А. О. Аблесимов
Мельник - колдун, обманщик и сват
Комическая опера в трех действиях
--------------------------------------
Стихотворная комедия, комическая опера, водевиль конца XVIII - начала
XIX века. Сборник: Т. 1 / Вступ. ст., биогр. справки, сост., подг. текста и
примеч. А. А. Гозенпуда.- Л.: Сов. писатель, 1990. (Б-ка поэта. Большая
серия).
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
--------------------------------------
Александр Онисимович Аблесимов (1742-1783) - поэт, драматург,
журналист. Происходил из небогатой дворянской семьи. Получил домашнее
образование. В 1751 году был зачислен в военную службу, с 1758 по 1766 год
служил в армии сначала солдатом, затем сержантом и прапорщиком. В 1767 году
стал членом Комиссии нового Уложения, в которой разрабатывались проекты
государственных законов. Здесь он сблизился с литераторами М. И. Поповым, В.
И. Майковым и Н. И. Новиковым. В 1770 году Аблесимов снова поступил на
военную службу, окончательно вышел в отставку в 1772 году и поселился в
Москве, где служил мелким чиновником.
Первыми литературными опытами Аблесимова были элегия "Сокрылися мои
дрожайшие утехи", эпитафия "Подьячий здесь зарыт" и шесть эпиграмм,
напечатанных в журнале А. П. Сумарокова "Трудолюбивая пчела" (1759). Затем
он обращается к сатирическим жанрам, пишет "были", выпускает сборник "Сказки
в стихах" (М., 1769), участвует в сатирическом журнале Н. М. Новикова
"Трутень", затем сам издает журнал "Рассказчик забавных басень, служащих к
чтению в скучное время...", в котором публикует главным образом свои
сочинения. Как писатель-сатирик Аблесимов находился под влиянием Сумарокова.
Знакомство с солдатской жизнью отразилось в опере Аблесимова "Поход с
непременных квартир" (поставлена в Москве 7 июня 1782 года, с музыкой М.
Эккеля, впервые опубликована П. П. Берковым в 1956 году). Составитель
"Драматического словаря" писал об этой опере: "Представлена много раз на
Московском театре. Оная пиеса довольно хорошо принята публикою. Г-н
сочинитель показал в оной пиесе подробно все солдатские нужды, так, как
искусившийся в сей части". {"Драматический словарь". Спб., 1772. С. 108.}
Кроме того, им написана комедия "Подьяческая пирушка" (1771, не
сохранилась), комическая опера "Счастье по жеребью" (М., 1779),
аллегорический пролог "Странники" для открытия Петровского театра в Москве
(М., 1780). Лучшее произведение Аблесимова - комическая опера "Мельник -
колдун, обманщик и сват" - сохранила имя автора от забвения. Произведение
это высоко оценено Белинским. {См.: Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В
13-ти т. Т. 1, М., 1953. С. 53.}
МЕЛЬНИК - КОЛДУН, ОБМАНЩИК И СВАТ
Комическая опера в трех действиях
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Анкудин, крестьянин.
Фетинья, жена его.
Анюта, дочь их.
Филимон, жених Анюты.
Фаддей, мельник, колдун, обманщик и сват.
Несколько подруг Анюты.
Действие в деревне.
ДЕЙСТВИЕ 1
Театр представляет с одной стороны лес, вдали по холмам малые деревеньки, а
с другой стороны - мельницу и при ней телеги с мешками. Напереди ж всего
дерево.
ЯВЛЕНИЕ 1
Мельник (один).
Мельник (стругая доску, поет только тон песни без речей и музыки, потом
говорит). Какая бишь это песня?.. Да: "Как вечор у нас с полуночи..." Так...
(Зачинает петь на этот тон песню, продолжая сам свою работу.)
Как вечор у нас с полуночи,
Со полуночи до бела света...
Какой проливной бола пошел дозжик, да перестал скоро. (Так же поет и
продолжает работу.)
На заре-то было да на утренней,
На закате ведь светлого месяца...
Ну уж был ветер! то-то, слышь ты, дул сильно, что чуть бола и мельницу-та
мою совсем не спрорушил, в пень бы я стал, да спасибо! хоть исковеркал, да
немного; а хоть и немного, да наделал дела. (Приноравливает доску.) Ну,
будет ладно, пойдет опять заново. (Подошед к оркестру.) Смешно, право, как я
вздумаю: говорят, будто мельница без колдуна стоять не может, и уж-де
мельник всякой не прост - они-де знаются с домовыми, а домовые-то у них на
мельнице как черти ворочают... Ха! ха! ха!.. какой сумбур мелют? А я,
кажется, сам коренной мельник: родился, вырос и состарился на мельнице, а ни
одного домового сроду в глаза не видывал. А коли молвить правду-матку, то
кто смышлен и горазд обманывать, так вот и нее колдовство тут... Да пускай
что хотят, они, то и бредят, а мы наживаем этим ремеслом себе хлебец.
Кто умеет жить обманом,
Все зовут того цыганом;
А цыганскою ухваткой
Прослывешь, колдун, угадкой.
И колдовки-колотовки
Те жа делают уловки.
Много всякого есть сброду:
Наговаривают воду,
Решетом вертят мирянам
И живут таким обманом.
Как и аз грешный!..
ЯВЛЕНИЕ 2
Филимон и прежний.
Мельник (его увидя). А!.. это ко мне гость. На сей день будет поживка.
(К Филимону.) Путь-дорога доброму молодцу!
Филимон. Челом бью, старинушка.
Мельник. Издалеча ль бредешь, куда путь держишь?..
Филимон. Не пуще дальнее дело.
Мельник. Да волею или неволею?
Филимон. Коней ищу: савраско да гнедко вдвоем куда-то запропастились; а
кони-та, кони-та какие добрые были. (Особливо.) Это он-та ворожейка:
попытаюсь у него поколдоваться. (К Мельнику.) Что, старинушка, хочу*
спросить тебя...
Мельник. О чем поволишь? Изволь-ста, мы ваши работники.
Филимон. Доброе дело... и мы вам плательщики... Итак, поворожи мне:
найдутся ли мои кони?
Мельник. Найдутся ли кони?..
Филимон. Так, старинушка; мне об них очень хочется сведать.
Мельник. А вот эдак, например, как будет ли от тебя что? (Подставляет
руку.)
Филимон. Наперед угадай, дедушка, а там мы посмотрим.
Мельник (отворачивается, сердится и зачинает петь).
Угадать,
Не устать;
Да как дело плоховато,
Так и платят торовато.
Филимон. Да я тебе, старинушка, плательщик буду.
Мельник.
На посуле,
Как на стуле,
Посидя да не поешь,
Так живот не будет свеж.
Филимон. Ни из чего не солгу, поверь, пожалуй...
Мельник.
В тот черед,
Наперед
Эти басни не под нужу,
Вынь-ка мошну-та наружу,
И пустого не болтай,
Да нам денежки считай.
(Подставляет руку, смотря ему в глаза.)
Филимон. Ну, коли так, изволь, пожалуй: мы вам и наперед дадим посильно
место копеек.
Мельник. Это только-та?
Филимон. Будет покамест: чего больше?
Мельник (особо). Ладно, ты без полтинника-та от меня не отъедешь.
Филимон. Что ж ты мне скажешь?
Мельник. А как теперь на дворе - рано?
Филимон. Не больно еще поздно, и сонце за лес не село.
Мельник. Перевернись жа три раза по сонцу.
Филимон. Что бы так?
Мельник. Что бы так!.. в ворожбе это нада... Ну, делай что велят!..
Филимон. Во твою угоду мы и повернемся. (Вертится один раз.)
Мельник. Еще против сонца.
Филимон (вертясь). Ещо-таки и против сонца.
Мельник. Теперь стань вот к этому дереву. (Филимон хочет иттить, а
мельник говорит.) Нет, нет, постой... есть ли у тебя плат?
Филимон (вынимает платок). Есть вот.
Мельник. Зажми жа глаза плотно... завяжи платом крепче... ещо крепче...
Ну! ладно... теперь слушай жа: стой да нишкни, с места не двигайся и никому
не аукайся, а я пойду к старшому...
Филимон (исполняя все, что только мельник ему ни приказывал). А буде
кто без тебя ко мне придет и станет меня спрашивать: зачем-де ты стоишь так,
добрый молодец, ясные твои очи завязаны?..
Мельник. Ни с кем ни словечка, а ворчи, коли хочешь, про себя.
Филимон. А песню спеть в потребу ли будет?
Мельник. Всполошишь всех, не нада.
Филимон (про себя). Эдакая причина!
Мельник. Стой же плотно.
Филимон. Ин добро быть так.
Мельник, отходя от Филимона, примечает его движения; а он покушается глаза
немного открыть. Мельник, воротясь, подходит крадучись и говорит, с сердцем.
Мельник. Тють!.. тють!.. что ты это чудесишь?.. этакой рахманной, ведь
испужаешьси... (Взяв его за руку.) Поди за мною... стой, ухватись вот за это
дерево. (Потом очерчивает его мелом.) Ну, стой жа, слышь ли ты, плотно, не
трожься и за черту ни ногою, а то быть худу... (Отходит.)
ЯВЛЕНИЕ 3
Филимон (один).
Филимон (приклоняя голову в ту сторону, куда мельник ушел, слушает).
Слышится, колдун ушел... так, ушел теперь. Что-та он мне скажет?.. Ну, да
что ни будет, то будет!.. (Открывает немного глаза.) Да... нет... уж меня,
ничего не видя, от страху как будто мороз по коже подирает... Что ж мне
делать? ничего иного, как орать что есть мочи... Нет! стану курныкать
помаленьку, только чтоб не так страшно мне было.
Не тронемся, не ворохнемся,
Не кликнемся, не аукнемся;
Спою песню; да какую ж я спою?..
А! любиму свою...
Музыка зачинает в это время, как Филимон готовится петь.
ЯВЛЕНИЕ 4
Мельник и прежний.
Мельник выносит жернова, ставит их у мельницы.
Филимон (продолжает петь на голос: "Как ходил, гулял молодчик.,.").
Вот спою какую песню:
Ходил молодец на Пресню,
Под вечерок,
Путь недалек.
Ходил молодец на Пресню
Из Сесвяцкова села,
Под вечерок,
Путь недалек.
Из Сесвяцкова села,
Красна девка там жила,
Девка душа
Там хороша,
Красна девка там жила,
Молодца с ума свела.
Мельник вертит жерновом и сим делает шум; а Филимон, продолжая петь, пугается.
Девка... ду... ша
Там... хо... ро... ша..
(Оканчивает диким голосом.)
Мельник. Расступись, вода!.. Растворись, мельница!.. Явись ко мне,
седой демон!..
(Вертит опять жерновом сильняе и производит шум.)
Филимон (дрожит). Чур меня!.. чур меня!.. с нами невидимая сила...
Мельник (подбегая к Филимону). Ухватись, ухватись за дерево плотняе.
Филимон, хватаясь за дерево, и сам дрожит.
Мельник (обходя его кругом). Будут кони?.. Будут кони?.. Таки будут?..
(Сиповатым голосом.) Нет, не будут. (Обходит другой раз.) Придут кони?..
Таки придут ли кони?.. (Также сиповато.) Нет, не придут... Что за
дьявольщина! (Обходит третий раз.) Найдутся ли кони?.. Да найдутся ли
кони?.. (Притворным голосом с сердцем.) Хоть найдутся, да не скоро... (Своим
голосом.) Исчезни ж, окаянной! (Сам подбегает опять к жернову и вертит оное.
Потом, подошед к Филимону.) Теперь поди сюда, развяжи глаза и не бойся
ничего. Филимон (развязав глаза). У!.. (Дрожа поет.)
О ты, дедушка Фаддей!
И ты сильный ворожища!
Ты могучий чародей.
Мельник.
Кабы ковш теперь пивища:
Я в него бы поглядел,
То наделал бы уж дел.
Филимон.
Ты нам, дедушка, помога,
У кого кручины много.
Мельник (особо).
Я тем, детушки, помога,
У кого есть денег много.
Филимон. Ты нам, дедушка, помога |
Мельник. Я вам, детушки, помога, | (Вместе.)
Филимон. У кого кручины много. |
Мельник. У кого есть денег много. | (Вместе.)
Филимон. Итак, дедушка, пропали мои кони?..
Мельник (поет).
Я вам, детушки, помога,
У кого есть денег много.
Филимон. Что ж ты мне скажешь?
Мельник (еще поет).
Я вам, детушки, помога,
У кого есть денег много.
Филимон. Да вот, пожалуй, я и ещо дам тебе денег, только отгадай мне.
(Дает ему денег.)
Мельник (заикаясь). А!.. а кармливал ты их овсом?
Филимон. О! нет, они сроду зерна не видали.
Мельник. Ну, так век не найдутся...
Филимон. Этакое мое горе!
Мельник. Постой ещо... подай-ка мне свою руку! (Филимон кажет руку, а
мельник водит по ладони пальцем.) Так, в твоей руке их нету; только корысть
будет, лихих людей переможешь; а на сердце кручина пала...
Филимон (особливо). Как сказали об нем, так и подлинно, что он все
подноготное узнавает!
Мельник. Погляди-тка сюда пряменько!.. Что-та есть у тебя на мысли?..
Филимон. Ох! старинушка, есть... да боюсь молвить.
Мельник. Небось, небось, поведай мне свою крепкую думу, авось-либо в
чем и пособить можно.
Филимон. Нет, дедушка, кажется, несбыточное дело, и статься-та этому не
можно.
Мельник. Не болтай пустого.
Филимон (поет на голос: "Западала путь-дороженька моя...").
Я поведаю тоску-печаль ему:
Отчего так больно сердцу моему,
Ведь он сильной ворожища
И мне стался быть дружища,
Так я думушку свою
Перед ним не потаю...
Мельник. Не утай, не утай ничего, а мы посмотрим, как пособить будет
можно.
Филимон. Ну, ин быть так, правду молвить: я прибрёл бола к тебе кручину
свою размыкать; придумай, пригадай мне, я задумал, доброй молодец, жениться
и пришла мне одна красная девица по обычью; да вот беда моя! отец и мать ее
друг с другом не согласны: старухе как-то исстари случилось быть дворянского
отродья, а выдана в крестьянство поневоле; старик-ат ведь и хочет дочку
выдать за детину-хлебопашца, а старуха-хлопотунья за дворянского сыночка...
и за то-та муж с женою и хлопочут.
Мельник. О! о! это плевое дело; я смекнул, как быть этому: девка будет
наша! Что за работу?
Филимон. Четверть доброй ржи старинушке челом бью.
Мельник. Ну-тка по рукам... ладно!.. (Поет на голос: "Вы реченьки,
реченьки...")
Не кручинься, молодец,
Горю сделаем конец,
Назову тебя я братом
И пойду к невесте сватом,
Ты об этом не тужи,
Припасай лишь четверть ржи.
Филимон.
О том, дедушка, ни слова,
Будет рожь тебе готова;
О дарах ты не тужи,
Делом сам лишь не держи.
Мельник.
Я тебе жену добуду,
Иль я мельник ввек не буду!..
Филимон.
Чудеса ты все творишь,
Как рублем меня даришь.
Мельник.
Мы пойдем приготовляться,
Как с невестой повидаться.
Филимон.
Пойдем к делу поспешать.
Мельник.
Пойдем свадьбу затевать.
Оба.
А чтоб быть нам посмелея
И приттить повеселея,
Так зайдем мы в кабачок:
Тяпнем там винца крючок.
ДЕЙСТВИЕ 2
Театр представляет поле, с одной стороны вдали мельницу, реку и лес, а с
другой напереди двор крестьянский, потом сумерки и восходящий месяц.
ЯВЛЕНИЕ 1
Анюта и Филимон.
Анюта выходит из двора, а после Филимон из лесу.
Анюта. У!.. да уж на дворе-та и смеркается! Когда это день прошел?
Смотри, пожалуй, а я работаючи-та и не видала. (Поет начало: "Земляничка
ягодка".)
По всей я младости
Ведь не вижу радости,
Вот мой
Талан какой. (2 раза)
Нету мне весела дня;
Всё сушит,
Всё крушит
Всякой час меня.
Филимон (ходя между тем задумавшись и, по голосу завидя ее,
останавливается). Это она!.. она точнехонько!..
Анюта (увидя Филимона). Это он?.. Точно он!.. Филимон. Подойду к ней,
что ни будет, то будет. (Подходит.)
Анюта. Он ко мне идет?.. Так, ко мне; нет, я уйду от него, а то неровно
как старики мои меня с ним увидят, то пойдет дым коромыслом! (Хочет уйти и
после останавливается.)
Филимон (также остановись). Беги, пожалуй, что нужды? Видишь какая,
коли так упряма, ты чаешь, краше тебя и нету; ан лих есть много, не тебе
чета, и я, право, гоняться-та за тобою не буду.
Анюта (про себя). Кажется, он вздурился, что я уйтить-та хотела! Эдакая
напасть моя, что станешь делать? Не уйтить - горя, а уйтить и вдвоя... да не
кая пропасть, мне и самой хочется повести с ним поговорку.
Филимон (увидя, что она остановилась). А! а... это ей не по сердцу, что
я сказал: гоняться-та за ней не буду... эдак-та лучше с ними водиться; у нас
ведь по-сельски: как любушке своей тулунбаса два-три в спину влепишь и она
стерпит, так и наша.
Анюта. Не знаю сама, что бы это такое со мною сталось?.. Что я его лишь
увижу, так сердце мое все затрепещет, руки опустятся, ноги подогнутся, и с
места не сдвинешься!.. Что ж будешь делать? Хоть побои принять, а с ним
перемолвлю. (Воротясь, подходит к нему тихо.)
Филимон (также к ней приближаясь, про себя). Ты ко мне, и я к тебе.
(Анюте.) Девица красная, подобру ль живешь, поздорову?
Анюта. Не пуще так, чтобы тебе сказать - радошно.
Филимон. Да тебя давно уж и в посиденках не видно.
Анюта. Матушка меня не пущает; говорит: ты, дискать, уж
девушка-невеста, так женихи осудят, и я от этого иногда и плачу.
Филимон. Не тужи, красная девица, авось-либо дождемся и мы своей воли.
Анюта. Кажется, мне не нажить этих дней. (Особо.) Он, видно, хочет на
мне жениться.
Филимон (особо ж). Женился б не шутём, кабы было можно.
Анюта (поет начало на голос: "Кабы знала, кабы ведала, мой свет").
Кабы я, млада, уверена была,
Что дружку свому хоть чуть-чуть я мила:
Я бы всякий день немножко
С ним видалась хоть в окошко
И не в скуке бы жила.
Филимон (особо говорит). Побожусь ей, что я невесть как ее люблю.
Анюта (продолжает петь на тот же тон начало).
Только милый мой не ведает того,
Как безвременно крушусь я для него:
Он во сне мне часто снится,
Будто вздумал он жениться
На иной, а не на мне.
Филимон. Нет, нет! что пустое затевать! этого и в уме не бывало.
ЯВЛЕНИЕ 2
Мельник и прежние.
Мельник. Ого! сокол, ты уж и здеся! Скоренько ты залетел... а я
ничего-таки, тяпнул винца мерочку, так и веселяя стало. Здорова-ка, Анюта!
Анюта. Здравствуй, соседушка.
Мельник. Что-та как эдак вы делаете?
Анюта. Пели песни.
Филимон (Мельнику). Слышал ли ты, как она жалобно пела?
Мельник. Слышал, слышал, да это ненадолго; скоро запоет иным голосом,
уж не так заунывно.
Анюта (досадуя). Зачем его черт принес?
Филимон. Небось, нет ничего.
Анюта. Да видишь какой, только помешал нам!
Филимон (поет).
Полно, светик мой, стыдиться,
Станем мы при нем дружиться,
Дай мне рученьку свою,
Дай голубушку мою.
Анюта.
Ничуть это не годится,
Чтоб так при людях резвиться,
Отвяжись и не шути,
Ведь нисколько в том пути.
Филимон.
Его нечего таиться;
Старик этот пригодится,
Распознай сама его,
Он пригоден для всего.
Анюта (обертываясь назад). Ай! ай!.. уйдите, уйдите! старуха моя сюда
идет.
Мельник. Уйдем, уйдем, ведь старуха-та великая хлопотунья.
Мельник и Филимон уходят назад театра и прячутся за крестьянский двор.
ЯВЛЕНИЕ 3
Фетинья и Анюта.
Фетинья. Ты, рыскушка, все на улице, и рано и поздно; а что делаешь?
ведь только зеваешь; а ты бы, девушка, лучше кросна ткать смышляла.
Анюта. Да я и так лишь теперь из-за дела: тебе шила подзатыльник, а
себе низала поднизь; целый день работаючи, кажется, рук не покладывала,
когда ж погулять-та?..
Фетинья. Девушки теперь не гуляют, уже смеркается... поди, поди за
дело.
Анюта (особо). Вот какая, право, все делай да делай, и погулять
некогда; видать ли уж как бы замуж выйти, тогда не сказала бы она мне: лучше
бы, девушка, кросна ткать смышляла...
Фетинья. Что ж ты стала?
Анюта. Да теперь уж темна дело делать.
Фетинья. Так ин ложись да спи, завтра рано вставать.
Анюта. Мне и спать-та еще не хочется.
Фетинья. Поди ж! поди!.. эдакая упрямица!
Анюта (отходя). Куда, право, какая!..
ЯВЛЕНИЕ 4
Фетинья (одна).
Фетинья. Пора девку замуж, нечего мешкать, у нее уж теперь не дело на
уме, а она женихов смышляет... Да что мне делать? придумать не могу; давно
бы я ее с рук сбыла, как бы не старый хрыч мне перечил, охо-хо-хо-хо!
такова-та быть не за ровней! не то смышляй, что хочется,- то делай, что муж
велит.
(На голос: "Ах, на что ж бола, ах, к чему ж бола...".)
Ах! на что ж бола, ах! к чему ж бола
Мне на свете быть,
Во кручине жить?
Я родилася, я родилася
Не крестьянкою,
А дворянкою.
Меня отдали, меня отдали
За крестьянина,
Не за барина.
Навязался мне, навязался мне
Некошной старик,