(Нов. Время, 1886, 4 сент.)
Замѣтки о Пушкинѣ и другихъ поэтахъ
К³евъ, 1897
Б³ограф³я Ѳедора Ивановича Тютчева. Соч. И. С. Аксакова. Москва, 1886.
На этой книгѣ соединились два прекрасныхъ имени, и конечно будутъ только поддерживать одно другое. Имя Тютчева, которое знатоки дѣла произносятъ съ высокимъ уважен³емъ, вовсе не имѣетъ у насъ той извѣстности, какой оно заслуживаетъ. Это одинъ изъ нашихъ классическихъ поэтовъ, а его знаютъ очень мало. И вотъ, является книга такого извѣстнаго писателя, какъ И. С. Аксаковъ, въ которой съ любовью и серьозност³ю подробно изложены ходъ и значен³е поэтическихъ произведен³й Тютчева, и вмѣстѣ изображена жизнь этого человѣка, одного изъ замѣчательнѣйшихъ русскихъ людей по уму и убѣжден³ямъ.
Предметъ очень любопытный. Тютчевъ - вѣдь это поэтъ еще пушкинской плеяды; онъ только четырьмя годами моложе Пушкина, и Пушкинъ самъ еще печаталъ его стихи въ своемъ "Современникѣ". И кромѣ того, Тютчевъ - славянофилъ, политическ³й писатель, одинъ изъ людей, краснорѣчиво и громко проповѣдывавшихъ свои мнѣн³я среди общества. Все это изложено въ книгѣ; но б³ографъ сдѣлалъ еще больше,- онъ повелъ рѣчь вообще о славянофильствѣ, объ основныхъ убѣжден³яхъ всего этого направлен³я, такъ что читатель найдетъ здѣсь не только точное и тщательное изложен³е мнѣн³й Тютчева, но и нѣкоторое исповѣдан³е вѣры самого И. С. Аксакова, изложен³е учен³я, которое было ему завѣщано и которое онъ развивалъ.
Довольно, кажется, такого, чѣмъ можно заинтересоваться. Тутъ дѣло касается нашей литературы и умственной жизни за цѣлую половину столѣт³я. Какъ поразительно и поучительно, напримѣръ, то, что Тютчевъ создалъ себѣ свое славянофильство совершенно независимо, живя за границей, безъ всякихъ вл³ян³й изъ Москвы. Разгадка конечно заключается въ его великомъ патр³отизмѣ, который только подстрекался и поддерживался его сношен³ями съ западными людьми и его заботами о политическихъ дѣлахъ Росс³и. Въ чуткомъ сердцѣ, въ серьозномъ умѣ, изъ любви къ Росс³и послѣдовательно сложились взгляды на ея назначен³е и на ея отношен³я къ Западу. Можно сказать объ Тютчевѣ, что онъ понималъ самую душу русскаго народа. Вспомните эти незабвенные стихи, обращенные къ Росс³и:
Не пойметъ и не замѣтитъ
Гордый взоръ иноплеменный,
Что сквозитъ и тайно свѣтитъ
Въ наготѣ твоей смиренной.
Истомленный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
Въ рабскомъ видѣ Царь небесный
Исходилъ, благословляя.
Что касается вообще до стихотворен³й Тютчева, то нѣтъ сомнѣн³я, что это произведен³я высшаго порядка, полная и чистая поэз³я. Конечно, есть причина, почему они не имѣли успѣха. Въ нихъ ясно, что поэтъ не отдается вольно своему вдохновен³ю и своему стиху. Чудесный языкъ не довольно пѣвучъ и свободенъ, поэтическая мысль, хотя и яркая и грац³озная, не рвется безотчетно и потому не подмываетъ слушателя. Но это полное обладан³е собою, эта законченность мысли и формы не исключаетъ поэз³и; у Тютчева есть порывы, стоны и крики, тонкости и наивности, не уступающ³я никакимъ увлекающимся и заливающимся въ своемъ пѣн³и поэтамъ. Непоэтическаго, прозы, у него нѣтъ въ стихахъ, и всю свою поэз³ю онъ даетъ намъ въ видѣ настоящаго, чистаго золота, какимъ она явилась у него въ душѣ. Онъ былъ человѣкъ глубокаго образован³я и тонкаго вкуса, и это отразилось и на содержан³и и на формѣ его стиховъ. Кто возьметъ его, какъ онъ есть, тотъ испытаетъ самое полное наслажден³е, какое можетъ да³ь поэтическое творчество.
Говорить-ли о другой сторонѣ книги, о славянофильскомъ учен³и? Предметъ слишкомъ обширенъ для маленькой замѣтки. Скажемъ только, что всяк³й, желающ³й серьозно познакомиться съ основами этого учен³я, долженъ читать эту книгу, и кто не читалъ ее, тотъ еще не имѣетъ права разсуждать о славянофильствѣ.