идти некуда. Искусство будущего- то, которое действительно будет,- явится не продолжением теперешнего искусства, а возникнет на совершенно других, новых основах.
   1 Ib., с. 423.
   4 Ib., с. 430-437/
   2 Ib., с. 425.
   5 Ib., с. 439.
   3 Ib., с. 432. 6 Ib., с. 440.
   Искусство будущего, т. е. та часть искусства, которая будет выделяема из всего искусства, распространенного между людьми, будет состоять не из передачи чувств, доступных только некоторым людям богатых классов, как это происходит теперь, а будет только тем искусством, которое осуществляет высшее религиозное сознание людей нашего времени. Искусством будут считаться только те произведения, которые будут передавать чувства, влекущие людей к братскому единению, или такие общечеловеческие чувства, которые будут способны соединять всех, людей1. Чувства, вытекающие из религиозного сознания нашего времени, чувства христианские, бесконечно новы и разнообразны; только не в том одном смысле, как это думают некоторые, чтобы изображать Христа и евангельские эпизоды или в новой форме повторять христианские истины единения, братства, равенства, любви,- а ив том смысле, что все самые старые, обычные и со всех сторон изведанные явления жизни вызывают самые новые, неожиданные и трогательные чувства, как только человек с христианской точки зрения относится к этим явлениям. Точно так же не суживается, а расширяется область, содержания и того искусства будущего, которое передает чувства житейские, самые простые, всем доступные. Художник будущего будет понимать, что сочинить сказочку, песенку, которая тронет,- прибаутку, загадку, которая забавит,- шутку, которая насмешит,- нарисовать картинку, которая будет радовать десятки поколений или миллионы детей и взрослых,- несравненно важнее и плодотворнее, чем сочинить роман, симфонию, или нарисовать картину, которые развлекут на короткое время нескольких людей богатых классов и навеки будут забыты. Область же этого искусства простых, доступных всем чувств - огромна и почти еще не тронута2.
   И ценителем искусства, вообще, не будет, как это происходит теперь, отдельный класс богатых людей, а весь народ. И художниками, производящими искусство, будут тоже не так, как теперь, только редкие, выбранные из малой части всего народа люди, а все те даровитые люди из всего народа, которые окажутся способными и склонными к художественной деятельности. Деятельность художественная будет тогда доступна для всех людей. Доступна же сделается эта деятельность людям из всего народа потому, что, во-первых, в искусстве будущего не только не будет требоваться та сложная техника, которая обезображивает произведения искусства нашего времени и требует большого напряжения и траты времени, но будет требоваться, напротив, ясность, простота и краткость,- те условия, которые приобретаются не механическими упражнениями, а воспитанием вкуса. Во-вторых, доступна сделается художественная деятельность   всем   людям   из   народа   потому,   что   вместо
   1 Ib., с. 451-453.
   2 Ib., с. 463-466.
   теперешних профессиональных школ, доступных только некоторым людям, все будут в первоначальных народных школах обучаться музыке и живописи (пению и рисованию) наравне с грамотой, так, чтобы всякий человек, получив первые основания живописи и музыкальной грамоты, чувствуя способность и призвание к какому-либо из искусств, мог бы усовершенствоваться в нем. Все гениальные художники, теперь скрытые в народе, сделаются участниками искусства и дадут образцы совершенства, которые будут, как всегда, лучшею школой техники для художников.
   В нашем обществе думают, что художник лучше будет работать, больше сделает, если он материально будет обеспечен. Мнение это доказало бы еще раз с полною очевидностью - если это нужно было бы еще доказывать,- что то, что среди нас считается искусством, не есть искусство, а только подобие его. Обеспечение художников в их материальных нуждах есть самое губительное для производительности художника условие, так как освобождает его от свойственных всем людям условий борьбы с природой для поддержания своей и других людей жизни и тем лишает его случая и возможности испытывать самые важные и свойственные людям чувства. Художник будущего будет жить обычною жизнью людей, зарабатывая свое существование каким-либо трудом. Он не поймет даже, как может художник, главная радость которого состоит в наибольшем распространении своего произведения, отдавать свои произведения только за известную плату.
   До тех пор, пока не будут высланы торговцы из храма, храм искусства не будет храмом. Искусство будущего изгонит их1.
   Назначение искусства в наше время - в том, чтобы перевести из области рассудка в область чувства истину о том, что благо людей в их единении между собою, и установить на месте царствующего теперь насилия то Царство Божие, т. е. любви, которое представляется всем нам высшею целью жизни человечества. Может быть, в будущем наука откроет искусству еще новые, высшие идеалы, и искусство будет осуществлять' их, но в наше время назначение искусства ясно и определенно. Задача христианского искусства - осуществление братского единения людей К
   1 Ib., с. 453-461.
   2 Ib., с. 495-496.
  
  

Сочинения Л. Н. Толстого, имевшиеся в виду при составлении книги

  
   I . Рукописи
   1)  "Об образовании", письмо к В. Ф. Булгакову, 1 мая 1909, 9 стр.
   2)  "О воспитании", 25 мая 1909, 3 стр.
   3)  "О ложной науке", 1909, 23 стр.
   4   "Как объяснять религию ребенку", 1909, 5 стр.
   5    "Письмо студенту о праве", 1909, 9 стр.
   6    "Доклад для конгресса мира в Стокгольме", 1909, 8 стр.
   7    "Пора понять", ("Чингиз-Хан") 1909, 11 стр.
   8    "Неизбежный переворот", 1909, 26 стр.
   9    "Истинная свобода", 1909, 6 стр.
   10   "Единая заповедь", 1909, 24 стр.
   11    "Номер газеты", 1909, 7 стр.
   12    "Христианство и смертная казнь", 1909, 12 стр.
   13    "Письмо революционеру", 1909, 5 стр.
   14    "Письмо о смертной казни", 20 нояб. 1909, 4 стр.
   15    "Статья в газеты о ругательных письмах", 1909, 4 стр.
   16    "Письмо  Р-у  об  отрицании  суеверий  в  религии",. 1909, 8 стр.
   17)  "Ответ   польской   женщине"   (Одной  из  многих),  1909, 6 стр.
   18)  "Сон" (О земельном рабстве), 1909, 12 стр.
   19)  "По поводу отзыва Струве о статье "Неизбежный переворот", 1909,4 стр.
   20)  "Письмо   М-у  о  непротивлении злу злом", 27 фев. 1909, 4 стр.
   21    "Что такое государство?" Письмо, май 1909, 4 стр.
   22    "Не могу молчать", 1908, 13 стр.
   23    "О Молочникове", 1908, 9 стр.
   24   "О присоединении Боснии и Герцеговины к Австрии (Ответ сербке), 1908, 19 стр.
   25)  "Письмо к индусу", 1908, 13 стр.
   26)  Предисловие к альбому картин "Русские мужики" Н. Орлова, 1908, 4 стр.
   27)  "Любите друг друга", 1907, 8 стр.
   28)  "Привет отказавшимся", 2 стр.
   29    "Наше жизнепонимание", 7 стр.
   30   "О Вехах", 1909, 6 стр.
   31    "Письмо японцу о непротивлении злому насилием", 1910, 6 стр.
   32)  "Письмо С-у о религии", 1910, 3 стр.
   33)  Добавление к ст. "О ложной науке" (По поводу возражений Шмидта), 1910, 2 стр.
  
   II. Издание  "Свободного Слова" А.  и В. Чертковых
   34)   "Что такое религия и в чем сущность ее?" Christchurch , Hauts , England , 1902, 45 стр.
   35)  "Обращение  к  русским людям: к правительству, революционерам и народу", СПБ., 1906, 30 стр.
   36)  "Закон насилия и закон любви", С, Н., Е., 1909, 122 стр.
   37)  "Церковь и государство", 13 стр.
   38)  "Учение 12-ти апостолов", 14-30 стр.
   39)  "О противлении злу злом", 31-46 стр.
   40)  "Николай Палкин", 75-86 стр.
   41)  Приложение к "Николаю Палкину" (Что можно и чего нельзя делать христианину), 97-104 стр.
   42)  "Чьи мы?" (Неоконченная статья), 105-112 стр.
   43)  "О верах"   (Вступление к предполагавшемуся изложению главных религиозных учений), 129-135 стр.
   44)  "К молодым людям" (Неоконченная статья против пьянства), 136-138 стр.
   45)   "Обращение  к людям-братьям"   (Неоконченная статья), Т43-147 стр.
   46)   "О любви к Богу и ближнему" (Письмо к И. Г.), 148-150 стр.
   (37-46: Статьи 1882 - 1889 г. С., Н., Е., 1904)
  
   III . Издание Гуго Штейница (Hugo Steinitz ) в Берлине
   47) "Рабство нашего времени", 1901, 111 стр.
  
   IV . Издание Терщика в СПБ (Перепечатаны с оригиналов "Свободного Слова")
   48)  "Исповедь". (Вступление к критике догматического богословия и исследованию христианского учения), 53 стр.
   49)  "Так что же нам делать?" (Соедин. статей  "Какова моя жизнь",  "Деньги" и "Так что же нам делать?"), 58-270 стр.
   (48 и 49:
   1-й том "Полного собрания сочинений, вышедших за границей", 1906.)
   50)   "Критика догматического богословия", т. 4-й "П. с. с, в. за гр.", 1908, 229 стр.
   51)  "Царство Божие внутри вас или христианство не как мистическое  учение,   а   как  новое жизнепонимание", т. 5-й "П. с. с, в. за гр.", 1908, 263 стр.
  
   V . Издания  "Всемирного Вестника" в СПБ (Перепечатаны с оригиналов  "Свободного Слова")
   52)  "Христианское учение", 1906, 84 стр.
   53)  "О половом вопросе" (Мысли, собр. В. Г. Чертковым), 1906, 77 стр.
   54)  "О смысле жизни" (Мысли, собр. В. Г. Чертковым), 1906, 45 стр.
   55)  "Мысли о воспитании и обучении", 1906, 30 стр.
   56)  "О веротерпимости", 1906, 11 стр.
   57)  "О разуме, вере и молитве" (три письма), 1906, 15 стр.
  
   VI . Издания  "Посредника" в Москве
   58)  "Соединение, перевод и исследование 4-х евангелий". Т. 1, 1907, 298 стр. Т. 2, 1908, 307 стр. Т. 3, 1908, 243 стр.
   59)   "Круг чтения" (Избранные, собранные и расположенные на каждый день мысли многих писателей об истине, жизни и поведении). Т. 1, 1906, 535 стр. Т. 2, 1908, 604 стр.
   60)  "Путь жизни", 1911, 501 стр.
   61)  "В чем моя вера?" 1906, 200 стр.
   62)  "О жизни", 139 стр.
   63)   "Мысли о новом жизнепонимании" (Извлеч. Из "Царства Божия"), 144-156 стр.
   (62 и 63: 1906 г.)
   64)   "Для чего мы живем?" (Мысли, собр. В. Г. Чертковым), 1906, 47 стр.
   65    "Учение Христа, изложенное для детей", 1909, 98 стр.
   66    "Мысли о Боге", 1906, 31 стр.
   67   "Избранные мысли о воспитании и образовании",  1909, 23- 78 стр.
   68)  "Религия и нравственность", 1908, 30 стр.
   69)  "О значении русской революции", 1906, 88 стр.
   70)  "Единственное возможное решение земельного вопроса", 15 стр.
   71)  Предисловие к русскому переводу книги Г. Джорджа "Общественные задачи", 16-21 стр.
   72)    "Для чего люди одурманиваются?" 1906, 32 стр.
   73)    "О войне""(По поводу книги Ершова), 8 стр.
   74)   "Первая ступень" (О вегетарианстве), 1906, 47 стр.
   75)    "Письмо к китайцу", 1907, 21 стр. 76) "Неделание", 1907, 32 стр.
   77    "О самосовершенствовании", 8 стр.
   78    "О сознании духовного начала", 9-11 стр.
   79   "Против толстовства", 3-4 стр.
   80)  "О Толстовском обществе", 5-7 стр.
   81)  "Мысли о магометанстве, буддизме и христианстве", 8-11 стр.
   82)  "О вере и неверии", 12-15 стр.
   83)  "О средствах помощи населению, пострадавшему от неурожая", 3-16 стр.
   84)  "Помощь голодным", 17-41 стр.
   85)  "Голод или не голод", 50-62 стр.
   86)  "Верьте себе", 1908, 4 стр.
   87)  "Требования любви", 1909, 8 стр.
   88)  "Богу или мамоне?" 1909, 32 стр.
   89) "Краткое изложение Евангелия", СПБ., 1906, 146 стр. 90) "Что же делать?" СПБ   1907  12 стр
  
   VIII . Издания  "Обновления" в СПБ
   91)  "Христианство и патриотизм", 71 стр.
   92)  "Письмо о франко-русском союзе", 71-72 стр.
   93)  "Конец века" (О предстоящем перевороте), 1906, 62 стр.
   94)  "Единое на потребу" (О государстве) 46 стр.
   95)  "О религии" (Ответ позитивисту), 47-48 стр.
   96    "Приближение конца", 13 стр.
   97    "Письмо к шведам", 46-53 стр.
   98   "Карфаген должен быть разрушен", 54-64 стр.
   99   "Патриотизм и правительство", 1906, 27 стр.
   100   "О христианстве и о воинской повинности", 1906,
   101    "Об обществ, движении в России", 1906, 14 стр.
   102)  "Две войны", 1906, 16 стр.
   103)  "К политическим деятелям", 3-26 стр.
   104)  "Письмо к редактору английской газеты", 27-32 стр.
   105)   "Где выход?" (О положении рабочего народа) 15 стр.
   106)  "Обращение к духовенству", 3-26 стр.
   107)  "О религиозном воспитании", 27-31 стр.
   108)  "Ответ Синоду", 11 стр.
   109)   "Как читать Евангелие и в чем его сущность", 14-16 стр.
   110   "Не убий", 1906, 8 стр.
   111    "Солдатская памятка", 1906, 8 стр.
   112    "Письмо к фельдфебелю", 1906, 8 стр.
   113    "Офицерская памятка", 1906, 8 стр.
  
   IX . Издания Т-ва И. Д. Сытина в Москве
   114)  "Что такое искусство?" 1899, 496 стр.
   115)  "О  Шекспире  и  о  драме"  (Критический очерк),   1907, 79 стр.
   116   "Великий грех" (О землевладении), 1906, 32 стр. _
   117    "Ручной труд и умственная деятельность"
   118    "Трудолюбие или торжество земледельца" (О соч. Бондарева)
   119)  "Праздник просвещения"
   120)  "Выдержка из письма по поводу возражений на статью "Женщинам"
   121)  "На каждый день" (Учение о жизни, изложенное в изречениях), 1909. Июнь, 63 стр. Июль, 78 стр. Авг., 74 стр. Сен., 59 стр.
  
   X . Издания Максимова в СПБ
   122)  "О бессмертии души"
   123)  "Письма к Л. Е. Оболенскому"
   124)  "Письмо свящ. Соловьеву"
   125)  "Письмо И. М. Трегубову"
   126)  "Предисловие к ром. Поленца "Крестьянин"
   127)  "О порнографии", из сборника, 1909, 3 стр.
  
   XI . Издание Дубровского в Москве
   128)   "К вопросу о несопротивлении злу насилием", 7-16 стр.
   129)   "Письмо к министрам внутр. дел и юстиции",      1907. 19-27 стр.
   130)  "Стыдно", 31-42 стр.
   131)  "Из письма к В. Г. Черткову о Герцене"
  
   XII . Из  "Собрания сочинений", изд. в Москве
   132)  "О народном образовании" (1862), 1889, т. 4-й, 1-32 стр.
   133)  "О методах обучения грамоте, ibid ., 33-61 стр.
   134)   "Проект общего плана устройства народных училищ", ibid ., 62-108 стр.
   135)  "Воспитание и образование", ibid ., 109-158 стр.
   136)   "Прогресс и определение образования", ibid ., 159-200 стр.
   137)  "Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят", ibid ., 201-234 стр.
   138)   "Ясно-Полянская школа за ноябрь и декабрь месяцы", ibid ., 235-372 стр.
   139)  "О народном образовании" (1885), ibid ., 375-455 стр.
   140)  Предисловие к сборнику "О том, в чем правда в искусстве", т. 13-й, 1890, 211-254 стр.
   141)  Послесловие к "Крейцеровой Сонате", ibid ., 625-643 стр.
   142)   "К вопросу о свободе воли" (Извлечение из  "Царства Божия"), т. 14-й, изд. 1-е, 1898, 415-420 стр.
   143) "Письмо Мадзини о бессмертии", ibid ., 147-150 стр. 144) "Предисловие к дневнику Амиеля", ibid ., 451-455 стр.
   145    "       "   соч. Гюи-де-Мопасана", ibid ., 459-482 стр.
   146    "       "   рассказам Семенова", ibid ., 489-491 стр.
   147) "       "   статье Карпентера "Современная наука", ibid ., 495-504 стр.
  
   XIII . Из периодических изданий
   148)   "Письмо к православному священнику", "Своб. Слово", Christchurch Harts, England, 1902, No 2, 3 стр.
   149)  "Письмо к французскому пастору", ibid ., 2 стр.
   150)   "Отношение к правительству и существующему строю" (Из частного письма 1896 г. и из дневников 1895 г.), ibid ., No3,4 стр.
   151)  "Письмо к деятелю по народной школе" (О преподавании катехизиса), ibid ., 2 стр.
   152)  "Гаррисон о непротивлении насилием", ibid ., 1904, No 9, 5 стр.
   153    "Два письма о православии", ibid ., No 10, 4 стр.
   154    "Письмо к царю" (1902), ibid ., No 14, 7 стр.
   155    "Письмо о гурийском движении", ibid ., 1905, No 16.
   156   "О Гоголе", "Русское Слово", Москва, 1909, No 68.
   157   "Нет худа без добра", "Жизнь", Москва, 1909, No 7.
   158    "Письмо к Л. Андрееву", "Русск. Ведом.", Москва, 1909, No 69.
   159)  "Заявление об аресте Гусева", "Русск. Вед.", 1909, И авг.
   160)  "В чем главная задача учителя?". "Свободное Воспитание", Москва, No 3, за 1909- 1910 г.
   161)  "Три фазиса моей жизни", "Русское Слово", 1910, 24 февр.
   162)  "О самоубийстве", "Русское Слово", 1910, 7 марта.
   163)  "Письмо о кооперативном движении", "Жизнь для всех", СПБ., 1910, No 2.
   164)  "О значении ознакомления с основами религиозных учений" (Письмо к В. А. Поссе), "Жизнь для всех", 1910, No 3.
  
   XIV . Письма и дневники
   165)  "Письма", собр. П. А. Сергеенко. М., Кн-во "Книга", 1910, 365 стр.
   166)  "Письма", собр. П. А. Сергеенко. Т. 2-й. М., Кн-во "Книга", 1911, 311ХХХ стр.
   167)  "Новый сборник писем", собр. П. А. Сергеенко, под ред. А. Е. Грузинского. М., "Окто". 1912, 383 стр.
   168)  "Дневник". Т. 1-й, 1895-1899. М., 1916, 292 стр.
  
   Примечание. В этом списке соединены скобкой названия сочинений, изданных вместе одной книгой. Для рукописей обозначен год написания, для книг - год издания. Из "Круга чтения" и "Пути жизни" я брал только мысли, принадлежащие Л. Н. Толстому. Помимо печатного текста "Пути жизни", я пользовался также, в рукописях, всеми пропусками, сделанными в книге по цензурным соображениям. Цитаты, заимствованные из книг, исправлены по этим пропускам. "Любовь", "Земля и труд" и др. известные брошюры не помечены здесь потому, что оне представляют выдержки из основных сочинений: "Царство Божия", "О жизни" и пр.
  

Другие авторы
  • Катаев Иван Иванович
  • Хавкина Любовь Борисовна
  • Свенцицкий Валентин Павлович
  • Малышев Григорий
  • Зубова Мария Воиновна
  • Сапожников Василий Васильевич
  • Линдегрен Александра Николаевна
  • Одоевский Владимир Федорович
  • Алданов Марк Александрович
  • Муратов Павел Павлович
  • Другие произведения
  • Иванов-Разумник Р. В. - Иванов-Разумник
  • Минченков Яков Данилович - Мясоедов Григорий Григорьевич
  • Мольер Жан-Батист - Мизантроп
  • Княжнин Яков Борисович - Письма к Г. Гогелю
  • Кукольник Нестор Васильевич - Избранные стихотворения
  • Крестовский Всеволод Владимирович - Тамара Бендавид
  • Врангель Фердинанд Петрович - Врангель Ф. П.: Биографическая справка
  • Лажечников Иван Иванович - Гримаса моего доктора
  • Плеханов Георгий Валентинович - Рязанов. Предисловие редактора
  • Булгарин Фаддей Венедиктович - Невероятные небылицы или Путешествие к средоточию Земли
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
    Просмотров: 382 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа